Решение по делу № 03-03/151-10 в отношении МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" по заявлению ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания»

Номер дела: № 03-03/151-10
Дата публикации: 24 августа 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/151-10 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

10 августа 2011 года                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 24 августа 2011)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;

члены Комиссии:  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плотникова О.Н.,

рассмотрев дело № 03-03/151-10 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» (далее – МУП «Теплоэнерго»), расположенным по адресу:  152930, г.Рыбинск, Юго-Западная промышленная зона, 3, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», выразившегося в направлении ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего заведомо невыгодные условия, которые могут ущемить интересы граждан.

 

у с т а н о в и л а:

Дело № 03-03/151-10 возбуждено по заявлению ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» (далее – ОАО  «Управляющая компания», вх. № 7214 от 24.09.2010, № 7267 от 28.09.2010)  о нарушениях антимонопольного законодательства МУП «Теплоэнерго».

Заявитель указал, что между ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» был подписан договор № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с протоколом разногласий от 15.05.2009. Срок действия договора до 31.12.2009 автоматически продляется на следующий календарный год на прежних условиях, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении или необходимости внесения изменений, дополнений. Заявлений от сторон не поступало, следовательно, договор, по мнению ОАО  «Управляющая компания»,  пролонгирован на прежних условиях.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» новый проект договора № 538 от 01.01.2010 с невыгодными противоречащими законодательству условиями, поэтому договор остался неподписанным с стороны управляющей компании. Управляющая компания считает, что договор 2009 года был автоматически пролонгирован на прежних условиях, считается действующим в 2010 году.

 

Позиция МУП «Теплоэнерго» изложена письменно (№ 04-1360 от 12.04.2011). Представитель МУП «Теплоэнерго» вменяемое нарушение не признал, пояснил, что в 2009 году договор № 538 с ОАО «Управляющая компания» вроде бы действовал, процесс согласования условий договора затянулся на весь год. Необходимость в направлении проекта нового договора на 2010  МУП «Теплоэнерго» объяснил изменением структуры оплаты. Никакого навязывания условий в новом договоре не было, если ОАО  «Управляющая компания» с какими-то условиями было не согласно, оно могло бы направить протокол разногласий, чего сделано не было.

 

Принимая решение о признании МУП «Теплоэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела исходила из следующего:

 

В течение 2009 года ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» согласовывались условия договора № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде. Мнения сторон по поводу заключения и действия этого договора различаются: ОАО «Управляющая компания» считает договор заключенным с протоколом разногласий, который  общество направило в МУП «Теплоэнерго», а МУП «Теплоэнерго» утверждает, что подписанный договор поступил с отметкой «с протоколом разногласий», но без приложения протокола разногласий и подписанных приложений к договору, поэтому считает, что поскольку условия договора до конца согласованы не были, договор считается незаключенным. 

В материалы дела стороны не представили доказательства, свидетельствующие о том, что договор на 2009 обеими сторонами был согласован и подписан.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» проект договора  № 538 от 01.01.2010 на снабжение тепловой энергией на 2010 (исх. № 202), с условиями, противоречащими действовавшему законодательству (в новую редакцию договора внесены изменения в расчетную часть, изменены максимальные часовые нагрузки, объемы потребляемой энергии), поэтому договор остался не

подписанным со стороны управляющей компании.

 

При анализе  текста договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010 обнаружено несоответствие существенных условий договора действующему законодательству в части  определения объема поставляемой тепловой энергии  и порядка оплаты услуг.

При составлении договора МУП «Теплоэнерго» руководствовался не Постановлением Правительства № 307, которым регламентируется предоставление коммунальных услуг гражданам (а управляющие компании представляют интересы граждан), а Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Постановление Правительства № 307) утверждены  «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

В пункте 8 Постановления Правительства № 307 указано,  что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Условия договора № 538 от 01.01.2010 не соответствуют нормам в части порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3.4 договора  № 538 от 01.01.2010 при осутствии прибора коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по тепловому балансу предприятия с учетом показаний приборов коммерческого учета, установленных на источниках тепловой энергии и расчетных тепловых нагрузок, а при отсутствии приборов коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и на источниках тепловой энергии учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по расчетным тепловым нагрузкам (пункт 3.5 договора). Данные условия противоречат пункту 19 Постановления  Правительства № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, действовавшей на тот момент), в соответствии с которым «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

             б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Пункты 3.4, 3.5 договора № 538 от 01.01.2010 содержат невыгодные условия, что может привести к ущемлению интересов граждан.

 

Хозяйствующий субъект МУП «Теплоэнерго» приказом Ярославского УФАС России  от 13.04.2007 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35% с долей более 65 % на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска Ярославской области в пределах территории, охваченной присоединенной сетью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из этой нормы, МУП «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в пределах присоединенной сети в границах г. Рыбинска Ярославской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП «Теплоэнерго» по направлению ОАО «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего невыгодные условия, являются злоупотреблением доминирующим положением и могут ущемить интересы граждан - собственников    жилых помещений, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ввиду отсутствия ходатайства ОАО  «Управляющая компания» об изменении условий договора основания для выдачи  предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

р е ш и л а :

 

1. Признать  Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Рыбинск «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                  Балабаев С.А.

Члены Комиссии                                              Антонова М.В.

                                                                            Плотникова О.Н.

stdClass Object ( [vid] => 8626 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 03-03/151-10 в отношении МУП ГО г. Рыбинск "Теплоэнерго" по заявлению ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8626 [type] => solution [language] => ru [created] => 1321617122 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/151-10 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

10 августа 2011 года                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 24 августа 2011)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;

члены Комиссии:  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плотникова О.Н.,

рассмотрев дело № 03-03/151-10 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» (далее – МУП «Теплоэнерго»), расположенным по адресу:  152930, г.Рыбинск, Юго-Западная промышленная зона, 3, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», выразившегося в направлении ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего заведомо невыгодные условия, которые могут ущемить интересы граждан.

 

у с т а н о в и л а:

Дело № 03-03/151-10 возбуждено по заявлению ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» (далее – ОАО  «Управляющая компания», вх. № 7214 от 24.09.2010, № 7267 от 28.09.2010)  о нарушениях антимонопольного законодательства МУП «Теплоэнерго».

Заявитель указал, что между ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» был подписан договор № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с протоколом разногласий от 15.05.2009. Срок действия договора до 31.12.2009 автоматически продляется на следующий календарный год на прежних условиях, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении или необходимости внесения изменений, дополнений. Заявлений от сторон не поступало, следовательно, договор, по мнению ОАО  «Управляющая компания»,  пролонгирован на прежних условиях.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» новый проект договора № 538 от 01.01.2010 с невыгодными противоречащими законодательству условиями, поэтому договор остался неподписанным с стороны управляющей компании. Управляющая компания считает, что договор 2009 года был автоматически пролонгирован на прежних условиях, считается действующим в 2010 году.

 

Позиция МУП «Теплоэнерго» изложена письменно (№ 04-1360 от 12.04.2011). Представитель МУП «Теплоэнерго» вменяемое нарушение не признал, пояснил, что в 2009 году договор № 538 с ОАО «Управляющая компания» вроде бы действовал, процесс согласования условий договора затянулся на весь год. Необходимость в направлении проекта нового договора на 2010  МУП «Теплоэнерго» объяснил изменением структуры оплаты. Никакого навязывания условий в новом договоре не было, если ОАО  «Управляющая компания» с какими-то условиями было не согласно, оно могло бы направить протокол разногласий, чего сделано не было.

 

Принимая решение о признании МУП «Теплоэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела исходила из следующего:

 

В течение 2009 года ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» согласовывались условия договора № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде. Мнения сторон по поводу заключения и действия этого договора различаются: ОАО «Управляющая компания» считает договор заключенным с протоколом разногласий, который  общество направило в МУП «Теплоэнерго», а МУП «Теплоэнерго» утверждает, что подписанный договор поступил с отметкой «с протоколом разногласий», но без приложения протокола разногласий и подписанных приложений к договору, поэтому считает, что поскольку условия договора до конца согласованы не были, договор считается незаключенным. 

В материалы дела стороны не представили доказательства, свидетельствующие о том, что договор на 2009 обеими сторонами был согласован и подписан.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» проект договора  № 538 от 01.01.2010 на снабжение тепловой энергией на 2010 (исх. № 202), с условиями, противоречащими действовавшему законодательству (в новую редакцию договора внесены изменения в расчетную часть, изменены максимальные часовые нагрузки, объемы потребляемой энергии), поэтому договор остался не

подписанным со стороны управляющей компании.

 

При анализе  текста договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010 обнаружено несоответствие существенных условий договора действующему законодательству в части  определения объема поставляемой тепловой энергии  и порядка оплаты услуг.

При составлении договора МУП «Теплоэнерго» руководствовался не Постановлением Правительства № 307, которым регламентируется предоставление коммунальных услуг гражданам (а управляющие компании представляют интересы граждан), а Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Постановление Правительства № 307) утверждены  «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

В пункте 8 Постановления Правительства № 307 указано,  что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Условия договора № 538 от 01.01.2010 не соответствуют нормам в части порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3.4 договора  № 538 от 01.01.2010 при осутствии прибора коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по тепловому балансу предприятия с учетом показаний приборов коммерческого учета, установленных на источниках тепловой энергии и расчетных тепловых нагрузок, а при отсутствии приборов коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и на источниках тепловой энергии учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по расчетным тепловым нагрузкам (пункт 3.5 договора). Данные условия противоречат пункту 19 Постановления  Правительства № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, действовавшей на тот момент), в соответствии с которым «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

             б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Пункты 3.4, 3.5 договора № 538 от 01.01.2010 содержат невыгодные условия, что может привести к ущемлению интересов граждан.

 

Хозяйствующий субъект МУП «Теплоэнерго» приказом Ярославского УФАС России  от 13.04.2007 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35% с долей более 65 % на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска Ярославской области в пределах территории, охваченной присоединенной сетью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из этой нормы, МУП «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в пределах присоединенной сети в границах г. Рыбинска Ярославской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП «Теплоэнерго» по направлению ОАО «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего невыгодные условия, являются злоупотреблением доминирующим положением и могут ущемить интересы граждан - собственников    жилых помещений, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ввиду отсутствия ходатайства ОАО  «Управляющая компания» об изменении условий договора основания для выдачи  предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

р е ш и л а :

 

1. Признать  Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Рыбинск «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                  Балабаев С.А.

Члены Комиссии                                              Антонова М.В.

                                                                            Плотникова О.Н.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/151-10 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

10 августа 2011 года                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 24 августа 2011)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;

члены Комиссии:  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плотникова О.Н.,

рассмотрев дело № 03-03/151-10 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» (далее – МУП «Теплоэнерго»), расположенным по адресу:  152930, г.Рыбинск, Юго-Западная промышленная зона, 3, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», выразившегося в направлении ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего заведомо невыгодные условия, которые могут ущемить интересы граждан.

 

у с т а н о в и л а:

Дело № 03-03/151-10 возбуждено по заявлению ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» (далее – ОАО  «Управляющая компания», вх. № 7214 от 24.09.2010, № 7267 от 28.09.2010)  о нарушениях антимонопольного законодательства МУП «Теплоэнерго».

Заявитель указал, что между ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» был подписан договор № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с протоколом разногласий от 15.05.2009. Срок действия договора до 31.12.2009 автоматически продляется на следующий календарный год на прежних условиях, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении или необходимости внесения изменений, дополнений. Заявлений от сторон не поступало, следовательно, договор, по мнению ОАО  «Управляющая компания»,  пролонгирован на прежних условиях.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» новый проект договора № 538 от 01.01.2010 с невыгодными противоречащими законодательству условиями, поэтому договор остался неподписанным с стороны управляющей компании. Управляющая компания считает, что договор 2009 года был автоматически пролонгирован на прежних условиях, считается действующим в 2010 году.

 

Позиция МУП «Теплоэнерго» изложена письменно (№ 04-1360 от 12.04.2011). Представитель МУП «Теплоэнерго» вменяемое нарушение не признал, пояснил, что в 2009 году договор № 538 с ОАО «Управляющая компания» вроде бы действовал, процесс согласования условий договора затянулся на весь год. Необходимость в направлении проекта нового договора на 2010  МУП «Теплоэнерго» объяснил изменением структуры оплаты. Никакого навязывания условий в новом договоре не было, если ОАО  «Управляющая компания» с какими-то условиями было не согласно, оно могло бы направить протокол разногласий, чего сделано не было.

 

Принимая решение о признании МУП «Теплоэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела исходила из следующего:

 

В течение 2009 года ОАО «Управляющая компания» и МУП «Теплоэнерго» согласовывались условия договора № 538 от 01.04.2009 на снабжение тепловой энергией в горячей воде. Мнения сторон по поводу заключения и действия этого договора различаются: ОАО «Управляющая компания» считает договор заключенным с протоколом разногласий, который  общество направило в МУП «Теплоэнерго», а МУП «Теплоэнерго» утверждает, что подписанный договор поступил с отметкой «с протоколом разногласий», но без приложения протокола разногласий и подписанных приложений к договору, поэтому считает, что поскольку условия договора до конца согласованы не были, договор считается незаключенным. 

В материалы дела стороны не представили доказательства, свидетельствующие о том, что договор на 2009 обеими сторонами был согласован и подписан.

МУП «Теплоэнерго» 01.02.2010 направило в ОАО «Управляющая компания» проект договора  № 538 от 01.01.2010 на снабжение тепловой энергией на 2010 (исх. № 202), с условиями, противоречащими действовавшему законодательству (в новую редакцию договора внесены изменения в расчетную часть, изменены максимальные часовые нагрузки, объемы потребляемой энергии), поэтому договор остался не

подписанным со стороны управляющей компании.

 

При анализе  текста договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010 обнаружено несоответствие существенных условий договора действующему законодательству в части  определения объема поставляемой тепловой энергии  и порядка оплаты услуг.

При составлении договора МУП «Теплоэнерго» руководствовался не Постановлением Правительства № 307, которым регламентируется предоставление коммунальных услуг гражданам (а управляющие компании представляют интересы граждан), а Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Постановление Правительства № 307) утверждены  «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

В пункте 8 Постановления Правительства № 307 указано,  что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Условия договора № 538 от 01.01.2010 не соответствуют нормам в части порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3.4 договора  № 538 от 01.01.2010 при осутствии прибора коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по тепловому балансу предприятия с учетом показаний приборов коммерческого учета, установленных на источниках тепловой энергии и расчетных тепловых нагрузок, а при отсутствии приборов коммерческого учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и на источниках тепловой энергии учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по расчетным тепловым нагрузкам (пункт 3.5 договора). Данные условия противоречат пункту 19 Постановления  Правительства № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, действовавшей на тот момент), в соответствии с которым «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

             б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Пункты 3.4, 3.5 договора № 538 от 01.01.2010 содержат невыгодные условия, что может привести к ущемлению интересов граждан.

 

Хозяйствующий субъект МУП «Теплоэнерго» приказом Ярославского УФАС России  от 13.04.2007 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35% с долей более 65 % на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Рыбинска Ярославской области в пределах территории, охваченной присоединенной сетью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из этой нормы, МУП «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в пределах присоединенной сети в границах г. Рыбинска Ярославской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП «Теплоэнерго» по направлению ОАО «Управляющая компания» проекта договора на снабжение тепловой энергией № 538 от 01.01.2010, содержащего невыгодные условия, являются злоупотреблением доминирующим положением и могут ущемить интересы граждан - собственников    жилых помещений, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ввиду отсутствия ходатайства ОАО  «Управляющая компания» об изменении условий договора основания для выдачи  предписания отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

р е ш и л а :

 

1. Признать  Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Рыбинск «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                  Балабаев С.А.

Члены Комиссии                                              Антонова М.В.

                                                                            Плотникова О.Н.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-03/151-10 [format] => [safe_value] => № 03-03/151-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-23 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-09 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321617122 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )