Решение и предписание по делу № 06-03/06-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 06-03/06-14
Дата публикации: 8 августа 2014, 10:56

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 

Заявитель:

...

 

Заинтересованное лицо:

ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска

ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931

 

 

исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014

 

Решение

по делу № 06-03/06-14

28 июля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:

- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);

- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);

- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),

рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...

На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.

Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.

Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.

При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:

1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;

2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);

3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;

4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;

5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.

Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).

Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.

В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.

Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).

При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.

Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.

Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.

Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.

Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.

Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).

Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.

То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.

Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.

При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич


 

Члены Комиссии А.Г. Карамшук


 

Е.В. Коженков

 

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 


 

исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014


 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 06-03/06-14

08 августа 2014 года г. Ярославль


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.


 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.Г. Карамшук

Е.В. Коженков


 


 


 


 


 


 

stdClass Object ( [vid] => 12513 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 06-03/06-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12513 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407913105 [changed] => 1407913105 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407913105 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 

Заявитель:

...

 

Заинтересованное лицо:

ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска

ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931

 

 

исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014

 

Решение

по делу № 06-03/06-14

28 июля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:

- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);

- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);

- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),

рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...

На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.

Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.

Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.

При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:

1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;

2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);

3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;

4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;

5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.

Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).

Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.

В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.

Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).

При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.

Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.

Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.

Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.

Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.

Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).

Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.

То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.

Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.

При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич


 

Члены Комиссии А.Г. Карамшук


 

Е.В. Коженков

 

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 


 

исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014


 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 06-03/06-14

08 августа 2014 года г. Ярославль


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.


 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.Г. Карамшук

Е.В. Коженков


 


 


 


 


 


 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 

Заявитель:

...

 

Заинтересованное лицо:

ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска

ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931

 

 

исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014

 

Решение

по делу № 06-03/06-14

28 июля 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:

- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);

- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);

- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),

рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...

На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.

Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.

Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.

При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:

1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;

2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);

3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;

4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;

5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.

Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).

Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.

В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.

Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).

При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.

Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.

Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.

Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.

Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.

Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.

Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).

Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.

То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.

Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.

При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии А.Г. Карамшук

 

Е.В. Коженков

 

Ответчик:

Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи

ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900

 

 

исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 06-03/06-14

08 августа 2014 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.Г. Карамшук

Е.В. Коженков

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-03/06-14 [format] => [safe_value] => 06-03/06-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела — Конькова Наталья Анатольевна
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-08 06:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-08 06:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407913105 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )