Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "Ярославльоблгаз" (Дело № А82-9018/2011)

Номер дела: А82-9018/2011
Дата публикации: 23 марта 2012, 14:20

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

                                                                                                                                                                                                  Дело № А82-9018/2011
                                                                                                    23 января 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена -   19 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен  -  23 января 2012 года


Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Носковой Т.В.   рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы,  д. 46)  

с привлечением в качестве третьих лиц без самостоятельных требований -  
        1. - гражданка Хондогиной  А.М.;
     2. - Муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (МУ «МФЦР»);
         3. - Закрытого акционерного общества «Ярославское районное управление Жилищно-коммунального хозяйства (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»)

о признании недействительными решения и предписания от 13.07.2011г. (изготовлено в полном объеме 27.07.2011г.) по делу №03-03/44-11

 
 при участии:
от заявителя
-  Березин Е.В., Скачков С.М. -  предст. по дов.
от ответчика -   Гаев М.В.  -  предст. по пост. дов. , после перерыва - не явился
от третьих  лиц -  1, 2  - не явились;  3.  Сокова  А.В. - предст. по  пост. дов.;  после перерыва - не явилась
установил:

    Открытое  акционерное общество "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554, адрес местонахождения - 150 030, г. Ярославль, Суздальское шоссе, д.33)  (далее по тексту - Общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области  (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)   от  13.07.2011г. (изготовленных  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11,  принятых  в отношении  Общества.
     Согласно указанного решения Общество было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;  выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему; считает, что у него отсутствовали вменяемые ему антимонопольным органом нарушения норм гражданского права.
     Соответственно, Общество  также считает недействительным принятое в отношении него предписание.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
    В качестве третьих лица без самостоятельных требований к рассмотрению дела были привлечены  -   гр. Хондогина А.М. (заявитель в УФАС по Ярославской области); ЗАО «ЯРУ ЖКХ» (управляющая многоквартирными домами  организация);  МУ «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (балансодержатель газовых резервуаров), которые  поддерживают  правовую позицию ответчика; считают нарушенными действиями Общества права и законные интересы  потребителей.  Третьи лица  надлежащим  образом извещены о месте и времени рассмотрения дела; в судебное заседание не явились. Дело судом рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц; в порядке статьи 156, 200  АПК РФ.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении Общества, было принято решение от 13.07.2011г. (изготовлено  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11.
      Указанным решением Общество было признано нарушившим  часть  1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях)   Общества, занимающего доминирующее положение на рынке  реализации сжиженного углеводородного газа населению в географических границах Ярославской области (кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района).
     В качестве противоправных действий Общества, антимонопольным органом признаны следующие действия (бездействия):
     -  направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газа.
      Также ответчиком по указанному  делу было выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства в срок  - не позднее 15.08.11
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  соответствуют нормам действующего законодательства; были совершены в пределах осуществления гражданских прав  и интересов третьего лица.
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     В  Ярославское УФАС России поступило обращение гр. Хондогиной А.М. на действия Общества (вх. № 256 от 18.01.11).
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 204 от 15.12.09 установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению для бытовых нужд, в том числе из групповых газовых резервуарных установок в размере 15,58 руб. за 1 кг.
     Управление многоквартирными домами в поселке Красные Ткачи осуществляет ЗАО «Ярославское районное управление «ЖКХ» на основании соответствующих договоров управления от 01.05.10.
     Приложениями № 6 к указанным договорам управления  определен перечень коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме, а именно, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение. Газоснабжение среди указанного перечня не значится.
     Соответственно, ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - управляющая организация многоквартирными домами в пос. Красные Ткачи не приняла на себя обязанности по предоставлению собственникам помещений многоквартирных домов такой коммунальной услуги как газоснабжение.
     Вместе с тем,  между ОАО «Ярославльоблгаз» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» заключен договор № О-СЖН-147-10 от 01.05.10, в соответствии с которым ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется поставлять ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» в его емкости в течение 2010 года сжиженный газ для дальнейшей реализации его населению, проживающему в деревне Ногатино, Октябрьский пер., дома №№ 1, 1-А, 2.
     Срок действия указанного договора до 31.12.10 (пункт 6.1 договора).
     Фактически от имени ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» по исполнению условий договора в части получения товара (газа) действовала гр. Хондогина А.М., на основании выданной третьим лицом доверенности от 22.06.10 № 2.
     Схема поставки газа осуществлялась следующим образом.
     Хондогина А.М. обращалась  с заявкой в ОАО «Ярославльоблгаз» для отгрузки определенного в заявке объема сжиженного газа для нужд населения многоквартирных домов деревни Ногатино. Приемку  сжиженного газа от ОАО «Ярославльоблгаз» также осуществляла Хондогина А.М. по товарным накладным. Для оплаты услуг по договору поставки газа ОАО «Ярославльоблгаз» выставляло счета-фактуры в адрес ЗАО «ЯРУ «ЖКХ».
     Впоследствии гр. Хондогина А.М. собирала с собственников помещений многоквартирных домов д. Ногатино денежные средства на оплату сжиженного газа, которые передавались в ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» для дальнейшего перечисления в адрес ОАО «Ярославльоблгаз».
     Газовой резервуарной емкостью, с использованием которой осуществляется снабжение сжиженным газом жителей деревни Ногатино, владеет на праве оперативного управления - МУ «МФЦР» - на основании договора № 648 от 16.03.09 «о закреплении за муниципальным учреждением имущества на праве оперативного управления», заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района и МУ «МФЦР».
     В соответствии с указанным договором, Комитет по управлению муниципальным имуществом обязуется передать МУ МФЦР имущество (газовые резервуарные емкости)  в оперативное управление.
     В соответствии с договором № 15-10 суб  от 01.05.10  «о финансировании за счет средств бюджета Ярославского муниципального района работ  по техническому обслуживанию  газовых емкостей»,  заключенного между МУ «МФЦР» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ», МУ «МЦФР» направляет на финансирование ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» бюджетные средства. ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» обязуется в установленные сроки выполнить комплекс работ по техническому обслуживанию подземных газовых емкостей, в том числе, расположенных в дер. Ногатино Ярославского района, а МУ «МЦФР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Обслуживание резервуарной установки осуществляет ОАО «Ярославльоблгаз» до 09.03.11, на основании договора № Я-ТО-45/10 от 30.04.10, заключенного с ЗАО «ЯРУ «ЖКХ». Начиная с указанной даты, ОАО «Ярославльоблгаз» осуществляет обслуживание резервуарной установки в дер. Ногатино на основании муниципального  контракта № 07/11/рр от 09.03.11, заключенного с МУ «МФЦР».
     В соответствии с условиями указанного контракта, ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется выполнять  комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту подземных газовых емкостей, а МУ «МФЦР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Жители поселка Красные Ткачи обратились в ОАО «Ярославльоблгаз» с заявлением (претензия с отметкой входящего штампа ОАО «Ярославльоблгаз» 02.12.10 с приложениями 50-ти заявлений граждан) о заключении договоров поставки сжиженного газа непосредственно с каждым  жителем отдельно.
     Письмом от 16.12.10 № АБ-10/6040 ОАО «Ярославльоблгаз» отказало жителям в заключении прямых договоров поставки сжиженного газа, мотивировав его тем, что поскольку ОАО «Ярославльоблгаз» является  не  исполнителем коммунальных  услуг,  а ресурсоснабжающей организацией,  то у него отсутствуют правовые основания для   заключения договоров поставки газа  непосредственно с абонентами - физическими лицами.
     На дату рассмотрения дела в судебном заседании фактическая поставка газа жителям  дер. Ногатино  заявителем не осуществляется.
     Указанные фактические обстоятельства по делу подтверждены материалами дела,  судом считаются установленными.
     
      Правовые позиции сторон состоят в следующем.
      Заявитель в обоснование своей правовой позиции приводит следующие доводы.
       1. Общество не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.
     В обоснование данного заключения, несмотря на наличие Реестра, ОАО «Ярославльоблгаз» привело следующие доводы.
     При обеспечении населения сжиженным природным газом можно выделить несколько видов товаров и. соответственно, несколько различных товарных рынков - 1) рынок предоставления услуг розничной торговли бытовым газом в баллонах, 2) рынок предоставления услуг газоснабжения сжиженным газом через присоединенную сеть.
     В отношении указанных  товаров, работ (услуг), различным будет товар (с учетом способа его передачи и  исходя из  невозможности  взаимозаменяемости товаров), различные коды ОКВЭД ОК 029-2007 в отношении осуществляемой деятельности (в частности, газоснабжение через присоединенную сеть -  коды 40.22, розничная торговля  … газом в баллонах… - 52.48.35).
     Также, по мнению заявителя,  вывод, что данные виды деятельности осуществляются на различных  товарных рынках,  следует  из  понятия «газоснабжения», содержащегося в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06.
     Заявитель считает, что Общество доминирует только на рынке  реализации бытового газа в баллонах.
     Соответственно, ответчиком, по мнению заявителя,  не представлено доказательств того, что  Общество является надлежащим субъектом нарушения антимонопольного законодательства.        
      2. Действия Общества соответствуют нормам Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства № 307.
      Поскольку при управлении многоквартирными домами собственниками помещений был выбран способ управления посредством управляющей организации (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»), то на один из видов ресурсов (газ) не может быть распространен иной способ управления - непосредственное управление; из чего заявитель делает вывод о невозможности для него заключения непосредственных договоров не с управляющей организацией, а с физическими лицами - абонентами..
        3. Емкости под газ находятся в технически не исправном состоянии, что подтверждено документально и исключает фактическое их использование по производственному назначению
        В материалы дела заявитель представил доказательства данного факта (заключения экспертизы промышленной безопасности  № 2011/0163-2 Яр от 20.06.11, № 2011/0163-1 Яр от 20.06.11, решения об их утверждении  от 13.07.11 - в материалах дела).
       Также заявитель пояснил суду, что у него отсутствует  абонентская служба. Которая могла бы вести расчеты с потребителями.
        На основании изложенного заявитель просит признать недействительными оспариваемое решение и предписание.
     
     Ответчик считает, что  1. Общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, исходя из данных соответствующего Реестра, а также  части 1  статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.       
     Ответчик считает, что Обществом не доказано его иного положения на соответствующем товарном рынке.
     2. В силу норм о газоснабжении -  пунктов 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также статьи 539 ГК РФ,  у Общества имелась обязанность по заключению прямых и непосредственных договоров поставки газа с физическими лицами при наличии их волеизъявления.
     3. Не имеет правового значения, по мнению ответчика, довод заявителя о неисправности резервуаров, поскольку данный довод -  во-первых,  не соответствует  содержанию рассматриваемого письма Общества  от 16.12.10 № АБ-10/6040;  во-вторых, не приводился  на заседании комиссии при рассмотрении антимонопольного дела и, следовательно, не может влиять на законность оспариваемого решения и предписания.
     Соответственно, рассматриваемое решение  является законным и обоснованным.
     Предписание выдано антимонопольным органом с целью устранения нарушения антимонопольного законодательства; соответствует полномочиям административного органа, предусмотренным статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции».
     
     Рассмотрев доводы сторон,  третьих лиц и представленные по делу доказательства, суд пришел к  выводу о  правомерности правовой позиции ответчика,   с  учетом следующего.
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Обоснованным также следует признать доводы сторон о том, что Общество и в момент включения его в Реестр не осуществляло реализации сжиженного природного газа населению через присоединенную сеть. Соответственно, доводы заявителя не могут  повлечь за собой какое-либо изменение его положения на  соответствующем товарном рынке и  в рамках настоящего дела.
     С учетом данного обстоятельства, а также  требований  части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, суд считает, что заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств  обратного.
      Соответственно, суд считает Общество доминирующим на товарном рынке в соответствующих товарных и географических границах;  и надлежащим субъектом вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в  следующих действиях -  «направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газ».
     Факт направления  ОАО «Ярославльоблгаз» жителям  деревни  Ногатино Ярославского района указанного письма подтвержден материалами дела, признается заявителем, судом считается установленным.
     В силу  пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»,  «оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав».
     С учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу,  что действия Общества отвечают необходимым  условиям для установления в них нарушения антимонопольного законодательства - не соответствуют действующему законодательству  о газоснабжении и ущемляют права и законные интересы третьих лиц (потребителей).
     Действия Общества не соответствуют   следующим нормам -
пунктам 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также части 3 статьи 426, статьи 539 ГК РФ. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующий вид услуги, следует признать не допустимым.
     По мнению суда,  тот факт, что действия управляющей организации - третьего лица - ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - не соответствовали нормам Жилищного кодекса РФ (статьям 161, 162 ЖК РФ),  не должен был повлиять на поведение Общества  в рассматриваемых правоотношениях.
     Общество, как субъект,  доминирующий на соответствующем товарном рынке, при подготовке ответа на  заявление (обращение) граждан должно было руководствоваться нормами действующего законодательства - как нормами Гражданского кодекса  РФ, так и нормами о газоснабжении.
     Ущемление  прав и законных интересов третьих лиц - жителей деревни Ногатино  и гр. Хондогиной А.М., в частности, состоит в том, что рассматриваемое письмо вводило жителей дер. Ногатино в заблуждение в отношении их прав  и законных интересов,  на длительный период времени задержало начало заключения договоров о поставке газа.
     Аналогичный подход в  отношении установления обязанности Общества о заключении договора поставки  газа с физическим лицом  был высказан Фрунзенским  районным судом г. Ярославля  в решении  от 11.10.11 по делу № 2-2191/2011, вступившим в законную силу;  поддержан кассационной инстанцией - кассационным определением Ярославского областного суда от  08.12.12 по делу № 33-6922  - по требованию гр. Хондогиной А.М. к ОАО «Ярославльоблгаз» о понуждении заключить договор поставки газа. Судебные акты  представлены в материалы дела.

     Суд отклоняет доводы Общества о не надлежащем техническом состоянии резервуаров, поскольку данные доводы не содержатся в рассматриваемом письме от  16.12.10 № АБ-10/6040; возникли только в ходе судебного разбирательства - дата экспертных заключений - 20.06.11, по мнению суда, не могут повлиять на предмет спора - действительность или недействительность оспариваемого решения и предписания  антимонопольного органа от  27.07.11.
     Руководствуясь статьями 197 - 201,  110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в  удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
      Судья                                                                                                         А.В. Глызина

stdClass Object ( [vid] => 9254 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "Ярославльоблгаз" (Дело № А82-9018/2011) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9254 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334053501 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

                                                                                                                                                                                                  Дело № А82-9018/2011
                                                                                                    23 января 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена -   19 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен  -  23 января 2012 года


Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Носковой Т.В.   рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы,  д. 46)  

с привлечением в качестве третьих лиц без самостоятельных требований -  
        1. - гражданка Хондогиной  А.М.;
     2. - Муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (МУ «МФЦР»);
         3. - Закрытого акционерного общества «Ярославское районное управление Жилищно-коммунального хозяйства (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»)

о признании недействительными решения и предписания от 13.07.2011г. (изготовлено в полном объеме 27.07.2011г.) по делу №03-03/44-11

 
 при участии:
от заявителя
-  Березин Е.В., Скачков С.М. -  предст. по дов.
от ответчика -   Гаев М.В.  -  предст. по пост. дов. , после перерыва - не явился
от третьих  лиц -  1, 2  - не явились;  3.  Сокова  А.В. - предст. по  пост. дов.;  после перерыва - не явилась
установил:

    Открытое  акционерное общество "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554, адрес местонахождения - 150 030, г. Ярославль, Суздальское шоссе, д.33)  (далее по тексту - Общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области  (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)   от  13.07.2011г. (изготовленных  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11,  принятых  в отношении  Общества.
     Согласно указанного решения Общество было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;  выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему; считает, что у него отсутствовали вменяемые ему антимонопольным органом нарушения норм гражданского права.
     Соответственно, Общество  также считает недействительным принятое в отношении него предписание.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
    В качестве третьих лица без самостоятельных требований к рассмотрению дела были привлечены  -   гр. Хондогина А.М. (заявитель в УФАС по Ярославской области); ЗАО «ЯРУ ЖКХ» (управляющая многоквартирными домами  организация);  МУ «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (балансодержатель газовых резервуаров), которые  поддерживают  правовую позицию ответчика; считают нарушенными действиями Общества права и законные интересы  потребителей.  Третьи лица  надлежащим  образом извещены о месте и времени рассмотрения дела; в судебное заседание не явились. Дело судом рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц; в порядке статьи 156, 200  АПК РФ.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении Общества, было принято решение от 13.07.2011г. (изготовлено  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11.
      Указанным решением Общество было признано нарушившим  часть  1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях)   Общества, занимающего доминирующее положение на рынке  реализации сжиженного углеводородного газа населению в географических границах Ярославской области (кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района).
     В качестве противоправных действий Общества, антимонопольным органом признаны следующие действия (бездействия):
     -  направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газа.
      Также ответчиком по указанному  делу было выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства в срок  - не позднее 15.08.11
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  соответствуют нормам действующего законодательства; были совершены в пределах осуществления гражданских прав  и интересов третьего лица.
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     В  Ярославское УФАС России поступило обращение гр. Хондогиной А.М. на действия Общества (вх. № 256 от 18.01.11).
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 204 от 15.12.09 установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению для бытовых нужд, в том числе из групповых газовых резервуарных установок в размере 15,58 руб. за 1 кг.
     Управление многоквартирными домами в поселке Красные Ткачи осуществляет ЗАО «Ярославское районное управление «ЖКХ» на основании соответствующих договоров управления от 01.05.10.
     Приложениями № 6 к указанным договорам управления  определен перечень коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме, а именно, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение. Газоснабжение среди указанного перечня не значится.
     Соответственно, ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - управляющая организация многоквартирными домами в пос. Красные Ткачи не приняла на себя обязанности по предоставлению собственникам помещений многоквартирных домов такой коммунальной услуги как газоснабжение.
     Вместе с тем,  между ОАО «Ярославльоблгаз» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» заключен договор № О-СЖН-147-10 от 01.05.10, в соответствии с которым ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется поставлять ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» в его емкости в течение 2010 года сжиженный газ для дальнейшей реализации его населению, проживающему в деревне Ногатино, Октябрьский пер., дома №№ 1, 1-А, 2.
     Срок действия указанного договора до 31.12.10 (пункт 6.1 договора).
     Фактически от имени ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» по исполнению условий договора в части получения товара (газа) действовала гр. Хондогина А.М., на основании выданной третьим лицом доверенности от 22.06.10 № 2.
     Схема поставки газа осуществлялась следующим образом.
     Хондогина А.М. обращалась  с заявкой в ОАО «Ярославльоблгаз» для отгрузки определенного в заявке объема сжиженного газа для нужд населения многоквартирных домов деревни Ногатино. Приемку  сжиженного газа от ОАО «Ярославльоблгаз» также осуществляла Хондогина А.М. по товарным накладным. Для оплаты услуг по договору поставки газа ОАО «Ярославльоблгаз» выставляло счета-фактуры в адрес ЗАО «ЯРУ «ЖКХ».
     Впоследствии гр. Хондогина А.М. собирала с собственников помещений многоквартирных домов д. Ногатино денежные средства на оплату сжиженного газа, которые передавались в ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» для дальнейшего перечисления в адрес ОАО «Ярославльоблгаз».
     Газовой резервуарной емкостью, с использованием которой осуществляется снабжение сжиженным газом жителей деревни Ногатино, владеет на праве оперативного управления - МУ «МФЦР» - на основании договора № 648 от 16.03.09 «о закреплении за муниципальным учреждением имущества на праве оперативного управления», заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района и МУ «МФЦР».
     В соответствии с указанным договором, Комитет по управлению муниципальным имуществом обязуется передать МУ МФЦР имущество (газовые резервуарные емкости)  в оперативное управление.
     В соответствии с договором № 15-10 суб  от 01.05.10  «о финансировании за счет средств бюджета Ярославского муниципального района работ  по техническому обслуживанию  газовых емкостей»,  заключенного между МУ «МФЦР» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ», МУ «МЦФР» направляет на финансирование ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» бюджетные средства. ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» обязуется в установленные сроки выполнить комплекс работ по техническому обслуживанию подземных газовых емкостей, в том числе, расположенных в дер. Ногатино Ярославского района, а МУ «МЦФР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Обслуживание резервуарной установки осуществляет ОАО «Ярославльоблгаз» до 09.03.11, на основании договора № Я-ТО-45/10 от 30.04.10, заключенного с ЗАО «ЯРУ «ЖКХ». Начиная с указанной даты, ОАО «Ярославльоблгаз» осуществляет обслуживание резервуарной установки в дер. Ногатино на основании муниципального  контракта № 07/11/рр от 09.03.11, заключенного с МУ «МФЦР».
     В соответствии с условиями указанного контракта, ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется выполнять  комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту подземных газовых емкостей, а МУ «МФЦР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Жители поселка Красные Ткачи обратились в ОАО «Ярославльоблгаз» с заявлением (претензия с отметкой входящего штампа ОАО «Ярославльоблгаз» 02.12.10 с приложениями 50-ти заявлений граждан) о заключении договоров поставки сжиженного газа непосредственно с каждым  жителем отдельно.
     Письмом от 16.12.10 № АБ-10/6040 ОАО «Ярославльоблгаз» отказало жителям в заключении прямых договоров поставки сжиженного газа, мотивировав его тем, что поскольку ОАО «Ярославльоблгаз» является  не  исполнителем коммунальных  услуг,  а ресурсоснабжающей организацией,  то у него отсутствуют правовые основания для   заключения договоров поставки газа  непосредственно с абонентами - физическими лицами.
     На дату рассмотрения дела в судебном заседании фактическая поставка газа жителям  дер. Ногатино  заявителем не осуществляется.
     Указанные фактические обстоятельства по делу подтверждены материалами дела,  судом считаются установленными.
     
      Правовые позиции сторон состоят в следующем.
      Заявитель в обоснование своей правовой позиции приводит следующие доводы.
       1. Общество не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.
     В обоснование данного заключения, несмотря на наличие Реестра, ОАО «Ярославльоблгаз» привело следующие доводы.
     При обеспечении населения сжиженным природным газом можно выделить несколько видов товаров и. соответственно, несколько различных товарных рынков - 1) рынок предоставления услуг розничной торговли бытовым газом в баллонах, 2) рынок предоставления услуг газоснабжения сжиженным газом через присоединенную сеть.
     В отношении указанных  товаров, работ (услуг), различным будет товар (с учетом способа его передачи и  исходя из  невозможности  взаимозаменяемости товаров), различные коды ОКВЭД ОК 029-2007 в отношении осуществляемой деятельности (в частности, газоснабжение через присоединенную сеть -  коды 40.22, розничная торговля  … газом в баллонах… - 52.48.35).
     Также, по мнению заявителя,  вывод, что данные виды деятельности осуществляются на различных  товарных рынках,  следует  из  понятия «газоснабжения», содержащегося в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06.
     Заявитель считает, что Общество доминирует только на рынке  реализации бытового газа в баллонах.
     Соответственно, ответчиком, по мнению заявителя,  не представлено доказательств того, что  Общество является надлежащим субъектом нарушения антимонопольного законодательства.        
      2. Действия Общества соответствуют нормам Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства № 307.
      Поскольку при управлении многоквартирными домами собственниками помещений был выбран способ управления посредством управляющей организации (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»), то на один из видов ресурсов (газ) не может быть распространен иной способ управления - непосредственное управление; из чего заявитель делает вывод о невозможности для него заключения непосредственных договоров не с управляющей организацией, а с физическими лицами - абонентами..
        3. Емкости под газ находятся в технически не исправном состоянии, что подтверждено документально и исключает фактическое их использование по производственному назначению
        В материалы дела заявитель представил доказательства данного факта (заключения экспертизы промышленной безопасности  № 2011/0163-2 Яр от 20.06.11, № 2011/0163-1 Яр от 20.06.11, решения об их утверждении  от 13.07.11 - в материалах дела).
       Также заявитель пояснил суду, что у него отсутствует  абонентская служба. Которая могла бы вести расчеты с потребителями.
        На основании изложенного заявитель просит признать недействительными оспариваемое решение и предписание.
     
     Ответчик считает, что  1. Общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, исходя из данных соответствующего Реестра, а также  части 1  статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.       
     Ответчик считает, что Обществом не доказано его иного положения на соответствующем товарном рынке.
     2. В силу норм о газоснабжении -  пунктов 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также статьи 539 ГК РФ,  у Общества имелась обязанность по заключению прямых и непосредственных договоров поставки газа с физическими лицами при наличии их волеизъявления.
     3. Не имеет правового значения, по мнению ответчика, довод заявителя о неисправности резервуаров, поскольку данный довод -  во-первых,  не соответствует  содержанию рассматриваемого письма Общества  от 16.12.10 № АБ-10/6040;  во-вторых, не приводился  на заседании комиссии при рассмотрении антимонопольного дела и, следовательно, не может влиять на законность оспариваемого решения и предписания.
     Соответственно, рассматриваемое решение  является законным и обоснованным.
     Предписание выдано антимонопольным органом с целью устранения нарушения антимонопольного законодательства; соответствует полномочиям административного органа, предусмотренным статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции».
     
     Рассмотрев доводы сторон,  третьих лиц и представленные по делу доказательства, суд пришел к  выводу о  правомерности правовой позиции ответчика,   с  учетом следующего.
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Обоснованным также следует признать доводы сторон о том, что Общество и в момент включения его в Реестр не осуществляло реализации сжиженного природного газа населению через присоединенную сеть. Соответственно, доводы заявителя не могут  повлечь за собой какое-либо изменение его положения на  соответствующем товарном рынке и  в рамках настоящего дела.
     С учетом данного обстоятельства, а также  требований  части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, суд считает, что заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств  обратного.
      Соответственно, суд считает Общество доминирующим на товарном рынке в соответствующих товарных и географических границах;  и надлежащим субъектом вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в  следующих действиях -  «направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газ».
     Факт направления  ОАО «Ярославльоблгаз» жителям  деревни  Ногатино Ярославского района указанного письма подтвержден материалами дела, признается заявителем, судом считается установленным.
     В силу  пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»,  «оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав».
     С учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу,  что действия Общества отвечают необходимым  условиям для установления в них нарушения антимонопольного законодательства - не соответствуют действующему законодательству  о газоснабжении и ущемляют права и законные интересы третьих лиц (потребителей).
     Действия Общества не соответствуют   следующим нормам -
пунктам 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также части 3 статьи 426, статьи 539 ГК РФ. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующий вид услуги, следует признать не допустимым.
     По мнению суда,  тот факт, что действия управляющей организации - третьего лица - ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - не соответствовали нормам Жилищного кодекса РФ (статьям 161, 162 ЖК РФ),  не должен был повлиять на поведение Общества  в рассматриваемых правоотношениях.
     Общество, как субъект,  доминирующий на соответствующем товарном рынке, при подготовке ответа на  заявление (обращение) граждан должно было руководствоваться нормами действующего законодательства - как нормами Гражданского кодекса  РФ, так и нормами о газоснабжении.
     Ущемление  прав и законных интересов третьих лиц - жителей деревни Ногатино  и гр. Хондогиной А.М., в частности, состоит в том, что рассматриваемое письмо вводило жителей дер. Ногатино в заблуждение в отношении их прав  и законных интересов,  на длительный период времени задержало начало заключения договоров о поставке газа.
     Аналогичный подход в  отношении установления обязанности Общества о заключении договора поставки  газа с физическим лицом  был высказан Фрунзенским  районным судом г. Ярославля  в решении  от 11.10.11 по делу № 2-2191/2011, вступившим в законную силу;  поддержан кассационной инстанцией - кассационным определением Ярославского областного суда от  08.12.12 по делу № 33-6922  - по требованию гр. Хондогиной А.М. к ОАО «Ярославльоблгаз» о понуждении заключить договор поставки газа. Судебные акты  представлены в материалы дела.

     Суд отклоняет доводы Общества о не надлежащем техническом состоянии резервуаров, поскольку данные доводы не содержатся в рассматриваемом письме от  16.12.10 № АБ-10/6040; возникли только в ходе судебного разбирательства - дата экспертных заключений - 20.06.11, по мнению суда, не могут повлиять на предмет спора - действительность или недействительность оспариваемого решения и предписания  антимонопольного органа от  27.07.11.
     Руководствуясь статьями 197 - 201,  110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в  удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
      Судья                                                                                                         А.В. Глызина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

                                                                                                                                                                                                  Дело № А82-9018/2011
                                                                                                    23 января 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена -   19 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен  -  23 января 2012 года

Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи     Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Носковой Т.В.   рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. юридический адрес - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы,  д. 46)  

с привлечением в качестве третьих лиц без самостоятельных требований -  
        1. - гражданка Хондогиной  А.М.;
     2. - Муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (МУ «МФЦР»);
         3. - Закрытого акционерного общества «Ярославское районное управление Жилищно-коммунального хозяйства (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»)

о признании недействительными решения и предписания от 13.07.2011г. (изготовлено в полном объеме 27.07.2011г.) по делу №03-03/44-11

 
 при участии:
от заявителя
-  Березин Е.В., Скачков С.М. -  предст. по дов.
от ответчика -   Гаев М.В.  -  предст. по пост. дов. , после перерыва - не явился
от третьих  лиц -  1, 2  - не явились;  3.  Сокова  А.В. - предст. по  пост. дов.;  после перерыва - не явилась
установил:

    Открытое  акционерное общество "Ярославльоблгаз" (ИНН - 7604012347, ОГРН  - 1027600677554, адрес местонахождения - 150 030, г. Ярославль, Суздальское шоссе, д.33)  (далее по тексту - Общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  решения  и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области  (ИНН - 7604009440, ОГРН -  1027600695154. адрес местонахождения - 150 000, г. Ярославль,  ул. Свободы, д. 46)   от  13.07.2011г. (изготовленных  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11,  принятых  в отношении  Общества.
     Согласно указанного решения Общество было признано нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;  выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного
     Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему; считает, что у него отсутствовали вменяемые ему антимонопольным органом нарушения норм гражданского права.
     Соответственно, Общество  также считает недействительным принятое в отношении него предписание.
     Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
    В качестве третьих лица без самостоятельных требований к рассмотрению дела были привлечены  -   гр. Хондогина А.М. (заявитель в УФАС по Ярославской области); ЗАО «ЯРУ ЖКХ» (управляющая многоквартирными домами  организация);  МУ «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (балансодержатель газовых резервуаров), которые  поддерживают  правовую позицию ответчика; считают нарушенными действиями Общества права и законные интересы  потребителей.  Третьи лица  надлежащим  образом извещены о месте и времени рассмотрения дела; в судебное заседание не явились. Дело судом рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц; в порядке статьи 156, 200  АПК РФ.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.      Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства, проведенной  в отношении Общества, было принято решение от 13.07.2011г. (изготовлено  в полном объеме 27.07.2011г.)  по делу №03-03/44-11.
      Указанным решением Общество было признано нарушившим  часть  1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в действиях (бездействиях)   Общества, занимающего доминирующее положение на рынке  реализации сжиженного углеводородного газа населению в географических границах Ярославской области (кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района).
     В качестве противоправных действий Общества, антимонопольным органом признаны следующие действия (бездействия):
     -  направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газа.
      Также ответчиком по указанному  делу было выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства в срок  - не позднее 15.08.11
     Заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, считает, что его действия  соответствуют нормам действующего законодательства; были совершены в пределах осуществления гражданских прав  и интересов третьего лица.
     Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

     В  Ярославское УФАС России поступило обращение гр. Хондогиной А.М. на действия Общества (вх. № 256 от 18.01.11).
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 204 от 15.12.09 установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению для бытовых нужд, в том числе из групповых газовых резервуарных установок в размере 15,58 руб. за 1 кг.
     Управление многоквартирными домами в поселке Красные Ткачи осуществляет ЗАО «Ярославское районное управление «ЖКХ» на основании соответствующих договоров управления от 01.05.10.
     Приложениями № 6 к указанным договорам управления  определен перечень коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме, а именно, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение. Газоснабжение среди указанного перечня не значится.
     Соответственно, ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - управляющая организация многоквартирными домами в пос. Красные Ткачи не приняла на себя обязанности по предоставлению собственникам помещений многоквартирных домов такой коммунальной услуги как газоснабжение.
     Вместе с тем,  между ОАО «Ярославльоблгаз» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» заключен договор № О-СЖН-147-10 от 01.05.10, в соответствии с которым ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется поставлять ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» в его емкости в течение 2010 года сжиженный газ для дальнейшей реализации его населению, проживающему в деревне Ногатино, Октябрьский пер., дома №№ 1, 1-А, 2.
     Срок действия указанного договора до 31.12.10 (пункт 6.1 договора).
     Фактически от имени ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» по исполнению условий договора в части получения товара (газа) действовала гр. Хондогина А.М., на основании выданной третьим лицом доверенности от 22.06.10 № 2.
     Схема поставки газа осуществлялась следующим образом.
     Хондогина А.М. обращалась  с заявкой в ОАО «Ярославльоблгаз» для отгрузки определенного в заявке объема сжиженного газа для нужд населения многоквартирных домов деревни Ногатино. Приемку  сжиженного газа от ОАО «Ярославльоблгаз» также осуществляла Хондогина А.М. по товарным накладным. Для оплаты услуг по договору поставки газа ОАО «Ярославльоблгаз» выставляло счета-фактуры в адрес ЗАО «ЯРУ «ЖКХ».
     Впоследствии гр. Хондогина А.М. собирала с собственников помещений многоквартирных домов д. Ногатино денежные средства на оплату сжиженного газа, которые передавались в ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» для дальнейшего перечисления в адрес ОАО «Ярославльоблгаз».
     Газовой резервуарной емкостью, с использованием которой осуществляется снабжение сжиженным газом жителей деревни Ногатино, владеет на праве оперативного управления - МУ «МФЦР» - на основании договора № 648 от 16.03.09 «о закреплении за муниципальным учреждением имущества на праве оперативного управления», заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района и МУ «МФЦР».
     В соответствии с указанным договором, Комитет по управлению муниципальным имуществом обязуется передать МУ МФЦР имущество (газовые резервуарные емкости)  в оперативное управление.
     В соответствии с договором № 15-10 суб  от 01.05.10  «о финансировании за счет средств бюджета Ярославского муниципального района работ  по техническому обслуживанию  газовых емкостей»,  заключенного между МУ «МФЦР» и ЗАО «ЯРУ «ЖКХ», МУ «МЦФР» направляет на финансирование ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» бюджетные средства. ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» обязуется в установленные сроки выполнить комплекс работ по техническому обслуживанию подземных газовых емкостей, в том числе, расположенных в дер. Ногатино Ярославского района, а МУ «МЦФР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Обслуживание резервуарной установки осуществляет ОАО «Ярославльоблгаз» до 09.03.11, на основании договора № Я-ТО-45/10 от 30.04.10, заключенного с ЗАО «ЯРУ «ЖКХ». Начиная с указанной даты, ОАО «Ярославльоблгаз» осуществляет обслуживание резервуарной установки в дер. Ногатино на основании муниципального  контракта № 07/11/рр от 09.03.11, заключенного с МУ «МФЦР».
     В соответствии с условиями указанного контракта, ОАО «Ярославльоблгаз» обязуется выполнять  комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту подземных газовых емкостей, а МУ «МФЦР» - обязуется принять и оплатить выполненные работы.
     Жители поселка Красные Ткачи обратились в ОАО «Ярославльоблгаз» с заявлением (претензия с отметкой входящего штампа ОАО «Ярославльоблгаз» 02.12.10 с приложениями 50-ти заявлений граждан) о заключении договоров поставки сжиженного газа непосредственно с каждым  жителем отдельно.
     Письмом от 16.12.10 № АБ-10/6040 ОАО «Ярославльоблгаз» отказало жителям в заключении прямых договоров поставки сжиженного газа, мотивировав его тем, что поскольку ОАО «Ярославльоблгаз» является  не  исполнителем коммунальных  услуг,  а ресурсоснабжающей организацией,  то у него отсутствуют правовые основания для   заключения договоров поставки газа  непосредственно с абонентами - физическими лицами.
     На дату рассмотрения дела в судебном заседании фактическая поставка газа жителям  дер. Ногатино  заявителем не осуществляется.
     Указанные фактические обстоятельства по делу подтверждены материалами дела,  судом считаются установленными.
     
      Правовые позиции сторон состоят в следующем.
      Заявитель в обоснование своей правовой позиции приводит следующие доводы.
       1. Общество не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.
     В обоснование данного заключения, несмотря на наличие Реестра, ОАО «Ярославльоблгаз» привело следующие доводы.
     При обеспечении населения сжиженным природным газом можно выделить несколько видов товаров и. соответственно, несколько различных товарных рынков - 1) рынок предоставления услуг розничной торговли бытовым газом в баллонах, 2) рынок предоставления услуг газоснабжения сжиженным газом через присоединенную сеть.
     В отношении указанных  товаров, работ (услуг), различным будет товар (с учетом способа его передачи и  исходя из  невозможности  взаимозаменяемости товаров), различные коды ОКВЭД ОК 029-2007 в отношении осуществляемой деятельности (в частности, газоснабжение через присоединенную сеть -  коды 40.22, розничная торговля  … газом в баллонах… - 52.48.35).
     Также, по мнению заявителя,  вывод, что данные виды деятельности осуществляются на различных  товарных рынках,  следует  из  понятия «газоснабжения», содержащегося в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06.
     Заявитель считает, что Общество доминирует только на рынке  реализации бытового газа в баллонах.
     Соответственно, ответчиком, по мнению заявителя,  не представлено доказательств того, что  Общество является надлежащим субъектом нарушения антимонопольного законодательства.        
      2. Действия Общества соответствуют нормам Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства № 307.
      Поскольку при управлении многоквартирными домами собственниками помещений был выбран способ управления посредством управляющей организации (ЗАО «ЯРУ «ЖКХ»), то на один из видов ресурсов (газ) не может быть распространен иной способ управления - непосредственное управление; из чего заявитель делает вывод о невозможности для него заключения непосредственных договоров не с управляющей организацией, а с физическими лицами - абонентами..
        3. Емкости под газ находятся в технически не исправном состоянии, что подтверждено документально и исключает фактическое их использование по производственному назначению
        В материалы дела заявитель представил доказательства данного факта (заключения экспертизы промышленной безопасности  № 2011/0163-2 Яр от 20.06.11, № 2011/0163-1 Яр от 20.06.11, решения об их утверждении  от 13.07.11 - в материалах дела).
       Также заявитель пояснил суду, что у него отсутствует  абонентская служба. Которая могла бы вести расчеты с потребителями.
        На основании изложенного заявитель просит признать недействительными оспариваемое решение и предписание.
     
     Ответчик считает, что  1. Общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, исходя из данных соответствующего Реестра, а также  части 1  статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.       
     Ответчик считает, что Обществом не доказано его иного положения на соответствующем товарном рынке.
     2. В силу норм о газоснабжении -  пунктов 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также статьи 539 ГК РФ,  у Общества имелась обязанность по заключению прямых и непосредственных договоров поставки газа с физическими лицами при наличии их волеизъявления.
     3. Не имеет правового значения, по мнению ответчика, довод заявителя о неисправности резервуаров, поскольку данный довод -  во-первых,  не соответствует  содержанию рассматриваемого письма Общества  от 16.12.10 № АБ-10/6040;  во-вторых, не приводился  на заседании комиссии при рассмотрении антимонопольного дела и, следовательно, не может влиять на законность оспариваемого решения и предписания.
     Соответственно, рассматриваемое решение  является законным и обоснованным.
     Предписание выдано антимонопольным органом с целью устранения нарушения антимонопольного законодательства; соответствует полномочиям административного органа, предусмотренным статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции».
     
     Рассмотрев доводы сторон,  третьих лиц и представленные по делу доказательства, суд пришел к  выводу о  правомерности правовой позиции ответчика,   с  учетом следующего.
     ОАО «Ярославльоблгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Реализация сжиженного углеводородного газа населению»  с долей более 65 % в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
     Обоснованным также следует признать доводы сторон о том, что Общество и в момент включения его в Реестр не осуществляло реализации сжиженного природного газа населению через присоединенную сеть. Соответственно, доводы заявителя не могут  повлечь за собой какое-либо изменение его положения на  соответствующем товарном рынке и  в рамках настоящего дела.
     С учетом данного обстоятельства, а также  требований  части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, суд считает, что заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено необходимых и достаточных доказательств  обратного.
      Соответственно, суд считает Общество доминирующим на товарном рынке в соответствующих товарных и географических границах;  и надлежащим субъектом вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.
     Частью 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде действий или бездействия, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и  (или) ущемление интересов других лиц.
     Признаки нарушения установленного запрета усмотрены антимонопольным органом в  следующих действиях -  «направление в адрес жителей деревни Ногатино Ярославского района письма № АБ-10/6040 от 16.12.10, в котором исключается право граждан на заключение прямых договоров поставки сжиженного газа, что противоречит нормам действующего законодательства, вводит жителей в заблуждение, тем самым затягивает процесс заключения договоров поставки газ».
     Факт направления  ОАО «Ярославльоблгаз» жителям  деревни  Ногатино Ярославского района указанного письма подтвержден материалами дела, признается заявителем, судом считается установленным.
     В силу  пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»,  «оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав».
     С учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу,  что действия Общества отвечают необходимым  условиям для установления в них нарушения антимонопольного законодательства - не соответствуют действующему законодательству  о газоснабжении и ущемляют права и законные интересы третьих лиц (потребителей).
     Действия Общества не соответствуют   следующим нормам -
пунктам 3, 7, 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.08;  а также части 3 статьи 426, статьи 539 ГК РФ. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующий вид услуги, следует признать не допустимым.
     По мнению суда,  тот факт, что действия управляющей организации - третьего лица - ЗАО «ЯРУ «ЖКХ» - не соответствовали нормам Жилищного кодекса РФ (статьям 161, 162 ЖК РФ),  не должен был повлиять на поведение Общества  в рассматриваемых правоотношениях.
     Общество, как субъект,  доминирующий на соответствующем товарном рынке, при подготовке ответа на  заявление (обращение) граждан должно было руководствоваться нормами действующего законодательства - как нормами Гражданского кодекса  РФ, так и нормами о газоснабжении.
     Ущемление  прав и законных интересов третьих лиц - жителей деревни Ногатино  и гр. Хондогиной А.М., в частности, состоит в том, что рассматриваемое письмо вводило жителей дер. Ногатино в заблуждение в отношении их прав  и законных интересов,  на длительный период времени задержало начало заключения договоров о поставке газа.
     Аналогичный подход в  отношении установления обязанности Общества о заключении договора поставки  газа с физическим лицом  был высказан Фрунзенским  районным судом г. Ярославля  в решении  от 11.10.11 по делу № 2-2191/2011, вступившим в законную силу;  поддержан кассационной инстанцией - кассационным определением Ярославского областного суда от  08.12.12 по делу № 33-6922  - по требованию гр. Хондогиной А.М. к ОАО «Ярославльоблгаз» о понуждении заключить договор поставки газа. Судебные акты  представлены в материалы дела.

     Суд отклоняет доводы Общества о не надлежащем техническом состоянии резервуаров, поскольку данные доводы не содержатся в рассматриваемом письме от  16.12.10 № АБ-10/6040; возникли только в ходе судебного разбирательства - дата экспертных заключений - 20.06.11, по мнению суда, не могут повлиять на предмет спора - действительность или недействительность оспариваемого решения и предписания  антимонопольного органа от  27.07.11.
     Руководствуясь статьями 197 - 201,  110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
                                                            Р Е Ш И Л:
     
     Отказать в  удовлетворении заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.
      Судья                                                                                                         А.В. Глызина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-9018/2011 [format] => [safe_value] => А82-9018/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-23 10:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-23 10:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334053501 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )