Решение и предписание по делу № 03-03/52-11 в отношении МУП «Ярославский городской энергосбыт» по заявлению ТСЖ «Сахарова, 13»

Номер дела: № 03-03/52-11
Дата публикации: 20 октября 2011, 00:00

Решение по делу № 03-03/52-11

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 20.10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в присутствии:

- от МУП «Ярославский городской энергосбыт» <…>,

- от ТСЖ «Сахарова, д. 13» <…>.

рассмотрев 07 октября 2011 года дело № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

у с т а н о в и л а:

В Ярославское УФАС России поступило обращение ТСЖ «Сахарова, 13» (вх. №1710 от 09.03.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ярославский городской энергосбыт», выразившемся, по мнению заявителя, применении неверного порядка расчетов за тепловую энергию, подаваемую для нужд горячего водоснабжения.

Представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что использование такого порядка расчетов обусловлено неопределенностью правового регулирования рассматриваемых отношений, нечеткостью нормативной базы.

Принимая решение о признании МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим, Ярославское УФАС России исходит из следующего.

МУП «Ярославский городской энергосбыт» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии по своим сетям. Для данного хозяйствующего субъекта Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008г. №ППр-302-ТЭ/П установлен тариф на передачу по тепловым сетям в размере 101,97 руб. Сфера деятельности по передаче тепловой энергии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере действия субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение занимают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий.

Из изложенного следует, что МУП «Ярославский городской энергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, в границах г. Ярославля.

В заседании Комиссии установлены следующие обстоятельства.

Между сторонами заключен договор №990632 от 26.02.2009г. на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для жилищного фонда г. Ярославля. Предметом данного договора является обязательство Энергоснабжающей организации (МУП «Ярославский городской энергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, обязательство Абонента (ТСЖ) принимать и оплачивать данную энергию. При этом, МУП «Ярославский городской энергосбыт» не производит отпускаемую тепловую энергию, передает ресурс, производимый ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры».

Приведенный договор был расторгнут соглашением сторон от 16.11.2009г.

17.12.2009г. ТСЖ «Сахарова, 13» обратилось в МУП «Яргорэнергосбыт» с письмом №71 в котором содержалась просьба изменить договор №990632 от 26.02.2009г., ранее расторгнутый сторонами. На указанное обращение МУП «Яргорэнергосбыт» не ответило.

Антимонопольный орган, анализируя сложившиеся между сторонами отношения, исходя из положений ст. 450 Гражданского кодекса РФ, констатирует, что внесение изменений возможно лишь в действующий договор. В данном случае у МУП «Яргорэнергосбыт» отсутствовали основания для ответа на данное обращение, так как договорные отношения между сторонами прекратились.

В то же время антимонопольным органом в действиях МУП «Ярославский городской энергосбыт» выявлены иные нарушения антимонопольного законодательства, относящиеся к периоду, действия договора.

В частности установлено, что в соответствии с п. 4.2.2. заключенного между сторонами договора при отсутствии или неисправности приборов учета у Абонента, количество тепловой энергии определяется исходя из теплового и водного баланса в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстороя РФ от 06 мая 2000г. №105).

Кроме того, МУП «Яргорэнергсбыт» выставляло в адрес ТСЖ плату за горячую воду по тарифам на тепловую энергию, утвержденным для ОАО «ЯЗДА» с учетом передачи по сетям МУП «Ярославский городской энергосбыт».

В то же время Отношения в сфере теплоснабжения потребителей - граждан регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (далее также Правила №307).

В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Конкретизирована данная норма в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, принятых в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, (указание на это содержится в преамбуле Постановления).

В соответствии с п. 8 Правил №307 Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.

В соответствии с п. 15 Правил №307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ должны применяться те же правила, что и при расчете между ТСЖ и гражданами.

Пунктом 19 Правил №307 урегулирован порядок определения размера платы при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пп. б, пункта 19 Правил №307 размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Договор теплоснабжения в силу ст. 426 ГК является публичным. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила предоставления коммунальных услуг граждан являются публичными (обязательными) правилами, которыми ресурсоснабжающая организация должна руководствоваться при заключении договора теплоснабжения.

Постановлением мэра г. Ярославля от 26.09.2006г. №3397 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены и введены в действие нормативы потребления тепловой энергии на отопление в следующих размерах:

- в феврале 0,036 Гкал на м, в марте 0,033 Гкал на м, в апреле 0,020 Гкал на м., в мае 0,002 Гкал на м., в октябре 0,017 Гкал на м., в ноябре 0,026 Гкал на м.

Постановлением мэра г. Ярославля от 28.11.2008г. №3395 установлен тариф на 2009г. для ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» на горячую воду (38,17 руб. за 1 куб.м.).

Заявитель (ТСЖ «Сахарова 13») по основаниям, изложенным выше обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к МУП «Ярославский городской энергосбыт».

Решением суда по делу А82-9352/2010-47 от 14.02.2011г. установлено, что результатом неправильного применения тарифа и нарушения порядка подсчета объемов ресурса стала переплата со стороны ТСЖ «Сахарова, д. 13» в размере 52 486, 72 руб. (решение вступило в законную силу).

Указанная выручка получена МУП «Ярославский городской энергосбыт» вследствие нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования на товар – горячую воду, отпущенную ТСЖ «Сахарова, д. 13».

Резюмируя изложенное, действия МУП «Ярослаский городской энергосбыт» по выставлению ТСЖ «Сахарова, д13» платы за горячую воду по тарифам, не установленным уполномоченным органом и в объемах, отличных от нормативов потребления образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:

1. Признать МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать МУП «Ярославский городской энергосбыт» предписание о перечислении в доход федерального бюджета дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 52 486, 72 руб.

3 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

Предписание по делу № 03-03/52-11

 

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20. 10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07 октября 2011 года по делу № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Муниципальному унитарному предприятию «Ярославский городской энергосбыт»

  • В срок до 20 ноября 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 52 486, 72 рубля (пятьдесят две тысячи четыреста восемьдесят шесть рублей, семьдесят две копейки) на следующие реквизиты:

получатель Ярославское УФАС России БИК 047888001 кор. счет 30101810600000000715, счет 40101810700000010 ОКАТО 78401000000, КБК 16111602010010000140, ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН 7604009440, КПП 760401001.

Об исполнении предписания сообщить не позднее 25 ноября 2011года.

Предписание может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

stdClass Object ( [vid] => 8623 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 03-03/52-11 в отношении МУП «Ярославский городской энергосбыт» по заявлению ТСЖ «Сахарова, 13» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8623 [type] => solution [language] => ru [created] => 1321614111 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 03-03/52-11

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 20.10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в присутствии:

- от МУП «Ярославский городской энергосбыт» <…>,

- от ТСЖ «Сахарова, д. 13» <…>.

рассмотрев 07 октября 2011 года дело № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

у с т а н о в и л а:

В Ярославское УФАС России поступило обращение ТСЖ «Сахарова, 13» (вх. №1710 от 09.03.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ярославский городской энергосбыт», выразившемся, по мнению заявителя, применении неверного порядка расчетов за тепловую энергию, подаваемую для нужд горячего водоснабжения.

Представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что использование такого порядка расчетов обусловлено неопределенностью правового регулирования рассматриваемых отношений, нечеткостью нормативной базы.

Принимая решение о признании МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим, Ярославское УФАС России исходит из следующего.

МУП «Ярославский городской энергосбыт» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии по своим сетям. Для данного хозяйствующего субъекта Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008г. №ППр-302-ТЭ/П установлен тариф на передачу по тепловым сетям в размере 101,97 руб. Сфера деятельности по передаче тепловой энергии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере действия субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение занимают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий.

Из изложенного следует, что МУП «Ярославский городской энергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, в границах г. Ярославля.

В заседании Комиссии установлены следующие обстоятельства.

Между сторонами заключен договор №990632 от 26.02.2009г. на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для жилищного фонда г. Ярославля. Предметом данного договора является обязательство Энергоснабжающей организации (МУП «Ярославский городской энергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, обязательство Абонента (ТСЖ) принимать и оплачивать данную энергию. При этом, МУП «Ярославский городской энергосбыт» не производит отпускаемую тепловую энергию, передает ресурс, производимый ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры».

Приведенный договор был расторгнут соглашением сторон от 16.11.2009г.

17.12.2009г. ТСЖ «Сахарова, 13» обратилось в МУП «Яргорэнергосбыт» с письмом №71 в котором содержалась просьба изменить договор №990632 от 26.02.2009г., ранее расторгнутый сторонами. На указанное обращение МУП «Яргорэнергосбыт» не ответило.

Антимонопольный орган, анализируя сложившиеся между сторонами отношения, исходя из положений ст. 450 Гражданского кодекса РФ, констатирует, что внесение изменений возможно лишь в действующий договор. В данном случае у МУП «Яргорэнергосбыт» отсутствовали основания для ответа на данное обращение, так как договорные отношения между сторонами прекратились.

В то же время антимонопольным органом в действиях МУП «Ярославский городской энергосбыт» выявлены иные нарушения антимонопольного законодательства, относящиеся к периоду, действия договора.

В частности установлено, что в соответствии с п. 4.2.2. заключенного между сторонами договора при отсутствии или неисправности приборов учета у Абонента, количество тепловой энергии определяется исходя из теплового и водного баланса в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстороя РФ от 06 мая 2000г. №105).

Кроме того, МУП «Яргорэнергсбыт» выставляло в адрес ТСЖ плату за горячую воду по тарифам на тепловую энергию, утвержденным для ОАО «ЯЗДА» с учетом передачи по сетям МУП «Ярославский городской энергосбыт».

В то же время Отношения в сфере теплоснабжения потребителей - граждан регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (далее также Правила №307).

В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Конкретизирована данная норма в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, принятых в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, (указание на это содержится в преамбуле Постановления).

В соответствии с п. 8 Правил №307 Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.

В соответствии с п. 15 Правил №307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ должны применяться те же правила, что и при расчете между ТСЖ и гражданами.

Пунктом 19 Правил №307 урегулирован порядок определения размера платы при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пп. б, пункта 19 Правил №307 размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Договор теплоснабжения в силу ст. 426 ГК является публичным. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила предоставления коммунальных услуг граждан являются публичными (обязательными) правилами, которыми ресурсоснабжающая организация должна руководствоваться при заключении договора теплоснабжения.

Постановлением мэра г. Ярославля от 26.09.2006г. №3397 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены и введены в действие нормативы потребления тепловой энергии на отопление в следующих размерах:

- в феврале 0,036 Гкал на м, в марте 0,033 Гкал на м, в апреле 0,020 Гкал на м., в мае 0,002 Гкал на м., в октябре 0,017 Гкал на м., в ноябре 0,026 Гкал на м.

Постановлением мэра г. Ярославля от 28.11.2008г. №3395 установлен тариф на 2009г. для ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» на горячую воду (38,17 руб. за 1 куб.м.).

Заявитель (ТСЖ «Сахарова 13») по основаниям, изложенным выше обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к МУП «Ярославский городской энергосбыт».

Решением суда по делу А82-9352/2010-47 от 14.02.2011г. установлено, что результатом неправильного применения тарифа и нарушения порядка подсчета объемов ресурса стала переплата со стороны ТСЖ «Сахарова, д. 13» в размере 52 486, 72 руб. (решение вступило в законную силу).

Указанная выручка получена МУП «Ярославский городской энергосбыт» вследствие нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования на товар – горячую воду, отпущенную ТСЖ «Сахарова, д. 13».

Резюмируя изложенное, действия МУП «Ярослаский городской энергосбыт» по выставлению ТСЖ «Сахарова, д13» платы за горячую воду по тарифам, не установленным уполномоченным органом и в объемах, отличных от нормативов потребления образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:

1. Признать МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать МУП «Ярославский городской энергосбыт» предписание о перечислении в доход федерального бюджета дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 52 486, 72 руб.

3 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

Предписание по делу № 03-03/52-11

 

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20. 10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07 октября 2011 года по делу № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Муниципальному унитарному предприятию «Ярославский городской энергосбыт»

  • В срок до 20 ноября 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 52 486, 72 рубля (пятьдесят две тысячи четыреста восемьдесят шесть рублей, семьдесят две копейки) на следующие реквизиты:

получатель Ярославское УФАС России БИК 047888001 кор. счет 30101810600000000715, счет 40101810700000010 ОКАТО 78401000000, КБК 16111602010010000140, ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН 7604009440, КПП 760401001.

Об исполнении предписания сообщить не позднее 25 ноября 2011года.

Предписание может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 03-03/52-11

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 20.10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в присутствии:

- от МУП «Ярославский городской энергосбыт» <…>,

- от ТСЖ «Сахарова, д. 13» <…>.

рассмотрев 07 октября 2011 года дело № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

у с т а н о в и л а:

В Ярославское УФАС России поступило обращение ТСЖ «Сахарова, 13» (вх. №1710 от 09.03.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Ярославский городской энергосбыт», выразившемся, по мнению заявителя, применении неверного порядка расчетов за тепловую энергию, подаваемую для нужд горячего водоснабжения.

Представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что использование такого порядка расчетов обусловлено неопределенностью правового регулирования рассматриваемых отношений, нечеткостью нормативной базы.

Принимая решение о признании МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим, Ярославское УФАС России исходит из следующего.

МУП «Ярославский городской энергосбыт» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии по своим сетям. Для данного хозяйствующего субъекта Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008г. №ППр-302-ТЭ/П установлен тариф на передачу по тепловым сетям в размере 101,97 руб. Сфера деятельности по передаче тепловой энергии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере действия субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение занимают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий.

Из изложенного следует, что МУП «Ярославский городской энергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, в границах г. Ярославля.

В заседании Комиссии установлены следующие обстоятельства.

Между сторонами заключен договор №990632 от 26.02.2009г. на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для жилищного фонда г. Ярославля. Предметом данного договора является обязательство Энергоснабжающей организации (МУП «Ярославский городской энергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, обязательство Абонента (ТСЖ) принимать и оплачивать данную энергию. При этом, МУП «Ярославский городской энергосбыт» не производит отпускаемую тепловую энергию, передает ресурс, производимый ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры».

Приведенный договор был расторгнут соглашением сторон от 16.11.2009г.

17.12.2009г. ТСЖ «Сахарова, 13» обратилось в МУП «Яргорэнергосбыт» с письмом №71 в котором содержалась просьба изменить договор №990632 от 26.02.2009г., ранее расторгнутый сторонами. На указанное обращение МУП «Яргорэнергосбыт» не ответило.

Антимонопольный орган, анализируя сложившиеся между сторонами отношения, исходя из положений ст. 450 Гражданского кодекса РФ, констатирует, что внесение изменений возможно лишь в действующий договор. В данном случае у МУП «Яргорэнергосбыт» отсутствовали основания для ответа на данное обращение, так как договорные отношения между сторонами прекратились.

В то же время антимонопольным органом в действиях МУП «Ярославский городской энергосбыт» выявлены иные нарушения антимонопольного законодательства, относящиеся к периоду, действия договора.

В частности установлено, что в соответствии с п. 4.2.2. заключенного между сторонами договора при отсутствии или неисправности приборов учета у Абонента, количество тепловой энергии определяется исходя из теплового и водного баланса в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстороя РФ от 06 мая 2000г. №105).

Кроме того, МУП «Яргорэнергсбыт» выставляло в адрес ТСЖ плату за горячую воду по тарифам на тепловую энергию, утвержденным для ОАО «ЯЗДА» с учетом передачи по сетям МУП «Ярославский городской энергосбыт».

В то же время Отношения в сфере теплоснабжения потребителей - граждан регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (далее также Правила №307).

В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Конкретизирована данная норма в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, принятых в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, (указание на это содержится в преамбуле Постановления).

В соответствии с п. 8 Правил №307 Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.

В соответствии с п. 15 Правил №307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ должны применяться те же правила, что и при расчете между ТСЖ и гражданами.

Пунктом 19 Правил №307 урегулирован порядок определения размера платы при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пп. б, пункта 19 Правил №307 размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Договор теплоснабжения в силу ст. 426 ГК является публичным. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила предоставления коммунальных услуг граждан являются публичными (обязательными) правилами, которыми ресурсоснабжающая организация должна руководствоваться при заключении договора теплоснабжения.

Постановлением мэра г. Ярославля от 26.09.2006г. №3397 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены и введены в действие нормативы потребления тепловой энергии на отопление в следующих размерах:

- в феврале 0,036 Гкал на м, в марте 0,033 Гкал на м, в апреле 0,020 Гкал на м., в мае 0,002 Гкал на м., в октябре 0,017 Гкал на м., в ноябре 0,026 Гкал на м.

Постановлением мэра г. Ярославля от 28.11.2008г. №3395 установлен тариф на 2009г. для ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» на горячую воду (38,17 руб. за 1 куб.м.).

Заявитель (ТСЖ «Сахарова 13») по основаниям, изложенным выше обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к МУП «Ярославский городской энергосбыт».

Решением суда по делу А82-9352/2010-47 от 14.02.2011г. установлено, что результатом неправильного применения тарифа и нарушения порядка подсчета объемов ресурса стала переплата со стороны ТСЖ «Сахарова, д. 13» в размере 52 486, 72 руб. (решение вступило в законную силу).

Указанная выручка получена МУП «Ярославский городской энергосбыт» вследствие нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования на товар – горячую воду, отпущенную ТСЖ «Сахарова, д. 13».

Резюмируя изложенное, действия МУП «Ярослаский городской энергосбыт» по выставлению ТСЖ «Сахарова, д13» платы за горячую воду по тарифам, не установленным уполномоченным органом и в объемах, отличных от нормативов потребления образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:

1. Признать МУП «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать МУП «Ярославский городской энергосбыт» предписание о перечислении в доход федерального бюджета дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 52 486, 72 руб.

3 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

Предписание по делу № 03-03/52-11

 

07 октября 2011 года                                                                                           г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20. 10.2011)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07 октября 2011 года по делу № 03-03/52-11 о нарушении МУП «Ярославский городской энергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Муниципальному унитарному предприятию «Ярославский городской энергосбыт»

  • В срок до 20 ноября 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 52 486, 72 рубля (пятьдесят две тысячи четыреста восемьдесят шесть рублей, семьдесят две копейки) на следующие реквизиты:

получатель Ярославское УФАС России БИК 047888001 кор. счет 30101810600000000715, счет 40101810700000010 ОКАТО 78401000000, КБК 16111602010010000140, ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН 7604009440, КПП 760401001.

Об исполнении предписания сообщить не позднее 25 ноября 2011года.

Предписание может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии                                                                                                       Гаев М.В.

 

                                                                                                                      Завьялов М.Ф.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-03/52-11 [format] => [safe_value] => № 03-03/52-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-19 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-06 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321614111 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )