Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа на кассационную жалобу ОАО "ЯШЗ" (дело № А82-9899/2009-28)

Дата публикации: 16 февраля 2010, 03:00

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
 
Нижний Новогород
16 февраля 2010 года                                         Дело № А82-9899/2009-28
 
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Тютина Д.В., судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Подчищаловой Н.В. (доверенность от 02.11.2009 № 19-19/176)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя — открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009, принятое судьей Глызиной А.В., по делу № А82-9899/2009-28
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - открытое акционерное общество «Яргазсервис»,
и установил:
открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» (далее - ОАО «ЯШЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 17.06.2009 по делу № 03-03/47-09, в соответствии с которыми ОАО «ЯШЗ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и обязано в срок до 31.07.2009 перечислить в федеральный бюджет доход в размере 578 рублей 62 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в применении при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии свободного (договорного) тарифа вместо установленного в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Яргазсервис» (далее - ОАО «Яргазсервис»).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ярославской области, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; не применены подлежащие применению нормы материального права, в частности пункт 10 части 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. ОАО «ЯШЗ» полагает, что добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, так как с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, кроме того, истек срок исковой на взыскание дохода в федеральный бюджет. В любом случае, по мнению Общества, за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе от 03.11.2009 №19-6/5-09, в пояснении по делу от 13.01.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
УФАС и ОАО «Яргазсервис» отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 14.01:2010 рассмотрение дела было отложено до 13 часов 11.02.2010.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы до 12.02.2010 и 16.02.2010.
Законность решения суда первой инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган провел проверку Общества по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства за период с 2005 по 2008 год.
В ходе проверки установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, что выразилось в заключении ОАО «ЯШЗ», как субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, договора на отпуск электроэнергии от 01.06.2006 №1/842 ИВ, в котором, в частности предусмотрено взимание платы за передачу электрической энергии с ОАО «Яргазсервис». За период 2006 - 2007 годов указанная плата взималась в отсутствие утвержденного тарифа на передачу электроэнергии.
Данные выводы УФАС отразило в решении от 17.06.09 №03-03/47-09 (в полном объеме изготовлено - 01.07.09) и предписании от 17.06.09. Указанными актами Общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и к нему применена мера ответственности в виде обязанности перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в сумме 578 рублей 62 копеек.
Не   согласившись   с   решением   и   постановлением   антимонопольного   органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии ч оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа). Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В  пункте 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевому хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6 Правил недискриминационного доступа).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимально)уровней тарифов.
Согласно постановлению администрации Ярославской области от 25.08.2004 № 141 «Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием» (вместе с Положением о департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области) Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной' власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения.
Из системного толкования изложенных норм следует, что хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание им услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела и установил суд, ОАО «ЯШЗ» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
Согласно схеме электроснабжения с энергоснабжающими организациями и субабонентами объекты ОАО «Яргазсервис» подключены к электрическим сетям Общества.
ОАО «ЯШЗ» и ОАО «Яргазсервис» заключили договор от 01.06.2006 № 1/842 ИВ на отпуск электроэнергии, в соответствии с которым расчеты за потребленную электроэнергию производятся в объеме прямых затрат, понесенных абонентом в отчетный период по тарифам, утвержденным Региональной (Федеральной) энергетической комиссией.
Директор Общества по экономике и финансам Федоров А.Ю. утвердил и ввел в действие с 01.01.2007 калькуляцию стоимости передачи 1 кВт/ч электроэнергии, согласно которой стоимость передачи 1 кВт/ч электроэнергии составляет 20 копеек. Размер платы был добровольно согласован сторонами в рамках договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В 2006 - 2007 годах ОАО «ЯШЗ» для оплаты услуг по передаче электрической энергии   выставило   в   адрес   ОАО «Яргазсервис»   счета-фактуры   на   общую   сумму  578 рублей 62 копейки (без НДС), которые последним были оплачены.
Однако суд установил, что уполномоченный орган государственной власти Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в рассматриваемый период соответствующий тариф на передачу электрической энергии в отношении Общества не устанавливал. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области пришел к правильному выводу, что действия ОАО «ЯШЗ» по взиманию платы за передачу электрической энергии в отсутствие надлежащим образом установленного тарифа являются нарушением запрета, установленного в пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Подлежит отклонению довод ОАО «ЯШЗ» относительно того, что на момент вынесения решения УФАС истек срок исковой давности на взыскание дохода в федеральный бюджет, который следует исчислять с момента заключения договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 №11-П   указано,   что,   поскольку   принудительное   взыскание   суммы,   подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с рассматриваемыми законоположениями, осуществляется в исковом порядке, ограничение, возможности такого взыскания пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством, при отсутствии иного специально установленного применительно к данным правоотношениям срока согласуется с существующей системой правового регулирования и обеспечивает по крайней мере минимальные конституционные гарантии прав и законных интересов лиц, с которых взыскивается в бюджет полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности устанавливается в три года. При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в рассматриваемом деле для целей вынесения решения антимонопольным органом срок исковой давности следует исчислять не с момента, когда Общество заключило договор на передачу электрической энергии, а с момента, когда фактически произошло нарушение, то есть с момента, когда ОАО «ЯШЗ» фактически стало взимать плату по данному договору.
Суд кассационной инстанции отклонил довод заявителя о том, что Общество добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
Несмотря на то что ОАО «ЯШЗ» с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, это не свидетельствует о том, что нарушение и его последствия устранены. Из материалов дела следует и суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения дела антимонопольным органом 578 рублей 62 копейки, полученные с ОАО «Яргазсервис», не были возвращены. При таких обстоятельствах не имеет значения тот факт, что ОАО «Яргазсервис» на момент рассмотрения настоящего дела не заявило самостоятельного требования к ОАО «ЯШЗ».
Довод Общества, что за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, постановлении от 24.06.2009 № 11-П, Закон о защите конкуренции, который в настоящее время определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Компенсаторный характер данной меры обусловливает возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно с мерами ответственности, носящими   штрафной характер,   что   само   по   себе   не   затрагивает   сферу действия общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние (nonbisinidem).
Иные доводы заявителя, приведенные в  кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрение кассационной жалобы Общества, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО «ЯШЗ».
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009 по делу A82-9899/2009-28 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 8338 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа на кассационную жалобу ОАО "ЯШЗ" (дело № А82-9899/2009-28) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8338 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
 
Нижний Новогород
16 февраля 2010 года                                         Дело № А82-9899/2009-28
 
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Тютина Д.В., судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Подчищаловой Н.В. (доверенность от 02.11.2009 № 19-19/176)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя — открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009, принятое судьей Глызиной А.В., по делу № А82-9899/2009-28
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - открытое акционерное общество «Яргазсервис»,
и установил:
открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» (далее - ОАО «ЯШЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 17.06.2009 по делу № 03-03/47-09, в соответствии с которыми ОАО «ЯШЗ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и обязано в срок до 31.07.2009 перечислить в федеральный бюджет доход в размере 578 рублей 62 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в применении при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии свободного (договорного) тарифа вместо установленного в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Яргазсервис» (далее - ОАО «Яргазсервис»).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ярославской области, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; не применены подлежащие применению нормы материального права, в частности пункт 10 части 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. ОАО «ЯШЗ» полагает, что добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, так как с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, кроме того, истек срок исковой на взыскание дохода в федеральный бюджет. В любом случае, по мнению Общества, за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе от 03.11.2009 №19-6/5-09, в пояснении по делу от 13.01.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
УФАС и ОАО «Яргазсервис» отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 14.01:2010 рассмотрение дела было отложено до 13 часов 11.02.2010.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы до 12.02.2010 и 16.02.2010.
Законность решения суда первой инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган провел проверку Общества по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства за период с 2005 по 2008 год.
В ходе проверки установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, что выразилось в заключении ОАО «ЯШЗ», как субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, договора на отпуск электроэнергии от 01.06.2006 №1/842 ИВ, в котором, в частности предусмотрено взимание платы за передачу электрической энергии с ОАО «Яргазсервис». За период 2006 - 2007 годов указанная плата взималась в отсутствие утвержденного тарифа на передачу электроэнергии.
Данные выводы УФАС отразило в решении от 17.06.09 №03-03/47-09 (в полном объеме изготовлено - 01.07.09) и предписании от 17.06.09. Указанными актами Общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и к нему применена мера ответственности в виде обязанности перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в сумме 578 рублей 62 копеек.
Не   согласившись   с   решением   и   постановлением   антимонопольного   органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии ч оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа). Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В  пункте 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевому хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6 Правил недискриминационного доступа).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимально)уровней тарифов.
Согласно постановлению администрации Ярославской области от 25.08.2004 № 141 «Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием» (вместе с Положением о департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области) Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной' власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения.
Из системного толкования изложенных норм следует, что хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание им услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела и установил суд, ОАО «ЯШЗ» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
Согласно схеме электроснабжения с энергоснабжающими организациями и субабонентами объекты ОАО «Яргазсервис» подключены к электрическим сетям Общества.
ОАО «ЯШЗ» и ОАО «Яргазсервис» заключили договор от 01.06.2006 № 1/842 ИВ на отпуск электроэнергии, в соответствии с которым расчеты за потребленную электроэнергию производятся в объеме прямых затрат, понесенных абонентом в отчетный период по тарифам, утвержденным Региональной (Федеральной) энергетической комиссией.
Директор Общества по экономике и финансам Федоров А.Ю. утвердил и ввел в действие с 01.01.2007 калькуляцию стоимости передачи 1 кВт/ч электроэнергии, согласно которой стоимость передачи 1 кВт/ч электроэнергии составляет 20 копеек. Размер платы был добровольно согласован сторонами в рамках договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В 2006 - 2007 годах ОАО «ЯШЗ» для оплаты услуг по передаче электрической энергии   выставило   в   адрес   ОАО «Яргазсервис»   счета-фактуры   на   общую   сумму  578 рублей 62 копейки (без НДС), которые последним были оплачены.
Однако суд установил, что уполномоченный орган государственной власти Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в рассматриваемый период соответствующий тариф на передачу электрической энергии в отношении Общества не устанавливал. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области пришел к правильному выводу, что действия ОАО «ЯШЗ» по взиманию платы за передачу электрической энергии в отсутствие надлежащим образом установленного тарифа являются нарушением запрета, установленного в пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Подлежит отклонению довод ОАО «ЯШЗ» относительно того, что на момент вынесения решения УФАС истек срок исковой давности на взыскание дохода в федеральный бюджет, который следует исчислять с момента заключения договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 №11-П   указано,   что,   поскольку   принудительное   взыскание   суммы,   подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с рассматриваемыми законоположениями, осуществляется в исковом порядке, ограничение, возможности такого взыскания пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством, при отсутствии иного специально установленного применительно к данным правоотношениям срока согласуется с существующей системой правового регулирования и обеспечивает по крайней мере минимальные конституционные гарантии прав и законных интересов лиц, с которых взыскивается в бюджет полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности устанавливается в три года. При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в рассматриваемом деле для целей вынесения решения антимонопольным органом срок исковой давности следует исчислять не с момента, когда Общество заключило договор на передачу электрической энергии, а с момента, когда фактически произошло нарушение, то есть с момента, когда ОАО «ЯШЗ» фактически стало взимать плату по данному договору.
Суд кассационной инстанции отклонил довод заявителя о том, что Общество добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
Несмотря на то что ОАО «ЯШЗ» с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, это не свидетельствует о том, что нарушение и его последствия устранены. Из материалов дела следует и суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения дела антимонопольным органом 578 рублей 62 копейки, полученные с ОАО «Яргазсервис», не были возвращены. При таких обстоятельствах не имеет значения тот факт, что ОАО «Яргазсервис» на момент рассмотрения настоящего дела не заявило самостоятельного требования к ОАО «ЯШЗ».
Довод Общества, что за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, постановлении от 24.06.2009 № 11-П, Закон о защите конкуренции, который в настоящее время определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Компенсаторный характер данной меры обусловливает возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно с мерами ответственности, носящими   штрафной характер,   что   само   по   себе   не   затрагивает   сферу действия общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние (nonbisinidem).
Иные доводы заявителя, приведенные в  кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрение кассационной жалобы Общества, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО «ЯШЗ».
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009 по делу A82-9899/2009-28 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
 
Нижний Новогород
16 февраля 2010 года                                         Дело № А82-9899/2009-28
 
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Тютина Д.В., судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Подчищаловой Н.В. (доверенность от 02.11.2009 № 19-19/176)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя — открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009, принятое судьей Глызиной А.В., по делу № А82-9899/2009-28
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - открытое акционерное общество «Яргазсервис»,
и установил:
открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» (далее - ОАО «ЯШЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 17.06.2009 по делу № 03-03/47-09, в соответствии с которыми ОАО «ЯШЗ» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и обязано в срок до 31.07.2009 перечислить в федеральный бюджет доход в размере 578 рублей 62 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в применении при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии свободного (договорного) тарифа вместо установленного в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Яргазсервис» (далее - ОАО «Яргазсервис»).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ярославской области, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; не применены подлежащие применению нормы материального права, в частности пункт 10 части 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. ОАО «ЯШЗ» полагает, что добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, так как с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, кроме того, истек срок исковой на взыскание дохода в федеральный бюджет. В любом случае, по мнению Общества, за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе от 03.11.2009 №19-6/5-09, в пояснении по делу от 13.01.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
УФАС и ОАО «Яргазсервис» отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 14.01:2010 рассмотрение дела было отложено до 13 часов 11.02.2010.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы до 12.02.2010 и 16.02.2010.
Законность решения суда первой инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган провел проверку Общества по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства за период с 2005 по 2008 год.
В ходе проверки установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, что выразилось в заключении ОАО «ЯШЗ», как субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, договора на отпуск электроэнергии от 01.06.2006 №1/842 ИВ, в котором, в частности предусмотрено взимание платы за передачу электрической энергии с ОАО «Яргазсервис». За период 2006 - 2007 годов указанная плата взималась в отсутствие утвержденного тарифа на передачу электроэнергии.
Данные выводы УФАС отразило в решении от 17.06.09 №03-03/47-09 (в полном объеме изготовлено - 01.07.09) и предписании от 17.06.09. Указанными актами Общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и к нему применена мера ответственности в виде обязанности перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в сумме 578 рублей 62 копеек.
Не   согласившись   с   решением   и   постановлением   антимонопольного   органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии ч оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа). Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В  пункте 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевому хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6 Правил недискриминационного доступа).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимально)уровней тарифов.
Согласно постановлению администрации Ярославской области от 25.08.2004 № 141 «Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием» (вместе с Положением о департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области) Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной' власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения.
Из системного толкования изложенных норм следует, что хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание им услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела и установил суд, ОАО «ЯШЗ» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
Согласно схеме электроснабжения с энергоснабжающими организациями и субабонентами объекты ОАО «Яргазсервис» подключены к электрическим сетям Общества.
ОАО «ЯШЗ» и ОАО «Яргазсервис» заключили договор от 01.06.2006 № 1/842 ИВ на отпуск электроэнергии, в соответствии с которым расчеты за потребленную электроэнергию производятся в объеме прямых затрат, понесенных абонентом в отчетный период по тарифам, утвержденным Региональной (Федеральной) энергетической комиссией.
Директор Общества по экономике и финансам Федоров А.Ю. утвердил и ввел в действие с 01.01.2007 калькуляцию стоимости передачи 1 кВт/ч электроэнергии, согласно которой стоимость передачи 1 кВт/ч электроэнергии составляет 20 копеек. Размер платы был добровольно согласован сторонами в рамках договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В 2006 - 2007 годах ОАО «ЯШЗ» для оплаты услуг по передаче электрической энергии   выставило   в   адрес   ОАО «Яргазсервис»   счета-фактуры   на   общую   сумму  578 рублей 62 копейки (без НДС), которые последним были оплачены.
Однако суд установил, что уполномоченный орган государственной власти Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в рассматриваемый период соответствующий тариф на передачу электрической энергии в отношении Общества не устанавливал. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области пришел к правильному выводу, что действия ОАО «ЯШЗ» по взиманию платы за передачу электрической энергии в отсутствие надлежащим образом установленного тарифа являются нарушением запрета, установленного в пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Подлежит отклонению довод ОАО «ЯШЗ» относительно того, что на момент вынесения решения УФАС истек срок исковой давности на взыскание дохода в федеральный бюджет, который следует исчислять с момента заключения договора от 01.06.06 № 1/842 ИВ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 №11-П   указано,   что,   поскольку   принудительное   взыскание   суммы,   подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с рассматриваемыми законоположениями, осуществляется в исковом порядке, ограничение, возможности такого взыскания пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством, при отсутствии иного специально установленного применительно к данным правоотношениям срока согласуется с существующей системой правового регулирования и обеспечивает по крайней мере минимальные конституционные гарантии прав и законных интересов лиц, с которых взыскивается в бюджет полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности устанавливается в три года. При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного в рассматриваемом деле для целей вынесения решения антимонопольным органом срок исковой давности следует исчислять не с момента, когда Общество заключило договор на передачу электрической энергии, а с момента, когда фактически произошло нарушение, то есть с момента, когда ОАО «ЯШЗ» фактически стало взимать плату по данному договору.
Суд кассационной инстанции отклонил довод заявителя о том, что Общество добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
Несмотря на то что ОАО «ЯШЗ» с 01.01.2008 не взимает плату за передачу электрической энергии, это не свидетельствует о том, что нарушение и его последствия устранены. Из материалов дела следует и суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения дела антимонопольным органом 578 рублей 62 копейки, полученные с ОАО «Яргазсервис», не были возвращены. При таких обстоятельствах не имеет значения тот факт, что ОАО «Яргазсервис» на момент рассмотрения настоящего дела не заявило самостоятельного требования к ОАО «ЯШЗ».
Довод Общества, что за нарушение антимонопольного законодательства к нему должна была быть применена мера ответственности в виде административного штрафа, а не ответственность в форме перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, постановлении от 24.06.2009 № 11-П, Закон о защите конкуренции, который в настоящее время определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Компенсаторный характер данной меры обусловливает возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно с мерами ответственности, носящими   штрафной характер,   что   само   по   себе   не   затрагивает   сферу действия общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние (nonbisinidem).
Иные доводы заявителя, приведенные в  кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрение кассационной жалобы Общества, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО «ЯШЗ».
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2009 по делу A82-9899/2009-28 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )