Решение по делу № 06-03/49-13

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 06-03/49-13
Дата публикации: 14 апреля 2014, 14:45

Департамент строительства

Ярославской области

ул. Чайковского, д. 42, г. Ярославль, 150000

 

Казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика»

ул. Магистральная, д. 14, г. Ярославль, 150049

 

Контрольно-счетная палата

Ярославской области

Советская пл., д. 1/19, г. Ярославль, 150000

 

 

 

 

 

 

Решение по делу № 06-03/49-13

18 марта 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:

от департамента строительства Ярославской области — ... (по доверенности);

от казенного предприятия Ярославской области «Дирекция службы заказчика», Контрольно-счетной палаты Ярославской области представители на заседание Комиссии не явились (сведения о надлежащем уведомлении в материалах дела присутствуют),

рассмотрев дело № 06-03/49-13, возбужденное по признакам нарушения департаментом строительства Ярославской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

основанием возбуждения настоящего дела послужила информация, представленная Контрольно-счетной палатой Ярославской области. По результатам рассмотрения указанной информации в действиях департамента строительства Ярославской области установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в размещении заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов.

Представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, представил устные и письменные пояснения, содержащиеся в письме за № 05-15/31 от 22.01.2014. Считает, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ), на основании статьи 79 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, функции заказчика-застройщика предприятию переданы в соответствии с целями его деятельности.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Материалами дела установлено, что завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проводилось в рамках реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 24.03.2011 № 175-п, за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного страхования Ярославской области.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (часть 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ).

Следовательно, работы по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», являются государственными нуждами Ярославской области, а значит выбор организаций для проведения указанных работ должен осуществляться департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ. При этом положение пункта 2 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, на которое указывает департамент, как позволяющее доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, также не может быть принято как исключение, на которое действие Закона № 94-ФЗ не распространяется.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, департаментом строительства Ярославской области казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» доводился заказ на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ»:

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2012 году, утвержденный приказом департамента от 30.12.2011 № 189, приказом департамента от 29.02.2012 № 35/2, внесены изменения в части включения в него работ по завершению строительства Некрасовской ЦРБ;

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2013 году, утвержденный приказом департамента от 25.01.2013 № 11, приказом от 11.03.2013 № 41, включен объект «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями»;

- приказом департамента от 31.05.2013 № 103 «Об организации работы по передаче объектов строительства и внесении изменений в приказ департамента от 25.01.2013 № 11» в отношении объекта «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями» внесены изменения в части объема выделенных средств на завершение строительства, а также об обязании КП ЯО «Дирекция службы заказчика» получения разрешения на ввод в эксплуатацию корпуса.

Соглашением о порядке и условиях предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ярославской области в форме капитальных вложений в основные средства казенных предприятий Ярославской области в 2012 году № 02/12 от 15.03.2012 и соглашением о взаимодействии при осуществлении бюджетных инвестиций казенным предприятием от 22.02.2013 № 03/13, предусмотрено предоставление бюджетных инвестиций на завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом, казенные предприятия в перечне получателей бюджетных средств не указаны. Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В связи с изложенным, так как КП ЯО «Дирекция службы заказчика» не является ни органом государственной власти, ни получателем бюджетных средств, следовательно, не может выступать государственным заказчиком по смыслу Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, в данном случае также не могут применяться и положения Закона № 223-ФЗ, так как согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Комиссией установлено, что в нарушение требований Закона № 94-ФЗ, департамент строительства Ярославской области неправомерно наделил КП ЯО «Дирекция службы заказчика» правом распоряжения бюджетными средствами (правом приобретения у третьих лиц товаров (работ, услуг) для государственных нужд) путем заключения договоров в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», в том числе с применением положений Закона № 223-ФЗ.

Как следует из материалов дела, КП ЯО «Дирекция службы заказчика» в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры (запрос ценовых предложений) с применением Закона № 223-ФЗ:

- на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации на завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению предложений от 17.07.2012 № 17/07/12-1, подана одна заявка от ЗАО «Гипродвигатель» (с данным участником заключен договор);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-1, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-2, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений).

Согласно Закону № 94-ФЗ, информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Вместе с тем, информация о проведении вышеуказанных закупочных процедур (запрос ценовых предложений) в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» размещена только на сайте КП ЯО «Дирекция службы заказчика» www.kpdsz.ru, о размещении которой могло узнать ограниченное число хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в данной закупке.

Таким образом, необеспечение предусмотренной Законом № 94-ФЗ степени информированности потенциальных участников закупочных процедур привело к сокращению числа возможных участников, и, тем самым, необоснованно ограничило возможность доступа к проведению работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Как следует из вышеуказанных протоколов заседаний комиссии КП ЯО «Дирекция службы заказчика», в проведенных предприятием трёх закупочных процедурах, фактически приняли участие три участника: ЗАО «Гипродвигатель» (на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации), ООО ПСК «СтройСпецСервис», ООО СК «Лидер Ярославль» (на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле, а также на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту).

Кроме того, исходя из положений Закона № 94-ФЗ, следует, что размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (части 1, 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

При этом, в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры путем запроса ценовых предложений.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Также в материалах дела имеются договоры (дополнительные соглашения), в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», заключенные КП ЯО «Дирекция службы заказчика» без применения каких-либо закупочных процедур:

- договор на выполнение работ по техническому надзору с ООО «Прогресс-Техно» от 23.02.2012 № 23/02/12-2, с ценой 747028 руб.;

- договор поставки оборудования с ООО «ЯртекМедикал» от 28.09.2012 № 28/09/12 с ценой 75121250 руб.;

-дополнительные соглашения с ООО СК «Лидер Ярославль» к муниципальному контракту № 0171300012711000059-0087505-02 от 24.10.2011: от 26.06.2012 № 3 (на выполнение дополнительных работ по поставке, монтажу и пуско-наладке пассажирских лифтов в здании), с ценой 4673240 руб., а также от 28.06.2012 № 4 (на выполнение дополнительных работ по благоустройству, озеленению, прокладке кабеля 1кВ в здании), с ценой 3491170 руб.

Исходя из вышеизложенного, учитывая имеющиеся в деле материалы, пояснения Ответчика, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Департамента строительства Ярославской области по размещению заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов, привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Заключение договоров, дополнительных соглашений без проведения закупочных процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, привело или могло привести к недопущению, ограничению, конкуренции на рынках строительства, оптовой торговли медицинским оборудованием, благоустройства, как на территории Ярославской области, так и на территориях иных субъектов Российской Федерации, расположенных в непосредственной близости к Ярославской области, в частности к Некрасовскому МР. Указанные рынки являются высококонкурентными, характеризуются значительным количеством выступающих на нём хозяйствующих субъектов. Так, с высокой степенью вероятности, при надлежащем выборе организаций для проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ, в закупочных процедурах могли принять участие такие хозяйствующие субъекты как: ООО «ЭкоСтройСервис», ООО «ТАУЭР XXI», ООО «Радострой», ООО «Система плюс», ООО «Дав-проект», ООО «ЮнитМедикал», ООО «Техномед», ООО Ландшафтный центр «Ярославские газоны» и др. Данные хозяйствующие субъекты активно участвуют в размещаемых заказах по Закону № 94-ФЗ и подают жалобы в случае нарушения требований указанного закона (данные отдела контроля закупок Ярославского УФАС).

В связи с тем, что приказом департамента от 09.07.2013 № 123 доведение государственного заказа департамента строительства Ярославской области до КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области прекращено с 10.07.2013, кроме того департаментом представлено постановление правительства Ярославской области от 28.01.2014 № 59-п «О ликвидации КП ЯО «Дирекция службы заказчика», Комиссия полагает, что не имеется оснований для выдачи предписания Департаменту строительства Ярославской области. При этом, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Департамент строительства Ярославской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    1. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11470 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 06-03/49-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11470 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397472566 [changed] => 1397472566 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397472566 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Департамент строительства

Ярославской области

ул. Чайковского, д. 42, г. Ярославль, 150000

 

Казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика»

ул. Магистральная, д. 14, г. Ярославль, 150049

 

Контрольно-счетная палата

Ярославской области

Советская пл., д. 1/19, г. Ярославль, 150000

 

 

 

 

 

 

Решение по делу № 06-03/49-13

18 марта 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:

от департамента строительства Ярославской области — ... (по доверенности);

от казенного предприятия Ярославской области «Дирекция службы заказчика», Контрольно-счетной палаты Ярославской области представители на заседание Комиссии не явились (сведения о надлежащем уведомлении в материалах дела присутствуют),

рассмотрев дело № 06-03/49-13, возбужденное по признакам нарушения департаментом строительства Ярославской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

основанием возбуждения настоящего дела послужила информация, представленная Контрольно-счетной палатой Ярославской области. По результатам рассмотрения указанной информации в действиях департамента строительства Ярославской области установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в размещении заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов.

Представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, представил устные и письменные пояснения, содержащиеся в письме за № 05-15/31 от 22.01.2014. Считает, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ), на основании статьи 79 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, функции заказчика-застройщика предприятию переданы в соответствии с целями его деятельности.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Материалами дела установлено, что завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проводилось в рамках реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 24.03.2011 № 175-п, за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного страхования Ярославской области.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (часть 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ).

Следовательно, работы по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», являются государственными нуждами Ярославской области, а значит выбор организаций для проведения указанных работ должен осуществляться департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ. При этом положение пункта 2 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, на которое указывает департамент, как позволяющее доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, также не может быть принято как исключение, на которое действие Закона № 94-ФЗ не распространяется.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, департаментом строительства Ярославской области казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» доводился заказ на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ»:

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2012 году, утвержденный приказом департамента от 30.12.2011 № 189, приказом департамента от 29.02.2012 № 35/2, внесены изменения в части включения в него работ по завершению строительства Некрасовской ЦРБ;

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2013 году, утвержденный приказом департамента от 25.01.2013 № 11, приказом от 11.03.2013 № 41, включен объект «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями»;

- приказом департамента от 31.05.2013 № 103 «Об организации работы по передаче объектов строительства и внесении изменений в приказ департамента от 25.01.2013 № 11» в отношении объекта «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями» внесены изменения в части объема выделенных средств на завершение строительства, а также об обязании КП ЯО «Дирекция службы заказчика» получения разрешения на ввод в эксплуатацию корпуса.

Соглашением о порядке и условиях предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ярославской области в форме капитальных вложений в основные средства казенных предприятий Ярославской области в 2012 году № 02/12 от 15.03.2012 и соглашением о взаимодействии при осуществлении бюджетных инвестиций казенным предприятием от 22.02.2013 № 03/13, предусмотрено предоставление бюджетных инвестиций на завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом, казенные предприятия в перечне получателей бюджетных средств не указаны. Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В связи с изложенным, так как КП ЯО «Дирекция службы заказчика» не является ни органом государственной власти, ни получателем бюджетных средств, следовательно, не может выступать государственным заказчиком по смыслу Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, в данном случае также не могут применяться и положения Закона № 223-ФЗ, так как согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Комиссией установлено, что в нарушение требований Закона № 94-ФЗ, департамент строительства Ярославской области неправомерно наделил КП ЯО «Дирекция службы заказчика» правом распоряжения бюджетными средствами (правом приобретения у третьих лиц товаров (работ, услуг) для государственных нужд) путем заключения договоров в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», в том числе с применением положений Закона № 223-ФЗ.

Как следует из материалов дела, КП ЯО «Дирекция службы заказчика» в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры (запрос ценовых предложений) с применением Закона № 223-ФЗ:

- на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации на завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению предложений от 17.07.2012 № 17/07/12-1, подана одна заявка от ЗАО «Гипродвигатель» (с данным участником заключен договор);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-1, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-2, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений).

Согласно Закону № 94-ФЗ, информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Вместе с тем, информация о проведении вышеуказанных закупочных процедур (запрос ценовых предложений) в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» размещена только на сайте КП ЯО «Дирекция службы заказчика» www.kpdsz.ru, о размещении которой могло узнать ограниченное число хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в данной закупке.

Таким образом, необеспечение предусмотренной Законом № 94-ФЗ степени информированности потенциальных участников закупочных процедур привело к сокращению числа возможных участников, и, тем самым, необоснованно ограничило возможность доступа к проведению работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Как следует из вышеуказанных протоколов заседаний комиссии КП ЯО «Дирекция службы заказчика», в проведенных предприятием трёх закупочных процедурах, фактически приняли участие три участника: ЗАО «Гипродвигатель» (на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации), ООО ПСК «СтройСпецСервис», ООО СК «Лидер Ярославль» (на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле, а также на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту).

Кроме того, исходя из положений Закона № 94-ФЗ, следует, что размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (части 1, 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

При этом, в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры путем запроса ценовых предложений.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Также в материалах дела имеются договоры (дополнительные соглашения), в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», заключенные КП ЯО «Дирекция службы заказчика» без применения каких-либо закупочных процедур:

- договор на выполнение работ по техническому надзору с ООО «Прогресс-Техно» от 23.02.2012 № 23/02/12-2, с ценой 747028 руб.;

- договор поставки оборудования с ООО «ЯртекМедикал» от 28.09.2012 № 28/09/12 с ценой 75121250 руб.;

-дополнительные соглашения с ООО СК «Лидер Ярославль» к муниципальному контракту № 0171300012711000059-0087505-02 от 24.10.2011: от 26.06.2012 № 3 (на выполнение дополнительных работ по поставке, монтажу и пуско-наладке пассажирских лифтов в здании), с ценой 4673240 руб., а также от 28.06.2012 № 4 (на выполнение дополнительных работ по благоустройству, озеленению, прокладке кабеля 1кВ в здании), с ценой 3491170 руб.

Исходя из вышеизложенного, учитывая имеющиеся в деле материалы, пояснения Ответчика, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Департамента строительства Ярославской области по размещению заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов, привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Заключение договоров, дополнительных соглашений без проведения закупочных процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, привело или могло привести к недопущению, ограничению, конкуренции на рынках строительства, оптовой торговли медицинским оборудованием, благоустройства, как на территории Ярославской области, так и на территориях иных субъектов Российской Федерации, расположенных в непосредственной близости к Ярославской области, в частности к Некрасовскому МР. Указанные рынки являются высококонкурентными, характеризуются значительным количеством выступающих на нём хозяйствующих субъектов. Так, с высокой степенью вероятности, при надлежащем выборе организаций для проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ, в закупочных процедурах могли принять участие такие хозяйствующие субъекты как: ООО «ЭкоСтройСервис», ООО «ТАУЭР XXI», ООО «Радострой», ООО «Система плюс», ООО «Дав-проект», ООО «ЮнитМедикал», ООО «Техномед», ООО Ландшафтный центр «Ярославские газоны» и др. Данные хозяйствующие субъекты активно участвуют в размещаемых заказах по Закону № 94-ФЗ и подают жалобы в случае нарушения требований указанного закона (данные отдела контроля закупок Ярославского УФАС).

В связи с тем, что приказом департамента от 09.07.2013 № 123 доведение государственного заказа департамента строительства Ярославской области до КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области прекращено с 10.07.2013, кроме того департаментом представлено постановление правительства Ярославской области от 28.01.2014 № 59-п «О ликвидации КП ЯО «Дирекция службы заказчика», Комиссия полагает, что не имеется оснований для выдачи предписания Департаменту строительства Ярославской области. При этом, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Департамент строительства Ярославской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    1. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Департамент строительства

Ярославской области

ул. Чайковского, д. 42, г. Ярославль, 150000

 

Казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика»

ул. Магистральная, д. 14, г. Ярославль, 150049

 

Контрольно-счетная палата

Ярославской области

Советская пл., д. 1/19, г. Ярославль, 150000

 

 

 

 

 

 

Решение по делу № 06-03/49-13

18 марта 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:

от департамента строительства Ярославской области — ... (по доверенности);

от казенного предприятия Ярославской области «Дирекция службы заказчика», Контрольно-счетной палаты Ярославской области представители на заседание Комиссии не явились (сведения о надлежащем уведомлении в материалах дела присутствуют),

рассмотрев дело № 06-03/49-13, возбужденное по признакам нарушения департаментом строительства Ярославской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

основанием возбуждения настоящего дела послужила информация, представленная Контрольно-счетной палатой Ярославской области. По результатам рассмотрения указанной информации в действиях департамента строительства Ярославской области установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в размещении заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов.

Представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, представил устные и письменные пояснения, содержащиеся в письме за № 05-15/31 от 22.01.2014. Считает, что собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ), на основании статьи 79 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, функции заказчика-застройщика предприятию переданы в соответствии с целями его деятельности.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Материалами дела установлено, что завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проводилось в рамках реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 24.03.2011 № 175-п, за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного страхования Ярославской области.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (часть 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ).

Следовательно, работы по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», являются государственными нуждами Ярославской области, а значит выбор организаций для проведения указанных работ должен осуществляться департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ. При этом положение пункта 2 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, на которое указывает департамент, как позволяющее доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, также не может быть принято как исключение, на которое действие Закона № 94-ФЗ не распространяется.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, департаментом строительства Ярославской области казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» доводился заказ на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ»:

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2012 году, утвержденный приказом департамента от 30.12.2011 № 189, приказом департамента от 29.02.2012 № 35/2, внесены изменения в части включения в него работ по завершению строительства Некрасовской ЦРБ;

- в государственный заказ департамента строительства Ярославской области КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области в 2013 году, утвержденный приказом департамента от 25.01.2013 № 11, приказом от 11.03.2013 № 41, включен объект «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями»;

- приказом департамента от 31.05.2013 № 103 «Об организации работы по передаче объектов строительства и внесении изменений в приказ департамента от 25.01.2013 № 11» в отношении объекта «завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями» внесены изменения в части объема выделенных средств на завершение строительства, а также об обязании КП ЯО «Дирекция службы заказчика» получения разрешения на ввод в эксплуатацию корпуса.

Соглашением о порядке и условиях предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ярославской области в форме капитальных вложений в основные средства казенных предприятий Ярославской области в 2012 году № 02/12 от 15.03.2012 и соглашением о взаимодействии при осуществлении бюджетных инвестиций казенным предприятием от 22.02.2013 № 03/13, предусмотрено предоставление бюджетных инвестиций на завершение строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом, казенные предприятия в перечне получателей бюджетных средств не указаны. Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В связи с изложенным, так как КП ЯО «Дирекция службы заказчика» не является ни органом государственной власти, ни получателем бюджетных средств, следовательно, не может выступать государственным заказчиком по смыслу Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, в данном случае также не могут применяться и положения Закона № 223-ФЗ, так как согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Комиссией установлено, что в нарушение требований Закона № 94-ФЗ, департамент строительства Ярославской области неправомерно наделил КП ЯО «Дирекция службы заказчика» правом распоряжения бюджетными средствами (правом приобретения у третьих лиц товаров (работ, услуг) для государственных нужд) путем заключения договоров в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», в том числе с применением положений Закона № 223-ФЗ.

Как следует из материалов дела, КП ЯО «Дирекция службы заказчика» в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры (запрос ценовых предложений) с применением Закона № 223-ФЗ:

- на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации на завершение строительство акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению предложений от 17.07.2012 № 17/07/12-1, подана одна заявка от ЗАО «Гипродвигатель» (с данным участником заключен договор);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-1, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений);

- на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту по объекту здание акушерского корпуса с приспособлением под корпус стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» с инженерными коммуникациями. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов по рассмотрению заявок от 27.09.2012 № 27/09/12-2, поданы заявки от ООО ПСК «СтройСпецСервис», а также от ООО СК «Лидер Ярославль» (победитель данного запроса предложений).

Согласно Закону № 94-ФЗ, информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Вместе с тем, информация о проведении вышеуказанных закупочных процедур (запрос ценовых предложений) в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» размещена только на сайте КП ЯО «Дирекция службы заказчика» www.kpdsz.ru, о размещении которой могло узнать ограниченное число хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в данной закупке.

Таким образом, необеспечение предусмотренной Законом № 94-ФЗ степени информированности потенциальных участников закупочных процедур привело к сокращению числа возможных участников, и, тем самым, необоснованно ограничило возможность доступа к проведению работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ».

Как следует из вышеуказанных протоколов заседаний комиссии КП ЯО «Дирекция службы заказчика», в проведенных предприятием трёх закупочных процедурах, фактически приняли участие три участника: ЗАО «Гипродвигатель» (на право заключения договора на выполнение проектно-сметной документации), ООО ПСК «СтройСпецСервис», ООО СК «Лидер Ярославль» (на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по кровле, а также на право заключения договора на выполнение общестроительных работ по фундаменту).

Кроме того, исходя из положений Закона № 94-ФЗ, следует, что размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (части 1, 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

При этом, в целях исполнения заказа на выполнение работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» проведены закупочные процедуры путем запроса ценовых предложений.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Также в материалах дела имеются договоры (дополнительные соглашения), в рамках проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», заключенные КП ЯО «Дирекция службы заказчика» без применения каких-либо закупочных процедур:

- договор на выполнение работ по техническому надзору с ООО «Прогресс-Техно» от 23.02.2012 № 23/02/12-2, с ценой 747028 руб.;

- договор поставки оборудования с ООО «ЯртекМедикал» от 28.09.2012 № 28/09/12 с ценой 75121250 руб.;

-дополнительные соглашения с ООО СК «Лидер Ярославль» к муниципальному контракту № 0171300012711000059-0087505-02 от 24.10.2011: от 26.06.2012 № 3 (на выполнение дополнительных работ по поставке, монтажу и пуско-наладке пассажирских лифтов в здании), с ценой 4673240 руб., а также от 28.06.2012 № 4 (на выполнение дополнительных работ по благоустройству, озеленению, прокладке кабеля 1кВ в здании), с ценой 3491170 руб.

Исходя из вышеизложенного, учитывая имеющиеся в деле материалы, пояснения Ответчика, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Департамента строительства Ярославской области по размещению заказа на проведение работ в рамках завершения строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ», осуществляемых за счет государственных средств Ярославской области и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, в ходе реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Ярославской области на 2011-2013 годы, у подчиненного казенного предприятия без применения установленной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедуры размещения государственных заказов, привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Заключение договоров, дополнительных соглашений без проведения закупочных процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, привело или могло привести к недопущению, ограничению, конкуренции на рынках строительства, оптовой торговли медицинским оборудованием, благоустройства, как на территории Ярославской области, так и на территориях иных субъектов Российской Федерации, расположенных в непосредственной близости к Ярославской области, в частности к Некрасовскому МР. Указанные рынки являются высококонкурентными, характеризуются значительным количеством выступающих на нём хозяйствующих субъектов. Так, с высокой степенью вероятности, при надлежащем выборе организаций для проведения работ по завершению строительства корпуса стационарных отделений МУЗ «Некрасовская ЦРБ» департаментом строительства Ярославской области (государственным заказчиком) с применением положений Закона № 94-ФЗ, в закупочных процедурах могли принять участие такие хозяйствующие субъекты как: ООО «ЭкоСтройСервис», ООО «ТАУЭР XXI», ООО «Радострой», ООО «Система плюс», ООО «Дав-проект», ООО «ЮнитМедикал», ООО «Техномед», ООО Ландшафтный центр «Ярославские газоны» и др. Данные хозяйствующие субъекты активно участвуют в размещаемых заказах по Закону № 94-ФЗ и подают жалобы в случае нарушения требований указанного закона (данные отдела контроля закупок Ярославского УФАС).

В связи с тем, что приказом департамента от 09.07.2013 № 123 доведение государственного заказа департамента строительства Ярославской области до КП ЯО «Дирекция службы заказчика» на выполнение работ для государственных нужд Ярославской области прекращено с 10.07.2013, кроме того департаментом представлено постановление правительства Ярославской области от 28.01.2014 № 59-п «О ликвидации КП ЯО «Дирекция службы заказчика», Комиссия полагает, что не имеется оснований для выдачи предписания Департаменту строительства Ярославской области. При этом, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Департамент строительства Ярославской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    1. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, являвшегося на период совершения нарушения антимонопольного законодательства высшим должностным лицом Департамента строительства Ярославской области.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4507/06-03 [format] => [safe_value] => 4507/06-03 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-03/49-13 [format] => [safe_value] => 06-03/49-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 52 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 52 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-14 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-14 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397472566 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )