Решение и предписание в отношении ООО "Яррегионгаз"

Дата публикации: 6 октября 2008, 04:00

 

Решение
по делу № 03-03/34-08
 
6 октября 2008   года                                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…..> с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Яррегионгаз») – <…..>.,
от  Общества с ограниченной ответственностью «Ярославский завод строительных конструкций» (далее – ООО «ЯЗСК», Заявитель) – <…..>,
рассмотрев 06 октября 2008 года дело № 03-03/34-08 о нарушении ООО «Яррегионгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),       
 
у с т а н о в и л а:
 
в Ярославское УФАС России (далее – антимонопольный орган) поступило заявление (вх. № 1604 от 18.04.2008 года) ООО «ЯЗСК» о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в навязывании ему невыгодных условий договора поставки газа, а также в создании дискриминационных условий, ставящих Заявителя в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами – потребителями газа.
Представитель ООО «Яррегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил следующее. ООО «ЯЗСК» уставный капитал сформирован всего на сумму 10 000 рублей. Ранее действовавшее ООО «ЯЗСК» неоднократно допускало срывы в оплате, за что ООО «Яррегионгаз» уменьшало плановый объем поставки газа и было вынуждено применять коэффициенты в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа). Таким образом, включение в договор поставки газа условия о предоставлении обеспечительных мер в виде залога, поручительства или банковской гарантии, иных видов обеспечительных мер отвечает требованиям действующего законодательства и продиктовано объективной необходимостью работы ООО «Яррегионгаз» с вновь созданными организациями.
Принимая решение о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению более 65 % на территории Ярославской области. Дата включения в реестр - 08.12.2000.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «Яррегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению на территории Ярославской области.
В соответствии со статей 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999, в которой указано, что потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель, приобретая газ у ООО «Яррегионгаз», является потребителем газа.
В рамках проводимой договорной компании на предстоящий с 2008 года период поставки ООО «Яррегионгаз» направило Заявителю оферту о заключении договора поставки газа № 60-4-0235/08 сроком действия с 2008-2012 год. В соответствии с предметом договора Поставщик (ООО «Яррегионгаз») обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а Покупатель (ООО «ЯЗСК») получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Пунктом 10.1 договора установлено, что ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) обязуется предоставить обеспечение в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Залогодателем может выступать как ООО «ЯЗСК» (ОГРН-1077604028787, ИНН – 7604118583), так и третье лицо. Все расходы по оформлению залога насеет Залогодатель. Действие настоящего договора обусловлено исполнением обязательства по оформлению залога. При отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившемся. Данная оферта была рассмотрена Заявителем и договор был направлен в ООО «Яррегионгаз» подписанным и скрепленным печатью с протоколом согласования от 10.12.2007 года. В протоколе согласования к указанному договору Заявитель предложил ООО «Яррегионгаз» исключить пункт 10.1 из текста договора, так как форма оплаты, предусмотренная договором, является предварительной в размере 100% и в соответствии с пунктом 7.2 договора объем газа в планируемом периоде поставки напрямую зависит от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате. Письмом № 12-2454 от 26.12.2007 ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что оставляет протокол согласования к договору без оформления, так как ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) является новым контрагентом с объемом потребления газа более двух миллионов кубических метров в год. Уставной капитал организации составляет 10000 рублей, что не обеспечивает оплату указанного объема потребления и влечет рост финансового риска для Поставщика. В связи с этим при заключении долгосрочного договора поставки газа Поставщик поставил его действие под условие исполнения покупателем обязательства по предоставлению обеспечения обязательств по оплате в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев. Учитывая данное обстоятельство, ООО «Яррегионгаз» настаивает на сохранении пункта 10.1 в тексте договора и обращает внимание, что согласно статьи 438 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) акцепт является полным и безоговорочным. Наличие протокола согласования означает новые условия договора. Договор считается заключенным, когда согласованы все существенные условия (статья 432 ГК РФ). Следовательно, отсутствие договора с ООО «ЯЗСК» исключает поставку газа со стороны ООО «Яррегионгаз» с 01.01.2008.
04.02.2008 года между Заявителем и ООО «Яррегионгаз» было подписано дополнительное соглашение к договору поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007, с изложением пункта 10.1 в следующей редакции: «В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по оплате по договору № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 ООО «ЯЗСК» обязуется предоставить обеспечение исполнения взятых обязательств на сумму не менее 1000000 рублей. В качестве способа обеспечения могут использоваться: залог, поручительство или банковская гарантия. В качестве лица, предоставляющего обеспечение, может выступать как Покупатель (ООО «ЯЗСК»), так и иное лицо (в зависимости от способа обеспечения), величина чистых активов (собственных средств) которого больше величины, равной трехкратной сумме обеспечиваемого обязательства. Обеспечение предоставляется в виде отдельного документа (договора, письменной гарантии). При отсутствии в течение трех недель с момента подписания данного Соглашения одного из предложенных Покупателем способа обеспечения действие Договора считается прекратившимся». Дата подписания дополнительного соглашения со стороны Заявителя – 03.03.2008 года.
Во исполнение взятых на себя обязательств по договору Заявителем был заключен трехсторонний (ООО «Яррегионгаз», ООО «ЯЗСК», крестьянское хозяйство «Радуга») договор поручительства от 24.03.2008. По настоящему договору Поручитель (крестьянское хозяйство «Радуга») обязуется отвечать перед Поставщиком (ООО «Яррегионгаз») солидарно с Покупателем (ООО «ЯЗСК») за исполнение обязательств последним по договору в объеме и размере, указанных в договоре поставки газа, включая, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Покупателем, оплату суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, уплату неустойки, возмещение судебных издержек по взысканию долга на день расчетов. Общий объем (предел) ответственности (обязательства) Поручителя 1000000 (один миллион) рублей.
В данном случае условие договора поставки газа, предусматривающие обеспечение исполнения обязательств при наличии предварительной оплаты в размере 100 % за договорной месячный объем газа в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки (пункт 5.5.1.1. договора), является очевидно избыточным. В соответствии с условиями договора поставки газа ООО «Яррегионгаз» в полной мере обеспечено рычагами воздействия на потребителя в случае неисполнения им обязательств по оплате. Так, в соответствии с пунктом 7.2. договора «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате является основанием для корректировки (уменьшения) Поставщиком в одностороннем порядке первоначально согласованного объема газа в планируемом периоде поставки (статья 450, 523 ГК РФ), с учетом положений пункта 2.2. договора». Пунктом 7.3. договора установлено, что возмещение расходов Поставщика или уполномоченного им лица, связанных с принудительным прекращением (возобновлением) подачи газа, осуществляет покупатель на основании счетов, выставляемых Поставщиком после совершения соответствующего действия.
Кроме того, пунктом 2.2.2. договора предусмотрено, что «при поступлении предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающего платежа, установленного пунктом 5.5.1.1. договора, Поставщик в одностороннем порядке с последующим уведомлением Покупателя устанавливает суточную норму поставки (потребления), которая определяется произведением среднесуточной нормы на коэффициент, получаемый отношением суммы поступившей предварительной оплаты к сумме причитающегося платежа.
Вышеуказанный способ воздействия был реализован ООО «Яррегионгаз» при поступлении от ООО «ЯЗСК» предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа на март 2008 года. Письмом № 12-385 от 06.03.2008 года «О суточном объеме на март месяц» ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что в связи с поступлением предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа, согласно пункту 2.2.2. Договора, суточный объем поставки газа на март 2008 года устанавливается в размере 2,571 тыс. кубических метров. В случае несоблюдения названного условия отбор газа будет считаться несанкционированным, и за его перерасход сверх ранее оплаченного объема, покупатель будет дополнительно нести расходы за объем перебранного газа с коэффициентом 1,5. Кроме того, этим же письмом, ООО «Яррегионгаз» поставило Заявителя в известность, что до настоящего времени (06.03.2008) не исполнено обязательство Заявителя по предоставлению обеспечительных мер, дополнительное соглашение не оформлено и не возвращено. В связи с тем, что действие договора поставки газа обусловлено исполнением данного требования, указанный договор может быть прекращен в одностороннем порядке, поэтому ООО «ЯЗСК» было предложено, во избежание конфликтной ситуации, связанной с прекращением действия договора, и соответственно поставки, в кратчайшие сроки принять меры к предоставлению требуемых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Включение в условия договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года обеспечения исполнения обязательств по оплате, а также установление зависимости действия договора от исполнения обязательства по оформлению залога, поручительства или банковской гарантии (при отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившимся), объективно ущемляет интересы Заявителя, поскольку вынудило Заявителя в ограниченные ООО «Яррегионгаз» сроки искать поручителя, обладающего необходимым материальным ресурсом, с целью заключения с ним соответствующего договора ограничив его хозяйственную самостоятельность, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, установлено, что ООО «Яррегионгаз» заключало договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами на иных условиях.
На период 2008-2012 года ООО «Яррегионгаз» заключило договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами (потребителями газа) ОАО «Домостроительный комбинат» (договор № 60-4-4446/08 от 13.12.2007), ОАО «Мостотрест» (договор № 60-4-0254/08 от 23.07.2007), ОАО «Сатурн - Газовые турбины» (договор № 60-4-0234/08 от 22.01.2008), ЗАО «Раскат» (договор № 60-4-0155/08 от 19.07.2007), ООО «Крома» (договор № 60-4-0178/08 от 23.07.2007), ЗАО «Хром» (60-4-0009/08 от 18.07.2007), МУП «Ярославльводоканал» (договор № 60-4-0176/08 от 18.07.2007). Условия вышеуказанных договоров не предусматривают каких-либо обеспечительных мер исполнения обязательств контрагента по оплате газа.
Таким образом, заключая договоры с хозяйствующими субъектами (являющимися потребителями газа) на различных условиях приобретения товара (предусматривая в договоре с Заявителем обеспечительные меры исполнения обязательств, а для других потребителей газа нет), ООО «Яррегионгаз», как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению, ставит ООО «ЯЗСК» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, устанавливая для хозяйствующих субъектов различные условия приобретения товара (применение либо неприменение обеспечительных мер в целях надлежащего исполнения обязательств по оплате), при которых хозяйствующий субъект (в данном случае – ООО «ЯЗСК») поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ООО «Яррегионгаз» нарушило пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающий хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, совершать действия, направленные на создание дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
р е ш и л а:
 
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 03-03/34-08
 
          06 октября 2008 года                                                                                     г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…..>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 октября 2008 г. по делу № 03-03/34-08 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» части 1 статьи 10, пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Обществу с ограниченной ответственности «Ярославская региональная компания по реализации газа» в срок до 14 ноября 2008 года выполнить следующие действия – предпринять действия, направленные на изменение условий договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года, заключенного с ООО «Ярославский завод строительных конструкций», путем исключения из договора пункта 10.1.
 Об исполнении предписания сообщить до 24 ноября 2008.
 Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

stdClass Object ( [vid] => 7522 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "Яррегионгаз" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7522 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/34-08
 
6 октября 2008   года                                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…..> с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Яррегионгаз») – <…..>.,
от  Общества с ограниченной ответственностью «Ярославский завод строительных конструкций» (далее – ООО «ЯЗСК», Заявитель) – <…..>,
рассмотрев 06 октября 2008 года дело № 03-03/34-08 о нарушении ООО «Яррегионгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),       
 
у с т а н о в и л а:
 
в Ярославское УФАС России (далее – антимонопольный орган) поступило заявление (вх. № 1604 от 18.04.2008 года) ООО «ЯЗСК» о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в навязывании ему невыгодных условий договора поставки газа, а также в создании дискриминационных условий, ставящих Заявителя в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами – потребителями газа.
Представитель ООО «Яррегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил следующее. ООО «ЯЗСК» уставный капитал сформирован всего на сумму 10 000 рублей. Ранее действовавшее ООО «ЯЗСК» неоднократно допускало срывы в оплате, за что ООО «Яррегионгаз» уменьшало плановый объем поставки газа и было вынуждено применять коэффициенты в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа). Таким образом, включение в договор поставки газа условия о предоставлении обеспечительных мер в виде залога, поручительства или банковской гарантии, иных видов обеспечительных мер отвечает требованиям действующего законодательства и продиктовано объективной необходимостью работы ООО «Яррегионгаз» с вновь созданными организациями.
Принимая решение о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению более 65 % на территории Ярославской области. Дата включения в реестр - 08.12.2000.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «Яррегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению на территории Ярославской области.
В соответствии со статей 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999, в которой указано, что потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель, приобретая газ у ООО «Яррегионгаз», является потребителем газа.
В рамках проводимой договорной компании на предстоящий с 2008 года период поставки ООО «Яррегионгаз» направило Заявителю оферту о заключении договора поставки газа № 60-4-0235/08 сроком действия с 2008-2012 год. В соответствии с предметом договора Поставщик (ООО «Яррегионгаз») обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а Покупатель (ООО «ЯЗСК») получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Пунктом 10.1 договора установлено, что ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) обязуется предоставить обеспечение в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Залогодателем может выступать как ООО «ЯЗСК» (ОГРН-1077604028787, ИНН – 7604118583), так и третье лицо. Все расходы по оформлению залога насеет Залогодатель. Действие настоящего договора обусловлено исполнением обязательства по оформлению залога. При отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившемся. Данная оферта была рассмотрена Заявителем и договор был направлен в ООО «Яррегионгаз» подписанным и скрепленным печатью с протоколом согласования от 10.12.2007 года. В протоколе согласования к указанному договору Заявитель предложил ООО «Яррегионгаз» исключить пункт 10.1 из текста договора, так как форма оплаты, предусмотренная договором, является предварительной в размере 100% и в соответствии с пунктом 7.2 договора объем газа в планируемом периоде поставки напрямую зависит от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате. Письмом № 12-2454 от 26.12.2007 ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что оставляет протокол согласования к договору без оформления, так как ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) является новым контрагентом с объемом потребления газа более двух миллионов кубических метров в год. Уставной капитал организации составляет 10000 рублей, что не обеспечивает оплату указанного объема потребления и влечет рост финансового риска для Поставщика. В связи с этим при заключении долгосрочного договора поставки газа Поставщик поставил его действие под условие исполнения покупателем обязательства по предоставлению обеспечения обязательств по оплате в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев. Учитывая данное обстоятельство, ООО «Яррегионгаз» настаивает на сохранении пункта 10.1 в тексте договора и обращает внимание, что согласно статьи 438 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) акцепт является полным и безоговорочным. Наличие протокола согласования означает новые условия договора. Договор считается заключенным, когда согласованы все существенные условия (статья 432 ГК РФ). Следовательно, отсутствие договора с ООО «ЯЗСК» исключает поставку газа со стороны ООО «Яррегионгаз» с 01.01.2008.
04.02.2008 года между Заявителем и ООО «Яррегионгаз» было подписано дополнительное соглашение к договору поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007, с изложением пункта 10.1 в следующей редакции: «В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по оплате по договору № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 ООО «ЯЗСК» обязуется предоставить обеспечение исполнения взятых обязательств на сумму не менее 1000000 рублей. В качестве способа обеспечения могут использоваться: залог, поручительство или банковская гарантия. В качестве лица, предоставляющего обеспечение, может выступать как Покупатель (ООО «ЯЗСК»), так и иное лицо (в зависимости от способа обеспечения), величина чистых активов (собственных средств) которого больше величины, равной трехкратной сумме обеспечиваемого обязательства. Обеспечение предоставляется в виде отдельного документа (договора, письменной гарантии). При отсутствии в течение трех недель с момента подписания данного Соглашения одного из предложенных Покупателем способа обеспечения действие Договора считается прекратившимся». Дата подписания дополнительного соглашения со стороны Заявителя – 03.03.2008 года.
Во исполнение взятых на себя обязательств по договору Заявителем был заключен трехсторонний (ООО «Яррегионгаз», ООО «ЯЗСК», крестьянское хозяйство «Радуга») договор поручительства от 24.03.2008. По настоящему договору Поручитель (крестьянское хозяйство «Радуга») обязуется отвечать перед Поставщиком (ООО «Яррегионгаз») солидарно с Покупателем (ООО «ЯЗСК») за исполнение обязательств последним по договору в объеме и размере, указанных в договоре поставки газа, включая, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Покупателем, оплату суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, уплату неустойки, возмещение судебных издержек по взысканию долга на день расчетов. Общий объем (предел) ответственности (обязательства) Поручителя 1000000 (один миллион) рублей.
В данном случае условие договора поставки газа, предусматривающие обеспечение исполнения обязательств при наличии предварительной оплаты в размере 100 % за договорной месячный объем газа в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки (пункт 5.5.1.1. договора), является очевидно избыточным. В соответствии с условиями договора поставки газа ООО «Яррегионгаз» в полной мере обеспечено рычагами воздействия на потребителя в случае неисполнения им обязательств по оплате. Так, в соответствии с пунктом 7.2. договора «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате является основанием для корректировки (уменьшения) Поставщиком в одностороннем порядке первоначально согласованного объема газа в планируемом периоде поставки (статья 450, 523 ГК РФ), с учетом положений пункта 2.2. договора». Пунктом 7.3. договора установлено, что возмещение расходов Поставщика или уполномоченного им лица, связанных с принудительным прекращением (возобновлением) подачи газа, осуществляет покупатель на основании счетов, выставляемых Поставщиком после совершения соответствующего действия.
Кроме того, пунктом 2.2.2. договора предусмотрено, что «при поступлении предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающего платежа, установленного пунктом 5.5.1.1. договора, Поставщик в одностороннем порядке с последующим уведомлением Покупателя устанавливает суточную норму поставки (потребления), которая определяется произведением среднесуточной нормы на коэффициент, получаемый отношением суммы поступившей предварительной оплаты к сумме причитающегося платежа.
Вышеуказанный способ воздействия был реализован ООО «Яррегионгаз» при поступлении от ООО «ЯЗСК» предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа на март 2008 года. Письмом № 12-385 от 06.03.2008 года «О суточном объеме на март месяц» ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что в связи с поступлением предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа, согласно пункту 2.2.2. Договора, суточный объем поставки газа на март 2008 года устанавливается в размере 2,571 тыс. кубических метров. В случае несоблюдения названного условия отбор газа будет считаться несанкционированным, и за его перерасход сверх ранее оплаченного объема, покупатель будет дополнительно нести расходы за объем перебранного газа с коэффициентом 1,5. Кроме того, этим же письмом, ООО «Яррегионгаз» поставило Заявителя в известность, что до настоящего времени (06.03.2008) не исполнено обязательство Заявителя по предоставлению обеспечительных мер, дополнительное соглашение не оформлено и не возвращено. В связи с тем, что действие договора поставки газа обусловлено исполнением данного требования, указанный договор может быть прекращен в одностороннем порядке, поэтому ООО «ЯЗСК» было предложено, во избежание конфликтной ситуации, связанной с прекращением действия договора, и соответственно поставки, в кратчайшие сроки принять меры к предоставлению требуемых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Включение в условия договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года обеспечения исполнения обязательств по оплате, а также установление зависимости действия договора от исполнения обязательства по оформлению залога, поручительства или банковской гарантии (при отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившимся), объективно ущемляет интересы Заявителя, поскольку вынудило Заявителя в ограниченные ООО «Яррегионгаз» сроки искать поручителя, обладающего необходимым материальным ресурсом, с целью заключения с ним соответствующего договора ограничив его хозяйственную самостоятельность, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, установлено, что ООО «Яррегионгаз» заключало договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами на иных условиях.
На период 2008-2012 года ООО «Яррегионгаз» заключило договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами (потребителями газа) ОАО «Домостроительный комбинат» (договор № 60-4-4446/08 от 13.12.2007), ОАО «Мостотрест» (договор № 60-4-0254/08 от 23.07.2007), ОАО «Сатурн - Газовые турбины» (договор № 60-4-0234/08 от 22.01.2008), ЗАО «Раскат» (договор № 60-4-0155/08 от 19.07.2007), ООО «Крома» (договор № 60-4-0178/08 от 23.07.2007), ЗАО «Хром» (60-4-0009/08 от 18.07.2007), МУП «Ярославльводоканал» (договор № 60-4-0176/08 от 18.07.2007). Условия вышеуказанных договоров не предусматривают каких-либо обеспечительных мер исполнения обязательств контрагента по оплате газа.
Таким образом, заключая договоры с хозяйствующими субъектами (являющимися потребителями газа) на различных условиях приобретения товара (предусматривая в договоре с Заявителем обеспечительные меры исполнения обязательств, а для других потребителей газа нет), ООО «Яррегионгаз», как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению, ставит ООО «ЯЗСК» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, устанавливая для хозяйствующих субъектов различные условия приобретения товара (применение либо неприменение обеспечительных мер в целях надлежащего исполнения обязательств по оплате), при которых хозяйствующий субъект (в данном случае – ООО «ЯЗСК») поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ООО «Яррегионгаз» нарушило пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающий хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, совершать действия, направленные на создание дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
р е ш и л а:
 
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 03-03/34-08
 
          06 октября 2008 года                                                                                     г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…..>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 октября 2008 г. по делу № 03-03/34-08 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» части 1 статьи 10, пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Обществу с ограниченной ответственности «Ярославская региональная компания по реализации газа» в срок до 14 ноября 2008 года выполнить следующие действия – предпринять действия, направленные на изменение условий договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года, заключенного с ООО «Ярославский завод строительных конструкций», путем исключения из договора пункта 10.1.
 Об исполнении предписания сообщить до 24 ноября 2008.
 Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/34-08
 
6 октября 2008   года                                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2008)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…..> с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Яррегионгаз») – <…..>.,
от  Общества с ограниченной ответственностью «Ярославский завод строительных конструкций» (далее – ООО «ЯЗСК», Заявитель) – <…..>,
рассмотрев 06 октября 2008 года дело № 03-03/34-08 о нарушении ООО «Яррегионгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),       
 
у с т а н о в и л а:
 
в Ярославское УФАС России (далее – антимонопольный орган) поступило заявление (вх. № 1604 от 18.04.2008 года) ООО «ЯЗСК» о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в навязывании ему невыгодных условий договора поставки газа, а также в создании дискриминационных условий, ставящих Заявителя в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами – потребителями газа.
Представитель ООО «Яррегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил следующее. ООО «ЯЗСК» уставный капитал сформирован всего на сумму 10 000 рублей. Ранее действовавшее ООО «ЯЗСК» неоднократно допускало срывы в оплате, за что ООО «Яррегионгаз» уменьшало плановый объем поставки газа и было вынуждено применять коэффициенты в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа). Таким образом, включение в договор поставки газа условия о предоставлении обеспечительных мер в виде залога, поручительства или банковской гарантии, иных видов обеспечительных мер отвечает требованиям действующего законодательства и продиктовано объективной необходимостью работы ООО «Яррегионгаз» с вновь созданными организациями.
Принимая решение о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ООО «Яррегионгаз» включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению более 65 % на территории Ярославской области. Дата включения в реестр - 08.12.2000.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «Яррегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению на территории Ярославской области.
В соответствии со статей 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999, в которой указано, что потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель, приобретая газ у ООО «Яррегионгаз», является потребителем газа.
В рамках проводимой договорной компании на предстоящий с 2008 года период поставки ООО «Яррегионгаз» направило Заявителю оферту о заключении договора поставки газа № 60-4-0235/08 сроком действия с 2008-2012 год. В соответствии с предметом договора Поставщик (ООО «Яррегионгаз») обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а Покупатель (ООО «ЯЗСК») получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Пунктом 10.1 договора установлено, что ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) обязуется предоставить обеспечение в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Залогодателем может выступать как ООО «ЯЗСК» (ОГРН-1077604028787, ИНН – 7604118583), так и третье лицо. Все расходы по оформлению залога насеет Залогодатель. Действие настоящего договора обусловлено исполнением обязательства по оформлению залога. При отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившемся. Данная оферта была рассмотрена Заявителем и договор был направлен в ООО «Яррегионгаз» подписанным и скрепленным печатью с протоколом согласования от 10.12.2007 года. В протоколе согласования к указанному договору Заявитель предложил ООО «Яррегионгаз» исключить пункт 10.1 из текста договора, так как форма оплаты, предусмотренная договором, является предварительной в размере 100% и в соответствии с пунктом 7.2 договора объем газа в планируемом периоде поставки напрямую зависит от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате. Письмом № 12-2454 от 26.12.2007 ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что оставляет протокол согласования к договору без оформления, так как ООО «ЯЗСК» (ОГРН – 1077604028787, ИНН – 7604118583) является новым контрагентом с объемом потребления газа более двух миллионов кубических метров в год. Уставной капитал организации составляет 10000 рублей, что не обеспечивает оплату указанного объема потребления и влечет рост финансового риска для Поставщика. В связи с этим при заключении долгосрочного договора поставки газа Поставщик поставил его действие под условие исполнения покупателем обязательства по предоставлению обеспечения обязательств по оплате в виде залога имущества в сумме стоимости поставки газа за период до трех планируемых месяцев. Учитывая данное обстоятельство, ООО «Яррегионгаз» настаивает на сохранении пункта 10.1 в тексте договора и обращает внимание, что согласно статьи 438 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) акцепт является полным и безоговорочным. Наличие протокола согласования означает новые условия договора. Договор считается заключенным, когда согласованы все существенные условия (статья 432 ГК РФ). Следовательно, отсутствие договора с ООО «ЯЗСК» исключает поставку газа со стороны ООО «Яррегионгаз» с 01.01.2008.
04.02.2008 года между Заявителем и ООО «Яррегионгаз» было подписано дополнительное соглашение к договору поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007, с изложением пункта 10.1 в следующей редакции: «В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по оплате по договору № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 ООО «ЯЗСК» обязуется предоставить обеспечение исполнения взятых обязательств на сумму не менее 1000000 рублей. В качестве способа обеспечения могут использоваться: залог, поручительство или банковская гарантия. В качестве лица, предоставляющего обеспечение, может выступать как Покупатель (ООО «ЯЗСК»), так и иное лицо (в зависимости от способа обеспечения), величина чистых активов (собственных средств) которого больше величины, равной трехкратной сумме обеспечиваемого обязательства. Обеспечение предоставляется в виде отдельного документа (договора, письменной гарантии). При отсутствии в течение трех недель с момента подписания данного Соглашения одного из предложенных Покупателем способа обеспечения действие Договора считается прекратившимся». Дата подписания дополнительного соглашения со стороны Заявителя – 03.03.2008 года.
Во исполнение взятых на себя обязательств по договору Заявителем был заключен трехсторонний (ООО «Яррегионгаз», ООО «ЯЗСК», крестьянское хозяйство «Радуга») договор поручительства от 24.03.2008. По настоящему договору Поручитель (крестьянское хозяйство «Радуга») обязуется отвечать перед Поставщиком (ООО «Яррегионгаз») солидарно с Покупателем (ООО «ЯЗСК») за исполнение обязательств последним по договору в объеме и размере, указанных в договоре поставки газа, включая, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Покупателем, оплату суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, уплату неустойки, возмещение судебных издержек по взысканию долга на день расчетов. Общий объем (предел) ответственности (обязательства) Поручителя 1000000 (один миллион) рублей.
В данном случае условие договора поставки газа, предусматривающие обеспечение исполнения обязательств при наличии предварительной оплаты в размере 100 % за договорной месячный объем газа в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки (пункт 5.5.1.1. договора), является очевидно избыточным. В соответствии с условиями договора поставки газа ООО «Яррегионгаз» в полной мере обеспечено рычагами воздействия на потребителя в случае неисполнения им обязательств по оплате. Так, в соответствии с пунктом 7.2. договора «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате является основанием для корректировки (уменьшения) Поставщиком в одностороннем порядке первоначально согласованного объема газа в планируемом периоде поставки (статья 450, 523 ГК РФ), с учетом положений пункта 2.2. договора». Пунктом 7.3. договора установлено, что возмещение расходов Поставщика или уполномоченного им лица, связанных с принудительным прекращением (возобновлением) подачи газа, осуществляет покупатель на основании счетов, выставляемых Поставщиком после совершения соответствующего действия.
Кроме того, пунктом 2.2.2. договора предусмотрено, что «при поступлении предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающего платежа, установленного пунктом 5.5.1.1. договора, Поставщик в одностороннем порядке с последующим уведомлением Покупателя устанавливает суточную норму поставки (потребления), которая определяется произведением среднесуточной нормы на коэффициент, получаемый отношением суммы поступившей предварительной оплаты к сумме причитающегося платежа.
Вышеуказанный способ воздействия был реализован ООО «Яррегионгаз» при поступлении от ООО «ЯЗСК» предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа на март 2008 года. Письмом № 12-385 от 06.03.2008 года «О суточном объеме на март месяц» ООО «Яррегионгаз» уведомило Заявителя о том, что в связи с поступлением предварительной оплаты в сумме, меньшей суммы причитающегося платежа, согласно пункту 2.2.2. Договора, суточный объем поставки газа на март 2008 года устанавливается в размере 2,571 тыс. кубических метров. В случае несоблюдения названного условия отбор газа будет считаться несанкционированным, и за его перерасход сверх ранее оплаченного объема, покупатель будет дополнительно нести расходы за объем перебранного газа с коэффициентом 1,5. Кроме того, этим же письмом, ООО «Яррегионгаз» поставило Заявителя в известность, что до настоящего времени (06.03.2008) не исполнено обязательство Заявителя по предоставлению обеспечительных мер, дополнительное соглашение не оформлено и не возвращено. В связи с тем, что действие договора поставки газа обусловлено исполнением данного требования, указанный договор может быть прекращен в одностороннем порядке, поэтому ООО «ЯЗСК» было предложено, во избежание конфликтной ситуации, связанной с прекращением действия договора, и соответственно поставки, в кратчайшие сроки принять меры к предоставлению требуемых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Включение в условия договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года обеспечения исполнения обязательств по оплате, а также установление зависимости действия договора от исполнения обязательства по оформлению залога, поручительства или банковской гарантии (при отсутствии предоставления такового в течение 45 дней действие договора считается прекратившимся), объективно ущемляет интересы Заявителя, поскольку вынудило Заявителя в ограниченные ООО «Яррегионгаз» сроки искать поручителя, обладающего необходимым материальным ресурсом, с целью заключения с ним соответствующего договора ограничив его хозяйственную самостоятельность, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, установлено, что ООО «Яррегионгаз» заключало договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами на иных условиях.
На период 2008-2012 года ООО «Яррегионгаз» заключило договоры поставки газа с хозяйствующими субъектами (потребителями газа) ОАО «Домостроительный комбинат» (договор № 60-4-4446/08 от 13.12.2007), ОАО «Мостотрест» (договор № 60-4-0254/08 от 23.07.2007), ОАО «Сатурн - Газовые турбины» (договор № 60-4-0234/08 от 22.01.2008), ЗАО «Раскат» (договор № 60-4-0155/08 от 19.07.2007), ООО «Крома» (договор № 60-4-0178/08 от 23.07.2007), ЗАО «Хром» (60-4-0009/08 от 18.07.2007), МУП «Ярославльводоканал» (договор № 60-4-0176/08 от 18.07.2007). Условия вышеуказанных договоров не предусматривают каких-либо обеспечительных мер исполнения обязательств контрагента по оплате газа.
Таким образом, заключая договоры с хозяйствующими субъектами (являющимися потребителями газа) на различных условиях приобретения товара (предусматривая в договоре с Заявителем обеспечительные меры исполнения обязательств, а для других потребителей газа нет), ООО «Яррегионгаз», как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению, ставит ООО «ЯЗСК» в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, устанавливая для хозяйствующих субъектов различные условия приобретения товара (применение либо неприменение обеспечительных мер в целях надлежащего исполнения обязательств по оплате), при которых хозяйствующий субъект (в данном случае – ООО «ЯЗСК») поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ООО «Яррегионгаз» нарушило пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающий хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, совершать действия, направленные на создание дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
р е ш и л а:
 
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 03-03/34-08
 
          06 октября 2008 года                                                                                     г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…..>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 октября 2008 г. по делу № 03-03/34-08 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» части 1 статьи 10, пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Обществу с ограниченной ответственности «Ярославская региональная компания по реализации газа» в срок до 14 ноября 2008 года выполнить следующие действия – предпринять действия, направленные на изменение условий договора поставки газа № 60-4-0235/08 от 05.12.2007 года, заключенного с ООО «Ярославский завод строительных конструкций», путем исключения из договора пункта 10.1.
 Об исполнении предписания сообщить до 24 ноября 2008.
 Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )