АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-15936/2011
13 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена - 28 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 13 марта 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению -
Открытого акционерного общества «Водоканал» (ИНН -7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46)
о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.11 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11
при участии:
от заявителя - Черевко Н.В. - предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф. - предст. по дов.
установил:
Открытое акционерное общество «Водоканал» (ИНН - 7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98) (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46) от 15.11.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11» в размере 100 000 руб., назначенному административным органом на основании части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что имелись существенные процессуальные нарушения - а именно, текст протокола об административном правонарушении и текст оспариваемого постановления содержат ссылку на пункт 2.6, а не на часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем не надлежащим образом изложен вменяемый Обществу состав административного правонарушения.
Дополнительно Общество заявляет о наличии у него уважительных причин для не исполнения предписания антимонопольного органа в установленном порядке и сроки; ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения.
Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления; пояснил суду, что при изготовлении текста оспариваемого постановления была допущена техническая ошибка в мотивировочной части постановления; однако полный текст как протокола об административном правонарушении, так и оспариваемого постановления содержит формулировку вменяемого Обществу состава административного правонарушения.
При назначении размера ответственности ответчиком были учтены все обстоятельства по делу; наказание назначено в виде минимального размера штрафа.
Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Общество доминирует на рынке по водоснабжения и водоотведения на территории г. Переславля-Залесского Ярославской области в границах присоединенных сетей, согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ..
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа по заявлению ООО «Белая линия» в отношении Общества было возбуждено дело № 03-03/162-10 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
По итогам его рассмотрения, согласно решения от 25.02.11, Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Противоправные действия Общества выразились в отказе Общества от поданного ему заявления ООО «Белая линия» на заключение договора на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «Белая линия» (г. Переславль-Залесский Ярославской области), обуславливании заключения договоров на установку приборов учета погашением задолженности по договору водоснабжения.
ОАО «Водоканал» было выдано предписание от 26.07.10 о заключении договора с ООО «Белая линия» «на установку приборов учета в многоквартирных домах, находящихся под управлением последней», с учетом положений статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.09 № 261-ФЗ.
Об исполнении предписания Обществу следовало сообщить ответчику в срок до 15 апреля 2011 года.
Решение и предписание антимонопольного органа Обществом не оспаривалось.
Предписание было направлено Обществу и получено им, что не оспаривалось Обществом в судебном заседании.
ООО «Белая линия» проинформировало антимонопольный орган, что предписание до момента вынесения оспариваемого постановления исполнено Обществом не было.
До момента рассмотрения административного дела соответствующей информации - об исполнении Обществом предписания антимонопольного органа - в антимонопольный орган от Общества не поступило.
Факт не исполнения Обществом соответствующей обязанности на указанную дату - 15.04.11 ответчиком был установлен протоколом по делу об административном правонарушении от 11.10.11 по делу № 03-07/91-11; не оспаривался заявителем в судебном заседании.
Оспариваемым постановлением от 15.11.11 Общество было привлечено к административной ответственности по делу № 03-07/91-10 по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления исходя из следующего.
Диспозиция части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривает в качестве состава правонарушения, вменяемого Обществу - «Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи».
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» в пункте 2 части 1 предусматривает следующие полномочия антимонопольного органа - «выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания…».
Данные полномочия антимонопольных органов корреспондируют с соответствующей обязанностью коммерческих организаций. Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ, указано на то, что предписания антимонопольного органа являются обязательными для исполнения - соответственно, закреплена соответствующая обязанность хозяйствующего субъекта по исполнению предписания.
Решение и предписание антимонопольного органа по делу № 03-03162-10, которым Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Обществом оспорено не было, вступило в законную силу.
Соответственно, действия антимонопольного органа по выдаче рассматриваемого предписания, следует признать правомерными, осуществляемыми в пределах его полномочий.
Бездействие Общества, выразившееся в неисполнении предписания антимонопольного органа в установленный срок, по мнению суда, не соответствует требованиям Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого ему правонарушения.
Заявителем в ходе рассмотрения дела не опровергался вывод о нарушении им антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, Общество ссылалась на отсутствие его вины в совершении административного правон6арушения - в связи с наличием у ООО «Белая линия» задолженности по расчетам и не представлением ООО «Белая линия» сведений об объектах, подлежащих оснащению приборами учета.
Указанные доводы заявителя оспаривались ответчиком в судебном заседании, как не влияющие на противоправное бездействие заявителя. Между ООО «Белая линия» и заявителем был заключен договор № 902 от 01.04.09 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, предмет которого определяется в соответствии с приложением № 1 к договору, в котором был закреплен жилой фонд, в отношении которого ООО «Белая линия» осуществляет функции по управлению; т.е. заявитель, по мнению ответчика, обладал необходимой информацией.
По мнению суда, Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не было представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания антимонопольного органа.
Сам по себе факт наличия у ООО «Белой линии» задолженности перед заявителем также не исключает противоправного поведения заявителя, вмененного ему.
В отношении процессуальных доводов заявителя
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Часть 4 этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.
Требования к содержанию постановления о привлечении лица к административной ответственности предусмотрены в статье 29.10 КоАП РФ.
Вышеуказанными нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ обеспечиваются гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Действительно в тексте протокола и постановления по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11 антимонопольным органом сделана ссылка на пункт 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, что не является надлежащей нормативной ссылкой на вменяемый Обществу состав правонарушения (часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, мотивировочная часть оспариваемого постановления, равно как и текст протокола об административном правонарушении, содержит как полное изложение текста диспозиции соответствующей части статьи 19.5 КоАП РФ, так и правильную нормативную ссылку.
С учетом изложенного, неточность, допущенная антимонопольным органом в тексте протокола об административном и в тексте оспариваемого постановления в виде ссылки на «п.2.6 ст.19.5 КоАП РФ», судом оценивается как техническая ошибка, которая не влияет на существо вменяемого Обществ правонарушения административного законодательства.
Иных доводов о нарушении его прав и законных интересов при производстве административного дела Обществом в судебном заседании не заявлялось; судом из материалов дела - не установлено.
Соответственно, по мнению суда, при производстве административного дела ответчиком не было допущено процессуальных нарушений, которые повлекли бы за собой отмену оспариваемого постановления.
Ответственность была применена антимонопольным органом в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2.6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушения РФ.
Суд отклоняет доводы Общества о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку Общество длительный период времени - с даты 15.04.11 (срок, установленный в предписании) до 15.11.11 (дата рассмотрения дела об административном правонарушении) не исполняло предписание антимонопольного органа.
Соответственно, такие действия (бездействие) Общества препятствуют осуществлению антимонопольным органом его функций и полномочий, а также - восстановлению нарушенных прав и законных интересов третьих лиц.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья А.В. Глызина
stdClass Object
(
[vid] => 9150
[uid] => 5
[title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "Водоканал" г. Переславля-Залесского (Дело № А82-15936/2011) )
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9150
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1333024603
[changed] => 1370523479
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523479
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-15936/2011
13 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена - 28 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 13 марта 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению -
Открытого акционерного общества «Водоканал» (ИНН -7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46)
о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.11 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11
при участии:
от заявителя - Черевко Н.В. - предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф. - предст. по дов.
установил:
Открытое акционерное общество «Водоканал» (ИНН - 7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98) (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46) от 15.11.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11» в размере 100 000 руб., назначенному административным органом на основании части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что имелись существенные процессуальные нарушения - а именно, текст протокола об административном правонарушении и текст оспариваемого постановления содержат ссылку на пункт 2.6, а не на часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем не надлежащим образом изложен вменяемый Обществу состав административного правонарушения.
Дополнительно Общество заявляет о наличии у него уважительных причин для не исполнения предписания антимонопольного органа в установленном порядке и сроки; ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения.
Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления; пояснил суду, что при изготовлении текста оспариваемого постановления была допущена техническая ошибка в мотивировочной части постановления; однако полный текст как протокола об административном правонарушении, так и оспариваемого постановления содержит формулировку вменяемого Обществу состава административного правонарушения.
При назначении размера ответственности ответчиком были учтены все обстоятельства по делу; наказание назначено в виде минимального размера штрафа.
Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Общество доминирует на рынке по водоснабжения и водоотведения на территории г. Переславля-Залесского Ярославской области в границах присоединенных сетей, согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ..
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа по заявлению ООО «Белая линия» в отношении Общества было возбуждено дело № 03-03/162-10 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
По итогам его рассмотрения, согласно решения от 25.02.11, Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Противоправные действия Общества выразились в отказе Общества от поданного ему заявления ООО «Белая линия» на заключение договора на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «Белая линия» (г. Переславль-Залесский Ярославской области), обуславливании заключения договоров на установку приборов учета погашением задолженности по договору водоснабжения.
ОАО «Водоканал» было выдано предписание от 26.07.10 о заключении договора с ООО «Белая линия» «на установку приборов учета в многоквартирных домах, находящихся под управлением последней», с учетом положений статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.09 № 261-ФЗ.
Об исполнении предписания Обществу следовало сообщить ответчику в срок до 15 апреля 2011 года.
Решение и предписание антимонопольного органа Обществом не оспаривалось.
Предписание было направлено Обществу и получено им, что не оспаривалось Обществом в судебном заседании.
ООО «Белая линия» проинформировало антимонопольный орган, что предписание до момента вынесения оспариваемого постановления исполнено Обществом не было.
До момента рассмотрения административного дела соответствующей информации - об исполнении Обществом предписания антимонопольного органа - в антимонопольный орган от Общества не поступило.
Факт не исполнения Обществом соответствующей обязанности на указанную дату - 15.04.11 ответчиком был установлен протоколом по делу об административном правонарушении от 11.10.11 по делу № 03-07/91-11; не оспаривался заявителем в судебном заседании.
Оспариваемым постановлением от 15.11.11 Общество было привлечено к административной ответственности по делу № 03-07/91-10 по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления исходя из следующего.
Диспозиция части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривает в качестве состава правонарушения, вменяемого Обществу - «Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи».
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» в пункте 2 части 1 предусматривает следующие полномочия антимонопольного органа - «выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания…».
Данные полномочия антимонопольных органов корреспондируют с соответствующей обязанностью коммерческих организаций. Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ, указано на то, что предписания антимонопольного органа являются обязательными для исполнения - соответственно, закреплена соответствующая обязанность хозяйствующего субъекта по исполнению предписания.
Решение и предписание антимонопольного органа по делу № 03-03162-10, которым Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Обществом оспорено не было, вступило в законную силу.
Соответственно, действия антимонопольного органа по выдаче рассматриваемого предписания, следует признать правомерными, осуществляемыми в пределах его полномочий.
Бездействие Общества, выразившееся в неисполнении предписания антимонопольного органа в установленный срок, по мнению суда, не соответствует требованиям Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого ему правонарушения.
Заявителем в ходе рассмотрения дела не опровергался вывод о нарушении им антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, Общество ссылалась на отсутствие его вины в совершении административного правон6арушения - в связи с наличием у ООО «Белая линия» задолженности по расчетам и не представлением ООО «Белая линия» сведений об объектах, подлежащих оснащению приборами учета.
Указанные доводы заявителя оспаривались ответчиком в судебном заседании, как не влияющие на противоправное бездействие заявителя. Между ООО «Белая линия» и заявителем был заключен договор № 902 от 01.04.09 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, предмет которого определяется в соответствии с приложением № 1 к договору, в котором был закреплен жилой фонд, в отношении которого ООО «Белая линия» осуществляет функции по управлению; т.е. заявитель, по мнению ответчика, обладал необходимой информацией.
По мнению суда, Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не было представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания антимонопольного органа.
Сам по себе факт наличия у ООО «Белой линии» задолженности перед заявителем также не исключает противоправного поведения заявителя, вмененного ему.
В отношении процессуальных доводов заявителя
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Часть 4 этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.
Требования к содержанию постановления о привлечении лица к административной ответственности предусмотрены в статье 29.10 КоАП РФ.
Вышеуказанными нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ обеспечиваются гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Действительно в тексте протокола и постановления по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11 антимонопольным органом сделана ссылка на пункт 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, что не является надлежащей нормативной ссылкой на вменяемый Обществу состав правонарушения (часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, мотивировочная часть оспариваемого постановления, равно как и текст протокола об административном правонарушении, содержит как полное изложение текста диспозиции соответствующей части статьи 19.5 КоАП РФ, так и правильную нормативную ссылку.
С учетом изложенного, неточность, допущенная антимонопольным органом в тексте протокола об административном и в тексте оспариваемого постановления в виде ссылки на «п.2.6 ст.19.5 КоАП РФ», судом оценивается как техническая ошибка, которая не влияет на существо вменяемого Обществ правонарушения административного законодательства.
Иных доводов о нарушении его прав и законных интересов при производстве административного дела Обществом в судебном заседании не заявлялось; судом из материалов дела - не установлено.
Соответственно, по мнению суда, при производстве административного дела ответчиком не было допущено процессуальных нарушений, которые повлекли бы за собой отмену оспариваемого постановления.
Ответственность была применена антимонопольным органом в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2.6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушения РФ.
Суд отклоняет доводы Общества о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку Общество длительный период времени - с даты 15.04.11 (срок, установленный в предписании) до 15.11.11 (дата рассмотрения дела об административном правонарушении) не исполняло предписание антимонопольного органа.
Соответственно, такие действия (бездействие) Общества препятствуют осуществлению антимонопольным органом его функций и полномочий, а также - восстановлению нарушенных прав и законных интересов третьих лиц.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья А.В. Глызина
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-15936/2011
13 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена - 28 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен - 13 марта 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению -
Открытого акционерного общества «Водоканал» (ИНН -7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46)
о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.11 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11
при участии:
от заявителя - Черевко Н.В. - предст. по пост. дов.
от ответчика - Завьялов М.Ф. - предст. по дов.
установил:
Открытое акционерное общество «Водоканал» (ИНН - 7608015363, ОГРН - 1087608001755, адрес местонахождения - 152 023, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98) (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН - 1027600695154, адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль, ул. Свободы, д.46) от 15.11.11 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11» в размере 100 000 руб., назначенному административным органом на основании части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Правовая позиция заявителя основана на том, что имелись существенные процессуальные нарушения - а именно, текст протокола об административном правонарушении и текст оспариваемого постановления содержат ссылку на пункт 2.6, а не на часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем не надлежащим образом изложен вменяемый Обществу состав административного правонарушения.
Дополнительно Общество заявляет о наличии у него уважительных причин для не исполнения предписания антимонопольного органа в установленном порядке и сроки; ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения.
Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления; пояснил суду, что при изготовлении текста оспариваемого постановления была допущена техническая ошибка в мотивировочной части постановления; однако полный текст как протокола об административном правонарушении, так и оспариваемого постановления содержит формулировку вменяемого Обществу состава административного правонарушения.
При назначении размера ответственности ответчиком были учтены все обстоятельства по делу; наказание назначено в виде минимального размера штрафа.
Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Общество доминирует на рынке по водоснабжения и водоотведения на территории г. Переславля-Залесского Ярославской области в границах присоединенных сетей, согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ..
Как следует из материалов дела, комиссией антимонопольного органа по заявлению ООО «Белая линия» в отношении Общества было возбуждено дело № 03-03/162-10 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
По итогам его рассмотрения, согласно решения от 25.02.11, Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Противоправные действия Общества выразились в отказе Общества от поданного ему заявления ООО «Белая линия» на заключение договора на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «Белая линия» (г. Переславль-Залесский Ярославской области), обуславливании заключения договоров на установку приборов учета погашением задолженности по договору водоснабжения.
ОАО «Водоканал» было выдано предписание от 26.07.10 о заключении договора с ООО «Белая линия» «на установку приборов учета в многоквартирных домах, находящихся под управлением последней», с учетом положений статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.09 № 261-ФЗ.
Об исполнении предписания Обществу следовало сообщить ответчику в срок до 15 апреля 2011 года.
Решение и предписание антимонопольного органа Обществом не оспаривалось.
Предписание было направлено Обществу и получено им, что не оспаривалось Обществом в судебном заседании.
ООО «Белая линия» проинформировало антимонопольный орган, что предписание до момента вынесения оспариваемого постановления исполнено Обществом не было.
До момента рассмотрения административного дела соответствующей информации - об исполнении Обществом предписания антимонопольного органа - в антимонопольный орган от Общества не поступило.
Факт не исполнения Обществом соответствующей обязанности на указанную дату - 15.04.11 ответчиком был установлен протоколом по делу об административном правонарушении от 11.10.11 по делу № 03-07/91-11; не оспаривался заявителем в судебном заседании.
Оспариваемым постановлением от 15.11.11 Общество было привлечено к административной ответственности по делу № 03-07/91-10 по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления исходя из следующего.
Диспозиция части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривает в качестве состава правонарушения, вменяемого Обществу - «Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи».
Статья 23 Федерального закона «О защите конкуренции» в пункте 2 части 1 предусматривает следующие полномочия антимонопольного органа - «выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания…».
Данные полномочия антимонопольных органов корреспондируют с соответствующей обязанностью коммерческих организаций. Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ, указано на то, что предписания антимонопольного органа являются обязательными для исполнения - соответственно, закреплена соответствующая обязанность хозяйствующего субъекта по исполнению предписания.
Решение и предписание антимонопольного органа по делу № 03-03162-10, которым Общество было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Обществом оспорено не было, вступило в законную силу.
Соответственно, действия антимонопольного органа по выдаче рассматриваемого предписания, следует признать правомерными, осуществляемыми в пределах его полномочий.
Бездействие Общества, выразившееся в неисполнении предписания антимонопольного органа в установленный срок, по мнению суда, не соответствует требованиям Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого ему правонарушения.
Заявителем в ходе рассмотрения дела не опровергался вывод о нарушении им антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, Общество ссылалась на отсутствие его вины в совершении административного правон6арушения - в связи с наличием у ООО «Белая линия» задолженности по расчетам и не представлением ООО «Белая линия» сведений об объектах, подлежащих оснащению приборами учета.
Указанные доводы заявителя оспаривались ответчиком в судебном заседании, как не влияющие на противоправное бездействие заявителя. Между ООО «Белая линия» и заявителем был заключен договор № 902 от 01.04.09 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, предмет которого определяется в соответствии с приложением № 1 к договору, в котором был закреплен жилой фонд, в отношении которого ООО «Белая линия» осуществляет функции по управлению; т.е. заявитель, по мнению ответчика, обладал необходимой информацией.
По мнению суда, Обществом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не было представлено необходимых и достаточных доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания антимонопольного органа.
Сам по себе факт наличия у ООО «Белой линии» задолженности перед заявителем также не исключает противоправного поведения заявителя, вмененного ему.
В отношении процессуальных доводов заявителя
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Часть 4 этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.
Требования к содержанию постановления о привлечении лица к административной ответственности предусмотрены в статье 29.10 КоАП РФ.
Вышеуказанными нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ обеспечиваются гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Действительно в тексте протокола и постановления по делу об административном правонарушении № 03-07/91-11 антимонопольным органом сделана ссылка на пункт 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, что не является надлежащей нормативной ссылкой на вменяемый Обществу состав правонарушения (часть 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, мотивировочная часть оспариваемого постановления, равно как и текст протокола об административном правонарушении, содержит как полное изложение текста диспозиции соответствующей части статьи 19.5 КоАП РФ, так и правильную нормативную ссылку.
С учетом изложенного, неточность, допущенная антимонопольным органом в тексте протокола об административном и в тексте оспариваемого постановления в виде ссылки на «п.2.6 ст.19.5 КоАП РФ», судом оценивается как техническая ошибка, которая не влияет на существо вменяемого Обществ правонарушения административного законодательства.
Иных доводов о нарушении его прав и законных интересов при производстве административного дела Обществом в судебном заседании не заявлялось; судом из материалов дела - не установлено.
Соответственно, по мнению суда, при производстве административного дела ответчиком не было допущено процессуальных нарушений, которые повлекли бы за собой отмену оспариваемого постановления.
Ответственность была применена антимонопольным органом в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2.6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушения РФ.
Суд отклоняет доводы Общества о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку Общество длительный период времени - с даты 15.04.11 (срок, установленный в предписании) до 15.11.11 (дата рассмотрения дела об административном правонарушении) не исполняло предписание антимонопольного органа.
Соответственно, такие действия (бездействие) Общества препятствуют осуществлению антимонопольным органом его функций и полномочий, а также - восстановлению нарушенных прав и законных интересов третьих лиц.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья А.В. Глызина
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А82-15936/2011
[format] =>
[safe_value] => А82-15936/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 40
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 40
[vid] => 6
[name] => ЖКХ
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-03-13 12:35:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-03-13 12:35:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1333024603
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)