Решение по делу № 03-03/78-09 в отношении ОАО "ТГК-2" по заявлению ООО "УК "Проспект"

Дата публикации: 5 ноября 2009, 03:00

 

Решение
по делу № 03-03/78-09
22 октября 2008 года                                                                                           г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 05.11.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от ОАО “Территориальная генерирующая компания №2” – <…>,
от ООО «УК Проспект» <…>,
рассмотрев 16 октября 2009 года дело № 03-03/78-09 о нарушении ОАО «ТГК-2» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),      
 
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО «УК Проспект» (вх №4628 от 13 августа 2009г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном расторжении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
ООО «УК Проспект» заключило договор поставки с ОАО «ТГК-2», предметом которого является поставка тепловой энергии и теплоносителя в жилые дома по списку, являющемуся неотъемлемой частью договора. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомлении об одностороннем отказе от исполнения договора и его расторжении. Указанные действия, по мнению Управляющей компании, нарушают действующее законодательство в сфере теплоснабжения, ущемляют её интересы и могут привести к нарушению прав граждан.
Представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласился, пояснил следующее.
ОАО «ТГК-2» произвел приостановление поставки коммунального ресурса ООО «УК Проспект» ввиду наличия со стороны последнего задолженности в размере, превышающем 6 месячных периодов оплаты. В соответствии с Гражданским кодексом в данном случае договор следует считать расторгнутым.
Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
ООО «УК Проспект» на основании договоров осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Ярславле по следующим адресам: ул. Институтская д. 28, ул. Кооперативная д. 19 корп. 2, ул. Собинова д. 27,ул. Кедров ад. 7 корп. 2, ул. Волкова д. 9.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) обязуется в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Оказание коммунальных услуг гражданам производится на основании заключенных типовых договоров управления многоквартирными домами (п. 2.1.7. типового договора управления: Управляющая компания обязуется обеспечить Собственникам и Пользователям помещений предоставление коммунальных услуг, отвечающих параметрам качества, надежности, экологической безопасности в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг).
Между ОАО «ТГК-2» и ООО «УК Проспект» заключен договор №1496 от 25.09.2008г. «Поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде». В соответствии с указанным договором ОАО «ТГК-2» (Поставщик) обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде до точек поставки в объеме, необходимом для горячего водоснабжения здания, а ООО «УК Квартал» (Покупатель) принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию. Точками поставки по договору являются только многоквартирные дома согласно Приложению №5 к договору.
ООО «УК Проспект», не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для нужд жилых домов действует в интересах граждан-жильцов дома.
В материалы дела представлен Акт сверки расчетов (представлен ООО «УК Проспект», со стороны ОАО «ТГК-2» не оформлен, не подписан) задолженность на 20.07.2009 года со стороны ООО «УК Проспект» составляла 695 035,92. Таким образом, обоснованными признаются доводы ОАО «ТГК-2» о наличии у ООО «УК Проспект» задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
ОАО «ТГК-2» письмом №1000-10/6439 от 18.06.2009г. уведомил ООО «УК Проспект» о введении ограничения подачи тепловой энергии с 20.07.2009г.
20.07.2009г. на объектах ООО «УК Проспект» по адресу ул. Институтская д.28, ул. Собинова, д. 27 корп. 2 (многоквартирные жилые дома) было введено ограничение подачи коммунального ресурса.
04.08.2009г. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомление об отказе от исполнения и о расторжении договора теплоснабжения со ссылкой на п. 3 ст. 450, ст. 523, ст. 546 ГК (продублировано 06.08.2009г письмом №1000-10/8103).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом  Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Отношения по оказанию коммунальных услуг гражданам (в том числе по теплоснабжению и снабжению горячей водой) регулируются Правилами поставки коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства №307).
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ООО «УК Проспект» заключил договор №1496 с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в домах, находящихся под управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, ОАО «ТГК-2» при выстраивании отношений с управляющей компанией ООО «УК Проспект» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Правилами №307 в пункте 50, 80 предусмотрен исчерпывающий перечень мер воздействия, которые ресурсоснабжающая организация может применить к недобросовестному потребителю.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил №307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 84 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80, 84 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон и в силу п. 8 Правил №307 обязательны для ресурсоснабжающих организаций.
Ссылка ресурсоснабжающей организации на п. 1 ст. 546 ГК РФ не обоснована в силу того, что абонентом (конечным потребителем ресурса) выступают граждане, Гражданским законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с гражданином.
В отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания утрачивает возможность выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг. Расторжение договора поставки ресурса с исполнителем коммунальных услуг может привести к негативным последствиям для граждан. Кроме того, влечет необходимость заключения нового договора, проведения согласительных процедур по его условиям, затягивание подачи коммунального ресурса, что создает угрозу нарушения прав управляющей компании и граждан.
Действия ОАО «ТГК-2» по одностороннему отказу от исполнения и расторжению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя №1496, могущие привести к ущемлению прав управляющей компании «УК Проспект» и граждан, проживающих в домах, находящихся под управлениям компании, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пп. и п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. ООО «УК Проспект» не заявляло ходатайства о понуждении ОАО «ТГК-2» к заключению договора, кроме того, в соответствии с пояснениями, данными в заседании комиссии, поставка тепла и теплоносителя в горячей воде на объекты ООО «УК Проспект» возобновлена с 05.10.2009г. в связи с началом отопительного сезона.
Исходя из изложенного Ярославское УФАС, констатируя совершение нарушения, не выдает ОАО «ТГК-2» обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

stdClass Object ( [vid] => 7591 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-03/78-09 в отношении ОАО "ТГК-2" по заявлению ООО "УК "Проспект" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7591 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/78-09
22 октября 2008 года                                                                                           г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 05.11.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от ОАО “Территориальная генерирующая компания №2” – <…>,
от ООО «УК Проспект» <…>,
рассмотрев 16 октября 2009 года дело № 03-03/78-09 о нарушении ОАО «ТГК-2» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),      
 
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО «УК Проспект» (вх №4628 от 13 августа 2009г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном расторжении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
ООО «УК Проспект» заключило договор поставки с ОАО «ТГК-2», предметом которого является поставка тепловой энергии и теплоносителя в жилые дома по списку, являющемуся неотъемлемой частью договора. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомлении об одностороннем отказе от исполнения договора и его расторжении. Указанные действия, по мнению Управляющей компании, нарушают действующее законодательство в сфере теплоснабжения, ущемляют её интересы и могут привести к нарушению прав граждан.
Представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласился, пояснил следующее.
ОАО «ТГК-2» произвел приостановление поставки коммунального ресурса ООО «УК Проспект» ввиду наличия со стороны последнего задолженности в размере, превышающем 6 месячных периодов оплаты. В соответствии с Гражданским кодексом в данном случае договор следует считать расторгнутым.
Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
ООО «УК Проспект» на основании договоров осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Ярславле по следующим адресам: ул. Институтская д. 28, ул. Кооперативная д. 19 корп. 2, ул. Собинова д. 27,ул. Кедров ад. 7 корп. 2, ул. Волкова д. 9.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) обязуется в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Оказание коммунальных услуг гражданам производится на основании заключенных типовых договоров управления многоквартирными домами (п. 2.1.7. типового договора управления: Управляющая компания обязуется обеспечить Собственникам и Пользователям помещений предоставление коммунальных услуг, отвечающих параметрам качества, надежности, экологической безопасности в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг).
Между ОАО «ТГК-2» и ООО «УК Проспект» заключен договор №1496 от 25.09.2008г. «Поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде». В соответствии с указанным договором ОАО «ТГК-2» (Поставщик) обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде до точек поставки в объеме, необходимом для горячего водоснабжения здания, а ООО «УК Квартал» (Покупатель) принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию. Точками поставки по договору являются только многоквартирные дома согласно Приложению №5 к договору.
ООО «УК Проспект», не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для нужд жилых домов действует в интересах граждан-жильцов дома.
В материалы дела представлен Акт сверки расчетов (представлен ООО «УК Проспект», со стороны ОАО «ТГК-2» не оформлен, не подписан) задолженность на 20.07.2009 года со стороны ООО «УК Проспект» составляла 695 035,92. Таким образом, обоснованными признаются доводы ОАО «ТГК-2» о наличии у ООО «УК Проспект» задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
ОАО «ТГК-2» письмом №1000-10/6439 от 18.06.2009г. уведомил ООО «УК Проспект» о введении ограничения подачи тепловой энергии с 20.07.2009г.
20.07.2009г. на объектах ООО «УК Проспект» по адресу ул. Институтская д.28, ул. Собинова, д. 27 корп. 2 (многоквартирные жилые дома) было введено ограничение подачи коммунального ресурса.
04.08.2009г. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомление об отказе от исполнения и о расторжении договора теплоснабжения со ссылкой на п. 3 ст. 450, ст. 523, ст. 546 ГК (продублировано 06.08.2009г письмом №1000-10/8103).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом  Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Отношения по оказанию коммунальных услуг гражданам (в том числе по теплоснабжению и снабжению горячей водой) регулируются Правилами поставки коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства №307).
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ООО «УК Проспект» заключил договор №1496 с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в домах, находящихся под управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, ОАО «ТГК-2» при выстраивании отношений с управляющей компанией ООО «УК Проспект» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Правилами №307 в пункте 50, 80 предусмотрен исчерпывающий перечень мер воздействия, которые ресурсоснабжающая организация может применить к недобросовестному потребителю.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил №307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 84 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80, 84 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон и в силу п. 8 Правил №307 обязательны для ресурсоснабжающих организаций.
Ссылка ресурсоснабжающей организации на п. 1 ст. 546 ГК РФ не обоснована в силу того, что абонентом (конечным потребителем ресурса) выступают граждане, Гражданским законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с гражданином.
В отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания утрачивает возможность выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг. Расторжение договора поставки ресурса с исполнителем коммунальных услуг может привести к негативным последствиям для граждан. Кроме того, влечет необходимость заключения нового договора, проведения согласительных процедур по его условиям, затягивание подачи коммунального ресурса, что создает угрозу нарушения прав управляющей компании и граждан.
Действия ОАО «ТГК-2» по одностороннему отказу от исполнения и расторжению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя №1496, могущие привести к ущемлению прав управляющей компании «УК Проспект» и граждан, проживающих в домах, находящихся под управлениям компании, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пп. и п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. ООО «УК Проспект» не заявляло ходатайства о понуждении ОАО «ТГК-2» к заключению договора, кроме того, в соответствии с пояснениями, данными в заседании комиссии, поставка тепла и теплоносителя в горячей воде на объекты ООО «УК Проспект» возобновлена с 05.10.2009г. в связи с началом отопительного сезона.
Исходя из изложенного Ярославское УФАС, констатируя совершение нарушения, не выдает ОАО «ТГК-2» обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/78-09
22 октября 2008 года                                                                                           г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 05.11.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
от ОАО “Территориальная генерирующая компания №2” – <…>,
от ООО «УК Проспект» <…>,
рассмотрев 16 октября 2009 года дело № 03-03/78-09 о нарушении ОАО «ТГК-2» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),      
 
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО «УК Проспект» (вх №4628 от 13 августа 2009г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном расторжении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
ООО «УК Проспект» заключило договор поставки с ОАО «ТГК-2», предметом которого является поставка тепловой энергии и теплоносителя в жилые дома по списку, являющемуся неотъемлемой частью договора. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомлении об одностороннем отказе от исполнения договора и его расторжении. Указанные действия, по мнению Управляющей компании, нарушают действующее законодательство в сфере теплоснабжения, ущемляют её интересы и могут привести к нарушению прав граждан.
Представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласился, пояснил следующее.
ОАО «ТГК-2» произвел приостановление поставки коммунального ресурса ООО «УК Проспект» ввиду наличия со стороны последнего задолженности в размере, превышающем 6 месячных периодов оплаты. В соответствии с Гражданским кодексом в данном случае договор следует считать расторгнутым.
Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
ООО «УК Проспект» на основании договоров осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Ярславле по следующим адресам: ул. Институтская д. 28, ул. Кооперативная д. 19 корп. 2, ул. Собинова д. 27,ул. Кедров ад. 7 корп. 2, ул. Волкова д. 9.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) обязуется в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Оказание коммунальных услуг гражданам производится на основании заключенных типовых договоров управления многоквартирными домами (п. 2.1.7. типового договора управления: Управляющая компания обязуется обеспечить Собственникам и Пользователям помещений предоставление коммунальных услуг, отвечающих параметрам качества, надежности, экологической безопасности в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг).
Между ОАО «ТГК-2» и ООО «УК Проспект» заключен договор №1496 от 25.09.2008г. «Поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде». В соответствии с указанным договором ОАО «ТГК-2» (Поставщик) обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде до точек поставки в объеме, необходимом для горячего водоснабжения здания, а ООО «УК Квартал» (Покупатель) принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию. Точками поставки по договору являются только многоквартирные дома согласно Приложению №5 к договору.
ООО «УК Проспект», не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для нужд жилых домов действует в интересах граждан-жильцов дома.
В материалы дела представлен Акт сверки расчетов (представлен ООО «УК Проспект», со стороны ОАО «ТГК-2» не оформлен, не подписан) задолженность на 20.07.2009 года со стороны ООО «УК Проспект» составляла 695 035,92. Таким образом, обоснованными признаются доводы ОАО «ТГК-2» о наличии у ООО «УК Проспект» задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
ОАО «ТГК-2» письмом №1000-10/6439 от 18.06.2009г. уведомил ООО «УК Проспект» о введении ограничения подачи тепловой энергии с 20.07.2009г.
20.07.2009г. на объектах ООО «УК Проспект» по адресу ул. Институтская д.28, ул. Собинова, д. 27 корп. 2 (многоквартирные жилые дома) было введено ограничение подачи коммунального ресурса.
04.08.2009г. ОАО «ТГК-2» направило в адрес ООО «УК Проспект» уведомление об отказе от исполнения и о расторжении договора теплоснабжения со ссылкой на п. 3 ст. 450, ст. 523, ст. 546 ГК (продублировано 06.08.2009г письмом №1000-10/8103).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом  Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства №307от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее также Правила, Правила №307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Отношения по оказанию коммунальных услуг гражданам (в том числе по теплоснабжению и снабжению горячей водой) регулируются Правилами поставки коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства №307).
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ООО «УК Проспект» заключил договор №1496 с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в домах, находящихся под управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, ОАО «ТГК-2» при выстраивании отношений с управляющей компанией ООО «УК Проспект» должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Правилами №307 в пункте 50, 80 предусмотрен исчерпывающий перечень мер воздействия, которые ресурсоснабжающая организация может применить к недобросовестному потребителю.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае неполной оплаты конечным потребителем-гражданином урегулированы подпунктом а пункта 80 Правил №307, из которого следует, что ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 84 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора.
В данном случае условия обеспечения граждан коммунальным ресурсом не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунального ресурса. Законодательные положения п. 50, 80, 84 Правил является императивными, не могут быть изменены соглашением сторон и в силу п. 8 Правил №307 обязательны для ресурсоснабжающих организаций.
Ссылка ресурсоснабжающей организации на п. 1 ст. 546 ГК РФ не обоснована в силу того, что абонентом (конечным потребителем ресурса) выступают граждане, Гражданским законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с гражданином.
В отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания утрачивает возможность выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг. Расторжение договора поставки ресурса с исполнителем коммунальных услуг может привести к негативным последствиям для граждан. Кроме того, влечет необходимость заключения нового договора, проведения согласительных процедур по его условиям, затягивание подачи коммунального ресурса, что создает угрозу нарушения прав управляющей компании и граждан.
Действия ОАО «ТГК-2» по одностороннему отказу от исполнения и расторжению договора поставки тепловой энергии и теплоносителя №1496, могущие привести к ущемлению прав управляющей компании «УК Проспект» и граждан, проживающих в домах, находящихся под управлениям компании, образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пп. и п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. ООО «УК Проспект» не заявляло ходатайства о понуждении ОАО «ТГК-2» к заключению договора, кроме того, в соответствии с пояснениями, данными в заседании комиссии, поставка тепла и теплоносителя в горячей воде на объекты ООО «УК Проспект» возобновлена с 05.10.2009г. в связи с началом отопительного сезона.
Исходя из изложенного Ярославское УФАС, констатируя совершение нарушения, не выдает ОАО «ТГК-2» обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )