Остановить СМС-ки. Ярославцам рассказали, как бороться со спамом

В преддверии новогодних праздников телефон просто разрывается от получаемых СМС. «Приходите, скидки в магазине одежды!» «Два по цене одного!» «Распродажа!» – и так целый день! Как остановить эту лавину?

Об этом мы беседуем с начальником отдела контроля органов власти и рекламы УФАС России по Ярославской области Еленой Гудкевич.

– Елена Владимировна, часто ли к вам жалуются на навязчивую СМС-рассылку?

– Заявления граждан о СМС-сообщениях рекламного характера на их телефонные номера поступают в Ярославское УФАС регулярно, а возбужденные по ним дела о нарушении закона о рекламе традиционно составляют значительную часть – примерно 20% от общего количества рассмотренных дел в сфере нарушений рекламного законодательства.

Согласно статье 18 Закона «О рекламе» ее распространение по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

– Какая ответственность предусмотрена за рассылку нежелательных СМС?

– Если антимонопольным органом будет установлено, что нарушение совершено впервые, нарушитель может избежать штрафа и получить предупреждение. Например, сейчас у нас рассматривается вопрос об избрании меры наказания для строительной компании, приславшей два сообщения об акции при продаже квартир от застройщика жителю города Ярославля без предварительного получения его согласия на рассылку.

Повторным нарушением будет считаться факт рассылки рекламы после вынесения в отношении этого лица решения о нарушении законодательства о рекламе. Причем не имеет значения, на территории какого региона России это произошло.

Что касается штрафов, то административная ответственность предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ. За данное нарушение на рекламораспространителя может быть наложен штраф: для организаций он составляет от 100 до 500 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 4 до 20 тысяч рублей. Так, в этом году мы оштрафовали крупный банк за рассылку сообщений с предложением подключить услугу автоплатежей.

Заявителем был представлен документ, отменяющий согласие на получение СМС?сообщений рекламного характера. Однако даже после этого нежелательная рассылка не прекратилась. Рассмотрев материалы дела, Ярославское УФАС вынесло решение о признании данной рекламы ненадлежащей, нарушителю было выдано предписание о прекращении нарушения закона о рекламе и наложен административный штраф в размере 100 000 рублей.

– Что нужно делать гражданину, если на его телефон приходят рекламные СМС?

– В первую очередь обратиться к рекламораспространителю для отзыва своего согласия на получение рекламы. Он обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

При этом хотелось бы обратить внимание читателей на то, что порой мы сами не задумываясь даем согласие на получение рекламных СМС. Например, при заполнении различных анкет для оформления скидочных карт магазинов, клубов, салонов, при подписании договоров на оказание банковских услуг мы не всегда обращаем внимание на то, что в этих документах заранее включено (как правило, мелким шрифтом) условие о нашем согласии на получение рекламных (информационных) рассылок. Следовательно, подписывая такой документ, мы соглашаемся и с этим пунктом, если специально не укажем условие об отказе от получения сообщений.

Отозвать свое согласие на направление рассылки абонент вправе в любое время. Для этого необходимо обратиться в организацию, направляющую вам СМС?сообщения, и написать соответствующее заявление.

– Если согласие на получение рекламы гражданин не давал, а сообщения тем не менее приходят с завидной регулярностью?

– В случае, если вы не оформляли письменное согласие на рекламную рассылку, а сообщения такого характера поступают на ваш телефон, вы вправе обратиться в Ярославское УФАС с заявлением о нарушении закона о рекламе. В нем необходимо указать содержание рекламного сообщения (по возможности – скриншот), дату и время его поступления, а также приложить согласие на получение и обработку ваших персональных данных. Образцы заявлений размещены на нашем официальном сайте.