Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» (Дело № А82-11049/2010)

Дата публикации: 1 февраля 2011, 03:00

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль Дело № А82-11049/2010
01 февраля 2011 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 13 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен - 01 февраля 2011 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
 
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой Н.П.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ликеро-водочный завод «Ярославский»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делу № 04-01/44-10 от 03.09.10
 
при участии: от заявителя – Мастакова Д.В. – предст. по дов.
от ответчика – Студенова А.В. – предст. по дов.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ликеро - водочный завод «Ярославский» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 04-01/44-10 от 03 сентября 2010 года.
Заявитель настаивает на правомерности заявленных требований; считает, что оспариваемыми Решением и Предписанием от 03.09.10 были нарушены его права и законные интересы; считает, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют установленным требованиям закона.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 03 сентября 2010 года было вынесено Решение по делу № 04-01/44-10 , которым Общество было признано нарушившим части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Признаки нарушения усмотрены ответчиком в нарушении запрета на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкции), монтируемых и располагаемых на крыше и внешней стене здания фирменного магазина ОАО ЛВЗ «Ярославский».
Обществу, соответственно, было выдано Предписание - «прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, прекратить размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и вне их».
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Общество имеет фирменное наименование – Открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Ярославский».
ОАО «ЛВЗ «Ярославский» осуществляет следующие виды деятельности - производство и реализация ликеро-водочных изделий.
Обществу выдано в установленном порядке свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 372123, согласно которого оно является правообладателем товарного знака – изображения в виде «двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненного с использованием белого, желтого и красного цветов.
На крыше здания фирменного магазина ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Советская, д.63, установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания» «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» с изображением в виде двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненных с использованием белого, желтого и красного цветов.
У входа в магазин справа и слева содержатся аналогичные, симметрично расположенные конструкции с изображением товарного знака ОАО «ЛВЗ «Ярославский» - в виде вымпелов.
На конструкции, расположенной с левой стороны от входа в магазин, содержится информация о графике работы магазина.
Конструкция с описанным выше изображением товарного знака расположена на фасаде с правой стороны от входа в фирменный магазин.
Установленные на крыше и фасаде здания фирменного магазина рекламные конструкции изготовлены на основании договора № 17 от 27.08.09, заключенного между ОАО «ЛВЗ «Ярославский» и ООО «Реклама Центр». Собственником указанных рекламных конструкций является ОАО «ЛВЗ «Ярославский».
На установку рекламной конструкции на крыше здания фирменного магазина ОАО «ЛВЗ «Ярославский» мэрией г. Ярославля выдано разрешение № 0009-нг/Э10 от 26.01.10.
Изложенные выше фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Спор между сторонами состоит в следующем:
1. Следует ли признать рекламную конструкцию, расположенную на крыше фирменного магазина, рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой изображение товарного знака предприятия;
2. Является ли конструкция, расположенная справа от входа в магазин рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой вывеску с изображением товарного знака.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что спорные конструкции представляют собой вывески с изображением товарного знака Общества, являются способом индивидуализации предприятия; указанием на местонахождение фирменного магазина Общества; не несут эмоциональной окраски; не являются рекламой алкогольной продукции.
Содержащаяся на крышной конструкции надпись - «VODKA WINE LIQUER…» раскрывает ассортимент производимой и реализуемой Обществом продукции, не содержит наименований конкретных видов алкогольной продукции.
Конструкцию, расположенную справа от входа в магазин, Общество расценивает как вывеску, содержащую изображение его товарного знака; считает, что количество вывесок не может быть ограничено.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на часть 5 статьи 2 Закона «О рекламе», статью 1477, 1538 Гражданского кодекса РФ, письма ФАС России от 16.03.06 № АК/3512, от 23.07.09 № АЦ/24234.
С учетом изложенного, Общество считает, что вменяемое ему нарушение - отсутствует.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Действительно, ОАО «ЛВЗ» Ярославский» является правообладателем вышеуказанного товарного знака.
В соответствии с выданной ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» справкой, в качестве товаров, для обозначения которых зарегистрирован указанный товарный знак, выступают алкогольные напитки (за исключением пива).
В рассматриваемых конструкциях объектом рекламирования является товарный знак, который представляет собой средство индивидуализации алкогольной продукции.
Ответчик отклоняет доводы заявителя о том, что спорные рекламные конструкции являются вывесками, носят информационный характер, поскольку на фасаде здания с левой стороны от входа имеется вывеска с указанием режима работы магазина. Дублирование изображения товарного знака на других конструкциях носит рекламный характер, не несет необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», не может рассматриваться в качестве вывески.
Ответчик рассматривает торговый объект и смонтированные на нем конструкции в совокупности; считает, что спорные конструкции являются рекламными, призванными обеспечить привлечение внимания потребителей к алкогольной продукции и ее производителю – ОАО «ЛВЗ»; считает безусловно нарушенными установленные Законом «О рекламе» ограничения, а рекламу – не надлежащей.
Рассмотрев доводы сторон, представленные доказательства по делу, суд считает заявленные Обществом требования необоснованными с учетом следующего.
Требования к правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке».
Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования», «товар», «рекламораспространитель», «ненадлежащая реклама».
Согласно пункта 1 и 5 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Факт получения в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции на крыше здания магазина подтвержден материалами дела, не оспаривается заявителем.
В пункте 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе – водка), вино (в том числе - натуральное вино).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
На основе исследования представленных в дело доказательств и оценки их в совокупности, в соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что информация на рекламной конструкции, расположенной на крыше и фасаде здания, в котором расположен принадлежащий Обществу магазин, содержит изображения предметов явно ассоциирующихся с алкогольной продукцией, а именно – изображение рюмки (в лапах у медведей).
Имеющиеся в крышной рекламной конструкции изображения и надписи - «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», их совокупность, внешний вид, размер, способ оформления (разные цвета, светящиеся конструкции) не только являются элементами товарного знака Общества, но и безусловно направлены на привлечение внимания к предприятию как производителю алкогольной продукции и к собственно алкогольной продукции, производимой предприятием.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц.
ОАО «ЛВЗ» является на территории Ярославской области крупным производителем алкогольной продукции. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение и поставка (реализация) произведенной алкогольной продукции. ОАО «ЛВЗ» выпускает широкий ассортимент алкогольной продукции (водка, настойки, вино, ликеры) и имеет сеть магазинов, через которые осуществляется ее розничная продажа. На этикетках выпускаемой Обществом алкогольной продукции воспроизводится изображение товарного знака Общества.
Рассматриваемая реклама явно относится к производимой Обществом продукции и очевидно ассоциируется с ней.
Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, размещенной на внешних стенах здания при помощи рекламных конструкций (технических средств стабильного территориального размещения).
Факт расположения спорной рекламы в указанном месте и принадлежность ее Обществу по существу не оспаривается заявителем, ответчиком, подтвержден документально, судом считается установленным.
Рекламная конструкция (вымпел), расположенная с правой стороны от входа в магазин, не может быть признана вывеской, поскольку, как обоснованно указал ответчик, не содержит необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей».
Соответственно, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям Закона «О рекламе».
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 197- 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 
stdClass Object ( [vid] => 8465 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» (Дело № А82-11049/2010) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8465 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль Дело № А82-11049/2010
01 февраля 2011 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 13 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен - 01 февраля 2011 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
 
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой Н.П.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ликеро-водочный завод «Ярославский»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делу № 04-01/44-10 от 03.09.10
 
при участии: от заявителя – Мастакова Д.В. – предст. по дов.
от ответчика – Студенова А.В. – предст. по дов.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ликеро - водочный завод «Ярославский» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 04-01/44-10 от 03 сентября 2010 года.
Заявитель настаивает на правомерности заявленных требований; считает, что оспариваемыми Решением и Предписанием от 03.09.10 были нарушены его права и законные интересы; считает, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют установленным требованиям закона.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 03 сентября 2010 года было вынесено Решение по делу № 04-01/44-10 , которым Общество было признано нарушившим части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Признаки нарушения усмотрены ответчиком в нарушении запрета на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкции), монтируемых и располагаемых на крыше и внешней стене здания фирменного магазина ОАО ЛВЗ «Ярославский».
Обществу, соответственно, было выдано Предписание - «прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, прекратить размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и вне их».
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Общество имеет фирменное наименование – Открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Ярославский».
ОАО «ЛВЗ «Ярославский» осуществляет следующие виды деятельности - производство и реализация ликеро-водочных изделий.
Обществу выдано в установленном порядке свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 372123, согласно которого оно является правообладателем товарного знака – изображения в виде «двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненного с использованием белого, желтого и красного цветов.
На крыше здания фирменного магазина ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Советская, д.63, установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания» «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» с изображением в виде двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненных с использованием белого, желтого и красного цветов.
У входа в магазин справа и слева содержатся аналогичные, симметрично расположенные конструкции с изображением товарного знака ОАО «ЛВЗ «Ярославский» - в виде вымпелов.
На конструкции, расположенной с левой стороны от входа в магазин, содержится информация о графике работы магазина.
Конструкция с описанным выше изображением товарного знака расположена на фасаде с правой стороны от входа в фирменный магазин.
Установленные на крыше и фасаде здания фирменного магазина рекламные конструкции изготовлены на основании договора № 17 от 27.08.09, заключенного между ОАО «ЛВЗ «Ярославский» и ООО «Реклама Центр». Собственником указанных рекламных конструкций является ОАО «ЛВЗ «Ярославский».
На установку рекламной конструкции на крыше здания фирменного магазина ОАО «ЛВЗ «Ярославский» мэрией г. Ярославля выдано разрешение № 0009-нг/Э10 от 26.01.10.
Изложенные выше фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Спор между сторонами состоит в следующем:
1. Следует ли признать рекламную конструкцию, расположенную на крыше фирменного магазина, рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой изображение товарного знака предприятия;
2. Является ли конструкция, расположенная справа от входа в магазин рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой вывеску с изображением товарного знака.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что спорные конструкции представляют собой вывески с изображением товарного знака Общества, являются способом индивидуализации предприятия; указанием на местонахождение фирменного магазина Общества; не несут эмоциональной окраски; не являются рекламой алкогольной продукции.
Содержащаяся на крышной конструкции надпись - «VODKA WINE LIQUER…» раскрывает ассортимент производимой и реализуемой Обществом продукции, не содержит наименований конкретных видов алкогольной продукции.
Конструкцию, расположенную справа от входа в магазин, Общество расценивает как вывеску, содержащую изображение его товарного знака; считает, что количество вывесок не может быть ограничено.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на часть 5 статьи 2 Закона «О рекламе», статью 1477, 1538 Гражданского кодекса РФ, письма ФАС России от 16.03.06 № АК/3512, от 23.07.09 № АЦ/24234.
С учетом изложенного, Общество считает, что вменяемое ему нарушение - отсутствует.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Действительно, ОАО «ЛВЗ» Ярославский» является правообладателем вышеуказанного товарного знака.
В соответствии с выданной ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» справкой, в качестве товаров, для обозначения которых зарегистрирован указанный товарный знак, выступают алкогольные напитки (за исключением пива).
В рассматриваемых конструкциях объектом рекламирования является товарный знак, который представляет собой средство индивидуализации алкогольной продукции.
Ответчик отклоняет доводы заявителя о том, что спорные рекламные конструкции являются вывесками, носят информационный характер, поскольку на фасаде здания с левой стороны от входа имеется вывеска с указанием режима работы магазина. Дублирование изображения товарного знака на других конструкциях носит рекламный характер, не несет необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», не может рассматриваться в качестве вывески.
Ответчик рассматривает торговый объект и смонтированные на нем конструкции в совокупности; считает, что спорные конструкции являются рекламными, призванными обеспечить привлечение внимания потребителей к алкогольной продукции и ее производителю – ОАО «ЛВЗ»; считает безусловно нарушенными установленные Законом «О рекламе» ограничения, а рекламу – не надлежащей.
Рассмотрев доводы сторон, представленные доказательства по делу, суд считает заявленные Обществом требования необоснованными с учетом следующего.
Требования к правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке».
Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования», «товар», «рекламораспространитель», «ненадлежащая реклама».
Согласно пункта 1 и 5 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Факт получения в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции на крыше здания магазина подтвержден материалами дела, не оспаривается заявителем.
В пункте 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе – водка), вино (в том числе - натуральное вино).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
На основе исследования представленных в дело доказательств и оценки их в совокупности, в соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что информация на рекламной конструкции, расположенной на крыше и фасаде здания, в котором расположен принадлежащий Обществу магазин, содержит изображения предметов явно ассоциирующихся с алкогольной продукцией, а именно – изображение рюмки (в лапах у медведей).
Имеющиеся в крышной рекламной конструкции изображения и надписи - «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», их совокупность, внешний вид, размер, способ оформления (разные цвета, светящиеся конструкции) не только являются элементами товарного знака Общества, но и безусловно направлены на привлечение внимания к предприятию как производителю алкогольной продукции и к собственно алкогольной продукции, производимой предприятием.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц.
ОАО «ЛВЗ» является на территории Ярославской области крупным производителем алкогольной продукции. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение и поставка (реализация) произведенной алкогольной продукции. ОАО «ЛВЗ» выпускает широкий ассортимент алкогольной продукции (водка, настойки, вино, ликеры) и имеет сеть магазинов, через которые осуществляется ее розничная продажа. На этикетках выпускаемой Обществом алкогольной продукции воспроизводится изображение товарного знака Общества.
Рассматриваемая реклама явно относится к производимой Обществом продукции и очевидно ассоциируется с ней.
Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, размещенной на внешних стенах здания при помощи рекламных конструкций (технических средств стабильного территориального размещения).
Факт расположения спорной рекламы в указанном месте и принадлежность ее Обществу по существу не оспаривается заявителем, ответчиком, подтвержден документально, судом считается установленным.
Рекламная конструкция (вымпел), расположенная с правой стороны от входа в магазин, не может быть признана вывеской, поскольку, как обоснованно указал ответчик, не содержит необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей».
Соответственно, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям Закона «О рекламе».
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 197- 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
 
г. Ярославль Дело № А82-11049/2010
01 февраля 2011 года
 
Резолютивная часть решения оглашена - 13 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен - 01 февраля 2011 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
 
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерофеевой Н.П.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ликеро-водочный завод «Ярославский»
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делу № 04-01/44-10 от 03.09.10
 
при участии: от заявителя – Мастакова Д.В. – предст. по дов.
от ответчика – Студенова А.В. – предст. по дов.
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Ликеро - водочный завод «Ярославский» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 04-01/44-10 от 03 сентября 2010 года.
Заявитель настаивает на правомерности заявленных требований; считает, что оспариваемыми Решением и Предписанием от 03.09.10 были нарушены его права и законные интересы; считает, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют установленным требованиям закона.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 03 сентября 2010 года было вынесено Решение по делу № 04-01/44-10 , которым Общество было признано нарушившим части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Признаки нарушения усмотрены ответчиком в нарушении запрета на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкции), монтируемых и располагаемых на крыше и внешней стене здания фирменного магазина ОАО ЛВЗ «Ярославский».
Обществу, соответственно, было выдано Предписание - «прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, прекратить размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и вне их».
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Общество имеет фирменное наименование – Открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Ярославский».
ОАО «ЛВЗ «Ярославский» осуществляет следующие виды деятельности - производство и реализация ликеро-водочных изделий.
Обществу выдано в установленном порядке свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 372123, согласно которого оно является правообладателем товарного знака – изображения в виде «двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненного с использованием белого, желтого и красного цветов.
На крыше здания фирменного магазина ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Советская, д.63, установлена рекламная конструкция с информацией следующего содержания» «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» с изображением в виде двух медведей и рюмки с надписью «Ликеро-водочный завод «ЯРОСЛАВСКИЙ» 1901 год», выполненных с использованием белого, желтого и красного цветов.
У входа в магазин справа и слева содержатся аналогичные, симметрично расположенные конструкции с изображением товарного знака ОАО «ЛВЗ «Ярославский» - в виде вымпелов.
На конструкции, расположенной с левой стороны от входа в магазин, содержится информация о графике работы магазина.
Конструкция с описанным выше изображением товарного знака расположена на фасаде с правой стороны от входа в фирменный магазин.
Установленные на крыше и фасаде здания фирменного магазина рекламные конструкции изготовлены на основании договора № 17 от 27.08.09, заключенного между ОАО «ЛВЗ «Ярославский» и ООО «Реклама Центр». Собственником указанных рекламных конструкций является ОАО «ЛВЗ «Ярославский».
На установку рекламной конструкции на крыше здания фирменного магазина ОАО «ЛВЗ «Ярославский» мэрией г. Ярославля выдано разрешение № 0009-нг/Э10 от 26.01.10.
Изложенные выше фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Спор между сторонами состоит в следующем:
1. Следует ли признать рекламную конструкцию, расположенную на крыше фирменного магазина, рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой изображение товарного знака предприятия;
2. Является ли конструкция, расположенная справа от входа в магазин рекламой алкогольной продукции либо она представляет собой вывеску с изображением товарного знака.
Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
Заявитель полагает, что спорные конструкции представляют собой вывески с изображением товарного знака Общества, являются способом индивидуализации предприятия; указанием на местонахождение фирменного магазина Общества; не несут эмоциональной окраски; не являются рекламой алкогольной продукции.
Содержащаяся на крышной конструкции надпись - «VODKA WINE LIQUER…» раскрывает ассортимент производимой и реализуемой Обществом продукции, не содержит наименований конкретных видов алкогольной продукции.
Конструкцию, расположенную справа от входа в магазин, Общество расценивает как вывеску, содержащую изображение его товарного знака; считает, что количество вывесок не может быть ограничено.
В обоснование своей правовой позиции Общество ссылается на часть 5 статьи 2 Закона «О рекламе», статью 1477, 1538 Гражданского кодекса РФ, письма ФАС России от 16.03.06 № АК/3512, от 23.07.09 № АЦ/24234.
С учетом изложенного, Общество считает, что вменяемое ему нарушение - отсутствует.
Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
Рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Действительно, ОАО «ЛВЗ» Ярославский» является правообладателем вышеуказанного товарного знака.
В соответствии с выданной ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» справкой, в качестве товаров, для обозначения которых зарегистрирован указанный товарный знак, выступают алкогольные напитки (за исключением пива).
В рассматриваемых конструкциях объектом рекламирования является товарный знак, который представляет собой средство индивидуализации алкогольной продукции.
Ответчик отклоняет доводы заявителя о том, что спорные рекламные конструкции являются вывесками, носят информационный характер, поскольку на фасаде здания с левой стороны от входа имеется вывеска с указанием режима работы магазина. Дублирование изображения товарного знака на других конструкциях носит рекламный характер, не несет необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», не может рассматриваться в качестве вывески.
Ответчик рассматривает торговый объект и смонтированные на нем конструкции в совокупности; считает, что спорные конструкции являются рекламными, призванными обеспечить привлечение внимания потребителей к алкогольной продукции и ее производителю – ОАО «ЛВЗ»; считает безусловно нарушенными установленные Законом «О рекламе» ограничения, а рекламу – не надлежащей.
Рассмотрев доводы сторон, представленные доказательства по делу, суд считает заявленные Обществом требования необоснованными с учетом следующего.
Требования к правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке».
Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования», «товар», «рекламораспространитель», «ненадлежащая реклама».
Согласно пункта 1 и 5 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Факт получения в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции на крыше здания магазина подтвержден материалами дела, не оспаривается заявителем.
В пункте 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе – водка), вино (в том числе - натуральное вино).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
На основе исследования представленных в дело доказательств и оценки их в совокупности, в соответствии с нормами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что информация на рекламной конструкции, расположенной на крыше и фасаде здания, в котором расположен принадлежащий Обществу магазин, содержит изображения предметов явно ассоциирующихся с алкогольной продукцией, а именно – изображение рюмки (в лапах у медведей).
Имеющиеся в крышной рекламной конструкции изображения и надписи - «VODKA WINE LIQUER ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский», их совокупность, внешний вид, размер, способ оформления (разные цвета, светящиеся конструкции) не только являются элементами товарного знака Общества, но и безусловно направлены на привлечение внимания к предприятию как производителю алкогольной продукции и к собственно алкогольной продукции, производимой предприятием.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц.
ОАО «ЛВЗ» является на территории Ярославской области крупным производителем алкогольной продукции. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение и поставка (реализация) произведенной алкогольной продукции. ОАО «ЛВЗ» выпускает широкий ассортимент алкогольной продукции (водка, настойки, вино, ликеры) и имеет сеть магазинов, через которые осуществляется ее розничная продажа. На этикетках выпускаемой Обществом алкогольной продукции воспроизводится изображение товарного знака Общества.
Рассматриваемая реклама явно относится к производимой Обществом продукции и очевидно ассоциируется с ней.
Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, размещенной на внешних стенах здания при помощи рекламных конструкций (технических средств стабильного территориального размещения).
Факт расположения спорной рекламы в указанном месте и принадлежность ее Обществу по существу не оспаривается заявителем, ответчиком, подтвержден документально, судом считается установленным.
Рекламная конструкция (вымпел), расположенная с правой стороны от входа в магазин, не может быть признана вывеской, поскольку, как обоснованно указал ответчик, не содержит необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей».
Соответственно, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям Закона «О рекламе».
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 197- 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
Р Е Ш И Л:
 
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
 
Судья А.В. Глызина
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-01 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-01 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )