Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А 82-9049/2011
27 «января» 2012 г.
Резолютивная часть решения оглашена - 26 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 27 января 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46)
о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11»
при участии:
от заявителя - Кваша О.В., - предст. по пост. дов.
от административного органа - Гаев М.В. - предст. по дов. (до перерыва в суд. заседании), после перерыва - не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) (далее по тексту - Общество,) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46) - о наложении административного штрафа в размере -21 155 656, 40 руб., на основании статьи 14.31 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением (в части вины Общества); привлечение его к административной ответственности оспариваемым постановлением Общество считает не законным. Заявитель считает, что в деле имеются процессуальные нарушения, исключающие привлечение его к административной ответственности.
Дополнительно заявитель ссылается на ненадлежащее исчисление ответчиком размера выручки для расчета суммы назначенного штрафа; усматривает в деле наличие нескольких смягчающих обстоятельств; отягчающих обстоятельств в деле - не имеется; также просит суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Административный орган ссылается на решение арбитражного суда по Ярославской области, вступившее в законную силу, по делу № А82-12250/2010, которым был установлен факт вменяемого Обществу нарушения.
Ответчик считает, что при производстве административного дела им не было допущено каких-либо процессуальных нарушений, исключающих привлечение Общества к административной ответственности; считает, что действия Общества образуют состав вменяемого ему правонарушения; отсутствуют основания для применения к Обществу статьи 2.9 КоАП РФ.
Административная ответственность была применена в пределах санкции статьи 14.31 КоАП РФ; смягчающие обстоятельства - отсутствуют.
В деле, по мнению ответчика, также имеется отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за совершение занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» (Общество) включен в Реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по следующей позиции - «оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению» на территории Ярославской области.
Соответственно, факт его доминирования на указанном товарном рынке не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции», запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В качестве недопустимых действий административным органом заявителю вменяется факт злоупотребления доминирующим положением путем ущемления прав и законных интересов третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Нарушение выразилось в следующих действиях (бездействии) Общества - «незаключение соответствующего соглашения о намерениях с ООО «Росстройгаз», необоснованное направление обращения ООО «Росстройгаз» в ОАО «Ярославльоблгаз», непринятие мер по урегулированию отношений по транспортировке газа по газопроводу принадлежащего ДНП «Фили-газ», обязанность по урегулированию которых возложена на ООО «Яррегионгаз» в рамках действующих заключенных договоров газоснабжения с жителями деревень Большое Филимоново и Малое Филимоново», - т.е. не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей газопровод.
Таким образом, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Факт выявленных нарушений был отражен в решении и предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31.08.10 (в полном объеме изготовленном 13.09.10 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/42-10, вынесенном в отношении Общества.
Данное решение и предписание УФАС по Ярославской области были предметом рассмотрения в арбитражном суде Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11 (в полном объеме изготовленного 13.05.11). Решением суда было отказано Обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании решения и предписания УФАС по Ярославской области недействительными.
Впоследствии указанный судебный акт был изменен постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 03.10.11 (в части отказа в признании недействительным предписания); и оставлен без изменения постановлением кассационной инстанции от 22.12.01.
Таким образом, вышеуказанными судебными актами по делу № А82-12250/2010 установлен факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с решением антимонопольного органа по делу № 03-03/42-10..
Также в отношении рассматриваемого правонарушения ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.10 по делу об административном правонарушении № 03-07/50-11.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, ответчиком было вынесено оспариваемое постановление от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, которым Общество было привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, установленные судебным актом - решением арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11, обстоятельства дела - повторному доказыванию не подлежат.
Суд рассмотрел доводы Общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему правонарушения; отклоняет их в силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, с учетом следующего.
Из материалов административного дела, по мнению суда, следует вывод о том, что Общество совершило вменяемое ему противоправное деяние (бездействие) - а именно, не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей указанный газопровод, чем были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленного порядка взаимодействия с организацией, эксплуатирующей указанный газопровод.
В действиях Общества, таким образом, имеется вменяемый ему состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела заявителем был приведен процессуальный довод о том, что административный орган не рассмотрел надлежащим образом его ходатайство об отложении рассмотрения дела, постановление было вынесено в отсутствие представителей Общества, в нарушение статей 24.2, 25.1, 25.4, 29.1, 29.7 КоАП РФ.
Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела на дату - 27.07.11 в 11 часов 20 минут, согласно определению об отложении рассмотрения дела от 05.07.11, направленном Обществу на юридический адрес, заказной почтой с уведомлением, полученном им на дату - 14.07.11 (представлено ответчиком в материалы дела).
На указанное определение Обществом было представлено ходатайство от 22.07.11 № 12-2119 об отложении рассмотрения дела по причине того, что представители Общества - Кваша О.В. и Яблонский П.А., действующие на основании доверенностей, участвующие ранее во всех заседаниях Ярославского УФАС России, не смогут присутствовать в назначенное время.
Ответчиком указанное ходатайство было отклонено, на что имеется указание в тексте оспариваемого постановления. Постановление от 27.07.11 было вынесено в отсутствие представителей Общества, находящихся в ежегодных отпусках.
В ходе судебного заседания (до перерыва) представитель ответчика устно пояснил суду, что ходатайство было им рассмотрено, отклонено, поскольку - 1) Общество имело возможность направить иных представителей на рассмотрение административного дела; 2) данное ходатайство было подписано представителем Общества - Яблонским П.А., действующим на основании доверенности с общими полномочиями, не являющимся законным представителем Общества.
Рассмотрев доводы сторон по данному процессуальному вопросу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции ответчика с учетом следующего.
Законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела - на дату 27.07.10 на 11 часов 20 минут.
Данный факт подтвержден документально, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В порядке статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела, заявленное Обществом ходатайство должностным лицом антимонопольного органа было рассмотрено, отклонено, о чем указано в итоговом акте - оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что спорное ходатайство не было подписано законным представителем Общества либо представителем, действующим по специальной доверенности на участие в деле об административном правонарушении, а было подписано представителем, действующим по общей доверенности от 18.11.10 (представленной в материалы дела заявителем); не содержало указания на наличие уважительных причин для отложения дела - в частности, невозможность рассмотрения дела по существу на указанную дату, суд отклоняет заявленные Обществом доводы, считает их не обоснованными.
Из материалов дела с учетом изложенного, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, допущенных антимонопольным органом при производстве административного дела, которые могли бы повлечь за собой незаконность оспариваемого постановления.
Ответственность была антимонопольным органом применена в порядке, размере и в сроки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, либо свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, в материалах дела не имеется.
Согласно статей 1, 2, 22 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет государственный контроль в соответствующих правоотношениях - в целях соблюдения антимонопольного законодательства. Применительно к указанной цели, Обществом не приведено достаточных доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям.
Напротив, противоправными действиями субъекта, доминирующего на товарном рынке (заявителя), были нарушены пределы осуществления законных прав и интересов прав третьего лица.
Соответственно, по мнению суда, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Соответственно, правомерным и обоснованным следует признать и привлечение Общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с изменением статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ от 06.12.11 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), размер примененной административным органом ответственности подлежит изменению - с тем, чтобы не допустить ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок расчета соответствующего штрафа законодательно предусмотрен в Примечаниях к статье 14.31 КоАП РФ.
С целью установления размера штрафа, подлежащего правомерному и обоснованному применению, судом в судебном заседании был исследован вопрос о наличии в действиях Общества смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Заявитель считает, что в действиях Общества имеются следующие обстоятельства, которые должны быть учтены судом в качестве смягчающих административную ответственность - 1) отсутствие вредных последствий для третьего лица (подпункт 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ); 2) содействие Обществом органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении - предоставление всех истребованных документов и пояснений (подпункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).
Отягчающих обстоятельств, по мнению заявителя, в деле - не имеется.
Ответчик, в свою очередь, считает, что в деле отсутствуют смягчающие обстоятельства; имеется 1 отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год (подпункт 1 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ); считает, что размер административного штрафа, подлежащего применению к Обществу, должен быть исчислен с учетом данного обстоятельства, в порядке, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Оценивая доводы сторон по данному вопросу, суд исходит из того, что, согласно Примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства, которые могут быть использованы для расчета штрафа, должны соответствовать нормам КоАП РФ.
Согласно пункта 2 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
По мнению суда, данный перечень не подлежит расширительному толкованию применительно к рассматриваемой статье - 14.31 КоАП РФ, исходя из формулировки пункта 2 названного Примечания.
В материалах рассматриваемого дела не имеется смягчающих обстоятельств, соответствующих пунктам 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. Иные обстоятельства, по мнению суда, не могут быть учтены для расчета размера административного штрафа, подлежащего применению по рассматриваемой статье.
Доводы заявителя в данной части противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ. Данный перечень также не подлежит расширительному толкованию.
Доводы ответчика в данной части также не соответствуют материалам дела, с учетом того, каким образом им было сформулировано вменяемое Обществу правонарушение.
Таким образом, в материалах дела не имеется обстоятельств, отягчающих административную ответственность, соответствующих пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ.
Соответственно, административный штраф подлежит применению в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ).
Указанная минимальная величина штрафа, назначаемая Обществу, с учетом применения предусмотренных законодателем правил исчисления размера штрафа, составляет, таким образом, - 650 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11» , вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в части размера административного штрафа, назначив размер административного штрафа - 650 000 рублей.
В отношении указанного размера штрафа - отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.
Судья А.В. Глызина
stdClass Object
(
[vid] => 9009
[uid] => 5
[title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (Дело № А 82-9049/2011)
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9009
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1328167835
[changed] => 1370523479
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523479
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А 82-9049/2011
27 «января» 2012 г.
Резолютивная часть решения оглашена - 26 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 27 января 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46)
о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11»
при участии:
от заявителя - Кваша О.В., - предст. по пост. дов.
от административного органа - Гаев М.В. - предст. по дов. (до перерыва в суд. заседании), после перерыва - не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) (далее по тексту - Общество,) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46) - о наложении административного штрафа в размере -21 155 656, 40 руб., на основании статьи 14.31 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением (в части вины Общества); привлечение его к административной ответственности оспариваемым постановлением Общество считает не законным. Заявитель считает, что в деле имеются процессуальные нарушения, исключающие привлечение его к административной ответственности.
Дополнительно заявитель ссылается на ненадлежащее исчисление ответчиком размера выручки для расчета суммы назначенного штрафа; усматривает в деле наличие нескольких смягчающих обстоятельств; отягчающих обстоятельств в деле - не имеется; также просит суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Административный орган ссылается на решение арбитражного суда по Ярославской области, вступившее в законную силу, по делу № А82-12250/2010, которым был установлен факт вменяемого Обществу нарушения.
Ответчик считает, что при производстве административного дела им не было допущено каких-либо процессуальных нарушений, исключающих привлечение Общества к административной ответственности; считает, что действия Общества образуют состав вменяемого ему правонарушения; отсутствуют основания для применения к Обществу статьи 2.9 КоАП РФ.
Административная ответственность была применена в пределах санкции статьи 14.31 КоАП РФ; смягчающие обстоятельства - отсутствуют.
В деле, по мнению ответчика, также имеется отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за совершение занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» (Общество) включен в Реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по следующей позиции - «оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению» на территории Ярославской области.
Соответственно, факт его доминирования на указанном товарном рынке не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции», запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В качестве недопустимых действий административным органом заявителю вменяется факт злоупотребления доминирующим положением путем ущемления прав и законных интересов третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Нарушение выразилось в следующих действиях (бездействии) Общества - «незаключение соответствующего соглашения о намерениях с ООО «Росстройгаз», необоснованное направление обращения ООО «Росстройгаз» в ОАО «Ярославльоблгаз», непринятие мер по урегулированию отношений по транспортировке газа по газопроводу принадлежащего ДНП «Фили-газ», обязанность по урегулированию которых возложена на ООО «Яррегионгаз» в рамках действующих заключенных договоров газоснабжения с жителями деревень Большое Филимоново и Малое Филимоново», - т.е. не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей газопровод.
Таким образом, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Факт выявленных нарушений был отражен в решении и предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31.08.10 (в полном объеме изготовленном 13.09.10 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/42-10, вынесенном в отношении Общества.
Данное решение и предписание УФАС по Ярославской области были предметом рассмотрения в арбитражном суде Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11 (в полном объеме изготовленного 13.05.11). Решением суда было отказано Обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании решения и предписания УФАС по Ярославской области недействительными.
Впоследствии указанный судебный акт был изменен постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 03.10.11 (в части отказа в признании недействительным предписания); и оставлен без изменения постановлением кассационной инстанции от 22.12.01.
Таким образом, вышеуказанными судебными актами по делу № А82-12250/2010 установлен факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с решением антимонопольного органа по делу № 03-03/42-10..
Также в отношении рассматриваемого правонарушения ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.10 по делу об административном правонарушении № 03-07/50-11.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, ответчиком было вынесено оспариваемое постановление от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, которым Общество было привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, установленные судебным актом - решением арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11, обстоятельства дела - повторному доказыванию не подлежат.
Суд рассмотрел доводы Общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему правонарушения; отклоняет их в силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, с учетом следующего.
Из материалов административного дела, по мнению суда, следует вывод о том, что Общество совершило вменяемое ему противоправное деяние (бездействие) - а именно, не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей указанный газопровод, чем были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленного порядка взаимодействия с организацией, эксплуатирующей указанный газопровод.
В действиях Общества, таким образом, имеется вменяемый ему состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела заявителем был приведен процессуальный довод о том, что административный орган не рассмотрел надлежащим образом его ходатайство об отложении рассмотрения дела, постановление было вынесено в отсутствие представителей Общества, в нарушение статей 24.2, 25.1, 25.4, 29.1, 29.7 КоАП РФ.
Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела на дату - 27.07.11 в 11 часов 20 минут, согласно определению об отложении рассмотрения дела от 05.07.11, направленном Обществу на юридический адрес, заказной почтой с уведомлением, полученном им на дату - 14.07.11 (представлено ответчиком в материалы дела).
На указанное определение Обществом было представлено ходатайство от 22.07.11 № 12-2119 об отложении рассмотрения дела по причине того, что представители Общества - Кваша О.В. и Яблонский П.А., действующие на основании доверенностей, участвующие ранее во всех заседаниях Ярославского УФАС России, не смогут присутствовать в назначенное время.
Ответчиком указанное ходатайство было отклонено, на что имеется указание в тексте оспариваемого постановления. Постановление от 27.07.11 было вынесено в отсутствие представителей Общества, находящихся в ежегодных отпусках.
В ходе судебного заседания (до перерыва) представитель ответчика устно пояснил суду, что ходатайство было им рассмотрено, отклонено, поскольку - 1) Общество имело возможность направить иных представителей на рассмотрение административного дела; 2) данное ходатайство было подписано представителем Общества - Яблонским П.А., действующим на основании доверенности с общими полномочиями, не являющимся законным представителем Общества.
Рассмотрев доводы сторон по данному процессуальному вопросу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции ответчика с учетом следующего.
Законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела - на дату 27.07.10 на 11 часов 20 минут.
Данный факт подтвержден документально, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В порядке статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела, заявленное Обществом ходатайство должностным лицом антимонопольного органа было рассмотрено, отклонено, о чем указано в итоговом акте - оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что спорное ходатайство не было подписано законным представителем Общества либо представителем, действующим по специальной доверенности на участие в деле об административном правонарушении, а было подписано представителем, действующим по общей доверенности от 18.11.10 (представленной в материалы дела заявителем); не содержало указания на наличие уважительных причин для отложения дела - в частности, невозможность рассмотрения дела по существу на указанную дату, суд отклоняет заявленные Обществом доводы, считает их не обоснованными.
Из материалов дела с учетом изложенного, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, допущенных антимонопольным органом при производстве административного дела, которые могли бы повлечь за собой незаконность оспариваемого постановления.
Ответственность была антимонопольным органом применена в порядке, размере и в сроки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, либо свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, в материалах дела не имеется.
Согласно статей 1, 2, 22 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет государственный контроль в соответствующих правоотношениях - в целях соблюдения антимонопольного законодательства. Применительно к указанной цели, Обществом не приведено достаточных доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям.
Напротив, противоправными действиями субъекта, доминирующего на товарном рынке (заявителя), были нарушены пределы осуществления законных прав и интересов прав третьего лица.
Соответственно, по мнению суда, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Соответственно, правомерным и обоснованным следует признать и привлечение Общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с изменением статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ от 06.12.11 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), размер примененной административным органом ответственности подлежит изменению - с тем, чтобы не допустить ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок расчета соответствующего штрафа законодательно предусмотрен в Примечаниях к статье 14.31 КоАП РФ.
С целью установления размера штрафа, подлежащего правомерному и обоснованному применению, судом в судебном заседании был исследован вопрос о наличии в действиях Общества смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Заявитель считает, что в действиях Общества имеются следующие обстоятельства, которые должны быть учтены судом в качестве смягчающих административную ответственность - 1) отсутствие вредных последствий для третьего лица (подпункт 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ); 2) содействие Обществом органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении - предоставление всех истребованных документов и пояснений (подпункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).
Отягчающих обстоятельств, по мнению заявителя, в деле - не имеется.
Ответчик, в свою очередь, считает, что в деле отсутствуют смягчающие обстоятельства; имеется 1 отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год (подпункт 1 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ); считает, что размер административного штрафа, подлежащего применению к Обществу, должен быть исчислен с учетом данного обстоятельства, в порядке, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Оценивая доводы сторон по данному вопросу, суд исходит из того, что, согласно Примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства, которые могут быть использованы для расчета штрафа, должны соответствовать нормам КоАП РФ.
Согласно пункта 2 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
По мнению суда, данный перечень не подлежит расширительному толкованию применительно к рассматриваемой статье - 14.31 КоАП РФ, исходя из формулировки пункта 2 названного Примечания.
В материалах рассматриваемого дела не имеется смягчающих обстоятельств, соответствующих пунктам 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. Иные обстоятельства, по мнению суда, не могут быть учтены для расчета размера административного штрафа, подлежащего применению по рассматриваемой статье.
Доводы заявителя в данной части противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ. Данный перечень также не подлежит расширительному толкованию.
Доводы ответчика в данной части также не соответствуют материалам дела, с учетом того, каким образом им было сформулировано вменяемое Обществу правонарушение.
Таким образом, в материалах дела не имеется обстоятельств, отягчающих административную ответственность, соответствующих пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ.
Соответственно, административный штраф подлежит применению в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ).
Указанная минимальная величина штрафа, назначаемая Обществу, с учетом применения предусмотренных законодателем правил исчисления размера штрафа, составляет, таким образом, - 650 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11» , вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в части размера административного штрафа, назначив размер административного штрафа - 650 000 рублей.
В отношении указанного размера штрафа - отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.
Судья А.В. Глызина
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А 82-9049/2011
27 «января» 2012 г.
Резолютивная часть решения оглашена - 26 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 27 января 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46)
о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11»
при участии:
от заявителя - Кваша О.В., - предст. по пост. дов.
от административного органа - Гаев М.В. - предст. по дов. (до перерыва в суд. заседании), после перерыва - не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) (далее по тексту - Общество,) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46) - о наложении административного штрафа в размере -21 155 656, 40 руб., на основании статьи 14.31 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением (в части вины Общества); привлечение его к административной ответственности оспариваемым постановлением Общество считает не законным. Заявитель считает, что в деле имеются процессуальные нарушения, исключающие привлечение его к административной ответственности.
Дополнительно заявитель ссылается на ненадлежащее исчисление ответчиком размера выручки для расчета суммы назначенного штрафа; усматривает в деле наличие нескольких смягчающих обстоятельств; отягчающих обстоятельств в деле - не имеется; также просит суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Административный орган ссылается на решение арбитражного суда по Ярославской области, вступившее в законную силу, по делу № А82-12250/2010, которым был установлен факт вменяемого Обществу нарушения.
Ответчик считает, что при производстве административного дела им не было допущено каких-либо процессуальных нарушений, исключающих привлечение Общества к административной ответственности; считает, что действия Общества образуют состав вменяемого ему правонарушения; отсутствуют основания для применения к Обществу статьи 2.9 КоАП РФ.
Административная ответственность была применена в пределах санкции статьи 14.31 КоАП РФ; смягчающие обстоятельства - отсутствуют.
В деле, по мнению ответчика, также имеется отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за совершение занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» (Общество) включен в Реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по следующей позиции - «оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению» на территории Ярославской области.
Соответственно, факт его доминирования на указанном товарном рынке не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции», запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В качестве недопустимых действий административным органом заявителю вменяется факт злоупотребления доминирующим положением путем ущемления прав и законных интересов третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Нарушение выразилось в следующих действиях (бездействии) Общества - «незаключение соответствующего соглашения о намерениях с ООО «Росстройгаз», необоснованное направление обращения ООО «Росстройгаз» в ОАО «Ярославльоблгаз», непринятие мер по урегулированию отношений по транспортировке газа по газопроводу принадлежащего ДНП «Фили-газ», обязанность по урегулированию которых возложена на ООО «Яррегионгаз» в рамках действующих заключенных договоров газоснабжения с жителями деревень Большое Филимоново и Малое Филимоново», - т.е. не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей газопровод.
Таким образом, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица - ООО «Росстройгаз».
Факт выявленных нарушений был отражен в решении и предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31.08.10 (в полном объеме изготовленном 13.09.10 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/42-10, вынесенном в отношении Общества.
Данное решение и предписание УФАС по Ярославской области были предметом рассмотрения в арбитражном суде Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11 (в полном объеме изготовленного 13.05.11). Решением суда было отказано Обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании решения и предписания УФАС по Ярославской области недействительными.
Впоследствии указанный судебный акт был изменен постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 03.10.11 (в части отказа в признании недействительным предписания); и оставлен без изменения постановлением кассационной инстанции от 22.12.01.
Таким образом, вышеуказанными судебными актами по делу № А82-12250/2010 установлен факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с решением антимонопольного органа по делу № 03-03/42-10..
Также в отношении рассматриваемого правонарушения ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.10 по делу об административном правонарушении № 03-07/50-11.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, ответчиком было вынесено оспариваемое постановление от 27.07.11 по делу № 03-07/84-11, которым Общество было привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, установленные судебным актом - решением арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-12250/2010 от 26.04.11, обстоятельства дела - повторному доказыванию не подлежат.
Суд рассмотрел доводы Общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему правонарушения; отклоняет их в силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, с учетом следующего.
Из материалов административного дела, по мнению суда, следует вывод о том, что Общество совершило вменяемое ему противоправное деяние (бездействие) - а именно, не предприняло необходимых действий по урегулированию взаимоотношений по транспортировке газа по газопроводу с обратившейся к нему организацией, эксплуатирующей указанный газопровод, чем были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленного порядка взаимодействия с организацией, эксплуатирующей указанный газопровод.
В действиях Общества, таким образом, имеется вменяемый ему состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела заявителем был приведен процессуальный довод о том, что административный орган не рассмотрел надлежащим образом его ходатайство об отложении рассмотрения дела, постановление было вынесено в отсутствие представителей Общества, в нарушение статей 24.2, 25.1, 25.4, 29.1, 29.7 КоАП РФ.
Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела на дату - 27.07.11 в 11 часов 20 минут, согласно определению об отложении рассмотрения дела от 05.07.11, направленном Обществу на юридический адрес, заказной почтой с уведомлением, полученном им на дату - 14.07.11 (представлено ответчиком в материалы дела).
На указанное определение Обществом было представлено ходатайство от 22.07.11 № 12-2119 об отложении рассмотрения дела по причине того, что представители Общества - Кваша О.В. и Яблонский П.А., действующие на основании доверенностей, участвующие ранее во всех заседаниях Ярославского УФАС России, не смогут присутствовать в назначенное время.
Ответчиком указанное ходатайство было отклонено, на что имеется указание в тексте оспариваемого постановления. Постановление от 27.07.11 было вынесено в отсутствие представителей Общества, находящихся в ежегодных отпусках.
В ходе судебного заседания (до перерыва) представитель ответчика устно пояснил суду, что ходатайство было им рассмотрено, отклонено, поскольку - 1) Общество имело возможность направить иных представителей на рассмотрение административного дела; 2) данное ходатайство было подписано представителем Общества - Яблонским П.А., действующим на основании доверенности с общими полномочиями, не являющимся законным представителем Общества.
Рассмотрев доводы сторон по данному процессуальному вопросу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции ответчика с учетом следующего.
Законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела - на дату 27.07.10 на 11 часов 20 минут.
Данный факт подтвержден документально, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
В порядке статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела, заявленное Обществом ходатайство должностным лицом антимонопольного органа было рассмотрено, отклонено, о чем указано в итоговом акте - оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что спорное ходатайство не было подписано законным представителем Общества либо представителем, действующим по специальной доверенности на участие в деле об административном правонарушении, а было подписано представителем, действующим по общей доверенности от 18.11.10 (представленной в материалы дела заявителем); не содержало указания на наличие уважительных причин для отложения дела - в частности, невозможность рассмотрения дела по существу на указанную дату, суд отклоняет заявленные Обществом доводы, считает их не обоснованными.
Из материалов дела с учетом изложенного, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, допущенных антимонопольным органом при производстве административного дела, которые могли бы повлечь за собой незаконность оспариваемого постановления.
Ответственность была антимонопольным органом применена в порядке, размере и в сроки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, либо свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, в материалах дела не имеется.
Согласно статей 1, 2, 22 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет государственный контроль в соответствующих правоотношениях - в целях соблюдения антимонопольного законодательства. Применительно к указанной цели, Обществом не приведено достаточных доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям.
Напротив, противоправными действиями субъекта, доминирующего на товарном рынке (заявителя), были нарушены пределы осуществления законных прав и интересов прав третьего лица.
Соответственно, по мнению суда, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Соответственно, правомерным и обоснованным следует признать и привлечение Общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с изменением статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ от 06.12.11 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), размер примененной административным органом ответственности подлежит изменению - с тем, чтобы не допустить ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ), совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок расчета соответствующего штрафа законодательно предусмотрен в Примечаниях к статье 14.31 КоАП РФ.
С целью установления размера штрафа, подлежащего правомерному и обоснованному применению, судом в судебном заседании был исследован вопрос о наличии в действиях Общества смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Заявитель считает, что в действиях Общества имеются следующие обстоятельства, которые должны быть учтены судом в качестве смягчающих административную ответственность - 1) отсутствие вредных последствий для третьего лица (подпункт 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ); 2) содействие Обществом органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении - предоставление всех истребованных документов и пояснений (подпункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).
Отягчающих обстоятельств, по мнению заявителя, в деле - не имеется.
Ответчик, в свою очередь, считает, что в деле отсутствуют смягчающие обстоятельства; имеется 1 отягчающее обстоятельство - совершение длящегося правонарушения, продолжительность которого превышает 1 год (подпункт 1 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ); считает, что размер административного штрафа, подлежащего применению к Обществу, должен быть исчислен с учетом данного обстоятельства, в порядке, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Оценивая доводы сторон по данному вопросу, суд исходит из того, что, согласно Примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства, которые могут быть использованы для расчета штрафа, должны соответствовать нормам КоАП РФ.
Согласно пункта 2 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
По мнению суда, данный перечень не подлежит расширительному толкованию применительно к рассматриваемой статье - 14.31 КоАП РФ, исходя из формулировки пункта 2 названного Примечания.
В материалах рассматриваемого дела не имеется смягчающих обстоятельств, соответствующих пунктам 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. Иные обстоятельства, по мнению суда, не могут быть учтены для расчета размера административного штрафа, подлежащего применению по рассматриваемой статье.
Доводы заявителя в данной части противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ. Данный перечень также не подлежит расширительному толкованию.
Доводы ответчика в данной части также не соответствуют материалам дела, с учетом того, каким образом им было сформулировано вменяемое Обществу правонарушение.
Таким образом, в материалах дела не имеется обстоятельств, отягчающих административную ответственность, соответствующих пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 3 Примечаний к статье 14.31 КоАП РФ.
Соответственно, административный штраф подлежит применению в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ).
Указанная минимальная величина штрафа, назначаемая Обществу, с учетом применения предусмотренных законодателем правил исчисления размера штрафа, составляет, таким образом, - 650 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27.07.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/84-11» , вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН - 7604049153, ОГРН - 1027600680744, адрес местонахождения - 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.14) по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в части размера административного штрафа, назначив размер административного штрафа - 650 000 рублей.
В отношении указанного размера штрафа - отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.
Судья А.В. Глызина
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А82-9049/2011
[format] =>
[safe_value] => А82-9049/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 45
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 45
[vid] => 6
[name] => ТЭК
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-27 07:28:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-27 07:28:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1328167835
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)