«Рекламный конфликт»: попытка найти компромисс.

Сегодня в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей произошло знаковое событие: спустя год за одним столом собрались все стороны «рекламного конфликта».

СПРАВКА: напомним, что в материале от 27 августа («Рекламные конструкции в Ярославле: все под снос?») мы писали о сложившейся в Ярославле ситуации, когда более полутора тысяч рекламных конструкций в областном центре оказались вне правового поля из-за действий мэрии города, которая до сих пор не может разработать и утвердить полноценную Схему расположения рекламных конструкций. Отметим, что сейчас в документе, принятом 10 июля этого года, отмечено всего четыре десятка рекламных мест. На данный момент ни одно из них еще не разыграно на аукционе, а, следовательно, никаких поступлений в бюджет города от аренды этих мест в этом году не поступало.   

 

   Небольшое помещение аппарата Уполномоченного еле вместило в себя два десятка человек, среди которых были: председатель комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города Олег Макоедов, директор департамента архитектуры и развития территорий города Павел Пащенко, заместитель руководителя аппарата муниципалитета, начальник правового отдела Антон Одинцов, начальник отдела естественных монополий и рекламы Ярославского УФАС России Лариса Бай-Бородина, старший помощник прокурора города Ярослав Ерохин, директор департамента предпринимательства Ярославской областной ТПП Владимир Борисов, а также предприниматели – директора трех ведущих рекламных компаний в областном центре «Дрим», «Два слона» и «Аврора».

 

    Поводом собраться в таком расширенном составе послужило недавнее заявление представителей мэрии города о полной «зачистке» Ярославля от рекламных конструкций. В ответ на это крупнейшие игроки рекламного рынка обратились к Уполномоченному по защите их прав с просьбой вмешаться в ситуацию, отметив, что если дело и дальше будет так развиваться, то в ближайшие несколько месяцев рынок наружной рекламы в областном центре перестанет существовать.

 

     Начиная встречу, Альфир Бакиров прокомментировал действия власти по отношению к предпринимателям.

 

    - На протяжении последних десяти лет я слышу очень много разговоров о наведении порядка в сфере рекламы, о создании понятных правил игры для участников этого рынка, однако могу констатировать, что ничего не изменилось. Ситуация которая сложилась в городе сейчас, выходит из всех рамок.  Под девизом «Мы все разрушим, снесем, демонтируем а потом построим заново!» власть пытается якобы навести порядок в городе. Я считаю, что такой подход не является конструктивным решением вопроса. Могу сравнить этот процесс с революцией в рекламном бизнесе, в одном, отдельно взятом городе. Наша задача сегодня обсудить сложившуюся ситуацию, выслушать мнение каждой из сторон и попытаться найти компромиссное решение.

 

    Говоря о принятой в Ярославле Схеме размещения рекламных мест, председатель комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города Олег Макоедов отметил, что этот документ может включать в себя даже одну рекламную конструкцию и это не будет противоречить законодательству. С этим не согласился директор департамента предпринимательства Ярославской областной ТПП Владимир Борисов.

 

  -  В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Учитывая изложенное, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», - обосновал свою позицию директор департамента. 

 

   Его слова подтвердила и начальник отдела естественных монополий и рекламы Ярославского УФАС России Лариса Бай-Бородина. Она отметила, что ситуация, когда у предпринимателей нет возможности работать на законных основаниях, сложилась из-за действий, а точнее бездействия сотрудников мэрии, которые не создали для бизнеса соответствующих условий.

 

    В ходе круглого стола Альфир Бакиров не раз цитировал нормативные документы, в которых законодательно закреплена задача местной власти обеспечивать поддержку бизнеса. В частности, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Указ Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

 

   Свое мнение по «рекламному конфликту» высказал и старший помощник прокурора города Ярослав Ерохин. Он заявил, что прокуратура в данном случае выступает в качестве надзорного органа, который лишь контролирует соблюдение законодательства. По мнению Ярослава Ерохина, проблема заключается в том, что у сторон нет желания договориться, для этого нужна политическая воля руководства города. И, действительно, практика соседних крупных городов, на которую сослались предприниматели, подтверждает, что нигде проблемы, аналогичной той, что сложилась в Ярославле, не было: власть заключала с владельцами рекламных компаний временные договоры, действующие до момента принятия окончательной редакции Схемы. Так, городские бюджеты продолжали получать средства, а предприниматели – работать на законных основаниях. Кстати, по состоянию на 1 июля этого года за использование рекламных мест в бюджет Ярославля поступил 1 миллион 370 тысяч рублей, что составляет чуть больше 2% от запланированной на год суммы.

 

   Защищая законные интересы предпринимателей в ходе круглого стола, бизнес-омбудсмен затронул вопрос демонтажа конструкций и возврата собственности ее владельцам. Он попросил председателя комитета по рекламе предоставить информацию о методике, а также о том, каким образом осуществляется процедура демонтажа конструкций.

 

    Завершая довольно длительный и крайне эмоциональный разговор, стороны все-таки постарались закрепить точки соприкосновения. Так, все участники совещания единогласно признали, что решение можно найти, только идя по пути переговоров, поскольку обе стороны преследуют одну цель – найти компромиссное решение в интересах города и горожан. В частности, руководители рекламных агентств пообещали подготовить предложения в адрес комитета по рекламе о том, какие пути решения сложившейся проблемы они видят. В свою очередь, представители власти поблагодарили регионального бизнес-омбудсмена за предоставленную площадку, на которой состоялся один из самых важных за последнее время шагов – конструктивный диалог власти и бизнеса лицом к лицу.