Решение по делу № 03-03/115-10 в отношении ОАО "ЯСК" по заявлению физического лица

Дата публикации: 20 июня 2011, 21:11

 

Решение по делу № 03-03/115-10
03 июня 2011 года                                                                                    г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.06.2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев 03 июня 2011 года дело № 03-03/115-10 о нарушении ОАО «ЯСК», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),        
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гр. <…> (вх. № 4792 от 08.06.2010г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЯСК», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электрической энергии в его жилое помещение, находящееся по адресу г. Тутаев, <…>.
В заседание комиссии стороны не явились, в ранее представленных письменных пояснения ОАО «ЯСК» с вменяемым нарушением не согласилось, указало, что ограничение поставки было введено законно, уведомления в адрес потребителя были направлены простыми письмами, что по мнению ответчика, в большей степени способствует защите прав должника.
Принимая решение о признании ОАО «ЯСК» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В помещение, в котором проживает <…> по адресу г. Тутаев, <…> электрическая энергия со стороны ОАО «ЯСК» поставляется по договору (лицевому счету) №172039960 (абонент гр. <…>) в соответствии с которым ОАО «ЯСК» обязуется поставлять электрическую энергию абоненту, а он принимать её и оплачивать в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с представленными в дело материалами старостой дома в котором проживает гр. <…> в июле 2009г. было выявлено занижение показаний его индивидуального прибора учета электрической энергии. Данные были переданы ОАО «ЯСК». Исходя из представленных в дело документов гр. <…> передал показания 9820 кВт/ч., в то время как старостой дома были приведены показания 12 616 кВт/ч.
В октябре 2009г. гр. <…> были переданы показания 10100 кВт/ч, в то время как ОАО «ЯСК» начислило плату исходя из показаний 12895 кВт/ч, переданных старостой дома, выставило плату за 2795 кВт/ч. В размере 6343,75 коп.
26.02.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 7424,35 руб., с 10-00 14.03.2010г.
26.04.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6453,69 руб., с 10-00 14.05.2010г.
14.05.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6855,09 руб., с 10-00 18.05.2010г.
Фактически, как следует из заявления, направленного в антимонопольный орган, пояснений ОАО «ЯСК» от 18.12.2010г. №02-1-1/1490юр ограничение было введено только 1 раз 19.05.2010г.
Отношения в сфере энергоснабжения граждан регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п. 7 Правил 530 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 136 Правил №530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета. В соответствии с п. 151 Правил №530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В случае выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, законодательно установлено, что проверку показаний приборов учета осуществляет гарантирующий поставщик или сетевая организация. Специальные правила установлены Постановлением Правительства №307, так в соответствии с пп. г п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Таким образом исполнитель (в данном случае в лице старосты дома) имеет право снимать показания приборов учета только в присутствии самого жильца, а в случае его уклонения – составить об этом соответствующий акт, обратиться к нему с письменным требованием.
В указанном случае староста дома снимала показания самостоятельно, без привлечения представителей сетевой организации или самого абонента. В этих условиях данные не могли приниматься ОАО «ЯСК» как основание доначисления платежа и введения ограничения потребления электрической энергии.
Кроме того, порядок предварительного уведомления абонента о введении ограничения предусмотрен п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг. В данном нормативном акте указывается, что Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Таким образом, императивными законодательными нормами установлен срок предупреждения абонента – не менее 1 месяца. Как следует из представленных в Ярославское УФАС материалов на дату 19.05.2010г. абонент не уведомлялся гарантирующим поставщиком, а уведомления от 26.04.2010г. и 14.05.2010г. направлены с нарушением установленного месячного срока.
Исходя из вышеизложенного, действия ОАО «ЯСК» по введению ограничения потребления электрической энергии гр. <…> (абонент <…> лицевой счет №172039960), в отсутствии законных оснований и с нарушением процедуры, предусмотренной законодательством нарушают права абонента, в том числе на комфортное проживание, надлежащее уведомление об ограничениях коммунальных услуг, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из письма ОАО «ЯСК» от 02.07.2010г. в адрес Тутаевского межрайонного прокурора подача электрической энергии <…> была восстановлена, в связи с этим комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
 
Председатель Комиссии                                                                                     Балабаев С.А.
 
Члены Комиссии                                                                                                           Гаев М.В.
 
                                                                                                                          Антонова М.В.
stdClass Object ( [vid] => 7785 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-03/115-10 в отношении ОАО "ЯСК" по заявлению физического лица [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7785 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение по делу № 03-03/115-10
03 июня 2011 года                                                                                    г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.06.2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев 03 июня 2011 года дело № 03-03/115-10 о нарушении ОАО «ЯСК», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),        
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гр. <…> (вх. № 4792 от 08.06.2010г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЯСК», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электрической энергии в его жилое помещение, находящееся по адресу г. Тутаев, <…>.
В заседание комиссии стороны не явились, в ранее представленных письменных пояснения ОАО «ЯСК» с вменяемым нарушением не согласилось, указало, что ограничение поставки было введено законно, уведомления в адрес потребителя были направлены простыми письмами, что по мнению ответчика, в большей степени способствует защите прав должника.
Принимая решение о признании ОАО «ЯСК» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В помещение, в котором проживает <…> по адресу г. Тутаев, <…> электрическая энергия со стороны ОАО «ЯСК» поставляется по договору (лицевому счету) №172039960 (абонент гр. <…>) в соответствии с которым ОАО «ЯСК» обязуется поставлять электрическую энергию абоненту, а он принимать её и оплачивать в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с представленными в дело материалами старостой дома в котором проживает гр. <…> в июле 2009г. было выявлено занижение показаний его индивидуального прибора учета электрической энергии. Данные были переданы ОАО «ЯСК». Исходя из представленных в дело документов гр. <…> передал показания 9820 кВт/ч., в то время как старостой дома были приведены показания 12 616 кВт/ч.
В октябре 2009г. гр. <…> были переданы показания 10100 кВт/ч, в то время как ОАО «ЯСК» начислило плату исходя из показаний 12895 кВт/ч, переданных старостой дома, выставило плату за 2795 кВт/ч. В размере 6343,75 коп.
26.02.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 7424,35 руб., с 10-00 14.03.2010г.
26.04.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6453,69 руб., с 10-00 14.05.2010г.
14.05.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6855,09 руб., с 10-00 18.05.2010г.
Фактически, как следует из заявления, направленного в антимонопольный орган, пояснений ОАО «ЯСК» от 18.12.2010г. №02-1-1/1490юр ограничение было введено только 1 раз 19.05.2010г.
Отношения в сфере энергоснабжения граждан регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п. 7 Правил 530 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 136 Правил №530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета. В соответствии с п. 151 Правил №530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В случае выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, законодательно установлено, что проверку показаний приборов учета осуществляет гарантирующий поставщик или сетевая организация. Специальные правила установлены Постановлением Правительства №307, так в соответствии с пп. г п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Таким образом исполнитель (в данном случае в лице старосты дома) имеет право снимать показания приборов учета только в присутствии самого жильца, а в случае его уклонения – составить об этом соответствующий акт, обратиться к нему с письменным требованием.
В указанном случае староста дома снимала показания самостоятельно, без привлечения представителей сетевой организации или самого абонента. В этих условиях данные не могли приниматься ОАО «ЯСК» как основание доначисления платежа и введения ограничения потребления электрической энергии.
Кроме того, порядок предварительного уведомления абонента о введении ограничения предусмотрен п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг. В данном нормативном акте указывается, что Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Таким образом, императивными законодательными нормами установлен срок предупреждения абонента – не менее 1 месяца. Как следует из представленных в Ярославское УФАС материалов на дату 19.05.2010г. абонент не уведомлялся гарантирующим поставщиком, а уведомления от 26.04.2010г. и 14.05.2010г. направлены с нарушением установленного месячного срока.
Исходя из вышеизложенного, действия ОАО «ЯСК» по введению ограничения потребления электрической энергии гр. <…> (абонент <…> лицевой счет №172039960), в отсутствии законных оснований и с нарушением процедуры, предусмотренной законодательством нарушают права абонента, в том числе на комфортное проживание, надлежащее уведомление об ограничениях коммунальных услуг, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из письма ОАО «ЯСК» от 02.07.2010г. в адрес Тутаевского межрайонного прокурора подача электрической энергии <…> была восстановлена, в связи с этим комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
 
Председатель Комиссии                                                                                     Балабаев С.А.
 
Члены Комиссии                                                                                                           Гаев М.В.
 
                                                                                                                          Антонова М.В.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение по делу № 03-03/115-10
03 июня 2011 года                                                                                    г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20.06.2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев 03 июня 2011 года дело № 03-03/115-10 о нарушении ОАО «ЯСК», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),        
 
у с т а н о в и л а:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гр. <…> (вх. № 4792 от 08.06.2010г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЯСК», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электрической энергии в его жилое помещение, находящееся по адресу г. Тутаев, <…>.
В заседание комиссии стороны не явились, в ранее представленных письменных пояснения ОАО «ЯСК» с вменяемым нарушением не согласилось, указало, что ограничение поставки было введено законно, уведомления в адрес потребителя были направлены простыми письмами, что по мнению ответчика, в большей степени способствует защите прав должника.
Принимая решение о признании ОАО «ЯСК» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В помещение, в котором проживает <…> по адресу г. Тутаев, <…> электрическая энергия со стороны ОАО «ЯСК» поставляется по договору (лицевому счету) №172039960 (абонент гр. <…>) в соответствии с которым ОАО «ЯСК» обязуется поставлять электрическую энергию абоненту, а он принимать её и оплачивать в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с представленными в дело материалами старостой дома в котором проживает гр. <…> в июле 2009г. было выявлено занижение показаний его индивидуального прибора учета электрической энергии. Данные были переданы ОАО «ЯСК». Исходя из представленных в дело документов гр. <…> передал показания 9820 кВт/ч., в то время как старостой дома были приведены показания 12 616 кВт/ч.
В октябре 2009г. гр. <…> были переданы показания 10100 кВт/ч, в то время как ОАО «ЯСК» начислило плату исходя из показаний 12895 кВт/ч, переданных старостой дома, выставило плату за 2795 кВт/ч. В размере 6343,75 коп.
26.02.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 7424,35 руб., с 10-00 14.03.2010г.
26.04.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6453,69 руб., с 10-00 14.05.2010г.
14.05.2010г. <…> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6855,09 руб., с 10-00 18.05.2010г.
Фактически, как следует из заявления, направленного в антимонопольный орган, пояснений ОАО «ЯСК» от 18.12.2010г. №02-1-1/1490юр ограничение было введено только 1 раз 19.05.2010г.
Отношения в сфере энергоснабжения граждан регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п. 7 Правил 530 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 136 Правил №530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета. В соответствии с п. 151 Правил №530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В случае выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, законодательно установлено, что проверку показаний приборов учета осуществляет гарантирующий поставщик или сетевая организация. Специальные правила установлены Постановлением Правительства №307, так в соответствии с пп. г п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Таким образом исполнитель (в данном случае в лице старосты дома) имеет право снимать показания приборов учета только в присутствии самого жильца, а в случае его уклонения – составить об этом соответствующий акт, обратиться к нему с письменным требованием.
В указанном случае староста дома снимала показания самостоятельно, без привлечения представителей сетевой организации или самого абонента. В этих условиях данные не могли приниматься ОАО «ЯСК» как основание доначисления платежа и введения ограничения потребления электрической энергии.
Кроме того, порядок предварительного уведомления абонента о введении ограничения предусмотрен п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг. В данном нормативном акте указывается, что Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Таким образом, императивными законодательными нормами установлен срок предупреждения абонента – не менее 1 месяца. Как следует из представленных в Ярославское УФАС материалов на дату 19.05.2010г. абонент не уведомлялся гарантирующим поставщиком, а уведомления от 26.04.2010г. и 14.05.2010г. направлены с нарушением установленного месячного срока.
Исходя из вышеизложенного, действия ОАО «ЯСК» по введению ограничения потребления электрической энергии гр. <…> (абонент <…> лицевой счет №172039960), в отсутствии законных оснований и с нарушением процедуры, предусмотренной законодательством нарушают права абонента, в том числе на комфортное проживание, надлежащее уведомление об ограничениях коммунальных услуг, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из письма ОАО «ЯСК» от 02.07.2010г. в адрес Тутаевского межрайонного прокурора подача электрической энергии <…> была восстановлена, в связи с этим комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
 
Председатель Комиссии                                                                                     Балабаев С.А.
 
Члены Комиссии                                                                                                           Гаев М.В.
 
                                                                                                                          Антонова М.В.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-20 17:11:06 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-20 17:11:06 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )