Ответы на обращения граждан, жителей города Ярославля

В связи с рассмотрением обращений, поступивших в рамках телевизионной акции «Народный контроль», Ярославское УФАС России сообщает: «в отношении необходимости оплаты денежных средств за опломбирование счетчиков, ввод их в эксплуатацию, оказание иных, смежных услуг».

Действующими Правилами обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 предусматривается учет показаний индивидуальных приборов учета при расчете платы за потребленные коммунальные услуги по договорам между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, гражданами. Уклонение от их принятия не допускается и может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства. Одновременно управляющие компании, ТСЖ, ЖСК также обязаны осуществлять расчет количества потребленного гражданами ресурса на основании показаний приборов учета.

В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" граждане обязаны обеспечить установку приборов учета и ввод их в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13), Действующее нормативное регулирование не содержит четкого перечня работ, которые составляют содержание понятия «ввод прибора в эксплуатацию». Кроме того, в законе нет четкого ответа на вопрос о возможности взимания платы за данную услугу В то же время в соответствие с пп. «з» п. 19 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" обязательными условиями договора о предоставлении коммунальных услуг являются сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), дате опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей, последнюю поверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной поверки. Таким образом, законодательство предусматривает опломбирование прибора учета только заводом- изготовителем или организацией, осуществляющей поверку, пломбировка прибора учета управляющей компанией действующим законодательством не предусматривается.

Одновременно, управляющие компании, указывая на необходимость «осуществления опломбировки» зачастую предполагают опломбирование места установки прибора учета, а не самого прибора. В связи с этим Ярославское УФАС подчеркивает, что опломбирование места установки прибора учета действующим законодательством не предусмотрено, соответственно увязывание приема показаний прибора учета с опломбировкой места его установки является неправомерным.

Также законодательством не предусматривается обязанности потребителя вносить плату за составление акта ввода в эксплуатацию прибора учета, так как, по смыслу изложенного регулирования, это возможно сделать исходя из представленных документов.

По мнению антимонопольного органа, выход управляющей компании для составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию, опломбировки места установки прибора учета не является обязательным, осуществляется ею самостоятельно и не может быть условием принятия или непринятия показаний прибора учета. В случае, если такой выход состоялся по инициативе управляющей компании, бремя его оплаты не может быть возложено на жителей.

В то же время, если житель осознано и напрямую обращается в управляющую компанию или в иную организацию (как в обращении №4) с просьбой осуществить выход с целью проверки правильности подключения и ввода прибора учета в эксплуатацию, заранее осознавая, что данная услуга является дополнительной, платной и не обязательна к приобретению, то выставление счета является правомерным, так как в соответствии с ГК РФ, стороны свободны в заключении
любых возмездных договоров.

Антимонопольный орган также информирует о том, что в настоящее время по аналогичным обстоятельствам возбуждено и рассмотрено дело в отношении ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Кировского района», которое была признано нарушившим часть 5 ст. 11 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неправомерном навязывании жителям определенной подрядной организации, которая занимается вводом приборов учета в эксплуатацию, взимает за это плату, а также в отказе принимать приборы учета установленные и введенные в эксплуатацию иными субъектами. Комиссией было вынесено предписание, обязавшее принимать показания приборов учета, установленных любой организацией, имеющей на это право, а также осуществить перерасчет.

Также в настоящее время в отношение ОАО «УК №1», ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» возбуждены дела по признакам нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившимся в неправомерном увязывании приема показаний приборов учета с приобретением услуги по вводу их в эксплуатацию.

Жители, которым управляющая компания навязывают услугу по вводу приборов учета в эксплуатацию или опломбированию мест присоединения приборов учета имеют возможность обратиться в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, а в случае, если имею место признаки сговора управляющей компании с иными субъектами, либо управляющая компания занимает доминирующее положение - в Управление Федеральной антимонопольной службы по ЯО.

и.о. руководителя Ярославского УФАС России
Широков А.В.