Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Ярославский радиозавод» (Дело № А82-9050/2010-29)

Дата публикации: 28 декабря 2010, 16:17

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль
Дело № А82-9050/2010-29
28 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Ярославский радиозавод»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо – ООО «Компания «Зенир Плюс»
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
при участии: от заявителя – Иванчин А.В., доверенность от 11.01.2010г. Сазыкин А.В., доверенность от 29.11.2010г. Гогина О.А., доверенность от 07.04.2010г. от ответчика – Платин В.В., доверенность от 23.11.2010г.
от третьего лица – Петухов В.Ю., доверенность от 25.10.2010г.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ярославский радиозавод» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.), которым ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Зенир Плюс», чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявитель оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что не оказывает услуги по передаче электрической энергии ООО «Компания «Зенир Плюс» и не взимает плату за данную услугу, денежные средства в размере 54267,90 руб. получены заявителем с третьего лица за 2008-2009гг. по соглашениям в порядке компенсации расходов на содержание оборудования, сетей и коммуникаций, собственником которых является ОАО «Ярославский радиозавод». Заявитель не оспаривает размер полученного дохода, а также доминирующее положение на рынке, так как является собственником трансформаторной подстанции №39, через которую непосредственно электрическая энергия поступает в сети третьего лица. Заявитель отказался в судебном заседании от первоначально заявленной позиции о необоснованности вывода антимонопольного органа о доминирующем положении ОАО «Ярославский радиозавод» на рассматриваемом рынке. Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, указывает, что расходы на содержание электрических сетей, в силу установленных норм, являются составной частью тарифа на передачу электрической энергии. Третье лицо поддерживает позицию антимонопольного управления. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (21.06.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/53-10. Пунктом 1 резолютивной части решения ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части антимонопольный орган решил выдать ОАО «Ярославский радиозавод» предписание о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в применении ОАО «Ярославский радиозавод» свободного тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы с ООО «Компания «Зенир Плюс» за содержание электрических сетей, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. Указанное Решение послужило основанием для выдачи ОАО «Ярославский радиозавод» предписания, которым заявителю предписано:
1. прекратить нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, путем прекращения взимания денежных средств с ООО «Компания «Зенир Плюс» в качестве платы за содержание электрических сетей до установления тарифа на передачу электрической энергии в установленном порядке в срок до 15 июля 2010г; 2. перечислить в федеральный бюджет доход в размере 54267,90 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в срок до 31 июля 2010г. Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела. Между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ОАО «Ярославский радиозавод» заключен договор поставки электрической энергии №40 от 01.08.2005г., пунктом 2.3.3. которого предусмотрено право покупателя передавать принятую по настоящему договору энергию третьим лицам после получения письменного разрешения поставщика. Неотъемлемой частью договора являются приложения, в том числе №2 «Количество и сроки поставки энергии», №3 «Точки поставки», №4, из которых следует, что ООО «Компания «Зенир Плюс» является субабонентом по договору. Дополнительным соглашением от 20.02.2009г. к договору №40 от 01.08.2005г. ООО «Компания «Зенир Плюс» исключено из перечня точек присоединения третьих лиц (приложение №№3,4) и включено в те же приложения, но в раздел «Транзит». 01 февраля 2009г. между ОАО «Ярославская сбытовая компания» (поставщик) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (покупатель) заключен самостоятельный договор снабжения электрической энергией №749. Согласно приложению №4 к договору местом установки точки поставки является трансформаторная подстанция ТП-39 ОАО «Ярославский радиозавод». Согласно представленной в материалы дела Схеме электроснабжения ООО «Компания «Зенир Плюс» и пояснениям лиц, участвующих в деле, электрическая энергия от поставщика до покупателя ООО «Компания «Зенир Плюс» поступает последовательно по сетям ОАО «МРСК Центра», ОАО «Ярославский радиозавод», через ТП-39. 01 января 2008г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6-с, согласно которому Сторона-2 компенсирует расходы Стороны-1 по оплате потребления коммунальных услуг (электро-, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, ПДК) согласно установленным уполномоченными органами тарифам, а также выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание оборудования, сетей, линий, коммуникаций и другое на условиях настоящего соглашения согласно установленным Стороной-1 тарифам, указанным в приложениях, на основании актов и счетов-фактур. В соответствии с приложением №1 тариф за содержание электросетей составил 0,22 руб. за 1 кВтч. Приложением №2 определен порядок расчета суммы вознаграждения за содержание электросетей: произведение фактического объем принятой электроэнергии и тарифа плюс НДС. 1 марта 2009г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6, согласно которому Сторона-2 выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание электрооборудования и электросетей (от п/ст Тормозная через РП-3 до ТП-39) для осуществления электроснабжения Стороны-2 на условиях настоящего соглашения согласно тарифу, утвержденному Стороной-1 в размере 0,23 руб. за 1 кВтч (без учета НДС) (тариф ежегодно подлежи пересмотру) на основании актов и счетов-фактур. В течение 2008-2009гг. на основании указанных соглашений ОАО «Ярославский радиозавод» выставлял ООО «Компания «Зенир Плюс» счета-фактуры на оплату вознаграждения за содержание электросетей, а третье лицо производило оплату услуги платежными поручениями. Счета-фактуры и платежные документы представлены в материалы дела. Сумма полученного дохода за содержание электросетей без НДС за 2008-2009гг. составляет 54267,90 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003г. услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г.) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Указанные собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Согласно пункту 48 Правил недискриминационного доступа… тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, с учетом пункта 42 настоящих Правил. Учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии с пунктами 15-20 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяется, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Таким образом, установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти. Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Ярославской области является Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Как установлено судом, ОАО «Ярославский радиозавод» не обращалось с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган, в связи с чем тариф на передачу электрической энергии по сетям ОАО «Ярославский радиозавод» на 2008-2009гг. Департаментом установлен не был. Вместе с тем, ОАО «Ярославский радиозавод» взимало с ООО «Компания «Зенир Плюс» плату за содержание электрических сетей, которая фактически является самовольно установленным тарифом за передачу электроэнергии по сетям заявителя. Вышеназванные нормативные акты, регулирующие порядок ценообразования в рассматриваемой сфере, свидетельствуют о том, что расходы на содержание, обслуживание, ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии, являются его составной частью. Следовательно, организация, по сетям которой осуществляется переток электрической энергии, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание сетей за счет лиц, владеющих присоединенными объектами, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии. Такие действия заявителем совершены не были, что подтверждает правомерность вывода антимонопольного управления о нарушении ОАО «Ярославский радиозавод» установленного законодательством порядка ценообразования.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 07.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», на основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (в том числе, на рынке услуг по передаче электрической энергии), признается доминирующим, в связи с чем суд считает установленным доминирующее положение ОАО «Ярославский радиозавод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах присоединенных сетей. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного запрета, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Оспариваемое предписание соответствует положениям статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», которыми антимонопольному органу предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 
Судья Е.В. Мухина
 
stdClass Object ( [vid] => 8376 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Ярославский радиозавод» (Дело № А82-9050/2010-29) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8376 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль
Дело № А82-9050/2010-29
28 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Ярославский радиозавод»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо – ООО «Компания «Зенир Плюс»
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
при участии: от заявителя – Иванчин А.В., доверенность от 11.01.2010г. Сазыкин А.В., доверенность от 29.11.2010г. Гогина О.А., доверенность от 07.04.2010г. от ответчика – Платин В.В., доверенность от 23.11.2010г.
от третьего лица – Петухов В.Ю., доверенность от 25.10.2010г.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ярославский радиозавод» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.), которым ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Зенир Плюс», чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявитель оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что не оказывает услуги по передаче электрической энергии ООО «Компания «Зенир Плюс» и не взимает плату за данную услугу, денежные средства в размере 54267,90 руб. получены заявителем с третьего лица за 2008-2009гг. по соглашениям в порядке компенсации расходов на содержание оборудования, сетей и коммуникаций, собственником которых является ОАО «Ярославский радиозавод». Заявитель не оспаривает размер полученного дохода, а также доминирующее положение на рынке, так как является собственником трансформаторной подстанции №39, через которую непосредственно электрическая энергия поступает в сети третьего лица. Заявитель отказался в судебном заседании от первоначально заявленной позиции о необоснованности вывода антимонопольного органа о доминирующем положении ОАО «Ярославский радиозавод» на рассматриваемом рынке. Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, указывает, что расходы на содержание электрических сетей, в силу установленных норм, являются составной частью тарифа на передачу электрической энергии. Третье лицо поддерживает позицию антимонопольного управления. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (21.06.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/53-10. Пунктом 1 резолютивной части решения ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части антимонопольный орган решил выдать ОАО «Ярославский радиозавод» предписание о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в применении ОАО «Ярославский радиозавод» свободного тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы с ООО «Компания «Зенир Плюс» за содержание электрических сетей, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. Указанное Решение послужило основанием для выдачи ОАО «Ярославский радиозавод» предписания, которым заявителю предписано:
1. прекратить нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, путем прекращения взимания денежных средств с ООО «Компания «Зенир Плюс» в качестве платы за содержание электрических сетей до установления тарифа на передачу электрической энергии в установленном порядке в срок до 15 июля 2010г; 2. перечислить в федеральный бюджет доход в размере 54267,90 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в срок до 31 июля 2010г. Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела. Между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ОАО «Ярославский радиозавод» заключен договор поставки электрической энергии №40 от 01.08.2005г., пунктом 2.3.3. которого предусмотрено право покупателя передавать принятую по настоящему договору энергию третьим лицам после получения письменного разрешения поставщика. Неотъемлемой частью договора являются приложения, в том числе №2 «Количество и сроки поставки энергии», №3 «Точки поставки», №4, из которых следует, что ООО «Компания «Зенир Плюс» является субабонентом по договору. Дополнительным соглашением от 20.02.2009г. к договору №40 от 01.08.2005г. ООО «Компания «Зенир Плюс» исключено из перечня точек присоединения третьих лиц (приложение №№3,4) и включено в те же приложения, но в раздел «Транзит». 01 февраля 2009г. между ОАО «Ярославская сбытовая компания» (поставщик) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (покупатель) заключен самостоятельный договор снабжения электрической энергией №749. Согласно приложению №4 к договору местом установки точки поставки является трансформаторная подстанция ТП-39 ОАО «Ярославский радиозавод». Согласно представленной в материалы дела Схеме электроснабжения ООО «Компания «Зенир Плюс» и пояснениям лиц, участвующих в деле, электрическая энергия от поставщика до покупателя ООО «Компания «Зенир Плюс» поступает последовательно по сетям ОАО «МРСК Центра», ОАО «Ярославский радиозавод», через ТП-39. 01 января 2008г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6-с, согласно которому Сторона-2 компенсирует расходы Стороны-1 по оплате потребления коммунальных услуг (электро-, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, ПДК) согласно установленным уполномоченными органами тарифам, а также выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание оборудования, сетей, линий, коммуникаций и другое на условиях настоящего соглашения согласно установленным Стороной-1 тарифам, указанным в приложениях, на основании актов и счетов-фактур. В соответствии с приложением №1 тариф за содержание электросетей составил 0,22 руб. за 1 кВтч. Приложением №2 определен порядок расчета суммы вознаграждения за содержание электросетей: произведение фактического объем принятой электроэнергии и тарифа плюс НДС. 1 марта 2009г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6, согласно которому Сторона-2 выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание электрооборудования и электросетей (от п/ст Тормозная через РП-3 до ТП-39) для осуществления электроснабжения Стороны-2 на условиях настоящего соглашения согласно тарифу, утвержденному Стороной-1 в размере 0,23 руб. за 1 кВтч (без учета НДС) (тариф ежегодно подлежи пересмотру) на основании актов и счетов-фактур. В течение 2008-2009гг. на основании указанных соглашений ОАО «Ярославский радиозавод» выставлял ООО «Компания «Зенир Плюс» счета-фактуры на оплату вознаграждения за содержание электросетей, а третье лицо производило оплату услуги платежными поручениями. Счета-фактуры и платежные документы представлены в материалы дела. Сумма полученного дохода за содержание электросетей без НДС за 2008-2009гг. составляет 54267,90 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003г. услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г.) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Указанные собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Согласно пункту 48 Правил недискриминационного доступа… тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, с учетом пункта 42 настоящих Правил. Учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии с пунктами 15-20 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяется, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Таким образом, установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти. Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Ярославской области является Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Как установлено судом, ОАО «Ярославский радиозавод» не обращалось с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган, в связи с чем тариф на передачу электрической энергии по сетям ОАО «Ярославский радиозавод» на 2008-2009гг. Департаментом установлен не был. Вместе с тем, ОАО «Ярославский радиозавод» взимало с ООО «Компания «Зенир Плюс» плату за содержание электрических сетей, которая фактически является самовольно установленным тарифом за передачу электроэнергии по сетям заявителя. Вышеназванные нормативные акты, регулирующие порядок ценообразования в рассматриваемой сфере, свидетельствуют о том, что расходы на содержание, обслуживание, ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии, являются его составной частью. Следовательно, организация, по сетям которой осуществляется переток электрической энергии, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание сетей за счет лиц, владеющих присоединенными объектами, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии. Такие действия заявителем совершены не были, что подтверждает правомерность вывода антимонопольного управления о нарушении ОАО «Ярославский радиозавод» установленного законодательством порядка ценообразования.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 07.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», на основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (в том числе, на рынке услуг по передаче электрической энергии), признается доминирующим, в связи с чем суд считает установленным доминирующее положение ОАО «Ярославский радиозавод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах присоединенных сетей. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного запрета, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Оспариваемое предписание соответствует положениям статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», которыми антимонопольному органу предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 
Судья Е.В. Мухина
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль
Дело № А82-9050/2010-29
28 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Ярославский радиозавод»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо – ООО «Компания «Зенир Плюс»
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
при участии: от заявителя – Иванчин А.В., доверенность от 11.01.2010г. Сазыкин А.В., доверенность от 29.11.2010г. Гогина О.А., доверенность от 07.04.2010г. от ответчика – Платин В.В., доверенность от 23.11.2010г.
от третьего лица – Петухов В.Ю., доверенность от 25.10.2010г.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ярославский радиозавод» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.), которым ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/53-10 от 16 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 21.06.2010г.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Зенир Плюс», чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявитель оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что не оказывает услуги по передаче электрической энергии ООО «Компания «Зенир Плюс» и не взимает плату за данную услугу, денежные средства в размере 54267,90 руб. получены заявителем с третьего лица за 2008-2009гг. по соглашениям в порядке компенсации расходов на содержание оборудования, сетей и коммуникаций, собственником которых является ОАО «Ярославский радиозавод». Заявитель не оспаривает размер полученного дохода, а также доминирующее положение на рынке, так как является собственником трансформаторной подстанции №39, через которую непосредственно электрическая энергия поступает в сети третьего лица. Заявитель отказался в судебном заседании от первоначально заявленной позиции о необоснованности вывода антимонопольного органа о доминирующем положении ОАО «Ярославский радиозавод» на рассматриваемом рынке. Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, указывает, что расходы на содержание электрических сетей, в силу установленных норм, являются составной частью тарифа на передачу электрической энергии. Третье лицо поддерживает позицию антимонопольного управления. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (21.06.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/53-10. Пунктом 1 резолютивной части решения ОАО «Ярославский радиозавод» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Пунктом 2 резолютивной части антимонопольный орган решил выдать ОАО «Ярославский радиозавод» предписание о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в применении ОАО «Ярославский радиозавод» свободного тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы с ООО «Компания «Зенир Плюс» за содержание электрических сетей, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. Указанное Решение послужило основанием для выдачи ОАО «Ярославский радиозавод» предписания, которым заявителю предписано:
1. прекратить нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, путем прекращения взимания денежных средств с ООО «Компания «Зенир Плюс» в качестве платы за содержание электрических сетей до установления тарифа на передачу электрической энергии в установленном порядке в срок до 15 июля 2010г; 2. перечислить в федеральный бюджет доход в размере 54267,90 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в срок до 31 июля 2010г. Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела. Между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ОАО «Ярославский радиозавод» заключен договор поставки электрической энергии №40 от 01.08.2005г., пунктом 2.3.3. которого предусмотрено право покупателя передавать принятую по настоящему договору энергию третьим лицам после получения письменного разрешения поставщика. Неотъемлемой частью договора являются приложения, в том числе №2 «Количество и сроки поставки энергии», №3 «Точки поставки», №4, из которых следует, что ООО «Компания «Зенир Плюс» является субабонентом по договору. Дополнительным соглашением от 20.02.2009г. к договору №40 от 01.08.2005г. ООО «Компания «Зенир Плюс» исключено из перечня точек присоединения третьих лиц (приложение №№3,4) и включено в те же приложения, но в раздел «Транзит». 01 февраля 2009г. между ОАО «Ярославская сбытовая компания» (поставщик) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (покупатель) заключен самостоятельный договор снабжения электрической энергией №749. Согласно приложению №4 к договору местом установки точки поставки является трансформаторная подстанция ТП-39 ОАО «Ярославский радиозавод». Согласно представленной в материалы дела Схеме электроснабжения ООО «Компания «Зенир Плюс» и пояснениям лиц, участвующих в деле, электрическая энергия от поставщика до покупателя ООО «Компания «Зенир Плюс» поступает последовательно по сетям ОАО «МРСК Центра», ОАО «Ярославский радиозавод», через ТП-39. 01 января 2008г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6-с, согласно которому Сторона-2 компенсирует расходы Стороны-1 по оплате потребления коммунальных услуг (электро-, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, ПДК) согласно установленным уполномоченными органами тарифам, а также выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание оборудования, сетей, линий, коммуникаций и другое на условиях настоящего соглашения согласно установленным Стороной-1 тарифам, указанным в приложениях, на основании актов и счетов-фактур. В соответствии с приложением №1 тариф за содержание электросетей составил 0,22 руб. за 1 кВтч. Приложением №2 определен порядок расчета суммы вознаграждения за содержание электросетей: произведение фактического объем принятой электроэнергии и тарифа плюс НДС. 1 марта 2009г. между ОАО «Ярославский радиозавод» (сторона-1) и ООО «Компания «Зенир Плюс» (сторона-2) подписано Соглашение №13/6, согласно которому Сторона-2 выплачивает Стороне-1 вознаграждение за содержание электрооборудования и электросетей (от п/ст Тормозная через РП-3 до ТП-39) для осуществления электроснабжения Стороны-2 на условиях настоящего соглашения согласно тарифу, утвержденному Стороной-1 в размере 0,23 руб. за 1 кВтч (без учета НДС) (тариф ежегодно подлежи пересмотру) на основании актов и счетов-фактур. В течение 2008-2009гг. на основании указанных соглашений ОАО «Ярославский радиозавод» выставлял ООО «Компания «Зенир Плюс» счета-фактуры на оплату вознаграждения за содержание электросетей, а третье лицо производило оплату услуги платежными поручениями. Счета-фактуры и платежные документы представлены в материалы дела. Сумма полученного дохода за содержание электросетей без НДС за 2008-2009гг. составляет 54267,90 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003г. услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г.) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Указанные собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Согласно пункту 48 Правил недискриминационного доступа… тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, с учетом пункта 42 настоящих Правил. Учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии с пунктами 15-20 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяется, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Таким образом, установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти. Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Ярославской области является Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Как установлено судом, ОАО «Ярославский радиозавод» не обращалось с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган, в связи с чем тариф на передачу электрической энергии по сетям ОАО «Ярославский радиозавод» на 2008-2009гг. Департаментом установлен не был. Вместе с тем, ОАО «Ярославский радиозавод» взимало с ООО «Компания «Зенир Плюс» плату за содержание электрических сетей, которая фактически является самовольно установленным тарифом за передачу электроэнергии по сетям заявителя. Вышеназванные нормативные акты, регулирующие порядок ценообразования в рассматриваемой сфере, свидетельствуют о том, что расходы на содержание, обслуживание, ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии, являются его составной частью. Следовательно, организация, по сетям которой осуществляется переток электрической энергии, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание сетей за счет лиц, владеющих присоединенными объектами, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии. Такие действия заявителем совершены не были, что подтверждает правомерность вывода антимонопольного управления о нарушении ОАО «Ярославский радиозавод» установленного законодательством порядка ценообразования.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 07.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», на основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (в том числе, на рынке услуг по передаче электрической энергии), признается доминирующим, в связи с чем суд считает установленным доминирующее положение ОАО «Ярославский радиозавод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах присоединенных сетей. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного запрета, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Оспариваемое предписание соответствует положениям статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», которыми антимонопольному органу предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 
Судья Е.В. Мухина
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-28 13:17:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-28 13:17:42 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )