РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
16 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев материалы дела № 04-01/61-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 рекламы без пометки «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в присутствии представителя ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» ... (на основании учредительных документов),
УСТАНОВИЛА:
ИП Хабибулина И.С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явилась, представив требуемые документы и заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным огранном дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 г., Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Хабибулиной И.С.
В №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 размещена информация следующего содержания: «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53».
Рассматриваемая рекламная информация не содержит пометки «реклама» или «на правах рекламы», кроме того, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» не усматривает своей вины, а по поводу вменяемого правонарушения пояснило следующее. Договором, заключаемым редакцией с рекламодателем предусмотрена обязанность последнего представлять макет с требуемыми техническими параметрами. В данном случае рекламодатель не выполнил свою обязанность. Данный рекламный модуль был предоставлен ИП Хабибулиной И.С. уже в готовом виде и в нем содержались необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом», однако рекламодатель применил недопустимый шрифт, который при переводе в формат, установленный типографией был трансформирован и на фотовыводе пленок для печати не выявился, вследствие чего строка потерялась. Результат технической неполадки был выявлен лишь после выхода номера, так как из-за нехватки корректоров в редакции проверить соблюдение требований не представилось возможным.
ИП Хабибулина И.С. в письменных пояснениях сообщила, что макет рекламного блока был подготовлен штатным работником – администратором салона, поэтому договор на изготовление макета заключен не был, так как это входит в должностные обязанности. В представленном макете имелись необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация «Салон красоты «ИРИНА». БОТОКС. Возможно это именно то, что вам нужно…» обладает перечисленными признаками: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение интереса к одной из услуг, оказываемой салоном красоты «Ирина», а именно к ботоксу, следовательно, является рекламой.
Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.11.2008г. заключен между ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» и ИП Хабибулиной И.С.
Согласно пункту 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», рекламодателем – ИП Хабибулина И.С.
Согласно статье 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Рассматриваемая реклама на странице 7 газеты размещена без сопровождения такой пометкой, хотя в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ газета «Переславская жизнь» не является рекламным изданием.
Согласно пункту 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель, то есть ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь».
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что вина лежит на рекламодателе, так как требования статьи 16 ФЗ «О рекламе» направлены непосредственно к рекламораспространителю, а не к рекламодателю. Об этом свидетельствует и то, что ответственность за нарушение указанной статьи Закона возникает исключительно у рекламораспространителя (пункт 7 статьи 38 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, при этом площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Рассматриваемая рекламная информация на странице 7 газеты не содержит такого предупреждения.
Ботокс является косметическим препаратом, который вводится инъекционно под кожу для коррекции морщин, что относится к контурной пластике.
Согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (в частности, косметические услуги, пластическая хирургия) относятся к медицинским услугам.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Росстата от 27.10.2006 г. № 61 «Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению» в медицинские услуги включается оплата населением проведения услуг контурной-инъекционной пластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно разделу 16 Отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 г. № 113) внутрикожная контурная пластика относится к оперативному лечению.
Следовательно, применение ботокса является медицинской услугой.
Таким образом, на странице 7 газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также без сопровождения указанием о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно пункту 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что предупреждение о наличии противопоказаний медицинской услуге и необходимости проконсультироваться со специалистом отсутствует не по вине газеты в результате технической ошибки. Обязанностью редакции является предпечатная подготовка материалов, и технические ошибки – это, прежде всего, вина рекламораспространителя, который осуществляет такую подготовку. В данном же случае ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» приняло макет, не проверив его на соответствие техническим требованиям.
Кроме того, сам макет содержал необходимую информацию о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом. Однако ее площадь составляет 0,9% рекламной площади, вместо требуемых Законом 5 %, что нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53», размещенную в №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ИП Хабибулиной И.С. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26февраля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
26 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 16 февраля 2009 года по делу № 04-01/61-08 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует пометка «реклама» или «на правах рекламы», а также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Октябрьская, д. 22, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы без сопровождения пометкой «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
2. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль, ул. Октябрьская, д. 22, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
3. ИП Хабибулиной И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу медицинских услуг, где отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
4. ИП Хабибулина И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 8128
[uid] => 1
[title] => Решение и предписание в отношении ООО "Медиа-Альянс "Переславская жизнь" и ИП Хабибулина И.С. по факту распрстранения рекламы медицинских услуг без пометки "реклама", без предупреждения о наличии противопоказаний
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8128
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320638219
[changed] => 1370523479
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523479
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
16 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев материалы дела № 04-01/61-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 рекламы без пометки «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в присутствии представителя ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» ... (на основании учредительных документов),
УСТАНОВИЛА:
ИП Хабибулина И.С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явилась, представив требуемые документы и заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным огранном дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 г., Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Хабибулиной И.С.
В №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 размещена информация следующего содержания: «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53».
Рассматриваемая рекламная информация не содержит пометки «реклама» или «на правах рекламы», кроме того, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» не усматривает своей вины, а по поводу вменяемого правонарушения пояснило следующее. Договором, заключаемым редакцией с рекламодателем предусмотрена обязанность последнего представлять макет с требуемыми техническими параметрами. В данном случае рекламодатель не выполнил свою обязанность. Данный рекламный модуль был предоставлен ИП Хабибулиной И.С. уже в готовом виде и в нем содержались необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом», однако рекламодатель применил недопустимый шрифт, который при переводе в формат, установленный типографией был трансформирован и на фотовыводе пленок для печати не выявился, вследствие чего строка потерялась. Результат технической неполадки был выявлен лишь после выхода номера, так как из-за нехватки корректоров в редакции проверить соблюдение требований не представилось возможным.
ИП Хабибулина И.С. в письменных пояснениях сообщила, что макет рекламного блока был подготовлен штатным работником – администратором салона, поэтому договор на изготовление макета заключен не был, так как это входит в должностные обязанности. В представленном макете имелись необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация «Салон красоты «ИРИНА». БОТОКС. Возможно это именно то, что вам нужно…» обладает перечисленными признаками: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение интереса к одной из услуг, оказываемой салоном красоты «Ирина», а именно к ботоксу, следовательно, является рекламой.
Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.11.2008г. заключен между ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» и ИП Хабибулиной И.С.
Согласно пункту 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», рекламодателем – ИП Хабибулина И.С.
Согласно статье 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Рассматриваемая реклама на странице 7 газеты размещена без сопровождения такой пометкой, хотя в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ газета «Переславская жизнь» не является рекламным изданием.
Согласно пункту 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель, то есть ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь».
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что вина лежит на рекламодателе, так как требования статьи 16 ФЗ «О рекламе» направлены непосредственно к рекламораспространителю, а не к рекламодателю. Об этом свидетельствует и то, что ответственность за нарушение указанной статьи Закона возникает исключительно у рекламораспространителя (пункт 7 статьи 38 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, при этом площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Рассматриваемая рекламная информация на странице 7 газеты не содержит такого предупреждения.
Ботокс является косметическим препаратом, который вводится инъекционно под кожу для коррекции морщин, что относится к контурной пластике.
Согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (в частности, косметические услуги, пластическая хирургия) относятся к медицинским услугам.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Росстата от 27.10.2006 г. № 61 «Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению» в медицинские услуги включается оплата населением проведения услуг контурной-инъекционной пластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно разделу 16 Отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 г. № 113) внутрикожная контурная пластика относится к оперативному лечению.
Следовательно, применение ботокса является медицинской услугой.
Таким образом, на странице 7 газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также без сопровождения указанием о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно пункту 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что предупреждение о наличии противопоказаний медицинской услуге и необходимости проконсультироваться со специалистом отсутствует не по вине газеты в результате технической ошибки. Обязанностью редакции является предпечатная подготовка материалов, и технические ошибки – это, прежде всего, вина рекламораспространителя, который осуществляет такую подготовку. В данном же случае ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» приняло макет, не проверив его на соответствие техническим требованиям.
Кроме того, сам макет содержал необходимую информацию о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом. Однако ее площадь составляет 0,9% рекламной площади, вместо требуемых Законом 5 %, что нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53», размещенную в №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ИП Хабибулиной И.С. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26февраля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
26 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 16 февраля 2009 года по делу № 04-01/61-08 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует пометка «реклама» или «на правах рекламы», а также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Октябрьская, д. 22, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы без сопровождения пометкой «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
2. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль, ул. Октябрьская, д. 22, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
3. ИП Хабибулиной И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу медицинских услуг, где отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
4. ИП Хабибулина И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
16 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев материалы дела № 04-01/61-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 рекламы без пометки «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в присутствии представителя ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» ... (на основании учредительных документов),
УСТАНОВИЛА:
ИП Хабибулина И.С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явилась, представив требуемые документы и заявив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным огранном дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 г., Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Хабибулиной И.С.
В №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7 размещена информация следующего содержания: «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53».
Рассматриваемая рекламная информация не содержит пометки «реклама» или «на правах рекламы», кроме того, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» не усматривает своей вины, а по поводу вменяемого правонарушения пояснило следующее. Договором, заключаемым редакцией с рекламодателем предусмотрена обязанность последнего представлять макет с требуемыми техническими параметрами. В данном случае рекламодатель не выполнил свою обязанность. Данный рекламный модуль был предоставлен ИП Хабибулиной И.С. уже в готовом виде и в нем содержались необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом», однако рекламодатель применил недопустимый шрифт, который при переводе в формат, установленный типографией был трансформирован и на фотовыводе пленок для печати не выявился, вследствие чего строка потерялась. Результат технической неполадки был выявлен лишь после выхода номера, так как из-за нехватки корректоров в редакции проверить соблюдение требований не представилось возможным.
ИП Хабибулина И.С. в письменных пояснениях сообщила, что макет рекламного блока был подготовлен штатным работником – администратором салона, поэтому договор на изготовление макета заключен не был, так как это входит в должностные обязанности. В представленном макете имелись необходимые пометки «Реклама. Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация «Салон красоты «ИРИНА». БОТОКС. Возможно это именно то, что вам нужно…» обладает перечисленными признаками: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение интереса к одной из услуг, оказываемой салоном красоты «Ирина», а именно к ботоксу, следовательно, является рекламой.
Договор на оказание рекламно-информационных услуг от 14.11.2008г. заключен между ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» и ИП Хабибулиной И.С.
Согласно пункту 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», рекламодателем – ИП Хабибулина И.С.
Согласно статье 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Рассматриваемая реклама на странице 7 газеты размещена без сопровождения такой пометкой, хотя в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ газета «Переславская жизнь» не является рекламным изданием.
Согласно пункту 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель, то есть ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь».
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что вина лежит на рекламодателе, так как требования статьи 16 ФЗ «О рекламе» направлены непосредственно к рекламораспространителю, а не к рекламодателю. Об этом свидетельствует и то, что ответственность за нарушение указанной статьи Закона возникает исключительно у рекламораспространителя (пункт 7 статьи 38 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, при этом площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Рассматриваемая рекламная информация на странице 7 газеты не содержит такого предупреждения.
Ботокс является косметическим препаратом, который вводится инъекционно под кожу для коррекции морщин, что относится к контурной пластике.
Согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (в частности, косметические услуги, пластическая хирургия) относятся к медицинским услугам.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Росстата от 27.10.2006 г. № 61 «Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению» в медицинские услуги включается оплата населением проведения услуг контурной-инъекционной пластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно разделу 16 Отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 г. № 113) внутрикожная контурная пластика относится к оперативному лечению.
Следовательно, применение ботокса является медицинской услугой.
Таким образом, на странице 7 газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. допущено нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также без сопровождения указанием о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно пункту 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.
Комиссия не принимает доводы ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» о том, что предупреждение о наличии противопоказаний медицинской услуге и необходимости проконсультироваться со специалистом отсутствует не по вине газеты в результате технической ошибки. Обязанностью редакции является предпечатная подготовка материалов, и технические ошибки – это, прежде всего, вина рекламораспространителя, который осуществляет такую подготовку. В данном же случае ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» приняло макет, не проверив его на соответствие техническим требованиям.
Кроме того, сам макет содержал необходимую информацию о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом. Однако ее площадь составляет 0,9% рекламной площади, вместо требуемых Законом 5 %, что нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Салон красоты «ИРИНА». Ботокс. Возможно это именно то, что вам нужно…… стоимость 1 ед. – 200 рублей. Запись на консультации и процедуры проводится в салоне красоты «Ирина» с 9.00 до 20.00 по телефонам: 3-18-55, 8-960-532-93-53», размещенную в №48 (109) газеты «Переславская жизнь» от 19.11.2008г. на странице 7, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ИП Хабибулиной И.С. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26февраля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/61-08
26 февраля 2009 г. г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 16 февраля 2009 года по делу № 04-01/61-08 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует пометка «реклама» или «на правах рекламы», а также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Октябрьская, д. 22, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы без сопровождения пометкой «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламу медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
2. ООО «Медиа-Альянс «Переславская жизнь», адрес: 152020, Ярославская обл., г. Переславль, ул. Октябрьская, д. 22, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
3. ИП Хабибулиной И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу медицинских услуг, где отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
4. ИП Хабибулина И.С., адрес: 152020, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д.4, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ярославское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Отдел контроля органов власти и рекламы:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления;
- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления;
- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;
- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-02-27 00:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-02-27 00:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320638219
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)