Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ИП Козлова В.В. (Дело №А82-14324/2010)

Дата публикации: 27 июня 2011, 15:18

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №А82-14324/2010
                                                        27 июня 2011  года


              Резолютивная часть решения объявлена  23 июня 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  27 июня 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Козлова В.В.

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании решения  антимонопольного органа

третье лицо - ООО «Ярпожинвест»                                       


при участии:
от заявителя
- Лисицын А.А., доверенность от 06.08.2009г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица - не явились
установил:

         Индивидуальный предприниматель Козлов Владимир Владимирович  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-10 от 29 октября 2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.).
         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Ярпожинвест» на основании статьи 51 АПК РФ.
         Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, отзыв не представило, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия третьего лица.
           Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, в заявлении указывает, что Козлов В.В. не является субъектом естественной монополии, поскольку не включен в перечень таких субъектов и не оказывает услуг по транспортировке газа, не является собственником газораспределительной системы и не имеет статуса газораспределительной организации; никаких договоров о транспортировке газа Козлов В.В. не заключал; соглашением от 10.11.2009г. с ООО «Ярпожинвест» регулируются взаимоотношения сторон по разграничению ответственности за содержание и ремонт газораспределительного пункта и газовых сетей, принадлежащих Козлову В.В., и внутренних газовых сетей, а также расходов по их ремонту. В ходе судебного разбирательства заявитель скорректировал позицию (лист 99 том 1) - указывает, что Козлов В.В. не является собственником  наземного газопровода высокого давления длиной 79,3 метра, наземного газопровода низкого давления общей длиной 665,5 метра, а также ГРП (ШРП), являющегося составной частью газораспределительных сетей, по которым газ транспортируется на нужды ООО «Ярпожинвест», в связи с чем не может осуществлять транспортировку газа по этим сетям и получать доход от транспортировки. Получение денежных средств в качестве частичного возмещения расходов за содержание и обслуживание газораспределительного пункта и газопровода от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. в сумме 44154 руб. согласно акту сверки взаимных расчетов  за период 01.11.2009г. - 22.10.2010г. заявитель признает, доход в сумме сверх указанной - оспаривает.
          Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
          Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
           Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 29 октября 2010г. принято (10.11.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/15-10, пунктом 1 которого ИП Козлов В.В. признан нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10  Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.; пунктом 2 решено выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в обшей сумме 78 205,65 руб.; пунктом 3 решено передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
           Соответствующее предписание было выдано заявителю, но заявителем не оспаривается.

        Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
            Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в действиях индивидуального предпринимателя Козлова В.В. по выставлению ООО «Ярпожинвест» платы за транспортировку газа по сетям в 2009г., 2010г. в размере, не установленном уполномоченным органом.
           Оценивая доводы сторон, представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
           Козлов В.В. является собственником сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2009г.
           Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 марта 2009г. Козлов В.В. является собственником котельной (лит.З) общей площадью 976,9 кв.м. по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с, С.Прусово.
           ИП Козловым В.В., как Абонентом, и ООО «Ярпожинвест», как Субабонентом, 01.01.2009г. заключен  Субабонентский договор газоснабжения, согласно которому Абонент с согласия Поставщика газа предоставляет Субабоненту право пользоваться своим газопотребляющим оборудованием и газораспределительным пунктом и (или) отключающим устройством для получения газа от Поставщика и оказывает услуги Субабоненту по организации расчетов между ним и Поставщиком газа, а Субабонент принимает по   газопотребляющему оборудованию газ от Поставщика и осуществляет за него оплату. Согласно разделу 1 договора Абонент - это лицо, непосредственно имеющее доступ к местным газораспределительным сетям, а Субабонент - это лицо, осуществляющее доступ к местным газораспределительным сетям через Абонента, и имеющее газоиспользующее оборудование.
           Между ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» (Поставщик) и ООО «Ярпожинвест» (Покупатель) 21.10.2009г. заключен договор поставки газа №60-4-5147/09.
           10.11.2009г. предпринимателем Козловым В.В. заключено Соглашение о разграничении ответственности и возмещении расходов по пользованию газораспределительными сетями с ООО «Ярпожинвест», согласно которому ответственность за содержание и обслуживание газораспределительного пункта, находящегося в здании котельной, литер З, а также сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра  от места врезки ГВК №123 до подземной задвижки №124 (точки А - Б в соответствии с Приложением №1) несет ИП Козлов В.В.; расходы по содержанию и ремонту указанных газораспределительного пункта и газовой магистрали стороны несут пропорционально в соответствии с фактическим объемом потребления газа, количество которого учитывается по приборам учета. В расходы по содержанию и ремонту входят: платежи в обслуживающую организацию по техническому обслуживанию газораспределительных сетей и ГРП; приобретение вышедших из строя приборов учета и безопасности, замена деталей газового оборудования и ГРП; платежи по оплате услуг ответственного лица по контролю за газовыми сетями, в том числе ГРП при выполнении контроля за работой ГРП, метрологическая проверка приборов учета и безопасности, работы с обслуживающей организацией при проведении профилактических, регламентных и аварийных работ; разрешение споров с ООО «Яррегионгаз» по учету потребления газа при возникновении внештатных ситуаций (отключение электроэнергии, поломка  корректора и т.д.).
             Как следует из Приложения №1 к Соглашению и пояснений сторон, к объектам недвижимости, используемым ООО «Ярпожинвест», газ по газопроводу низкого давления поступает  от ШРП (газораспределительный пункт - шкаф), расположенного в здании котельной, принадлежащей Козлову В.В. на праве собственности; в ШРП (ГРП) газ поступает по наземному газопроводу высокого давления протяженностью 79,3 метра и подземному газопроводу высокого давления протяженностью  2780,8 метра (собственность Козлова В.В.).
           Право собственности на ШРП (ГРП), газопровод низкого давления протяженностью 665,5 метра и наземный газопровод высокого давления протяженностью 79,3 метра не зарегистрировано. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25 марта 2011г. по делу №А82-14247/2010-45 предпринимателю Козлову В.В. оказано в удовлетворении требований о признании права собственности на указанные возведенные им газопроводы (судебный акт не вступил в законную силу на момент вынесения судом решения по настоящему делу).
           Индивидуальный предприниматель Козлов В.В. является обладателем лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов №ЭВ-18-000113 (С), а также свидетельства о регистрации системы газопотребления предприятия №А18-03514. Согласно приложению к свидетельству система газопотребления ИП Козлова В.В. включает в себя котел водогрейный, ШРП, газопровод надземный низкого давления 665,5 метра, 2004 года изготовления, газопровод надземный высокого давления 79,3 метра, 1993 года изготовления.  
     Согласно Акту сверки взаимных расчетов за период с 01.11.2009г. по 22.10.2010г. Козловым В.В. по соглашению от 10.11.2009г. получено от ООО «Ярпожинвест» (на основании выставленных счетов-фактур) 44 154 руб. (без НДС). Получение денежных средств в большем объеме не подтверждается материалами дела и не признается заявителем. В решении УФАС по Ярославской области в трех таблицах отражены денежные средства, полученные по соглашению от 10.11.2009г.  на основании счетов-фактур, счетов и актов сверок. Счета и счета-фактуры не являются документами, подтверждающими получение денежных средств, акты сверки и отдельные представленные в ходе судебного разбирательства платежные документы могут быть приняты судом как документы, подтверждающие оплату, однако суд не может исключить ситуацию, когда суммы, фигурирующие в акте сверки отражают суммы, полученные по дополнительно представленным платежным документам, в связи с чем считает доказанным получение заявителем денежных средств по соглашению от 10.11.2009г. только в сумме 44154 руб. на основании акта сверки от 22.10.2010г.
     Оценив правовые позиции сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

        Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены основные понятия, используемые для целей настоящего закона, в том числе: газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
      Статьей 23 того же закона предусмотрено регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций.
          В силу статьи 26 организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
          В соответствии со статьей 27 организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
        Постановлением Правительства РФ  от 24.11.1998г. №1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, согласно которому местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - это право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировка газа - это перемещение газа по местной газораспределительной сети.
        Согласно пункту 10 Положения оплата услуг по транспортировке газа независимыми организациями осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
         Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. №1021 определены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
      Как установлено пунктом 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: а) оптовые цены на газ; б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); е) розничные цены на газ, реализуемый населению; ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
      Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. №411-э/7, определены принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
     Согласно Методическим указаниям тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа). Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО).
     В соответствии с пунктом 5 Методических указаний расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности; в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
            Как установлено Приложением №2 Методических указаний при формировании тарифа на транспортировку газа учитываются, в том числе следующие расходы: фонд оплаты труда, услуги по техническому обслуживанию газораспределительных сетей, услуги по диагностированию ГРП, ШРП, подземных газопроводов и обследованию дюкеров; услуги по регистрации объектов газораспределения, охрана труда, подготовка кадров и т.д.
           Таким образом, расходы, возмещение которых предусмотрено по соглашению от 10.11.2009г., соответствуют расходам, формирующим тариф на транспортировку газа.
           В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
           В ходе судебного разбирательства установлено, что Козлов В.В. является собственником подземного газопровода высокого давления протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, владеет и пользуется газораспределительным пунктом - шкаф (ШРП), расположенном в здании котельной, принадлежащем ему на праве собственности, а также надземными газопроводами высокого и  низкого давления, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке; имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и свидетельство о регистрации такого объекта - системы газопотребления предприятия, фактически, несет бремя собственника указанных сетей.
     Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, суд пришел к выводу о том, что предприниматель Козлов В.В. осуществляет транспортировку газа до объектов, используемых ООО «Ярпожинвест», по сетям газопровода, принадлежащим ему на том или ином праве, а расходы, связанные с содержанием подземного газопровода и ШРП частично возмещает за счет третьего лица без надлежащего тарифа, установленного уполномоченным органом. Следовательно, Козлов В.В. является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в силу части 5 статьи 5 Закона о конкуренции.
     Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода антимонопольного управления о наличии в действиях Козлова В.В. признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - о нарушении установленного порядке ценообразования.
     Судом не принимаются доводы заявителя, поскольку отсутствие официальной регистрации его статуса как субъекта естественной монополии и газораспределительной организации, а также права собственности на отдельные объекты сети газопровода не дает предпринимателю права действовать в нарушение федеральных законов.
     В ходе судебного разбирательства установлен доход в сумме 44 154 руб. (без НДС), полученный предпринимателем Козловым В.В. от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. за период с  01.11.2009г. по 22.10.2010г. В остальной части получение дохода не подтверждается материалами дела, в связи с чем требования заявителя подлежат  удовлетворению в части.
          При обращении в суд с рассматриваемым требованием заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. платежным поручением №96 от 27.12.2010г., в том числе 1800 руб. - излишне. На основании статьи 110 АПК РФ  расходы в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя, а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1800 руб. подлежит возврату из бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
             Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                              Р Е Ш И Л:
     Признать недействительным пункт 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/15-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.10.2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.) в части суммы дохода, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, превышающей 44 154 руб.
           В удовлетворении заявленных требований в остальной части  отказать.
           Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича 200 руб. судебных расходов.
           Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
           Возвратить индивидуальному предпринимателю Козлову Владимиру Владимировичу 1800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

 

stdClass Object ( [vid] => 8410 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ИП Козлова В.В. (Дело №А82-14324/2010) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8410 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №А82-14324/2010
                                                        27 июня 2011  года


              Резолютивная часть решения объявлена  23 июня 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  27 июня 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Козлова В.В.

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании решения  антимонопольного органа

третье лицо - ООО «Ярпожинвест»                                       


при участии:
от заявителя
- Лисицын А.А., доверенность от 06.08.2009г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица - не явились
установил:

         Индивидуальный предприниматель Козлов Владимир Владимирович  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-10 от 29 октября 2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.).
         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Ярпожинвест» на основании статьи 51 АПК РФ.
         Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, отзыв не представило, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия третьего лица.
           Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, в заявлении указывает, что Козлов В.В. не является субъектом естественной монополии, поскольку не включен в перечень таких субъектов и не оказывает услуг по транспортировке газа, не является собственником газораспределительной системы и не имеет статуса газораспределительной организации; никаких договоров о транспортировке газа Козлов В.В. не заключал; соглашением от 10.11.2009г. с ООО «Ярпожинвест» регулируются взаимоотношения сторон по разграничению ответственности за содержание и ремонт газораспределительного пункта и газовых сетей, принадлежащих Козлову В.В., и внутренних газовых сетей, а также расходов по их ремонту. В ходе судебного разбирательства заявитель скорректировал позицию (лист 99 том 1) - указывает, что Козлов В.В. не является собственником  наземного газопровода высокого давления длиной 79,3 метра, наземного газопровода низкого давления общей длиной 665,5 метра, а также ГРП (ШРП), являющегося составной частью газораспределительных сетей, по которым газ транспортируется на нужды ООО «Ярпожинвест», в связи с чем не может осуществлять транспортировку газа по этим сетям и получать доход от транспортировки. Получение денежных средств в качестве частичного возмещения расходов за содержание и обслуживание газораспределительного пункта и газопровода от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. в сумме 44154 руб. согласно акту сверки взаимных расчетов  за период 01.11.2009г. - 22.10.2010г. заявитель признает, доход в сумме сверх указанной - оспаривает.
          Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
          Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
           Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 29 октября 2010г. принято (10.11.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/15-10, пунктом 1 которого ИП Козлов В.В. признан нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10  Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.; пунктом 2 решено выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в обшей сумме 78 205,65 руб.; пунктом 3 решено передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
           Соответствующее предписание было выдано заявителю, но заявителем не оспаривается.

        Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
            Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в действиях индивидуального предпринимателя Козлова В.В. по выставлению ООО «Ярпожинвест» платы за транспортировку газа по сетям в 2009г., 2010г. в размере, не установленном уполномоченным органом.
           Оценивая доводы сторон, представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
           Козлов В.В. является собственником сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2009г.
           Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 марта 2009г. Козлов В.В. является собственником котельной (лит.З) общей площадью 976,9 кв.м. по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с, С.Прусово.
           ИП Козловым В.В., как Абонентом, и ООО «Ярпожинвест», как Субабонентом, 01.01.2009г. заключен  Субабонентский договор газоснабжения, согласно которому Абонент с согласия Поставщика газа предоставляет Субабоненту право пользоваться своим газопотребляющим оборудованием и газораспределительным пунктом и (или) отключающим устройством для получения газа от Поставщика и оказывает услуги Субабоненту по организации расчетов между ним и Поставщиком газа, а Субабонент принимает по   газопотребляющему оборудованию газ от Поставщика и осуществляет за него оплату. Согласно разделу 1 договора Абонент - это лицо, непосредственно имеющее доступ к местным газораспределительным сетям, а Субабонент - это лицо, осуществляющее доступ к местным газораспределительным сетям через Абонента, и имеющее газоиспользующее оборудование.
           Между ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» (Поставщик) и ООО «Ярпожинвест» (Покупатель) 21.10.2009г. заключен договор поставки газа №60-4-5147/09.
           10.11.2009г. предпринимателем Козловым В.В. заключено Соглашение о разграничении ответственности и возмещении расходов по пользованию газораспределительными сетями с ООО «Ярпожинвест», согласно которому ответственность за содержание и обслуживание газораспределительного пункта, находящегося в здании котельной, литер З, а также сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра  от места врезки ГВК №123 до подземной задвижки №124 (точки А - Б в соответствии с Приложением №1) несет ИП Козлов В.В.; расходы по содержанию и ремонту указанных газораспределительного пункта и газовой магистрали стороны несут пропорционально в соответствии с фактическим объемом потребления газа, количество которого учитывается по приборам учета. В расходы по содержанию и ремонту входят: платежи в обслуживающую организацию по техническому обслуживанию газораспределительных сетей и ГРП; приобретение вышедших из строя приборов учета и безопасности, замена деталей газового оборудования и ГРП; платежи по оплате услуг ответственного лица по контролю за газовыми сетями, в том числе ГРП при выполнении контроля за работой ГРП, метрологическая проверка приборов учета и безопасности, работы с обслуживающей организацией при проведении профилактических, регламентных и аварийных работ; разрешение споров с ООО «Яррегионгаз» по учету потребления газа при возникновении внештатных ситуаций (отключение электроэнергии, поломка  корректора и т.д.).
             Как следует из Приложения №1 к Соглашению и пояснений сторон, к объектам недвижимости, используемым ООО «Ярпожинвест», газ по газопроводу низкого давления поступает  от ШРП (газораспределительный пункт - шкаф), расположенного в здании котельной, принадлежащей Козлову В.В. на праве собственности; в ШРП (ГРП) газ поступает по наземному газопроводу высокого давления протяженностью 79,3 метра и подземному газопроводу высокого давления протяженностью  2780,8 метра (собственность Козлова В.В.).
           Право собственности на ШРП (ГРП), газопровод низкого давления протяженностью 665,5 метра и наземный газопровод высокого давления протяженностью 79,3 метра не зарегистрировано. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25 марта 2011г. по делу №А82-14247/2010-45 предпринимателю Козлову В.В. оказано в удовлетворении требований о признании права собственности на указанные возведенные им газопроводы (судебный акт не вступил в законную силу на момент вынесения судом решения по настоящему делу).
           Индивидуальный предприниматель Козлов В.В. является обладателем лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов №ЭВ-18-000113 (С), а также свидетельства о регистрации системы газопотребления предприятия №А18-03514. Согласно приложению к свидетельству система газопотребления ИП Козлова В.В. включает в себя котел водогрейный, ШРП, газопровод надземный низкого давления 665,5 метра, 2004 года изготовления, газопровод надземный высокого давления 79,3 метра, 1993 года изготовления.  
     Согласно Акту сверки взаимных расчетов за период с 01.11.2009г. по 22.10.2010г. Козловым В.В. по соглашению от 10.11.2009г. получено от ООО «Ярпожинвест» (на основании выставленных счетов-фактур) 44 154 руб. (без НДС). Получение денежных средств в большем объеме не подтверждается материалами дела и не признается заявителем. В решении УФАС по Ярославской области в трех таблицах отражены денежные средства, полученные по соглашению от 10.11.2009г.  на основании счетов-фактур, счетов и актов сверок. Счета и счета-фактуры не являются документами, подтверждающими получение денежных средств, акты сверки и отдельные представленные в ходе судебного разбирательства платежные документы могут быть приняты судом как документы, подтверждающие оплату, однако суд не может исключить ситуацию, когда суммы, фигурирующие в акте сверки отражают суммы, полученные по дополнительно представленным платежным документам, в связи с чем считает доказанным получение заявителем денежных средств по соглашению от 10.11.2009г. только в сумме 44154 руб. на основании акта сверки от 22.10.2010г.
     Оценив правовые позиции сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

        Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены основные понятия, используемые для целей настоящего закона, в том числе: газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
      Статьей 23 того же закона предусмотрено регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций.
          В силу статьи 26 организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
          В соответствии со статьей 27 организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
        Постановлением Правительства РФ  от 24.11.1998г. №1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, согласно которому местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - это право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировка газа - это перемещение газа по местной газораспределительной сети.
        Согласно пункту 10 Положения оплата услуг по транспортировке газа независимыми организациями осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
         Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. №1021 определены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
      Как установлено пунктом 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: а) оптовые цены на газ; б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); е) розничные цены на газ, реализуемый населению; ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
      Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. №411-э/7, определены принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
     Согласно Методическим указаниям тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа). Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО).
     В соответствии с пунктом 5 Методических указаний расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности; в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
            Как установлено Приложением №2 Методических указаний при формировании тарифа на транспортировку газа учитываются, в том числе следующие расходы: фонд оплаты труда, услуги по техническому обслуживанию газораспределительных сетей, услуги по диагностированию ГРП, ШРП, подземных газопроводов и обследованию дюкеров; услуги по регистрации объектов газораспределения, охрана труда, подготовка кадров и т.д.
           Таким образом, расходы, возмещение которых предусмотрено по соглашению от 10.11.2009г., соответствуют расходам, формирующим тариф на транспортировку газа.
           В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
           В ходе судебного разбирательства установлено, что Козлов В.В. является собственником подземного газопровода высокого давления протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, владеет и пользуется газораспределительным пунктом - шкаф (ШРП), расположенном в здании котельной, принадлежащем ему на праве собственности, а также надземными газопроводами высокого и  низкого давления, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке; имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и свидетельство о регистрации такого объекта - системы газопотребления предприятия, фактически, несет бремя собственника указанных сетей.
     Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, суд пришел к выводу о том, что предприниматель Козлов В.В. осуществляет транспортировку газа до объектов, используемых ООО «Ярпожинвест», по сетям газопровода, принадлежащим ему на том или ином праве, а расходы, связанные с содержанием подземного газопровода и ШРП частично возмещает за счет третьего лица без надлежащего тарифа, установленного уполномоченным органом. Следовательно, Козлов В.В. является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в силу части 5 статьи 5 Закона о конкуренции.
     Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода антимонопольного управления о наличии в действиях Козлова В.В. признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - о нарушении установленного порядке ценообразования.
     Судом не принимаются доводы заявителя, поскольку отсутствие официальной регистрации его статуса как субъекта естественной монополии и газораспределительной организации, а также права собственности на отдельные объекты сети газопровода не дает предпринимателю права действовать в нарушение федеральных законов.
     В ходе судебного разбирательства установлен доход в сумме 44 154 руб. (без НДС), полученный предпринимателем Козловым В.В. от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. за период с  01.11.2009г. по 22.10.2010г. В остальной части получение дохода не подтверждается материалами дела, в связи с чем требования заявителя подлежат  удовлетворению в части.
          При обращении в суд с рассматриваемым требованием заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. платежным поручением №96 от 27.12.2010г., в том числе 1800 руб. - излишне. На основании статьи 110 АПК РФ  расходы в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя, а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1800 руб. подлежит возврату из бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
             Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                              Р Е Ш И Л:
     Признать недействительным пункт 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/15-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.10.2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.) в части суммы дохода, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, превышающей 44 154 руб.
           В удовлетворении заявленных требований в остальной части  отказать.
           Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича 200 руб. судебных расходов.
           Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
           Возвратить индивидуальному предпринимателю Козлову Владимиру Владимировичу 1800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №А82-14324/2010
                                                        27 июня 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  23 июня 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  27 июня 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Козлова В.В.

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании решения  антимонопольного органа

третье лицо - ООО «Ярпожинвест»                                       


при участии:
от заявителя
- Лисицын А.А., доверенность от 06.08.2009г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
от третьего лица - не явились
установил:

         Индивидуальный предприниматель Козлов Владимир Владимирович  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-10 от 29 октября 2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.).
         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Ярпожинвест» на основании статьи 51 АПК РФ.
         Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, отзыв не представило, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия третьего лица.
           Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, в заявлении указывает, что Козлов В.В. не является субъектом естественной монополии, поскольку не включен в перечень таких субъектов и не оказывает услуг по транспортировке газа, не является собственником газораспределительной системы и не имеет статуса газораспределительной организации; никаких договоров о транспортировке газа Козлов В.В. не заключал; соглашением от 10.11.2009г. с ООО «Ярпожинвест» регулируются взаимоотношения сторон по разграничению ответственности за содержание и ремонт газораспределительного пункта и газовых сетей, принадлежащих Козлову В.В., и внутренних газовых сетей, а также расходов по их ремонту. В ходе судебного разбирательства заявитель скорректировал позицию (лист 99 том 1) - указывает, что Козлов В.В. не является собственником  наземного газопровода высокого давления длиной 79,3 метра, наземного газопровода низкого давления общей длиной 665,5 метра, а также ГРП (ШРП), являющегося составной частью газораспределительных сетей, по которым газ транспортируется на нужды ООО «Ярпожинвест», в связи с чем не может осуществлять транспортировку газа по этим сетям и получать доход от транспортировки. Получение денежных средств в качестве частичного возмещения расходов за содержание и обслуживание газораспределительного пункта и газопровода от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. в сумме 44154 руб. согласно акту сверки взаимных расчетов  за период 01.11.2009г. - 22.10.2010г. заявитель признает, доход в сумме сверх указанной - оспаривает.
          Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
          Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
           Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 29 октября 2010г. принято (10.11.2010г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/15-10, пунктом 1 которого ИП Козлов В.В. признан нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10  Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.; пунктом 2 решено выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в обшей сумме 78 205,65 руб.; пунктом 3 решено передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
           Соответствующее предписание было выдано заявителю, но заявителем не оспаривается.

        Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
            Нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрено антимонопольным управлением в действиях индивидуального предпринимателя Козлова В.В. по выставлению ООО «Ярпожинвест» платы за транспортировку газа по сетям в 2009г., 2010г. в размере, не установленном уполномоченным органом.
           Оценивая доводы сторон, представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
           Козлов В.В. является собственником сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2009г.
           Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 марта 2009г. Козлов В.В. является собственником котельной (лит.З) общей площадью 976,9 кв.м. по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с, С.Прусово.
           ИП Козловым В.В., как Абонентом, и ООО «Ярпожинвест», как Субабонентом, 01.01.2009г. заключен  Субабонентский договор газоснабжения, согласно которому Абонент с согласия Поставщика газа предоставляет Субабоненту право пользоваться своим газопотребляющим оборудованием и газораспределительным пунктом и (или) отключающим устройством для получения газа от Поставщика и оказывает услуги Субабоненту по организации расчетов между ним и Поставщиком газа, а Субабонент принимает по   газопотребляющему оборудованию газ от Поставщика и осуществляет за него оплату. Согласно разделу 1 договора Абонент - это лицо, непосредственно имеющее доступ к местным газораспределительным сетям, а Субабонент - это лицо, осуществляющее доступ к местным газораспределительным сетям через Абонента, и имеющее газоиспользующее оборудование.
           Между ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» (Поставщик) и ООО «Ярпожинвест» (Покупатель) 21.10.2009г. заключен договор поставки газа №60-4-5147/09.
           10.11.2009г. предпринимателем Козловым В.В. заключено Соглашение о разграничении ответственности и возмещении расходов по пользованию газораспределительными сетями с ООО «Ярпожинвест», согласно которому ответственность за содержание и обслуживание газораспределительного пункта, находящегося в здании котельной, литер З, а также сети газопровода высокого давления II категории протяженностью 2780,8 погонных метра  от места врезки ГВК №123 до подземной задвижки №124 (точки А - Б в соответствии с Приложением №1) несет ИП Козлов В.В.; расходы по содержанию и ремонту указанных газораспределительного пункта и газовой магистрали стороны несут пропорционально в соответствии с фактическим объемом потребления газа, количество которого учитывается по приборам учета. В расходы по содержанию и ремонту входят: платежи в обслуживающую организацию по техническому обслуживанию газораспределительных сетей и ГРП; приобретение вышедших из строя приборов учета и безопасности, замена деталей газового оборудования и ГРП; платежи по оплате услуг ответственного лица по контролю за газовыми сетями, в том числе ГРП при выполнении контроля за работой ГРП, метрологическая проверка приборов учета и безопасности, работы с обслуживающей организацией при проведении профилактических, регламентных и аварийных работ; разрешение споров с ООО «Яррегионгаз» по учету потребления газа при возникновении внештатных ситуаций (отключение электроэнергии, поломка  корректора и т.д.).
             Как следует из Приложения №1 к Соглашению и пояснений сторон, к объектам недвижимости, используемым ООО «Ярпожинвест», газ по газопроводу низкого давления поступает  от ШРП (газораспределительный пункт - шкаф), расположенного в здании котельной, принадлежащей Козлову В.В. на праве собственности; в ШРП (ГРП) газ поступает по наземному газопроводу высокого давления протяженностью 79,3 метра и подземному газопроводу высокого давления протяженностью  2780,8 метра (собственность Козлова В.В.).
           Право собственности на ШРП (ГРП), газопровод низкого давления протяженностью 665,5 метра и наземный газопровод высокого давления протяженностью 79,3 метра не зарегистрировано. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25 марта 2011г. по делу №А82-14247/2010-45 предпринимателю Козлову В.В. оказано в удовлетворении требований о признании права собственности на указанные возведенные им газопроводы (судебный акт не вступил в законную силу на момент вынесения судом решения по настоящему делу).
           Индивидуальный предприниматель Козлов В.В. является обладателем лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов №ЭВ-18-000113 (С), а также свидетельства о регистрации системы газопотребления предприятия №А18-03514. Согласно приложению к свидетельству система газопотребления ИП Козлова В.В. включает в себя котел водогрейный, ШРП, газопровод надземный низкого давления 665,5 метра, 2004 года изготовления, газопровод надземный высокого давления 79,3 метра, 1993 года изготовления.  
     Согласно Акту сверки взаимных расчетов за период с 01.11.2009г. по 22.10.2010г. Козловым В.В. по соглашению от 10.11.2009г. получено от ООО «Ярпожинвест» (на основании выставленных счетов-фактур) 44 154 руб. (без НДС). Получение денежных средств в большем объеме не подтверждается материалами дела и не признается заявителем. В решении УФАС по Ярославской области в трех таблицах отражены денежные средства, полученные по соглашению от 10.11.2009г.  на основании счетов-фактур, счетов и актов сверок. Счета и счета-фактуры не являются документами, подтверждающими получение денежных средств, акты сверки и отдельные представленные в ходе судебного разбирательства платежные документы могут быть приняты судом как документы, подтверждающие оплату, однако суд не может исключить ситуацию, когда суммы, фигурирующие в акте сверки отражают суммы, полученные по дополнительно представленным платежным документам, в связи с чем считает доказанным получение заявителем денежных средств по соглашению от 10.11.2009г. только в сумме 44154 руб. на основании акта сверки от 22.10.2010г.
     Оценив правовые позиции сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

        Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены основные понятия, используемые для целей настоящего закона, в том числе: газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
      Статьей 23 того же закона предусмотрено регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций.
          В силу статьи 26 организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
          В соответствии со статьей 27 организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
        Постановлением Правительства РФ  от 24.11.1998г. №1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, согласно которому местная газораспределительная сеть - это система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - это право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировка газа - это перемещение газа по местной газораспределительной сети.
        Согласно пункту 10 Положения оплата услуг по транспортировке газа независимыми организациями осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
         Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. №1021 определены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
      Как установлено пунктом 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: а) оптовые цены на газ; б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); е) розничные цены на газ, реализуемый населению; ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
      Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009г. №411-э/7, определены принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
     Согласно Методическим указаниям тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа). Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО).
     В соответствии с пунктом 5 Методических указаний расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности; в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
            Как установлено Приложением №2 Методических указаний при формировании тарифа на транспортировку газа учитываются, в том числе следующие расходы: фонд оплаты труда, услуги по техническому обслуживанию газораспределительных сетей, услуги по диагностированию ГРП, ШРП, подземных газопроводов и обследованию дюкеров; услуги по регистрации объектов газораспределения, охрана труда, подготовка кадров и т.д.
           Таким образом, расходы, возмещение которых предусмотрено по соглашению от 10.11.2009г., соответствуют расходам, формирующим тариф на транспортировку газа.
           В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
           В ходе судебного разбирательства установлено, что Козлов В.В. является собственником подземного газопровода высокого давления протяженностью 2780,8 погонных метра по адресу: Ярославская область, г.Ярославль, от ул.Кавказская (место врезки ГВК №123) до подземной задвижки №124, владеет и пользуется газораспределительным пунктом - шкаф (ШРП), расположенном в здании котельной, принадлежащем ему на праве собственности, а также надземными газопроводами высокого и  низкого давления, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке; имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и свидетельство о регистрации такого объекта - системы газопотребления предприятия, фактически, несет бремя собственника указанных сетей.
     Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, суд пришел к выводу о том, что предприниматель Козлов В.В. осуществляет транспортировку газа до объектов, используемых ООО «Ярпожинвест», по сетям газопровода, принадлежащим ему на том или ином праве, а расходы, связанные с содержанием подземного газопровода и ШРП частично возмещает за счет третьего лица без надлежащего тарифа, установленного уполномоченным органом. Следовательно, Козлов В.В. является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в силу части 5 статьи 5 Закона о конкуренции.
     Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода антимонопольного управления о наличии в действиях Козлова В.В. признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - о нарушении установленного порядке ценообразования.
     Судом не принимаются доводы заявителя, поскольку отсутствие официальной регистрации его статуса как субъекта естественной монополии и газораспределительной организации, а также права собственности на отдельные объекты сети газопровода не дает предпринимателю права действовать в нарушение федеральных законов.
     В ходе судебного разбирательства установлен доход в сумме 44 154 руб. (без НДС), полученный предпринимателем Козловым В.В. от ООО «Ярпожинвест» по соглашению от 10.11.2009г. за период с  01.11.2009г. по 22.10.2010г. В остальной части получение дохода не подтверждается материалами дела, в связи с чем требования заявителя подлежат  удовлетворению в части.
          При обращении в суд с рассматриваемым требованием заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. платежным поручением №96 от 27.12.2010г., в том числе 1800 руб. - излишне. На основании статьи 110 АПК РФ  расходы в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя, а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1800 руб. подлежит возврату из бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
             Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                              Р Е Ш И Л:
     Признать недействительным пункт 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/15-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.10.2010г. (изготовлено в полном объеме 10.11.2010г.) в части суммы дохода, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, превышающей 44 154 руб.
           В удовлетворении заявленных требований в остальной части  отказать.
           Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Владимировича 200 руб. судебных расходов.
           Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
           Возвратить индивидуальному предпринимателю Козлову Владимиру Владимировичу 1800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-27 11:18:16 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-27 11:18:16 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )