ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/17А-14

Номер дела: 04-04/17А-14
Дата публикации: 5 сентября 2014, 15:46

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

ул. Марксистская, д. 4, г. Москва,

109147

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 04-04/17А-14

«05» сентября 2014 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Завьялов М.Ф., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/17А-14, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее — ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МТС», Общество), место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя Плетнева Д.А. (доверенность № Ц09-6-02/1-13 от 21.10.2013)

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гражданина, проживающего в г. Ярославль, направленное из ФАС России (вх. № 11710 от 16.12.2013), о распространении рекламы посредством рассылки смс-сообщений без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

Заявитель сообщает о том, что 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер его мобильного телефона ˂.....˃ поступило нежелательное смс-сообщение (реклама) с номера 2014 и содержало следующий текст: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент».

Рассматриваемое смс-сообщение является предложением абоненту ОАО «МТС» воспользоваться услугой возмездного доступа к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://play2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки) абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС». Комплексное стимулирующее продвижение информационно значимого контента среди абонентов ОАО «МТС» носит название Третья Широкомасштабная брендированная SMS Акция. В соответствиями с Правилами проведения «SMS Акции» акция включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги, в ходе которых пользователи услуги получают возможность выиграть ценные призы. Организатором «SMS Акции» является Общество с ограниченной ответственностью «Велти Мобильные Маркетинговые Технологии».

Ярославским УФАС России в ходе рассмотрения заявления гражданина установлено, что данное смс-сообщение поступило заявителю через смс-центр (номер 9168999100) ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Факт поступления 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ смс-сообщения с номера 2014 с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» подтверждается скриншотом с его мобильного телефона (предоставлен заявителем), детализацией оказанных услуг связи за период с 15.11.2013 по 20.11.2013 по номеру ˂.....˃ (предоставлена Филиалом ОАО «МТС» в г. Ярославль).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Смс-сообщение, направленное гражданину, имело цель привлечь внимание абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС» к «SMS Акции», и в рамках Акции к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://game2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки), и их продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются стимулирующая «SMS Акция» и услуга доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки).

Данная информация, распространенная посредством смс-сообщения, по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц. Исходя из анализа приказа ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» данные смс-сообщения получили большие по числу группы абонентов ОАО «МТС» на территории всех макро-регионов ОАО «МТС» в установленные приказом сроки. При этом установленный способ отбора абонентов не указывает на определенность лиц, до которых доводилась приведенная в рассматриваемом смс-сообщении информация. При данном способе отбора невозможно определить заранее, сколько абонентов и какие из них конкретно будут выступать в качестве получателя данного смс-сообщения. ОАО «МТС» обновляет базу абонентов на ежемесячной основе. Направленность на неопределенный круг лиц подтверждается и содержанием смс-сообщения, текст которого утвержден названным приказом и не содержит указание на конкретного абонента. Массовость смс-рассылки предусмотрена договором оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, в соответствии с пунктом 3.2.6 которого ОАО «МТС» обязуется обеспечить проведение массовой рассылки смс-сообщений рекламного характера в адрес активных абонентов.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. То есть рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение рекламы до сведения потребителя.

Пунктом 2.2 договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012 обусловлено, что ОАО «МТС» обеспечивает проведение SMS-рассылки о сервисе ООО «Велти ММТ» и о каждой Широкомасштабной брендированной акции Абонентам, позволяющей выиграть Абонентам МТС ценные призы. Приказом ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» определен порядок проведения смс-рассылки. Материалами дела установлено, что отправка смс-сообщений осуществлялась специалистом ОАО «МТС» через коммутационное оборудование на мобильные устройства абонентов.

Таким образом, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» осуществило фактическое доведение рассматриваемого смс-сообщения рекламного характера до заявителя, то есть являлось рекламораспространителем.

Гражданин в своем заявлении указал, что согласие на получение смс-сообщения не давал. ОАО «МТС» не предоставило доказательств наличия согласия Заявителя на получение указанного смс-сообщения рекламного характера. Довод ОАО «МТС» (изложен в письменных пояснениях вх. № 2284 от 11.03.2014) о том, что подписав договор, заявитель присоединился к публичной оферте — Правилам оказания услуг связи МТС (далее - Правила), которые являются неотъемлемой частью договора, и в соответствии с пунктом 7.6 Правил, заключая договор, Абонент тем самым выражает свое согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи, не принимается по следующим основаниям. Названные Правила оказания услуг связи «МТС» регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, и также иных сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных, услуги местной телефонной связи и др.) (пункт 1.1 Правил). Согласно пункту 8 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи (пункт 10 Правил оказания услуг подвижной связи).

Согласие абонента на публичную оферту не может быть признано согласием в рамках оказываемых услуг по договору на получение смс-рекламы. Договор оказания услуг связи МТС имеет ссылку на Правила оказания услуг связи МТС, но не содержит понятия «даю согласие на получение рекламы» или «отказываюсь от получения рекламы», то есть не содержит однозначной для понимания абонента формулировки о возможности выбора. Отсутствие отказа со стороны абонента от предоставления рекламной информации не может быть рассмотрено как его предварительное согласие. Аналогичная позиция изложена в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 года № 06АП-4344/2012.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась по сетям подвижной связи с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое несет рекламораспространитель ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, распространенная посредством смс-сообщений, является рекламой «SMS Акции», которая включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов. Согласно Правилам Третьей Широкомасштабной брендированной SMS Акции призовой фонд «SMS Акции» состоит из автомобилей и электронных устройств, а также включает в себя денежную часть приза, рассчитываемую по формуле. Отсутствие в рассматриваемом рекламном смс-сообщении информации о том, что в акции участвуют лица — абоненты оператора ОАО «МТС», воспользовавшиеся услугой доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), а также и информации о том, что призовой фонд включает в себя не только автомобили «Мерседес Бенц», но и электронные устройства, и денежную часть приза, рассчитываемую по формуле, искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение, что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Для участия в указанной акции необходимо приобрести услугу доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), за определенную стоимость (42 руб. 34 коп.), победители акции определяются среди участников по заданному алгоритму.

Призовой фонд «SMS Акции» разыгрывается двумя способами: путем случайного розыгрыша (стимулирующая лотерея) и по объективному критерию (по количеству набранных баллов). Стимулирующая лотерея зарегистрирована в государственном реестре Всероссийских лотерей за номером H200С/002953ФНС, организатором лотереи является ООО «Велти ММТ».

Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие) должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из нормы статьи 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации. При этом такая реклама в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе» должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить «информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

В рассматриваемой рекламе не указаны сроки проведения акции; источник информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

В силу частей 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, установленных статьей 9 Закона - рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, определенного в статье 3 ФЗ «О рекламе»; условий договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, заключенного между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ООО «Велти ММТ»; приказа ОАО «Мобильные ТелеСистемы»от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ», которым утверждено содержание рассматриваемого смс-сообщения, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Таким образом, 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ с номера 2014 распространялась реклама посредством смс-сообщения с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент», с нарушениями требований части 1 статьи 18, статьи 9, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые несет ОАО «Мобильные ТелеСистемы» как рекламораспространитель и рекламодатель.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения. Общество должно было предпринять все необходимые меры к недопущению распространения рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» без предварительного согласия абонента на получения рекламы, в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Завьялов М.Ф., приходит к выводу о совершении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ОАО «Мобильные Теле- Системы» административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в распространении рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» посредством смс-сообщений без получения предварительного согласия абонента на получение рекламы; в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов, что является нарушением требований части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе», административный штраф в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:

Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001

УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль

БИК 047888001

Счет № 40101810700000010010

Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000016000140 и код ОКТМО 78701000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу «___» _____________________

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года со дня вступления постановления в законную силу.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов

 

Дата выдачи постановления «___»____________________________

 

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 12719 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/17А-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12719 [type] => solution [language] => ru [created] => 1410436073 [changed] => 1410436073 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1410436073 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

ул. Марксистская, д. 4, г. Москва,

109147

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 04-04/17А-14

«05» сентября 2014 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Завьялов М.Ф., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/17А-14, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее — ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МТС», Общество), место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя Плетнева Д.А. (доверенность № Ц09-6-02/1-13 от 21.10.2013)

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гражданина, проживающего в г. Ярославль, направленное из ФАС России (вх. № 11710 от 16.12.2013), о распространении рекламы посредством рассылки смс-сообщений без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

Заявитель сообщает о том, что 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер его мобильного телефона ˂.....˃ поступило нежелательное смс-сообщение (реклама) с номера 2014 и содержало следующий текст: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент».

Рассматриваемое смс-сообщение является предложением абоненту ОАО «МТС» воспользоваться услугой возмездного доступа к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://play2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки) абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС». Комплексное стимулирующее продвижение информационно значимого контента среди абонентов ОАО «МТС» носит название Третья Широкомасштабная брендированная SMS Акция. В соответствиями с Правилами проведения «SMS Акции» акция включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги, в ходе которых пользователи услуги получают возможность выиграть ценные призы. Организатором «SMS Акции» является Общество с ограниченной ответственностью «Велти Мобильные Маркетинговые Технологии».

Ярославским УФАС России в ходе рассмотрения заявления гражданина установлено, что данное смс-сообщение поступило заявителю через смс-центр (номер 9168999100) ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Факт поступления 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ смс-сообщения с номера 2014 с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» подтверждается скриншотом с его мобильного телефона (предоставлен заявителем), детализацией оказанных услуг связи за период с 15.11.2013 по 20.11.2013 по номеру ˂.....˃ (предоставлена Филиалом ОАО «МТС» в г. Ярославль).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Смс-сообщение, направленное гражданину, имело цель привлечь внимание абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС» к «SMS Акции», и в рамках Акции к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://game2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки), и их продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются стимулирующая «SMS Акция» и услуга доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки).

Данная информация, распространенная посредством смс-сообщения, по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц. Исходя из анализа приказа ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» данные смс-сообщения получили большие по числу группы абонентов ОАО «МТС» на территории всех макро-регионов ОАО «МТС» в установленные приказом сроки. При этом установленный способ отбора абонентов не указывает на определенность лиц, до которых доводилась приведенная в рассматриваемом смс-сообщении информация. При данном способе отбора невозможно определить заранее, сколько абонентов и какие из них конкретно будут выступать в качестве получателя данного смс-сообщения. ОАО «МТС» обновляет базу абонентов на ежемесячной основе. Направленность на неопределенный круг лиц подтверждается и содержанием смс-сообщения, текст которого утвержден названным приказом и не содержит указание на конкретного абонента. Массовость смс-рассылки предусмотрена договором оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, в соответствии с пунктом 3.2.6 которого ОАО «МТС» обязуется обеспечить проведение массовой рассылки смс-сообщений рекламного характера в адрес активных абонентов.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. То есть рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение рекламы до сведения потребителя.

Пунктом 2.2 договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012 обусловлено, что ОАО «МТС» обеспечивает проведение SMS-рассылки о сервисе ООО «Велти ММТ» и о каждой Широкомасштабной брендированной акции Абонентам, позволяющей выиграть Абонентам МТС ценные призы. Приказом ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» определен порядок проведения смс-рассылки. Материалами дела установлено, что отправка смс-сообщений осуществлялась специалистом ОАО «МТС» через коммутационное оборудование на мобильные устройства абонентов.

Таким образом, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» осуществило фактическое доведение рассматриваемого смс-сообщения рекламного характера до заявителя, то есть являлось рекламораспространителем.

Гражданин в своем заявлении указал, что согласие на получение смс-сообщения не давал. ОАО «МТС» не предоставило доказательств наличия согласия Заявителя на получение указанного смс-сообщения рекламного характера. Довод ОАО «МТС» (изложен в письменных пояснениях вх. № 2284 от 11.03.2014) о том, что подписав договор, заявитель присоединился к публичной оферте — Правилам оказания услуг связи МТС (далее - Правила), которые являются неотъемлемой частью договора, и в соответствии с пунктом 7.6 Правил, заключая договор, Абонент тем самым выражает свое согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи, не принимается по следующим основаниям. Названные Правила оказания услуг связи «МТС» регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, и также иных сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных, услуги местной телефонной связи и др.) (пункт 1.1 Правил). Согласно пункту 8 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи (пункт 10 Правил оказания услуг подвижной связи).

Согласие абонента на публичную оферту не может быть признано согласием в рамках оказываемых услуг по договору на получение смс-рекламы. Договор оказания услуг связи МТС имеет ссылку на Правила оказания услуг связи МТС, но не содержит понятия «даю согласие на получение рекламы» или «отказываюсь от получения рекламы», то есть не содержит однозначной для понимания абонента формулировки о возможности выбора. Отсутствие отказа со стороны абонента от предоставления рекламной информации не может быть рассмотрено как его предварительное согласие. Аналогичная позиция изложена в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 года № 06АП-4344/2012.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась по сетям подвижной связи с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое несет рекламораспространитель ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, распространенная посредством смс-сообщений, является рекламой «SMS Акции», которая включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов. Согласно Правилам Третьей Широкомасштабной брендированной SMS Акции призовой фонд «SMS Акции» состоит из автомобилей и электронных устройств, а также включает в себя денежную часть приза, рассчитываемую по формуле. Отсутствие в рассматриваемом рекламном смс-сообщении информации о том, что в акции участвуют лица — абоненты оператора ОАО «МТС», воспользовавшиеся услугой доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), а также и информации о том, что призовой фонд включает в себя не только автомобили «Мерседес Бенц», но и электронные устройства, и денежную часть приза, рассчитываемую по формуле, искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение, что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Для участия в указанной акции необходимо приобрести услугу доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), за определенную стоимость (42 руб. 34 коп.), победители акции определяются среди участников по заданному алгоритму.

Призовой фонд «SMS Акции» разыгрывается двумя способами: путем случайного розыгрыша (стимулирующая лотерея) и по объективному критерию (по количеству набранных баллов). Стимулирующая лотерея зарегистрирована в государственном реестре Всероссийских лотерей за номером H200С/002953ФНС, организатором лотереи является ООО «Велти ММТ».

Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие) должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из нормы статьи 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации. При этом такая реклама в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе» должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить «информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

В рассматриваемой рекламе не указаны сроки проведения акции; источник информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

В силу частей 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, установленных статьей 9 Закона - рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, определенного в статье 3 ФЗ «О рекламе»; условий договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, заключенного между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ООО «Велти ММТ»; приказа ОАО «Мобильные ТелеСистемы»от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ», которым утверждено содержание рассматриваемого смс-сообщения, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Таким образом, 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ с номера 2014 распространялась реклама посредством смс-сообщения с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент», с нарушениями требований части 1 статьи 18, статьи 9, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые несет ОАО «Мобильные ТелеСистемы» как рекламораспространитель и рекламодатель.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения. Общество должно было предпринять все необходимые меры к недопущению распространения рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» без предварительного согласия абонента на получения рекламы, в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Завьялов М.Ф., приходит к выводу о совершении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ОАО «Мобильные Теле- Системы» административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в распространении рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» посредством смс-сообщений без получения предварительного согласия абонента на получение рекламы; в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов, что является нарушением требований части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе», административный штраф в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:

Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001

УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль

БИК 047888001

Счет № 40101810700000010010

Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000016000140 и код ОКТМО 78701000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу «___» _____________________

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года со дня вступления постановления в законную силу.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов

 

Дата выдачи постановления «___»____________________________

 

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

ул. Марксистская, д. 4, г. Москва,

109147

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 04-04/17А-14

«05» сентября 2014 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Завьялов М.Ф., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/17А-14, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее — ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МТС», Общество), место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя Плетнева Д.А. (доверенность № Ц09-6-02/1-13 от 21.10.2013)

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гражданина, проживающего в г. Ярославль, направленное из ФАС России (вх. № 11710 от 16.12.2013), о распространении рекламы посредством рассылки смс-сообщений без предварительного согласия абонента на получение рекламы.

Заявитель сообщает о том, что 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер его мобильного телефона ˂.....˃ поступило нежелательное смс-сообщение (реклама) с номера 2014 и содержало следующий текст: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент».

Рассматриваемое смс-сообщение является предложением абоненту ОАО «МТС» воспользоваться услугой возмездного доступа к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://play2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки) абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС». Комплексное стимулирующее продвижение информационно значимого контента среди абонентов ОАО «МТС» носит название Третья Широкомасштабная брендированная SMS Акция. В соответствиями с Правилами проведения «SMS Акции» акция включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги, в ходе которых пользователи услуги получают возможность выиграть ценные призы. Организатором «SMS Акции» является Общество с ограниченной ответственностью «Велти Мобильные Маркетинговые Технологии».

Ярославским УФАС России в ходе рассмотрения заявления гражданина установлено, что данное смс-сообщение поступило заявителю через смс-центр (номер 9168999100) ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Факт поступления 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ смс-сообщения с номера 2014 с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» подтверждается скриншотом с его мобильного телефона (предоставлен заявителем), детализацией оказанных услуг связи за период с 15.11.2013 по 20.11.2013 по номеру ˂.....˃ (предоставлена Филиалом ОАО «МТС» в г. Ярославль).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Смс-сообщение, направленное гражданину, имело цель привлечь внимание абонентов оператора подвижной связи ОАО «МТС» к «SMS Акции», и в рамках Акции к информационному ресурсу, размещенному в сети интернет на WEB-сайте http://game2014.mts.ru, содержащему информационно значимое наполнение (контент) для мобильных телефонов (фоновые рисунки), и их продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются стимулирующая «SMS Акция» и услуга доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки).

Данная информация, распространенная посредством смс-сообщения, по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц. Исходя из анализа приказа ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» данные смс-сообщения получили большие по числу группы абонентов ОАО «МТС» на территории всех макро-регионов ОАО «МТС» в установленные приказом сроки. При этом установленный способ отбора абонентов не указывает на определенность лиц, до которых доводилась приведенная в рассматриваемом смс-сообщении информация. При данном способе отбора невозможно определить заранее, сколько абонентов и какие из них конкретно будут выступать в качестве получателя данного смс-сообщения. ОАО «МТС» обновляет базу абонентов на ежемесячной основе. Направленность на неопределенный круг лиц подтверждается и содержанием смс-сообщения, текст которого утвержден названным приказом и не содержит указание на конкретного абонента. Массовость смс-рассылки предусмотрена договором оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, в соответствии с пунктом 3.2.6 которого ОАО «МТС» обязуется обеспечить проведение массовой рассылки смс-сообщений рекламного характера в адрес активных абонентов.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. То есть рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение рекламы до сведения потребителя.

Пунктом 2.2 договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012 обусловлено, что ОАО «МТС» обеспечивает проведение SMS-рассылки о сервисе ООО «Велти ММТ» и о каждой Широкомасштабной брендированной акции Абонентам, позволяющей выиграть Абонентам МТС ценные призы. Приказом ОАО «МТС» от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ» определен порядок проведения смс-рассылки. Материалами дела установлено, что отправка смс-сообщений осуществлялась специалистом ОАО «МТС» через коммутационное оборудование на мобильные устройства абонентов.

Таким образом, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» осуществило фактическое доведение рассматриваемого смс-сообщения рекламного характера до заявителя, то есть являлось рекламораспространителем.

Гражданин в своем заявлении указал, что согласие на получение смс-сообщения не давал. ОАО «МТС» не предоставило доказательств наличия согласия Заявителя на получение указанного смс-сообщения рекламного характера. Довод ОАО «МТС» (изложен в письменных пояснениях вх. № 2284 от 11.03.2014) о том, что подписав договор, заявитель присоединился к публичной оферте — Правилам оказания услуг связи МТС (далее - Правила), которые являются неотъемлемой частью договора, и в соответствии с пунктом 7.6 Правил, заключая договор, Абонент тем самым выражает свое согласие на возможность получения рекламной информации, распространяемой по сетям связи, не принимается по следующим основаниям. Названные Правила оказания услуг связи «МТС» регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, и также иных сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных, услуги местной телефонной связи и др.) (пункт 1.1 Правил). Согласно пункту 8 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи (пункт 10 Правил оказания услуг подвижной связи).

Согласие абонента на публичную оферту не может быть признано согласием в рамках оказываемых услуг по договору на получение смс-рекламы. Договор оказания услуг связи МТС имеет ссылку на Правила оказания услуг связи МТС, но не содержит понятия «даю согласие на получение рекламы» или «отказываюсь от получения рекламы», то есть не содержит однозначной для понимания абонента формулировки о возможности выбора. Отсутствие отказа со стороны абонента от предоставления рекламной информации не может быть рассмотрено как его предварительное согласие. Аналогичная позиция изложена в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 года № 06АП-4344/2012.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась по сетям подвижной связи с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое несет рекламораспространитель ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, распространенная посредством смс-сообщений, является рекламой «SMS Акции», которая включает в себя комплекс мероприятий по продвижению услуги доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов. Согласно Правилам Третьей Широкомасштабной брендированной SMS Акции призовой фонд «SMS Акции» состоит из автомобилей и электронных устройств, а также включает в себя денежную часть приза, рассчитываемую по формуле. Отсутствие в рассматриваемом рекламном смс-сообщении информации о том, что в акции участвуют лица — абоненты оператора ОАО «МТС», воспользовавшиеся услугой доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), а также и информации о том, что призовой фонд включает в себя не только автомобили «Мерседес Бенц», но и электронные устройства, и денежную часть приза, рассчитываемую по формуле, искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение, что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Для участия в указанной акции необходимо приобрести услугу доступа к информационному ресурсу, содержащему контент для мобильных телефонов (фоновые рисунки), за определенную стоимость (42 руб. 34 коп.), победители акции определяются среди участников по заданному алгоритму.

Призовой фонд «SMS Акции» разыгрывается двумя способами: путем случайного розыгрыша (стимулирующая лотерея) и по объективному критерию (по количеству набранных баллов). Стимулирующая лотерея зарегистрирована в государственном реестре Всероссийских лотерей за номером H200С/002953ФНС, организатором лотереи является ООО «Велти ММТ».

Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие) должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из нормы статьи 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации. При этом такая реклама в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе» должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить «информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

В рассматриваемой рекламе не указаны сроки проведения акции; источник информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

В силу частей 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, установленных статьей 9 Закона - рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, определенного в статье 3 ФЗ «О рекламе»; условий договора оказания услуг № D1204760 от 22.02.2012, заключенного между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ООО «Велти ММТ»; приказа ОАО «Мобильные ТелеСистемы»от 15.10.2013 № 09/0210П «О запуске в коммерческую эксплуатацию SMS-акции «60 Дней — 60 Автомобилей» и «Мерседес-Бенц за SMS» на базе SMS-услуг по коротким номерам 2014 и 4111 от компании ООО «Велти ММТ», которым утверждено содержание рассматриваемого смс-сообщения, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Таким образом, 15 ноября 2013 года в 16 часов 44 минуты на номер мобильного телефона гражданина ˂.....˃ с номера 2014 распространялась реклама посредством смс-сообщения с содержанием: «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент», с нарушениями требований части 1 статьи 18, статьи 9, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые несет ОАО «Мобильные ТелеСистемы» как рекламораспространитель и рекламодатель.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения. Общество должно было предпринять все необходимые меры к недопущению распространения рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» без предварительного согласия абонента на получения рекламы, в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов.

Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Завьялов М.Ф., приходит к выводу о совершении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ОАО «Мобильные Теле- Системы» административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в распространении рекламы «МТС: ЗА ПРЕДАННОСТЬ для ˂.....˃ СЕГОДНЯ 15/11, если Ваш номер заканчивается на 0, Вы Выбраны для участия! 33ой МЕРСЕДЕС-БЕНЦ! Отправьте ПОБЕДА на 2014 Инфо:2014. mts.ru, 42,34р/SMS/контент» посредством смс-сообщений без получения предварительного согласия абонента на получение рекламы; в отсутствии части существенной информации о рекламируемой «SMS Акции»; без указания сроков ее проведения; источника информации об организаторе «SMS Акции», о правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке получения призов, что является нарушением требований части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе», административный штраф в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:

Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001

УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль

БИК 047888001

Счет № 40101810700000010010

Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000016000140 и код ОКТМО 78701000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу «___» _____________________

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года со дня вступления постановления в законную силу.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов

 

Дата выдачи постановления «___»____________________________

 

_____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-04/17А-14 [format] => [safe_value] => 04-04/17А-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 11:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 11:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1410436073 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )