Ответчик:
Правительство
Ярославской области
150000, г. Ярославль,
Советская площадь, д. 3.
Заявитель:
Голубева Л.В.
Третьи лица:
МУП «Центральный рынок»
150000, г. Ярославль,
ул. Депутатская, д. 7.
Решение
по делу № 06-03/19-13
19 ноября 2013 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 03.12.2013)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В. при участии:
от Правительства Ярославской области — Лысовой К.И., консультанта-юриста по правовой работе государственно-правового управления Правительства Ярославской области, Гайдук И.В., консультанта-юриста юридического отдела Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (по доверенностям);
от МУП «Центральный рынок» - Поповой О.В. (по доверенности).
Голубевой Л.В., Беляева Р.В. (по доверенности от Голубевой Л.В),
рассмотрев на заседании Комиссии 19 ноября 2013 года дело № 06-03/19-13, возбужденное по признакам нарушения Правительством Ярославской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Голубевой Л.В. по факту неприведения Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а (далее - Типовая форма договора), в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
На заседании Комиссии Голубева Л.В. и ее представитель в полном объеме поддержали свою правовую позицию, изложенную в заявлении, а также представили ряд подробных дополнительных пояснений.
Представители Правительства Ярославской области нарушения антимонопольного законодательства не признали, считают, что в Типовой форме договора отсутствуют положения, которые могли бы препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В обоснование своей правовой позиции Правительством Ярославской области были представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель МУП «Центральный рынок» поддержал правовую позицию Правительства Ярославской области, также представил подробные письменные пояснения с обоснованием правовой позиции по вменяемому Правительству Ярославской области нарушению.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о розничных рынках) регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о розничных рынках).
Согласно части 6 статьи 15 Закона о розничных рынках порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а утверждены:
- типовая форма договора о предоставлении торгового места;
- порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Ярославской области;
- требования к торговому месту на розничном рынке.
Данные документы утверждены во исполнение Администрацией Ярославской области требований Закона о розничных рынках.
Согласно пункту 1.1. договора Управляющая рынком компания предоставляет Пользователю торговое место на территории рынка длиной (погонных метров), общей площадью (квадратных метров), для осуществления торговли.
В соответствии с Требованиями к торговому месту на розничном рынке торговые места должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и другим предусмотренным законодательством Российской Федерации требованиям; должны иметь покрытие земельной поверхности (асфальт, бетон, доска, плитка и т.д.).
В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 Типовой формы договора Пользователь (хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность на розничном рынке) обязан:
- использовать торговое место исключительно по назначению, указанному в пункте 1.1 раздела 1 договора;
- не производить реконструкцию и изменение внешнего облика торгового места без письменного согласования с Управляющей рынком компанией;
- не производить передачу права на использование торгового места и торгового объекта, принадлежащего Управляющей рынком компании, третьим лицам;
- не загромождать подходы к торговому месту, производить уборку мусора в специально отведенные для этой цели контейнеры, расположенные на территории рынка;
- осуществлять торговую деятельность только в пределах предоставленного торгового места. Размещение дополнительного торгового оборудования, выходящего за пределы торгового места, осуществляется только по согласованию с Управляющей рынком компанией.
- осуществлять деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) только при наличии карточки продавца и личной нагрудной карточки;
- представлять Управляющей рынком компании сведения о привлекаемых к работе на рынке продавцах и иных работниках;
- курить только в специально отведенных местах.
Пунктом 4.2. Типовой формы договора установлено, что при невыполнении Пользователем обязательств, указанных в подпунктах 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 договора, Пользователь обязан уплатить в кассу Управляющей рынком компании штраф в размере 200 рублей, а также незамедлительно устранить допущенное нарушение.
Согласно пункту 5.3. Типовой формы договора договор может быть досрочно расторгнут Управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, в том числе, при неоднократном (3 и более раз) нарушении условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о розничных рынках деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.
Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 11 статьи 3 Закона о розничных рынках).
Статьей 23 Закона о розничных рынках установлено, что контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Таким образом, требование о необходимости осуществления продавцом деятельности по продаже товаров на рынке только при наличии карточки продавца установлено Законом о розничных рынках, что, в свою очередь, означает, что контроль за соблюдением данной обязанности возложен на уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 8 статьи 14.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, осуществление надлежащего оформления и выдача карточек продавца в рамках исполнения требований к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке является обязанностью управляющей рынком компании, а обеспечение наличия карточки продавца (полностью при этом отвечающей требованиям, предъявляемым к ее оформлению) на торговом месте - обязанностью продавца по выполнению требований к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.49 Кодекса об административных правонарушениях РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34 настоящего Кодекса.
Таким образом, уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими контроль за соблюдением требований установленных Законом о розничных рынках, в том числе, за наличием карточки продавца на торговом месте являются органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор и его территориальные органы).
В ходе рассмотрения дела от МУП «Центральный рынок» представлена информация (исх. № 851 от 19.11.2013) о том, что за 2013 год количество выявленных нарушений по пункту 2.1.8 договора о предоставлении торгового места составило 5, по пункту 2.1.7 — 5, по пункту 2.1.9 — 5, по пункту 2.1.13 — 1. Кроме того, МУП «Центральный рынок» представил типовую форму Акта проверки, в соответствии с которым происходит выявление и фиксация нарушений договора о предоставлении торгового места.
Комиссия считает, что включение в Форму типового договора о предоставлении торгового места ответственности в виде штрафа за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца и личной нагрудной карточки нарушает требования Закона о розничных рынках в части распределения полномочий между Управляющей рынком компанией и органами государственной власти.
Как указывает МУП «Центральный рынок» в своих письменных пояснениях от 23.07.2013 № 533 «при выявлении нарушений, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.4-2.1.9, 2.1.13 договора о предоставлении торгового места, в акте проверки указывается о необходимости пользователю торгового места уплатить в кассу управляющей компании штраф в размере 200 рублей. … Пользователи торговых мест оплачивают штраф в кассу предприятия, на основании акта проверки, в подтверждении оплаты на руки пользователю выдается кассовый чек».
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие актов и (или) осуществление действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По мнению Комиссии, реализация управляющей рынком компанией полномочий по взиманию штрафа с хозяйствующих субъекта (продавцов) за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца (в отсутствии у управляющей компании данных полномочий) безусловно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на том или ином розничном рынке Ярославской области, поскольку продавцы вынуждены нести дополнительные финансовые затраты, связанные с оплатой штрафов. Кроме того, как следует из условий договора о предоставлении торгового места, неоднократное нарушение пункта 2.1.8 данного договора может повлечь за собой досрочное расторжение договора управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, что может означать фактическое прекращение предпринимательской деятельности и ликвидацию хозяйствующего субъекта.
Таким образом, бездействие Правительства Ярославской области, как органа, осуществляющего регулирование деятельности розничных рынков путем принятия соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере, по неприведению Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а, в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части исключения из пункта 4.2. ответственности в виде штрафа за нарушение условия, предусмотренного пунктом 2.1.8 договора) образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Правительства Ярославской области о том, что штраф в Типовой форме договора правомерно установлен в качестве обеспечения исполнения обязательств продавца не может быть признан Комиссией обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
Указанные способы исполнения обязательств являются средствами (мерами) побуждения должника к исполнению основной обязанности или удовлетворения кредитора в случае ее неисполнения.
В данной ситуации штрафная санкция за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца не может рассматриваться как побуждение к исполнению основного обязательства, которыми по договору о предоставлении торгового места являются оплата торгового места и платных услуг, оказываемых управляющей рынком компанией (пункт 2.1.1. Типовой формы договора).
Кроме того, Комиссия считает необходимым указать на следующие нарушения, имеющиеся в Типовой форме договора, а именно:
- в договоре не устанавливается калькуляция стоимости услуг по предоставлению торгового места, включающая не только само предоставление, но и оплату коммунальных услуг, предоставление торгового оборудования и иных услуг рынка;
- отсутствие в Требованиях к торговому месту на розничном рынке четких характеристик торгового места.
Указанные несоответствия, по мнению Комиссии, могут привести к созданию со стороны управляющей рынком компании дискриминационных условий доступа или осуществления деятельности на розничных рынках Ярославской области при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов будут поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Правительство Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Правительству Ярославской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
С.В. Гаврилов
stdClass Object
(
[vid] => 11980
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 06-03/19-13
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11980
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1403074564
[changed] => 1403074691
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1403074691
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Ответчик:
Правительство
Ярославской области
150000, г. Ярославль,
Советская площадь, д. 3.
Заявитель:
Голубева Л.В.
Третьи лица:
МУП «Центральный рынок»
150000, г. Ярославль,
ул. Депутатская, д. 7.
Решение
по делу № 06-03/19-13
19 ноября 2013 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 03.12.2013)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В. при участии:
от Правительства Ярославской области — Лысовой К.И., консультанта-юриста по правовой работе государственно-правового управления Правительства Ярославской области, Гайдук И.В., консультанта-юриста юридического отдела Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (по доверенностям);
от МУП «Центральный рынок» - Поповой О.В. (по доверенности).
Голубевой Л.В., Беляева Р.В. (по доверенности от Голубевой Л.В),
рассмотрев на заседании Комиссии 19 ноября 2013 года дело № 06-03/19-13, возбужденное по признакам нарушения Правительством Ярославской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Голубевой Л.В. по факту неприведения Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а (далее - Типовая форма договора), в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
На заседании Комиссии Голубева Л.В. и ее представитель в полном объеме поддержали свою правовую позицию, изложенную в заявлении, а также представили ряд подробных дополнительных пояснений.
Представители Правительства Ярославской области нарушения антимонопольного законодательства не признали, считают, что в Типовой форме договора отсутствуют положения, которые могли бы препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В обоснование своей правовой позиции Правительством Ярославской области были представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель МУП «Центральный рынок» поддержал правовую позицию Правительства Ярославской области, также представил подробные письменные пояснения с обоснованием правовой позиции по вменяемому Правительству Ярославской области нарушению.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о розничных рынках) регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о розничных рынках).
Согласно части 6 статьи 15 Закона о розничных рынках порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а утверждены:
- типовая форма договора о предоставлении торгового места;
- порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Ярославской области;
- требования к торговому месту на розничном рынке.
Данные документы утверждены во исполнение Администрацией Ярославской области требований Закона о розничных рынках.
Согласно пункту 1.1. договора Управляющая рынком компания предоставляет Пользователю торговое место на территории рынка длиной (погонных метров), общей площадью (квадратных метров), для осуществления торговли.
В соответствии с Требованиями к торговому месту на розничном рынке торговые места должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и другим предусмотренным законодательством Российской Федерации требованиям; должны иметь покрытие земельной поверхности (асфальт, бетон, доска, плитка и т.д.).
В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 Типовой формы договора Пользователь (хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность на розничном рынке) обязан:
- использовать торговое место исключительно по назначению, указанному в пункте 1.1 раздела 1 договора;
- не производить реконструкцию и изменение внешнего облика торгового места без письменного согласования с Управляющей рынком компанией;
- не производить передачу права на использование торгового места и торгового объекта, принадлежащего Управляющей рынком компании, третьим лицам;
- не загромождать подходы к торговому месту, производить уборку мусора в специально отведенные для этой цели контейнеры, расположенные на территории рынка;
- осуществлять торговую деятельность только в пределах предоставленного торгового места. Размещение дополнительного торгового оборудования, выходящего за пределы торгового места, осуществляется только по согласованию с Управляющей рынком компанией.
- осуществлять деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) только при наличии карточки продавца и личной нагрудной карточки;
- представлять Управляющей рынком компании сведения о привлекаемых к работе на рынке продавцах и иных работниках;
- курить только в специально отведенных местах.
Пунктом 4.2. Типовой формы договора установлено, что при невыполнении Пользователем обязательств, указанных в подпунктах 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 договора, Пользователь обязан уплатить в кассу Управляющей рынком компании штраф в размере 200 рублей, а также незамедлительно устранить допущенное нарушение.
Согласно пункту 5.3. Типовой формы договора договор может быть досрочно расторгнут Управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, в том числе, при неоднократном (3 и более раз) нарушении условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о розничных рынках деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.
Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 11 статьи 3 Закона о розничных рынках).
Статьей 23 Закона о розничных рынках установлено, что контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Таким образом, требование о необходимости осуществления продавцом деятельности по продаже товаров на рынке только при наличии карточки продавца установлено Законом о розничных рынках, что, в свою очередь, означает, что контроль за соблюдением данной обязанности возложен на уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 8 статьи 14.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, осуществление надлежащего оформления и выдача карточек продавца в рамках исполнения требований к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке является обязанностью управляющей рынком компании, а обеспечение наличия карточки продавца (полностью при этом отвечающей требованиям, предъявляемым к ее оформлению) на торговом месте - обязанностью продавца по выполнению требований к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.49 Кодекса об административных правонарушениях РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34 настоящего Кодекса.
Таким образом, уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими контроль за соблюдением требований установленных Законом о розничных рынках, в том числе, за наличием карточки продавца на торговом месте являются органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор и его территориальные органы).
В ходе рассмотрения дела от МУП «Центральный рынок» представлена информация (исх. № 851 от 19.11.2013) о том, что за 2013 год количество выявленных нарушений по пункту 2.1.8 договора о предоставлении торгового места составило 5, по пункту 2.1.7 — 5, по пункту 2.1.9 — 5, по пункту 2.1.13 — 1. Кроме того, МУП «Центральный рынок» представил типовую форму Акта проверки, в соответствии с которым происходит выявление и фиксация нарушений договора о предоставлении торгового места.
Комиссия считает, что включение в Форму типового договора о предоставлении торгового места ответственности в виде штрафа за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца и личной нагрудной карточки нарушает требования Закона о розничных рынках в части распределения полномочий между Управляющей рынком компанией и органами государственной власти.
Как указывает МУП «Центральный рынок» в своих письменных пояснениях от 23.07.2013 № 533 «при выявлении нарушений, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.4-2.1.9, 2.1.13 договора о предоставлении торгового места, в акте проверки указывается о необходимости пользователю торгового места уплатить в кассу управляющей компании штраф в размере 200 рублей. … Пользователи торговых мест оплачивают штраф в кассу предприятия, на основании акта проверки, в подтверждении оплаты на руки пользователю выдается кассовый чек».
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие актов и (или) осуществление действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По мнению Комиссии, реализация управляющей рынком компанией полномочий по взиманию штрафа с хозяйствующих субъекта (продавцов) за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца (в отсутствии у управляющей компании данных полномочий) безусловно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на том или ином розничном рынке Ярославской области, поскольку продавцы вынуждены нести дополнительные финансовые затраты, связанные с оплатой штрафов. Кроме того, как следует из условий договора о предоставлении торгового места, неоднократное нарушение пункта 2.1.8 данного договора может повлечь за собой досрочное расторжение договора управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, что может означать фактическое прекращение предпринимательской деятельности и ликвидацию хозяйствующего субъекта.
Таким образом, бездействие Правительства Ярославской области, как органа, осуществляющего регулирование деятельности розничных рынков путем принятия соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере, по неприведению Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а, в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части исключения из пункта 4.2. ответственности в виде штрафа за нарушение условия, предусмотренного пунктом 2.1.8 договора) образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Правительства Ярославской области о том, что штраф в Типовой форме договора правомерно установлен в качестве обеспечения исполнения обязательств продавца не может быть признан Комиссией обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
Указанные способы исполнения обязательств являются средствами (мерами) побуждения должника к исполнению основной обязанности или удовлетворения кредитора в случае ее неисполнения.
В данной ситуации штрафная санкция за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца не может рассматриваться как побуждение к исполнению основного обязательства, которыми по договору о предоставлении торгового места являются оплата торгового места и платных услуг, оказываемых управляющей рынком компанией (пункт 2.1.1. Типовой формы договора).
Кроме того, Комиссия считает необходимым указать на следующие нарушения, имеющиеся в Типовой форме договора, а именно:
- в договоре не устанавливается калькуляция стоимости услуг по предоставлению торгового места, включающая не только само предоставление, но и оплату коммунальных услуг, предоставление торгового оборудования и иных услуг рынка;
- отсутствие в Требованиях к торговому месту на розничном рынке четких характеристик торгового места.
Указанные несоответствия, по мнению Комиссии, могут привести к созданию со стороны управляющей рынком компании дискриминационных условий доступа или осуществления деятельности на розничных рынках Ярославской области при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов будут поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Правительство Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Правительству Ярославской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
С.В. Гаврилов
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Ответчик:
Правительство
Ярославской области
150000, г. Ярославль,
Советская площадь, д. 3.
Заявитель:
Голубева Л.В.
Третьи лица:
МУП «Центральный рынок»
150000, г. Ярославль,
ул. Депутатская, д. 7.
Решение
по делу № 06-03/19-13
19 ноября 2013 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 03.12.2013)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В. при участии:
от Правительства Ярославской области — Лысовой К.И., консультанта-юриста по правовой работе государственно-правового управления Правительства Ярославской области, Гайдук И.В., консультанта-юриста юридического отдела Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (по доверенностям);
от МУП «Центральный рынок» - Поповой О.В. (по доверенности).
Голубевой Л.В., Беляева Р.В. (по доверенности от Голубевой Л.В),
рассмотрев на заседании Комиссии 19 ноября 2013 года дело № 06-03/19-13, возбужденное по признакам нарушения Правительством Ярославской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Голубевой Л.В. по факту неприведения Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а (далее - Типовая форма договора), в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
На заседании Комиссии Голубева Л.В. и ее представитель в полном объеме поддержали свою правовую позицию, изложенную в заявлении, а также представили ряд подробных дополнительных пояснений.
Представители Правительства Ярославской области нарушения антимонопольного законодательства не признали, считают, что в Типовой форме договора отсутствуют положения, которые могли бы препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В обоснование своей правовой позиции Правительством Ярославской области были представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель МУП «Центральный рынок» поддержал правовую позицию Правительства Ярославской области, также представил подробные письменные пояснения с обоснованием правовой позиции по вменяемому Правительству Ярославской области нарушению.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о розничных рынках) регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о розничных рынках).
Согласно части 6 статьи 15 Закона о розничных рынках порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а утверждены:
- типовая форма договора о предоставлении торгового места;
- порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Ярославской области;
- требования к торговому месту на розничном рынке.
Данные документы утверждены во исполнение Администрацией Ярославской области требований Закона о розничных рынках.
Согласно пункту 1.1. договора Управляющая рынком компания предоставляет Пользователю торговое место на территории рынка длиной (погонных метров), общей площадью (квадратных метров), для осуществления торговли.
В соответствии с Требованиями к торговому месту на розничном рынке торговые места должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и другим предусмотренным законодательством Российской Федерации требованиям; должны иметь покрытие земельной поверхности (асфальт, бетон, доска, плитка и т.д.).
В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 Типовой формы договора Пользователь (хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность на розничном рынке) обязан:
- использовать торговое место исключительно по назначению, указанному в пункте 1.1 раздела 1 договора;
- не производить реконструкцию и изменение внешнего облика торгового места без письменного согласования с Управляющей рынком компанией;
- не производить передачу права на использование торгового места и торгового объекта, принадлежащего Управляющей рынком компании, третьим лицам;
- не загромождать подходы к торговому месту, производить уборку мусора в специально отведенные для этой цели контейнеры, расположенные на территории рынка;
- осуществлять торговую деятельность только в пределах предоставленного торгового места. Размещение дополнительного торгового оборудования, выходящего за пределы торгового места, осуществляется только по согласованию с Управляющей рынком компанией.
- осуществлять деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) только при наличии карточки продавца и личной нагрудной карточки;
- представлять Управляющей рынком компании сведения о привлекаемых к работе на рынке продавцах и иных работниках;
- курить только в специально отведенных местах.
Пунктом 4.2. Типовой формы договора установлено, что при невыполнении Пользователем обязательств, указанных в подпунктах 2.1.2, 2.1.4 - 2.1.9, 2.1.13 пункта 2.1 раздела 2 договора, Пользователь обязан уплатить в кассу Управляющей рынком компании штраф в размере 200 рублей, а также незамедлительно устранить допущенное нарушение.
Согласно пункту 5.3. Типовой формы договора договор может быть досрочно расторгнут Управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, в том числе, при неоднократном (3 и более раз) нарушении условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о розничных рынках деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.
Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 11 статьи 3 Закона о розничных рынках).
Статьей 23 Закона о розничных рынках установлено, что контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Таким образом, требование о необходимости осуществления продавцом деятельности по продаже товаров на рынке только при наличии карточки продавца установлено Законом о розничных рынках, что, в свою очередь, означает, что контроль за соблюдением данной обязанности возложен на уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 8 статьи 14.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, осуществление надлежащего оформления и выдача карточек продавца в рамках исполнения требований к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке является обязанностью управляющей рынком компании, а обеспечение наличия карточки продавца (полностью при этом отвечающей требованиям, предъявляемым к ее оформлению) на торговом месте - обязанностью продавца по выполнению требований к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.49 Кодекса об административных правонарушениях РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34 настоящего Кодекса.
Таким образом, уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими контроль за соблюдением требований установленных Законом о розничных рынках, в том числе, за наличием карточки продавца на торговом месте являются органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор и его территориальные органы).
В ходе рассмотрения дела от МУП «Центральный рынок» представлена информация (исх. № 851 от 19.11.2013) о том, что за 2013 год количество выявленных нарушений по пункту 2.1.8 договора о предоставлении торгового места составило 5, по пункту 2.1.7 — 5, по пункту 2.1.9 — 5, по пункту 2.1.13 — 1. Кроме того, МУП «Центральный рынок» представил типовую форму Акта проверки, в соответствии с которым происходит выявление и фиксация нарушений договора о предоставлении торгового места.
Комиссия считает, что включение в Форму типового договора о предоставлении торгового места ответственности в виде штрафа за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца и личной нагрудной карточки нарушает требования Закона о розничных рынках в части распределения полномочий между Управляющей рынком компанией и органами государственной власти.
Как указывает МУП «Центральный рынок» в своих письменных пояснениях от 23.07.2013 № 533 «при выявлении нарушений, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.4-2.1.9, 2.1.13 договора о предоставлении торгового места, в акте проверки указывается о необходимости пользователю торгового места уплатить в кассу управляющей компании штраф в размере 200 рублей. … Пользователи торговых мест оплачивают штраф в кассу предприятия, на основании акта проверки, в подтверждении оплаты на руки пользователю выдается кассовый чек».
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие актов и (или) осуществление действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По мнению Комиссии, реализация управляющей рынком компанией полномочий по взиманию штрафа с хозяйствующих субъекта (продавцов) за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца (в отсутствии у управляющей компании данных полномочий) безусловно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на том или ином розничном рынке Ярославской области, поскольку продавцы вынуждены нести дополнительные финансовые затраты, связанные с оплатой штрафов. Кроме того, как следует из условий договора о предоставлении торгового места, неоднократное нарушение пункта 2.1.8 данного договора может повлечь за собой досрочное расторжение договора управляющей рынком компанией в одностороннем порядке, что может означать фактическое прекращение предпринимательской деятельности и ликвидацию хозяйствующего субъекта.
Таким образом, бездействие Правительства Ярославской области, как органа, осуществляющего регулирование деятельности розничных рынков путем принятия соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере, по неприведению Типовой формы договора о предоставлении торгового места, утвержденной Постановлением Администрации Ярославской области от 26.03.2007 года № 79-а, в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части исключения из пункта 4.2. ответственности в виде штрафа за нарушение условия, предусмотренного пунктом 2.1.8 договора) образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Правительства Ярославской области о том, что штраф в Типовой форме договора правомерно установлен в качестве обеспечения исполнения обязательств продавца не может быть признан Комиссией обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
Указанные способы исполнения обязательств являются средствами (мерами) побуждения должника к исполнению основной обязанности или удовлетворения кредитора в случае ее неисполнения.
В данной ситуации штрафная санкция за осуществление деятельности по продаже товаров без карточки продавца не может рассматриваться как побуждение к исполнению основного обязательства, которыми по договору о предоставлении торгового места являются оплата торгового места и платных услуг, оказываемых управляющей рынком компанией (пункт 2.1.1. Типовой формы договора).
Кроме того, Комиссия считает необходимым указать на следующие нарушения, имеющиеся в Типовой форме договора, а именно:
- в договоре не устанавливается калькуляция стоимости услуг по предоставлению торгового места, включающая не только само предоставление, но и оплату коммунальных услуг, предоставление торгового оборудования и иных услуг рынка;
- отсутствие в Требованиях к торговому месту на розничном рынке четких характеристик торгового места.
Указанные несоответствия, по мнению Комиссии, могут привести к созданию со стороны управляющей рынком компании дискриминационных условий доступа или осуществления деятельности на розничных рынках Ярославской области при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов будут поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Правительство Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Правительству Ярославской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
С.В. Гаврилов
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 06-03/19-13
[format] =>
[safe_value] => 06-03/19-13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
Отдел контроля органов власти и рекламы:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления;
- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления;
- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;
- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Начальник отдела — Конькова Наталья Анатольевна
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-18 06:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-18 06:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1403074564
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)