РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/08-14 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: 03-03/08-14
Дата публикации: 14 мая 2014, 15:55

ОАО «Яргорэлектросеть»

150000, г. Ярославль,

ул. Чайковского, д.37


 

ООО ПСК «Квартал»

150043, г. Ярославль,

ул. Белинского, д.15, оф. 8/9


 



 

 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/08-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

29 апреля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/08-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А.,

рассмотрев дело № 03-03/08-14 в Открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» (далее – ОАО «Яргорэлектросеть»), расположенного по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 37, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

у с т а н о в и л а:


 

дело возбуждено по заявлению председателя ЖСК «12 Квартал» от 04.12.2013г., направленного в антимонопольный орган Государственной жилищной инспекцией для рассмотрения в пределах компетенции (вх.№11680 от 16.12.2013г.)

Заявитель обратился в Ярославское УФАС России на действия ОАО «Ярославская городская электросеть» по факту установления в технических условиях, выданных ООО ПСК «Квартал», неправомерных требований по замене силового трансформатора в трансформаторной подстанции, не принадлежащей ООО ПСК «Квартал».

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

08.11.2013г. ООО ПСК «Квартал» обратилось в адрес ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой № врТУ1863 на временное технологическое присоединение к электрическим сетям объекта «Строительная площадка трех жилых домов с инженерными коммуникациями». На основании указанной заявки между ОАО «Яргорэлектросеть» и ООО ПСК «Квартал» заключен договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г. об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с приложением №1 к указанному договору сетевая организация выдала ООО ПСК «Квартал» технические условия для присоединения к электрическим сетям по временной схеме электроснабжения. Основным источником питания по временной схеме электроснабжения техническими условиями определена трансформаторная подстанция ТП 477, максимальная мощность – 95кВт.

Пунктом 10.5 указанных технических условий установлено требование к заявителю по установке в ТП477 (принадлежащей ОАО «Яргорэлектросеть») силового трансформатора мощностью 250 кВА, 6/0,4 кВ.

Ранее ООО ПСК «Квартал» обращалось в ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой от 16.09.2013г. на технологическое присоединение по постоянной схеме электроснабжения рассматриваемого объекта. На основании заявки между сторонами заключен договор на осуществление технологического присоединения № 931-Д/13 от 08.11.2013г., выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям (приложение №1 к договору №931-Д/13). Согласно технических условий точкой присоединения рассматриваемого объекта строительства по постоянной схеме электроснабжения является трансформаторная подстанция, проектируемая и строящаяся за счет ООО ПСК «Квартал», т.е. иная, чем предусмотрена по временной схеме электроснабжения.


 

Принимая решение о признании ОАО «Ярославская городская электросеть» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.


 

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается такая схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

Согласно пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в числе прочих, в пункте 12.1 Правил (т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 53 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 при временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств. При этом сетевая организация обязана обеспечить техническую подготовку соответствующих объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 указанного пункта Правил в случае если при временном технологическом присоединении не могут быть соблюдены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, предусмотренные пунктом 28 Правил, сетевая организация в технических условиях указывает объем максимальной мощности объектов электросетевого хозяйства, возможный к использованию заявителем, и объем мощности, который может быть обеспечен в том числе с использованием автономных источников питания для обеспечения присоединяемых энергопринимающих устройств недостающим объемом мощности на период электроснабжения по временной схеме электроснабжения.

Таким образом, сетевая организация должна была самостоятельно обеспечить подготовку объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения, а в случае отсутствия технической возможности – указать соответствующую информацию в технических условиях.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. ОАО «Яргорэлектросеть» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I – услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии 04.09.1998 года № 35/5, регистрационный номер 76.1.39.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии и не образует самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, ОАО «Яргорэлектросеть», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия сетевой организации - ОАО «Яргорэлектросеть» по установлению в технических условиях (договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г.), выданных ООО ПСК «Квартал», требования об установке в ТП477 силового трансформатора мощностью 250 кВА, противоречат Правилам технологического присоединения, нарушают или могут нарушить интересы ООО ПСК «Квартал», поскольку на последнего неправомерно возложены дополнительные не предусмотренные законодательством обязательства в отношении не принадлежащего ему имущества, а также привели или могли привести к затягиванию процесса технологического присоединения рассматриваемого объекта, что является злоупотреблением доминирующим положением и образует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что отсутствуют основания выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на основании следующего.

ООО ПСК «Квартал» письмом от 04.12.2013г. обратилось в ОАО «Яргорэлектросеть» о пересмотре ранее выданных технических условий. ОАО «Яргорэлектросеть» выдало ООО ПСК «Квартал» новые технические условия в рамках дополнительного соглашения №1 от 22.01.2014г. к договору №931-ВР/13 от 03.12.2013г., в соответствии с которыми требование о замене трансформатора исключено. Несмотря на то, что технические условия выданы после обращения заявителя в антимонопольный орган и с нарушением срока, предусмотренного для ответа заявителю, Комиссия полагает, что действия ОАО «Яргорэлектросеть» направлены на добровольное устранение нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


 

решила:


 

1. Признать Открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ярославская городская электросеть».


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 

Члены Комиссии Матяшевская М.И.


 

Лаптиева Е.А.

stdClass Object ( [vid] => 12250 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/08-14 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12250 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405511935 [changed] => 1405517474 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405517474 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОАО «Яргорэлектросеть»

150000, г. Ярославль,

ул. Чайковского, д.37


 

ООО ПСК «Квартал»

150043, г. Ярославль,

ул. Белинского, д.15, оф. 8/9


 



 

 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/08-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

29 апреля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/08-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А.,

рассмотрев дело № 03-03/08-14 в Открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» (далее – ОАО «Яргорэлектросеть»), расположенного по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 37, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

у с т а н о в и л а:


 

дело возбуждено по заявлению председателя ЖСК «12 Квартал» от 04.12.2013г., направленного в антимонопольный орган Государственной жилищной инспекцией для рассмотрения в пределах компетенции (вх.№11680 от 16.12.2013г.)

Заявитель обратился в Ярославское УФАС России на действия ОАО «Ярославская городская электросеть» по факту установления в технических условиях, выданных ООО ПСК «Квартал», неправомерных требований по замене силового трансформатора в трансформаторной подстанции, не принадлежащей ООО ПСК «Квартал».

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

08.11.2013г. ООО ПСК «Квартал» обратилось в адрес ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой № врТУ1863 на временное технологическое присоединение к электрическим сетям объекта «Строительная площадка трех жилых домов с инженерными коммуникациями». На основании указанной заявки между ОАО «Яргорэлектросеть» и ООО ПСК «Квартал» заключен договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г. об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с приложением №1 к указанному договору сетевая организация выдала ООО ПСК «Квартал» технические условия для присоединения к электрическим сетям по временной схеме электроснабжения. Основным источником питания по временной схеме электроснабжения техническими условиями определена трансформаторная подстанция ТП 477, максимальная мощность – 95кВт.

Пунктом 10.5 указанных технических условий установлено требование к заявителю по установке в ТП477 (принадлежащей ОАО «Яргорэлектросеть») силового трансформатора мощностью 250 кВА, 6/0,4 кВ.

Ранее ООО ПСК «Квартал» обращалось в ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой от 16.09.2013г. на технологическое присоединение по постоянной схеме электроснабжения рассматриваемого объекта. На основании заявки между сторонами заключен договор на осуществление технологического присоединения № 931-Д/13 от 08.11.2013г., выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям (приложение №1 к договору №931-Д/13). Согласно технических условий точкой присоединения рассматриваемого объекта строительства по постоянной схеме электроснабжения является трансформаторная подстанция, проектируемая и строящаяся за счет ООО ПСК «Квартал», т.е. иная, чем предусмотрена по временной схеме электроснабжения.


 

Принимая решение о признании ОАО «Ярославская городская электросеть» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.


 

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается такая схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

Согласно пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в числе прочих, в пункте 12.1 Правил (т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 53 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 при временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств. При этом сетевая организация обязана обеспечить техническую подготовку соответствующих объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 указанного пункта Правил в случае если при временном технологическом присоединении не могут быть соблюдены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, предусмотренные пунктом 28 Правил, сетевая организация в технических условиях указывает объем максимальной мощности объектов электросетевого хозяйства, возможный к использованию заявителем, и объем мощности, который может быть обеспечен в том числе с использованием автономных источников питания для обеспечения присоединяемых энергопринимающих устройств недостающим объемом мощности на период электроснабжения по временной схеме электроснабжения.

Таким образом, сетевая организация должна была самостоятельно обеспечить подготовку объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения, а в случае отсутствия технической возможности – указать соответствующую информацию в технических условиях.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. ОАО «Яргорэлектросеть» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I – услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии 04.09.1998 года № 35/5, регистрационный номер 76.1.39.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии и не образует самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, ОАО «Яргорэлектросеть», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия сетевой организации - ОАО «Яргорэлектросеть» по установлению в технических условиях (договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г.), выданных ООО ПСК «Квартал», требования об установке в ТП477 силового трансформатора мощностью 250 кВА, противоречат Правилам технологического присоединения, нарушают или могут нарушить интересы ООО ПСК «Квартал», поскольку на последнего неправомерно возложены дополнительные не предусмотренные законодательством обязательства в отношении не принадлежащего ему имущества, а также привели или могли привести к затягиванию процесса технологического присоединения рассматриваемого объекта, что является злоупотреблением доминирующим положением и образует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что отсутствуют основания выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на основании следующего.

ООО ПСК «Квартал» письмом от 04.12.2013г. обратилось в ОАО «Яргорэлектросеть» о пересмотре ранее выданных технических условий. ОАО «Яргорэлектросеть» выдало ООО ПСК «Квартал» новые технические условия в рамках дополнительного соглашения №1 от 22.01.2014г. к договору №931-ВР/13 от 03.12.2013г., в соответствии с которыми требование о замене трансформатора исключено. Несмотря на то, что технические условия выданы после обращения заявителя в антимонопольный орган и с нарушением срока, предусмотренного для ответа заявителю, Комиссия полагает, что действия ОАО «Яргорэлектросеть» направлены на добровольное устранение нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


 

решила:


 

1. Признать Открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ярославская городская электросеть».


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 

Члены Комиссии Матяшевская М.И.


 

Лаптиева Е.А.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОАО «Яргорэлектросеть»

150000, г. Ярославль,

ул. Чайковского, д.37

 

ООО ПСК «Квартал»

150043, г. Ярославль,

ул. Белинского, д.15, оф. 8/9

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/08-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

29 апреля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2014 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/08-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А.,

рассмотрев дело № 03-03/08-14 в Открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» (далее – ОАО «Яргорэлектросеть»), расположенного по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 37, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

дело возбуждено по заявлению председателя ЖСК «12 Квартал» от 04.12.2013г., направленного в антимонопольный орган Государственной жилищной инспекцией для рассмотрения в пределах компетенции (вх.№11680 от 16.12.2013г.)

Заявитель обратился в Ярославское УФАС России на действия ОАО «Ярославская городская электросеть» по факту установления в технических условиях, выданных ООО ПСК «Квартал», неправомерных требований по замене силового трансформатора в трансформаторной подстанции, не принадлежащей ООО ПСК «Квартал».

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

08.11.2013г. ООО ПСК «Квартал» обратилось в адрес ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой № врТУ1863 на временное технологическое присоединение к электрическим сетям объекта «Строительная площадка трех жилых домов с инженерными коммуникациями». На основании указанной заявки между ОАО «Яргорэлектросеть» и ООО ПСК «Квартал» заключен договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г. об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с приложением №1 к указанному договору сетевая организация выдала ООО ПСК «Квартал» технические условия для присоединения к электрическим сетям по временной схеме электроснабжения. Основным источником питания по временной схеме электроснабжения техническими условиями определена трансформаторная подстанция ТП 477, максимальная мощность – 95кВт.

Пунктом 10.5 указанных технических условий установлено требование к заявителю по установке в ТП477 (принадлежащей ОАО «Яргорэлектросеть») силового трансформатора мощностью 250 кВА, 6/0,4 кВ.

Ранее ООО ПСК «Квартал» обращалось в ОАО «Яргорэлектросеть» с заявкой от 16.09.2013г. на технологическое присоединение по постоянной схеме электроснабжения рассматриваемого объекта. На основании заявки между сторонами заключен договор на осуществление технологического присоединения № 931-Д/13 от 08.11.2013г., выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям (приложение №1 к договору №931-Д/13). Согласно технических условий точкой присоединения рассматриваемого объекта строительства по постоянной схеме электроснабжения является трансформаторная подстанция, проектируемая и строящаяся за счет ООО ПСК «Квартал», т.е. иная, чем предусмотрена по временной схеме электроснабжения.

 

Принимая решение о признании ОАО «Ярославская городская электросеть» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.

 

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается такая схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

Согласно пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в числе прочих, в пункте 12.1 Правил (т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 53 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 при временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств. При этом сетевая организация обязана обеспечить техническую подготовку соответствующих объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 указанного пункта Правил в случае если при временном технологическом присоединении не могут быть соблюдены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, предусмотренные пунктом 28 Правил, сетевая организация в технических условиях указывает объем максимальной мощности объектов электросетевого хозяйства, возможный к использованию заявителем, и объем мощности, который может быть обеспечен в том числе с использованием автономных источников питания для обеспечения присоединяемых энергопринимающих устройств недостающим объемом мощности на период электроснабжения по временной схеме электроснабжения.

Таким образом, сетевая организация должна была самостоятельно обеспечить подготовку объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения, а в случае отсутствия технической возможности – указать соответствующую информацию в технических условиях.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. ОАО «Яргорэлектросеть» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I – услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии 04.09.1998 года № 35/5, регистрационный номер 76.1.39.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии и не образует самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, ОАО «Яргорэлектросеть», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия сетевой организации - ОАО «Яргорэлектросеть» по установлению в технических условиях (договор №931-ВР/13 от 03.12.2013г.), выданных ООО ПСК «Квартал», требования об установке в ТП477 силового трансформатора мощностью 250 кВА, противоречат Правилам технологического присоединения, нарушают или могут нарушить интересы ООО ПСК «Квартал», поскольку на последнего неправомерно возложены дополнительные не предусмотренные законодательством обязательства в отношении не принадлежащего ему имущества, а также привели или могли привести к затягиванию процесса технологического присоединения рассматриваемого объекта, что является злоупотреблением доминирующим положением и образует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что отсутствуют основания выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на основании следующего.

ООО ПСК «Квартал» письмом от 04.12.2013г. обратилось в ОАО «Яргорэлектросеть» о пересмотре ранее выданных технических условий. ОАО «Яргорэлектросеть» выдало ООО ПСК «Квартал» новые технические условия в рамках дополнительного соглашения №1 от 22.01.2014г. к договору №931-ВР/13 от 03.12.2013г., в соответствии с которыми требование о замене трансформатора исключено. Несмотря на то, что технические условия выданы после обращения заявителя в антимонопольный орган и с нарушением срока, предусмотренного для ответа заявителю, Комиссия полагает, что действия ОАО «Яргорэлектросеть» направлены на добровольное устранение нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

1. Признать Открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ярославская городская электросеть».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.

 

Члены Комиссии Матяшевская М.И.

 

Лаптиева Е.А.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-03/08-14 [format] => [safe_value] => 03-03/08-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-14 11:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-14 11:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405511935 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )