Летопись конкуренции через призму Управления ФАС России по Ярославской области

Взаимоотношения  ярославской власти, монополистов и представителей бизнеса, особенно средней руки, зачастую, далеки от конструктивных. Трения возникают в части соблюдения конкурентности и поведения монополистов по отношению к зависимым от них хозяйствующим субъектам. Разрешение таких вопросов находится в ведении управления по Ярославской области ФАС России. Ведомство, в каком-то смысле,  является камертоном истинно рыночных отношений.   Порой, именно антимонопольное ведомство служит единственным доступным профессиональным защитником интересов предпринимателей средней руки или граждан  от аппетитов власти и монополистов. 

О практике антимонопольного ведомства состоялся разговор с Еленой Владимировной Гудкевич, начальником отдела органов власти и рекламы управления по Ярославской области ФАС России. Она привела один пример, на мой взгляд, аккумулирующий ряд аспектов, над которыми стоит призадуматься. 

Важность качественного здравоохранения в нашей жизни неоспорима. Реформа в этой системе привела к конкуренции государственной системы и частного бизнеса в сфере оказания услуг скорой медицинской помощи. Разрушение монополии  идет с подачи федеральной власти, подчеркивающей необходимость формирования частного сектора социальных услуг, в том числе, и  в сфере здравоохранения, развития конкуренции в этом сегменте, т.к. предоставляемый выбор пациенту подстегивает всю систему к лучшему качеству, совершенствованию, высоким стандартам. Просто на бумаге, да забыли про  овраги...

Как же складывается реальная конкуренция, например, между частной и государственной скорой помощью в Ярославской области в реальности, а не в замыслах власти?

Сегодня  за посещение  врача в поликлинике или пребывание в стационаре платит не пациент, а Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Это касается и скорой медицинской помощи.

– Жители должны знать, что можно при необходимости вызвать не только государственную скорую помощь, но и частную, в том случае, если ей выделены объемы финансирования по оказанию скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. При этом,  для граждан  с полисом это  бесплатно –  за выезд  заплатит  ФОМС по тарифу, установленному местной властью. Если у гражданина наступил страховой случай, то записывается номер полиса и информация поступает в фонд, который оплачивает вызов по тарифу, предназначенному для этой услуги. Существует тарифное соглашение, которое распределяет финансовые средства на каждый год по содержанию медицинских учреждений, в том числе,  и работающих в сфере оказания скорой помощи за счет средств ОМС, – пояснила Елена Гудкевич. – Это тарифное соглашение подписывается Департаментом здравоохранения и фармации  Ярославской области, территориальным фондом ОМС, двумя филиалами медицинских страховых организаций и представителями общественности – из Ассоциации медицинских работников и профсоюза. Они распределяют объемы финансирования, т.е. объемы страховых случаев, которые будут оплачиваться за счёт бюджета ФОМС.

– Они собираются и решают, сколько  фирме оплатят вызовов, по  какой цене, какой порядок финансирования?

– Да, так. Изучив обстоятельства по заявлению представителя частной организации, мы обнаружили, что услуга  –  одинакова для конкурирующих организаций, но  условия  ее финансирования  для государственной скорой помощи и частной – разные. Есть подушевое финансирование, при котором  рассчитывается оплата по специальной формуле, из расчета  количества населения. Частная медицинская организация обращалась в департамент  здравоохранения области и просила определить район для обслуживания, чтобы оказывать услуги части населения Ярославля. Свое обращение к  власти организация  подкрепила  заявлениями граждан (что-то около 1000 заявлений), которые хотели бы у нее обслуживаться. Тем не менее, органы власти не сочли возможным применить для частника подушевой расчёт и применили оплату по тарифу. При этом тариф в 2016г. был снижен.

–  Получается, что голоса граждан, выбравших частника, остались попросту незамеченными…

– Мы запросили документы, изучили их поквартально,  определили среднюю стоимость одного вызова для государственной станции скорой медицинской помощи и  сравнили с тем тарифом, который был установлен для частника. Выяснилось, что  стоимость одного выезда по тарифу для частника отличалась  от стоимость услуг государственной помощи. Хотя мы понимаем, что одна и та же услуга, независимо от того, какой организацией она оказывается, должна стоить одинаково, если она оплачивается из бюджета. 

– Но тариф был снижен и для государственной скорой помощи?

– Да, но она не пострадала от этого, ведь она финансируется  по подушевому принципу. Пациенты, к которым приезжали «кареты», также не ощутили этого. Но для частника тариф –  единственный способ оплаты при наступлении страхового случая. Возникает нарушение конкуренции, которое выразилось в дискриминационном отношении к частной организации.

– Получается, что эти условия разоряют частника?

–  Мы вынесли предписание, обязывающее стороны соглашения  внести такие  изменения  в тарифное соглашение, чтобы порядок финансирования был одинаковым   для частных и государственных медицинских организаций. Надеемся, что предписание управления будет выполнено сторонами-ответчиками.

Посмотрим, как поступят органы власти и общественники, которые действовали вместе с ними, создавая ситуацию неравенства, при этом нарушили ст.16 закона «О защите конкуренции». Будем условно  считать, что они действовали по недоразумению и из благих побуждений.  Но, если предположить, что действия системы были обусловлены беспокойством за качество услуг и надежностью работы частника, то это уже камень в епархию Росздравнадзора. Выходит, что при существующей практике на надзор не положиться?

Модель поведения власти по отношению к зависимым субъектам  перенимают   монополисты. Особенно стараются энергетики. Недавно в Ярославском Арбитражном суде состоялось предварительное слушание дела  у судьи  Елены Петровны Украинцевой. Опытному служителю Фемиды пришлось разбираться в хитросплетениях  энергетиков. 

Суть дела: предприниматель обратился в антимонопольное ведомство из-за того, что энергетики насчитали ему непомерную сумму – более 1млн.300 тыс. руб., т.е. оплату  за электроэнергию исходя из сечения провода. Хотя  в договоре с предпринимателем оговаривался объем максимальной мощности, и, если следовать букве договора, то к оплате надлежало  200 тыс.руб. Разница в деньгах для ярославского  мелкого предпринимателя  существенная. 

На слушании выяснилось, что передатчик электричества по проводам – ПАО «МРСК Центра» и продавец энергии  – ПАО  «ТНС энерго Ярославль» между собой не договорились – за что принимать максимальную мощность (одни считают  по сечению провода, другие – исходя из буквы договора). На этом показатели основывается оплата. Крайним вышел пекарь-инвалид. Миллионный счет  выводил всю его семью за черту бедности, но на эту «мелочь» энергетики внимания не обратили. Добиться правды самостоятельно человек не смог, его попросту не хотели слышать. Предприниматель написал письма во все инстанции, где излагал ситуацию. Но вступились за человека реально только в антимонопольном ведомстве. Там изучили ситуацию до мелочей, и встали на  его сторону. 

Энергетикам это не понравилось и они подали  исковое заявление в Ярославский Арбитражный суд. Для разбирательства в суде специалисты ведомства припасли аргументы со знанием отраслевых тонкостей энергетиков и разложили всю ситуацию перед судьей, буквально, по полочкам. 

Главный специалист-эксперт Ярославского управления ФАС России Шушкова Анна Сергеевна основательно подготовилась к предварительному слушанию и оперативно отвечала на все вопросы судьи, демонстрируя качество подготовки  к непростому делу, в котором проявилось своеобразное отношение энергетиков к потребителям. 

Судья запросила у монополистов дополнительные документы в подтверждение своих позиций. Посмотрим, чем закончится это дело, чью сторону возьмет Фемида. Ясно одно, что от своей позиции УФАС не отступит и пойдет, если потребуется, в другие судебные инстанции. 

Почему все больше  граждан или организаций в Ярославле обращаются  в антимонопольное ведомство? Там работают специалисты, которые знают махровые нравы  монополистов и алгоритмы властей, буквально, ведется летопись цивилизации конкуренции как рыночного института, формируется практика  отношений общества потребителей с монополистами, выявляются в законах лазейки и т.д.

Специалисты ведомства могут себе позволить на юридически  равных условиях бороться на  судебном поле с властями или монополистами. Разве будет справедливым результат, если обычный  человек или предприниматель станет судиться с машиной власти или монополистом, что он может реально противопоставить их деньгам или влиянию? С трудом верится в позитив в данном случае. 

Как сказали в Ярославском управлении ФАС России, там формируют «белую» и «черную» книги развития предпринимательства в Ярославской области. Ее «страницы», на мой взгляд, это «фронтовая» сводка, где идет битва добра со злом в рыночной экономике. Но главное, это  камертон общей социально-экономической ситуации в регионе, влияющий на мотивацию  граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью. 

Надо сказать, что  представители ведомства  регулярно выступают в СМИ, в какой-то степени занимаются просветительством. Приходится отметить факт – нередко предприниматели попадают в ловушки власти или монополистов именно  из-за отсутствия знаний. Не учат в школе, как вести дела  с монополистами или властями. Может,  мы и придем когда-нибудь к тому, что в школах станут преподавать бесплатно основы честной конкуренции. Думается, что это будет в будущем. Поэтому пока следите за информацией на сайте управления, может, пригодится  чужой опыт. Если, конечно,  эта информация из реальности не отобьет охоту заниматься чем-то  созидательным.   

А пока регулярно и буднично вписываются все  новые «странички» в «черно-белую» летопись развития предпринимательства в Ярославской области. Каких страниц будет из них больше – мы почувствуем, буквально, на качестве своей жизни. 

Виктория Соцкова