Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (Дело № А82-10081/2010-28)

Дата публикации: 7 декабря 2010, 03:00
Арбитражный суд Ярославской области 
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-10081/2010-28
07 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 28 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен - 07 декабря 2010 года
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
с участием третьего лица – ТСЖ «Родонит»
 
об оспаривании решения и предписания от 16.06.10 по делу № 03-03/19-10
 
при участии: от заявителя – Коробова Ю.В. – предст. по пост. дов.
от ответчика – Плетнев Д.А. - предст. по пост. дов. от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10) и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10, принятых в отношении ОАО «ЯСК».
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к делу было привлечено ТСЖ «Родонит», которое являлось заявителем в административный орган. Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие; в предварительном судебном заседании поясняло суду фактические обстоятельства дела, поддерживает правовую позицию ответчика.
Дело судом рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, в порядке статей 156, 200 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной в отношении ОАО «ЯСК», 17.06.10 было вынесено решение по делу № 03-03/19-10 (01.07.10 изготовлено в полном объеме).
Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Согласно пункта 2 оспариваемого решения, антимонопольным управлением 17.06.10 было выдано предписание ОАО «ЯСК» о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно предписания от 17.06.10 ОАО «ЯСК» было предписано в срок до 30.07.10 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 8 450,57 рублей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - создание дискриминационных условий.
Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях) ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
Антимонопольный орган считает противоправными действия ОАО «ЯСК» - по выставлению и взиманию платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами, что представляет собой нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия соответствуют нормам действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
ОАО «ЯСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35% по позиции «Распределение электроэнергии» (код ОКВЭД 40.10.3) в географических границах Ярославской области с долей более 65 % на основании приказа № 87 от 26.12.06.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
В Ярославское УФАС поступило заявление ТСЖ «Родонит» на неправомерные действия ОАО «ЯСК», выразившиеся в выставлении и взимании платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, в установленном порядке оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами.
В ходе проверки заявление антимонопольным органом было установлено.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09.
Согласно п.1.2 Договора, Покупатель (ТСЖ) приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117 корп. 2) в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с приложением № 1 к Договору, электрическая энергия приобретается ТСЖ «Родонит» для мест общего пользования: лестничные клетки, лифты, приборы дымоудаления.
Из технического паспорта на жилой дом № 117 корп.2 «А» по Ленинградскому проспекту г. Ярославля следует, что в данном доме предусмотрено оборудование жилых помещений электроплитами (ввиду отсутствия конструктивных элементов в графе «Газоснабжение»).
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК» в 2009 году населению Ярославской области (Приказ Департамента № 237 от 24.11.08): для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами – в размере 142 коп. кВт. ч. (одноставочный тариф).
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур (№6/65649 от 31.10.09, №6/7-638 от 30.11.09, № 6/78801 от 31.12.09) следует, что ОАО «ЯСК», при расчетах с ТСЖ «Родонит» по договору от 23.10.09 ( в части объемов энергии, поставляемой для общедомовых нужд), применяло иной тариф - по 203 коп./кВт. ч.
Указанный тариф установлен для групп населения, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Вышеуказанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Ответчик в оспариваемом решении считает, что соответствующий тариф установлен для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами; отсутствуют основания для применения иного, повышенного тарифа для энергии, потребляемой для общедомовых нужд.
В обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением»; пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.04 № 20-э/2.
Дополнительно ответчик ссылается на существующую судебную практику по данному вопросу, а именно - на постановление Президиума ВАС РФ № 10211/07 от 22.01.08.
Ответчик считает правомерным как оспариваемое Обществом решение, так и предписание о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного обществом дохода.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что на общедомовые нужды, в том числе в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электроплитами, подлежит применению повышенный тариф, поскольку цели приобретения электроэнергии в данном случае - не для работы стационарных элетроплит, а прочие.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на позицию, изложенную Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.02.08 № 01-07/122 – ответ на обращение Общества представлен в материалы дела.
В данном письме Департамент считает возможным различное применение тарифов при наличии раздельного учета электроэнергии, приобретаемой для коммунальных и технических нужд.
Соответственно, заявитель считает оспариваемое решение недействительным.
В части оспаривания предписания антимонопольного органа заявитель приводит самостоятельный довод о том, что Обществом не был получен какой-либо доход, поскольку ТСЖ «Родонит» фактически суммы повышенного дохода не уплачивало, несмотря на выставление ему счетов-фактур, вело собственный учет.
Впоследствии сумма повышенного тарифа была скорректирована в последующих счета, выставленных ТСЖ «Родонит».
Исследовав представленные сторонами доводы и доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на рынке распределения электрической энергии Ярославской области подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09, для обеспечения электроэнергией общедомовых нужд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу - г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117, корп.2.
В связи с тем, что указанный дом был оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами, подлежал применению тариф, установленный для данной группы населения.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением не содержит какого-либо указания на необходимость разделения приобретаемой электроэнергии, на объемы, потребляемые в квартирах и местах общего пользования, с целью применения различных тарифов для данных целей.
Соответственно, суд делает вывод о законности и обоснованности оспариваемого решения в части факта установленного нарушения Обществом антимонопольного законодательства путем ущемления интересов ТСЖ «Родонит» и граждан – потребителей электроэнергии.
В данной части заявленные предприятием требования удовлетворению не подлежат.
В отношении вынесенного антимонопольным органом предписания суд считает правомерной правовую позицию заявителя, с учетом следующего.
В силу статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения, антимонопольный орган выдает предписание.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона.
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в подп.. «к» пункта 2 части 1 предусматривает полномочия антимонопольного органа на выдачу обязательного для исполнения предписания «о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства».
Данная мера подлежит применению именно при наличии факта незаконного получения дохода хозяйствующим субъектом (доминантом), представляет собой специфическую меру принудительного воздействия.
В рассматриваемом деле, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено необходимых и достаточных доказательств того факта, что:
1) ОАО «ЯСК» был получен доход от незаконной деятельности;
2) сумма данного дохода составляет 8 450,57 рублей.
Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что третье лицо – ТСЖ «Родонит» вело собственный обособленный учет и, несмотря на получение от ОАО «ЯСК» соответствующих счетов-фактур, не оплачивало ОАО «ЯСК» сумму повышенного тарифа.
Данное обстоятельство было исследовано судом в судебном заседании по представленным третьим лицом платежным документам и учетным регистрам.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у ОАО «ЯСК» незаконно полученного дохода по спорному основанию.
В данной части, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд заявитель понес судебные расходы, уплатив 2000 руб. государственной пошлины платежным поручением №4880 от 06.09.10.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы заявителя распределяются между сторонами судом поровну - в связи с частичным удовлетворением заявленных предприятием требований в части незаконности вынесенного предписания.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-
03/19-10 от 17.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10), вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания», в части пункта 1 – а именно, признания Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Признать недействительным пункт 2 решения по делу № 03-03/19-10 от 17.06.10 «о выдаче предписания».
Признать недействительным предписание от 17.06.10 по делу № 03-03/19-10 выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания».
Расходы по уплате государственной пошлины распределить между сторонами в размере по 1 000 рублей.
Взыскать с ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу заявителя – Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» 1 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок, в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 

 

stdClass Object ( [vid] => 8375 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (Дело № А82-10081/2010-28) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8375 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Арбитражный суд Ярославской области 
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-10081/2010-28
07 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 28 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен - 07 декабря 2010 года
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
с участием третьего лица – ТСЖ «Родонит»
 
об оспаривании решения и предписания от 16.06.10 по делу № 03-03/19-10
 
при участии: от заявителя – Коробова Ю.В. – предст. по пост. дов.
от ответчика – Плетнев Д.А. - предст. по пост. дов. от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10) и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10, принятых в отношении ОАО «ЯСК».
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к делу было привлечено ТСЖ «Родонит», которое являлось заявителем в административный орган. Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие; в предварительном судебном заседании поясняло суду фактические обстоятельства дела, поддерживает правовую позицию ответчика.
Дело судом рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, в порядке статей 156, 200 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной в отношении ОАО «ЯСК», 17.06.10 было вынесено решение по делу № 03-03/19-10 (01.07.10 изготовлено в полном объеме).
Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Согласно пункта 2 оспариваемого решения, антимонопольным управлением 17.06.10 было выдано предписание ОАО «ЯСК» о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно предписания от 17.06.10 ОАО «ЯСК» было предписано в срок до 30.07.10 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 8 450,57 рублей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - создание дискриминационных условий.
Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях) ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
Антимонопольный орган считает противоправными действия ОАО «ЯСК» - по выставлению и взиманию платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами, что представляет собой нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия соответствуют нормам действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
ОАО «ЯСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35% по позиции «Распределение электроэнергии» (код ОКВЭД 40.10.3) в географических границах Ярославской области с долей более 65 % на основании приказа № 87 от 26.12.06.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
В Ярославское УФАС поступило заявление ТСЖ «Родонит» на неправомерные действия ОАО «ЯСК», выразившиеся в выставлении и взимании платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, в установленном порядке оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами.
В ходе проверки заявление антимонопольным органом было установлено.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09.
Согласно п.1.2 Договора, Покупатель (ТСЖ) приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117 корп. 2) в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с приложением № 1 к Договору, электрическая энергия приобретается ТСЖ «Родонит» для мест общего пользования: лестничные клетки, лифты, приборы дымоудаления.
Из технического паспорта на жилой дом № 117 корп.2 «А» по Ленинградскому проспекту г. Ярославля следует, что в данном доме предусмотрено оборудование жилых помещений электроплитами (ввиду отсутствия конструктивных элементов в графе «Газоснабжение»).
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК» в 2009 году населению Ярославской области (Приказ Департамента № 237 от 24.11.08): для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами – в размере 142 коп. кВт. ч. (одноставочный тариф).
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур (№6/65649 от 31.10.09, №6/7-638 от 30.11.09, № 6/78801 от 31.12.09) следует, что ОАО «ЯСК», при расчетах с ТСЖ «Родонит» по договору от 23.10.09 ( в части объемов энергии, поставляемой для общедомовых нужд), применяло иной тариф - по 203 коп./кВт. ч.
Указанный тариф установлен для групп населения, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Вышеуказанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Ответчик в оспариваемом решении считает, что соответствующий тариф установлен для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами; отсутствуют основания для применения иного, повышенного тарифа для энергии, потребляемой для общедомовых нужд.
В обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением»; пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.04 № 20-э/2.
Дополнительно ответчик ссылается на существующую судебную практику по данному вопросу, а именно - на постановление Президиума ВАС РФ № 10211/07 от 22.01.08.
Ответчик считает правомерным как оспариваемое Обществом решение, так и предписание о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного обществом дохода.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что на общедомовые нужды, в том числе в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электроплитами, подлежит применению повышенный тариф, поскольку цели приобретения электроэнергии в данном случае - не для работы стационарных элетроплит, а прочие.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на позицию, изложенную Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.02.08 № 01-07/122 – ответ на обращение Общества представлен в материалы дела.
В данном письме Департамент считает возможным различное применение тарифов при наличии раздельного учета электроэнергии, приобретаемой для коммунальных и технических нужд.
Соответственно, заявитель считает оспариваемое решение недействительным.
В части оспаривания предписания антимонопольного органа заявитель приводит самостоятельный довод о том, что Обществом не был получен какой-либо доход, поскольку ТСЖ «Родонит» фактически суммы повышенного дохода не уплачивало, несмотря на выставление ему счетов-фактур, вело собственный учет.
Впоследствии сумма повышенного тарифа была скорректирована в последующих счета, выставленных ТСЖ «Родонит».
Исследовав представленные сторонами доводы и доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на рынке распределения электрической энергии Ярославской области подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09, для обеспечения электроэнергией общедомовых нужд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу - г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117, корп.2.
В связи с тем, что указанный дом был оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами, подлежал применению тариф, установленный для данной группы населения.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением не содержит какого-либо указания на необходимость разделения приобретаемой электроэнергии, на объемы, потребляемые в квартирах и местах общего пользования, с целью применения различных тарифов для данных целей.
Соответственно, суд делает вывод о законности и обоснованности оспариваемого решения в части факта установленного нарушения Обществом антимонопольного законодательства путем ущемления интересов ТСЖ «Родонит» и граждан – потребителей электроэнергии.
В данной части заявленные предприятием требования удовлетворению не подлежат.
В отношении вынесенного антимонопольным органом предписания суд считает правомерной правовую позицию заявителя, с учетом следующего.
В силу статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения, антимонопольный орган выдает предписание.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона.
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в подп.. «к» пункта 2 части 1 предусматривает полномочия антимонопольного органа на выдачу обязательного для исполнения предписания «о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства».
Данная мера подлежит применению именно при наличии факта незаконного получения дохода хозяйствующим субъектом (доминантом), представляет собой специфическую меру принудительного воздействия.
В рассматриваемом деле, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено необходимых и достаточных доказательств того факта, что:
1) ОАО «ЯСК» был получен доход от незаконной деятельности;
2) сумма данного дохода составляет 8 450,57 рублей.
Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что третье лицо – ТСЖ «Родонит» вело собственный обособленный учет и, несмотря на получение от ОАО «ЯСК» соответствующих счетов-фактур, не оплачивало ОАО «ЯСК» сумму повышенного тарифа.
Данное обстоятельство было исследовано судом в судебном заседании по представленным третьим лицом платежным документам и учетным регистрам.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у ОАО «ЯСК» незаконно полученного дохода по спорному основанию.
В данной части, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд заявитель понес судебные расходы, уплатив 2000 руб. государственной пошлины платежным поручением №4880 от 06.09.10.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы заявителя распределяются между сторонами судом поровну - в связи с частичным удовлетворением заявленных предприятием требований в части незаконности вынесенного предписания.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-
03/19-10 от 17.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10), вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания», в части пункта 1 – а именно, признания Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Признать недействительным пункт 2 решения по делу № 03-03/19-10 от 17.06.10 «о выдаче предписания».
Признать недействительным предписание от 17.06.10 по делу № 03-03/19-10 выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания».
Расходы по уплате государственной пошлины распределить между сторонами в размере по 1 000 рублей.
Взыскать с ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу заявителя – Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» 1 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок, в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Арбитражный суд Ярославской области 
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-10081/2010-28
07 декабря 2010 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 28 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен - 07 декабря 2010 года
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
с участием третьего лица – ТСЖ «Родонит»
 
об оспаривании решения и предписания от 16.06.10 по делу № 03-03/19-10
 
при участии: от заявителя – Коробова Ю.В. – предст. по пост. дов.
от ответчика – Плетнев Д.А. - предст. по пост. дов. от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10) и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/19-10 от 16.06.10, принятых в отношении ОАО «ЯСК».
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к делу было привлечено ТСЖ «Родонит», которое являлось заявителем в административный орган. Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие; в предварительном судебном заседании поясняло суду фактические обстоятельства дела, поддерживает правовую позицию ответчика.
Дело судом рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, в порядке статей 156, 200 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной в отношении ОАО «ЯСК», 17.06.10 было вынесено решение по делу № 03-03/19-10 (01.07.10 изготовлено в полном объеме).
Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Согласно пункта 2 оспариваемого решения, антимонопольным управлением 17.06.10 было выдано предписание ОАО «ЯСК» о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно предписания от 17.06.10 ОАО «ЯСК» было предписано в срок до 30.07.10 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 8 450,57 рублей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - создание дискриминационных условий.
Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях) ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
Антимонопольный орган считает противоправными действия ОАО «ЯСК» - по выставлению и взиманию платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами, что представляет собой нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия соответствуют нормам действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
ОАО «ЯСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35% по позиции «Распределение электроэнергии» (код ОКВЭД 40.10.3) в географических границах Ярославской области с долей более 65 % на основании приказа № 87 от 26.12.06.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.

В Ярославское УФАС поступило заявление ТСЖ «Родонит» на неправомерные действия ОАО «ЯСК», выразившиеся в выставлении и взимании платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, в установленном порядке оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами.

В ходе проверки заявление антимонопольным органом было установлено.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09.
Согласно п.1.2 Договора, Покупатель (ТСЖ) приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117 корп. 2) в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с приложением № 1 к Договору, электрическая энергия приобретается ТСЖ «Родонит» для мест общего пользования: лестничные клетки, лифты, приборы дымоудаления.
Из технического паспорта на жилой дом № 117 корп.2 «А» по Ленинградскому проспекту г. Ярославля следует, что в данном доме предусмотрено оборудование жилых помещений электроплитами (ввиду отсутствия конструктивных элементов в графе «Газоснабжение»).
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК» в 2009 году населению Ярославской области (Приказ Департамента № 237 от 24.11.08): для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами – в размере 142 коп. кВт. ч. (одноставочный тариф).
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур (№6/65649 от 31.10.09, №6/7-638 от 30.11.09, № 6/78801 от 31.12.09) следует, что ОАО «ЯСК», при расчетах с ТСЖ «Родонит» по договору от 23.10.09 ( в части объемов энергии, поставляемой для общедомовых нужд), применяло иной тариф - по 203 коп./кВт. ч.
Указанный тариф установлен для групп населения, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Вышеуказанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Ответчик в оспариваемом решении считает, что соответствующий тариф установлен для группы населения, проживающей в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами; отсутствуют основания для применения иного, повышенного тарифа для энергии, потребляемой для общедомовых нужд.
В обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением»; пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.04 № 20-э/2.

Дополнительно ответчик ссылается на существующую судебную практику по данному вопросу, а именно - на постановление Президиума ВАС РФ № 10211/07 от 22.01.08.

Ответчик считает правомерным как оспариваемое Обществом решение, так и предписание о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного обществом дохода.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что на общедомовые нужды, в том числе в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электроплитами, подлежит применению повышенный тариф, поскольку цели приобретения электроэнергии в данном случае - не для работы стационарных элетроплит, а прочие.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на позицию, изложенную Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.02.08 № 01-07/122 – ответ на обращение Общества представлен в материалы дела.
В данном письме Департамент считает возможным различное применение тарифов при наличии раздельного учета электроэнергии, приобретаемой для коммунальных и технических нужд.
Соответственно, заявитель считает оспариваемое решение недействительным.
В части оспаривания предписания антимонопольного органа заявитель приводит самостоятельный довод о том, что Обществом не был получен какой-либо доход, поскольку ТСЖ «Родонит» фактически суммы повышенного дохода не уплачивало, несмотря на выставление ему счетов-фактур, вело собственный учет.
Впоследствии сумма повышенного тарифа была скорректирована в последующих счета, выставленных ТСЖ «Родонит».
Исследовав представленные сторонами доводы и доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на рынке распределения электрической энергии Ярославской области подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.09, для обеспечения электроэнергией общедомовых нужд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу - г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.117, корп.2.
В связи с тем, что указанный дом был оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами, подлежал применению тариф, установленный для данной группы населения.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением не содержит какого-либо указания на необходимость разделения приобретаемой электроэнергии, на объемы, потребляемые в квартирах и местах общего пользования, с целью применения различных тарифов для данных целей.

Соответственно, суд делает вывод о законности и обоснованности оспариваемого решения в части факта установленного нарушения Обществом антимонопольного законодательства путем ущемления интересов ТСЖ «Родонит» и граждан – потребителей электроэнергии.

В данной части заявленные предприятием требования удовлетворению не подлежат.
В отношении вынесенного антимонопольным органом предписания суд считает правомерной правовую позицию заявителя, с учетом следующего.
В силу статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения, антимонопольный орган выдает предписание.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона.
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в подп.. «к» пункта 2 части 1 предусматривает полномочия антимонопольного органа на выдачу обязательного для исполнения предписания «о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства».
Данная мера подлежит применению именно при наличии факта незаконного получения дохода хозяйствующим субъектом (доминантом), представляет собой специфическую меру принудительного воздействия.
В рассматриваемом деле, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено необходимых и достаточных доказательств того факта, что:
1) ОАО «ЯСК» был получен доход от незаконной деятельности;
2) сумма данного дохода составляет 8 450,57 рублей.
Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что третье лицо – ТСЖ «Родонит» вело собственный обособленный учет и, несмотря на получение от ОАО «ЯСК» соответствующих счетов-фактур, не оплачивало ОАО «ЯСК» сумму повышенного тарифа.
Данное обстоятельство было исследовано судом в судебном заседании по представленным третьим лицом платежным документам и учетным регистрам.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у ОАО «ЯСК» незаконно полученного дохода по спорному основанию.
В данной части, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд заявитель понес судебные расходы, уплатив 2000 руб. государственной пошлины платежным поручением №4880 от 06.09.10.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы заявителя распределяются между сторонами судом поровну - в связи с частичным удовлетворением заявленных предприятием требований в части незаконности вынесенного предписания.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-

03/19-10 от 17.06.10 (в полном объеме изготовлено 01.07.10), вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания», в части пункта 1 – а именно, признания Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

Признать недействительным пункт 2 решения по делу № 03-03/19-10 от 17.06.10 «о выдаче предписания».
Признать недействительным предписание от 17.06.10 по делу № 03-03/19-10 выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания».
Расходы по уплате государственной пошлины распределить между сторонами в размере по 1 000 рублей.
Взыскать с ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу заявителя – Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» 1 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок, в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-07 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-07 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )