Решение по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев 20 сентября 2011 года дело № 03-03/38-11 о нарушении МУП «Ростовкоммунэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ТСЖ «Надежда» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ростовкоммунэнерго», выразившемся, по мнению заявителя, в предоставлении услуг ненадлежащего качества и отказе от производства перерасчета.
Принимая решение о признании МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
Между ТСЖ «Надежда» и МУП «Ростовкоммунэнерго» заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде №3-751 РЗ от 01.10.2009г. Предметом данного договора является отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения в соответствии с установленным планом теплопотребления, оплата энергии со стороны Абонента.
Иные источники теплоснабжения, исходя из схемы сетей Ростовского муниципального района, у ТСЖ «Надежда» отсутствуют.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области №244 от 30.12.2009г. для МУП «Ростовкоммунэнерго» утвержден тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Таким образом, МУП «Ростовкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в границах г. Ростова и Ростовского муниципального района в границах присоединенных сетей с долей более 65%.
Между ТСЖ «Надежда» и ОАО МУП «Ростовкоммунэнерго» в приложении №3 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде согласован температурный график системы отопления.
В связи с тем, что коммунальный ресурс предоставлялся гражданам ненадлежащего качества, последние обращались в жилищную инспекцию по Ярославской области.
29.10.2010г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксированы следующие показатели температур в доме №162 корп. №2 по ул. Спартаковская: подающий трубопровод - +49 градусов, обратный - + 37 градусов, температура воды в местах водоразбора (квартирах граждан) – 32 градуса.
11.03.2011г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксирована температура в подающем водоводе +50 градусов, в обратном - +40 градусов.
Также в соответствии с представленным в материалы дела актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя ТСЖ «Надежда», тепловой узел дома оборудован приборами учета, позволяющими, в том числе, списывать показания температуры в подающем и обратном трубопроводе. В соответствии с представленными в материалы дела отчетами о теплопотреблении, взятыми по показаниям приборов учета, температура ресурса в подающем трубопроводе в период с 15.09.2010г. по 17.10.2010г. не превышала 48 градусов, средняя температура – 46,7, температура ресурса в обратном водоводе не превышала 37 градусов при средней 35,37 градусов.
Со стороны ТСЖ также представлены отчеты по ряду дней ноября 2010 года, которые можно представить в виде следующей таблица:
Дата | Температура в подающем водоводе | Температура в обратном |
03.11 | 48,63 | 35,19 |
04.11 | 40,71 | 28,55 |
09.11 | 41,06 | 28,9 |
10.11 | 49,85 | 35,6 |
18.11 | 50,11 | 34,36 |
19.11 | 41,30 | 26,7 |
23.11 | 51,67 | 38,74 |
ТСЖ «Надежда» письмами от 02.11.2010г. №22, от 07.12.2010г. №30 обращалось в МУП «Ростовкоммунэнерго» с жалобами на ненадлежащее качество ресурса (горячей воды) в конце октября (29.10.2010г.), а также в ноябре.
Ответа со стороны ресурсоснабжающей организации не последовало.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ТСЖ «Надежда» заключило договор №3-751 РЗ от 01.10.2009г.с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в доме, находящемся под его управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, МУП «Ростовкоммунэнерго» при выстраивании отношений с ТСЖ «Надежда» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 49 указанных Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ №20 от 07.04.2009г. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.
Указанные требования являются универсальными и продиктованы необходимостью предупреждения загрязнения горячей воды высококонтагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila, минимизации содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждения заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3. приведенного СанПиН).
Аналогичные положения зафиксированы в п. 5 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 64-67 Правил предоставления коммунальных услуг в случае ненадлежащего качества услуги потребитель обращается в ресурсоснабжающую организацию, которая обязана удостоверить факт непредставления коммунальных услуг либо провести дополнительную проверку для установления данного факта.
При этом, датой начала предоставления ресурса ненадлежащего качества является дата направления претензии в ресурсоснабжающую организацию или время начала предоставления некачественных услуг, зафиксированное прибором учета.
В соответствии с п. 74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
При этом в соответствии с п. 5 Приложения №1 к Правилам допустимое отклонение за каждые 3 градусов температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов не более чем 5 град. C в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3 градусов. Снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, в данном случае производство корректировки не ставится в зависимость от воли сторон по договору, а производится автоматически.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, с учетом наличия у ТСЖ «Надежда» прибора учета тепловой энергии в соответствии с показаниями которого температура теплоносителя не соответствовала требованиям нормативных документов, МУП «Ростовкоммунэнерго» должен был незамедлительно предпринять меры для нормализации поставки ресурса, а также произвести перерасчет платы за выставленную энергию.
Бездействия последнего ущемили интересы жителей ТСЖ «Надежда».
С учетом изложенного, бездействие МУП «Ростовкоммунэнерго» по надлежащему реагированию на обращение ТСЖ «Надежда» в целях нормализация подачи коммунального ресурса (в случае необходимости – проведение проверки факта предоставления некачественных услуг, устранение выявленных нарушений),а также бездействие последнего по производству перерасчета за коммунальные услуги ненадлежащего качества образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Выдать МУП «Ростовкоммунэнерго» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
Предписание по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., на основании своего решения по делу 03-03/38-11 от 20.09. 2011г., руководствуясь пп. ж, е п. 2 части 1 ст. 23 Федерального закона №135-ЗФ «О защите конкуренции».
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер к обеспечению температуры горячей воды в точке водоразбора ТСЖ «Надежда» не ниже 60 градусов.
2. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение для ТСЖ «Надежда» с момента начала поставки некачественных ресурсов, зафиксированного приборами учета, (03.10.2010г.) до момента устранения нарушения, исходя из показаний прибора учета, требований "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Об исполнении данного предписания сообщить в срок до 10.11.2011г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
stdClass Object
(
[vid] => 8619
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу № 03-03/38-11 в отношении МУП «Ростовкоммунэнерго» по заявлению ТСЖ "Надежда"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8619
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1321611996
[changed] => 1370523479
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523479
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев 20 сентября 2011 года дело № 03-03/38-11 о нарушении МУП «Ростовкоммунэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ТСЖ «Надежда» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ростовкоммунэнерго», выразившемся, по мнению заявителя, в предоставлении услуг ненадлежащего качества и отказе от производства перерасчета.
Принимая решение о признании МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
Между ТСЖ «Надежда» и МУП «Ростовкоммунэнерго» заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде №3-751 РЗ от 01.10.2009г. Предметом данного договора является отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения в соответствии с установленным планом теплопотребления, оплата энергии со стороны Абонента.
Иные источники теплоснабжения, исходя из схемы сетей Ростовского муниципального района, у ТСЖ «Надежда» отсутствуют.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области №244 от 30.12.2009г. для МУП «Ростовкоммунэнерго» утвержден тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Таким образом, МУП «Ростовкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в границах г. Ростова и Ростовского муниципального района в границах присоединенных сетей с долей более 65%.
Между ТСЖ «Надежда» и ОАО МУП «Ростовкоммунэнерго» в приложении №3 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде согласован температурный график системы отопления.
В связи с тем, что коммунальный ресурс предоставлялся гражданам ненадлежащего качества, последние обращались в жилищную инспекцию по Ярославской области.
29.10.2010г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксированы следующие показатели температур в доме №162 корп. №2 по ул. Спартаковская: подающий трубопровод - +49 градусов, обратный - + 37 градусов, температура воды в местах водоразбора (квартирах граждан) – 32 градуса.
11.03.2011г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксирована температура в подающем водоводе +50 градусов, в обратном - +40 градусов.
Также в соответствии с представленным в материалы дела актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя ТСЖ «Надежда», тепловой узел дома оборудован приборами учета, позволяющими, в том числе, списывать показания температуры в подающем и обратном трубопроводе. В соответствии с представленными в материалы дела отчетами о теплопотреблении, взятыми по показаниям приборов учета, температура ресурса в подающем трубопроводе в период с 15.09.2010г. по 17.10.2010г. не превышала 48 градусов, средняя температура – 46,7, температура ресурса в обратном водоводе не превышала 37 градусов при средней 35,37 градусов.
Со стороны ТСЖ также представлены отчеты по ряду дней ноября 2010 года, которые можно представить в виде следующей таблица:
Дата | Температура в подающем водоводе | Температура в обратном |
03.11 | 48,63 | 35,19 |
04.11 | 40,71 | 28,55 |
09.11 | 41,06 | 28,9 |
10.11 | 49,85 | 35,6 |
18.11 | 50,11 | 34,36 |
19.11 | 41,30 | 26,7 |
23.11 | 51,67 | 38,74 |
ТСЖ «Надежда» письмами от 02.11.2010г. №22, от 07.12.2010г. №30 обращалось в МУП «Ростовкоммунэнерго» с жалобами на ненадлежащее качество ресурса (горячей воды) в конце октября (29.10.2010г.), а также в ноябре.
Ответа со стороны ресурсоснабжающей организации не последовало.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ТСЖ «Надежда» заключило договор №3-751 РЗ от 01.10.2009г.с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в доме, находящемся под его управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, МУП «Ростовкоммунэнерго» при выстраивании отношений с ТСЖ «Надежда» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 49 указанных Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ №20 от 07.04.2009г. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.
Указанные требования являются универсальными и продиктованы необходимостью предупреждения загрязнения горячей воды высококонтагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila, минимизации содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждения заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3. приведенного СанПиН).
Аналогичные положения зафиксированы в п. 5 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 64-67 Правил предоставления коммунальных услуг в случае ненадлежащего качества услуги потребитель обращается в ресурсоснабжающую организацию, которая обязана удостоверить факт непредставления коммунальных услуг либо провести дополнительную проверку для установления данного факта.
При этом, датой начала предоставления ресурса ненадлежащего качества является дата направления претензии в ресурсоснабжающую организацию или время начала предоставления некачественных услуг, зафиксированное прибором учета.
В соответствии с п. 74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
При этом в соответствии с п. 5 Приложения №1 к Правилам допустимое отклонение за каждые 3 градусов температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов не более чем 5 град. C в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3 градусов. Снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, в данном случае производство корректировки не ставится в зависимость от воли сторон по договору, а производится автоматически.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, с учетом наличия у ТСЖ «Надежда» прибора учета тепловой энергии в соответствии с показаниями которого температура теплоносителя не соответствовала требованиям нормативных документов, МУП «Ростовкоммунэнерго» должен был незамедлительно предпринять меры для нормализации поставки ресурса, а также произвести перерасчет платы за выставленную энергию.
Бездействия последнего ущемили интересы жителей ТСЖ «Надежда».
С учетом изложенного, бездействие МУП «Ростовкоммунэнерго» по надлежащему реагированию на обращение ТСЖ «Надежда» в целях нормализация подачи коммунального ресурса (в случае необходимости – проведение проверки факта предоставления некачественных услуг, устранение выявленных нарушений),а также бездействие последнего по производству перерасчета за коммунальные услуги ненадлежащего качества образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Выдать МУП «Ростовкоммунэнерго» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
Предписание по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., на основании своего решения по делу 03-03/38-11 от 20.09. 2011г., руководствуясь пп. ж, е п. 2 части 1 ст. 23 Федерального закона №135-ЗФ «О защите конкуренции».
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер к обеспечению температуры горячей воды в точке водоразбора ТСЖ «Надежда» не ниже 60 градусов.
2. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение для ТСЖ «Надежда» с момента начала поставки некачественных ресурсов, зафиксированного приборами учета, (03.10.2010г.) до момента устранения нарушения, исходя из показаний прибора учета, требований "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Об исполнении данного предписания сообщить в срок до 10.11.2011г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев 20 сентября 2011 года дело № 03-03/38-11 о нарушении МУП «Ростовкоммунэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ТСЖ «Надежда» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ростовкоммунэнерго», выразившемся, по мнению заявителя, в предоставлении услуг ненадлежащего качества и отказе от производства перерасчета.
Принимая решение о признании МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
Между ТСЖ «Надежда» и МУП «Ростовкоммунэнерго» заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде №3-751 РЗ от 01.10.2009г. Предметом данного договора является отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения в соответствии с установленным планом теплопотребления, оплата энергии со стороны Абонента.
Иные источники теплоснабжения, исходя из схемы сетей Ростовского муниципального района, у ТСЖ «Надежда» отсутствуют.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области №244 от 30.12.2009г. для МУП «Ростовкоммунэнерго» утвержден тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Таким образом, МУП «Ростовкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в границах г. Ростова и Ростовского муниципального района в границах присоединенных сетей с долей более 65%.
Между ТСЖ «Надежда» и ОАО МУП «Ростовкоммунэнерго» в приложении №3 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде согласован температурный график системы отопления.
В связи с тем, что коммунальный ресурс предоставлялся гражданам ненадлежащего качества, последние обращались в жилищную инспекцию по Ярославской области.
29.10.2010г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксированы следующие показатели температур в доме №162 корп. №2 по ул. Спартаковская: подающий трубопровод - +49 градусов, обратный - + 37 градусов, температура воды в местах водоразбора (квартирах граждан) – 32 градуса.
11.03.2011г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксирована температура в подающем водоводе +50 градусов, в обратном - +40 градусов.
Также в соответствии с представленным в материалы дела актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя ТСЖ «Надежда», тепловой узел дома оборудован приборами учета, позволяющими, в том числе, списывать показания температуры в подающем и обратном трубопроводе. В соответствии с представленными в материалы дела отчетами о теплопотреблении, взятыми по показаниям приборов учета, температура ресурса в подающем трубопроводе в период с 15.09.2010г. по 17.10.2010г. не превышала 48 градусов, средняя температура – 46,7, температура ресурса в обратном водоводе не превышала 37 градусов при средней 35,37 градусов.
Со стороны ТСЖ также представлены отчеты по ряду дней ноября 2010 года, которые можно представить в виде следующей таблица:
Дата
|
Температура в подающем водоводе
|
Температура в обратном
|
03.11
|
48,63
|
35,19
|
04.11
|
40,71
|
28,55
|
09.11
|
41,06
|
28,9
|
10.11
|
49,85
|
35,6
|
18.11
|
50,11
|
34,36
|
19.11
|
41,30
|
26,7
|
23.11
|
51,67
|
38,74
|
ТСЖ «Надежда» письмами от 02.11.2010г. №22, от 07.12.2010г. №30 обращалось в МУП «Ростовкоммунэнерго» с жалобами на ненадлежащее качество ресурса (горячей воды) в конце октября (29.10.2010г.), а также в ноябре.
Ответа со стороны ресурсоснабжающей организации не последовало.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ТСЖ «Надежда» заключило договор №3-751 РЗ от 01.10.2009г.с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в доме, находящемся под его управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, МУП «Ростовкоммунэнерго» при выстраивании отношений с ТСЖ «Надежда» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 49 указанных Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ №20 от 07.04.2009г. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.
Указанные требования являются универсальными и продиктованы необходимостью предупреждения загрязнения горячей воды высококонтагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila, минимизации содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждения заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3. приведенного СанПиН).
Аналогичные положения зафиксированы в п. 5 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 64-67 Правил предоставления коммунальных услуг в случае ненадлежащего качества услуги потребитель обращается в ресурсоснабжающую организацию, которая обязана удостоверить факт непредставления коммунальных услуг либо провести дополнительную проверку для установления данного факта.
При этом, датой начала предоставления ресурса ненадлежащего качества является дата направления претензии в ресурсоснабжающую организацию или время начала предоставления некачественных услуг, зафиксированное прибором учета.
В соответствии с п. 74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
При этом в соответствии с п. 5 Приложения №1 к Правилам допустимое отклонение за каждые 3 градусов температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов не более чем 5 град. C в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3 градусов. Снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, в данном случае производство корректировки не ставится в зависимость от воли сторон по договору, а производится автоматически.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, с учетом наличия у ТСЖ «Надежда» прибора учета тепловой энергии в соответствии с показаниями которого температура теплоносителя не соответствовала требованиям нормативных документов, МУП «Ростовкоммунэнерго» должен был незамедлительно предпринять меры для нормализации поставки ресурса, а также произвести перерасчет платы за выставленную энергию.
Бездействия последнего ущемили интересы жителей ТСЖ «Надежда».
С учетом изложенного, бездействие МУП «Ростовкоммунэнерго» по надлежащему реагированию на обращение ТСЖ «Надежда» в целях нормализация подачи коммунального ресурса (в случае необходимости – проведение проверки факта предоставления некачественных услуг, устранение выявленных нарушений),а также бездействие последнего по производству перерасчета за коммунальные услуги ненадлежащего качества образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать МУП «Ростовкоммунэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Выдать МУП «Ростовкоммунэнерго» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
Предписание по делу № 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., на основании своего решения по делу 03-03/38-11 от 20.09. 2011г., руководствуясь пп. ж, е п. 2 части 1 ст. 23 Федерального закона №135-ЗФ «О защите конкуренции».
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер к обеспечению температуры горячей воды в точке водоразбора ТСЖ «Надежда» не ниже 60 градусов.
2. Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 01.11.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение для ТСЖ «Надежда» с момента начала поставки некачественных ресурсов, зафиксированного приборами учета, (03.10.2010г.) до момента устранения нарушения, исходя из показаний прибора учета, требований "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Об исполнении данного предписания сообщить в срок до 10.11.2011г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 03-03/38-11
[format] =>
[safe_value] => № 03-03/38-11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-10-03 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-09-19 20:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321611996
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)