Контракт на уборку улиц Ярославля может быть расторгнут

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

История с банковской гарантией, представленной ООО «Трасса» в качестве обеспечения исполнения условий муниципального контракта на уборку ярославских улиц, получила продолжение.

Банковскую гарантию внимательно изучила городская прокуратура и сделала вывод, что документ не в полной мере соответствует требованиям ст.45 Федерального закона № 44-ФЗ.

В частности прокуратура констатирует, что гарантия налагает на заказчика – МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» – обязанность вместе с требованием об уплате предоставлять документы, которые не предусмотрены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8.11.2013 № 1005. Также, как отмечает надзорный орган, гарантия не содержит сведений об обязательствах принципала, то есть подрядчика, исполнение которых она, собственно, и гарантирует.

Кроме того, в гарантии прописано, что требование об уплате и все прилагающиеся к нему документы следует вручить представителю гаранта только в письменной форме на бумажном носителе в виде оригиналов и нотариально заверенных копий. При этом постановление Правительства предусматривает возможность направления пакета документов и в электронной форме.

Информацию о выявленных нарушениях и материалы проверки прокуратура направила в УФАС России по Ярославской области, однако они пока не рассмотрены.

Результаты прокурорской проверки стали основанием для обращения депутата муниципалитета Ярославля Владимира Зубкова к руководству города. Депутат отмечает, что при проведении аукциона и заключении контракта должностные лица организации-заказчика также допускали нарушения законодательных норм. При этом, по мнению Зубкова, эти нарушения были умышленными – в интересах победителя аукциона.

– Руководство МКУ приняло гарантию, которая не имеет никакой юридической силы, поскольку там прямые нарушения федерального законодательства. Она не соответствует требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ и не обладает обеспечительными мерами. По этой гарантии никогда ничего получить будет невозможно. И люди, которые принимали ее и подписывали контракт, пошли на прямое нарушение закона. Думаю, МКУ действовало в интересах конкретной организации – ООО «Трасса». Более того, представитель агентства возил в банк целый пакет документов, хотя, согласно ст. 96 закона о закупках, стороны не имели права вступать ни в какие переговоры и контакты, – пояснил Владимир Зубков.

По мнению Зубкова, такие действия заказчика нанесли ущерб бюджету города.

– Прокуратура указывает, что в ходе проверки, несмотря на установленные нарушения и предупреждения, МКУ приняло гарантию и заключило контракт. Вот этому факту оценки прокуратура не дает. Но здесь усматривается прямое нарушение и ущерб бюджету Ярославля. Сумма залога при проведении аукциона составила 8,6 млн. рублей. МКУ должно было отказать в принятии гарантии и обратить взыскание в бюджет этой суммы. Но городская казна эти деньги уже потеряла – в результате незаконных действий должностных лиц, – отмечает депутат.

При этом, подчеркивает он, нарушаются интересы другой организации, которая на торгах уступила лидерство «Трассе»:

– Эта организация имела права на заключение контракта. Таким образом, ей уже нанесены убытки: прекращение отношений повлекло сокращение персонала, необоснованные затраты на содержание техники, и другие расходы. Эта ситуация будет со временем лишь усугубляться на фоне продолжающегося нарушения требований закона.

В соответствии с этим Владимир Зубков просит руководство города в одностороннем порядке расторгнуть контракт с «Трассой».

– Я направил обращение и к и.о. мэра города Александру Нечаеву, и к директору ДГХ Николаю Степанову, и к самому руководителю МКУ с требованием выполнить обязанности, возложенные на них законом, и расторгнуть контракт в одностороннем порядке, что предусмотрено п. 9.3 контракта, а также ст. 450-453 Гражданского кодекса и ст. 95, 96 Закона о закупках. Ситуация должна вернуться в правовое русло. Иначе это может квалифицироваться минимум как халатность, причем, боюсь, не административная и не дисциплинарная, – констатирует Зубков.

По словам депутата, городские власти не смогут проигнорировать требование или затянуть его выполнение.

– Они получили обращение. Ответ на депутатский запрос должен быть получен в течение 14 дней. Причем ответ должен быть содержательный, поскольку речь идет об интересах города. Учитывая результаты прокурорской проверки, вряд ли чиновники признают действия должностных лиц при проведении аукциона и заключении контракта законными – черное признать белым не получится. Соответственно, они должны принять решение и в одностороннем порядке расторгнуть договор, после чего рассмотреть предложения других участников аукциона в порядке котировок. Такая процедура предусмотрена законодательством, – говорит Владимир Зубков.

При этом он подчеркивает, что это уже «второй аукцион, проходящий с такими нарушениями»:

– Это говорит о том, что органы местного самоуправления нуждаются в серьезной корректировке работы и усилении контроля за деятельностью чиновников, – резюмирует депутат.