Решение и предписание в отношении Департамента ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа г. Рыбинск, ИП Васильев Р.А., ИП Базунов Г.В., ИП Лютова И.О. (дело № 06-03/09-09)

Дата публикации: 13 марта 2009, 03:00

 

Решение
по делу № 06-03/09-09
 
 
26 февраля  2009 года                                                                             г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.03.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>,
при участии:
- индивидуальные предприниматели <…> (далее – Заявители);
- от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) - <…>,
рассмотрев на заседании 26.02.2009 дело № 06-03/09-09, возбужденное по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон О защите конкуренции),
                                                у с т а н о в и л а:
 
основанием для возбуждения настоящего дела послужили заявления от индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А.,  Базунова Г.В. (вх. № 74, № 75 от 12.01.2009), Лютовой И.О. (вх. № 228 от 19.01.2009) о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в ущемлении их интересов  в результате непролонгации с 01.01.2009 договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси (далее – Договор), что привело к лишению возможности осуществления пассажирских перевозок до проведения конкурса на право заключения Договора (дата проведения такого конкурса Департаментом не определена по настоящее время).
На заседании Заявители пояснили следующее.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В., осуществляли перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 36-т на основании Договоров, заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом в декабре 2002 года. 
В ноябре 2008 года ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. были получены письма из Департамента (исх. № 31/6-3684, исх. № 31/6-3677 от 26.11.2008) с уведомлением о том, что ранее заключенные с ними Договоры с 01.01.2009 на следующий календарный год не пролонгируются, в результате, после 31.12.2008, даты окончания срока действия Договоров, перевозчики лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки.
 Вместе с тем с 01.01.2009 по маршруту № 36-т пассажирские перевозки осуществляют ИП Тамаев В.А., ИП Пилясов О.Ю., которые не участвовали в конкурсе на право заключения Договора по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – поселок Волжский).
Индивидуальный предприниматель Лютова И.О. осуществляла перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 22-т на основании Договора, заключенного по результатам конкурса, проведенного Департаментом в мае 2005 года.
ИП Лютовой И.О. было также получено письмо Департамента (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) о том, что межведомственной комиссией по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения принято решение о продлении автобусного маршрута № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) до ПАТП-1 с присвоением ему № 12-т, а также о том, что осуществлять перевозки по измененному маршруту возможно  до окончания срока действия Договора № 1050 от 30.12.2005 (до 31.12.2008). Вместе с тем в Департаменте ИП Лютовой И.О. сообщили, что после 31.12.2008 перевозки пассажиров по измененному маршруту № 12-т до проведения открытого конкурса будет осуществлять ИП Тамаев В.А.
Представители Департамента пояснили следующее.
В соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии от 04.12.2002 на конкурс на право заключения Договора были выставлены 12 маршрутов, по результатам рассмотрения материалов и подсчета баллов комиссия приняла решение: предпринимателям Васильеву Р.А., Базунову Г.В. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам 18-т (Ж.Д. вокзал – микрорайон Волжский) и 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова) по согласованным Департаментом расписаниям, предпринимателю Пилясову О.Ю. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршруту 16-с. В дальнейшем маршрут 18-т по просьбе Перевозчиков и жителей города был переименован на 36-т с изменением маршрута движения.
Конкурс для организации транспортной деятельности по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) проводился 16.05.2005. По результатам голосования (Протокол № 6) индивидуальным предпринимателям Лютовой И.О., Тамаеву В.А. решено предоставить право работы на данном маршруте. 
В ноябре 2008 года в соответствии с требованиями Постановления главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения» (далее – Постановление № 55 Об организации транспортного обслуживания населения) Департаментом было принято решение о проведении конкурса. В связи с вышеизложенными обстоятельствами перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, были направлены уведомления о том, что Договоры на очередной год с ними не будут пролонгированы.
В случае необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения при расторжении договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок), допускается заключение Договора без проведения указанного конкурса в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 9 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-З «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Ярославской области» (далее – Закон ЯО Об организации транспортного обслуживания населения).
Учитывая нарушения транспортного законодательства, отраженные в письмах Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, перевозчикам Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О. заключить временные Договоры не предложено. Поэтому с 01.01.2009 временно, до проведения конкурса, заключены Договоры с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Конкурсная документация, необходимая для проведения конкурса, в настоящее время разработана, но в окончательном виде еще не утверждена, соответственно, не может быть определена дата проведения конкурса. В рамках подготовки конкурсной документации 09.12.2008 (исх. № 31/6-3832) в Госавтоинспекцию УВД по городу Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району Ярославской области (далее – Госавтоинспекция) были направлены на согласование схемы 15 маршрутов, из которых 3 маршрута новые,  разработанные с учетом заявлений, жалоб, предложений граждан. Остальные маршруты – существующие на сегодняшний день. Данные маршруты будут являться предметом торгов. По итогам рассмотрения предложенных схем маршрутов начальником Госавтоинспекции в адрес Департамента направлен ответ от 22.12.2008, которым предложено в комиссионном порядке в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 и постановления главы городского округа город Рыбинск от 02.06.2008 № 1327 «О создании комиссии по обследованию внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения» провести обследование маршрутов, выставляемых на конкурс. Данное обследование было проведено 11.02.2009. Однако до настоящего времени Госавтоинспекция схемы не согласовала. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, конкурс планируется провести во втором квартале 2009 года. 
Принимая решение по делу Комиссия исходит из следующего.
В силу пункта 7 статьи 14, пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления в пределах своей компетенции создают условия для предоставления транспортных услуг населению, в том числе:
-определяют порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных регулярных маршрутов в городском и пригородном сообщении, а также требования к их организации, принимают решения об открытии, изменении или закрытии указанных маршрутов;
- организуют проведение конкурсов на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок на внутримуниципальных регулярных маршрутах в городском и пригородном сообщении, определяют порядок их проведения в соответствии с действующим законодательством;
- заключают с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах в городском и пригородном сообщении, контролируют соблюдение условий заключенных договоров.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным 21.06.2006 главой городского округа город Рыбинск, Департамент является структурным подразделением Администрации городского округа город Рыбинск. Департамент является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием. Пунктом 1.2 Приложения 1 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения на Департамент возложены функции заказчика перевозок.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В. осуществляли перевозки пассажиров на территории городского округа город Рыбинск по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – п. Волжский) на основании Договоров (№ 89 и № 88 от 14.12.2002), заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом 04.12.2002. Указанные Договоры заключены сроком на один год (с 15.12.2002 по 31.12.2003) в соответствии с пунктом 1.7 решения Рыбинского совета депутатов второго созыва от 16.10.2003 г. № 350 «О положении об организации перевозок пассажиров маршрутными таксомоторами (маршрутными такси)» (далее - решение № 350 О положении об организации перевозок пассажиров). В декабре 2003 года Департамент заключил Договоры с теми же перевозчиками сроком действия с 01.01.2004 по 31.12.2004 (№ 492 от 14.01.2004 и № 484 от 01.01.2004).
Указанные договоры ежегодно продлялись на основании пункта 1.2 Соглашений к Договорам от 30.12.2004 и действовали до 31.12.2008.
26.11.2008 г. в адрес индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А., Базунова Г.В. (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) Департамент направил уведомления о том, что действие Договоров на 2009 не пролонгируется, в соответствии с пунктом 5.2, дополненного пунктом 1.2 Соглашения к Договору от 30.12.2004, согласно которому каждая из Сторон вправе не пролонгировать Договор на следующий календарный год, известив об этом другую Сторону за месяц до предполагаемой даты окончания срока действия Договора. Поскольку Департамент совершил действия направленные на прекращение договора, путем направления уведомлений (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) в адрес Заявителей, то 31.12.2008 действие Договоров прекратилось.  
ИП Лютова О.Ю, осуществляла перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании Договора (№ 1050 от 30.12.2005), заключенного по итогам конкурса, проведенного Департаментом 16.05.2005. Срок действия данного Договора установлен с 01.01.2006 по 31.12.2006, но ежегодно продлялся и действовал до 31.12.2008.
03.12.2008  на заседании межведомственной комиссии Департамента по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения было принято решение о продлении маршрута № 22-Т до ПАТП-1 и присвоении ему № 12-Т, а также о вынесении на открытый конкурс права заключения договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров в режиме «маршрутного такси» по маршруту № 12-Т. Письмом Департамента (исх. № 31/6-3669 от 11.12.2008) ИП Лютова О.Ю. была извещена о том, что сможет осуществлять перевозки по измененному маршруту до 31.12.2008.
Вместе с тем, в деле имеются предоставленные Департаментом (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 201/06-03 от 22.01.2009) договоры, заключенные с перевозчиками Пилясовым О.Ю. (договор № 165 от 25.12.2008), Тамаевым В.А.(договор № 150 от 24.12.2008) и Южаковым Я.Ю. (договор № 149 от 24.12.2008), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по маршруту № 36-Т после 31.12.2008, а также с ИП Тамаевым В.А. (договор № 151 от 11.12.2008г.), ИП Южаковым Я.Ю. (договор № 142 от 11.12.2008г.), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по измененному маршруту № 12-Т после 31.12.2008. Как следует из пояснений Департамента, вышеуказанные договоры заключены с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Указанные Договоры в соответствии с пунктом 5.1, вступают в силу с 01.01.2009 и действуют до подведения итогов очередного конкурса на право оказания услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа города Рыбинск в режиме маршрутного такси и заключения договора с победителем. 
Как установлено Комиссией, ИП Пилясов О.Ю. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова), на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 04.12.2002), ИП Тамаев В.А. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 16.05.2005).
Фактов возникновения права осуществлять пассажирские перевозки Южаковым Я.Ю. из предоставленных Департаментом материалов Комиссией не установлено. В конкурсах, проведенных Департаментом 04.12.2002 и 16.05.2005 Южаков Я.Ю. не участвовал.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в отношении данных перевозчиков имелись факты нарушения транспортного законодательства. Как следует из письма Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 588/06-04 от 13.02.2009) при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 30.04.2008 № 131) выявлено два нарушения транспортного законодательства  ИП Тамаевым В.А., ему выдано предписание, при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 26.12.2008 № 430) выявлено пять нарушений транспортного законодательства Пилясовым О.Ю, решением Арбитражного суда Ярославской области, он привлечен к административной ответственности.
 В соответствии с пунктом 2.1 Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населенияконкурс проводится в случаях:
- окончания срока действия договора об организации регулярных перевозок;
- досрочного прекращения действия договора об организации перевозок по инициативе одной из сторон или по обоюдному соглашению сторон;
- наличия в реестре маршрутов регулярного сообщения новых маршрутов регулярных перевозок;
- привлечения дополнительного подвижного состава для удовлетворения потребности населения города в пассажирских перевозках на действующих маршрутах;
- в иных установленных действующим законодательством случаях.
Извещение о проведении конкурса публикуется департаментом в газете "Рыбинские известия" и размещается на официальном сайте администрации города Рыбинска www.rybinsk.ru не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и содержит следующие сведения:
- дата, место и время проведения конкурса;
- описание маршрута или комплекса маршрутов, выставляемых на конкурс по отдельному лоту;
- место, порядок, дата начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;
- другие необходимые сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 420 Гражданского кодекса РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В части 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ). В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (часть 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ).
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что действие договоров об организации регулярных перевозок с ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. и Лютовой О.Ю. было прекращено по инициативе Департамента в связи с окончанием срока действия договора (на очередной срок договоры пролонгированы не были).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса допускается при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
По смыслу указанной правовой нормы при заключении договора об организации регулярных перевозок срок действия указанного договора должен быть ограничен конкретной датой проведения такого конкурса. Кроме того, имеется прямое указанное на то, что заключение договора без конкурса допускается только в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки. В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае имела места процедура не расторжения договоров, а их прекращения, поэтому ссылка представителей Департамента на пункт 2 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения, в качестве обоснования непроведения конкурса, является необоснованной. Исходя из вышеизложенного, прекращение действия Договора не является основанием для заключения Договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса.
Кроме того, в пункте 3 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения в качестве одного из оснований заключения Договора без проведения конкурса является непредвиденный ажиотажный спрос на перевозки на маршруте регулярного сообщения. В материалах дела имеется письмо перевозчика Южакова Я.Ю. (исх. № АС-17 от 05.12.2008) с просьбой до подведения итогов конкурса заключить Договор на осуществление перевозок пятью автобусами ПАЗ для улучшения качества обслуживания пассажиров и снижения повышенного спроса в связи с неоднократными просьбами граждан из-за повышенного пассажиропотока, загруженностью маршрута 12-т. Положение части 3 пункта 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения не могло быть применено в связи с тем, что Департамент направил уведомление (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) в адрес ИП Лютовой И.О. об окончании срока действия Договора с 31.12.2008. Данными действиями, при устранении перевозчика Лютовой И.О., Департаментом искусственно был создан «ажиотажный» спрос.
Законом О защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
 Как установлено Комиссией, Департамент не предпринял действий, направленных на определение даты проведения конкура на право заключения Договора, а также на размещение извещения о проведении конкурса в разумный срок до истечения сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с требованиями установленными пунктами 2.1., 3.1. Приложения № 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, в нарушение обязанности обеспечения непрерывного процесса организации перевозок пассажиров.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что  бездействие Департамента, выразившееся в непроведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения до окончания сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с пунктами 2.1., 3.1. Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, а также в неопределении точной даты проведения указанного конкурса по настоящее время,  нарушило требования части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции. В результате указанных действий перевозчики Васильев Р.А., Базунов Г.В., Лютова И.О. на неопределенный срок лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки, что привело в указанный период (с 01.01.2009 до даты определения результатов  конкурса) к сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке транспортных услуг на территории городского округа город Рыбинск. В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона О защите конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
 
р е ш и л а:
 
1.   Признать Департамент нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/09-09 
 
26 февраля 2009 года                                                                                                 г. Ярославль
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 26 февраля 2009 года по делу № 06-03/09-09 о нарушении Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Департаменту в срок до _10_ апреля 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
 
-  определить датупроведения конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т., № 12-т на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси;
-  разместить извещение о проведении конкурса в соответствии с требованиями Приложения 3 к Постановлению главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения»;
-обеспечить равные условия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам (ИП Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О.), ранее осуществлявшим перевозки на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, №12-т, допустив их к осуществлению перевозок на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, № 12-т, до проведения конкурса.
 

         2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до  _16_   апреля 2009 года.

stdClass Object ( [vid] => 7535 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении Департамента ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа г. Рыбинск, ИП Васильев Р.А., ИП Базунов Г.В., ИП Лютова И.О. (дело № 06-03/09-09) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7535 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение
по делу № 06-03/09-09
 
 
26 февраля  2009 года                                                                             г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.03.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>,
при участии:
- индивидуальные предприниматели <…> (далее – Заявители);
- от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) - <…>,
рассмотрев на заседании 26.02.2009 дело № 06-03/09-09, возбужденное по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон О защите конкуренции),
                                                у с т а н о в и л а:
 
основанием для возбуждения настоящего дела послужили заявления от индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А.,  Базунова Г.В. (вх. № 74, № 75 от 12.01.2009), Лютовой И.О. (вх. № 228 от 19.01.2009) о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в ущемлении их интересов  в результате непролонгации с 01.01.2009 договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси (далее – Договор), что привело к лишению возможности осуществления пассажирских перевозок до проведения конкурса на право заключения Договора (дата проведения такого конкурса Департаментом не определена по настоящее время).
На заседании Заявители пояснили следующее.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В., осуществляли перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 36-т на основании Договоров, заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом в декабре 2002 года. 
В ноябре 2008 года ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. были получены письма из Департамента (исх. № 31/6-3684, исх. № 31/6-3677 от 26.11.2008) с уведомлением о том, что ранее заключенные с ними Договоры с 01.01.2009 на следующий календарный год не пролонгируются, в результате, после 31.12.2008, даты окончания срока действия Договоров, перевозчики лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки.
 Вместе с тем с 01.01.2009 по маршруту № 36-т пассажирские перевозки осуществляют ИП Тамаев В.А., ИП Пилясов О.Ю., которые не участвовали в конкурсе на право заключения Договора по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – поселок Волжский).
Индивидуальный предприниматель Лютова И.О. осуществляла перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 22-т на основании Договора, заключенного по результатам конкурса, проведенного Департаментом в мае 2005 года.
ИП Лютовой И.О. было также получено письмо Департамента (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) о том, что межведомственной комиссией по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения принято решение о продлении автобусного маршрута № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) до ПАТП-1 с присвоением ему № 12-т, а также о том, что осуществлять перевозки по измененному маршруту возможно  до окончания срока действия Договора № 1050 от 30.12.2005 (до 31.12.2008). Вместе с тем в Департаменте ИП Лютовой И.О. сообщили, что после 31.12.2008 перевозки пассажиров по измененному маршруту № 12-т до проведения открытого конкурса будет осуществлять ИП Тамаев В.А.
Представители Департамента пояснили следующее.
В соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии от 04.12.2002 на конкурс на право заключения Договора были выставлены 12 маршрутов, по результатам рассмотрения материалов и подсчета баллов комиссия приняла решение: предпринимателям Васильеву Р.А., Базунову Г.В. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам 18-т (Ж.Д. вокзал – микрорайон Волжский) и 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова) по согласованным Департаментом расписаниям, предпринимателю Пилясову О.Ю. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршруту 16-с. В дальнейшем маршрут 18-т по просьбе Перевозчиков и жителей города был переименован на 36-т с изменением маршрута движения.
Конкурс для организации транспортной деятельности по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) проводился 16.05.2005. По результатам голосования (Протокол № 6) индивидуальным предпринимателям Лютовой И.О., Тамаеву В.А. решено предоставить право работы на данном маршруте. 
В ноябре 2008 года в соответствии с требованиями Постановления главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения» (далее – Постановление № 55 Об организации транспортного обслуживания населения) Департаментом было принято решение о проведении конкурса. В связи с вышеизложенными обстоятельствами перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, были направлены уведомления о том, что Договоры на очередной год с ними не будут пролонгированы.
В случае необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения при расторжении договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок), допускается заключение Договора без проведения указанного конкурса в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 9 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-З «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Ярославской области» (далее – Закон ЯО Об организации транспортного обслуживания населения).
Учитывая нарушения транспортного законодательства, отраженные в письмах Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, перевозчикам Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О. заключить временные Договоры не предложено. Поэтому с 01.01.2009 временно, до проведения конкурса, заключены Договоры с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Конкурсная документация, необходимая для проведения конкурса, в настоящее время разработана, но в окончательном виде еще не утверждена, соответственно, не может быть определена дата проведения конкурса. В рамках подготовки конкурсной документации 09.12.2008 (исх. № 31/6-3832) в Госавтоинспекцию УВД по городу Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району Ярославской области (далее – Госавтоинспекция) были направлены на согласование схемы 15 маршрутов, из которых 3 маршрута новые,  разработанные с учетом заявлений, жалоб, предложений граждан. Остальные маршруты – существующие на сегодняшний день. Данные маршруты будут являться предметом торгов. По итогам рассмотрения предложенных схем маршрутов начальником Госавтоинспекции в адрес Департамента направлен ответ от 22.12.2008, которым предложено в комиссионном порядке в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 и постановления главы городского округа город Рыбинск от 02.06.2008 № 1327 «О создании комиссии по обследованию внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения» провести обследование маршрутов, выставляемых на конкурс. Данное обследование было проведено 11.02.2009. Однако до настоящего времени Госавтоинспекция схемы не согласовала. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, конкурс планируется провести во втором квартале 2009 года. 
Принимая решение по делу Комиссия исходит из следующего.
В силу пункта 7 статьи 14, пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления в пределах своей компетенции создают условия для предоставления транспортных услуг населению, в том числе:
-определяют порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных регулярных маршрутов в городском и пригородном сообщении, а также требования к их организации, принимают решения об открытии, изменении или закрытии указанных маршрутов;
- организуют проведение конкурсов на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок на внутримуниципальных регулярных маршрутах в городском и пригородном сообщении, определяют порядок их проведения в соответствии с действующим законодательством;
- заключают с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах в городском и пригородном сообщении, контролируют соблюдение условий заключенных договоров.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным 21.06.2006 главой городского округа город Рыбинск, Департамент является структурным подразделением Администрации городского округа город Рыбинск. Департамент является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием. Пунктом 1.2 Приложения 1 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения на Департамент возложены функции заказчика перевозок.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В. осуществляли перевозки пассажиров на территории городского округа город Рыбинск по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – п. Волжский) на основании Договоров (№ 89 и № 88 от 14.12.2002), заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом 04.12.2002. Указанные Договоры заключены сроком на один год (с 15.12.2002 по 31.12.2003) в соответствии с пунктом 1.7 решения Рыбинского совета депутатов второго созыва от 16.10.2003 г. № 350 «О положении об организации перевозок пассажиров маршрутными таксомоторами (маршрутными такси)» (далее - решение № 350 О положении об организации перевозок пассажиров). В декабре 2003 года Департамент заключил Договоры с теми же перевозчиками сроком действия с 01.01.2004 по 31.12.2004 (№ 492 от 14.01.2004 и № 484 от 01.01.2004).
Указанные договоры ежегодно продлялись на основании пункта 1.2 Соглашений к Договорам от 30.12.2004 и действовали до 31.12.2008.
26.11.2008 г. в адрес индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А., Базунова Г.В. (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) Департамент направил уведомления о том, что действие Договоров на 2009 не пролонгируется, в соответствии с пунктом 5.2, дополненного пунктом 1.2 Соглашения к Договору от 30.12.2004, согласно которому каждая из Сторон вправе не пролонгировать Договор на следующий календарный год, известив об этом другую Сторону за месяц до предполагаемой даты окончания срока действия Договора. Поскольку Департамент совершил действия направленные на прекращение договора, путем направления уведомлений (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) в адрес Заявителей, то 31.12.2008 действие Договоров прекратилось.  
ИП Лютова О.Ю, осуществляла перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании Договора (№ 1050 от 30.12.2005), заключенного по итогам конкурса, проведенного Департаментом 16.05.2005. Срок действия данного Договора установлен с 01.01.2006 по 31.12.2006, но ежегодно продлялся и действовал до 31.12.2008.
03.12.2008  на заседании межведомственной комиссии Департамента по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения было принято решение о продлении маршрута № 22-Т до ПАТП-1 и присвоении ему № 12-Т, а также о вынесении на открытый конкурс права заключения договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров в режиме «маршрутного такси» по маршруту № 12-Т. Письмом Департамента (исх. № 31/6-3669 от 11.12.2008) ИП Лютова О.Ю. была извещена о том, что сможет осуществлять перевозки по измененному маршруту до 31.12.2008.
Вместе с тем, в деле имеются предоставленные Департаментом (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 201/06-03 от 22.01.2009) договоры, заключенные с перевозчиками Пилясовым О.Ю. (договор № 165 от 25.12.2008), Тамаевым В.А.(договор № 150 от 24.12.2008) и Южаковым Я.Ю. (договор № 149 от 24.12.2008), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по маршруту № 36-Т после 31.12.2008, а также с ИП Тамаевым В.А. (договор № 151 от 11.12.2008г.), ИП Южаковым Я.Ю. (договор № 142 от 11.12.2008г.), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по измененному маршруту № 12-Т после 31.12.2008. Как следует из пояснений Департамента, вышеуказанные договоры заключены с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Указанные Договоры в соответствии с пунктом 5.1, вступают в силу с 01.01.2009 и действуют до подведения итогов очередного конкурса на право оказания услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа города Рыбинск в режиме маршрутного такси и заключения договора с победителем. 
Как установлено Комиссией, ИП Пилясов О.Ю. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова), на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 04.12.2002), ИП Тамаев В.А. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 16.05.2005).
Фактов возникновения права осуществлять пассажирские перевозки Южаковым Я.Ю. из предоставленных Департаментом материалов Комиссией не установлено. В конкурсах, проведенных Департаментом 04.12.2002 и 16.05.2005 Южаков Я.Ю. не участвовал.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в отношении данных перевозчиков имелись факты нарушения транспортного законодательства. Как следует из письма Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 588/06-04 от 13.02.2009) при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 30.04.2008 № 131) выявлено два нарушения транспортного законодательства  ИП Тамаевым В.А., ему выдано предписание, при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 26.12.2008 № 430) выявлено пять нарушений транспортного законодательства Пилясовым О.Ю, решением Арбитражного суда Ярославской области, он привлечен к административной ответственности.
 В соответствии с пунктом 2.1 Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населенияконкурс проводится в случаях:
- окончания срока действия договора об организации регулярных перевозок;
- досрочного прекращения действия договора об организации перевозок по инициативе одной из сторон или по обоюдному соглашению сторон;
- наличия в реестре маршрутов регулярного сообщения новых маршрутов регулярных перевозок;
- привлечения дополнительного подвижного состава для удовлетворения потребности населения города в пассажирских перевозках на действующих маршрутах;
- в иных установленных действующим законодательством случаях.
Извещение о проведении конкурса публикуется департаментом в газете "Рыбинские известия" и размещается на официальном сайте администрации города Рыбинска www.rybinsk.ru не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и содержит следующие сведения:
- дата, место и время проведения конкурса;
- описание маршрута или комплекса маршрутов, выставляемых на конкурс по отдельному лоту;
- место, порядок, дата начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;
- другие необходимые сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 420 Гражданского кодекса РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В части 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ). В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (часть 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ).
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что действие договоров об организации регулярных перевозок с ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. и Лютовой О.Ю. было прекращено по инициативе Департамента в связи с окончанием срока действия договора (на очередной срок договоры пролонгированы не были).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса допускается при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
По смыслу указанной правовой нормы при заключении договора об организации регулярных перевозок срок действия указанного договора должен быть ограничен конкретной датой проведения такого конкурса. Кроме того, имеется прямое указанное на то, что заключение договора без конкурса допускается только в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки. В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае имела места процедура не расторжения договоров, а их прекращения, поэтому ссылка представителей Департамента на пункт 2 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения, в качестве обоснования непроведения конкурса, является необоснованной. Исходя из вышеизложенного, прекращение действия Договора не является основанием для заключения Договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса.
Кроме того, в пункте 3 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения в качестве одного из оснований заключения Договора без проведения конкурса является непредвиденный ажиотажный спрос на перевозки на маршруте регулярного сообщения. В материалах дела имеется письмо перевозчика Южакова Я.Ю. (исх. № АС-17 от 05.12.2008) с просьбой до подведения итогов конкурса заключить Договор на осуществление перевозок пятью автобусами ПАЗ для улучшения качества обслуживания пассажиров и снижения повышенного спроса в связи с неоднократными просьбами граждан из-за повышенного пассажиропотока, загруженностью маршрута 12-т. Положение части 3 пункта 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения не могло быть применено в связи с тем, что Департамент направил уведомление (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) в адрес ИП Лютовой И.О. об окончании срока действия Договора с 31.12.2008. Данными действиями, при устранении перевозчика Лютовой И.О., Департаментом искусственно был создан «ажиотажный» спрос.
Законом О защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
 Как установлено Комиссией, Департамент не предпринял действий, направленных на определение даты проведения конкура на право заключения Договора, а также на размещение извещения о проведении конкурса в разумный срок до истечения сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с требованиями установленными пунктами 2.1., 3.1. Приложения № 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, в нарушение обязанности обеспечения непрерывного процесса организации перевозок пассажиров.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что  бездействие Департамента, выразившееся в непроведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения до окончания сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с пунктами 2.1., 3.1. Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, а также в неопределении точной даты проведения указанного конкурса по настоящее время,  нарушило требования части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции. В результате указанных действий перевозчики Васильев Р.А., Базунов Г.В., Лютова И.О. на неопределенный срок лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки, что привело в указанный период (с 01.01.2009 до даты определения результатов  конкурса) к сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке транспортных услуг на территории городского округа город Рыбинск. В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона О защите конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
 
р е ш и л а:
 
1.   Признать Департамент нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/09-09 
 
26 февраля 2009 года                                                                                                 г. Ярославль
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 26 февраля 2009 года по делу № 06-03/09-09 о нарушении Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Департаменту в срок до _10_ апреля 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
 
-  определить датупроведения конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т., № 12-т на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси;
-  разместить извещение о проведении конкурса в соответствии с требованиями Приложения 3 к Постановлению главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения»;
-обеспечить равные условия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам (ИП Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О.), ранее осуществлявшим перевозки на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, №12-т, допустив их к осуществлению перевозок на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, № 12-т, до проведения конкурса.
 

         2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до  _16_   апреля 2009 года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение
по делу № 06-03/09-09
 
 
26 февраля  2009 года                                                                             г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.03.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>,
при участии:
- индивидуальные предприниматели <…> (далее – Заявители);
- от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) - <…>,
рассмотрев на заседании 26.02.2009 дело № 06-03/09-09, возбужденное по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон О защите конкуренции),
                                                у с т а н о в и л а:
 
основанием для возбуждения настоящего дела послужили заявления от индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А.,  Базунова Г.В. (вх. № 74, № 75 от 12.01.2009), Лютовой И.О. (вх. № 228 от 19.01.2009) о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителей, в ущемлении их интересов  в результате непролонгации с 01.01.2009 договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси (далее – Договор), что привело к лишению возможности осуществления пассажирских перевозок до проведения конкурса на право заключения Договора (дата проведения такого конкурса Департаментом не определена по настоящее время).
На заседании Заявители пояснили следующее.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В., осуществляли перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 36-т на основании Договоров, заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом в декабре 2002 года. 
В ноябре 2008 года ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. были получены письма из Департамента (исх. № 31/6-3684, исх. № 31/6-3677 от 26.11.2008) с уведомлением о том, что ранее заключенные с ними Договоры с 01.01.2009 на следующий календарный год не пролонгируются, в результате, после 31.12.2008, даты окончания срока действия Договоров, перевозчики лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки.
 Вместе с тем с 01.01.2009 по маршруту № 36-т пассажирские перевозки осуществляют ИП Тамаев В.А., ИП Пилясов О.Ю., которые не участвовали в конкурсе на право заключения Договора по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – поселок Волжский).
Индивидуальный предприниматель Лютова И.О. осуществляла перевозки пассажиров на территории города Рыбинск по маршруту № 22-т на основании Договора, заключенного по результатам конкурса, проведенного Департаментом в мае 2005 года.
ИП Лютовой И.О. было также получено письмо Департамента (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) о том, что межведомственной комиссией по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения принято решение о продлении автобусного маршрута № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) до ПАТП-1 с присвоением ему № 12-т, а также о том, что осуществлять перевозки по измененному маршруту возможно  до окончания срока действия Договора № 1050 от 30.12.2005 (до 31.12.2008). Вместе с тем в Департаменте ИП Лютовой И.О. сообщили, что после 31.12.2008 перевозки пассажиров по измененному маршруту № 12-т до проведения открытого конкурса будет осуществлять ИП Тамаев В.А.
Представители Департамента пояснили следующее.
В соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии от 04.12.2002 на конкурс на право заключения Договора были выставлены 12 маршрутов, по результатам рассмотрения материалов и подсчета баллов комиссия приняла решение: предпринимателям Васильеву Р.А., Базунову Г.В. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам 18-т (Ж.Д. вокзал – микрорайон Волжский) и 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова) по согласованным Департаментом расписаниям, предпринимателю Пилясову О.Ю. предложить организовать транспортную деятельность по перевозке пассажиров по маршруту 16-с. В дальнейшем маршрут 18-т по просьбе Перевозчиков и жителей города был переименован на 36-т с изменением маршрута движения.
Конкурс для организации транспортной деятельности по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) проводился 16.05.2005. По результатам голосования (Протокол № 6) индивидуальным предпринимателям Лютовой И.О., Тамаеву В.А. решено предоставить право работы на данном маршруте. 
В ноябре 2008 года в соответствии с требованиями Постановления главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения» (далее – Постановление № 55 Об организации транспортного обслуживания населения) Департаментом было принято решение о проведении конкурса. В связи с вышеизложенными обстоятельствами перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, были направлены уведомления о том, что Договоры на очередной год с ними не будут пролонгированы.
В случае необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения при расторжении договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок), допускается заключение Договора без проведения указанного конкурса в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 9 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-З «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Ярославской области» (далее – Закон ЯО Об организации транспортного обслуживания населения).
Учитывая нарушения транспортного законодательства, отраженные в письмах Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, перевозчикам Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О. заключить временные Договоры не предложено. Поэтому с 01.01.2009 временно, до проведения конкурса, заключены Договоры с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Конкурсная документация, необходимая для проведения конкурса, в настоящее время разработана, но в окончательном виде еще не утверждена, соответственно, не может быть определена дата проведения конкурса. В рамках подготовки конкурсной документации 09.12.2008 (исх. № 31/6-3832) в Госавтоинспекцию УВД по городу Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району Ярославской области (далее – Госавтоинспекция) были направлены на согласование схемы 15 маршрутов, из которых 3 маршрута новые,  разработанные с учетом заявлений, жалоб, предложений граждан. Остальные маршруты – существующие на сегодняшний день. Данные маршруты будут являться предметом торгов. По итогам рассмотрения предложенных схем маршрутов начальником Госавтоинспекции в адрес Департамента направлен ответ от 22.12.2008, которым предложено в комиссионном порядке в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 и постановления главы городского округа город Рыбинск от 02.06.2008 № 1327 «О создании комиссии по обследованию внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения» провести обследование маршрутов, выставляемых на конкурс. Данное обследование было проведено 11.02.2009. Однако до настоящего времени Госавтоинспекция схемы не согласовала. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, конкурс планируется провести во втором квартале 2009 года. 
Принимая решение по делу Комиссия исходит из следующего.
В силу пункта 7 статьи 14, пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления в пределах своей компетенции создают условия для предоставления транспортных услуг населению, в том числе:
-определяют порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных регулярных маршрутов в городском и пригородном сообщении, а также требования к их организации, принимают решения об открытии, изменении или закрытии указанных маршрутов;
- организуют проведение конкурсов на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок на внутримуниципальных регулярных маршрутах в городском и пригородном сообщении, определяют порядок их проведения в соответствии с действующим законодательством;
- заключают с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах в городском и пригородном сообщении, контролируют соблюдение условий заключенных договоров.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным 21.06.2006 главой городского округа город Рыбинск, Департамент является структурным подразделением Администрации городского округа город Рыбинск. Департамент является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием. Пунктом 1.2 Приложения 1 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения на Департамент возложены функции заказчика перевозок.
Индивидуальные предприниматели Васильев Р.А., Базунов Г.В. осуществляли перевозки пассажиров на территории городского округа город Рыбинск по маршруту № 36-т (Ж.Д. вокзал – п. Волжский) на основании Договоров (№ 89 и № 88 от 14.12.2002), заключенных по результатам конкурса, проведенного Департаментом 04.12.2002. Указанные Договоры заключены сроком на один год (с 15.12.2002 по 31.12.2003) в соответствии с пунктом 1.7 решения Рыбинского совета депутатов второго созыва от 16.10.2003 г. № 350 «О положении об организации перевозок пассажиров маршрутными таксомоторами (маршрутными такси)» (далее - решение № 350 О положении об организации перевозок пассажиров). В декабре 2003 года Департамент заключил Договоры с теми же перевозчиками сроком действия с 01.01.2004 по 31.12.2004 (№ 492 от 14.01.2004 и № 484 от 01.01.2004).
Указанные договоры ежегодно продлялись на основании пункта 1.2 Соглашений к Договорам от 30.12.2004 и действовали до 31.12.2008.
26.11.2008 г. в адрес индивидуальных предпринимателей Васильева Р.А., Базунова Г.В. (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) Департамент направил уведомления о том, что действие Договоров на 2009 не пролонгируется, в соответствии с пунктом 5.2, дополненного пунктом 1.2 Соглашения к Договору от 30.12.2004, согласно которому каждая из Сторон вправе не пролонгировать Договор на следующий календарный год, известив об этом другую Сторону за месяц до предполагаемой даты окончания срока действия Договора. Поскольку Департамент совершил действия направленные на прекращение договора, путем направления уведомлений (исх. № 31/6-3684, № 31/6-3677) в адрес Заявителей, то 31.12.2008 действие Договоров прекратилось.  
ИП Лютова О.Ю, осуществляла перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании Договора (№ 1050 от 30.12.2005), заключенного по итогам конкурса, проведенного Департаментом 16.05.2005. Срок действия данного Договора установлен с 01.01.2006 по 31.12.2006, но ежегодно продлялся и действовал до 31.12.2008.
03.12.2008  на заседании межведомственной комиссии Департамента по вопросам организации внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения было принято решение о продлении маршрута № 22-Т до ПАТП-1 и присвоении ему № 12-Т, а также о вынесении на открытый конкурс права заключения договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров в режиме «маршрутного такси» по маршруту № 12-Т. Письмом Департамента (исх. № 31/6-3669 от 11.12.2008) ИП Лютова О.Ю. была извещена о том, что сможет осуществлять перевозки по измененному маршруту до 31.12.2008.
Вместе с тем, в деле имеются предоставленные Департаментом (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 201/06-03 от 22.01.2009) договоры, заключенные с перевозчиками Пилясовым О.Ю. (договор № 165 от 25.12.2008), Тамаевым В.А.(договор № 150 от 24.12.2008) и Южаковым Я.Ю. (договор № 149 от 24.12.2008), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по маршруту № 36-Т после 31.12.2008, а также с ИП Тамаевым В.А. (договор № 151 от 11.12.2008г.), ИП Южаковым Я.Ю. (договор № 142 от 11.12.2008г.), осуществляющими перевозки пассажиров на территории г. Рыбинск по измененному маршруту № 12-Т после 31.12.2008. Как следует из пояснений Департамента, вышеуказанные договоры заключены с перевозчиками, не имеющими нарушений транспортного законодательства.
Указанные Договоры в соответствии с пунктом 5.1, вступают в силу с 01.01.2009 и действуют до подведения итогов очередного конкурса на право оказания услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальном маршруте регулярного сообщения на территории городского округа города Рыбинск в режиме маршрутного такси и заключения договора с победителем. 
Как установлено Комиссией, ИП Пилясов О.Ю. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 16-с (Ж.Д. – микрорайон Волжский через улицу Фурманова), на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 04.12.2002), ИП Тамаев В.А. осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 22-т (ул. Расторгуева – Автовокзал) на основании решения конкурсной комиссии (Протокол от 16.05.2005).
Фактов возникновения права осуществлять пассажирские перевозки Южаковым Я.Ю. из предоставленных Департаментом материалов Комиссией не установлено. В конкурсах, проведенных Департаментом 04.12.2002 и 16.05.2005 Южаков Я.Ю. не участвовал.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в отношении данных перевозчиков имелись факты нарушения транспортного законодательства. Как следует из письма Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области (запрос о предоставлении документов и информации, исх. № 588/06-04 от 13.02.2009) при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 30.04.2008 № 131) выявлено два нарушения транспортного законодательства  ИП Тамаевым В.А., ему выдано предписание, при проведении контрольных мероприятий (акт плановой проверки от 26.12.2008 № 430) выявлено пять нарушений транспортного законодательства Пилясовым О.Ю, решением Арбитражного суда Ярославской области, он привлечен к административной ответственности.
 В соответствии с пунктом 2.1 Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населенияконкурс проводится в случаях:
- окончания срока действия договора об организации регулярных перевозок;
- досрочного прекращения действия договора об организации перевозок по инициативе одной из сторон или по обоюдному соглашению сторон;
- наличия в реестре маршрутов регулярного сообщения новых маршрутов регулярных перевозок;
- привлечения дополнительного подвижного состава для удовлетворения потребности населения города в пассажирских перевозках на действующих маршрутах;
- в иных установленных действующим законодательством случаях.
Извещение о проведении конкурса публикуется департаментом в газете "Рыбинские известия" и размещается на официальном сайте администрации города Рыбинска www.rybinsk.ru не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и содержит следующие сведения:
- дата, место и время проведения конкурса;
- описание маршрута или комплекса маршрутов, выставляемых на конкурс по отдельному лоту;
- место, порядок, дата начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;
- другие необходимые сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 420 Гражданского кодекса РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В части 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ). В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (часть 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ).
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что действие договоров об организации регулярных перевозок с ИП Васильевым Р.А., Базуновым Г.В. и Лютовой О.Ю. было прекращено по инициативе Департамента в связи с окончанием срока действия договора (на очередной срок договоры пролонгированы не были).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса допускается при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
По смыслу указанной правовой нормы при заключении договора об организации регулярных перевозок срок действия указанного договора должен быть ограничен конкретной датой проведения такого конкурса. Кроме того, имеется прямое указанное на то, что заключение договора без конкурса допускается только в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки. В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае имела места процедура не расторжения договоров, а их прекращения, поэтому ссылка представителей Департамента на пункт 2 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения, в качестве обоснования непроведения конкурса, является необоснованной. Исходя из вышеизложенного, прекращение действия Договора не является основанием для заключения Договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса.
Кроме того, в пункте 3 части 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения в качестве одного из оснований заключения Договора без проведения конкурса является непредвиденный ажиотажный спрос на перевозки на маршруте регулярного сообщения. В материалах дела имеется письмо перевозчика Южакова Я.Ю. (исх. № АС-17 от 05.12.2008) с просьбой до подведения итогов конкурса заключить Договор на осуществление перевозок пятью автобусами ПАЗ для улучшения качества обслуживания пассажиров и снижения повышенного спроса в связи с неоднократными просьбами граждан из-за повышенного пассажиропотока, загруженностью маршрута 12-т. Положение части 3 пункта 3 статьи 9 Закона ЯО Об организации транспортного обслуживания населения не могло быть применено в связи с тем, что Департамент направил уведомление (исх. № 31/6-3869 от 11.12.2008) в адрес ИП Лютовой И.О. об окончании срока действия Договора с 31.12.2008. Данными действиями, при устранении перевозчика Лютовой И.О., Департаментом искусственно был создан «ажиотажный» спрос.
Законом О защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
 Как установлено Комиссией, Департамент не предпринял действий, направленных на определение даты проведения конкура на право заключения Договора, а также на размещение извещения о проведении конкурса в разумный срок до истечения сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с требованиями установленными пунктами 2.1., 3.1. Приложения № 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, в нарушение обязанности обеспечения непрерывного процесса организации перевозок пассажиров.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что  бездействие Департамента, выразившееся в непроведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения до окончания сроков действия Договоров с Заявителями (до 31.12.2008), в соответствии с пунктами 2.1., 3.1. Приложения 3 к Постановлению № 55 Об организации транспортного обслуживания населения, а также в неопределении точной даты проведения указанного конкурса по настоящее время,  нарушило требования части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей федеральным органам исполнительной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции. В результате указанных действий перевозчики Васильев Р.А., Базунов Г.В., Лютова И.О. на неопределенный срок лишились возможности осуществлять пассажирские перевозки, что привело в указанный период (с 01.01.2009 до даты определения результатов  конкурса) к сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке транспортных услуг на территории городского округа город Рыбинск. В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона О защите конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
 
р е ш и л а:
 
1.   Признать Департамент нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/09-09 
 
26 февраля 2009 года                                                                                                 г. Ярославль
  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 26 февраля 2009 года по делу № 06-03/09-09 о нарушении Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Департаменту в срок до _10_ апреля 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
 
-  определить датупроведения конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т., № 12-т на территории городского округа город Рыбинск в режиме маршрутного такси;
-  разместить извещение о проведении конкурса в соответствии с требованиями Приложения 3 к Постановлению главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения»;
-обеспечить равные условия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам (ИП Васильеву Р.А., Базунову Г.В., Лютовой И.О.), ранее осуществлявшим перевозки на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, №12-т, допустив их к осуществлению перевозок на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения № 36-т, № 12-т, до проведения конкурса.
 

         2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до  _16_   апреля 2009 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )