О контроле по 44-ФЗ во время коронавируса

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как справедливо отмечено в обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.
Однако, учитывая специфику закупочных процедур, в том числе проводимых в рамках законодательства о контрактной системе, и принимая во внимание право заказчиков в период приведенных выше нерабочих дней осуществлять закупки, необходимость совершения участниками закупок определенных действий в силу действующего законодательства обязательна (например, заключение контрактов при признании победителем закупки).
Сложившая обстановка в регионе и стране в целом в части вынужденного (непредвиденного) установления нерабочих дней, дестабилизировала деятельность, в том числе ряда субъектов предпринимательского сообщества.
Связанные с пандемией коронавируса ограничительные меры осложнили работу большинства заказчиков и участников, что косвенно подтверждается обращениями заказчиков о рассмотрении вопросов о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, которые уклонились от заключения контрактов, либо с которыми контракты расторгнуты в связи с принятием заказчиками решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При рассмотрении обращений заказчиков Инспекция Ярославского УФАС России оценивает поведение участника закупки, меры, принятые участником закупки для совершения тех или иных действий и т.д.
Так, один из участников закупки, признанный победителем, не подписал в установленный действующим законодательством о контрактной системе срок проект контракта, при этом денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта перечислил на расчетный счет заказчика в пределах отведенного для совершения такого рода операций срок.
В связи с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников организации в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции руководителем принято решение о переводе сотрудников на дистанционную работу, в том числе специалиста, к должностным обязанностям которого относится сопровождение закупочной процедуры.
На заседании Инспекции Ярославского УФАС России представители организации отметили, что данный вынужденный в силу сложившейся ситуации способ организации рабочей деятельности введен и применен в организации впервые, при этом в процессе непосредственной реализации последнего выявлены неурегулированные организационные моменты (в частности к таковым относится порядок совершения действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке), исключившие подписание проекта контракта в установленный действующим законодательством срок (наличие у ответственного сотрудника удаленного доступа к рабочему компьютеру не позволило подписать проект контракта; попытки руководителя совершить такие действия самостоятельно не привели к желаемому результату).
Также установлено, что организация ранее неоднократно становилась победителем закупочных процедур, осуществляемых в рамках законодательства о контрактной системе, по итогам проведения которых заключались контракты, при этом подобное рассматриваемой ситуаций поведение со стороны организации не зафиксировано.
В связи с чем Инспекцией Ярославского УФАС России принято решение о невключении сведений о данном участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку фактические обстоятельства дела и представленные документы не свидетельствуют о недобросовестном и вином поведении данного участника закупки.