Решение по делу № 03-03/21-09 в отношении МУП "Яргорэлектросеть"

Дата публикации: 16 октября 2009, 04:00

Решение
по делу № 03-03/21-09
 
06 октября 2009 года                                                                                                   г. Ярославль
(предписание оглашено 06 октября 2009 года)
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от Муниципального унитарного предприятия «Ярославская городская элекросеть» г. Ярославля (далее – МУП «Яргорэлектросеть», Сетевая организация) - <…>
от хозяйствующего субъекта ООО «АРС» (далее - Заявитель) <…>, рассмотрев 06 октября 2009 года дело № 03-03/21-09 о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),        
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступило заявление хозяйствующего субъекта ООО «АРС», вх. № 832 от 16 февраля 2009 года, о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в занижении  величины мощности, указанной в действующем договоре об отпуске и потреблении электрической энергии № 12955 от 10.10.1999 (далее - Договор), в пределах которой Заявитель может потреблять электрическую энергию (мощность), при заключении договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, что влечет за собой увеличение платы за технологическое присоединение и ущемляет интересы Заявителя.
Представители Сетевой организации нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснив следующее.
В Договоре зафиксирована установленная мощность (Р уст.), которая, идентична присоединенной и равна 53,5 кВт. При этом максимально разрешенная к использованию хозяйствующим субъектом энергоснабжающей организацией мощность составляет величину, получаемую путем умножения установленной мощности, указанной в Договоре, на соответствующий, так называемый, расчетный коэффициент спроса, принимаемый по нормативным документам, опытным путем, путем обследований. Указанный коэффициент применяется для того, чтобы определить величину мощности, которую потребитель реально потребляет.
Заявителю было предложено осуществить перевод существующей установленной мощности в максимальную. В связи с тем, что Заявитель не предоставил перевод мощности в максимальную, специалистами МУП «Яргорэлектросеть» был произведен перевод величины установленной мощности в максимальную и указан в проекте договора № 16-ТП/09, направленном в адрес Заявителя.
Принимая решение о нарушении Сетевой организацией антимонопольного законодательства, Комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект МУП «Яргорэлектросеть» включен в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. В разделе первом указанного реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» последний значится под регистрационным номером 76.1.39. Дата включения в реестр 04.09.1998.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 указанного нормативного акта субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Хозяйствующий субъект ООО «Арс» обратился в Сетевую организацию с заявкой от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения. В указанной заявке в отношении присоединяемой мощности Заявитель указал величину 92 кВт, в отношении существующей мощности - Р уст. 53.5 кВт.
Сетевая организация направила в адрес Заявителя проект договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, где в приложении (Технические условия) указала следующие значения: относительно расчетной мощности - 92 кВт, в том числе существующая 42,8 кВт. 
Одновременно орган местного самоуправления в лице Департамента архитектуры и развития территорий города на соответствующий запрос антимонопольного органа (№ 44-70/03-03 от 07.08.2009) по пункту 5.1  (представить всю проектную, разрешительную, иную документацию (технические условия), касающуюся энергоснабжения объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова,72) представил Технические условия подключения объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, 72, к сетям инженерно-технического обеспечения в части электроснабжения. Технические условия выданы МУП «Яргорэлектросеть»  -  Приложение № 1 к договору № 11-ТП/08. В указанных Технических условиях Сетевой организацией указаны следующие величины: относительно расчетной мощности – 42.6 кВт, в том числе существующая 32,1 кВт. Таким образом, в Технических условиях к договорам № 16-ТП/09, № 11-ТП/08, направленным в адрес Заявителя в разное время, содержатся различные величины относительно расчетной, в том числе существующей мощности, несмотря на то, что основой для указания данных величин является один и тот же Договор, условия которого относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемого энергоснабжающей организацией Заявителю, не пересматривались с момента его заключения, т.е. с 1999 года.
В момент заключения Договора действовали Правила пользования электрической энергией, утвержденные Приказом Министерства электроэнергетики и электрофикации СССР от 6 декабря 1981 года № 310 (далее - Правила). Указанный нормативный документ не содержит понятия «установленная мощность», однако методом комплексного толкования (например, пункта 1.1.4 Правил следующего содержания: увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией) позволяют сделать вывод о том, что понятие установленной мощности идентично присоединенной. Согласно Правилам под присоединенной мощностью потребителя понимается суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за "присоединенную мощность" потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии. Таким образом, учитывая вышеизложенное, в Договоре указана предельная величина мощности, которую Заявитель может использовать без согласования с энергоснабжающей организацией. Косвенным образом указанное обстоятельство подтверждено новой редакцией Договора, в котором Поставщик (ОАО «ЯСК») согласовывает ООО «Арс» максимальную мощность, т.е. мощность, обусловленную составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, в пределах которой, включая ее предельное значение, может быть заявленная мощность Заявителя, т.е мощность, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
В соответствии с «Правилами  технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), последние распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а именно дату заключения Договора (в период действия Правил), условия действующего Договора, Правила, Правила технологического присоединения действие хозяйствующего субъекта МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес Заявителя и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение является неправомерным, ущемляющим интересы Заявителя (неправомерное затягивание процесса осуществления технологического присоединения путем выставления неправомерных требований) и нарушающим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Сетевой организации отсутствует.        
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Направить копию настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е 

по делу № 03-03/21-09
 6 октября 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ярославская городская электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» в срок до 01 ноября 2009 года привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (Приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения ), направленных в адрес ООО «Арс», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Об исполнении предписания сообщить до 10.11.2009.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object ( [vid] => 7590 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-03/21-09 в отношении МУП "Яргорэлектросеть" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7590 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение
по делу № 03-03/21-09
 
06 октября 2009 года                                                                                                   г. Ярославль
(предписание оглашено 06 октября 2009 года)
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от Муниципального унитарного предприятия «Ярославская городская элекросеть» г. Ярославля (далее – МУП «Яргорэлектросеть», Сетевая организация) - <…>
от хозяйствующего субъекта ООО «АРС» (далее - Заявитель) <…>, рассмотрев 06 октября 2009 года дело № 03-03/21-09 о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),        
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступило заявление хозяйствующего субъекта ООО «АРС», вх. № 832 от 16 февраля 2009 года, о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в занижении  величины мощности, указанной в действующем договоре об отпуске и потреблении электрической энергии № 12955 от 10.10.1999 (далее - Договор), в пределах которой Заявитель может потреблять электрическую энергию (мощность), при заключении договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, что влечет за собой увеличение платы за технологическое присоединение и ущемляет интересы Заявителя.
Представители Сетевой организации нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснив следующее.
В Договоре зафиксирована установленная мощность (Р уст.), которая, идентична присоединенной и равна 53,5 кВт. При этом максимально разрешенная к использованию хозяйствующим субъектом энергоснабжающей организацией мощность составляет величину, получаемую путем умножения установленной мощности, указанной в Договоре, на соответствующий, так называемый, расчетный коэффициент спроса, принимаемый по нормативным документам, опытным путем, путем обследований. Указанный коэффициент применяется для того, чтобы определить величину мощности, которую потребитель реально потребляет.
Заявителю было предложено осуществить перевод существующей установленной мощности в максимальную. В связи с тем, что Заявитель не предоставил перевод мощности в максимальную, специалистами МУП «Яргорэлектросеть» был произведен перевод величины установленной мощности в максимальную и указан в проекте договора № 16-ТП/09, направленном в адрес Заявителя.
Принимая решение о нарушении Сетевой организацией антимонопольного законодательства, Комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект МУП «Яргорэлектросеть» включен в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. В разделе первом указанного реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» последний значится под регистрационным номером 76.1.39. Дата включения в реестр 04.09.1998.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 указанного нормативного акта субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Хозяйствующий субъект ООО «Арс» обратился в Сетевую организацию с заявкой от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения. В указанной заявке в отношении присоединяемой мощности Заявитель указал величину 92 кВт, в отношении существующей мощности - Р уст. 53.5 кВт.
Сетевая организация направила в адрес Заявителя проект договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, где в приложении (Технические условия) указала следующие значения: относительно расчетной мощности - 92 кВт, в том числе существующая 42,8 кВт. 
Одновременно орган местного самоуправления в лице Департамента архитектуры и развития территорий города на соответствующий запрос антимонопольного органа (№ 44-70/03-03 от 07.08.2009) по пункту 5.1  (представить всю проектную, разрешительную, иную документацию (технические условия), касающуюся энергоснабжения объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова,72) представил Технические условия подключения объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, 72, к сетям инженерно-технического обеспечения в части электроснабжения. Технические условия выданы МУП «Яргорэлектросеть»  -  Приложение № 1 к договору № 11-ТП/08. В указанных Технических условиях Сетевой организацией указаны следующие величины: относительно расчетной мощности – 42.6 кВт, в том числе существующая 32,1 кВт. Таким образом, в Технических условиях к договорам № 16-ТП/09, № 11-ТП/08, направленным в адрес Заявителя в разное время, содержатся различные величины относительно расчетной, в том числе существующей мощности, несмотря на то, что основой для указания данных величин является один и тот же Договор, условия которого относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемого энергоснабжающей организацией Заявителю, не пересматривались с момента его заключения, т.е. с 1999 года.
В момент заключения Договора действовали Правила пользования электрической энергией, утвержденные Приказом Министерства электроэнергетики и электрофикации СССР от 6 декабря 1981 года № 310 (далее - Правила). Указанный нормативный документ не содержит понятия «установленная мощность», однако методом комплексного толкования (например, пункта 1.1.4 Правил следующего содержания: увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией) позволяют сделать вывод о том, что понятие установленной мощности идентично присоединенной. Согласно Правилам под присоединенной мощностью потребителя понимается суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за "присоединенную мощность" потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии. Таким образом, учитывая вышеизложенное, в Договоре указана предельная величина мощности, которую Заявитель может использовать без согласования с энергоснабжающей организацией. Косвенным образом указанное обстоятельство подтверждено новой редакцией Договора, в котором Поставщик (ОАО «ЯСК») согласовывает ООО «Арс» максимальную мощность, т.е. мощность, обусловленную составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, в пределах которой, включая ее предельное значение, может быть заявленная мощность Заявителя, т.е мощность, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
В соответствии с «Правилами  технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), последние распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а именно дату заключения Договора (в период действия Правил), условия действующего Договора, Правила, Правила технологического присоединения действие хозяйствующего субъекта МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес Заявителя и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение является неправомерным, ущемляющим интересы Заявителя (неправомерное затягивание процесса осуществления технологического присоединения путем выставления неправомерных требований) и нарушающим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Сетевой организации отсутствует.        
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Направить копию настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е 

по делу № 03-03/21-09
 6 октября 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ярославская городская электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» в срок до 01 ноября 2009 года привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (Приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения ), направленных в адрес ООО «Арс», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Об исполнении предписания сообщить до 10.11.2009.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение
по делу № 03-03/21-09
 
06 октября 2009 года                                                                                                   г. Ярославль
(предписание оглашено 06 октября 2009 года)
(решение изготовлено в полном объеме 20.10.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от Муниципального унитарного предприятия «Ярославская городская элекросеть» г. Ярославля (далее – МУП «Яргорэлектросеть», Сетевая организация) - <…>
от хозяйствующего субъекта ООО «АРС» (далее - Заявитель) <…>, рассмотрев 06 октября 2009 года дело № 03-03/21-09 о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),        
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступило заявление хозяйствующего субъекта ООО «АРС», вх. № 832 от 16 февраля 2009 года, о нарушении МУП «Яргорэлектросеть» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в занижении  величины мощности, указанной в действующем договоре об отпуске и потреблении электрической энергии № 12955 от 10.10.1999 (далее - Договор), в пределах которой Заявитель может потреблять электрическую энергию (мощность), при заключении договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, что влечет за собой увеличение платы за технологическое присоединение и ущемляет интересы Заявителя.
Представители Сетевой организации нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснив следующее.
В Договоре зафиксирована установленная мощность (Р уст.), которая, идентична присоединенной и равна 53,5 кВт. При этом максимально разрешенная к использованию хозяйствующим субъектом энергоснабжающей организацией мощность составляет величину, получаемую путем умножения установленной мощности, указанной в Договоре, на соответствующий, так называемый, расчетный коэффициент спроса, принимаемый по нормативным документам, опытным путем, путем обследований. Указанный коэффициент применяется для того, чтобы определить величину мощности, которую потребитель реально потребляет.
Заявителю было предложено осуществить перевод существующей установленной мощности в максимальную. В связи с тем, что Заявитель не предоставил перевод мощности в максимальную, специалистами МУП «Яргорэлектросеть» был произведен перевод величины установленной мощности в максимальную и указан в проекте договора № 16-ТП/09, направленном в адрес Заявителя.
Принимая решение о нарушении Сетевой организацией антимонопольного законодательства, Комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект МУП «Яргорэлектросеть» включен в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. В разделе первом указанного реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» последний значится под регистрационным номером 76.1.39. Дата включения в реестр 04.09.1998.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 указанного нормативного акта субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор об оказании указанных услуг не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Хозяйствующий субъект ООО «Арс» обратился в Сетевую организацию с заявкой от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения. В указанной заявке в отношении присоединяемой мощности Заявитель указал величину 92 кВт, в отношении существующей мощности - Р уст. 53.5 кВт.
Сетевая организация направила в адрес Заявителя проект договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения, где в приложении (Технические условия) указала следующие значения: относительно расчетной мощности - 92 кВт, в том числе существующая 42,8 кВт. 
Одновременно орган местного самоуправления в лице Департамента архитектуры и развития территорий города на соответствующий запрос антимонопольного органа (№ 44-70/03-03 от 07.08.2009) по пункту 5.1  (представить всю проектную, разрешительную, иную документацию (технические условия), касающуюся энергоснабжения объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова,72) представил Технические условия подключения объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, 72, к сетям инженерно-технического обеспечения в части электроснабжения. Технические условия выданы МУП «Яргорэлектросеть»  -  Приложение № 1 к договору № 11-ТП/08. В указанных Технических условиях Сетевой организацией указаны следующие величины: относительно расчетной мощности – 42.6 кВт, в том числе существующая 32,1 кВт. Таким образом, в Технических условиях к договорам № 16-ТП/09, № 11-ТП/08, направленным в адрес Заявителя в разное время, содержатся различные величины относительно расчетной, в том числе существующей мощности, несмотря на то, что основой для указания данных величин является один и тот же Договор, условия которого относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемого энергоснабжающей организацией Заявителю, не пересматривались с момента его заключения, т.е. с 1999 года.
В момент заключения Договора действовали Правила пользования электрической энергией, утвержденные Приказом Министерства электроэнергетики и электрофикации СССР от 6 декабря 1981 года № 310 (далее - Правила). Указанный нормативный документ не содержит понятия «установленная мощность», однако методом комплексного толкования (например, пункта 1.1.4 Правил следующего содержания: увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией) позволяют сделать вывод о том, что понятие установленной мощности идентично присоединенной. Согласно Правилам под присоединенной мощностью потребителя понимается суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за "присоединенную мощность" потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии. Таким образом, учитывая вышеизложенное, в Договоре указана предельная величина мощности, которую Заявитель может использовать без согласования с энергоснабжающей организацией. Косвенным образом указанное обстоятельство подтверждено новой редакцией Договора, в котором Поставщик (ОАО «ЯСК») согласовывает ООО «Арс» максимальную мощность, т.е. мощность, обусловленную составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, в пределах которой, включая ее предельное значение, может быть заявленная мощность Заявителя, т.е мощность, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
В соответствии с «Правилами  технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), последние распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а именно дату заключения Договора (в период действия Правил), условия действующего Договора, Правила, Правила технологического присоединения действие хозяйствующего субъекта МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес Заявителя и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение является неправомерным, ущемляющим интересы Заявителя (неправомерное затягивание процесса осуществления технологического присоединения путем выставления неправомерных требований) и нарушающим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Сетевой организации отсутствует.        
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   
решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Направить копию настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е 

по делу № 03-03/21-09
 6 октября 2009 года                                                                                                       г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ярославская городская электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальному унитарному предприятию «Ярославская городская электросеть» в срок до 01 ноября 2009 года привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (Приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения ), направленных в адрес ООО «Арс», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Об исполнении предписания сообщить до 10.11.2009.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-10-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )