Решение по делу № 03-03/10-11 в отношении МУП "Комунальные системы" по информации Рыбинской городской прокуратуры

Дата публикации: 29 августа 2011, 15:21

 

Решение
по делу № 03-03/10-11
 
15 августа 2011 года                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф., специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., рассмотрев 15 августа 2011 года дело № 03-03/10-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального района «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы»), Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием:
от МУП «Коммунальные системы»: <…>;
от ОАО «Ярославская сбытовая компания» представитель по доверенности, Комиссия
 
у с т а н о в и л а:
            в Ярославское УФАС России поступила информация (вх. № 9313 от 03.12.2010) из Рыбинской городской прокуратуры о проверке законности введения ограничения подачи тепловой энергии в пос. Ермаково.  
            Представитель МУП «Коммунальные системы» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что отключение горячего водоснабжения в ноябре 2010 в поселке Ермаково произошло в связи с отключением электрической энергии, вследствие образовавшейся задолженности перед ОАО «Ярославская сбытовая компания», которая в свою очередь сформировалась со стороны управляющей компании многоквартирными домами п. Ермаково – ООО «Управляющая компания «Сервис-ЖКХ» по договору теплоснабжения.
            Представитель ОАО «Ярославская сбытовая компания» по факту введения ограничения подачи электрической энергии в котельной поселка Ермаково пояснила следующее.
            В адрес МУП «Коммунальные системы» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
            Управление многоквартирным жилым фондом в поселке Ермаково Рыбинского района осуществляет ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» на основании соответствующих договоров.
            Согласно пункту 3.1 договора управления собственники поручают, а управляющая компания обязуется, в том числе предоставлять коммунальные услуги.
            Для выполнения принятой обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в части теплоснабжения, ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» с МУП «Коммунальные системы» заключен договор № 3/Т на предоставление услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.05.2009.
            Электроснабжение котельной в поселке Красная Горка осуществляется на основании договора № 703025 снабжения электрической энергии, заключенного МУП «Коммунальные системы» с ОАО «Ярославская сбытовая компания» от 01.01.2008.
            В связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения ОАО «Ярославская сбытовая компания» в адрес МУП «Коммунальные системы» направило уведомление о введение ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            Фактическое введение ограничения подачи электроснабжения на котельную в п. Ермаково состоялось 17.11.2010 с 10.00 до 16.00, что подтверждается заявкой ОАО «ЯСК» от 16.11.2010 № 15/4645 на введение ограничения режима потребления электроэнергии, актом от 17.11.2010 об ограничении режима потребления электрической энергии.
            Указанное введение режима потребления электроэнергии повлекло за собой остановку котельной в п. Ермаково с 10.00 до 16.00 17.11.2010 (выписка из журнала регистрации перерывов подачи коммунальных услуг, представленная МУП «Коммунальные системы» письмом о 13.05.2011 б/н).
            О прекращении подачи тепловой энергии МУП «Коммунальные системы» сообщило ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» посредствам телефонограммы 17.11.2010 непосредственно в день отключения.
Принимая решение по настоящему делу, Комиссия исходит из следующего.
1) МУП «Коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах, охваченных присоединенной сетью.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор энергоснабжения между ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» и МУП «Коммунальные системы» был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые обслуживает ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП «Коммунальные системы» (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами № 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами – императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, МУП «Коммунальные системы» обязано было производить прекращение подачи коммунального ресурса в соответствии с порядком, установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307.
 Подпункт «а» пункта 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 устанавливает, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
            МУП «Коммунальные системы» сообщило о прекращении подачи тепловой энергии в поселке Ермаково ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» 17.11.2010, непосредственно в день введения ограничения. 
            Таким образом, процедура отключения коммунального ресурса – тепловая энергия, установленная пунктом 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 МУП «Коммунальные системы» в поселке Ермаково не была соблюдена, что привело к ущемлению интересов жителей и ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», тем самым МУП «Коммунальные системы» нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
           
2) В соответствии с пунктом 175 Положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
- порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления.
            В соответствии с пунктом 5.2 договора снабжения электрической энергией, заключенного между МУП «Коммунальные системы» и ОАО «ЯСК» введение ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем своих обязательств производится с обязательным письменным уведомлением, направляемым потребителю способом, обеспечивающим подтверждение факта его получения не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты введения ограничения.
            Учитывая, что уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии получено МУП «Коммунальные системы» 11.11.2010, а непосредственно ограничение согласно уведомлению состоялось 17.11.2010, то процедура введения ограничения ОАО «ЯСК» была соблюдена, следовательно, в действиях гарантирующего поставщика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
            Принимая во внимание тот факт, что теплоснабжение в поселке Ермаково было возобновлено 17.11.2010 в 16.00, то отсутствует необходимость в выдаче предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия          
      
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Производство по делу в отношении ОАО «Ярославская сбытовая компания» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Председатель Комиссии                                                                               С. А. Балабаев
 
Члены Комиссии                                                                                          М. Ф. Завьялов                       В. В. Платин
stdClass Object ( [vid] => 7819 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 03-03/10-11 в отношении МУП "Комунальные системы" по информации Рыбинской городской прокуратуры [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7819 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/10-11
 
15 августа 2011 года                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф., специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., рассмотрев 15 августа 2011 года дело № 03-03/10-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального района «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы»), Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием:
от МУП «Коммунальные системы»: <…>;
от ОАО «Ярославская сбытовая компания» представитель по доверенности, Комиссия
 
у с т а н о в и л а:
            в Ярославское УФАС России поступила информация (вх. № 9313 от 03.12.2010) из Рыбинской городской прокуратуры о проверке законности введения ограничения подачи тепловой энергии в пос. Ермаково.  
            Представитель МУП «Коммунальные системы» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что отключение горячего водоснабжения в ноябре 2010 в поселке Ермаково произошло в связи с отключением электрической энергии, вследствие образовавшейся задолженности перед ОАО «Ярославская сбытовая компания», которая в свою очередь сформировалась со стороны управляющей компании многоквартирными домами п. Ермаково – ООО «Управляющая компания «Сервис-ЖКХ» по договору теплоснабжения.
            Представитель ОАО «Ярославская сбытовая компания» по факту введения ограничения подачи электрической энергии в котельной поселка Ермаково пояснила следующее.
            В адрес МУП «Коммунальные системы» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
            Управление многоквартирным жилым фондом в поселке Ермаково Рыбинского района осуществляет ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» на основании соответствующих договоров.
            Согласно пункту 3.1 договора управления собственники поручают, а управляющая компания обязуется, в том числе предоставлять коммунальные услуги.
            Для выполнения принятой обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в части теплоснабжения, ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» с МУП «Коммунальные системы» заключен договор № 3/Т на предоставление услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.05.2009.
            Электроснабжение котельной в поселке Красная Горка осуществляется на основании договора № 703025 снабжения электрической энергии, заключенного МУП «Коммунальные системы» с ОАО «Ярославская сбытовая компания» от 01.01.2008.
            В связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения ОАО «Ярославская сбытовая компания» в адрес МУП «Коммунальные системы» направило уведомление о введение ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            Фактическое введение ограничения подачи электроснабжения на котельную в п. Ермаково состоялось 17.11.2010 с 10.00 до 16.00, что подтверждается заявкой ОАО «ЯСК» от 16.11.2010 № 15/4645 на введение ограничения режима потребления электроэнергии, актом от 17.11.2010 об ограничении режима потребления электрической энергии.
            Указанное введение режима потребления электроэнергии повлекло за собой остановку котельной в п. Ермаково с 10.00 до 16.00 17.11.2010 (выписка из журнала регистрации перерывов подачи коммунальных услуг, представленная МУП «Коммунальные системы» письмом о 13.05.2011 б/н).
            О прекращении подачи тепловой энергии МУП «Коммунальные системы» сообщило ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» посредствам телефонограммы 17.11.2010 непосредственно в день отключения.
Принимая решение по настоящему делу, Комиссия исходит из следующего.
1) МУП «Коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах, охваченных присоединенной сетью.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор энергоснабжения между ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» и МУП «Коммунальные системы» был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые обслуживает ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП «Коммунальные системы» (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами № 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами – императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, МУП «Коммунальные системы» обязано было производить прекращение подачи коммунального ресурса в соответствии с порядком, установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307.
 Подпункт «а» пункта 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 устанавливает, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
            МУП «Коммунальные системы» сообщило о прекращении подачи тепловой энергии в поселке Ермаково ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» 17.11.2010, непосредственно в день введения ограничения. 
            Таким образом, процедура отключения коммунального ресурса – тепловая энергия, установленная пунктом 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 МУП «Коммунальные системы» в поселке Ермаково не была соблюдена, что привело к ущемлению интересов жителей и ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», тем самым МУП «Коммунальные системы» нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
           
2) В соответствии с пунктом 175 Положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
- порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления.
            В соответствии с пунктом 5.2 договора снабжения электрической энергией, заключенного между МУП «Коммунальные системы» и ОАО «ЯСК» введение ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем своих обязательств производится с обязательным письменным уведомлением, направляемым потребителю способом, обеспечивающим подтверждение факта его получения не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты введения ограничения.
            Учитывая, что уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии получено МУП «Коммунальные системы» 11.11.2010, а непосредственно ограничение согласно уведомлению состоялось 17.11.2010, то процедура введения ограничения ОАО «ЯСК» была соблюдена, следовательно, в действиях гарантирующего поставщика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
            Принимая во внимание тот факт, что теплоснабжение в поселке Ермаково было возобновлено 17.11.2010 в 16.00, то отсутствует необходимость в выдаче предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия          
      
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Производство по делу в отношении ОАО «Ярославская сбытовая компания» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Председатель Комиссии                                                                               С. А. Балабаев
 
Члены Комиссии                                                                                          М. Ф. Завьялов                       В. В. Платин
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение
по делу № 03-03/10-11
 
15 августа 2011 года                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф., специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., рассмотрев 15 августа 2011 года дело № 03-03/10-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального района «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы»), Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием:
от МУП «Коммунальные системы»: <…>;
от ОАО «Ярославская сбытовая компания» представитель по доверенности, Комиссия
 
у с т а н о в и л а:
            в Ярославское УФАС России поступила информация (вх. № 9313 от 03.12.2010) из Рыбинской городской прокуратуры о проверке законности введения ограничения подачи тепловой энергии в пос. Ермаково.  
            Представитель МУП «Коммунальные системы» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что отключение горячего водоснабжения в ноябре 2010 в поселке Ермаково произошло в связи с отключением электрической энергии, вследствие образовавшейся задолженности перед ОАО «Ярославская сбытовая компания», которая в свою очередь сформировалась со стороны управляющей компании многоквартирными домами п. Ермаково – ООО «Управляющая компания «Сервис-ЖКХ» по договору теплоснабжения.
            Представитель ОАО «Ярославская сбытовая компания» по факту введения ограничения подачи электрической энергии в котельной поселка Ермаково пояснила следующее.
            В адрес МУП «Коммунальные системы» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
            Управление многоквартирным жилым фондом в поселке Ермаково Рыбинского района осуществляет ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» на основании соответствующих договоров.
            Согласно пункту 3.1 договора управления собственники поручают, а управляющая компания обязуется, в том числе предоставлять коммунальные услуги.
            Для выполнения принятой обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в части теплоснабжения, ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» с МУП «Коммунальные системы» заключен договор № 3/Т на предоставление услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.05.2009.
            Электроснабжение котельной в поселке Красная Горка осуществляется на основании договора № 703025 снабжения электрической энергии, заключенного МУП «Коммунальные системы» с ОАО «Ярославская сбытовая компания» от 01.01.2008.
            В связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения ОАО «Ярославская сбытовая компания» в адрес МУП «Коммунальные системы» направило уведомление о введение ограничения режима потребления электрической энергии от 01.11.2010. Указанным уведомлением предлагалось ввести самоограничение в потреблении электрической энергии до уровня технической брони, в связи с образовавшейся задолженностью. Ограничение, согласно указанного уведомления должно было вводиться с 12.11.2010. Впоследствии письмом от 11.11.2010 № 15/4566 ОАО «ЯСК» уведомило МУП «Коммунальные системы» о переносе даты введения ограничения потребления электроэнергии на котельной в п. Ермаково с 12.11.2010 на 17.11.2010.
            Фактическое введение ограничения подачи электроснабжения на котельную в п. Ермаково состоялось 17.11.2010 с 10.00 до 16.00, что подтверждается заявкой ОАО «ЯСК» от 16.11.2010 № 15/4645 на введение ограничения режима потребления электроэнергии, актом от 17.11.2010 об ограничении режима потребления электрической энергии.
            Указанное введение режима потребления электроэнергии повлекло за собой остановку котельной в п. Ермаково с 10.00 до 16.00 17.11.2010 (выписка из журнала регистрации перерывов подачи коммунальных услуг, представленная МУП «Коммунальные системы» письмом о 13.05.2011 б/н).
            О прекращении подачи тепловой энергии МУП «Коммунальные системы» сообщило ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» посредствам телефонограммы 17.11.2010 непосредственно в день отключения.
Принимая решение по настоящему делу, Комиссия исходит из следующего.
1) МУП «Коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах, охваченных присоединенной сетью.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор энергоснабжения между ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» и МУП «Коммунальные системы» был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые обслуживает ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП «Коммунальные системы» (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами № 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами – императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, МУП «Коммунальные системы» обязано было производить прекращение подачи коммунального ресурса в соответствии с порядком, установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307.
 Подпункт «а» пункта 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 устанавливает, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
            МУП «Коммунальные системы» сообщило о прекращении подачи тепловой энергии в поселке Ермаково ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ» 17.11.2010, непосредственно в день введения ограничения. 
            Таким образом, процедура отключения коммунального ресурса – тепловая энергия, установленная пунктом 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 МУП «Коммунальные системы» в поселке Ермаково не была соблюдена, что привело к ущемлению интересов жителей и ООО «Управляющая компания «Сервис ЖКХ», тем самым МУП «Коммунальные системы» нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
           
2) В соответствии с пунктом 175 Положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
- порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления.
            В соответствии с пунктом 5.2 договора снабжения электрической энергией, заключенного между МУП «Коммунальные системы» и ОАО «ЯСК» введение ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем своих обязательств производится с обязательным письменным уведомлением, направляемым потребителю способом, обеспечивающим подтверждение факта его получения не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты введения ограничения.
            Учитывая, что уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии получено МУП «Коммунальные системы» 11.11.2010, а непосредственно ограничение согласно уведомлению состоялось 17.11.2010, то процедура введения ограничения ОАО «ЯСК» была соблюдена, следовательно, в действиях гарантирующего поставщика отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
            Принимая во внимание тот факт, что теплоснабжение в поселке Ермаково было возобновлено 17.11.2010 в 16.00, то отсутствует необходимость в выдаче предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия          
      
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Производство по делу в отношении ОАО «Ярославская сбытовая компания» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Председатель Комиссии                                                                               С. А. Балабаев
 
Члены Комиссии                                                                                          М. Ф. Завьялов                       В. В. Платин
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-29 11:21:47 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-29 11:21:47 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )