Решение и предписание в отношении ООО "Копейка-Ярославль" по факту распростронения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции (дело № 04-01/05-09)

Дата публикации: 24 апреля 2009, 04:00

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                    город  Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-01/05-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА» информации с использованием словосочетания «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображения коробок вина, в присутствии представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
на фасаде здания универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в октябре 2008 года размещена рекламная конструкция – рекламный щит с информацией следующего содержания: «Сеть универсамов КОПЕЙКА. Всегда рядом. С новыми и выгодными предложениями. Лучшие товары по лучшим ценам»с изображением коробок с надписями «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. владельцем рассматриваемой рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»). В соответствии с Уставом (утвержден решением единственного участника № 6 от 28.12.2007 г.) одним из видов деятельности ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является торгово-закупочная деятельность продовольственными и непродовольственными товарами, включая подакцизные товары.
В рассматриваемой информации, размещенной на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА», использовано словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображение коробок с вином «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Представитель ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» пояснил, что реклама алкогольной продукции размещена по личной инициативе заведующего универсамом «КОПЕЙКА», что не входит в его должностные обязанности и о чем он не известил ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». В связи с чем, именно должностное лицо является ответственным за нарушение законодательства о рекламе.
Кроме того, представитель отметил, что рекламный слоган «Лучшие товары по лучшим ценам» относится только к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» и указывает на изображенные в рекламе брендовые товары, как самые качественные товары с самой низкой ценой из всего ассортимента товаров и ценовых предложений, находящихся в одной категории товаров и одной ценовой категории в прейскуранте оптово-розничных цен ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». Товары и цены сети универсамов «КОПЕЙКА» не сравниваются с товарами и ценами каких-либо других магазинов.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон) реклама – информация, распространенная   любым способом,  в любой форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
 Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования являются вина «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вино - алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции.
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ПТ02.В01222 сроком действия с 29.11.2006 г. по 01.02.2009 г. вина столовые полусладкие – белое «Мускат», красное «Изабелла» (изготовитель ООО «Олимп», адрес: Краснодарский край, Крымский район, х. Павловский, ул. Дорожная, д. 1) соответствуют требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», являющихся алкогольной продукцией, размещена с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
Комиссия не принимает довод представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что ответственным за нарушение законодательства о рекламе является заведующий универсамом «КОПЕЙКА», распространивший рекламу алкогольной продукции на фасаде здания универсама. Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителем является владелец рекламной конструкции - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ».
Кроме того, в рассматриваемой рекламе применительно к товару сети универсамов «КОПЕЙКА» используется словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам».
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, 2000) «лучший» - превосходная степень к «хороший», самый хороший.
Использование в рассматриваемой рекламе применительно к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» сравнительной характеристики «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Исходя из информации о товарах и ценах на продукцию, представленной Ярославским филиалом ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит», юридический адрес ЗАО «Тандер»: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д.185) и ООО «Ярославские магазины» (магазины «Ярославские магазины», юридический адрес ООО «Ярославские магазины»: г. Ярославль, ул. 2-я Транспортная, д. 1-а), в сети универсамов «КОПЕЙКА», магазинах «Магнит», магазинах «Ярославские магазины» на дату 10 декабря 2008 года реализуется перечень аналогичных товаров.
При сравнении товаров указанных магазинов по ценовому критерию доказательств, свидетельствующих о том, что товары сети универсамов «КОПЕЙКА» реализуются по лучшей цене, обнаружить не удалось.
Таким образом, рассматриваема реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара сети универсамов «КОПЕЙКА» перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и в указанной части противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Комиссия не принимает доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что фраза «Лучшие товары по лучшим ценам» говорит о том, что рекламируемый товар - это самый качественный товар с самой низкой ценой из ассортимента товара, реализуемого в сети универсамов «КОПЕЙКА», поскольку данная информация отсутствует в рекламе.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона - рекламодатель. Ответственность за нарушение рекламораспространителем, рекламодателем законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
 
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является владельцем рекламной конструкции, размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, и в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространителем рекламы.
Исходя из Агентского договора № 1 от 01.02.2006 г. между ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (агент) и ООО «КОПЕЙКА-МОСКВА» (принципал), ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» осуществляет сделки с потребителями по розничной продаже товара, соответственно является продавцом товара, и согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.
Таким образом, ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.   Признать ненадлежащей рекламу вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», размещенную на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2.   Выдать предписание ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области для возбуждения дела об административном   правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                 город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 14.04.2009 г. по делу № 04-01/05-09 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»), размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу алкогольной продукции с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам».
2.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,      представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 мая 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.
 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
stdClass Object ( [vid] => 8145 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание в отношении ООО "Копейка-Ярославль" по факту распростронения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции (дело № 04-01/05-09) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8145 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                    город  Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-01/05-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА» информации с использованием словосочетания «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображения коробок вина, в присутствии представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
на фасаде здания универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в октябре 2008 года размещена рекламная конструкция – рекламный щит с информацией следующего содержания: «Сеть универсамов КОПЕЙКА. Всегда рядом. С новыми и выгодными предложениями. Лучшие товары по лучшим ценам»с изображением коробок с надписями «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. владельцем рассматриваемой рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»). В соответствии с Уставом (утвержден решением единственного участника № 6 от 28.12.2007 г.) одним из видов деятельности ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является торгово-закупочная деятельность продовольственными и непродовольственными товарами, включая подакцизные товары.
В рассматриваемой информации, размещенной на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА», использовано словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображение коробок с вином «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Представитель ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» пояснил, что реклама алкогольной продукции размещена по личной инициативе заведующего универсамом «КОПЕЙКА», что не входит в его должностные обязанности и о чем он не известил ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». В связи с чем, именно должностное лицо является ответственным за нарушение законодательства о рекламе.
Кроме того, представитель отметил, что рекламный слоган «Лучшие товары по лучшим ценам» относится только к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» и указывает на изображенные в рекламе брендовые товары, как самые качественные товары с самой низкой ценой из всего ассортимента товаров и ценовых предложений, находящихся в одной категории товаров и одной ценовой категории в прейскуранте оптово-розничных цен ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». Товары и цены сети универсамов «КОПЕЙКА» не сравниваются с товарами и ценами каких-либо других магазинов.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон) реклама – информация, распространенная   любым способом,  в любой форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
 Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования являются вина «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вино - алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции.
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ПТ02.В01222 сроком действия с 29.11.2006 г. по 01.02.2009 г. вина столовые полусладкие – белое «Мускат», красное «Изабелла» (изготовитель ООО «Олимп», адрес: Краснодарский край, Крымский район, х. Павловский, ул. Дорожная, д. 1) соответствуют требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», являющихся алкогольной продукцией, размещена с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
Комиссия не принимает довод представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что ответственным за нарушение законодательства о рекламе является заведующий универсамом «КОПЕЙКА», распространивший рекламу алкогольной продукции на фасаде здания универсама. Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителем является владелец рекламной конструкции - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ».
Кроме того, в рассматриваемой рекламе применительно к товару сети универсамов «КОПЕЙКА» используется словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам».
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, 2000) «лучший» - превосходная степень к «хороший», самый хороший.
Использование в рассматриваемой рекламе применительно к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» сравнительной характеристики «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Исходя из информации о товарах и ценах на продукцию, представленной Ярославским филиалом ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит», юридический адрес ЗАО «Тандер»: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д.185) и ООО «Ярославские магазины» (магазины «Ярославские магазины», юридический адрес ООО «Ярославские магазины»: г. Ярославль, ул. 2-я Транспортная, д. 1-а), в сети универсамов «КОПЕЙКА», магазинах «Магнит», магазинах «Ярославские магазины» на дату 10 декабря 2008 года реализуется перечень аналогичных товаров.
При сравнении товаров указанных магазинов по ценовому критерию доказательств, свидетельствующих о том, что товары сети универсамов «КОПЕЙКА» реализуются по лучшей цене, обнаружить не удалось.
Таким образом, рассматриваема реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара сети универсамов «КОПЕЙКА» перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и в указанной части противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Комиссия не принимает доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что фраза «Лучшие товары по лучшим ценам» говорит о том, что рекламируемый товар - это самый качественный товар с самой низкой ценой из ассортимента товара, реализуемого в сети универсамов «КОПЕЙКА», поскольку данная информация отсутствует в рекламе.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона - рекламодатель. Ответственность за нарушение рекламораспространителем, рекламодателем законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
 
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является владельцем рекламной конструкции, размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, и в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространителем рекламы.
Исходя из Агентского договора № 1 от 01.02.2006 г. между ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (агент) и ООО «КОПЕЙКА-МОСКВА» (принципал), ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» осуществляет сделки с потребителями по розничной продаже товара, соответственно является продавцом товара, и согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.
Таким образом, ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.   Признать ненадлежащей рекламу вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», размещенную на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2.   Выдать предписание ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области для возбуждения дела об административном   правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                 город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 14.04.2009 г. по делу № 04-01/05-09 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»), размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу алкогольной продукции с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам».
2.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,      представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 мая 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.
 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                    город  Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-01/05-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА» информации с использованием словосочетания «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображения коробок вина, в присутствии представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» <…>,
 
УСТАНОВИЛА:
на фасаде здания универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в октябре 2008 года размещена рекламная конструкция – рекламный щит с информацией следующего содержания: «Сеть универсамов КОПЕЙКА. Всегда рядом. С новыми и выгодными предложениями. Лучшие товары по лучшим ценам»с изображением коробок с надписями «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. владельцем рассматриваемой рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»). В соответствии с Уставом (утвержден решением единственного участника № 6 от 28.12.2007 г.) одним из видов деятельности ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является торгово-закупочная деятельность продовольственными и непродовольственными товарами, включая подакцизные товары.
В рассматриваемой информации, размещенной на рекламной конструкции на фасаде универсама «КОПЕЙКА», использовано словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам», а также изображение коробок с вином «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Представитель ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» пояснил, что реклама алкогольной продукции размещена по личной инициативе заведующего универсамом «КОПЕЙКА», что не входит в его должностные обязанности и о чем он не известил ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». В связи с чем, именно должностное лицо является ответственным за нарушение законодательства о рекламе.
Кроме того, представитель отметил, что рекламный слоган «Лучшие товары по лучшим ценам» относится только к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» и указывает на изображенные в рекламе брендовые товары, как самые качественные товары с самой низкой ценой из всего ассортимента товаров и ценовых предложений, находящихся в одной категории товаров и одной ценовой категории в прейскуранте оптово-розничных цен ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ». Товары и цены сети универсамов «КОПЕЙКА» не сравниваются с товарами и ценами каких-либо других магазинов.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон) реклама – информация, распространенная   любым способом,  в любой форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
 Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования являются вина «Isabella», «Muscat», «Lidia».
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вино - алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции.
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ПТ02.В01222 сроком действия с 29.11.2006 г. по 01.02.2009 г. вина столовые полусладкие – белое «Мускат», красное «Изабелла» (изготовитель ООО «Олимп», адрес: Краснодарский край, Крымский район, х. Павловский, ул. Дорожная, д. 1) соответствуют требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», являющихся алкогольной продукцией, размещена с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
 
Комиссия не принимает довод представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что ответственным за нарушение законодательства о рекламе является заведующий универсамом «КОПЕЙКА», распространивший рекламу алкогольной продукции на фасаде здания универсама. Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителем является владелец рекламной конструкции - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ».
Кроме того, в рассматриваемой рекламе применительно к товару сети универсамов «КОПЕЙКА» используется словосочетание «Лучшие товары по лучшим ценам».
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, 2000) «лучший» - превосходная степень к «хороший», самый хороший.
Использование в рассматриваемой рекламе применительно к товарам и ценам сети универсамов «КОПЕЙКА» сравнительной характеристики «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Исходя из информации о товарах и ценах на продукцию, представленной Ярославским филиалом ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит», юридический адрес ЗАО «Тандер»: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д.185) и ООО «Ярославские магазины» (магазины «Ярославские магазины», юридический адрес ООО «Ярославские магазины»: г. Ярославль, ул. 2-я Транспортная, д. 1-а), в сети универсамов «КОПЕЙКА», магазинах «Магнит», магазинах «Ярославские магазины» на дату 10 декабря 2008 года реализуется перечень аналогичных товаров.
При сравнении товаров указанных магазинов по ценовому критерию доказательств, свидетельствующих о том, что товары сети универсамов «КОПЕЙКА» реализуются по лучшей цене, обнаружить не удалось.
Таким образом, рассматриваема реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара сети универсамов «КОПЕЙКА» перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и в указанной части противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Комиссия не принимает доводы представителя ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о том, что фраза «Лучшие товары по лучшим ценам» говорит о том, что рекламируемый товар - это самый качественный товар с самой низкой ценой из ассортимента товара, реализуемого в сети универсамов «КОПЕЙКА», поскольку данная информация отсутствует в рекламе.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона - рекламодатель. Ответственность за нарушение рекламораспространителем, рекламодателем законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
 
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля № 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является владельцем рекламной конструкции, размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, и в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространителем рекламы.
Исходя из Агентского договора № 1 от 01.02.2006 г. между ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (агент) и ООО «КОПЕЙКА-МОСКВА» (принципал), ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» осуществляет сделки с потребителями по розничной продаже товара, соответственно является продавцом товара, и согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.
Таким образом, ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.   Признать ненадлежащей рекламу вин «Isabella», «Muscat», «Lidia», размещенную на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2.   Выдать предписание ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области для возбуждения дела об административном   правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/05-09
 
14 апреля 2009 года                                                                                 город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 14.04.2009 г. по делу № 04-01/05-09 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ» (далее - ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ»), размещенной на фасаде универсама «КОПЕЙКА» по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу алкогольной продукции с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, а также рекламную информацию «Лучшие товары по лучшим ценам».
2.   ООО «КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ», адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32,      представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 мая 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.
 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела —
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )