Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «РЕСО-Гарантия» (Дело № А82-4907/2011)

Номер дела: А82-4907/2011
Дата публикации: 9 декабря 2011, 15:06

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №  А82-4907/2011
                                                        09 декабря 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  26 октября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  09 декабря 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания  секретарем Быстровой Е.О.
  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «РЕСО-Гарантия»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третье лицо -  ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»
 

об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителей
-  не явились
от ответчика -  Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица -  не явились
установил:
 

       Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») и Открытое страховое акционерное общество «РЕСО - Гарантия» (ОСАО «РЕСО-Гарантия») обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12.04.2011г. по делу № 03-03/136-10 (изготовлены в полном объеме 22.04.2011г.).
        К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечено Закрытое акционерное общество Страховая группа «Спасские ворота» (ЗАО СГ «Спасские ворота»).  
       Заявители и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия заявителей и третьего лица.
        ОАО «ВСК», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что страховое общество не допустило недобросовестной конкуренции, так как размещение заказа было произведено ненадлежащим образом: путем запроса котировок вместо проведения открытого конкурса.
       ОСАО «РЕСО-Гарантия», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции; указывает, что антимонопольным управлением не представлено доказательств того, что по каждому транспортному средству заказчика, подлежащему обязательному страхованию на основании Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», отсутствовали фактические основания применения КБМ в том размере, который был применен ОСАО «РЕСО-Гарантия»; заявитель полагает, что различное определение цены контракта всеми участниками размещения заказа  обусловлено отсутствием полноценной информации в конкурсной документации.
       Третье лицо отзыв не представило.
        Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемые акты считает законными и обоснованными.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 12 апреля 2011г. принято (22 апреля 2011г. в полном объеме изготовлено) Решение о признании ЗАО Страховая группа «Спасские ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «РЕСО-Гарантия» нарушившими  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
     На основании указанного решения  12 апреля 2011г. выдано Предписание  (изготовлено в полном объеме 22.04.2011г.), которым предписано ОАО «Военно-страховая компания» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 21 823,45 руб.
     Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
          В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота,  требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
       Признаки недобросовестной конкуренции усмотрены ответчиком в  действиях  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии (ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком) при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, размещенном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», направленных на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствующих установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002г. и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 порядку расчета страховой премии.
          В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие обстоятельства дела.
        Государственное учреждение «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» произвел размещение заказа путем запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2010 году (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта 27229,64 рублей.
       07 июля 2010г. государственным заказчиком на официальном сайте размещено объявление  о запросе котировок, в том числе его техническая часть, где указаны характеристики транспортных средств (марка, тип, категория транспортного средства, количество, мощность двигателя, год выпуска, начало страхового периода на один год, страховая история (без аварий), предыдущая страховая компания («Югория»).
        Согласно Протоколу №5 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.07.2010г., до окончания указанного в запросе котировок срока подачи котировочных заявок (16.07.2010г., 16 часов 00 минут) заказчику поступило четыре заявки на бумажном носителе: ОАО «Государственная Страховая Компания «Югория»;  филиал ОСАО «Ресо-Гарантия»; филиал ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» и ОАО «Военно-страховая компания». Первой поступила заявка ОАО «ГСК «Югория».
         Участниками предложены следующие цены: ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» - 26509,44 руб.;  ОСАО «Ресо-Гарантия» - 26149,3 руб.;  ОАО «Военно-страховая компания» - 21823,45 руб.; ОАО «ГСК «Югория» - 27 229,64 руб. Наименьшая цена предложена ОАО «ВСК», чье предложение и признано комиссией наилучшим.
         По результатам запроса котировок между Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и ОАО «Военно-страховая компания» заключен Государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности от 26.07.2010г. с суммой страховой премии 21823,45 руб. Контракт исполнен сторонами, денежные средства в сумме 21823,45 руб. поступили на счет страховщика, что подтверждается представленными в материалы дела страховыми полисами.
         Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Федеральный закон от 25.04.2002г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
        Согласно статье 8 вышеуказанного Федерального закона, государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с данным Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
        В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. установленные в соответствии с Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
        Как установлено судом, все участники запроса котировок, используя одни и те же исходные данные, характеризующие транспортные средства (в том числе сведения о безаварийности всех транспортных средств), предложили разную цену контракта, применив при расчете страховой премии разные поправочные коэффициенты (коэффициент мощности двигателя и коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев - КБМ), что подтверждается представленными котировочными заявками.
       В результате применения ненадлежащих коэффициентов размер страховой премии (а следовательно, и предлагаемой цены контракта) был занижен ОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия» и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» против размера страховой премии, исчисленной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Поскольку единственным критерием определения победителя при запросе котировок является наименьшая цена контракта, указанные действия заявителей были направлены на получение преимуществ при размещении заказа и привели к заключению государственного контракта с лицом, действовавшим в нарушение Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и постановления Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Принимая во внимание изложенное, суд считает правомерным вывод УФАС по Ярославской области о том, что действия  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», были направлены на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствуют установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002 и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 порядку расчета страховой премии, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
           Таким образом, суд считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа правомерными, а требования заявителей - не подлежащими удовлетворению.
           Судом не принимается довод заявителя о ненадлежащем способе размещения заказа как несоответствующий Федеральному закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  и сложившейся правоприменительной практике.
            Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

            В удовлетворении заявленных требований отказать.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

stdClass Object ( [vid] => 8787 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «РЕСО-Гарантия» (Дело № А82-4907/2011) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8787 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324292995 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №  А82-4907/2011
                                                        09 декабря 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  26 октября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  09 декабря 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания  секретарем Быстровой Е.О.
  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «РЕСО-Гарантия»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третье лицо -  ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»
 

об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителей
-  не явились
от ответчика -  Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица -  не явились
установил:
 

       Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») и Открытое страховое акционерное общество «РЕСО - Гарантия» (ОСАО «РЕСО-Гарантия») обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12.04.2011г. по делу № 03-03/136-10 (изготовлены в полном объеме 22.04.2011г.).
        К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечено Закрытое акционерное общество Страховая группа «Спасские ворота» (ЗАО СГ «Спасские ворота»).  
       Заявители и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия заявителей и третьего лица.
        ОАО «ВСК», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что страховое общество не допустило недобросовестной конкуренции, так как размещение заказа было произведено ненадлежащим образом: путем запроса котировок вместо проведения открытого конкурса.
       ОСАО «РЕСО-Гарантия», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции; указывает, что антимонопольным управлением не представлено доказательств того, что по каждому транспортному средству заказчика, подлежащему обязательному страхованию на основании Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», отсутствовали фактические основания применения КБМ в том размере, который был применен ОСАО «РЕСО-Гарантия»; заявитель полагает, что различное определение цены контракта всеми участниками размещения заказа  обусловлено отсутствием полноценной информации в конкурсной документации.
       Третье лицо отзыв не представило.
        Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемые акты считает законными и обоснованными.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 12 апреля 2011г. принято (22 апреля 2011г. в полном объеме изготовлено) Решение о признании ЗАО Страховая группа «Спасские ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «РЕСО-Гарантия» нарушившими  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
     На основании указанного решения  12 апреля 2011г. выдано Предписание  (изготовлено в полном объеме 22.04.2011г.), которым предписано ОАО «Военно-страховая компания» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 21 823,45 руб.
     Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
          В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота,  требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
       Признаки недобросовестной конкуренции усмотрены ответчиком в  действиях  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии (ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком) при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, размещенном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», направленных на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствующих установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002г. и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 порядку расчета страховой премии.
          В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие обстоятельства дела.
        Государственное учреждение «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» произвел размещение заказа путем запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2010 году (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта 27229,64 рублей.
       07 июля 2010г. государственным заказчиком на официальном сайте размещено объявление  о запросе котировок, в том числе его техническая часть, где указаны характеристики транспортных средств (марка, тип, категория транспортного средства, количество, мощность двигателя, год выпуска, начало страхового периода на один год, страховая история (без аварий), предыдущая страховая компания («Югория»).
        Согласно Протоколу №5 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.07.2010г., до окончания указанного в запросе котировок срока подачи котировочных заявок (16.07.2010г., 16 часов 00 минут) заказчику поступило четыре заявки на бумажном носителе: ОАО «Государственная Страховая Компания «Югория»;  филиал ОСАО «Ресо-Гарантия»; филиал ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» и ОАО «Военно-страховая компания». Первой поступила заявка ОАО «ГСК «Югория».
         Участниками предложены следующие цены: ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» - 26509,44 руб.;  ОСАО «Ресо-Гарантия» - 26149,3 руб.;  ОАО «Военно-страховая компания» - 21823,45 руб.; ОАО «ГСК «Югория» - 27 229,64 руб. Наименьшая цена предложена ОАО «ВСК», чье предложение и признано комиссией наилучшим.
         По результатам запроса котировок между Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и ОАО «Военно-страховая компания» заключен Государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности от 26.07.2010г. с суммой страховой премии 21823,45 руб. Контракт исполнен сторонами, денежные средства в сумме 21823,45 руб. поступили на счет страховщика, что подтверждается представленными в материалы дела страховыми полисами.
         Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Федеральный закон от 25.04.2002г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
        Согласно статье 8 вышеуказанного Федерального закона, государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с данным Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
        В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. установленные в соответствии с Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
        Как установлено судом, все участники запроса котировок, используя одни и те же исходные данные, характеризующие транспортные средства (в том числе сведения о безаварийности всех транспортных средств), предложили разную цену контракта, применив при расчете страховой премии разные поправочные коэффициенты (коэффициент мощности двигателя и коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев - КБМ), что подтверждается представленными котировочными заявками.
       В результате применения ненадлежащих коэффициентов размер страховой премии (а следовательно, и предлагаемой цены контракта) был занижен ОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия» и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» против размера страховой премии, исчисленной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Поскольку единственным критерием определения победителя при запросе котировок является наименьшая цена контракта, указанные действия заявителей были направлены на получение преимуществ при размещении заказа и привели к заключению государственного контракта с лицом, действовавшим в нарушение Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и постановления Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Принимая во внимание изложенное, суд считает правомерным вывод УФАС по Ярославской области о том, что действия  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», были направлены на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствуют установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002 и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 порядку расчета страховой премии, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
           Таким образом, суд считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа правомерными, а требования заявителей - не подлежащими удовлетворению.
           Судом не принимается довод заявителя о ненадлежащем способе размещения заказа как несоответствующий Федеральному закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  и сложившейся правоприменительной практике.
            Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

            В удовлетворении заявленных требований отказать.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                              Дело №  А82-4907/2011
                                                        09 декабря 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  26 октября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  09 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания  секретарем Быстровой Е.О.
  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «РЕСО-Гарантия»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третье лицо -  ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»
 

об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителей
-  не явились
от ответчика -  Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица -  не явились
установил:
 

       Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») и Открытое страховое акционерное общество «РЕСО - Гарантия» (ОСАО «РЕСО-Гарантия») обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12.04.2011г. по делу № 03-03/136-10 (изготовлены в полном объеме 22.04.2011г.).
        К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечено Закрытое акционерное общество Страховая группа «Спасские ворота» (ЗАО СГ «Спасские ворота»).  
       Заявители и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия заявителей и третьего лица.
        ОАО «ВСК», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что страховое общество не допустило недобросовестной конкуренции, так как размещение заказа было произведено ненадлежащим образом: путем запроса котировок вместо проведения открытого конкурса.
       ОСАО «РЕСО-Гарантия», как следует из текста заявления, оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции; указывает, что антимонопольным управлением не представлено доказательств того, что по каждому транспортному средству заказчика, подлежащему обязательному страхованию на основании Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», отсутствовали фактические основания применения КБМ в том размере, который был применен ОСАО «РЕСО-Гарантия»; заявитель полагает, что различное определение цены контракта всеми участниками размещения заказа  обусловлено отсутствием полноценной информации в конкурсной документации.
       Третье лицо отзыв не представило.
        Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемые акты считает законными и обоснованными.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 12 апреля 2011г. принято (22 апреля 2011г. в полном объеме изготовлено) Решение о признании ЗАО Страховая группа «Спасские ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «РЕСО-Гарантия» нарушившими  часть 1 статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
     На основании указанного решения  12 апреля 2011г. выдано Предписание  (изготовлено в полном объеме 22.04.2011г.), которым предписано ОАО «Военно-страховая компания» перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 21 823,45 руб.
     Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
          В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота,  требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
       Признаки недобросовестной конкуренции усмотрены ответчиком в  действиях  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания» и ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии (ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком) при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, размещенном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», направленных на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствующих установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002г. и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 порядку расчета страховой премии.
          В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие обстоятельства дела.
        Государственное учреждение «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» произвел размещение заказа путем запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2010 году (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта 27229,64 рублей.
       07 июля 2010г. государственным заказчиком на официальном сайте размещено объявление  о запросе котировок, в том числе его техническая часть, где указаны характеристики транспортных средств (марка, тип, категория транспортного средства, количество, мощность двигателя, год выпуска, начало страхового периода на один год, страховая история (без аварий), предыдущая страховая компания («Югория»).
        Согласно Протоколу №5 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.07.2010г., до окончания указанного в запросе котировок срока подачи котировочных заявок (16.07.2010г., 16 часов 00 минут) заказчику поступило четыре заявки на бумажном носителе: ОАО «Государственная Страховая Компания «Югория»;  филиал ОСАО «Ресо-Гарантия»; филиал ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» и ОАО «Военно-страховая компания». Первой поступила заявка ОАО «ГСК «Югория».
         Участниками предложены следующие цены: ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота» - 26509,44 руб.;  ОСАО «Ресо-Гарантия» - 26149,3 руб.;  ОАО «Военно-страховая компания» - 21823,45 руб.; ОАО «ГСК «Югория» - 27 229,64 руб. Наименьшая цена предложена ОАО «ВСК», чье предложение и признано комиссией наилучшим.
         По результатам запроса котировок между Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и ОАО «Военно-страховая компания» заключен Государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности от 26.07.2010г. с суммой страховой премии 21823,45 руб. Контракт исполнен сторонами, денежные средства в сумме 21823,45 руб. поступили на счет страховщика, что подтверждается представленными в материалы дела страховыми полисами.
         Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Федеральный закон от 25.04.2002г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
        Согласно статье 8 вышеуказанного Федерального закона, государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с данным Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
       Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
        В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. установленные в соответствии с Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
        Как установлено судом, все участники запроса котировок, используя одни и те же исходные данные, характеризующие транспортные средства (в том числе сведения о безаварийности всех транспортных средств), предложили разную цену контракта, применив при расчете страховой премии разные поправочные коэффициенты (коэффициент мощности двигателя и коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев - КБМ), что подтверждается представленными котировочными заявками.
       В результате применения ненадлежащих коэффициентов размер страховой премии (а следовательно, и предлагаемой цены контракта) был занижен ОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия» и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» против размера страховой премии, исчисленной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Поскольку единственным критерием определения победителя при запросе котировок является наименьшая цена контракта, указанные действия заявителей были направлены на получение преимуществ при размещении заказа и привели к заключению государственного контракта с лицом, действовавшим в нарушение Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и постановления Правительства РФ №739 от 08.12.2005г.
       Принимая во внимание изложенное, суд считает правомерным вывод УФАС по Ярославской области о том, что действия  ЗАО Страховая группа «Спасские Ворота», ОАО «Военно-страховая компания», ОСАО «Ресо-Гарантия» по занижению страховой премии при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном  Государственным учреждением «Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», были направлены на получение конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок, и не соответствуют установленному Федеральным законом 40-ФЗ от 25.04.2002 и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 порядку расчета страховой премии, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
           Таким образом, суд считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа правомерными, а требования заявителей - не подлежащими удовлетворению.
           Судом не принимается довод заявителя о ненадлежащем способе размещения заказа как несоответствующий Федеральному закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  и сложившейся правоприменительной практике.
            Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:
 

            В удовлетворении заявленных требований отказать.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-4907/2011 [format] => [safe_value] => А82-4907/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-09 11:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-09 11:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324292995 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )