Решение по делу № 04-01/35-11 в отношении МУП «ПАТП-1» г. Ярославля, ООО «БОРТ 76», ЗАО «ФП «Оболенское» по факту рекламы лекарственного средства без предупреждения о наличии противопоказаний

Дата публикации: 12 августа 2011, 07:00

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/35-11
«12» августа 2011 года                                                                             г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело № 04-01/35-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения лекарственных средств на внешних сторонах автобусов, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «БОРТ 76» в лице <…>, ЗАО «ФП «Оболенское» в лице <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
МУП «ПАТП-1» г. Ярославля (150057, г. Ярославль, Московский проспект, д. 112) на заседание Комиссии не явилось, представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
 
На бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ) размещена реклама следующего содержания:
- «АНАЛЬГИН – УЛЬТРА эффективно устранит головную боль… Современный обезболивающий препарат…Новые технологии и оболочка… Разрешен к безрецептурному отпуску, цена ниже зарубежных аналогов… Предупреждаем о наличии противопоказаний … Перед применением прочтите инструкцию» - правый борт автобуса;
- «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА» - передний и задний борта автобусов.
Кроме того, на задних и боковых бортах имеются изображения упаковок с таблетками с надписью: «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА…». По данному факту составлен акт проверки от 03.05.2011г. с приложением фотофиксации на 2 листах.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на передних и задних бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как отсутствует сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на левых боковых бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее чем 5 процентов рекламного пространства.
ЗАО «ФП «Оболенское» не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
С учетом особенностей рассматриваемого рекламного носителя (автобус) законом не определено, что в данном случае считать рекламной площадью. Таким образом, рассчитать пять процентов площади рекламного пространства, отведенного законодательством для предупреждающей надписи, не представляется возможным. Согласованные макеты были выполнены в полном соответствии с ФЗ «О рекламе». ООО «БОРТ 76» принял макет рекламы без замечаний, ответственность за соответствие рекламного изображения нормам действующего законодательства о рекламе лежит на Исполнителе. В настоящее время в рекламу внесены исправления, начиная с 08 августа 2011г. замечания Управления ФАС по Ярославской области устранены.
ООО «БОРТ 76» также не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
Расчет площади предупреждения был проконтролирован и сверен. Расчет проводился из суммарной площади размещаемого рекламного макета - 13,72 кв.м, при этом площадь предупреждения составила 0,69 кв.м. На переднем и заднем бортах предупреждающих надписей не было предусмотрено в связи с особенностью рекламоносителя. Транспорт не является стационарной рекламной конструкцией и всегда существует возможность одновременного наблюдения торцевой и одной из боковых поверхностей. Также автобус является единым рекламоносителем, не разделенным на отдельные поверхности. В настоящее время на автобусах размещены дополнительные предупреждающие надписи.
 
 
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  
Информация, размещенная на бортах автобусов, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к лекарственному средству «Анальгин-Ультра», следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является лекарственное средство «Анальгин-Ультра».
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на левых бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению составляет менее 5 процентов (2,2 процента). При измерении площади рекламного пространства учитывалась площадь нанесения рекламы на всей поверхности одного борта автобуса без учета окон.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на передних и задних бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению полностью отсутствует. Доводы ООО «БОРТ 76» о том, что площадь рекламного пространства и площадь предупреждения необходимо измерять с учетом всех бортов в совокупности, Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В связи с особенностью рекламного носителя - транспортного средства, рекламная информация может восприниматься потребителем с любой стороны автобуса, в том числе восприятие рекламы возможно и исключительно с одной стороны. Кроме того, каждый борт автобуса может иметь самостоятельное значение в качестве носителя рекламы. В данном случае рекламная информация может восприниматься с каждой стороны автобуса самостоятельно в зависимости от местоположения потребителя рекламы.
Таким образом, реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра» размещена на бортах указанных автобусов без соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно в отсутствие сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором №102-1011 на размещение рекламы на бортах транспортных средств от 17.11.2010 г., приложением- спецификацией №1 от 22.12.2010г., платежным поручением №468 от 03.03.2011г. рекламодателем и рассматриваемой рекламы является ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское».
В соответствии с договором №24 о предоставлении права на размещение информации на внешних поверхностях бортов по периметру транспортного средства (автобуса) от 16.09.2009г., дополнительным соглашением к от 06.08.2010г., приложением №99 от 05.03.2011г., актом на оказание услуг от 30.04.2011г., актом на оказание услуг от 31.03.2011г. рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.           Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенную на бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»;
2. Не выдавать МУП «ПАТП-1» г. Ярославля, ООО «БОРТ 76»,  ЗАО «ФП «Оболенское» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «22» августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                            С.А. Балабаев
 
Члены Комиссии:                                                                       А.В. Студенова
                                                                                                        
                                                                                                      А.Н. Самсонов
 
                                                                                                      М.И. Орлова
stdClass Object ( [vid] => 8309 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 04-01/35-11 в отношении МУП «ПАТП-1» г. Ярославля, ООО «БОРТ 76», ЗАО «ФП «Оболенское» по факту рекламы лекарственного средства без предупреждения о наличии противопоказаний [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8309 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/35-11
«12» августа 2011 года                                                                             г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело № 04-01/35-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения лекарственных средств на внешних сторонах автобусов, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «БОРТ 76» в лице <…>, ЗАО «ФП «Оболенское» в лице <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
МУП «ПАТП-1» г. Ярославля (150057, г. Ярославль, Московский проспект, д. 112) на заседание Комиссии не явилось, представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
 
На бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ) размещена реклама следующего содержания:
- «АНАЛЬГИН – УЛЬТРА эффективно устранит головную боль… Современный обезболивающий препарат…Новые технологии и оболочка… Разрешен к безрецептурному отпуску, цена ниже зарубежных аналогов… Предупреждаем о наличии противопоказаний … Перед применением прочтите инструкцию» - правый борт автобуса;
- «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА» - передний и задний борта автобусов.
Кроме того, на задних и боковых бортах имеются изображения упаковок с таблетками с надписью: «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА…». По данному факту составлен акт проверки от 03.05.2011г. с приложением фотофиксации на 2 листах.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на передних и задних бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как отсутствует сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на левых боковых бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее чем 5 процентов рекламного пространства.
ЗАО «ФП «Оболенское» не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
С учетом особенностей рассматриваемого рекламного носителя (автобус) законом не определено, что в данном случае считать рекламной площадью. Таким образом, рассчитать пять процентов площади рекламного пространства, отведенного законодательством для предупреждающей надписи, не представляется возможным. Согласованные макеты были выполнены в полном соответствии с ФЗ «О рекламе». ООО «БОРТ 76» принял макет рекламы без замечаний, ответственность за соответствие рекламного изображения нормам действующего законодательства о рекламе лежит на Исполнителе. В настоящее время в рекламу внесены исправления, начиная с 08 августа 2011г. замечания Управления ФАС по Ярославской области устранены.
ООО «БОРТ 76» также не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
Расчет площади предупреждения был проконтролирован и сверен. Расчет проводился из суммарной площади размещаемого рекламного макета - 13,72 кв.м, при этом площадь предупреждения составила 0,69 кв.м. На переднем и заднем бортах предупреждающих надписей не было предусмотрено в связи с особенностью рекламоносителя. Транспорт не является стационарной рекламной конструкцией и всегда существует возможность одновременного наблюдения торцевой и одной из боковых поверхностей. Также автобус является единым рекламоносителем, не разделенным на отдельные поверхности. В настоящее время на автобусах размещены дополнительные предупреждающие надписи.
 
 
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  
Информация, размещенная на бортах автобусов, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к лекарственному средству «Анальгин-Ультра», следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является лекарственное средство «Анальгин-Ультра».
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на левых бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению составляет менее 5 процентов (2,2 процента). При измерении площади рекламного пространства учитывалась площадь нанесения рекламы на всей поверхности одного борта автобуса без учета окон.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на передних и задних бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению полностью отсутствует. Доводы ООО «БОРТ 76» о том, что площадь рекламного пространства и площадь предупреждения необходимо измерять с учетом всех бортов в совокупности, Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В связи с особенностью рекламного носителя - транспортного средства, рекламная информация может восприниматься потребителем с любой стороны автобуса, в том числе восприятие рекламы возможно и исключительно с одной стороны. Кроме того, каждый борт автобуса может иметь самостоятельное значение в качестве носителя рекламы. В данном случае рекламная информация может восприниматься с каждой стороны автобуса самостоятельно в зависимости от местоположения потребителя рекламы.
Таким образом, реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра» размещена на бортах указанных автобусов без соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно в отсутствие сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором №102-1011 на размещение рекламы на бортах транспортных средств от 17.11.2010 г., приложением- спецификацией №1 от 22.12.2010г., платежным поручением №468 от 03.03.2011г. рекламодателем и рассматриваемой рекламы является ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское».
В соответствии с договором №24 о предоставлении права на размещение информации на внешних поверхностях бортов по периметру транспортного средства (автобуса) от 16.09.2009г., дополнительным соглашением к от 06.08.2010г., приложением №99 от 05.03.2011г., актом на оказание услуг от 30.04.2011г., актом на оказание услуг от 31.03.2011г. рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.           Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенную на бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»;
2. Не выдавать МУП «ПАТП-1» г. Ярославля, ООО «БОРТ 76»,  ЗАО «ФП «Оболенское» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «22» августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                            С.А. Балабаев
 
Члены Комиссии:                                                                       А.В. Студенова
                                                                                                        
                                                                                                      А.Н. Самсонов
 
                                                                                                      М.И. Орлова
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/35-11
«12» августа 2011 года                                                                             г. Ярославль
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело № 04-01/35-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения лекарственных средств на внешних сторонах автобусов, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «БОРТ 76» в лице <…>, ЗАО «ФП «Оболенское» в лице <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
МУП «ПАТП-1» г. Ярославля (150057, г. Ярославль, Московский проспект, д. 112) на заседание Комиссии не явилось, представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
 
На бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ) размещена реклама следующего содержания:
- «АНАЛЬГИН – УЛЬТРА эффективно устранит головную боль… Современный обезболивающий препарат…Новые технологии и оболочка… Разрешен к безрецептурному отпуску, цена ниже зарубежных аналогов… Предупреждаем о наличии противопоказаний … Перед применением прочтите инструкцию» - правый борт автобуса;
- «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА» - передний и задний борта автобусов.
Кроме того, на задних и боковых бортах имеются изображения упаковок с таблетками с надписью: «АНАЛЬГИН-УЛЬТРА…». По данному факту составлен акт проверки от 03.05.2011г. с приложением фотофиксации на 2 листах.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на передних и задних бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как отсутствует сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенная на левых боковых бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», так как площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее чем 5 процентов рекламного пространства.
ЗАО «ФП «Оболенское» не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
С учетом особенностей рассматриваемого рекламного носителя (автобус) законом не определено, что в данном случае считать рекламной площадью. Таким образом, рассчитать пять процентов площади рекламного пространства, отведенного законодательством для предупреждающей надписи, не представляется возможным. Согласованные макеты были выполнены в полном соответствии с ФЗ «О рекламе». ООО «БОРТ 76» принял макет рекламы без замечаний, ответственность за соответствие рекламного изображения нормам действующего законодательства о рекламе лежит на Исполнителе. В настоящее время в рекламу внесены исправления, начиная с 08 августа 2011г. замечания Управления ФАС по Ярославской области устранены.
ООО «БОРТ 76» также не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
Расчет площади предупреждения был проконтролирован и сверен. Расчет проводился из суммарной площади размещаемого рекламного макета - 13,72 кв.м, при этом площадь предупреждения составила 0,69 кв.м. На переднем и заднем бортах предупреждающих надписей не было предусмотрено в связи с особенностью рекламоносителя. Транспорт не является стационарной рекламной конструкцией и всегда существует возможность одновременного наблюдения торцевой и одной из боковых поверхностей. Также автобус является единым рекламоносителем, не разделенным на отдельные поверхности. В настоящее время на автобусах размещены дополнительные предупреждающие надписи.
 
 
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  
Информация, размещенная на бортах автобусов, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к лекарственному средству «Анальгин-Ультра», следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является лекарственное средство «Анальгин-Ультра».
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на левых бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению составляет менее 5 процентов (2,2 процента). При измерении площади рекламного пространства учитывалась площадь нанесения рекламы на всей поверхности одного борта автобуса без учета окон.
В рекламе лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенной на передних и задних бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению полностью отсутствует. Доводы ООО «БОРТ 76» о том, что площадь рекламного пространства и площадь предупреждения необходимо измерять с учетом всех бортов в совокупности, Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В связи с особенностью рекламного носителя - транспортного средства, рекламная информация может восприниматься потребителем с любой стороны автобуса, в том числе восприятие рекламы возможно и исключительно с одной стороны. Кроме того, каждый борт автобуса может иметь самостоятельное значение в качестве носителя рекламы. В данном случае рекламная информация может восприниматься с каждой стороны автобуса самостоятельно в зависимости от местоположения потребителя рекламы.
Таким образом, реклама лекарственного средства «Анальгин-Ультра» размещена на бортах указанных автобусов без соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно в отсутствие сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором №102-1011 на размещение рекламы на бортах транспортных средств от 17.11.2010 г., приложением- спецификацией №1 от 22.12.2010г., платежным поручением №468 от 03.03.2011г. рекламодателем и рассматриваемой рекламы является ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское».
В соответствии с договором №24 о предоставлении права на размещение информации на внешних поверхностях бортов по периметру транспортного средства (автобуса) от 16.09.2009г., дополнительным соглашением к от 06.08.2010г., приложением №99 от 05.03.2011г., актом на оказание услуг от 30.04.2011г., актом на оказание услуг от 31.03.2011г. рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ПАТП-1» г. Ярославля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.           Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства «Анальгин-Ультра», размещенную на бортах автобусов, принадлежащих МУП «ПАТП-1», с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»;
2. Не выдавать МУП «ПАТП-1» г. Ярославля, ООО «БОРТ 76»,  ЗАО «ФП «Оболенское» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «22» августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                            С.А. Балабаев
 
Члены Комиссии:                                                                       А.В. Студенова
                                                                                                        
                                                                                                      А.Н. Самсонов
 
                                                                                                      М.И. Орлова
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-12 03:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-12 03:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )