Как «коронавирус» отразился на закупках в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в регионе.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Согласно указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дни с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно установлены нерабочими.
При этом заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном рабочем режиме (см. письмо ФАС России от 05.04.2020 № МЕ/28054/20).
Закупочная деятельность заказчиков Ярославской области идет полным ходом, что косвенно подтверждается регулярно поступающими в адрес управления жалобами на действия (бездействие) субъектов контроля.
Так, в обозначенный период поступило порядка 36 жалоб, суть доводов жалоб различна, при этом представляется возможным сгруппировать следующим образом.
Первый блок связан с оспариванием положений закупочных документаций, по мнению подателей жалоб, заказчиками (уполномоченными органами) при утверждении документаций, предметами которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства не учтены требования действующего законодательства в части включения в последние проекта сметы контракта, протокола начальной (максимальной) цены контракта и т.д.; при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в единой информационной системе проектно-сметная документация размещена не в полном объеме и т.д. (данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалоб).
Второй блок связан с оспариванием действий комиссий по рассмотрению заявок, касающихся применения положений постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (нарушений в данной части также не установлено). В этой связи Ярославское УФАС России обращает внимание участников закупочной деятельности на необходимость учета при принятии решений позиции ФАС России, Министерства финансов Российской Федерации, изложенных в соответствующих письмах, и правоприменительной практики субъекта, в том числе судебной:
- договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (см. письмо ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19);
- контракт (договор), представленный в подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 должен быть исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено (см. письмо Минфина России от 31.10.2019 № 24-02-08/84217);
- документы, представляемые участником закупки во исполнение положений постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (контракт, акты и т.д.), должны содержать все страницы и не иметь нечитаемых фрагментов, при условии наличия в документации о закупке требований о представлении копий документов в полном объеме и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (см. решение Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-20991/2019).