Решение и предписание по делу № 06-03/12-09 в отношении Администрации г. Переславля-Залесского

Дата публикации: 13 мая 2009, 04:00

 

Решение по делу № 06-03/12-09
 
27 апреля 2009 года                                                                                 г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.05.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>, при участии:
от Администрации города Переславля - Залесского  - <…>,
от заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» - <…>,
рассмотрев на заседаниях 15.04.2009, 27.04.2009 дело № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского части 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
у с т а н о в и л а:
 
при осуществлении контрольного мероприятия за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ярославским УФАС России было выявлено нарушение, допущенное Администрацией города Переславля-Залесского (далее - Администрация), выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ЖКХ»), без соответствующего согласования с антимонопольным органом порядок которого предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции.   
Представитель Администрации пояснил следующее.
Постановлением Мэра от 11.04.2008 № 401 МУП «ЖКХ» было передано здание городской бани на праве безвозмездного пользования. МУП «ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием, одним из видов деятельности которого является «обеспечение деятельности банно-прачечного комбината и оказание банно-прачечных услуг населению города, муниципальным учреждениям и предприятиям и иным юридическим и физическим лицам». Для выполнения указанного вида деятельности в штатном расписании предприятия имеется целый ряд должностей. Указанная деятельность является убыточной, за счет средств городского бюджета предприятию возмещаются издержки, связанные с содержанием городской бани (сверх установленных для населения тарифов). В соответствии с пунктом 20 Закона о защите конкуренции под муниципальной помощью понимается предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке. Таким образом, передача МУП «ЖКХ» здания городской бани на праве безвозмездного пользования не может быть расценена как оказание муниципальной помощи.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
 Также следует иметь в виду, что согласно Закону о защите конкуренции государственная помощь может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, одной из которых является социальное обслуживание населения. Понятие социального обслуживания населения содержится в статье 1 главы 1 Федерального закона от 10.10.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и включает в себя деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные службы  – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (статья 3 вышеуказанного закона).
Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 36) предусматривает возможность передачи имущества по договору безвозмездного пользования имуществом (ссуды). При этом субъекты Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поэтому реализация органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению муниципальной собственностью, в том числе передача имущества в безвозмездное пользование, может рассматриваться как муниципальная помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи определен исключительно положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции, в которой указано, что государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
-   в соответствии с федеральным законом;
-  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-   за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Кроме того, вышеуказанной статьей установлен соответствующий порядок предоставления государственной или муниципальной помощи, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.  В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. В соответствии с положениями Устава, МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность приносящую ему доход, т.е. является хозяйствующим субъектом и передача в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» имущества, находящегося в муниципальной собственности, должна была осуществляться в строгом соответствии с нормами Закона о защите конкуренции.
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> было передано Администрацией в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту - МУП «ЖКХ» без проведения публичных процедур, о чем свидетельствует Постановление Мэра г. Переславля-Залесского № 401 от 11.04.2008 «Об использовании муниципальной собственности».
Вышеуказанными действиями Администрация предоставила МУП «ЖКХ» преимущество, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность на одном товарном рынке. Предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленным главой 5 Закона о защите конкуренции.
 Как следует из пояснений представителей Администрации и МУП «ЖКХ» деятельность по содержанию банно-прачечного комбината и оказанию банно-прачечных услуг населению города является убыточной. Вместе с тем, если муниципальное имущество, которое предоставлено конкретному лицу или лицам без проведения торгов, используется в процессе производства или оказания услуг населению, являющихся убыточными, то передача такого имущества также является муниципальной помощью, так как убыточным может быть только производство или бизнес, но не само имущество, которое в любом случае должно предоставляться в пользование, владение хозяйствующему субъекту только посредством следующих способов:
- путем проведения публичных процедур (торги в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Вышеуказанные способы исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными. Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Установленный главой 5 Закона о защите конкуренции порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды, а также последствий передачи органами местного самоуправления и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также передачи Администрацией муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д.1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с МУП «ЖКХ» деятельность на рассматриваемом товарном рынке.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации, выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» без процедуры получения предварительного согласия антимонопольного органа, нарушают требования, установленные частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель МУП «ЖКХ» предоставил ходатайство о даче согласия передачи здания городской бани в безвозмездное пользование (исх. № 45 от 22.04.2009). Комиссия принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайство, так как в соответствии с положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи направляет орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить такую помощь, а не хозяйствующий субъект.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
 
 1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на отмену акта, нарушающего антимонопольное законодательство.  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/12-09
 
 
27 апреля 2009 года                                                                                                    г. Ярославль
 
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 апреля 2009 года по делу № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского Ярославской области части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации города Переславля-ЗалесскогоЯрославской областив срок до 22 июня 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- совершить действия, направленные на отмену Постановления Мэра г. Переславля-Залесского от 11.04.2008 № 401 «Об использовании муниципальной собственности»;
-  при намерении предоставить муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) по договору безвозмездного пользования МУП «ЖКХ» руководствоваться процедурой порядка предоставления муниципальной помощи, установленной главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. О выполнении настоящего предписания Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области сообщить в Ярославское УФАС в срок до 25 июня 2009 года.
stdClass Object ( [vid] => 7554 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 06-03/12-09 в отношении Администрации г. Переславля-Залесского [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7554 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение по делу № 06-03/12-09
 
27 апреля 2009 года                                                                                 г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.05.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>, при участии:
от Администрации города Переславля - Залесского  - <…>,
от заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» - <…>,
рассмотрев на заседаниях 15.04.2009, 27.04.2009 дело № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского части 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
у с т а н о в и л а:
 
при осуществлении контрольного мероприятия за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ярославским УФАС России было выявлено нарушение, допущенное Администрацией города Переславля-Залесского (далее - Администрация), выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ЖКХ»), без соответствующего согласования с антимонопольным органом порядок которого предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции.   
Представитель Администрации пояснил следующее.
Постановлением Мэра от 11.04.2008 № 401 МУП «ЖКХ» было передано здание городской бани на праве безвозмездного пользования. МУП «ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием, одним из видов деятельности которого является «обеспечение деятельности банно-прачечного комбината и оказание банно-прачечных услуг населению города, муниципальным учреждениям и предприятиям и иным юридическим и физическим лицам». Для выполнения указанного вида деятельности в штатном расписании предприятия имеется целый ряд должностей. Указанная деятельность является убыточной, за счет средств городского бюджета предприятию возмещаются издержки, связанные с содержанием городской бани (сверх установленных для населения тарифов). В соответствии с пунктом 20 Закона о защите конкуренции под муниципальной помощью понимается предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке. Таким образом, передача МУП «ЖКХ» здания городской бани на праве безвозмездного пользования не может быть расценена как оказание муниципальной помощи.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
 Также следует иметь в виду, что согласно Закону о защите конкуренции государственная помощь может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, одной из которых является социальное обслуживание населения. Понятие социального обслуживания населения содержится в статье 1 главы 1 Федерального закона от 10.10.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и включает в себя деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные службы  – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (статья 3 вышеуказанного закона).
Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 36) предусматривает возможность передачи имущества по договору безвозмездного пользования имуществом (ссуды). При этом субъекты Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поэтому реализация органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению муниципальной собственностью, в том числе передача имущества в безвозмездное пользование, может рассматриваться как муниципальная помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи определен исключительно положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции, в которой указано, что государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
-   в соответствии с федеральным законом;
-  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-   за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Кроме того, вышеуказанной статьей установлен соответствующий порядок предоставления государственной или муниципальной помощи, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.  В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. В соответствии с положениями Устава, МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность приносящую ему доход, т.е. является хозяйствующим субъектом и передача в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» имущества, находящегося в муниципальной собственности, должна была осуществляться в строгом соответствии с нормами Закона о защите конкуренции.
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> было передано Администрацией в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту - МУП «ЖКХ» без проведения публичных процедур, о чем свидетельствует Постановление Мэра г. Переславля-Залесского № 401 от 11.04.2008 «Об использовании муниципальной собственности».
Вышеуказанными действиями Администрация предоставила МУП «ЖКХ» преимущество, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность на одном товарном рынке. Предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленным главой 5 Закона о защите конкуренции.
 Как следует из пояснений представителей Администрации и МУП «ЖКХ» деятельность по содержанию банно-прачечного комбината и оказанию банно-прачечных услуг населению города является убыточной. Вместе с тем, если муниципальное имущество, которое предоставлено конкретному лицу или лицам без проведения торгов, используется в процессе производства или оказания услуг населению, являющихся убыточными, то передача такого имущества также является муниципальной помощью, так как убыточным может быть только производство или бизнес, но не само имущество, которое в любом случае должно предоставляться в пользование, владение хозяйствующему субъекту только посредством следующих способов:
- путем проведения публичных процедур (торги в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Вышеуказанные способы исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными. Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Установленный главой 5 Закона о защите конкуренции порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды, а также последствий передачи органами местного самоуправления и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также передачи Администрацией муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д.1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с МУП «ЖКХ» деятельность на рассматриваемом товарном рынке.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации, выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» без процедуры получения предварительного согласия антимонопольного органа, нарушают требования, установленные частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель МУП «ЖКХ» предоставил ходатайство о даче согласия передачи здания городской бани в безвозмездное пользование (исх. № 45 от 22.04.2009). Комиссия принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайство, так как в соответствии с положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи направляет орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить такую помощь, а не хозяйствующий субъект.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
 
 1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на отмену акта, нарушающего антимонопольное законодательство.  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/12-09
 
 
27 апреля 2009 года                                                                                                    г. Ярославль
 
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 апреля 2009 года по делу № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского Ярославской области части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации города Переславля-ЗалесскогоЯрославской областив срок до 22 июня 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- совершить действия, направленные на отмену Постановления Мэра г. Переславля-Залесского от 11.04.2008 № 401 «Об использовании муниципальной собственности»;
-  при намерении предоставить муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) по договору безвозмездного пользования МУП «ЖКХ» руководствоваться процедурой порядка предоставления муниципальной помощи, установленной главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. О выполнении настоящего предписания Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области сообщить в Ярославское УФАС в срок до 25 июня 2009 года.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение по делу № 06-03/12-09
 
27 апреля 2009 года                                                                                 г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13.05.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>, при участии:
от Администрации города Переславля - Залесского  - <…>,
от заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» - <…>,
рассмотрев на заседаниях 15.04.2009, 27.04.2009 дело № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского части 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
у с т а н о в и л а:
 
при осуществлении контрольного мероприятия за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ярославским УФАС России было выявлено нарушение, допущенное Администрацией города Переславля-Залесского (далее - Администрация), выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ЖКХ»), без соответствующего согласования с антимонопольным органом порядок которого предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции.   
Представитель Администрации пояснил следующее.
Постановлением Мэра от 11.04.2008 № 401 МУП «ЖКХ» было передано здание городской бани на праве безвозмездного пользования. МУП «ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием, одним из видов деятельности которого является «обеспечение деятельности банно-прачечного комбината и оказание банно-прачечных услуг населению города, муниципальным учреждениям и предприятиям и иным юридическим и физическим лицам». Для выполнения указанного вида деятельности в штатном расписании предприятия имеется целый ряд должностей. Указанная деятельность является убыточной, за счет средств городского бюджета предприятию возмещаются издержки, связанные с содержанием городской бани (сверх установленных для населения тарифов). В соответствии с пунктом 20 Закона о защите конкуренции под муниципальной помощью понимается предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке. Таким образом, передача МУП «ЖКХ» здания городской бани на праве безвозмездного пользования не может быть расценена как оказание муниципальной помощи.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
 Также следует иметь в виду, что согласно Закону о защите конкуренции государственная помощь может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, одной из которых является социальное обслуживание населения. Понятие социального обслуживания населения содержится в статье 1 главы 1 Федерального закона от 10.10.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и включает в себя деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные службы  – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (статья 3 вышеуказанного закона).
Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 36) предусматривает возможность передачи имущества по договору безвозмездного пользования имуществом (ссуды). При этом субъекты Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поэтому реализация органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению муниципальной собственностью, в том числе передача имущества в безвозмездное пользование, может рассматриваться как муниципальная помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи определен исключительно положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции, в которой указано, что государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
-   в соответствии с федеральным законом;
-  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-   за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Кроме того, вышеуказанной статьей установлен соответствующий порядок предоставления государственной или муниципальной помощи, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.  В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции. Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. В соответствии с положениями Устава, МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность приносящую ему доход, т.е. является хозяйствующим субъектом и передача в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» имущества, находящегося в муниципальной собственности, должна была осуществляться в строгом соответствии с нормами Закона о защите конкуренции.
Фактическими материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: <…> было передано Администрацией в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту - МУП «ЖКХ» без проведения публичных процедур, о чем свидетельствует Постановление Мэра г. Переславля-Залесского № 401 от 11.04.2008 «Об использовании муниципальной собственности».
Вышеуказанными действиями Администрация предоставила МУП «ЖКХ» преимущество, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность на одном товарном рынке. Предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленным главой 5 Закона о защите конкуренции.
 Как следует из пояснений представителей Администрации и МУП «ЖКХ» деятельность по содержанию банно-прачечного комбината и оказанию банно-прачечных услуг населению города является убыточной. Вместе с тем, если муниципальное имущество, которое предоставлено конкретному лицу или лицам без проведения торгов, используется в процессе производства или оказания услуг населению, являющихся убыточными, то передача такого имущества также является муниципальной помощью, так как убыточным может быть только производство или бизнес, но не само имущество, которое в любом случае должно предоставляться в пользование, владение хозяйствующему субъекту только посредством следующих способов:
- путем проведения публичных процедур (торги в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Вышеуказанные способы исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными. Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Установленный главой 5 Закона о защите конкуренции порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды, а также последствий передачи органами местного самоуправления и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также передачи Администрацией муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д.1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с МУП «ЖКХ» деятельность на рассматриваемом товарном рынке.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации, выразившееся в предоставлении муниципальной помощи в виде передачи муниципального имущества (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ» без процедуры получения предварительного согласия антимонопольного органа, нарушают требования, установленные частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель МУП «ЖКХ» предоставил ходатайство о даче согласия передачи здания городской бани в безвозмездное пользование (исх. № 45 от 22.04.2009). Комиссия принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайство, так как в соответствии с положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи направляет орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить такую помощь, а не хозяйствующий субъект.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
 
 1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на отмену акта, нарушающего антимонопольное законодательство.  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
                                          по делу № 06-03/12-09
 
 
27 апреля 2009 года                                                                                                    г. Ярославль
 
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 апреля 2009 года по делу № 06-03/12-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского Ярославской области части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации города Переславля-ЗалесскогоЯрославской областив срок до 22 июня 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- совершить действия, направленные на отмену Постановления Мэра г. Переславля-Залесского от 11.04.2008 № 401 «Об использовании муниципальной собственности»;
-  при намерении предоставить муниципальное имущество (здание городской бани, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пер. Кривоколенный, д. 1) по договору безвозмездного пользования МУП «ЖКХ» руководствоваться процедурой порядка предоставления муниципальной помощи, установленной главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. О выполнении настоящего предписания Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области сообщить в Ярославское УФАС в срок до 25 июня 2009 года.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )