Решение и предписание по делу № 06-03/15-09 в отношении мэрии г. Ярославля

Дата публикации: 29 апреля 2009, 04:00

Решение
по делу № 06-03/15-09
 
16 апреля 2009 года                                                                                        г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 06-03/15-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>,
с участием: от Мэрии г. Ярославля (далее – Мэрия) – <…>,
рассмотрев на заседании 16.04.2009 дело № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции),           
у с т а н о в и л а:
          основанием возбуждения настоящего дела послужило выявление в ходе рассмотрения дела № 06-03/02-08 Ярославским УФАС фактов выдачи разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) при отсутствии письменного согласия собственников зданий, к которым присоединены рекламные конструкции. Указанные действия Мэрии содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», а также  части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. В части 17 статьи 19 Закона «О рекламе» говорится, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. По мнению антимонопольного органа, действия Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 без письменного согласия собственников зданий могут привести к ограничению конкуренции.
Представитель Мэрии признал факты нарушения и пояснил следующее.
Мэрией г. Ярославля были выданы разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без договоров с собственником. Предполагалось, что договоры будут заключены после выдачи разрешений, так как на 17 мая 2007 г. фасады домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 входили в перечень городских рекламных мест, утвержденный Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 28 ноября 2006 г. № 238-рз. Мэрией г. Ярославля выданы проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным местам, которые не были подписаны ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.». Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 15 октября 2007 г. № 33-рз указанные фасады зданий были исключены из перечня городских рекламных мест в связи с тем, что Мэрия перестала быть собственником данных домов.  Таким образом, после исключения рекламных мест из перечня городских рекламных мест  договоры на установку рекламных конструкций на данных местах  между Мэрией г. Ярославля и указанными рекламными агентствами не могут быть заключены. Вместе с тем,  ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С.» согласования с собственниками домов не получены.
 В настоящее время  на фасадах домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 размещается реклама на основании разрешений, но без согласия собственников зданий. Мэрия г. Ярославля не может аннулировать или признать в судебном порядке недействительными разрешения № 0482/07 от 17.05.2007, 0483/07 от 17.05.2007, № 425/07 от 17.05.2007, № 0460/07 от 17.05.2007  в связи с отсутствием установленных статьей 19 Закона «О рекламе» оснований. В соответствии с частью 18 статьи 19 Закона «О рекламе» органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно части 20 статьи 19 Закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Таким образом, в сложившейся ситуации Мэрией не может быть применено ни одно из оснований, указанных в статье 19 Закона «О рекламе», в целях аннулирования или признания недействительными выданных разрешений.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. Частью 17 статьи 19 установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. Согласно части 11 статьи 19 Закона «О рекламе» к заявлению о выдаче разрешения прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
 Мэрия нарушила нормы, прописанные в статье 19 Закона «О рекламе», выдав разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без соответствующих письменных согласий собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, что исключает как законность выдачи данных разрешений (исключает процедуру получения согласия собственника недвижимого имущества и все связанные с ней затраты), так и осуществление оплаты за пользование городским рекламным местом. Таким образом, ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В указанных действиях Мэрии усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как освобождение от оплаты за пользование городским рекламным местом может привести к снижению цены товара (в связи с уменьшением затрат на оказание услуги), не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке услуг распространения наружной рекламы, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 указанного закона является одним из признаков ограничения конкуренции.
Впоследствие, после исключения указанных рекламных мест из Перечня городских рекламных мест, имея разрешения на установку рекламных конструкций, ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С. были освобождены от обязанности получать согласие собственников недвижимого имущества, предусмотренное статьей 19 Закона «О рекламе» и необходимое для получения разрешений на установку рекламных конструкций.
Выдача Мэрией разрешений без заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль», без согласия собственников явилась причиной того, что незаконно выданные разрешения не могут быть аннулированы и признаны недействительными по основаниям, установленным статьей 19 Закона «О рекламе», и действуют в настоящее время без законных на то оснований, что, по мнению Комиссии, может привести к  ограничению конкуренции.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2009 по делу № А82-15268/2008-29 любое обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции (истечение срока действия договора, ничтожность договора, не заключение договора и т.д.) является основанием для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции. Однако Мэрия не предприняла действий, направленных на устранение указанного нарушения.
Учитывая фактические обстоятельства дела, предоставленные документы и доказательства, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам о том, что в действиях Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без согласия собственников усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
 
1. Признать Мэрию г. Ярославля нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать Мэрии г. Ярославля предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.   

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 06-03/15-09
 
 
 16 апреля 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 апреля 2009 года по делу № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
   1.Мэрии г. Ярославля прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: направить уведомления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С..» о необходимости получить согласие собственников домов на эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147, ул. Чкалова, д. 28/21,  пр-т Октября, д. 15б соответственно с указанием срока представления в Мэрию документов, свидетельствующих о получении такого согласия.
2. В случае непредставления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.» в установленный Мэрией срок документов, свидетельствующих о получении согласия собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, аннулировать разрешения №  0482/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 131  и № 0483/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 147, № 0460/07 от 17.05.2007 по адресу ул. Чкалова, д. 28/21, № 425/07 от 17.05.2007 по адресу пр-т Октября, д. 15 б.
 
Об исполнении предписания сообщить до 15.08.2009.  
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
stdClass Object ( [vid] => 7553 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 06-03/15-09 в отношении мэрии г. Ярославля [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7553 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение
по делу № 06-03/15-09
 
16 апреля 2009 года                                                                                        г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 06-03/15-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>,
с участием: от Мэрии г. Ярославля (далее – Мэрия) – <…>,
рассмотрев на заседании 16.04.2009 дело № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции),           
у с т а н о в и л а:
          основанием возбуждения настоящего дела послужило выявление в ходе рассмотрения дела № 06-03/02-08 Ярославским УФАС фактов выдачи разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) при отсутствии письменного согласия собственников зданий, к которым присоединены рекламные конструкции. Указанные действия Мэрии содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», а также  части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. В части 17 статьи 19 Закона «О рекламе» говорится, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. По мнению антимонопольного органа, действия Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 без письменного согласия собственников зданий могут привести к ограничению конкуренции.
Представитель Мэрии признал факты нарушения и пояснил следующее.
Мэрией г. Ярославля были выданы разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без договоров с собственником. Предполагалось, что договоры будут заключены после выдачи разрешений, так как на 17 мая 2007 г. фасады домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 входили в перечень городских рекламных мест, утвержденный Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 28 ноября 2006 г. № 238-рз. Мэрией г. Ярославля выданы проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным местам, которые не были подписаны ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.». Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 15 октября 2007 г. № 33-рз указанные фасады зданий были исключены из перечня городских рекламных мест в связи с тем, что Мэрия перестала быть собственником данных домов.  Таким образом, после исключения рекламных мест из перечня городских рекламных мест  договоры на установку рекламных конструкций на данных местах  между Мэрией г. Ярославля и указанными рекламными агентствами не могут быть заключены. Вместе с тем,  ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С.» согласования с собственниками домов не получены.
 В настоящее время  на фасадах домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 размещается реклама на основании разрешений, но без согласия собственников зданий. Мэрия г. Ярославля не может аннулировать или признать в судебном порядке недействительными разрешения № 0482/07 от 17.05.2007, 0483/07 от 17.05.2007, № 425/07 от 17.05.2007, № 0460/07 от 17.05.2007  в связи с отсутствием установленных статьей 19 Закона «О рекламе» оснований. В соответствии с частью 18 статьи 19 Закона «О рекламе» органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно части 20 статьи 19 Закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Таким образом, в сложившейся ситуации Мэрией не может быть применено ни одно из оснований, указанных в статье 19 Закона «О рекламе», в целях аннулирования или признания недействительными выданных разрешений.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. Частью 17 статьи 19 установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. Согласно части 11 статьи 19 Закона «О рекламе» к заявлению о выдаче разрешения прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
 Мэрия нарушила нормы, прописанные в статье 19 Закона «О рекламе», выдав разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без соответствующих письменных согласий собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, что исключает как законность выдачи данных разрешений (исключает процедуру получения согласия собственника недвижимого имущества и все связанные с ней затраты), так и осуществление оплаты за пользование городским рекламным местом. Таким образом, ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В указанных действиях Мэрии усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как освобождение от оплаты за пользование городским рекламным местом может привести к снижению цены товара (в связи с уменьшением затрат на оказание услуги), не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке услуг распространения наружной рекламы, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 указанного закона является одним из признаков ограничения конкуренции.
Впоследствие, после исключения указанных рекламных мест из Перечня городских рекламных мест, имея разрешения на установку рекламных конструкций, ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С. были освобождены от обязанности получать согласие собственников недвижимого имущества, предусмотренное статьей 19 Закона «О рекламе» и необходимое для получения разрешений на установку рекламных конструкций.
Выдача Мэрией разрешений без заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль», без согласия собственников явилась причиной того, что незаконно выданные разрешения не могут быть аннулированы и признаны недействительными по основаниям, установленным статьей 19 Закона «О рекламе», и действуют в настоящее время без законных на то оснований, что, по мнению Комиссии, может привести к  ограничению конкуренции.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2009 по делу № А82-15268/2008-29 любое обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции (истечение срока действия договора, ничтожность договора, не заключение договора и т.д.) является основанием для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции. Однако Мэрия не предприняла действий, направленных на устранение указанного нарушения.
Учитывая фактические обстоятельства дела, предоставленные документы и доказательства, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам о том, что в действиях Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без согласия собственников усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
 
1. Признать Мэрию г. Ярославля нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать Мэрии г. Ярославля предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.   

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 06-03/15-09
 
 
 16 апреля 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 апреля 2009 года по делу № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
   1.Мэрии г. Ярославля прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: направить уведомления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С..» о необходимости получить согласие собственников домов на эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147, ул. Чкалова, д. 28/21,  пр-т Октября, д. 15б соответственно с указанием срока представления в Мэрию документов, свидетельствующих о получении такого согласия.
2. В случае непредставления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.» в установленный Мэрией срок документов, свидетельствующих о получении согласия собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, аннулировать разрешения №  0482/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 131  и № 0483/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 147, № 0460/07 от 17.05.2007 по адресу ул. Чкалова, д. 28/21, № 425/07 от 17.05.2007 по адресу пр-т Октября, д. 15 б.
 
Об исполнении предписания сообщить до 15.08.2009.  
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение
по делу № 06-03/15-09
 
16 апреля 2009 года                                                                                        г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 06-03/15-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>,
с участием: от Мэрии г. Ярославля (далее – Мэрия) – <…>,
рассмотрев на заседании 16.04.2009 дело № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции),           
у с т а н о в и л а:
          основанием возбуждения настоящего дела послужило выявление в ходе рассмотрения дела № 06-03/02-08 Ярославским УФАС фактов выдачи разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) при отсутствии письменного согласия собственников зданий, к которым присоединены рекламные конструкции. Указанные действия Мэрии содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», а также  части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. В части 17 статьи 19 Закона «О рекламе» говорится, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. По мнению антимонопольного органа, действия Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 без письменного согласия собственников зданий могут привести к ограничению конкуренции.
Представитель Мэрии признал факты нарушения и пояснил следующее.
Мэрией г. Ярославля были выданы разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без договоров с собственником. Предполагалось, что договоры будут заключены после выдачи разрешений, так как на 17 мая 2007 г. фасады домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 входили в перечень городских рекламных мест, утвержденный Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 28 ноября 2006 г. № 238-рз. Мэрией г. Ярославля выданы проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным местам, которые не были подписаны ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.». Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 15 октября 2007 г. № 33-рз указанные фасады зданий были исключены из перечня городских рекламных мест в связи с тем, что Мэрия перестала быть собственником данных домов.  Таким образом, после исключения рекламных мест из перечня городских рекламных мест  договоры на установку рекламных конструкций на данных местах  между Мэрией г. Ярославля и указанными рекламными агентствами не могут быть заключены. Вместе с тем,  ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С.» согласования с собственниками домов не получены.
 В настоящее время  на фасадах домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 размещается реклама на основании разрешений, но без согласия собственников зданий. Мэрия г. Ярославля не может аннулировать или признать в судебном порядке недействительными разрешения № 0482/07 от 17.05.2007, 0483/07 от 17.05.2007, № 425/07 от 17.05.2007, № 0460/07 от 17.05.2007  в связи с отсутствием установленных статьей 19 Закона «О рекламе» оснований. В соответствии с частью 18 статьи 19 Закона «О рекламе» органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно части 20 статьи 19 Закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Таким образом, в сложившейся ситуации Мэрией не может быть применено ни одно из оснований, указанных в статье 19 Закона «О рекламе», в целях аннулирования или признания недействительными выданных разрешений.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. Частью 17 статьи 19 установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. Согласно части 11 статьи 19 Закона «О рекламе» к заявлению о выдаче разрешения прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
 Мэрия нарушила нормы, прописанные в статье 19 Закона «О рекламе», выдав разрешения № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без соответствующих письменных согласий собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, что исключает как законность выдачи данных разрешений (исключает процедуру получения согласия собственника недвижимого имущества и все связанные с ней затраты), так и осуществление оплаты за пользование городским рекламным местом. Таким образом, ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В указанных действиях Мэрии усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как освобождение от оплаты за пользование городским рекламным местом может привести к снижению цены товара (в связи с уменьшением затрат на оказание услуги), не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке услуг распространения наружной рекламы, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 указанного закона является одним из признаков ограничения конкуренции.
Впоследствие, после исключения указанных рекламных мест из Перечня городских рекламных мест, имея разрешения на установку рекламных конструкций, ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль» и ИП «Лернер И.С. были освобождены от обязанности получать согласие собственников недвижимого имущества, предусмотренное статьей 19 Закона «О рекламе» и необходимое для получения разрешений на установку рекламных конструкций.
Выдача Мэрией разрешений без заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО «Поли Принт», ИП «Лернер И.С.», ООО «Вертикаль», без согласия собственников явилась причиной того, что незаконно выданные разрешения не могут быть аннулированы и признаны недействительными по основаниям, установленным статьей 19 Закона «О рекламе», и действуют в настоящее время без законных на то оснований, что, по мнению Комиссии, может привести к  ограничению конкуренции.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2009 по делу № А82-15268/2008-29 любое обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции (истечение срока действия договора, ничтожность договора, не заключение договора и т.д.) является основанием для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции. Однако Мэрия не предприняла действий, направленных на устранение указанного нарушения.
Учитывая фактические обстоятельства дела, предоставленные документы и доказательства, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам о том, что в действиях Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО «Поли Принт» на городских рекламных местах № 93 (Московский пр-т, д. 131) и № 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции № 425/07 от 17.05.2007 ИП «Лернер И.С.» на городском рекламном месте № 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции № 0460/07 от 17.05.2007 ООО «Вертикаль» на городском рекламном месте № 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без согласия собственников усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
 
1. Признать Мэрию г. Ярославля нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать Мэрии г. Ярославля предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.   

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 06-03/15-09

 
 

 16 апреля 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 апреля 2009 года по делу № 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
   1.Мэрии г. Ярославля прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: направить уведомления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С..» о необходимости получить согласие собственников домов на эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147, ул. Чкалова, д. 28/21,  пр-т Октября, д. 15б соответственно с указанием срока представления в Мэрию документов, свидетельствующих о получении такого согласия.
2. В случае непредставления ООО «Поли Принт», ООО «Вертикаль», ИП «Лернер И.С.» в установленный Мэрией срок документов, свидетельствующих о получении согласия собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, аннулировать разрешения №  0482/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 131  и № 0483/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 147, № 0460/07 от 17.05.2007 по адресу ул. Чкалова, д. 28/21, № 425/07 от 17.05.2007 по адресу пр-т Октября, д. 15 б.
 
Об исполнении предписания сообщить до 15.08.2009.  
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-29 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-29 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )