Решение и предписание по делу в отношении МУП "Ярославльтелесеть". Постановление о наложении штрафа на ОАО "Ярославльтелесеть"

Дата публикации: 6 ноября 2008, 03:00

                                               Решение     по делу № 03-03/65-08

 
6 ноября 2008 года                                                                                                   г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…..>, с участием:
- от МУП «Ярославльтелесеть» <…..>,
- заявители на заседание комиссии не явились,
рассмотрев 10 октября 2008 года дело № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от гр. <…..> (вх. №3754 от 07.08.2008г.), от гр. <…..>  (далее - Заявители) о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» (далее - МУП «ЯТС») антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в уменьшении количества каналов в сети вещания МУП «Ярославльтелесеть».
В заседании комиссии представители заявителей не явились.
Представитель ответчика в письменном отзыве (вх. № 4282 от 03.09.2008г.), а также устно пояснил следующее. Муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» временно предоставляло абонентам возможность просмотра 5 - 7 дополнительных каналов без заключения договора и взимания дополнительной платы. Фактически абоненты оплачивали только услугу предоставления базового пакета каналов по тарифу, утвержденному постановлением мэра г. Ярославля от 29.05.2008 г. № 1630. Таким образом, права на получение дополнительных каналов граждане фактически не имеют. Пояснил, что МУП «Ярославльтелесеть» до 2007 года не заключало договоры с гражданами, а предоставляло услуги на основе фактически сложившихся отношений. Ссылался на то, что, когда потребитель пользуется услугой, в т.ч. услугой связи, это следует считать акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Таким образом, оплату гражданами услуг в размере, установленном постановлением мэра, следует рассматривать как готовность гражданина заключить договор на услуги базового пакета, т.е. на тот объем услуг, за который он фактически платит. Также представитель МУП «Ярославльтелесеть» пояснил, что в настоящий момент прекращена выдача лицензий на использование частот антенн ММДС, лицензия, имеющаяся у МУП «ЯТС», истекает в 2010 году, продлить её невозможно. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р «О концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы") до 2015 года должен быть осуществлен переход на цифровое вещание. Таким образом, существует объективная необходимость введения в Ярославле цифрового телевидения и постепенного сокращения объемов аналогового. Ввиду изложенного, МУП «ЯТС» считает, что в действиях, описанных в заявлениях, не содержится признаков состава нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая решение, комиссия Ярославского УФАС России исходит из следующего.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом № 1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. <…..> являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями. Таким образом, ответчик признает длительные сложившиеся отношения с заявителями в отсутствие заключенных письменных договоров. Закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее - закон «О связи») в п. 16 ст. 2 дает определение пользователя услугами связи - это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи. Так как письменная форма для договора об оказании услуг связи пользователям не обязательна, то, согласно ст. 434 Гражданского кодекса, договор может быть заключен в любой форме, приемлемой для сторон и предусмотренной для совершения сделок. Согласно п. 2 ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Согласно ст. 435 ГК офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Договор «Об оказании услуг связи пользователям» по требованию ст. 44 Федерального закона «О связи» и п. 2 ст.779 ГК должен подчиняться общим правилам, установленным Гражданским кодексом для договора возмездного оказания услуг. Существенным условием данного договора являются условие о предмете. Президиум ВАС в информационном письме от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" указал, что договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг действий исполнителя может быть определен на основании обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.д. В данном случае оферта имеет сложный состав и состоит из двух актов, разделенных по времени. Первый акт – предложение о согласовании существенных условий заключаемого договора, второй – предложение об оплате оказанных услуг, которое будет являться явным выражением воли лица к заключению договора Оферта, направленная гражданам и выраженная в виде предоставления возможности просмотра 22 телевизионных каналов содержала в себе условия об объеме услуги, которая будет оказываться. В данном случае, под объемом услуги должно пониматься количество каналов, которое будет предоставляться пользователю. Заявители санкционированно получали от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала в свободном доступе. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» № 863 от 03.09.2008 г., а также заявлением гр. <…..> (вх. № 3985 от 19.08.2008 г.). Представитель МУП «ЯТС» на заседании комиссии не отрицал, что специальные уведомления гражданам не рассылались, таким образом, получив предложение МУП «ЯТС» в виде 22 каналов к свободному просмотру граждане не могли предполагать, что МУП «ЯТС» имеет намерение заключить договор только на 8 каналов, входящих в базовый пакет. Второй частью оферты в данном случае будет являться предъявление гражданину счета за оказанные услуги. Это действие МУП «Ярославльтелесеть» свидетельствует о намерении предприятия ввести сложившиеся отношения в правовую сферу. При этом плата за услугу есть плата за согласованный ранее объем услуги. Доводы представителя МУП «Ярославльтелесеть» о том, что, получив извещение об оплате, граждане могли и были обязаны предположить, исходя из стоимости услуги, что МУП «Ярославльтелесеть» имеет намерение заключить договор только на базовый пакет каналов, несостоятельны. Согласование цены услуги не может по смыслу гражданского законодательства (ст. 424, 781 ГК) влиять на согласованный предмет оказания данной услуги, если иное специально не оговаривается контрагентами. Законодательно на граждан не возложено обязанности проверять установленную цену. Акцептом со стороны граждан будет являться оплата оказанных услуг по выставленным счетам. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как ТВ сети. В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет гр. <…..> за июль, август 2008г.). Исходя из вышеизложенного гр. <…..> имеют с МУП «Ярославльтелесеть» договор об оказании услуг связи, согласно которому одна сторона - МУП «Ярославльтелесеть» обязуется предоставлять возможность просмотра согласованного числа телевизионных каналов (в данном случае 22 канала), а граждане, именуемые пользователями, обязуются оплачивать оказанные услуги к установленному сроку.
В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8. Одновременно МУП «Ярославльтелесеть» распространила информационные листовки, сообщающие гражданам о том, что появилась новая услуга предоставление цифрового пакета каналов. Каналы будут предоставляться в цифровом качестве, для их просмотра необходимо приобрести специальное оборудование – карту доступа стоимостью 300 руб. для каждого тюнера, а так же цифровой кабельный приемник (тюнер), стоимость 1750руб, если приобретать в ЯрТелесети. Для тех, кто не подключится к цифровому пакету каналов, останется возможность просмотра базового пакета в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля. Информации о том, почему из общедоступной сети вещания пропала некоторая часть каналов, не предоставлялась. Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108"Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Рынок услуг связи для целей кабельного вещания является обособленным в силу следующего. Взаимозаменяемость способов доставки телерадиопрограммы к абонентам можно оценить таким образом. У населения имеется возможность получать сигнал по эфиру, кабельным, спутниковым способом. Филиал «РТРС» Ярославский ОРТПЦ осуществляет передачу эфирного телевидения (в Ярославле и Ярославском районе 9 телевизионных каналов). Спутниковое цифровое вещание осуществляет ЗАО «НТВ-Плюс» и ЗАО «Национальная спутниковая компания». Для преобладающей части населения затратна и экономически не выгодна покупка спутникового телевидения, получение эфирного сигнала непривлекательно в силу недостаточно широкого спектра каналов и неустойчивого приема. Исходя из изложенного, граждане, не желающие приобретать цифровой тюнер, не имели возможности получить услугу, аналогичную ранее предоставляемой по качеству и цене.
Действия МУП «ЯТС» по одностороннему изменению существенных условий договора «О предоставлении услуг связи» в части уменьшения согласованного объема каналов, предоставляемых к свободному просмотру, повлекшие нарушение прав граждан, образуют состав ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
решила:
 
         1. Признать МУП «Ярославльтелесеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать МУП «Ярославльтелесеть» предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства .
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» к административной ответственности.
 
ПРЕДПИСАНИЕ
 
6 ноября 2008 года                                                                                                               г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…..>, на основании своего решения от 06.11.2008 по делу № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ
 
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославльтелесеть» в срок до 3 декабря 2008 г. прекратить нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в уменьшении количества предоставляемых каналов отдельным абонентам (неправомерное изменение существенного условия договора оказания услуг связи). В срок до 3 декабря восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, а именно: возобновить предоставление услуги связи для целей кабельного вещания пользователям услугами МУП «Ярославльтелесеть», в отношении которых было совершено данное правонарушение, в объемах, существовавших до нарушения антимонопольного законодательства.
 
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 5 декабря 2008 года.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу № 03-07/40-08
об административном правонарушении
 
 
8 апреля 2009 года                                                                                                  г. Ярославль
 
 
<…..>, рассмотрев протокол <…..> от 10 декабря 2009 года об административном правонарушении по делу, возбужденному по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в отношении муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» (почтовый адрес 150000, г. Ярославль, пр-д Революционный, д. 12, <…> при участии представителя ОАО «Ярославльтелесеть» <…..>,
 
УСТАНОВИЛ:
В Ярославское УФАС России поступили заявления гр. <…..> (вх. № 3999 от 19.08.2008г.) (Далее - Заявители) о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения заявлений в Ярославском УФАС России было возбуждено дело № 65-08 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, повлекшим или могущим повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. Решением от 06.11.2008 МУП «Ярославльтелесеть» была признана нарушившей антимонопольное законодательство.
МУП «Ярославльтелесеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в географических границах г. Ярославля. В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом №1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. <…..> являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями.
Заявители санкционированно получили от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» №863 от 03.09.2008г., а так же заявлением гр. <…..> (вх № 3985 от 19.08.2008г.). Оплата указанных услуг производилась путем оплаты выставляемых счетов по квартплате. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как «ТВ сети». В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет <…..> за июль, август 2008г.). У граждан отсутствует обязанность разбираться в установленном порядке ценообразования МУП «Ярославльтелесеть». Граждане добросовестно оплачивали выставляемые счета, полагая, что оплачивают весь объем предоставляемых каналов. В этих условиях необходимо говорить, что между гражданами и МУП «Ярославльтелесеть» заключен договор оказания услуг связи для целей кабельного вещания, на предоставление возможности просматривать 22 телевизионных канала. В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8.
В 2008 году была проведена модернизация сетей оператора. Ранее сигнал от головного приемно-передающего центра передавался головным станциям посредством технологии ММДС, после модернизации сигнал до головных станций передается посредством широкополосного кабеля. Способ доставки сигнала от головных станций до конкретных потребителей не изменился, внутридомовые сети не модернизировались. После модернизации сетей оператор прекратил трансляцию дополнительных каналов (сверх 8 каналов базового пакета) в аналоговом формате и предложил потребителям платные услуги по трансляции дополнительных каналов с применением цифровых технологий. Информация о предстоящем отключении каналов гражданам не предоставлялась, их согласие на отключение каналов, вещаемых в аналоговом виде, получено не было, причины отключения не объяснялись.
Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
Указанные действия ущемили или могут повлечь ущемление прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия МУП «Ярославльтелесеть» (хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, образуют состав административного правонарушения (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.31 КоАП РФ. В процессе производства по делу муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» было заменено на правопреемника открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть».
Согласно статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер выручки на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по информации ОАО «Ярославльтелесеть» составил 66909000 рублей. Совокупный размер выручки от продажи всех товаров, работ, услуг за 2007г. составил 81015561 рублей. При назначении наказания должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Руководствуясь ст. 4.1, 14.31, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть» к административной ответственности в виде штрафа в размере 1/100 (одной сотой) от выручки Открытого акционерного общества «Ярославльтелесеть» на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по статье 14.31 Кодекса, что составляет 669 090 рублей (Шестьсот шестьдесят девять тысяч девяносто рублей). В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса. Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
 
Получатель ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 401018107000000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 4 статьи 32.2 Кодекса копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.07.97 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если иное указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
stdClass Object ( [vid] => 7521 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу в отношении МУП "Ярославльтелесеть". Постановление о наложении штрафа на ОАО "Ярославльтелесеть" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7521 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                               Решение     по делу № 03-03/65-08

 
6 ноября 2008 года                                                                                                   г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…..>, с участием:
- от МУП «Ярославльтелесеть» <…..>,
- заявители на заседание комиссии не явились,
рассмотрев 10 октября 2008 года дело № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от гр. <…..> (вх. №3754 от 07.08.2008г.), от гр. <…..>  (далее - Заявители) о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» (далее - МУП «ЯТС») антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в уменьшении количества каналов в сети вещания МУП «Ярославльтелесеть».
В заседании комиссии представители заявителей не явились.
Представитель ответчика в письменном отзыве (вх. № 4282 от 03.09.2008г.), а также устно пояснил следующее. Муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» временно предоставляло абонентам возможность просмотра 5 - 7 дополнительных каналов без заключения договора и взимания дополнительной платы. Фактически абоненты оплачивали только услугу предоставления базового пакета каналов по тарифу, утвержденному постановлением мэра г. Ярославля от 29.05.2008 г. № 1630. Таким образом, права на получение дополнительных каналов граждане фактически не имеют. Пояснил, что МУП «Ярославльтелесеть» до 2007 года не заключало договоры с гражданами, а предоставляло услуги на основе фактически сложившихся отношений. Ссылался на то, что, когда потребитель пользуется услугой, в т.ч. услугой связи, это следует считать акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Таким образом, оплату гражданами услуг в размере, установленном постановлением мэра, следует рассматривать как готовность гражданина заключить договор на услуги базового пакета, т.е. на тот объем услуг, за который он фактически платит. Также представитель МУП «Ярославльтелесеть» пояснил, что в настоящий момент прекращена выдача лицензий на использование частот антенн ММДС, лицензия, имеющаяся у МУП «ЯТС», истекает в 2010 году, продлить её невозможно. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р «О концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы") до 2015 года должен быть осуществлен переход на цифровое вещание. Таким образом, существует объективная необходимость введения в Ярославле цифрового телевидения и постепенного сокращения объемов аналогового. Ввиду изложенного, МУП «ЯТС» считает, что в действиях, описанных в заявлениях, не содержится признаков состава нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая решение, комиссия Ярославского УФАС России исходит из следующего.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом № 1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. <…..> являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями. Таким образом, ответчик признает длительные сложившиеся отношения с заявителями в отсутствие заключенных письменных договоров. Закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее - закон «О связи») в п. 16 ст. 2 дает определение пользователя услугами связи - это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи. Так как письменная форма для договора об оказании услуг связи пользователям не обязательна, то, согласно ст. 434 Гражданского кодекса, договор может быть заключен в любой форме, приемлемой для сторон и предусмотренной для совершения сделок. Согласно п. 2 ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Согласно ст. 435 ГК офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Договор «Об оказании услуг связи пользователям» по требованию ст. 44 Федерального закона «О связи» и п. 2 ст.779 ГК должен подчиняться общим правилам, установленным Гражданским кодексом для договора возмездного оказания услуг. Существенным условием данного договора являются условие о предмете. Президиум ВАС в информационном письме от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" указал, что договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг действий исполнителя может быть определен на основании обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.д. В данном случае оферта имеет сложный состав и состоит из двух актов, разделенных по времени. Первый акт – предложение о согласовании существенных условий заключаемого договора, второй – предложение об оплате оказанных услуг, которое будет являться явным выражением воли лица к заключению договора Оферта, направленная гражданам и выраженная в виде предоставления возможности просмотра 22 телевизионных каналов содержала в себе условия об объеме услуги, которая будет оказываться. В данном случае, под объемом услуги должно пониматься количество каналов, которое будет предоставляться пользователю. Заявители санкционированно получали от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала в свободном доступе. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» № 863 от 03.09.2008 г., а также заявлением гр. <…..> (вх. № 3985 от 19.08.2008 г.). Представитель МУП «ЯТС» на заседании комиссии не отрицал, что специальные уведомления гражданам не рассылались, таким образом, получив предложение МУП «ЯТС» в виде 22 каналов к свободному просмотру граждане не могли предполагать, что МУП «ЯТС» имеет намерение заключить договор только на 8 каналов, входящих в базовый пакет. Второй частью оферты в данном случае будет являться предъявление гражданину счета за оказанные услуги. Это действие МУП «Ярославльтелесеть» свидетельствует о намерении предприятия ввести сложившиеся отношения в правовую сферу. При этом плата за услугу есть плата за согласованный ранее объем услуги. Доводы представителя МУП «Ярославльтелесеть» о том, что, получив извещение об оплате, граждане могли и были обязаны предположить, исходя из стоимости услуги, что МУП «Ярославльтелесеть» имеет намерение заключить договор только на базовый пакет каналов, несостоятельны. Согласование цены услуги не может по смыслу гражданского законодательства (ст. 424, 781 ГК) влиять на согласованный предмет оказания данной услуги, если иное специально не оговаривается контрагентами. Законодательно на граждан не возложено обязанности проверять установленную цену. Акцептом со стороны граждан будет являться оплата оказанных услуг по выставленным счетам. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как ТВ сети. В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет гр. <…..> за июль, август 2008г.). Исходя из вышеизложенного гр. <…..> имеют с МУП «Ярославльтелесеть» договор об оказании услуг связи, согласно которому одна сторона - МУП «Ярославльтелесеть» обязуется предоставлять возможность просмотра согласованного числа телевизионных каналов (в данном случае 22 канала), а граждане, именуемые пользователями, обязуются оплачивать оказанные услуги к установленному сроку.
В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8. Одновременно МУП «Ярославльтелесеть» распространила информационные листовки, сообщающие гражданам о том, что появилась новая услуга предоставление цифрового пакета каналов. Каналы будут предоставляться в цифровом качестве, для их просмотра необходимо приобрести специальное оборудование – карту доступа стоимостью 300 руб. для каждого тюнера, а так же цифровой кабельный приемник (тюнер), стоимость 1750руб, если приобретать в ЯрТелесети. Для тех, кто не подключится к цифровому пакету каналов, останется возможность просмотра базового пакета в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля. Информации о том, почему из общедоступной сети вещания пропала некоторая часть каналов, не предоставлялась. Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108"Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Рынок услуг связи для целей кабельного вещания является обособленным в силу следующего. Взаимозаменяемость способов доставки телерадиопрограммы к абонентам можно оценить таким образом. У населения имеется возможность получать сигнал по эфиру, кабельным, спутниковым способом. Филиал «РТРС» Ярославский ОРТПЦ осуществляет передачу эфирного телевидения (в Ярославле и Ярославском районе 9 телевизионных каналов). Спутниковое цифровое вещание осуществляет ЗАО «НТВ-Плюс» и ЗАО «Национальная спутниковая компания». Для преобладающей части населения затратна и экономически не выгодна покупка спутникового телевидения, получение эфирного сигнала непривлекательно в силу недостаточно широкого спектра каналов и неустойчивого приема. Исходя из изложенного, граждане, не желающие приобретать цифровой тюнер, не имели возможности получить услугу, аналогичную ранее предоставляемой по качеству и цене.
Действия МУП «ЯТС» по одностороннему изменению существенных условий договора «О предоставлении услуг связи» в части уменьшения согласованного объема каналов, предоставляемых к свободному просмотру, повлекшие нарушение прав граждан, образуют состав ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
решила:
 
         1. Признать МУП «Ярославльтелесеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать МУП «Ярославльтелесеть» предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства .
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» к административной ответственности.
 
ПРЕДПИСАНИЕ
 
6 ноября 2008 года                                                                                                               г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…..>, на основании своего решения от 06.11.2008 по делу № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ
 
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославльтелесеть» в срок до 3 декабря 2008 г. прекратить нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в уменьшении количества предоставляемых каналов отдельным абонентам (неправомерное изменение существенного условия договора оказания услуг связи). В срок до 3 декабря восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, а именно: возобновить предоставление услуги связи для целей кабельного вещания пользователям услугами МУП «Ярославльтелесеть», в отношении которых было совершено данное правонарушение, в объемах, существовавших до нарушения антимонопольного законодательства.
 
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 5 декабря 2008 года.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу № 03-07/40-08
об административном правонарушении
 
 
8 апреля 2009 года                                                                                                  г. Ярославль
 
 
<…..>, рассмотрев протокол <…..> от 10 декабря 2009 года об административном правонарушении по делу, возбужденному по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в отношении муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» (почтовый адрес 150000, г. Ярославль, пр-д Революционный, д. 12, <…> при участии представителя ОАО «Ярославльтелесеть» <…..>,
 
УСТАНОВИЛ:
В Ярославское УФАС России поступили заявления гр. <…..> (вх. № 3999 от 19.08.2008г.) (Далее - Заявители) о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения заявлений в Ярославском УФАС России было возбуждено дело № 65-08 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, повлекшим или могущим повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. Решением от 06.11.2008 МУП «Ярославльтелесеть» была признана нарушившей антимонопольное законодательство.
МУП «Ярославльтелесеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в географических границах г. Ярославля. В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом №1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. <…..> являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями.
Заявители санкционированно получили от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» №863 от 03.09.2008г., а так же заявлением гр. <…..> (вх № 3985 от 19.08.2008г.). Оплата указанных услуг производилась путем оплаты выставляемых счетов по квартплате. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как «ТВ сети». В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет <…..> за июль, август 2008г.). У граждан отсутствует обязанность разбираться в установленном порядке ценообразования МУП «Ярославльтелесеть». Граждане добросовестно оплачивали выставляемые счета, полагая, что оплачивают весь объем предоставляемых каналов. В этих условиях необходимо говорить, что между гражданами и МУП «Ярославльтелесеть» заключен договор оказания услуг связи для целей кабельного вещания, на предоставление возможности просматривать 22 телевизионных канала. В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8.
В 2008 году была проведена модернизация сетей оператора. Ранее сигнал от головного приемно-передающего центра передавался головным станциям посредством технологии ММДС, после модернизации сигнал до головных станций передается посредством широкополосного кабеля. Способ доставки сигнала от головных станций до конкретных потребителей не изменился, внутридомовые сети не модернизировались. После модернизации сетей оператор прекратил трансляцию дополнительных каналов (сверх 8 каналов базового пакета) в аналоговом формате и предложил потребителям платные услуги по трансляции дополнительных каналов с применением цифровых технологий. Информация о предстоящем отключении каналов гражданам не предоставлялась, их согласие на отключение каналов, вещаемых в аналоговом виде, получено не было, причины отключения не объяснялись.
Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
Указанные действия ущемили или могут повлечь ущемление прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия МУП «Ярославльтелесеть» (хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, образуют состав административного правонарушения (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.31 КоАП РФ. В процессе производства по делу муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» было заменено на правопреемника открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть».
Согласно статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер выручки на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по информации ОАО «Ярославльтелесеть» составил 66909000 рублей. Совокупный размер выручки от продажи всех товаров, работ, услуг за 2007г. составил 81015561 рублей. При назначении наказания должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Руководствуясь ст. 4.1, 14.31, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть» к административной ответственности в виде штрафа в размере 1/100 (одной сотой) от выручки Открытого акционерного общества «Ярославльтелесеть» на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по статье 14.31 Кодекса, что составляет 669 090 рублей (Шестьсот шестьдесят девять тысяч девяносто рублей). В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса. Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
 
Получатель ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 401018107000000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 4 статьи 32.2 Кодекса копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.07.97 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если иное указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                               Решение     по делу № 03-03/65-08

 
6 ноября 2008 года                                                                                                   г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
, с участием:
- от МУП «Ярославльтелесеть» ,
- заявители на заседание комиссии не явились,
рассмотрев 10 октября 2008 года дело № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от гр. (вх. №3754 от 07.08.2008г.), от гр.   (далее - Заявители) о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» (далее - МУП «ЯТС») антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в уменьшении количества каналов в сети вещания МУП «Ярославльтелесеть».
В заседании комиссии представители заявителей не явились.
Представитель ответчика в письменном отзыве (вх. № 4282 от 03.09.2008г.), а также устно пояснил следующее. Муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» временно предоставляло абонентам возможность просмотра 5 - 7 дополнительных каналов без заключения договора и взимания дополнительной платы. Фактически абоненты оплачивали только услугу предоставления базового пакета каналов по тарифу, утвержденному постановлением мэра г. Ярославля от 29.05.2008 г. № 1630. Таким образом, права на получение дополнительных каналов граждане фактически не имеют. Пояснил, что МУП «Ярославльтелесеть» до 2007 года не заключало договоры с гражданами, а предоставляло услуги на основе фактически сложившихся отношений. Ссылался на то, что, когда потребитель пользуется услугой, в т.ч. услугой связи, это следует считать акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Таким образом, оплату гражданами услуг в размере, установленном постановлением мэра, следует рассматривать как готовность гражданина заключить договор на услуги базового пакета, т.е. на тот объем услуг, за который он фактически платит. Также представитель МУП «Ярославльтелесеть» пояснил, что в настоящий момент прекращена выдача лицензий на использование частот антенн ММДС, лицензия, имеющаяся у МУП «ЯТС», истекает в 2010 году, продлить её невозможно. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р «О концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы") до 2015 года должен быть осуществлен переход на цифровое вещание. Таким образом, существует объективная необходимость введения в Ярославле цифрового телевидения и постепенного сокращения объемов аналогового. Ввиду изложенного, МУП «ЯТС» считает, что в действиях, описанных в заявлениях, не содержится признаков состава нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая решение, комиссия Ярославского УФАС России исходит из следующего.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом № 1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями. Таким образом, ответчик признает длительные сложившиеся отношения с заявителями в отсутствие заключенных письменных договоров. Закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее - закон «О связи») в п. 16 ст. 2 дает определение пользователя услугами связи - это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи. Так как письменная форма для договора об оказании услуг связи пользователям не обязательна, то, согласно ст. 434 Гражданского кодекса, договор может быть заключен в любой форме, приемлемой для сторон и предусмотренной для совершения сделок. Согласно п. 2 ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Согласно ст. 435 ГК офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Договор «Об оказании услуг связи пользователям» по требованию ст. 44 Федерального закона «О связи» и п. 2 ст.779 ГК должен подчиняться общим правилам, установленным Гражданским кодексом для договора возмездного оказания услуг. Существенным условием данного договора являются условие о предмете. Президиум ВАС в информационном письме от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" указал, что договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг действий исполнителя может быть определен на основании обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.д. В данном случае оферта имеет сложный состав и состоит из двух актов, разделенных по времени. Первый акт – предложение о согласовании существенных условий заключаемого договора, второй – предложение об оплате оказанных услуг, которое будет являться явным выражением воли лица к заключению договора Оферта, направленная гражданам и выраженная в виде предоставления возможности просмотра 22 телевизионных каналов содержала в себе условия об объеме услуги, которая будет оказываться. В данном случае, под объемом услуги должно пониматься количество каналов, которое будет предоставляться пользователю. Заявители санкционированно получали от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала в свободном доступе. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» № 863 от 03.09.2008 г., а также заявлением гр. (вх. № 3985 от 19.08.2008 г.). Представитель МУП «ЯТС» на заседании комиссии не отрицал, что специальные уведомления гражданам не рассылались, таким образом, получив предложение МУП «ЯТС» в виде 22 каналов к свободному просмотру граждане не могли предполагать, что МУП «ЯТС» имеет намерение заключить договор только на 8 каналов, входящих в базовый пакет. Второй частью оферты в данном случае будет являться предъявление гражданину счета за оказанные услуги. Это действие МУП «Ярославльтелесеть» свидетельствует о намерении предприятия ввести сложившиеся отношения в правовую сферу. При этом плата за услугу есть плата за согласованный ранее объем услуги. Доводы представителя МУП «Ярославльтелесеть» о том, что, получив извещение об оплате, граждане могли и были обязаны предположить, исходя из стоимости услуги, что МУП «Ярославльтелесеть» имеет намерение заключить договор только на базовый пакет каналов, несостоятельны. Согласование цены услуги не может по смыслу гражданского законодательства (ст. 424, 781 ГК) влиять на согласованный предмет оказания данной услуги, если иное специально не оговаривается контрагентами. Законодательно на граждан не возложено обязанности проверять установленную цену. Акцептом со стороны граждан будет являться оплата оказанных услуг по выставленным счетам. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как ТВ сети. В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет гр. за июль, август 2008г.). Исходя из вышеизложенного гр. имеют с МУП «Ярославльтелесеть» договор об оказании услуг связи, согласно которому одна сторона - МУП «Ярославльтелесеть» обязуется предоставлять возможность просмотра согласованного числа телевизионных каналов (в данном случае 22 канала), а граждане, именуемые пользователями, обязуются оплачивать оказанные услуги к установленному сроку.
В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8. Одновременно МУП «Ярославльтелесеть» распространила информационные листовки, сообщающие гражданам о том, что появилась новая услуга предоставление цифрового пакета каналов. Каналы будут предоставляться в цифровом качестве, для их просмотра необходимо приобрести специальное оборудование – карту доступа стоимостью 300 руб. для каждого тюнера, а так же цифровой кабельный приемник (тюнер), стоимость 1750руб, если приобретать в ЯрТелесети. Для тех, кто не подключится к цифровому пакету каналов, останется возможность просмотра базового пакета в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля. Информации о том, почему из общедоступной сети вещания пропала некоторая часть каналов, не предоставлялась. Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108"Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Рынок услуг связи для целей кабельного вещания является обособленным в силу следующего. Взаимозаменяемость способов доставки телерадиопрограммы к абонентам можно оценить таким образом. У населения имеется возможность получать сигнал по эфиру, кабельным, спутниковым способом. Филиал «РТРС» Ярославский ОРТПЦ осуществляет передачу эфирного телевидения (в Ярославле и Ярославском районе 9 телевизионных каналов). Спутниковое цифровое вещание осуществляет ЗАО «НТВ-Плюс» и ЗАО «Национальная спутниковая компания». Для преобладающей части населения затратна и экономически не выгодна покупка спутникового телевидения, получение эфирного сигнала непривлекательно в силу недостаточно широкого спектра каналов и неустойчивого приема. Исходя из изложенного, граждане, не желающие приобретать цифровой тюнер, не имели возможности получить услугу, аналогичную ранее предоставляемой по качеству и цене.
Действия МУП «ЯТС» по одностороннему изменению существенных условий договора «О предоставлении услуг связи» в части уменьшения согласованного объема каналов, предоставляемых к свободному просмотру, повлекшие нарушение прав граждан, образуют состав ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
решила:
 
         1. Признать МУП «Ярославльтелесеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать МУП «Ярославльтелесеть» предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства .
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» к административной ответственности.
 
ПРЕДПИСАНИЕ
 
6 ноября 2008 года                                                                                                               г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 19.11.2008)
 
        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: , на основании своего решения от 06.11.2008 по делу № 03-03/65-08 о нарушении МУП «Ярославльтелесеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ
 
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославльтелесеть» в срок до 3 декабря 2008 г. прекратить нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в уменьшении количества предоставляемых каналов отдельным абонентам (неправомерное изменение существенного условия договора оказания услуг связи). В срок до 3 декабря восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, а именно: возобновить предоставление услуги связи для целей кабельного вещания пользователям услугами МУП «Ярославльтелесеть», в отношении которых было совершено данное правонарушение, в объемах, существовавших до нарушения антимонопольного законодательства.
 
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 5 декабря 2008 года.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу № 03-07/40-08
об административном правонарушении
 
 
8 апреля 2009 года                                                                                                  г. Ярославль
 
 
, рассмотрев протокол от 10 декабря 2009 года об административном правонарушении по делу, возбужденному по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в отношении муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» (почтовый адрес 150000, г. Ярославль, пр-д Революционный, д. 12, при участии представителя ОАО «Ярославльтелесеть» ,
 
УСТАНОВИЛ:
В Ярославское УФАС России поступили заявления гр. (вх. № 3999 от 19.08.2008г.) (Далее - Заявители) о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения заявлений в Ярославском УФАС России было возбуждено дело № 65-08 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, повлекшим или могущим повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. Решением от 06.11.2008 МУП «Ярославльтелесеть» была признана нарушившей антимонопольное законодательство.
МУП «Ярославльтелесеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в географических границах г. Ярославля. В порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" Ярославским УФАС России проведен анализ рынка услуг связи для целей кабельного вещания. Доминирующее положение на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в г. Ярославле занимает МУП «Ярославльтелесеть» с долями соответственно 91% в 2006г. и 87% в 2007 году. Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Между МУП «Ярославльтелесеть» и гражданами, написавшими заявления, отсутствуют договоры, заключенные в письменном виде. Письмом №1188 от 05.11.2008 ответчик пояснил, что в настоящий момент гр. являются пользователями услуг МУП «ЯТС» более трех лет, однако предприятие не может указать, с какого времени они являются пользователями.
Заявители санкционированно получили от МУП «Ярославльтелесеть» возможность просматривать 22 телевизионных канала. Это подтверждается письмом МУП «ЯТС» №863 от 03.09.2008г., а так же заявлением гр. (вх № 3985 от 19.08.2008г.). Оплата указанных услуг производилась путем оплаты выставляемых счетов по квартплате. В счете сумма, представленная к оплате, проходит как «ТВ сети». В счете не поименовано за какое количество каналов взимается указанная плата (счет за июль, август 2008г.). У граждан отсутствует обязанность разбираться в установленном порядке ценообразования МУП «Ярославльтелесеть». Граждане добросовестно оплачивали выставляемые счета, полагая, что оплачивают весь объем предоставляемых каналов. В этих условиях необходимо говорить, что между гражданами и МУП «Ярославльтелесеть» заключен договор оказания услуг связи для целей кабельного вещания, на предоставление возможности просматривать 22 телевизионных канала. В период с 7 по 19 августа у заявителей был сокращен объем транслируемых каналов до 8.
В 2008 году была проведена модернизация сетей оператора. Ранее сигнал от головного приемно-передающего центра передавался головным станциям посредством технологии ММДС, после модернизации сигнал до головных станций передается посредством широкополосного кабеля. Способ доставки сигнала от головных станций до конкретных потребителей не изменился, внутридомовые сети не модернизировались. После модернизации сетей оператор прекратил трансляцию дополнительных каналов (сверх 8 каналов базового пакета) в аналоговом формате и предложил потребителям платные услуги по трансляции дополнительных каналов с применением цифровых технологий. Информация о предстоящем отключении каналов гражданам не предоставлялась, их согласие на отключение каналов, вещаемых в аналоговом виде, получено не было, причины отключения не объяснялись.
Таким образом, МУП «Ярославльтелесеть» в одностороннем порядке изменило существенное условие договора - объем предоставляемой услуги.
Указанные действия ущемили или могут повлечь ущемление прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия МУП «Ярославльтелесеть» (хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, образуют состав административного правонарушения (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.31 КоАП РФ. В процессе производства по делу муниципальное унитарное предприятие «Ярославльтелесеть» было заменено на правопреемника открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть».
Согласно статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер выручки на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по информации ОАО «Ярославльтелесеть» составил 66909000 рублей. Совокупный размер выручки от продажи всех товаров, работ, услуг за 2007г. составил 81015561 рублей. При назначении наказания должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Руководствуясь ст. 4.1, 14.31, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть» к административной ответственности в виде штрафа в размере 1/100 (одной сотой) от выручки Открытого акционерного общества «Ярославльтелесеть» на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания по статье 14.31 Кодекса, что составляет 669 090 рублей (Шестьсот шестьдесят девять тысяч девяносто рублей). В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса. Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
 
Получатель ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 401018107000000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 4 статьи 32.2 Кодекса копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.07.97 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если иное указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-11-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )