Решение
по делу № 03-03/113-10
г. Ярославль
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/113-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А., с участием: от Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра») – <…>, заявитель – не явился, от Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – представитель не явился; от ФГУ «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации» - представитель не явился; от ООО «Фирма ИНКОТЕКС» - представитель не явился.
рассмотрев на заседании 05.04.2011 дело № 03-03/113-10 о нарушении ОАО «МРСК-Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель) о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, выразившимся в неправомерном требовании со стороны сетевой организации заключения договора, предметом которого являются действия по проведению проверки средств учета на объекте Заявителя (жилого дома по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково (договор технологического присоединения № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009)).
Ярославское УФАС России установила наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в выставлении ОАО «МРСК-Центра» заявителю технических условий (Приложение № 2 к Договору № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009) неправомерных требований об установке прибора учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета).
Представитель ОАО «МРСК-Центра» не согласился с вменяемым нарушением, обосновывает свою позицию о правомерности указания в технических условиях требований к прибору учета (п.4.1) нормами Свода правил по Проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, рекомендованного к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003г. № 194.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
ОАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в Ярославской области.
Согласно статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии. Следовательно ОАО «МРСК-Центра» - субъект естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Ярославской области.
Между гр. Волковым Д.А. и ОАО «МРСК Центра» заключен Договор № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения (Далее – Договор).
Согласно, п. 1.1 Договора, в целях обеспечения электроснабжения Объекта заявителя (строительной площадки жилого дома), расположенной по адресу Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково, Исполнитель (ОАО «МРСК Центра») руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 21.03.2007 № 168), оказывает следующие услуги:
- Разработку технических условий присоединения электрических сетей заявителя к электрическим сетям исполнителя (далее – Технические условия);
- Подключение Объекта в точке присоединения .. (далее по тексту)
- Проведение работ, по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с заявителем.
Заявитель, со своей стороны обеспечивает своевременную оплату услуг Исполнителю, проведение работ по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с Исполнителем.
Договор содержит технические условия (Приложение № 2 к Договору).
Согласно п. 4.1 Технических условий гр. Волкову Д.А. для организации учета предписывалось установить трехфазный электронный микропроцессорный счетчик электрической энергии со следующими параметрами:
- номинальный ток до 100А;
- номинальное напряжение 380В;
- класс точности 0,5/1,0;
- межповерочный интервал 8 лет;
- профиль хранения мощности глубиной не менее 35 суток;
- дополнительные требования – многофункциональные, многотарифные, учет активно реактивной энергии, наличие оптопорта, интерфейс RS485, однонаправленный, наличие электронной пломбы, диапазон рабочих температур от -40 до +55oС.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14* Правил, должны быть указаны, в том числе, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования к расчетным счетчикам установлены «Правилами устройства электроустановок» утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ).
Пунктами 1.5.13-1.5.15 ПУЭ установленный следующие требования к расчетным счетчикам:
- Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет;
- Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков;
- Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии в быту – 2,0.
В соответствии с п. 141 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Комиссией установлено, что гр. Волкова Д.А., во исполнение п. 4.1 Технических условий установил прибор учета «Меркурий 230 ART-01 CLN» № 04468411 (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» между ОАО «МРСК-Центра» и гр. Волковым Д.А. от 20 января 2009). Указанный прибор учета приобретен заявителем по цене 4850 рублей (товарный чек № 3750, предприниматель Кононова А.В.).
Стоимость прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета электрической энергии, потребленной заявителем по Объекту Договора) – «Меркурий» 230 AM-01 составляет 1620 рублей (согласно прайс-листу ООО «Инкотекс-СК» (письмо вх. № 1364 от 24.02.2011).
С учетом вышеуказанных норм Ярославское УФАС России полагает, что у ОАО «МРСК-Центра» отсутствовали правовые основания для включения в Технические условия по Договору условий пункта 4.1, в части обязания гр. Волкова Д.А. установить прибор учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета). Вышеуказанные действия ОАО «МРСК-Центра» ущемляют интересы заявителя и являются нарушением части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ввиду осуществления технологического присоединения объекта гр. Волкова Д.А. к сетям ОАО «МРСК-Центра» с установкой и последующем использованием приобретенного заявителем прибора учета, Комиссия считает возможным предписание ОАО «МРСК-Центра» не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
Д.А. Плетнев
* физических лиц осуществляющих технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику
stdClass Object
(
[vid] => 7754
[uid] => 1
[title] => Решение по делу № 03-03/113-10 в отношении ОАО "МРСК Центра" по заявлению физического лица
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7754
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320638219
[changed] => 1370523479
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523479
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение
по делу № 03-03/113-10
г. Ярославль
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/113-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А., с участием: от Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра») – <…>, заявитель – не явился, от Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – представитель не явился; от ФГУ «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации» - представитель не явился; от ООО «Фирма ИНКОТЕКС» - представитель не явился.
рассмотрев на заседании 05.04.2011 дело № 03-03/113-10 о нарушении ОАО «МРСК-Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель) о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, выразившимся в неправомерном требовании со стороны сетевой организации заключения договора, предметом которого являются действия по проведению проверки средств учета на объекте Заявителя (жилого дома по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково (договор технологического присоединения № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009)).
Ярославское УФАС России установила наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в выставлении ОАО «МРСК-Центра» заявителю технических условий (Приложение № 2 к Договору № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009) неправомерных требований об установке прибора учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета).
Представитель ОАО «МРСК-Центра» не согласился с вменяемым нарушением, обосновывает свою позицию о правомерности указания в технических условиях требований к прибору учета (п.4.1) нормами Свода правил по Проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, рекомендованного к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003г. № 194.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
ОАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в Ярославской области.
Согласно статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии. Следовательно ОАО «МРСК-Центра» - субъект естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Ярославской области.
Между гр. Волковым Д.А. и ОАО «МРСК Центра» заключен Договор № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения (Далее – Договор).
Согласно, п. 1.1 Договора, в целях обеспечения электроснабжения Объекта заявителя (строительной площадки жилого дома), расположенной по адресу Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково, Исполнитель (ОАО «МРСК Центра») руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 21.03.2007 № 168), оказывает следующие услуги:
- Разработку технических условий присоединения электрических сетей заявителя к электрическим сетям исполнителя (далее – Технические условия);
- Подключение Объекта в точке присоединения .. (далее по тексту)
- Проведение работ, по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с заявителем.
Заявитель, со своей стороны обеспечивает своевременную оплату услуг Исполнителю, проведение работ по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с Исполнителем.
Договор содержит технические условия (Приложение № 2 к Договору).
Согласно п. 4.1 Технических условий гр. Волкову Д.А. для организации учета предписывалось установить трехфазный электронный микропроцессорный счетчик электрической энергии со следующими параметрами:
- номинальный ток до 100А;
- номинальное напряжение 380В;
- класс точности 0,5/1,0;
- межповерочный интервал 8 лет;
- профиль хранения мощности глубиной не менее 35 суток;
- дополнительные требования – многофункциональные, многотарифные, учет активно реактивной энергии, наличие оптопорта, интерфейс RS485, однонаправленный, наличие электронной пломбы, диапазон рабочих температур от -40 до +55oС.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14* Правил, должны быть указаны, в том числе, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования к расчетным счетчикам установлены «Правилами устройства электроустановок» утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ).
Пунктами 1.5.13-1.5.15 ПУЭ установленный следующие требования к расчетным счетчикам:
- Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет;
- Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков;
- Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии в быту – 2,0.
В соответствии с п. 141 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Комиссией установлено, что гр. Волкова Д.А., во исполнение п. 4.1 Технических условий установил прибор учета «Меркурий 230 ART-01 CLN» № 04468411 (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» между ОАО «МРСК-Центра» и гр. Волковым Д.А. от 20 января 2009). Указанный прибор учета приобретен заявителем по цене 4850 рублей (товарный чек № 3750, предприниматель Кононова А.В.).
Стоимость прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета электрической энергии, потребленной заявителем по Объекту Договора) – «Меркурий» 230 AM-01 составляет 1620 рублей (согласно прайс-листу ООО «Инкотекс-СК» (письмо вх. № 1364 от 24.02.2011).
С учетом вышеуказанных норм Ярославское УФАС России полагает, что у ОАО «МРСК-Центра» отсутствовали правовые основания для включения в Технические условия по Договору условий пункта 4.1, в части обязания гр. Волкова Д.А. установить прибор учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета). Вышеуказанные действия ОАО «МРСК-Центра» ущемляют интересы заявителя и являются нарушением части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ввиду осуществления технологического присоединения объекта гр. Волкова Д.А. к сетям ОАО «МРСК-Центра» с установкой и последующем использованием приобретенного заявителем прибора учета, Комиссия считает возможным предписание ОАО «МРСК-Центра» не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
Д.А. Плетнев
* физических лиц осуществляющих технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение
по делу № 03-03/113-10
г. Ярославль
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/113-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А., с участием: от Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра») – , заявитель – не явился, от Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – представитель не явился; от ФГУ «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации» - представитель не явился; от ООО «Фирма ИНКОТЕКС» - представитель не явился.
рассмотрев на заседании 05.04.2011 дело № 03-03/113-10 о нарушении ОАО «МРСК-Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило заявление (далее – Заявитель) о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, выразившимся в неправомерном требовании со стороны сетевой организации заключения договора, предметом которого являются действия по проведению проверки средств учета на объекте Заявителя (жилого дома по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково (договор технологического присоединения № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009)).
Ярославское УФАС России установила наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в выставлении ОАО «МРСК-Центра» заявителю технических условий (Приложение № 2 к Договору № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009) неправомерных требований об установке прибора учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета).
Представитель ОАО «МРСК-Центра» не согласился с вменяемым нарушением, обосновывает свою позицию о правомерности указания в технических условиях требований к прибору учета (п.4.1) нормами Свода правил по Проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, рекомендованного к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003г. № 194.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
ОАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в Ярославской области.
Согласно статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии. Следовательно ОАО «МРСК-Центра» - субъект естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Ярославской области.
Между гр. Волковым Д.А. и ОАО «МРСК Центра» заключен Договор № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения (Далее – Договор).
Согласно, п. 1.1 Договора, в целях обеспечения электроснабжения Объекта заявителя (строительной площадки жилого дома), расположенной по адресу Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково, Исполнитель (ОАО «МРСК Центра») руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 21.03.2007 № 168), оказывает следующие услуги:
- Разработку технических условий присоединения электрических сетей заявителя к электрическим сетям исполнителя (далее – Технические условия);
- Подключение Объекта в точке присоединения .. (далее по тексту)
- Проведение работ, по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с заявителем.
Заявитель, со своей стороны обеспечивает своевременную оплату услуг Исполнителю, проведение работ по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с Исполнителем.
Договор содержит технические условия (Приложение № 2 к Договору).
Согласно п. 4.1 Технических условий гр. Волкову Д.А. для организации учета предписывалось установить трехфазный электронный микропроцессорный счетчик электрической энергии со следующими параметрами:
- номинальный ток до 100А;
- номинальное напряжение 380В;
- класс точности 0,5/1,0;
- межповерочный интервал 8 лет;
- профиль хранения мощности глубиной не менее 35 суток;
- дополнительные требования – многофункциональные, многотарифные, учет активно реактивной энергии, наличие оптопорта, интерфейс RS485, однонаправленный, наличие электронной пломбы, диапазон рабочих температур от -40 до +55oС.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14* Правил, должны быть указаны, в том числе, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования к расчетным счетчикам установлены «Правилами устройства электроустановок» утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ).
Пунктами 1.5.13-1.5.15 ПУЭ установленный следующие требования к расчетным счетчикам:
- Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет;
- Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков;
- Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии в быту – 2,0.
В соответствии с п. 141 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Комиссией установлено, что гр. Волкова Д.А., во исполнение п. 4.1 Технических условий установил прибор учета «Меркурий 230 ART-01 CLN» № 04468411 (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» между ОАО «МРСК-Центра» и гр. Волковым Д.А. от 20 января 2009). Указанный прибор учета приобретен заявителем по цене 4850 рублей (товарный чек № 3750, предприниматель Кононова А.В.).
Стоимость прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета электрической энергии, потребленной заявителем по Объекту Договора) – «Меркурий» 230 AM-01 составляет 1620 рублей (согласно прайс-листу ООО «Инкотекс-СК» (письмо вх. № 1364 от 24.02.2011).
С учетом вышеуказанных норм Ярославское УФАС России полагает, что у ОАО «МРСК-Центра» отсутствовали правовые основания для включения в Технические условия по Договору условий пункта 4.1, в части обязания гр. Волкова Д.А. установить прибор учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета). Вышеуказанные действия ОАО «МРСК-Центра» ущемляют интересы заявителя и являются нарушением части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ввиду осуществления технологического присоединения объекта гр. Волкова Д.А. к сетям ОАО «МРСК-Центра» с установкой и последующем использованием приобретенного заявителем прибора учета, Комиссия считает возможным предписание ОАО «МРСК-Центра» не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
р е ш и л а:
1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
Д.А. Плетнев
* физических лиц осуществляющих технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-04-18 00:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-04-18 00:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320638219
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)