Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Управляющая организация мнгогоквартирными домами Заволжского района» (Дело № А82-547/2011)

Дата публикации: 4 апреля 2011, 17:32

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е


г. Ярославль                                                                             Дело №А82-547/2011   
                                                                                                     04 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения была оглашена - 30 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен - 04 апреля 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области  в составе судьи  Глызиной  А.В.,
при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлениюОткрытого акционерного общества «Управляющая организация мнгогоквартирными домами Заволжского района»
об оспаривании постановления  11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10, вынесенного Зам. Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   о привлечении к административной ответственности

при участии
от заявителя: Жигалов Ю.В. - предст. по дов.       
от административного органа: Студенова А.В. -  предст. по пост. дов. 
установил:       Открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домам заволжского района»  (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области  с заявлением об оспаривании постановления  от   11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10,  вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ярославской области,   о привлечении  к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.  на основании  части 1  статьи 14.3  КоАП РФ.
      Правовая позиция заявителя основана на: 1) отсутствии   в его действиях вменяемого ему состава правонарушения; 2) малозначительности совершенного правонарушения.
     Представитель ответчика заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
      В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.  
      Протоколом об административном правонарушении № 04-04/51А-10   от  27.12.11, составленным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, был установлен факт  нарушения   Обществом  (рекламораспространителем)  законодательства о рекламе - а именно, части  7  статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» -  путем  опубликования текста рекламного объявления ненадлежащего содержания.
    Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
     Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
     Нарушение выразилось в размещении на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года, доставляемых в почтовые ящики жилых домов, находящихся в управлении ОАО «Управдом Заволжского района», рекламы следующего содержания:
«… ООО «Центр Семейной медицины» Лицензия №…
-  шоферская комиссия
-  проведение профосмотров
- все виды анализов
- узкие специалисты: терапевт, педиатр, дерматолог, гинеколог, ЛОР, эндокринолог, окулист, невролог, кардиолог
- школа будущих мам
- лечебный массаж
… тел. 72 - 41 98 … Выезд на дом, выдача больничного листа».
    В тексте рассматриваемой рекламы отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультаций специалистов.
     Между ОАО «Управдом Заволжского района» (заказчик)  и  ООО «Аппарель-Полиграфия» (исполнитель)  был заключен договор оказания услуг № 7 от  03.03.10, предметом которого,  в том числе, является - изготовление заготовок Счет-квитанций на оплату жилого помещения, коммунальных и иных услуг с размещением информации   Заказчика, на оборотной стороне заготовок Счет-квитанций, и доставка их на линейные  участки заказчика.
     Пункт 2.1.5 договора устанавливает обязанность заказчика - «принять рекламную, печатную и полиграфическую продукцию, услуги в области полиграфии и рекламы, заготовки Счет-квитанций по количеству и качеству с оформлением соответствующих отчетных документов представителями заказчика.
     Правоотношения между сторонами по указанному договору существовали в рассматриваемый период; услуги по договору были  оказаны, приняты и оплачены  в соответствии с договором.
     В свою очередь, между рекламодателем (ООО «Центр семейной медицины») был  заключен договор  оказания услуг № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия» (рекламоизготовитель).
     Пункт 4.1.2. указанного договора возлагает обязанности по соблюдению законодательства о рекламе на ООО «Аппарель-Полиграфия».
     Рассматриваемая реклама была изготовлена ООО «Аппарель-Полиграфия» в соответствии с согласованным  рекламодателем макетом  рекламы. Макет рекламы также не содержал  предупреждения  о наличии противопоказаний и указания на необходимость получения консультаций специалистов.
     За выявленное антимонопольным органом нарушение в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от  27.12.10 № 04-04/51А-10 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
     Оспариваемым постановлением от 11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в минимальном размере, в виде 100 000 рублей штрафа.  
    Антимонопольным органом не было допущено каких-либо процессуальных нарушений при производстве административного дела.
     Указанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон,  судом считаются установленными.
     Спор между сторонами состоит в том, имеется ли в действиях Общества состав  вменяемого ему ответчиком правонарушения.
      
     Правовая позиция Ответчика
     В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
     В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимостью ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
     Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  нарушение требований статьи 24 Закона несет рекламораспространитель, т.е., в данном конкретном случае,   -  ОАО «Управдом Заволжского района».
     За выявленное нарушение - а именно, отсутствие в тексте размещаемого объявления установленного законом предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов,   оспариваемым постановлением от  11.01.10 по делу № 04-04/51 А-10, к Обществу была применена административная ответственность в виде штрафа в минимальном  размере 100  000 руб. по  части 1 ст.14.3 КоАП РФ.
     Дополнительно в обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на Письмо ФАС России от 31.05.10 №  АК/16754.
     Ответчик полагает, что Общество не осуществило надлежащего контроля за  размещаемой им рекламой; имело возможность и должно было не допустить нарушения действующего законодательства о рекламе.
        
        Правовая позиция Заявителя
        Заявитель считает, что текст  спорного объявления является рекламой самого «Центра семейной медицины», а не медицинских услуг; не должен иметь соответствующего предупреждения. Указанные в  нем услуги   представляют собой виды оказываемых медицинских услуг, представляемых Центром, а не перечень конкретных медицинских услуг.
       Также Общество приводит довод о том,  что согласно пункта 4.1.2 договора № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия»,  обязанности по соблюдению законодательства о рекламе сторонами (рекламодателем и рекламоизготовителем)  возложены на ООО «Аппарель-Полиграфия».
        ОАО «Управдом Заволжского района» не имело возможности проконтролировать какой именно текст объявлений будет дополнительно размещен на Счетах-квитанциях, отсутствует его вина во вмененном ему правонарушении.
        Соответственно, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по  части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

        Оценив доводы сторон,  суд пришел к выводу  о наличии выявленного правонарушения в действиях Общества исходя из следующего.
     Частью 1 статьи  14.3 КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность за  нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем илирекламораспространителем  законодательства о рекламе.
     Требования к  правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
     Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке». Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования»,  «товар», «рекламодатель», «ненадлежащая реклама».   
     В соответствии с положениями статьи 3 Федерального Закона  «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
     Частью 7  статьи 38 Федерального закона  «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 ФЗ «О рекламе», возлагается на рекламораспространителя.
     Согласно части  7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».
     Как следует из текста рекламного объявления,  объектами  рекламирования рассматриваемого рекламного объявления являются  - как сам по себе «Центр семейной медицины», так и предоставляемые им медицинские услуги.
     Обоснованным следует признать довод ответчика о том, что прием указанных в рекламе специалистов - гинеколога, кардиолога, лора, офтальмолога, педиатра, школа будущих мам и другие  - являются видами медицинских услуг (коды 01.001.01, 01.015.01, 01.028.01, 01.029.01, 01.031.01, 04.001.03 отраслевого классификатора «Сложные т комплексные медицинские услуги», утвержденного  Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.07.01 № 268.  Услуги по массажу и забору анализов также являются самостоятельными медицинскими услугами, входят в разделы 08,09,21 указанного отраслевого классификатора. Соответственно, текст рекламного объявления должен был сопровождаться установленным предупреждением.
     Не обоснованным также следует признать довод заявителя об ответственности за допущенное нарушение ООО «Аппарель-Полиграфия», согласно договора. Данное условие договора не соответствует  части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», не может быть учтено судом как обстоятельство, исключающее применение ответственности.
     Судом был исследован довод Общества об отсутствии вины Общества, данный довод судом рассмотрен, отклоняется. С учетом договорных отношений, существующих между субъектами предпринимательской деятельности в рассматриваемых проавоотношениях, у Общества, как у реклараспространителя,  имелась объективная  возможность не допустить  нарушения Федерального закона «О рекламе».
     Таким образом, выявленное  нарушение  соответствует составу правонарушения,  предусмотренному части 1 статьей 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа административным органом был применен в минимальном размере, в пределах санкции, установленной  частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.
     Суд не усматривает процессуальных нарушений  ответчика при производстве административного дела, а также оснований для применения малозначительности  - в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.  
        На основании изложенного, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
          
      Отказать в удовлетворении заявленных требований. 
      Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд(г. Киров),  в десятидневный срок со дня его принятия, в установленном законом порядке.
     
     Судья                                                                                       А.В. Глызина
 
stdClass Object ( [vid] => 8478 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Управляющая организация мнгогоквартирными домами Заволжского района» (Дело № А82-547/2011) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8478 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е


г. Ярославль                                                                             Дело №А82-547/2011   
                                                                                                     04 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения была оглашена - 30 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен - 04 апреля 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области  в составе судьи  Глызиной  А.В.,
при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлениюОткрытого акционерного общества «Управляющая организация мнгогоквартирными домами Заволжского района»
об оспаривании постановления  11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10, вынесенного Зам. Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   о привлечении к административной ответственности

при участии
от заявителя: Жигалов Ю.В. - предст. по дов.       
от административного органа: Студенова А.В. -  предст. по пост. дов. 
установил:       Открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домам заволжского района»  (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области  с заявлением об оспаривании постановления  от   11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10,  вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ярославской области,   о привлечении  к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.  на основании  части 1  статьи 14.3  КоАП РФ.
      Правовая позиция заявителя основана на: 1) отсутствии   в его действиях вменяемого ему состава правонарушения; 2) малозначительности совершенного правонарушения.
     Представитель ответчика заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
      В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.  
      Протоколом об административном правонарушении № 04-04/51А-10   от  27.12.11, составленным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, был установлен факт  нарушения   Обществом  (рекламораспространителем)  законодательства о рекламе - а именно, части  7  статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» -  путем  опубликования текста рекламного объявления ненадлежащего содержания.
    Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
     Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
     Нарушение выразилось в размещении на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года, доставляемых в почтовые ящики жилых домов, находящихся в управлении ОАО «Управдом Заволжского района», рекламы следующего содержания:
«… ООО «Центр Семейной медицины» Лицензия №…
-  шоферская комиссия
-  проведение профосмотров
- все виды анализов
- узкие специалисты: терапевт, педиатр, дерматолог, гинеколог, ЛОР, эндокринолог, окулист, невролог, кардиолог
- школа будущих мам
- лечебный массаж
… тел. 72 - 41 98 … Выезд на дом, выдача больничного листа».
    В тексте рассматриваемой рекламы отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультаций специалистов.
     Между ОАО «Управдом Заволжского района» (заказчик)  и  ООО «Аппарель-Полиграфия» (исполнитель)  был заключен договор оказания услуг № 7 от  03.03.10, предметом которого,  в том числе, является - изготовление заготовок Счет-квитанций на оплату жилого помещения, коммунальных и иных услуг с размещением информации   Заказчика, на оборотной стороне заготовок Счет-квитанций, и доставка их на линейные  участки заказчика.
     Пункт 2.1.5 договора устанавливает обязанность заказчика - «принять рекламную, печатную и полиграфическую продукцию, услуги в области полиграфии и рекламы, заготовки Счет-квитанций по количеству и качеству с оформлением соответствующих отчетных документов представителями заказчика.
     Правоотношения между сторонами по указанному договору существовали в рассматриваемый период; услуги по договору были  оказаны, приняты и оплачены  в соответствии с договором.
     В свою очередь, между рекламодателем (ООО «Центр семейной медицины») был  заключен договор  оказания услуг № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия» (рекламоизготовитель).
     Пункт 4.1.2. указанного договора возлагает обязанности по соблюдению законодательства о рекламе на ООО «Аппарель-Полиграфия».
     Рассматриваемая реклама была изготовлена ООО «Аппарель-Полиграфия» в соответствии с согласованным  рекламодателем макетом  рекламы. Макет рекламы также не содержал  предупреждения  о наличии противопоказаний и указания на необходимость получения консультаций специалистов.
     За выявленное антимонопольным органом нарушение в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от  27.12.10 № 04-04/51А-10 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
     Оспариваемым постановлением от 11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в минимальном размере, в виде 100 000 рублей штрафа.  
    Антимонопольным органом не было допущено каких-либо процессуальных нарушений при производстве административного дела.
     Указанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон,  судом считаются установленными.
     Спор между сторонами состоит в том, имеется ли в действиях Общества состав  вменяемого ему ответчиком правонарушения.
      
     Правовая позиция Ответчика
     В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
     В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимостью ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
     Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  нарушение требований статьи 24 Закона несет рекламораспространитель, т.е., в данном конкретном случае,   -  ОАО «Управдом Заволжского района».
     За выявленное нарушение - а именно, отсутствие в тексте размещаемого объявления установленного законом предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов,   оспариваемым постановлением от  11.01.10 по делу № 04-04/51 А-10, к Обществу была применена административная ответственность в виде штрафа в минимальном  размере 100  000 руб. по  части 1 ст.14.3 КоАП РФ.
     Дополнительно в обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на Письмо ФАС России от 31.05.10 №  АК/16754.
     Ответчик полагает, что Общество не осуществило надлежащего контроля за  размещаемой им рекламой; имело возможность и должно было не допустить нарушения действующего законодательства о рекламе.
        
        Правовая позиция Заявителя
        Заявитель считает, что текст  спорного объявления является рекламой самого «Центра семейной медицины», а не медицинских услуг; не должен иметь соответствующего предупреждения. Указанные в  нем услуги   представляют собой виды оказываемых медицинских услуг, представляемых Центром, а не перечень конкретных медицинских услуг.
       Также Общество приводит довод о том,  что согласно пункта 4.1.2 договора № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия»,  обязанности по соблюдению законодательства о рекламе сторонами (рекламодателем и рекламоизготовителем)  возложены на ООО «Аппарель-Полиграфия».
        ОАО «Управдом Заволжского района» не имело возможности проконтролировать какой именно текст объявлений будет дополнительно размещен на Счетах-квитанциях, отсутствует его вина во вмененном ему правонарушении.
        Соответственно, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по  части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

        Оценив доводы сторон,  суд пришел к выводу  о наличии выявленного правонарушения в действиях Общества исходя из следующего.
     Частью 1 статьи  14.3 КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность за  нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем илирекламораспространителем  законодательства о рекламе.
     Требования к  правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
     Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке». Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования»,  «товар», «рекламодатель», «ненадлежащая реклама».   
     В соответствии с положениями статьи 3 Федерального Закона  «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
     Частью 7  статьи 38 Федерального закона  «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 ФЗ «О рекламе», возлагается на рекламораспространителя.
     Согласно части  7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».
     Как следует из текста рекламного объявления,  объектами  рекламирования рассматриваемого рекламного объявления являются  - как сам по себе «Центр семейной медицины», так и предоставляемые им медицинские услуги.
     Обоснованным следует признать довод ответчика о том, что прием указанных в рекламе специалистов - гинеколога, кардиолога, лора, офтальмолога, педиатра, школа будущих мам и другие  - являются видами медицинских услуг (коды 01.001.01, 01.015.01, 01.028.01, 01.029.01, 01.031.01, 04.001.03 отраслевого классификатора «Сложные т комплексные медицинские услуги», утвержденного  Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.07.01 № 268.  Услуги по массажу и забору анализов также являются самостоятельными медицинскими услугами, входят в разделы 08,09,21 указанного отраслевого классификатора. Соответственно, текст рекламного объявления должен был сопровождаться установленным предупреждением.
     Не обоснованным также следует признать довод заявителя об ответственности за допущенное нарушение ООО «Аппарель-Полиграфия», согласно договора. Данное условие договора не соответствует  части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», не может быть учтено судом как обстоятельство, исключающее применение ответственности.
     Судом был исследован довод Общества об отсутствии вины Общества, данный довод судом рассмотрен, отклоняется. С учетом договорных отношений, существующих между субъектами предпринимательской деятельности в рассматриваемых проавоотношениях, у Общества, как у реклараспространителя,  имелась объективная  возможность не допустить  нарушения Федерального закона «О рекламе».
     Таким образом, выявленное  нарушение  соответствует составу правонарушения,  предусмотренному части 1 статьей 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа административным органом был применен в минимальном размере, в пределах санкции, установленной  частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.
     Суд не усматривает процессуальных нарушений  ответчика при производстве административного дела, а также оснований для применения малозначительности  - в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.  
        На основании изложенного, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
          
      Отказать в удовлетворении заявленных требований. 
      Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд(г. Киров),  в десятидневный срок со дня его принятия, в установленном законом порядке.
     
     Судья                                                                                       А.В. Глызина
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль                                                                             Дело №А82-547/2011   
                                                                                                     04 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения была оглашена - 30 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен - 04 апреля 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области  в составе судьи  Глызиной  А.В.,
при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлениюОткрытого акционерного общества «Управляющая организация мнгогоквартирными домами Заволжского района»
об оспаривании постановления  11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10, вынесенного Зам. Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   о привлечении к административной ответственности

при участии
от заявителя: Жигалов Ю.В. - предст. по дов.       
от административного органа: Студенова А.В. -  предст. по пост. дов. 

установил:       Открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домам заволжского района»  (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области  с заявлением об оспаривании постановления  от   11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10,  вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ярославской области,   о привлечении  к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.  на основании  части 1  статьи 14.3  КоАП РФ.
      Правовая позиция заявителя основана на: 1) отсутствии   в его действиях вменяемого ему состава правонарушения; 2) малозначительности совершенного правонарушения.
     Представитель ответчика заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
      В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.  
      Протоколом об административном правонарушении № 04-04/51А-10   от  27.12.11, составленным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, был установлен факт  нарушения   Обществом  (рекламораспространителем)  законодательства о рекламе - а именно, части  7  статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» -  путем  опубликования текста рекламного объявления ненадлежащего содержания.
    Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
     Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
     Нарушение выразилось в размещении на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года, доставляемых в почтовые ящики жилых домов, находящихся в управлении ОАО «Управдом Заволжского района», рекламы следующего содержания:
«… ООО «Центр Семейной медицины» Лицензия №…
-  шоферская комиссия
-  проведение профосмотров
- все виды анализов
- узкие специалисты: терапевт, педиатр, дерматолог, гинеколог, ЛОР, эндокринолог, окулист, невролог, кардиолог
- школа будущих мам
- лечебный массаж
… тел. 72 - 41 98 … Выезд на дом, выдача больничного листа».
    В тексте рассматриваемой рекламы отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультаций специалистов.
     Между ОАО «Управдом Заволжского района» (заказчик)  и  ООО «Аппарель-Полиграфия» (исполнитель)  был заключен договор оказания услуг № 7 от  03.03.10, предметом которого,  в том числе, является - изготовление заготовок Счет-квитанций на оплату жилого помещения, коммунальных и иных услуг с размещением информации   Заказчика, на оборотной стороне заготовок Счет-квитанций, и доставка их на линейные  участки заказчика.
     Пункт 2.1.5 договора устанавливает обязанность заказчика - «принять рекламную, печатную и полиграфическую продукцию, услуги в области полиграфии и рекламы, заготовки Счет-квитанций по количеству и качеству с оформлением соответствующих отчетных документов представителями заказчика.
     Правоотношения между сторонами по указанному договору существовали в рассматриваемый период; услуги по договору были  оказаны, приняты и оплачены  в соответствии с договором.
     В свою очередь, между рекламодателем (ООО «Центр семейной медицины») был  заключен договор  оказания услуг № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия» (рекламоизготовитель).
     Пункт 4.1.2. указанного договора возлагает обязанности по соблюдению законодательства о рекламе на ООО «Аппарель-Полиграфия».
     Рассматриваемая реклама была изготовлена ООО «Аппарель-Полиграфия» в соответствии с согласованным  рекламодателем макетом  рекламы. Макет рекламы также не содержал  предупреждения  о наличии противопоказаний и указания на необходимость получения консультаций специалистов.
     За выявленное антимонопольным органом нарушение в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от  27.12.10 № 04-04/51А-10 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
     Оспариваемым постановлением от 11.01.11 по делу № 04-04/51 А-10 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в минимальном размере, в виде 100 000 рублей штрафа.  
    Антимонопольным органом не было допущено каких-либо процессуальных нарушений при производстве административного дела.
     Указанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон,  судом считаются установленными.
     Спор между сторонами состоит в том, имеется ли в действиях Общества состав  вменяемого ему ответчиком правонарушения.
      
     Правовая позиция Ответчика
     В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
     В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимостью ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
     Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  нарушение требований статьи 24 Закона несет рекламораспространитель, т.е., в данном конкретном случае,   -  ОАО «Управдом Заволжского района».
     За выявленное нарушение - а именно, отсутствие в тексте размещаемого объявления установленного законом предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов,   оспариваемым постановлением от  11.01.10 по делу № 04-04/51 А-10, к Обществу была применена административная ответственность в виде штрафа в минимальном  размере 100  000 руб. по  части 1 ст.14.3 КоАП РФ.
     Дополнительно в обоснование своей правовой позиции ответчик ссылается на Письмо ФАС России от 31.05.10 №  АК/16754.
     Ответчик полагает, что Общество не осуществило надлежащего контроля за  размещаемой им рекламой; имело возможность и должно было не допустить нарушения действующего законодательства о рекламе.
        
        Правовая позиция Заявителя
        Заявитель считает, что текст  спорного объявления является рекламой самого «Центра семейной медицины», а не медицинских услуг; не должен иметь соответствующего предупреждения. Указанные в  нем услуги   представляют собой виды оказываемых медицинских услуг, представляемых Центром, а не перечень конкретных медицинских услуг.
       Также Общество приводит довод о том,  что согласно пункта 4.1.2 договора № 10/07Э05 от 20.07.10  с  ООО «Аппарель-Полиграфия»,  обязанности по соблюдению законодательства о рекламе сторонами (рекламодателем и рекламоизготовителем)  возложены на ООО «Аппарель-Полиграфия».
        ОАО «Управдом Заволжского района» не имело возможности проконтролировать какой именно текст объявлений будет дополнительно размещен на Счетах-квитанциях, отсутствует его вина во вмененном ему правонарушении.
        Соответственно, отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по  части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

        Оценив доводы сторон,  суд пришел к выводу  о наличии выявленного правонарушения в действиях Общества исходя из следующего.
     Частью 1 статьи  14.3 КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность за  нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем илирекламораспространителем  законодательства о рекламе.
     Требования к  правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
     Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 стати 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке». Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования»,  «товар», «рекламодатель», «ненадлежащая реклама».   
     В соответствии с положениями статьи 3 Федерального Закона  «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
     Частью 7  статьи 38 Федерального закона  «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 ФЗ «О рекламе», возлагается на рекламораспространителя.
     Согласно части  7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», «Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».
     Как следует из текста рекламного объявления,  объектами  рекламирования рассматриваемого рекламного объявления являются  - как сам по себе «Центр семейной медицины», так и предоставляемые им медицинские услуги.
     Обоснованным следует признать довод ответчика о том, что прием указанных в рекламе специалистов - гинеколога, кардиолога, лора, офтальмолога, педиатра, школа будущих мам и другие  - являются видами медицинских услуг (коды 01.001.01, 01.015.01, 01.028.01, 01.029.01, 01.031.01, 04.001.03 отраслевого классификатора «Сложные т комплексные медицинские услуги», утвержденного  Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.07.01 № 268.  Услуги по массажу и забору анализов также являются самостоятельными медицинскими услугами, входят в разделы 08,09,21 указанного отраслевого классификатора. Соответственно, текст рекламного объявления должен был сопровождаться установленным предупреждением.
     Не обоснованным также следует признать довод заявителя об ответственности за допущенное нарушение ООО «Аппарель-Полиграфия», согласно договора. Данное условие договора не соответствует  части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», не может быть учтено судом как обстоятельство, исключающее применение ответственности.
     Судом был исследован довод Общества об отсутствии вины Общества, данный довод судом рассмотрен, отклоняется. С учетом договорных отношений, существующих между субъектами предпринимательской деятельности в рассматриваемых проавоотношениях, у Общества, как у реклараспространителя,  имелась объективная  возможность не допустить  нарушения Федерального закона «О рекламе».
     Таким образом, выявленное  нарушение  соответствует составу правонарушения,  предусмотренному части 1 статьей 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа административным органом был применен в минимальном размере, в пределах санкции, установленной  частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.
     Суд не усматривает процессуальных нарушений  ответчика при производстве административного дела, а также оснований для применения малозначительности  - в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.  

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
          
      Отказать в удовлетворении заявленных требований. 
      Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд(г. Киров),  в десятидневный срок со дня его принятия, в установленном законом порядке.
     
     Судья                                                                                       А.В. Глызина
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-04 13:32:12 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-04 13:32:12 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )