Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (Дело № А82-7409/2011)

Номер дела: А82-7409/2011
Дата публикации: 22 ноября 2011, 01:00

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-7409/2011
                                                                                     22 ноября 2011  года


Резолютивная часть решения оглашена -  08 ноября  2011  года.
Полный текст решения изготовлен  -  22 ноября 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания  Клименко Т.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»  (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б)
к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)
 с участием третьего лица без самостоятельных требований:
Общества с ограниченной ответственностью «Каток» (адрес местонахождения -152 908, Ярославская область, г. Рыбинск, д.13)

о признании недействительными   решения   и предписания от  28.04.11 по делу  № 03-03/161-10

при участии:
от заявителя
-  Пронченко И.С., Щебалева Е.Н. -  предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф.  -  предст. по пост. дов.
от третьего лица -  не явился  
установил:

     Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б) (далее по тексту - ОАО «ЯСК»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и  предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)  по делу № 03-03/161-10  от  28.04.11, вынесенных   в отношении ОАО «ЯСК».
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве и дополнениях к нему.
     В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в дело было привлечено - ООО «Каток, по чьей жалобе  ответчиком производилась проверка в отношении заявителя.
     Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось; отзыв на заявление не представило. Дело судом рассматривается в отсутствие указанного третьего  лица, в порядке статьи 156 АПК РФ. В рамках предварительного судебного заседания третье лицо поддерживало правовую позицию ответчика; считало оспариваемое решение и предписание законными и обоснованными.
     
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении ОАО «ЯСК» по жалобе ООО «Каток», 28.04.11 (в полном объеме изготовлено - 13.05.11) было вынесено решение по делу № 03-03/161-10.
        Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях  ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на  рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
     Антимонопольный орган  считает противоправными действия ОАО «ЯСК», «по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2 за период 2008-2010гг.», что, по мнению ответчика, представляет собой нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  были  законными и обоснованными.
     
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
     1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
     Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
     Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     
     01.04.2010 между ОАО «ЯСК» и третьим лицом был заключен договор снабжения электрической энергией № 702119 (далее - Договор № 702119). Ранее поставка электрической энергии осуществлялась ОАО «ЯСК» в рамках договора поставки электрической энергии от 01.05.2007 № 2119.
     В соответствии с приложением № 1 к Договору № 702119 точкой поставки электрической энергии является РП-17 РУ-6 кв Ф-1717 (ул. Механизации, д. 13).
     В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.09.2000 № 3261 и актом от 13.04.2010 № 3261,  оформленными между МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «Каток»,  электроснабжение ООО «Каток» осуществляется от РП-17 РУ-6 кв Ф-1717, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по кабельным наконечникам отходящего в сторону ООО «Каток» кабеля РУ-6 кВ РП-17.
     В 2008 - 2010 году за поставленную в адрес ООО «Каток» электрическую энергию со стороны ОАО «ЯСК» предъявлялись к оплате счета по тарифу с диапазоном напряжения «НН».
     17.05.2010 ООО «Каток», посчитав, что к нему неправильно применялся тариф с диапазоном напряжения «НН», обратился с письмом (исх. № 131) к ОАО «ЯСК» (Рыбинское отделение) с просьбой о перерасчете платы за поставленную электрическую энергию по тарифу с диапазоном напряжения «СН-2», учитывая, что точкой поставки и местом технологического присоединения является РУ-6кВ РП-17.
     25.05.2010 ОАО «ЯСК» сообщило третьему лицу (письмо исх. № 15/2398) о том, что начиная с апреля 2010 года (т.е. после заключения Договора № 702119) ведет расчеты с ООО «Каток» в соответствии с тарифом по уровню напряжения «СН2»; сообщало, что для ведения на протяжении 2008-2010 годов расчетов по уровню напряжения «СН-2» необходимо было переоформить договор поставки электрической энергии действующий с 2007 года (т.е. договор от 01.05.2007 № 2119) (далее - Письмо № 15/2398).
     27.05.2010 ООО «Каток» повторно обратилось в ОАО «ЯСК» (к генеральному директору ОАО «ЯСК» Касиванову В.В.) с просьбой о перерасчете за 2008 - 2010 годы по тарифу «СН-2».
     26.11.2010 ОАО «ЯСК» направило в адрес  третьего лица письмо (исх. № 15/4927), которым выражало готовность осуществить перерасчет за поставленную электрическую энергию с января 2008 года по март 2010 года, при условии возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (п. 122.1 ПФРР), Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", иными нормативными актами.
     В соответствии с п. 50 Приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" уровни напряжения разделяются на высокое (110 кВ более), среднее напряжение 1 уровня (35кВ), среднее напряжение 2 уровня (20 - 1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).
     В соответствии с пп. 4 п. 59 Постановления Правительства от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя, в том числе, из уровня напряжения электрической сети.
     Для ОАО «Ярославская сбытовая компания» тариф на электрическую энергию на 2008, 2009гг. был утвержден Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27 декабря 2007 г. N 211 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 ноября 2007 года N ППр-211-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания".
     Тариф на 2010г. был установлен Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 декабря 2009 г. N 232 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 декабря 2009 года N ППр-232-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания", и размера сбытовой надбавки открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания".
     В соответствии с приведенными региональными нормативными актами тариф для ОАО «ЯСК» дифференцирован в зависимости от уровня напряжения потребителя, при этом, чем выше уровень напряжения, тем ниже тариф.
     Правила определения уровня напряжения, к которому следует относить каждого конкретного потребителя определены в п. 122. 1 Правил функционирования розничных рынков, в соответствии с которым в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).
     В данном случае точка поставки находится на РУ-6кВ РП-17 Ф-1717, соответственно уровень напряжения должен определяться по уровню напряжения подстанции (6 кВ).
     При вынесении решения по делу комиссией антимонопольного органа было учтено, что в счетах ОАО «ЯСК», предъявляемых к оплате третьему лицу, указывалась точка поставки и место технологического присоединения ООО «Каток» (РУ-6кВ РП-17 Ф-1717), что свидетельствует об осведомленности ОАО «ЯСК» о необходимости ведения расчетов по уровню напряжения «СН 2».
     ОАО «ЯСК» признавало данный факт письмами от 25.05.2010г., 26.11.2010, однако не предприняло необходимых действий для производства перерасчета платы в соответствии с тарифом для уровня напряжения  «СН 2».
     Действия ОАО «ЯСК» по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2,   за период с мая по ноябрь 2010 года ( с момента обращения к нему ООО «Каток» письмом -  до фактического проведения перерасчета)., по мнению ответчика,  нарушают часть 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»;  послужили основанием для вынесения оспариваемого решения..
     На момент рассмотрения дела у антимонопольного органа отсутствовала  информация о том, что ОАО «ЯСК» произвело необходимый перерасчет,   в связи с чем  ОАО «ЯСК»  ответчиком было выдано  предписание от 28.04.11 - об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
     Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
     
     Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
     Ответчик в оспариваемом решении считает, что действия Общества  были совершены с нарушением  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 10 Гражданского кодекса РФ.  
     Нормативное обоснование правовой позиции ответчика изложено в тексте оспариваемого решения.

     Рассмотрев фактические обстоятельства дела, антимонопольный орган сделал вывод о том, что у ОАО «ЯСК» не имелось  оснований для установления взаимозависимости  между проведением перерасчета  для ООО «Каток» и  выставленным условием по возврату ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Соответственно, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
     Ответчик оспаривает доводы заявителя о наличии у него обязанности прекращения производства по делу, поскольку Обществом не был признан факт совершения нарушения антимонопольного законодательства.
     В отношении предписания  ответчиком  в судебном заседании были приведены доводы о том, что, согласно  выданного предписания ОАО «ЯСК» следовало устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, что соответствует статье 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

     
     Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
     Действия ОАО «ЯСК» не могли быть расценены ответчиком как отказ (уклонение) от  проведения перерасчета.
     В спорный период времени ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» осуществляли договорные отношения;. ООО «Каток» добровольно и самостоятельно производил оплату ОАО «ЯСК» по договору; с заявлениями об уточнении сумм расчетов либо о  возврате денежных средств ранее не обращался.
     У ОАО «ЯСК» отсутствовали акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, о чем ОАО «ЯСК» обращалось к  ООО «Каток». Впоследствии указанные документы были получены ОАО «ЯСК» у сетевой организации - ООО «ЭСК «Энергосервис». Соответственно, ОАО «ЯСК» предпринимало меры к проведению расчетов, что не может быть квалифицировано ответчиком  как отказ от осуществления каких-либо действий.
     Ответчик, по мнению заявителя, разрешает  гражданско-правовой спор между сторонами (по применению тарифа), что противоречит действующему законодательству и существующей судебной практике.  
     Ответчиком не была надлежащим образом исследована и  установлена сумма переплаты ООО «Каток». В материалах дела имеются различные данные о сумме перерасчета за 2008-2010гг.  (около 150 тысяч рублей).
     Учитывая, что перерасчет между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» был произведен в  ноябре 2010 года - 30.11.10 (сверка расчетов со стороны ОАО «ЯСК»),  а с декабря 2010 года ООО «Каток» существующая переплата засчитывалась в счет текущих платежей - «нулевые» ежемесячные счета, то ответчик, в силу статей  41, 48 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ,  должен был прекратить производство по делу.
     Также, в силу статей 40, 51 Федерального закона «О защите конкуренции» у ответчика отсутствовали основания для выдачи предписания.
     С учетом изложенных доводов,  заявитель считает, что в его действиях отсутствует вменяемый ему состав нарушения антимонопольного законодательства; просит признать оспариваемые акты антимонопольного управления не действительными и подлежащими отмене.

     
     Рассмотрев доводы сторон и доказательства по делу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции   ответчика исходя из  следующего.
     Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на  рынке распределения электрической энергии Ярославской области  подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
     ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ярославской области.
     Как следует из  содержания части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Порядок  расчетов  при  продаже электрической энергии, в том числе и на территории Ярославской области,  установлен  вышеуказанными нормативными актами,  известен  сторонам; не является спорным.
     Факт необоснованного применения Обществом в проверяемый период к ООО «Каток» тарифа для уровня напряжения - «НН» вместо «СН 2»  подтвержден материалами дела,  не оспаривается заявителем, судом считается установленным.
     Суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что между сторонами не имелось гражданско-правового спора о порядке применения различных тарифов,  факт ненадлежащего применения ОАО «ЯСК» тарифов в период 2008-2010гг. установлен материалами дела.
     Исходя из специфики оформления договора энергоснабжения (раздел 4 договора между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток»)  и того факта, что потребитель - ООО «Каток» - является более слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях с гарантирующим поставщиком - ОАО «ЯСК»,  обоснованным следует признать довод ответчика о том, что именно на Обществе лежала обязанность по   правомерному применению тарифа при расчетах с потребителем - ООО «Каток».
     Учитывая ошибочное применение тарифа, сумма излишне полученных  ОАО «ЯСК» денежных средств подлежала возврату ООО «Каток», с учетом соблюдения установленного  срока давности.
     Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «ЯСК» обладало необходимыми сведениями для проведения перерасчета; самостоятельно впоследствии произвело его. Соответственно, доводы Общества о невозможности  произвести  перерасчет судом рассмотрены,  отклоняются как необоснованные.

     Изложенное Обществом требование возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи - как необходимое   для проведения перерасчета,   не соответствует  ни нормам бухгалтерского учета, ни нормам действующего законодательства (налогового,  антимонопольного); нарушало  права и законные интересы третьего лица.
     Суд также отклоняет процессуальные доводы заявителя о необходимости прекращения производства по делу и  отсутствии оснований для выдачи предписаний.
     На дату - 26.11.10 - ответчиком в адрес ООО «Каток» было направлено рассматриваемое письмо с изложением условия, необходимого для проведения перерасчета.  ООО «Каток» не выполнило требования ОАО «ЯСК», а направило жалобу в УФАС по Ярославской области.
     Впоследствии ОАО «ЯСК» не являлось в УФАС по Ярославской области со своими пояснениями в отношении спорного дела. Третье лицо - ООО «Каток» считало нарушенными свои права и законные интересы.
     Данными о проведении между сторонами взаиморасчетов ответчик, соответственно, не обладал.
     ОАО «ЯСК» не признало факт совершения вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно,  у ответчика отсутствовали основания для прекращения производства по делу - в силу  статьи 48 Закона о защите конкуренции.
     Выданное ответчиком предписание было направлено на устранение нарушения прав и законных интересов третьего лица, соответствовало статье 50 Закона о защите конкуренции.
     Антимонопольный орган в тексте оспариваемого решения и предписания не  ставил целью установить сумму, подлежащую возврату ООО «Каток» с тем, чтобы не разрешать гражданско-правовой спор между сторонами.

     Принимая во внимание изложенное,   суд пришел к выводу о  наличии в действиях ОАО «ЯСК» состава вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства, а также, соответственно, - о неправомерности заявленных Обществом требований в полном объеме.
     Руководствуясь статьями 197-210, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
     
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
       Судья                                                                                                         А.В. Глызина

stdClass Object ( [vid] => 8667 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (Дело № А82-7409/2011) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8667 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322474340 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-7409/2011
                                                                                     22 ноября 2011  года


Резолютивная часть решения оглашена -  08 ноября  2011  года.
Полный текст решения изготовлен  -  22 ноября 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания  Клименко Т.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»  (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б)
к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)
 с участием третьего лица без самостоятельных требований:
Общества с ограниченной ответственностью «Каток» (адрес местонахождения -152 908, Ярославская область, г. Рыбинск, д.13)

о признании недействительными   решения   и предписания от  28.04.11 по делу  № 03-03/161-10

при участии:
от заявителя
-  Пронченко И.С., Щебалева Е.Н. -  предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф.  -  предст. по пост. дов.
от третьего лица -  не явился  
установил:

     Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б) (далее по тексту - ОАО «ЯСК»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и  предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)  по делу № 03-03/161-10  от  28.04.11, вынесенных   в отношении ОАО «ЯСК».
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве и дополнениях к нему.
     В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в дело было привлечено - ООО «Каток, по чьей жалобе  ответчиком производилась проверка в отношении заявителя.
     Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось; отзыв на заявление не представило. Дело судом рассматривается в отсутствие указанного третьего  лица, в порядке статьи 156 АПК РФ. В рамках предварительного судебного заседания третье лицо поддерживало правовую позицию ответчика; считало оспариваемое решение и предписание законными и обоснованными.
     
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении ОАО «ЯСК» по жалобе ООО «Каток», 28.04.11 (в полном объеме изготовлено - 13.05.11) было вынесено решение по делу № 03-03/161-10.
        Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях  ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на  рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
     Антимонопольный орган  считает противоправными действия ОАО «ЯСК», «по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2 за период 2008-2010гг.», что, по мнению ответчика, представляет собой нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  были  законными и обоснованными.
     
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
     1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
     Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
     Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     
     01.04.2010 между ОАО «ЯСК» и третьим лицом был заключен договор снабжения электрической энергией № 702119 (далее - Договор № 702119). Ранее поставка электрической энергии осуществлялась ОАО «ЯСК» в рамках договора поставки электрической энергии от 01.05.2007 № 2119.
     В соответствии с приложением № 1 к Договору № 702119 точкой поставки электрической энергии является РП-17 РУ-6 кв Ф-1717 (ул. Механизации, д. 13).
     В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.09.2000 № 3261 и актом от 13.04.2010 № 3261,  оформленными между МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «Каток»,  электроснабжение ООО «Каток» осуществляется от РП-17 РУ-6 кв Ф-1717, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по кабельным наконечникам отходящего в сторону ООО «Каток» кабеля РУ-6 кВ РП-17.
     В 2008 - 2010 году за поставленную в адрес ООО «Каток» электрическую энергию со стороны ОАО «ЯСК» предъявлялись к оплате счета по тарифу с диапазоном напряжения «НН».
     17.05.2010 ООО «Каток», посчитав, что к нему неправильно применялся тариф с диапазоном напряжения «НН», обратился с письмом (исх. № 131) к ОАО «ЯСК» (Рыбинское отделение) с просьбой о перерасчете платы за поставленную электрическую энергию по тарифу с диапазоном напряжения «СН-2», учитывая, что точкой поставки и местом технологического присоединения является РУ-6кВ РП-17.
     25.05.2010 ОАО «ЯСК» сообщило третьему лицу (письмо исх. № 15/2398) о том, что начиная с апреля 2010 года (т.е. после заключения Договора № 702119) ведет расчеты с ООО «Каток» в соответствии с тарифом по уровню напряжения «СН2»; сообщало, что для ведения на протяжении 2008-2010 годов расчетов по уровню напряжения «СН-2» необходимо было переоформить договор поставки электрической энергии действующий с 2007 года (т.е. договор от 01.05.2007 № 2119) (далее - Письмо № 15/2398).
     27.05.2010 ООО «Каток» повторно обратилось в ОАО «ЯСК» (к генеральному директору ОАО «ЯСК» Касиванову В.В.) с просьбой о перерасчете за 2008 - 2010 годы по тарифу «СН-2».
     26.11.2010 ОАО «ЯСК» направило в адрес  третьего лица письмо (исх. № 15/4927), которым выражало готовность осуществить перерасчет за поставленную электрическую энергию с января 2008 года по март 2010 года, при условии возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (п. 122.1 ПФРР), Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", иными нормативными актами.
     В соответствии с п. 50 Приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" уровни напряжения разделяются на высокое (110 кВ более), среднее напряжение 1 уровня (35кВ), среднее напряжение 2 уровня (20 - 1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).
     В соответствии с пп. 4 п. 59 Постановления Правительства от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя, в том числе, из уровня напряжения электрической сети.
     Для ОАО «Ярославская сбытовая компания» тариф на электрическую энергию на 2008, 2009гг. был утвержден Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27 декабря 2007 г. N 211 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 ноября 2007 года N ППр-211-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания".
     Тариф на 2010г. был установлен Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 декабря 2009 г. N 232 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 декабря 2009 года N ППр-232-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания", и размера сбытовой надбавки открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания".
     В соответствии с приведенными региональными нормативными актами тариф для ОАО «ЯСК» дифференцирован в зависимости от уровня напряжения потребителя, при этом, чем выше уровень напряжения, тем ниже тариф.
     Правила определения уровня напряжения, к которому следует относить каждого конкретного потребителя определены в п. 122. 1 Правил функционирования розничных рынков, в соответствии с которым в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).
     В данном случае точка поставки находится на РУ-6кВ РП-17 Ф-1717, соответственно уровень напряжения должен определяться по уровню напряжения подстанции (6 кВ).
     При вынесении решения по делу комиссией антимонопольного органа было учтено, что в счетах ОАО «ЯСК», предъявляемых к оплате третьему лицу, указывалась точка поставки и место технологического присоединения ООО «Каток» (РУ-6кВ РП-17 Ф-1717), что свидетельствует об осведомленности ОАО «ЯСК» о необходимости ведения расчетов по уровню напряжения «СН 2».
     ОАО «ЯСК» признавало данный факт письмами от 25.05.2010г., 26.11.2010, однако не предприняло необходимых действий для производства перерасчета платы в соответствии с тарифом для уровня напряжения  «СН 2».
     Действия ОАО «ЯСК» по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2,   за период с мая по ноябрь 2010 года ( с момента обращения к нему ООО «Каток» письмом -  до фактического проведения перерасчета)., по мнению ответчика,  нарушают часть 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»;  послужили основанием для вынесения оспариваемого решения..
     На момент рассмотрения дела у антимонопольного органа отсутствовала  информация о том, что ОАО «ЯСК» произвело необходимый перерасчет,   в связи с чем  ОАО «ЯСК»  ответчиком было выдано  предписание от 28.04.11 - об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
     Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
     
     Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
     Ответчик в оспариваемом решении считает, что действия Общества  были совершены с нарушением  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 10 Гражданского кодекса РФ.  
     Нормативное обоснование правовой позиции ответчика изложено в тексте оспариваемого решения.

     Рассмотрев фактические обстоятельства дела, антимонопольный орган сделал вывод о том, что у ОАО «ЯСК» не имелось  оснований для установления взаимозависимости  между проведением перерасчета  для ООО «Каток» и  выставленным условием по возврату ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Соответственно, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
     Ответчик оспаривает доводы заявителя о наличии у него обязанности прекращения производства по делу, поскольку Обществом не был признан факт совершения нарушения антимонопольного законодательства.
     В отношении предписания  ответчиком  в судебном заседании были приведены доводы о том, что, согласно  выданного предписания ОАО «ЯСК» следовало устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, что соответствует статье 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

     
     Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
     Действия ОАО «ЯСК» не могли быть расценены ответчиком как отказ (уклонение) от  проведения перерасчета.
     В спорный период времени ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» осуществляли договорные отношения;. ООО «Каток» добровольно и самостоятельно производил оплату ОАО «ЯСК» по договору; с заявлениями об уточнении сумм расчетов либо о  возврате денежных средств ранее не обращался.
     У ОАО «ЯСК» отсутствовали акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, о чем ОАО «ЯСК» обращалось к  ООО «Каток». Впоследствии указанные документы были получены ОАО «ЯСК» у сетевой организации - ООО «ЭСК «Энергосервис». Соответственно, ОАО «ЯСК» предпринимало меры к проведению расчетов, что не может быть квалифицировано ответчиком  как отказ от осуществления каких-либо действий.
     Ответчик, по мнению заявителя, разрешает  гражданско-правовой спор между сторонами (по применению тарифа), что противоречит действующему законодательству и существующей судебной практике.  
     Ответчиком не была надлежащим образом исследована и  установлена сумма переплаты ООО «Каток». В материалах дела имеются различные данные о сумме перерасчета за 2008-2010гг.  (около 150 тысяч рублей).
     Учитывая, что перерасчет между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» был произведен в  ноябре 2010 года - 30.11.10 (сверка расчетов со стороны ОАО «ЯСК»),  а с декабря 2010 года ООО «Каток» существующая переплата засчитывалась в счет текущих платежей - «нулевые» ежемесячные счета, то ответчик, в силу статей  41, 48 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ,  должен был прекратить производство по делу.
     Также, в силу статей 40, 51 Федерального закона «О защите конкуренции» у ответчика отсутствовали основания для выдачи предписания.
     С учетом изложенных доводов,  заявитель считает, что в его действиях отсутствует вменяемый ему состав нарушения антимонопольного законодательства; просит признать оспариваемые акты антимонопольного управления не действительными и подлежащими отмене.

     
     Рассмотрев доводы сторон и доказательства по делу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции   ответчика исходя из  следующего.
     Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на  рынке распределения электрической энергии Ярославской области  подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
     ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ярославской области.
     Как следует из  содержания части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Порядок  расчетов  при  продаже электрической энергии, в том числе и на территории Ярославской области,  установлен  вышеуказанными нормативными актами,  известен  сторонам; не является спорным.
     Факт необоснованного применения Обществом в проверяемый период к ООО «Каток» тарифа для уровня напряжения - «НН» вместо «СН 2»  подтвержден материалами дела,  не оспаривается заявителем, судом считается установленным.
     Суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что между сторонами не имелось гражданско-правового спора о порядке применения различных тарифов,  факт ненадлежащего применения ОАО «ЯСК» тарифов в период 2008-2010гг. установлен материалами дела.
     Исходя из специфики оформления договора энергоснабжения (раздел 4 договора между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток»)  и того факта, что потребитель - ООО «Каток» - является более слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях с гарантирующим поставщиком - ОАО «ЯСК»,  обоснованным следует признать довод ответчика о том, что именно на Обществе лежала обязанность по   правомерному применению тарифа при расчетах с потребителем - ООО «Каток».
     Учитывая ошибочное применение тарифа, сумма излишне полученных  ОАО «ЯСК» денежных средств подлежала возврату ООО «Каток», с учетом соблюдения установленного  срока давности.
     Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «ЯСК» обладало необходимыми сведениями для проведения перерасчета; самостоятельно впоследствии произвело его. Соответственно, доводы Общества о невозможности  произвести  перерасчет судом рассмотрены,  отклоняются как необоснованные.

     Изложенное Обществом требование возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи - как необходимое   для проведения перерасчета,   не соответствует  ни нормам бухгалтерского учета, ни нормам действующего законодательства (налогового,  антимонопольного); нарушало  права и законные интересы третьего лица.
     Суд также отклоняет процессуальные доводы заявителя о необходимости прекращения производства по делу и  отсутствии оснований для выдачи предписаний.
     На дату - 26.11.10 - ответчиком в адрес ООО «Каток» было направлено рассматриваемое письмо с изложением условия, необходимого для проведения перерасчета.  ООО «Каток» не выполнило требования ОАО «ЯСК», а направило жалобу в УФАС по Ярославской области.
     Впоследствии ОАО «ЯСК» не являлось в УФАС по Ярославской области со своими пояснениями в отношении спорного дела. Третье лицо - ООО «Каток» считало нарушенными свои права и законные интересы.
     Данными о проведении между сторонами взаиморасчетов ответчик, соответственно, не обладал.
     ОАО «ЯСК» не признало факт совершения вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно,  у ответчика отсутствовали основания для прекращения производства по делу - в силу  статьи 48 Закона о защите конкуренции.
     Выданное ответчиком предписание было направлено на устранение нарушения прав и законных интересов третьего лица, соответствовало статье 50 Закона о защите конкуренции.
     Антимонопольный орган в тексте оспариваемого решения и предписания не  ставил целью установить сумму, подлежащую возврату ООО «Каток» с тем, чтобы не разрешать гражданско-правовой спор между сторонами.

     Принимая во внимание изложенное,   суд пришел к выводу о  наличии в действиях ОАО «ЯСК» состава вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства, а также, соответственно, - о неправомерности заявленных Обществом требований в полном объеме.
     Руководствуясь статьями 197-210, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
     
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
       Судья                                                                                                         А.В. Глызина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                              Дело №   А82-7409/2011
                                                                                     22 ноября 2011  года

Резолютивная часть решения оглашена -  08 ноября  2011  года.
Полный текст решения изготовлен  -  22 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания  Клименко Т.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»  (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б)
к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)
 с участием третьего лица без самостоятельных требований:
Общества с ограниченной ответственностью «Каток» (адрес местонахождения -152 908, Ярославская область, г. Рыбинск, д.13)

о признании недействительными   решения   и предписания от  28.04.11 по делу  № 03-03/161-10

при участии:
от заявителя
-  Пронченко И.С., Щебалева Е.Н. -  предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф.  -  предст. по пост. дов.
от третьего лица -  не явился  
установил:

     Открытое акционерное обществ «Ярославская сбытовая компания» (ИНН - 7606052264. ОГРН - 1057601050011, адрес местонахождения - 150003, г. Ярославль, пр-т  Ленина,, д.21-Б) (далее по тексту - ОАО «ЯСК»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и  предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)  по делу № 03-03/161-10  от  28.04.11, вынесенных   в отношении ОАО «ЯСК».
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов на основаниях, изложенных в отзыве и дополнениях к нему.
     В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в дело было привлечено - ООО «Каток, по чьей жалобе  ответчиком производилась проверка в отношении заявителя.
     Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось; отзыв на заявление не представило. Дело судом рассматривается в отсутствие указанного третьего  лица, в порядке статьи 156 АПК РФ. В рамках предварительного судебного заседания третье лицо поддерживало правовую позицию ответчика; считало оспариваемое решение и предписание законными и обоснованными.
     
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении ОАО «ЯСК» по жалобе ООО «Каток», 28.04.11 (в полном объеме изготовлено - 13.05.11) было вынесено решение по делу № 03-03/161-10.
        Указанным решением ОАО «ЯСК» было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях  ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на  рынке распределения электроэнергии на территории Ярославской области.
     Антимонопольный орган  считает противоправными действия ОАО «ЯСК», «по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2 за период 2008-2010гг.», что, по мнению ответчика, представляет собой нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  были  законными и обоснованными.
     
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
     1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
     Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
     Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     
     01.04.2010 между ОАО «ЯСК» и третьим лицом был заключен договор снабжения электрической энергией № 702119 (далее - Договор № 702119). Ранее поставка электрической энергии осуществлялась ОАО «ЯСК» в рамках договора поставки электрической энергии от 01.05.2007 № 2119.
     В соответствии с приложением № 1 к Договору № 702119 точкой поставки электрической энергии является РП-17 РУ-6 кв Ф-1717 (ул. Механизации, д. 13).
     В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.09.2000 № 3261 и актом от 13.04.2010 № 3261,  оформленными между МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «Каток»,  электроснабжение ООО «Каток» осуществляется от РП-17 РУ-6 кв Ф-1717, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит по кабельным наконечникам отходящего в сторону ООО «Каток» кабеля РУ-6 кВ РП-17.
     В 2008 - 2010 году за поставленную в адрес ООО «Каток» электрическую энергию со стороны ОАО «ЯСК» предъявлялись к оплате счета по тарифу с диапазоном напряжения «НН».
     17.05.2010 ООО «Каток», посчитав, что к нему неправильно применялся тариф с диапазоном напряжения «НН», обратился с письмом (исх. № 131) к ОАО «ЯСК» (Рыбинское отделение) с просьбой о перерасчете платы за поставленную электрическую энергию по тарифу с диапазоном напряжения «СН-2», учитывая, что точкой поставки и местом технологического присоединения является РУ-6кВ РП-17.
     25.05.2010 ОАО «ЯСК» сообщило третьему лицу (письмо исх. № 15/2398) о том, что начиная с апреля 2010 года (т.е. после заключения Договора № 702119) ведет расчеты с ООО «Каток» в соответствии с тарифом по уровню напряжения «СН2»; сообщало, что для ведения на протяжении 2008-2010 годов расчетов по уровню напряжения «СН-2» необходимо было переоформить договор поставки электрической энергии действующий с 2007 года (т.е. договор от 01.05.2007 № 2119) (далее - Письмо № 15/2398).
     27.05.2010 ООО «Каток» повторно обратилось в ОАО «ЯСК» (к генеральному директору ОАО «ЯСК» Касиванову В.В.) с просьбой о перерасчете за 2008 - 2010 годы по тарифу «СН-2».
     26.11.2010 ОАО «ЯСК» направило в адрес  третьего лица письмо (исх. № 15/4927), которым выражало готовность осуществить перерасчет за поставленную электрическую энергию с января 2008 года по март 2010 года, при условии возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (п. 122.1 ПФРР), Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", иными нормативными актами.
     В соответствии с п. 50 Приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" уровни напряжения разделяются на высокое (110 кВ более), среднее напряжение 1 уровня (35кВ), среднее напряжение 2 уровня (20 - 1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).
     В соответствии с пп. 4 п. 59 Постановления Правительства от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя, в том числе, из уровня напряжения электрической сети.
     Для ОАО «Ярославская сбытовая компания» тариф на электрическую энергию на 2008, 2009гг. был утвержден Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27 декабря 2007 г. N 211 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 ноября 2007 года N ППр-211-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания".
     Тариф на 2010г. был установлен Приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 декабря 2009 г. N 232 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 декабря 2009 года N ППр-232-ЭЭ "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания", и размера сбытовой надбавки открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания".
     В соответствии с приведенными региональными нормативными актами тариф для ОАО «ЯСК» дифференцирован в зависимости от уровня напряжения потребителя, при этом, чем выше уровень напряжения, тем ниже тариф.
     Правила определения уровня напряжения, к которому следует относить каждого конкретного потребителя определены в п. 122. 1 Правил функционирования розничных рынков, в соответствии с которым в случае если договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключен в отношении точки (точек) поставки, расположенных в пределах границ балансовой принадлежности центра питания (подстанции) субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, для целей определения стоимости услуг по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения этого центра питания (подстанции).
     В данном случае точка поставки находится на РУ-6кВ РП-17 Ф-1717, соответственно уровень напряжения должен определяться по уровню напряжения подстанции (6 кВ).
     При вынесении решения по делу комиссией антимонопольного органа было учтено, что в счетах ОАО «ЯСК», предъявляемых к оплате третьему лицу, указывалась точка поставки и место технологического присоединения ООО «Каток» (РУ-6кВ РП-17 Ф-1717), что свидетельствует об осведомленности ОАО «ЯСК» о необходимости ведения расчетов по уровню напряжения «СН 2».
     ОАО «ЯСК» признавало данный факт письмами от 25.05.2010г., 26.11.2010, однако не предприняло необходимых действий для производства перерасчета платы в соответствии с тарифом для уровня напряжения  «СН 2».
     Действия ОАО «ЯСК» по уклонению от перерасчета размера платы за электрическую энергию для ООО «Каток», с уровня напряжения НН на тариф для потребителей с уровнем напряжения СН 2,   за период с мая по ноябрь 2010 года ( с момента обращения к нему ООО «Каток» письмом -  до фактического проведения перерасчета)., по мнению ответчика,  нарушают часть 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»;  послужили основанием для вынесения оспариваемого решения..
     На момент рассмотрения дела у антимонопольного органа отсутствовала  информация о том, что ОАО «ЯСК» произвело необходимый перерасчет,   в связи с чем  ОАО «ЯСК»  ответчиком было выдано  предписание от 28.04.11 - об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
     Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
     
     Правовая позиция ответчика состоит в следующем.
     Ответчик в оспариваемом решении считает, что действия Общества  были совершены с нарушением  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 10 Гражданского кодекса РФ.  
     Нормативное обоснование правовой позиции ответчика изложено в тексте оспариваемого решения.

     Рассмотрев фактические обстоятельства дела, антимонопольный орган сделал вывод о том, что у ОАО «ЯСК» не имелось  оснований для установления взаимозависимости  между проведением перерасчета  для ООО «Каток» и  выставленным условием по возврату ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи за указанный период.
     Соответственно, действиями (бездействием) Общества были ущемлены права и законные интересы третьего лица.
     Ответчик оспаривает доводы заявителя о наличии у него обязанности прекращения производства по делу, поскольку Обществом не был признан факт совершения нарушения антимонопольного законодательства.
     В отношении предписания  ответчиком  в судебном заседании были приведены доводы о том, что, согласно  выданного предписания ОАО «ЯСК» следовало устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, что соответствует статье 23 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

     
     Правовая позиция заявителя состоит в следующем.
     Действия ОАО «ЯСК» не могли быть расценены ответчиком как отказ (уклонение) от  проведения перерасчета.
     В спорный период времени ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» осуществляли договорные отношения;. ООО «Каток» добровольно и самостоятельно производил оплату ОАО «ЯСК» по договору; с заявлениями об уточнении сумм расчетов либо о  возврате денежных средств ранее не обращался.
     У ОАО «ЯСК» отсутствовали акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, о чем ОАО «ЯСК» обращалось к  ООО «Каток». Впоследствии указанные документы были получены ОАО «ЯСК» у сетевой организации - ООО «ЭСК «Энергосервис». Соответственно, ОАО «ЯСК» предпринимало меры к проведению расчетов, что не может быть квалифицировано ответчиком  как отказ от осуществления каких-либо действий.
     Ответчик, по мнению заявителя, разрешает  гражданско-правовой спор между сторонами (по применению тарифа), что противоречит действующему законодательству и существующей судебной практике.  
     Ответчиком не была надлежащим образом исследована и  установлена сумма переплаты ООО «Каток». В материалах дела имеются различные данные о сумме перерасчета за 2008-2010гг.  (около 150 тысяч рублей).
     Учитывая, что перерасчет между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток» был произведен в  ноябре 2010 года - 30.11.10 (сверка расчетов со стороны ОАО «ЯСК»),  а с декабря 2010 года ООО «Каток» существующая переплата засчитывалась в счет текущих платежей - «нулевые» ежемесячные счета, то ответчик, в силу статей  41, 48 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ,  должен был прекратить производство по делу.
     Также, в силу статей 40, 51 Федерального закона «О защите конкуренции» у ответчика отсутствовали основания для выдачи предписания.
     С учетом изложенных доводов,  заявитель считает, что в его действиях отсутствует вменяемый ему состав нарушения антимонопольного законодательства; просит признать оспариваемые акты антимонопольного управления не действительными и подлежащими отмене.

     
     Рассмотрев доводы сторон и доказательства по делу, суд пришел к выводу о правомерности правовой позиции   ответчика исходя из  следующего.
     Факт доминирующего положения ОАО «ЯСК» на  рынке распределения электрической энергии Ярославской области  подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.
     ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ярославской области.
     Как следует из  содержания части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
     Порядок  расчетов  при  продаже электрической энергии, в том числе и на территории Ярославской области,  установлен  вышеуказанными нормативными актами,  известен  сторонам; не является спорным.
     Факт необоснованного применения Обществом в проверяемый период к ООО «Каток» тарифа для уровня напряжения - «НН» вместо «СН 2»  подтвержден материалами дела,  не оспаривается заявителем, судом считается установленным.
     Суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что между сторонами не имелось гражданско-правового спора о порядке применения различных тарифов,  факт ненадлежащего применения ОАО «ЯСК» тарифов в период 2008-2010гг. установлен материалами дела.
     Исходя из специфики оформления договора энергоснабжения (раздел 4 договора между ОАО «ЯСК» и ООО «Каток»)  и того факта, что потребитель - ООО «Каток» - является более слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях с гарантирующим поставщиком - ОАО «ЯСК»,  обоснованным следует признать довод ответчика о том, что именно на Обществе лежала обязанность по   правомерному применению тарифа при расчетах с потребителем - ООО «Каток».
     Учитывая ошибочное применение тарифа, сумма излишне полученных  ОАО «ЯСК» денежных средств подлежала возврату ООО «Каток», с учетом соблюдения установленного  срока давности.
     Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «ЯСК» обладало необходимыми сведениями для проведения перерасчета; самостоятельно впоследствии произвело его. Соответственно, доводы Общества о невозможности  произвести  перерасчет судом рассмотрены,  отклоняются как необоснованные.

     Изложенное Обществом требование возврата ООО «Каток» предъявленных ОАО «ЯСК» к оплате счетов, счетов-фактур, актов приема-передачи - как необходимое   для проведения перерасчета,   не соответствует  ни нормам бухгалтерского учета, ни нормам действующего законодательства (налогового,  антимонопольного); нарушало  права и законные интересы третьего лица.
     Суд также отклоняет процессуальные доводы заявителя о необходимости прекращения производства по делу и  отсутствии оснований для выдачи предписаний.
     На дату - 26.11.10 - ответчиком в адрес ООО «Каток» было направлено рассматриваемое письмо с изложением условия, необходимого для проведения перерасчета.  ООО «Каток» не выполнило требования ОАО «ЯСК», а направило жалобу в УФАС по Ярославской области.
     Впоследствии ОАО «ЯСК» не являлось в УФАС по Ярославской области со своими пояснениями в отношении спорного дела. Третье лицо - ООО «Каток» считало нарушенными свои права и законные интересы.
     Данными о проведении между сторонами взаиморасчетов ответчик, соответственно, не обладал.
     ОАО «ЯСК» не признало факт совершения вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно,  у ответчика отсутствовали основания для прекращения производства по делу - в силу  статьи 48 Закона о защите конкуренции.
     Выданное ответчиком предписание было направлено на устранение нарушения прав и законных интересов третьего лица, соответствовало статье 50 Закона о защите конкуренции.
     Антимонопольный орган в тексте оспариваемого решения и предписания не  ставил целью установить сумму, подлежащую возврату ООО «Каток» с тем, чтобы не разрешать гражданско-правовой спор между сторонами.

     Принимая во внимание изложенное,   суд пришел к выводу о  наличии в действиях ОАО «ЯСК» состава вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства, а также, соответственно, - о неправомерности заявленных Обществом требований в полном объеме.
     Руководствуясь статьями 197-210, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
     
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
       Судья                                                                                                         А.В. Глызина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-7409/2011 [format] => [safe_value] => А82-7409/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-21 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-07 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322474340 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )