Решение и предписание по делу № 03-03/18-10 в отношении ОАО "МРСК Центра" по заявлению физического лица

Дата публикации: 8 октября 2010, 13:53

Решение
по делу № 03-03/18-10
 
    
24 сентября 2010 года                                                                      г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
                                                                                                                                                        
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление гр-на <К.> (вх. № 6456 от 09 ноября 2009 года) о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявитель указал, что он обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств 15 кВт (строящегося дачного дома), расположенных по адресу: Ярославская область, Пошехонский р-н, Вощиковский с/о, д.Ляча. <К.>  были выданы технические условия, в соответствии с которыми он за свой счет обязан был заказать проект сетей внешнего и внутреннего электроснабжения объекта (дачного дома), приобрести трансформаторную подстанцию, а также произвести все монтажные работы по ее установке. После проведения всех работ был заключен договор  снабжения электрической энергией с ОАО «Ярославская сбытовая компания» . По условиям этого договора, <К.> обязан еще дополнительно оплачивать потери электроэнергии, а также обслуживание оборудования внешнего электроснабжения. <К.>  предложено было передать трансформаторную подстанцию (безвозмездно) на баланс сетевой организации, тогда не придется платить за обслуживание оборудования.
При рассмотрении дела <К.> пояснил, что он согласился на строительство трансформаторной подстанции за свой счет вынужденно (т.к. в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не было технической возможности технологического присоединения), чтобы не затягивать надолго процесс технологического присоединения, поэтому в дополнение к поданной заявке на технологическое присоединение написал заявление о строительстве трансформаторной подстанции за свой счет.
Понесенные материальные затраты составили уже около 160 тысяч рублей на строительство и установку трансформаторной подстанции, а также затраты в дальнейшем на ее обслуживание ущемляют интересы <К.> . Он готов возмездно передать трансформаторную подстанцию сетевой организации, чтобы не нести расходы по ее обслуживанию и по оплате потерь электроэнергии.
 
 
Представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» свою вину во вменяемом нарушении не признали и пояснили следующее.
<К.>  обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица (строящегося дачного дома, расположенного в районе д. Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт. Одновременно с ним с аналогичной заявкой обратился <К.> . После подачи заявок <К.> и <К.1>  написали заявление с просьбой разрешить им выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа за свой счет. Данное заявление в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» расценили, как корректировку поданной заявки на техприсоединение, и поэтому пункт о строительстве трансформаторной подстанции был включен в технические условия <К.1>. Если бы такого заявления не было, то предприятие построило бы трансформаторную подстанцию за свой счет до границы земельного участка <К.>. Пояснить, почему за технологическое присоединение с <К.> и <К.1>   взяли плату в размере 550 рублей как за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, а не по тарифу с учетом увеличенной мощности за счет строительства трансформаторной подстанции, представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не смогли.
 
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
 
<К.> как физическое лицо обратился с заявкой на технологическое присоединение энергопринимвющих устройств (строящегося дачного дома, расположенного в районе д.Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт 15 мая 2008 года (заявка № 63), с такой же заявкой обратился и <К.1> (заявка №64 от 15 мая 2008 года).
В материалах дела имеется заявление, подписанное <К.> и <К.1>    (без даты и отметок о его регистрации), в котором указано: «Для электроснабжения строительных площадок жилых домов, расположенных в д.Ляча Пошехонского района, просим разрешить выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа (с перспективой увеличения мощности на жилые дома) за свой счет».
<К.>  не отрицает, что заявление было подано одновременно с заявкой, однако, написано это заявление не по собственному желанию, а потому, чтобы ускорить процесс технологического присоединения.
 
27 мая 2008 года с <К.>  был заключен договор № 151 об осуществлении технологического присоединения.
        Предметом договора согласно п.1.1.2 является подключение объекта (дачного дома, а первоначально стройплощадки) в точке присоединения, определенной техническим условиями, в пределах максимальной мощности энергопринимающих устройств стройплощадка – 6 кВт, дачный дом – 15 кВт по 3-й категории надежности. В договоре указано, что стоимость услуги по технологическому присоединению в соответствии с постановлением уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов №23 от 20 апреля 2007 года, составляет 550 рублей, (в том числе, НДС 18 % в сумме 83 рубля 90 копеек)
В технических условиях  (приложение к договору № 151 от 27 мая 2008 года) указана максимальная мощность энергопринимающих устройств: 1 очередь - 6 кВт (стройплощадка), 2 очередь- 15 кВт (дачный дом). Произвести строительство трансформаторной подстанции ТП-10/0,4 кВ. Присоединение ТП-10/0,4 кВ осуществить отпайкой ВЛ-10 кВ на ж/б опорах от ВЛ-10кВ №2 РП -10кВ «Кремнево» ПС 220/35/10кВ «Пошехонье».
 
Аналогичный договор о технологическом присоединении №150 от 27 мая 2008 года был заключен с <К.1> (технические условия к договору идентичные техническим условиям, выданным <К.> Актом об оказании услуг по выполнению мероприятий по технологическому присоединению подтверждается, что услуги по технологическому присоединению по договору №150 стоят 550 рублей (в том числе, НДС в размере 83 рубля 90 копеек)
 
Во исполнение выданных технических условий <К.>  купил трансформатор ТМП40/10/04 стоимостью 91000 рублей, трансформаторную подстанцию КТПН 40/10 стоимостью 68125 рублей 20 копеек, произвел силами ООО «Энергопроектмонтаж» г.Рыбинск и за свой счет установку КТП, внешних и внутренних электрических сетей.
Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) подтвержден соглашением от 01 сентября 2009 года между <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» (Рыбинского филиала (ОАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго»). Согласно Приложения №1 к Соглашению (Акт об осуществлении технологического присоединения №1 от 27 октября 2009 года) присоединенная мощность энергопринимающего устройства-40кВА, максимальная мощность- 30 кВт (в том числе, <К1> - 15 кВт).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27октября 2009 года между ОАО «МРСК-Центра» и <К.> присоединенная мощность составляет 40 кВА, максимальная мощность-30 кВт (в том числе, <К.1>.-15 кВт). Граница балансовой принадлежности сетей <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» проходит на контактном соединении ВЛ-10кВ, ф.2 РП-10кВ «Кремнево» с ВЛ-10 кВ заявителя на опоре №180 , а прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…».
После осуществления технологического присоединения <К.> заключил договор снабжения электрической энергии  №6101 от 01 октября 2009 года с Рыбинским отделением ОАО «ЯСК».  Как следует из договора (Приложение № 4), оплата электроэнергии производится по тарифу сельского населения, потери в ЛЭП и трансформаторе составляют  1750 кВт/год, максимальная мощность энегопринимающих устройств 30 кВт. В настоящее время энергопринимающее устройство находится в собственности <К.> .
ОАО «Ярославская сбытовая компания» правомерно включила в договор снабжения электрической энергии №6101 от 01 октября 2009 года с <К.>  оплату потерь в ЛЭП и трансформаторах. Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27 октября 2009 года прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…», т.е. не на границе балансовой принадлежности, потери в сети оплачивает собственник сетей.
В соответствии с пунктом 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530: «В случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии».
 
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
Действия ОАО «МРСК-Центра»– «Ярэнерго», выразившиеся в неправомерном включении в Технические условия требований, обязывающих Заявителя за свой счет произвести строительство и установку энергопринимающего устройства (трансформаторной подстанции), уже привели к материальным затратам со стороны Заявителя и в дальнейшем обязывают Заявителя нести материальные затраты на обслуживание энергоустановки, что ущемляет интересы Заявителя. Данные действия ОАО «МРСК-Центра» содержат состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
В рассматриваемом случае фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств, присоединенной мощностью более 15кВт.
Представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ярославской области подтвердил, что при присоединении энергопринимающего устройства КТП-40 кВа «…» присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя - в данном случае составляет 40кВА.
 
         В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих стевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в редакции Постановления правительства РФ от 21 марта 2007 года № 168, далее – Правила): «Размер платы за технологическое присоединение устанавливается  уполномоченным органом в области государственного регулирования». Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью до 15кВт установлена в размере 550 рублей (включая НДС).
Поскольку фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью не 15кВт, а 40 кВт, то порядок технологического присоединения и расчета размера платы установлен иной.
В соответствии с пунктом 30 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
ОАО «МРСК-Центра» для расчета тарифа по индивидуальному проекту в Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не обращалось, а плата в размере 550 рублей не соответствует фактическому технологическому присоединению.
Таким образом, взимание ОАО «МРСК-Центра» платы за технологическое присоединение с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования образуют правонарушение, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
решила:
 
1. Признать Открытое акционерное общество «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать хозяйствующему субъекту Открытому акционерному обществу «МРСК-Центра» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
 
 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 
 
П Р Е Д П И С А Н И Е
 
по делу № 03-03/18-10
 
24 сентября 2010 года                                                                г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 2 сентября 2010 г. по делу № 03-03/18-10 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
п р е д п и с ы в а е т:
 
Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» перечислить в федеральный бюджет доход, в размере 932 руб. (девятьсот тридцать два рубля) 20 коп., как полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Указанная сумма должна быть перечислена в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
 
 Предписание исполнить в срок до 25 ноября 2010 года.
О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган до 30 ноября 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7698 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 03-03/18-10 в отношении ОАО "МРСК Центра" по заявлению физического лица [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7698 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение
по делу № 03-03/18-10
 
    
24 сентября 2010 года                                                                      г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
                                                                                                                                                        
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление гр-на <К.> (вх. № 6456 от 09 ноября 2009 года) о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявитель указал, что он обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств 15 кВт (строящегося дачного дома), расположенных по адресу: Ярославская область, Пошехонский р-н, Вощиковский с/о, д.Ляча. <К.>  были выданы технические условия, в соответствии с которыми он за свой счет обязан был заказать проект сетей внешнего и внутреннего электроснабжения объекта (дачного дома), приобрести трансформаторную подстанцию, а также произвести все монтажные работы по ее установке. После проведения всех работ был заключен договор  снабжения электрической энергией с ОАО «Ярославская сбытовая компания» . По условиям этого договора, <К.> обязан еще дополнительно оплачивать потери электроэнергии, а также обслуживание оборудования внешнего электроснабжения. <К.>  предложено было передать трансформаторную подстанцию (безвозмездно) на баланс сетевой организации, тогда не придется платить за обслуживание оборудования.
При рассмотрении дела <К.> пояснил, что он согласился на строительство трансформаторной подстанции за свой счет вынужденно (т.к. в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не было технической возможности технологического присоединения), чтобы не затягивать надолго процесс технологического присоединения, поэтому в дополнение к поданной заявке на технологическое присоединение написал заявление о строительстве трансформаторной подстанции за свой счет.
Понесенные материальные затраты составили уже около 160 тысяч рублей на строительство и установку трансформаторной подстанции, а также затраты в дальнейшем на ее обслуживание ущемляют интересы <К.> . Он готов возмездно передать трансформаторную подстанцию сетевой организации, чтобы не нести расходы по ее обслуживанию и по оплате потерь электроэнергии.
 
 
Представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» свою вину во вменяемом нарушении не признали и пояснили следующее.
<К.>  обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица (строящегося дачного дома, расположенного в районе д. Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт. Одновременно с ним с аналогичной заявкой обратился <К.> . После подачи заявок <К.> и <К.1>  написали заявление с просьбой разрешить им выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа за свой счет. Данное заявление в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» расценили, как корректировку поданной заявки на техприсоединение, и поэтому пункт о строительстве трансформаторной подстанции был включен в технические условия <К.1>. Если бы такого заявления не было, то предприятие построило бы трансформаторную подстанцию за свой счет до границы земельного участка <К.>. Пояснить, почему за технологическое присоединение с <К.> и <К.1>   взяли плату в размере 550 рублей как за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, а не по тарифу с учетом увеличенной мощности за счет строительства трансформаторной подстанции, представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не смогли.
 
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
 
<К.> как физическое лицо обратился с заявкой на технологическое присоединение энергопринимвющих устройств (строящегося дачного дома, расположенного в районе д.Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт 15 мая 2008 года (заявка № 63), с такой же заявкой обратился и <К.1> (заявка №64 от 15 мая 2008 года).
В материалах дела имеется заявление, подписанное <К.> и <К.1>    (без даты и отметок о его регистрации), в котором указано: «Для электроснабжения строительных площадок жилых домов, расположенных в д.Ляча Пошехонского района, просим разрешить выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа (с перспективой увеличения мощности на жилые дома) за свой счет».
<К.>  не отрицает, что заявление было подано одновременно с заявкой, однако, написано это заявление не по собственному желанию, а потому, чтобы ускорить процесс технологического присоединения.
 
27 мая 2008 года с <К.>  был заключен договор № 151 об осуществлении технологического присоединения.
        Предметом договора согласно п.1.1.2 является подключение объекта (дачного дома, а первоначально стройплощадки) в точке присоединения, определенной техническим условиями, в пределах максимальной мощности энергопринимающих устройств стройплощадка – 6 кВт, дачный дом – 15 кВт по 3-й категории надежности. В договоре указано, что стоимость услуги по технологическому присоединению в соответствии с постановлением уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов №23 от 20 апреля 2007 года, составляет 550 рублей, (в том числе, НДС 18 % в сумме 83 рубля 90 копеек)
В технических условиях  (приложение к договору № 151 от 27 мая 2008 года) указана максимальная мощность энергопринимающих устройств: 1 очередь - 6 кВт (стройплощадка), 2 очередь- 15 кВт (дачный дом). Произвести строительство трансформаторной подстанции ТП-10/0,4 кВ. Присоединение ТП-10/0,4 кВ осуществить отпайкой ВЛ-10 кВ на ж/б опорах от ВЛ-10кВ №2 РП -10кВ «Кремнево» ПС 220/35/10кВ «Пошехонье».
 
Аналогичный договор о технологическом присоединении №150 от 27 мая 2008 года был заключен с <К.1> (технические условия к договору идентичные техническим условиям, выданным <К.> Актом об оказании услуг по выполнению мероприятий по технологическому присоединению подтверждается, что услуги по технологическому присоединению по договору №150 стоят 550 рублей (в том числе, НДС в размере 83 рубля 90 копеек)
 
Во исполнение выданных технических условий <К.>  купил трансформатор ТМП40/10/04 стоимостью 91000 рублей, трансформаторную подстанцию КТПН 40/10 стоимостью 68125 рублей 20 копеек, произвел силами ООО «Энергопроектмонтаж» г.Рыбинск и за свой счет установку КТП, внешних и внутренних электрических сетей.
Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) подтвержден соглашением от 01 сентября 2009 года между <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» (Рыбинского филиала (ОАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго»). Согласно Приложения №1 к Соглашению (Акт об осуществлении технологического присоединения №1 от 27 октября 2009 года) присоединенная мощность энергопринимающего устройства-40кВА, максимальная мощность- 30 кВт (в том числе, <К1> - 15 кВт).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27октября 2009 года между ОАО «МРСК-Центра» и <К.> присоединенная мощность составляет 40 кВА, максимальная мощность-30 кВт (в том числе, <К.1>.-15 кВт). Граница балансовой принадлежности сетей <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» проходит на контактном соединении ВЛ-10кВ, ф.2 РП-10кВ «Кремнево» с ВЛ-10 кВ заявителя на опоре №180 , а прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…».
После осуществления технологического присоединения <К.> заключил договор снабжения электрической энергии  №6101 от 01 октября 2009 года с Рыбинским отделением ОАО «ЯСК».  Как следует из договора (Приложение № 4), оплата электроэнергии производится по тарифу сельского населения, потери в ЛЭП и трансформаторе составляют  1750 кВт/год, максимальная мощность энегопринимающих устройств 30 кВт. В настоящее время энергопринимающее устройство находится в собственности <К.> .
ОАО «Ярославская сбытовая компания» правомерно включила в договор снабжения электрической энергии №6101 от 01 октября 2009 года с <К.>  оплату потерь в ЛЭП и трансформаторах. Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27 октября 2009 года прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…», т.е. не на границе балансовой принадлежности, потери в сети оплачивает собственник сетей.
В соответствии с пунктом 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530: «В случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии».
 
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
Действия ОАО «МРСК-Центра»– «Ярэнерго», выразившиеся в неправомерном включении в Технические условия требований, обязывающих Заявителя за свой счет произвести строительство и установку энергопринимающего устройства (трансформаторной подстанции), уже привели к материальным затратам со стороны Заявителя и в дальнейшем обязывают Заявителя нести материальные затраты на обслуживание энергоустановки, что ущемляет интересы Заявителя. Данные действия ОАО «МРСК-Центра» содержат состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
В рассматриваемом случае фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств, присоединенной мощностью более 15кВт.
Представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ярославской области подтвердил, что при присоединении энергопринимающего устройства КТП-40 кВа «…» присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя - в данном случае составляет 40кВА.
 
         В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих стевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в редакции Постановления правительства РФ от 21 марта 2007 года № 168, далее – Правила): «Размер платы за технологическое присоединение устанавливается  уполномоченным органом в области государственного регулирования». Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью до 15кВт установлена в размере 550 рублей (включая НДС).
Поскольку фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью не 15кВт, а 40 кВт, то порядок технологического присоединения и расчета размера платы установлен иной.
В соответствии с пунктом 30 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
ОАО «МРСК-Центра» для расчета тарифа по индивидуальному проекту в Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не обращалось, а плата в размере 550 рублей не соответствует фактическому технологическому присоединению.
Таким образом, взимание ОАО «МРСК-Центра» платы за технологическое присоединение с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования образуют правонарушение, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
решила:
 
1. Признать Открытое акционерное общество «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать хозяйствующему субъекту Открытому акционерному обществу «МРСК-Центра» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
 
 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 
 
П Р Е Д П И С А Н И Е
 
по делу № 03-03/18-10
 
24 сентября 2010 года                                                                г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 2 сентября 2010 г. по делу № 03-03/18-10 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
п р е д п и с ы в а е т:
 
Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» перечислить в федеральный бюджет доход, в размере 932 руб. (девятьсот тридцать два рубля) 20 коп., как полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Указанная сумма должна быть перечислена в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
 
 Предписание исполнить в срок до 25 ноября 2010 года.
О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган до 30 ноября 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение
по делу № 03-03/18-10
 
    
24 сентября 2010 года                                                                      г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
                                                                                                                                                        
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление гр-на <К.> (вх. № 6456 от 09 ноября 2009 года) о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявитель указал, что он обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств 15 кВт (строящегося дачного дома), расположенных по адресу: Ярославская область, Пошехонский р-н, Вощиковский с/о, д.Ляча. <К.>  были выданы технические условия, в соответствии с которыми он за свой счет обязан был заказать проект сетей внешнего и внутреннего электроснабжения объекта (дачного дома), приобрести трансформаторную подстанцию, а также произвести все монтажные работы по ее установке. После проведения всех работ был заключен договор  снабжения электрической энергией с ОАО «Ярославская сбытовая компания» . По условиям этого договора, <К.> обязан еще дополнительно оплачивать потери электроэнергии, а также обслуживание оборудования внешнего электроснабжения. <К.>  предложено было передать трансформаторную подстанцию (безвозмездно) на баланс сетевой организации, тогда не придется платить за обслуживание оборудования.
При рассмотрении дела <К.> пояснил, что он согласился на строительство трансформаторной подстанции за свой счет вынужденно (т.к. в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не было технической возможности технологического присоединения), чтобы не затягивать надолго процесс технологического присоединения, поэтому в дополнение к поданной заявке на технологическое присоединение написал заявление о строительстве трансформаторной подстанции за свой счет.
Понесенные материальные затраты составили уже около 160 тысяч рублей на строительство и установку трансформаторной подстанции, а также затраты в дальнейшем на ее обслуживание ущемляют интересы <К.> . Он готов возмездно передать трансформаторную подстанцию сетевой организации, чтобы не нести расходы по ее обслуживанию и по оплате потерь электроэнергии.
 
 
Представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» свою вину во вменяемом нарушении не признали и пояснили следующее.
<К.>  обратился в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица (строящегося дачного дома, расположенного в районе д. Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт. Одновременно с ним с аналогичной заявкой обратился <К.> . После подачи заявок <К.> и <К.1>  написали заявление с просьбой разрешить им выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа за свой счет. Данное заявление в ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» расценили, как корректировку поданной заявки на техприсоединение, и поэтому пункт о строительстве трансформаторной подстанции был включен в технические условия <К.1>. Если бы такого заявления не было, то предприятие построило бы трансформаторную подстанцию за свой счет до границы земельного участка <К.>. Пояснить, почему за технологическое присоединение с <К.> и <К.1>   взяли плату в размере 550 рублей как за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, а не по тарифу с учетом увеличенной мощности за счет строительства трансформаторной подстанции, представители ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» не смогли.
 
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
 
<К.> как физическое лицо обратился с заявкой на технологическое присоединение энергопринимвющих устройств (строящегося дачного дома, расположенного в районе д.Ляча Пошехонского района) максимальной мощностью 15 кВт 15 мая 2008 года (заявка № 63), с такой же заявкой обратился и <К.1> (заявка №64 от 15 мая 2008 года).
В материалах дела имеется заявление, подписанное <К.> и <К.1>    (без даты и отметок о его регистрации), в котором указано: «Для электроснабжения строительных площадок жилых домов, расположенных в д.Ляча Пошехонского района, просим разрешить выполнить работы по строительству ЛЭП-10 кВ, ЛЭП-0,38 кВ и установке трансформаторной подстанцииТП-10/0,4 кВ мощностью 63 кВа (с перспективой увеличения мощности на жилые дома) за свой счет».
<К.>  не отрицает, что заявление было подано одновременно с заявкой, однако, написано это заявление не по собственному желанию, а потому, чтобы ускорить процесс технологического присоединения.
 
27 мая 2008 года с <К.>  был заключен договор № 151 об осуществлении технологического присоединения.
        Предметом договора согласно п.1.1.2 является подключение объекта (дачного дома, а первоначально стройплощадки) в точке присоединения, определенной техническим условиями, в пределах максимальной мощности энергопринимающих устройств стройплощадка – 6 кВт, дачный дом – 15 кВт по 3-й категории надежности. В договоре указано, что стоимость услуги по технологическому присоединению в соответствии с постановлением уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов №23 от 20 апреля 2007 года, составляет 550 рублей, (в том числе, НДС 18 % в сумме 83 рубля 90 копеек)
В технических условиях  (приложение к договору № 151 от 27 мая 2008 года) указана максимальная мощность энергопринимающих устройств: 1 очередь - 6 кВт (стройплощадка), 2 очередь- 15 кВт (дачный дом). Произвести строительство трансформаторной подстанции ТП-10/0,4 кВ. Присоединение ТП-10/0,4 кВ осуществить отпайкой ВЛ-10 кВ на ж/б опорах от ВЛ-10кВ №2 РП -10кВ «Кремнево» ПС 220/35/10кВ «Пошехонье».
 
Аналогичный договор о технологическом присоединении №150 от 27 мая 2008 года был заключен с <К.1> (технические условия к договору идентичные техническим условиям, выданным <К.> Актом об оказании услуг по выполнению мероприятий по технологическому присоединению подтверждается, что услуги по технологическому присоединению по договору №150 стоят 550 рублей (в том числе, НДС в размере 83 рубля 90 копеек)
 
Во исполнение выданных технических условий <К.>  купил трансформатор ТМП40/10/04 стоимостью 91000 рублей, трансформаторную подстанцию КТПН 40/10 стоимостью 68125 рублей 20 копеек, произвел силами ООО «Энергопроектмонтаж» г.Рыбинск и за свой счет установку КТП, внешних и внутренних электрических сетей.
Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) подтвержден соглашением от 01 сентября 2009 года между <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» (Рыбинского филиала (ОАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго»). Согласно Приложения №1 к Соглашению (Акт об осуществлении технологического присоединения №1 от 27 октября 2009 года) присоединенная мощность энергопринимающего устройства-40кВА, максимальная мощность- 30 кВт (в том числе, <К1> - 15 кВт).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27октября 2009 года между ОАО «МРСК-Центра» и <К.> присоединенная мощность составляет 40 кВА, максимальная мощность-30 кВт (в том числе, <К.1>.-15 кВт). Граница балансовой принадлежности сетей <К.>  и ОАО «МРСК-Центра» проходит на контактном соединении ВЛ-10кВ, ф.2 РП-10кВ «Кремнево» с ВЛ-10 кВ заявителя на опоре №180 , а прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…».
После осуществления технологического присоединения <К.> заключил договор снабжения электрической энергии  №6101 от 01 октября 2009 года с Рыбинским отделением ОАО «ЯСК».  Как следует из договора (Приложение № 4), оплата электроэнергии производится по тарифу сельского населения, потери в ЛЭП и трансформаторе составляют  1750 кВт/год, максимальная мощность энегопринимающих устройств 30 кВт. В настоящее время энергопринимающее устройство находится в собственности <К.> .
ОАО «Ярославская сбытовая компания» правомерно включила в договор снабжения электрической энергии №6101 от 01 октября 2009 года с <К.>  оплату потерь в ЛЭП и трансформаторах. Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 27 октября 2009 года прибор учета Меркурий 230АRT-02 CLN №02539848 установлен на КТП-40 кВА «…», т.е. не на границе балансовой принадлежности, потери в сети оплачивает собственник сетей.
В соответствии с пунктом 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530: «В случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии».
 
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
Действия ОАО «МРСК-Центра»– «Ярэнерго», выразившиеся в неправомерном включении в Технические условия требований, обязывающих Заявителя за свой счет произвести строительство и установку энергопринимающего устройства (трансформаторной подстанции), уже привели к материальным затратам со стороны Заявителя и в дальнейшем обязывают Заявителя нести материальные затраты на обслуживание энергоустановки, что ущемляет интересы Заявителя. Данные действия ОАО «МРСК-Центра» содержат состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
В рассматриваемом случае фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств, присоединенной мощностью более 15кВт.
Представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ярославской области подтвердил, что при присоединении энергопринимающего устройства КТП-40 кВа «…» присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя - в данном случае составляет 40кВА.
 
         В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих стевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в редакции Постановления правительства РФ от 21 марта 2007 года № 168, далее – Правила): «Размер платы за технологическое присоединение устанавливается  уполномоченным органом в области государственного регулирования». Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью до 15кВт установлена в размере 550 рублей (включая НДС).
Поскольку фактически осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств присоединенной мощностью не 15кВт, а 40 кВт, то порядок технологического присоединения и расчета размера платы установлен иной.
В соответствии с пунктом 30 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
ОАО «МРСК-Центра» для расчета тарифа по индивидуальному проекту в Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не обращалось, а плата в размере 550 рублей не соответствует фактическому технологическому присоединению.
Таким образом, взимание ОАО «МРСК-Центра» платы за технологическое присоединение с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования образуют правонарушение, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
решила:
 
1. Признать Открытое акционерное общество «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
2. Выдать хозяйствующему субъекту Открытому акционерному обществу «МРСК-Центра» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
 
 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 
П Р Е Д П И С А Н И Е

 
по делу № 03-03/18-10
 
24 сентября 2010 года                                                                г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2010 года)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/18-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 2 сентября 2010 г. по делу № 03-03/18-10 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
п р е д п и с ы в а е т:
 
Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» перечислить в федеральный бюджет доход, в размере 932 руб. (девятьсот тридцать два рубля) 20 коп., как полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Указанная сумма должна быть перечислена в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
 
 Предписание исполнить в срок до 25 ноября 2010 года.
О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган до 30 ноября 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-08 09:53:02 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-08 09:53:02 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )