Постановление Федерального арбитражного суда кассационной инстанции (Дело № А82-18419/2009-29) на жалобу ОАО "Яргорэлектросеть"

Дата публикации: 22 июня 2010, 13:59

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород                                       Дело № А82-18419/2009-29
22 июня 2010 года
 
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2010 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В., судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.
при участии представителя
от заявителя: Белозеровой Ю.В., доверенность от 05.11.2009 № 112,
Лопатина Г.Ю., доверенность от 09.11.2009 № 114,
от заинтересованного лица: Гаева М.В., доверенность от 08.04.2010 № 1745/01-16,
от третьего лица: Каплан СИ. (директора), протокол собрания учредителей от 25.05.2009,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010, принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу № А82-18419/2009-29
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «АРС»,
и  установил:
открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» (далее - ОАО «Яргорэлектросеть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области   с   заявлением   к   Управлению   Федеральной   антимонопольной   службы   по Ярославской области (далее – УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 06.10.2009 № 03-03/21-09, в соответствии с которыми правопредшественник ОАО «Яргорэлектросеть» (далее – МУП «Яргорэлектросеть») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и обязано в срок  до 01.11.2009 привести сведения о существующей мощности, указанной в технических условиях, в соответствие с договором от 01.01.2008 с договором от 01.11.2008 № 12955.
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «АРС» (далее - ООО «АРС»).
Решением суда первой инстанции от 29.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.
ОАО «Яргорэлектросеть»   не   согласилось   с   принятыми   судебными актами и  обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а имеющимся в деле доказательствам дана ненадлежащая оценка. ОАО «Яргорэлектросеть» полагает, что величина существующей мощности подтверждена договором поставки электрической энергии от 10.09.1999 № 12955 с изменениями, внесенными мировым соглашением, утвержденным определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2009 по делу № А82-14221/2007-70. При этом величины мощности 92 кВт (максимальная) и 53.5 кВт (присоединенная) не идентичны, их нельзя сравнивать, поэтому мощность 53.5 кВт не может быть указана в договоре технологического присоединения как существующая. Выводы УФ АС об обратном сделаны сотрудниками, не обладающими специальными познаниями в терминологии, что привело к принятию незаконного решения. Кроме того, по мнению Общества, в действующем законодательстве отсутствуют какие-либо ссылки на обязанность гарантирующего поставщика согласовывать величину максимальной мощности, а также на необходимость включения этих сведений в договор электроснабжения.
Подробно доводы ОАО «Яргорэлектросеть» изложены в кассационной жалобе от 05.05.2010 № 1364 и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу не представил, в судебном заседании его представитель устно не согласился с доводами, изложенными в ней.
ООО «АРС» считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Подробно позиция ООО «АРС» изложена в отзыве на кассационную жалобу от 08.06.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 20.04.1993 ТОО «АРС» (магазин «Гастроном», расположенный по адресу: город Ярославль, улица Чкалова, дом 72) и Ярославская городская электросеть заключили договор на пользование электрической энергий от 20.04.1993, согласно которому энергоснабжающая организация обязана бесперебойно отпускать электроэнергию потребителю в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, равной 53,5 кВт.
Впоследствии МУП «Яргорэлектросеть» и ООО 2Арс» заключили договор об отпуске и потреблении электроэнергии от 10.09.1999 № 12955, в котором определили, что энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию абоненту в соответствии с установленными ему  планами    электропотребления    в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, указанной в приложении (мощность (Руст.) определена в размере 53,5 кВт). Границы эксплуатационной ответственности сторон установлены в акте от 19.08.1999.
Далее открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее - ОАО«ЯСК») и ООО «АРС» заключили договор снабжения электрической энергией от 01.01.2008 № 12955, согласно которому ОАО «ЯСК» обязуется подавать электрическую энергию до точек поставки, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией.
В пункте 2.1.2 данного договора определено, что ОАО «ЯСК» обязано урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в пределах присоединенной (максимальной разрешенной) мощности и в соответствии с категорией надежности энергопринимающих устройств с территориальными сетевыми организациями и иными организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии. В приложении №1 определены: точка поставки, иные показатели, максимальная мощность (установленная, разрешенная) (Ру) в размере 53,3 кВт. В примечании к данному показателю определено, что в случае изменения величины максимальной присоединенной мощности стороны обязуются    внести    соответствующие   изменения    в    приложение   №1    к   договору от 01.01.2008.
ООО «АРС» обратилось в МУП «Яргорэлектросеть» с заявкой от 27.01.2009 на технологическое присоединение к электрическим сетям последнего энергопринимающего устройства (электроустановки) ООО «АРС», расположенного по адресу: город Ярославль, улица Чкалова дом 72; в качестве показателя присоединяемой мощности указано 92 кВт, в том числе: существующая мощность (Ру) - 53,5 кВт, категория надежности электроснабжения - 2.
Директору ООО «АРС» вручен проект договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, в пункте 2.1 которого определен предмет - установление и порядок выполнения сторонами мероприятии по технологическому присоединению (в том числе по увеличению присоединенной мощности); в пункте 2.1.3 определен объект - магазин, подвал и 1-й этаж, расположенные по указанному адресу, максимальная мощность (расчетная мощность согласно проекту). У2 кВт,   в   том   числе существующая   -   42,8   кВт   и   вторая   категория   надежности электроснабжения.
В пункте 3.1.11 проекта договора установлено, что ООО «АРС» обязано оплатить проведение мероприятий по технологическому присоединению. При этом размер оплаты по договору определяется умножением присоединяемой мощности (в кВт) на ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организации с применением   коэффициента   по   категории   надежности электроснабжения, а также установленной действующим законодательством ставки налога на добавленную стоимость (пункт 4.2 проекта договора).
В приложении № 1 к договору от 11.02.2009 № 16-ТП/09 в качестве показателя расчетной мощности указано 92 кВт, в том числе существующая – 42, 8 кВт.
Посчитав, что произведенный МУП «Яргорэлектросеть» перерасчет размера существующей мощности приводит к незаконному увеличению платы за технологическое присоединение на 304 286 рублей 60 копеек, ООО «АРС» обратилось в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления УФАС приняло решение от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09, в котором квалифицировало действия МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес ООО «АРС» и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение, как злоупотребление доминирующим положением, и признало МУП «Яргорэлектросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно предписанию от 06.10.2009 МУП «Яргорэлектросеть» в срок до 01.11.2009 обязано привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения), направленных в адрес ООО «АРС», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статьями 3, 23,24, 25, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон об электроэнергетике № 35-ФЗ), частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктами 2, 9, 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пунктом 2 Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации   от 27.12.2Ш4   № 861   (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила технологического присоединения соответственно), Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Яргорэлектросеть» требований. Присоединение энергопринимающих устройств ООО «АРС» изначально произведено с присоединяемой максимальной мощностью 53,3 кВт, поэтому суд согласился с мнением антимонопольного органа, что действия Общества по перерасчету максимальной мощности в целях определения платы за технологическое присоединение с применением коэффициента спроса 0,8 являются неправомерными, нарушающими установленный порядок ценообразования и ущемляющими интересы ООО «АРС», как потребителя энергии.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ к услугам по передаче электрической энергии относится комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежит, в том числе плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В статье 24 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств, свое действие распространяют Правила технологического присоединения (пункт 2).
Запрет   на   действия   (бездействие)   занимающего   доминирующее   положение  хозяйствующего    субъекта,    результатом    которых    являются    или    могут    являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц содержится в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды установили, что в договоре об отпуске и потреблении электроэнергии  от 10.09.1999 № 12955 установленная или разрешенная к использованию мощность (Ру) определена в размере 53,5 кВт. Условия данного договора относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемой 000 «АРС» от энергоснабжающей организации, не пересматривались.
Питание электроустановок потребителя 000 «АРС» производилось от низковольтных сетей энергоснабжающей организации (0,4 кВ согласно приложению к договору от 10.09.1999 № 12955), присоединенная мощность, указанная в договоре на отпуск электрической энергии, являлась разрешенной к использованию мощностью, в пределах которой энергоснабжающая организация («МУП «Яргорэлектросеть») обязалась отпускать электрическую энергию указанному абоненту.
При этом на момент заключения договора от 10.09.1999 действовавшие Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 №310 (далее - Правила пользования электро- и теплоэнергией № 310), не разделяли понятия «установленной» и «разрешенной к использованию» мощности применительно к напряжению до 1000 В.
В соответствии с пунктом 1.1.4 Правил пользования электро- теплоэнергией № 310 увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией. Абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 Вольт в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или в других директивных документах, а свыше 1000 Вольт - только с разрешения энергоснабжающей организации.
Доказательства расторжения договора от 10.09.1999 № 12955, изменения его условий в части определения размера мощности в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа «максимальной  мощностью» является величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.
В пункте 12 Правил технологического присоединения определено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должна быть указана, в том числе максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО «Яргорэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
В заявке на технологическое присоединение от 27.01.2009, поданной Обществу ООО «АРС» указан размер присоединяемой мощности — 92 кВт, в качестве существующей мощности указан показатель Ру в размере 53,5 кВт по второй категории надежности  электроснабжения, что также предусмотрено в договоре от 10.09.1999 № 12955.
Из приведенных норм следует, что плата за технологическое присоединение в связи  с   увеличением   присоединенной   мощности   должна   исчисляться   путем   примененияустановленной ставки к сумме дополнительно присоединяемой мощности. Аналогичное
условие содержится в пункте 4.2 проекта договора.
Однако, в проекте договора № 16/ТП-09 и Технических условиях на технологическое присоединение МУП «Яргорэлектросеть» указало величину существующей мощности 42,8 кВт при этом нормативные и фактические основания для корректировки ранее согласованной сторонами присоединенной (максимальной разрешенной) мощности судам не представлены. В частности, до проекта договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 величина мощности 42,8 кВт не упоминалась ни в первоначальном договоре от 20.04.1993, ни в договоре (в приложении к нему) от 10.09.1999 № 12955, ни в договоре (в приложении к нему) от 01.01.2008 № 12955.
ООО «АРС» получало электрическую энергию в пределах мощности, определенной в договорах от 10.09.1999 и от 01.01.2008; при подаче заявки на увеличение мощности, оно предполагало, что после выполнения технологического присоединения определенная договором мощность будет увеличена до 92 кВт, ибо изменится только предел мощности, но не ее вид; существо обязательств поставщика электрической энергии по поставке энергии в пределах присоединенной мощности не изменится.
 
Вместе с тем суды отклонили довод Общества о согласовании сторонами договора от 10.09.1999 № 12955 именно установленной мощности, поскольку из анализа условий договора, Правил пользования электро- и теплоэнергией № 310, а также вступивших с 2005 года в законную силу Правил недискриминационного доступа следует, что в договоре на отпуск электрической энергии указывается разрешенная к использованию мощность (при питании электроустановок потребителей от низковольтных сетей энергоснабжающей организации), а основания полагать, что данная мощность не является максимальной, отсутствуют.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку, суды пришли к выводу, что в действиях ОАО «Яргорэлектросеть» по перерасчету существующей мощности ООО «АРС» в целях определения платы за технологическое присоединение ущемляют интересы последнего, как   потребителя   электрической   энергии.   Следовательно,   действия   Общества   по направлению в адрес ООО «АРС» проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения и указания в Технических условиях (приложение № 1 к  договору) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение ущемляют интересы ООО «АРС», ведут  к затягиванию процесса осуществления технологического присоединения и обоснованно  признаны УФАС как нарушающие требования части   1   статьи 10 Закона о защите Iконкуренции.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом  кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы   материального   права   суды   применили   правильно.   Нарушений   норм  процессуального    права,    являющихся    в    силу    части 4    статьи 288    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе ОАО «Яргорэлектросеть», уплаченная по платежному поручению от 06.05.2010 №1066 в размере 1000 рублей подлежит отнесению на Общество.
Руководствуясь   пунктом 1 части 1 статьи 287    и статьей 289 Арбитражного процессуального   кодекса   Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Волго-Вятского округа
 
ПОСТАНОВИЛ:
 решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу № А82-18419/2009-29 оставитьбез изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы в размере 1000 рублей, отнести на открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть».
Возвратить открытому акционерному обществу «Ярославская городская электросеть» из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченных по платежному поручению от 06.05.2010 № 1066. Выдать справку на возврат.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8342 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда кассационной инстанции (Дело № А82-18419/2009-29) на жалобу ОАО "Яргорэлектросеть" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8342 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород                                       Дело № А82-18419/2009-29
22 июня 2010 года
 
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2010 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В., судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.
при участии представителя
от заявителя: Белозеровой Ю.В., доверенность от 05.11.2009 № 112,
Лопатина Г.Ю., доверенность от 09.11.2009 № 114,
от заинтересованного лица: Гаева М.В., доверенность от 08.04.2010 № 1745/01-16,
от третьего лица: Каплан СИ. (директора), протокол собрания учредителей от 25.05.2009,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010, принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу № А82-18419/2009-29
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «АРС»,
и  установил:
открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» (далее - ОАО «Яргорэлектросеть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области   с   заявлением   к   Управлению   Федеральной   антимонопольной   службы   по Ярославской области (далее – УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 06.10.2009 № 03-03/21-09, в соответствии с которыми правопредшественник ОАО «Яргорэлектросеть» (далее – МУП «Яргорэлектросеть») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и обязано в срок  до 01.11.2009 привести сведения о существующей мощности, указанной в технических условиях, в соответствие с договором от 01.01.2008 с договором от 01.11.2008 № 12955.
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «АРС» (далее - ООО «АРС»).
Решением суда первой инстанции от 29.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.
ОАО «Яргорэлектросеть»   не   согласилось   с   принятыми   судебными актами и  обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а имеющимся в деле доказательствам дана ненадлежащая оценка. ОАО «Яргорэлектросеть» полагает, что величина существующей мощности подтверждена договором поставки электрической энергии от 10.09.1999 № 12955 с изменениями, внесенными мировым соглашением, утвержденным определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2009 по делу № А82-14221/2007-70. При этом величины мощности 92 кВт (максимальная) и 53.5 кВт (присоединенная) не идентичны, их нельзя сравнивать, поэтому мощность 53.5 кВт не может быть указана в договоре технологического присоединения как существующая. Выводы УФ АС об обратном сделаны сотрудниками, не обладающими специальными познаниями в терминологии, что привело к принятию незаконного решения. Кроме того, по мнению Общества, в действующем законодательстве отсутствуют какие-либо ссылки на обязанность гарантирующего поставщика согласовывать величину максимальной мощности, а также на необходимость включения этих сведений в договор электроснабжения.
Подробно доводы ОАО «Яргорэлектросеть» изложены в кассационной жалобе от 05.05.2010 № 1364 и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу не представил, в судебном заседании его представитель устно не согласился с доводами, изложенными в ней.
ООО «АРС» считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Подробно позиция ООО «АРС» изложена в отзыве на кассационную жалобу от 08.06.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 20.04.1993 ТОО «АРС» (магазин «Гастроном», расположенный по адресу: город Ярославль, улица Чкалова, дом 72) и Ярославская городская электросеть заключили договор на пользование электрической энергий от 20.04.1993, согласно которому энергоснабжающая организация обязана бесперебойно отпускать электроэнергию потребителю в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, равной 53,5 кВт.
Впоследствии МУП «Яргорэлектросеть» и ООО 2Арс» заключили договор об отпуске и потреблении электроэнергии от 10.09.1999 № 12955, в котором определили, что энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию абоненту в соответствии с установленными ему  планами    электропотребления    в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, указанной в приложении (мощность (Руст.) определена в размере 53,5 кВт). Границы эксплуатационной ответственности сторон установлены в акте от 19.08.1999.
Далее открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее - ОАО«ЯСК») и ООО «АРС» заключили договор снабжения электрической энергией от 01.01.2008 № 12955, согласно которому ОАО «ЯСК» обязуется подавать электрическую энергию до точек поставки, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией.
В пункте 2.1.2 данного договора определено, что ОАО «ЯСК» обязано урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в пределах присоединенной (максимальной разрешенной) мощности и в соответствии с категорией надежности энергопринимающих устройств с территориальными сетевыми организациями и иными организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии. В приложении №1 определены: точка поставки, иные показатели, максимальная мощность (установленная, разрешенная) (Ру) в размере 53,3 кВт. В примечании к данному показателю определено, что в случае изменения величины максимальной присоединенной мощности стороны обязуются    внести    соответствующие   изменения    в    приложение   №1    к   договору от 01.01.2008.
ООО «АРС» обратилось в МУП «Яргорэлектросеть» с заявкой от 27.01.2009 на технологическое присоединение к электрическим сетям последнего энергопринимающего устройства (электроустановки) ООО «АРС», расположенного по адресу: город Ярославль, улица Чкалова дом 72; в качестве показателя присоединяемой мощности указано 92 кВт, в том числе: существующая мощность (Ру) - 53,5 кВт, категория надежности электроснабжения - 2.
Директору ООО «АРС» вручен проект договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, в пункте 2.1 которого определен предмет - установление и порядок выполнения сторонами мероприятии по технологическому присоединению (в том числе по увеличению присоединенной мощности); в пункте 2.1.3 определен объект - магазин, подвал и 1-й этаж, расположенные по указанному адресу, максимальная мощность (расчетная мощность согласно проекту). У2 кВт,   в   том   числе существующая   -   42,8   кВт   и   вторая   категория   надежности электроснабжения.
В пункте 3.1.11 проекта договора установлено, что ООО «АРС» обязано оплатить проведение мероприятий по технологическому присоединению. При этом размер оплаты по договору определяется умножением присоединяемой мощности (в кВт) на ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организации с применением   коэффициента   по   категории   надежности электроснабжения, а также установленной действующим законодательством ставки налога на добавленную стоимость (пункт 4.2 проекта договора).
В приложении № 1 к договору от 11.02.2009 № 16-ТП/09 в качестве показателя расчетной мощности указано 92 кВт, в том числе существующая – 42, 8 кВт.
Посчитав, что произведенный МУП «Яргорэлектросеть» перерасчет размера существующей мощности приводит к незаконному увеличению платы за технологическое присоединение на 304 286 рублей 60 копеек, ООО «АРС» обратилось в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления УФАС приняло решение от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09, в котором квалифицировало действия МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес ООО «АРС» и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение, как злоупотребление доминирующим положением, и признало МУП «Яргорэлектросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно предписанию от 06.10.2009 МУП «Яргорэлектросеть» в срок до 01.11.2009 обязано привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения), направленных в адрес ООО «АРС», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статьями 3, 23,24, 25, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон об электроэнергетике № 35-ФЗ), частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктами 2, 9, 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пунктом 2 Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации   от 27.12.2Ш4   № 861   (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила технологического присоединения соответственно), Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Яргорэлектросеть» требований. Присоединение энергопринимающих устройств ООО «АРС» изначально произведено с присоединяемой максимальной мощностью 53,3 кВт, поэтому суд согласился с мнением антимонопольного органа, что действия Общества по перерасчету максимальной мощности в целях определения платы за технологическое присоединение с применением коэффициента спроса 0,8 являются неправомерными, нарушающими установленный порядок ценообразования и ущемляющими интересы ООО «АРС», как потребителя энергии.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ к услугам по передаче электрической энергии относится комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежит, в том числе плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В статье 24 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств, свое действие распространяют Правила технологического присоединения (пункт 2).
Запрет   на   действия   (бездействие)   занимающего   доминирующее   положение  хозяйствующего    субъекта,    результатом    которых    являются    или    могут    являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц содержится в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды установили, что в договоре об отпуске и потреблении электроэнергии  от 10.09.1999 № 12955 установленная или разрешенная к использованию мощность (Ру) определена в размере 53,5 кВт. Условия данного договора относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемой 000 «АРС» от энергоснабжающей организации, не пересматривались.
Питание электроустановок потребителя 000 «АРС» производилось от низковольтных сетей энергоснабжающей организации (0,4 кВ согласно приложению к договору от 10.09.1999 № 12955), присоединенная мощность, указанная в договоре на отпуск электрической энергии, являлась разрешенной к использованию мощностью, в пределах которой энергоснабжающая организация («МУП «Яргорэлектросеть») обязалась отпускать электрическую энергию указанному абоненту.
При этом на момент заключения договора от 10.09.1999 действовавшие Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 №310 (далее - Правила пользования электро- и теплоэнергией № 310), не разделяли понятия «установленной» и «разрешенной к использованию» мощности применительно к напряжению до 1000 В.
В соответствии с пунктом 1.1.4 Правил пользования электро- теплоэнергией № 310 увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией. Абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 Вольт в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или в других директивных документах, а свыше 1000 Вольт - только с разрешения энергоснабжающей организации.
Доказательства расторжения договора от 10.09.1999 № 12955, изменения его условий в части определения размера мощности в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа «максимальной  мощностью» является величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.
В пункте 12 Правил технологического присоединения определено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должна быть указана, в том числе максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО «Яргорэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
В заявке на технологическое присоединение от 27.01.2009, поданной Обществу ООО «АРС» указан размер присоединяемой мощности — 92 кВт, в качестве существующей мощности указан показатель Ру в размере 53,5 кВт по второй категории надежности  электроснабжения, что также предусмотрено в договоре от 10.09.1999 № 12955.
Из приведенных норм следует, что плата за технологическое присоединение в связи  с   увеличением   присоединенной   мощности   должна   исчисляться   путем   примененияустановленной ставки к сумме дополнительно присоединяемой мощности. Аналогичное
условие содержится в пункте 4.2 проекта договора.
Однако, в проекте договора № 16/ТП-09 и Технических условиях на технологическое присоединение МУП «Яргорэлектросеть» указало величину существующей мощности 42,8 кВт при этом нормативные и фактические основания для корректировки ранее согласованной сторонами присоединенной (максимальной разрешенной) мощности судам не представлены. В частности, до проекта договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 величина мощности 42,8 кВт не упоминалась ни в первоначальном договоре от 20.04.1993, ни в договоре (в приложении к нему) от 10.09.1999 № 12955, ни в договоре (в приложении к нему) от 01.01.2008 № 12955.
ООО «АРС» получало электрическую энергию в пределах мощности, определенной в договорах от 10.09.1999 и от 01.01.2008; при подаче заявки на увеличение мощности, оно предполагало, что после выполнения технологического присоединения определенная договором мощность будет увеличена до 92 кВт, ибо изменится только предел мощности, но не ее вид; существо обязательств поставщика электрической энергии по поставке энергии в пределах присоединенной мощности не изменится.
 
Вместе с тем суды отклонили довод Общества о согласовании сторонами договора от 10.09.1999 № 12955 именно установленной мощности, поскольку из анализа условий договора, Правил пользования электро- и теплоэнергией № 310, а также вступивших с 2005 года в законную силу Правил недискриминационного доступа следует, что в договоре на отпуск электрической энергии указывается разрешенная к использованию мощность (при питании электроустановок потребителей от низковольтных сетей энергоснабжающей организации), а основания полагать, что данная мощность не является максимальной, отсутствуют.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку, суды пришли к выводу, что в действиях ОАО «Яргорэлектросеть» по перерасчету существующей мощности ООО «АРС» в целях определения платы за технологическое присоединение ущемляют интересы последнего, как   потребителя   электрической   энергии.   Следовательно,   действия   Общества   по направлению в адрес ООО «АРС» проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения и указания в Технических условиях (приложение № 1 к  договору) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение ущемляют интересы ООО «АРС», ведут  к затягиванию процесса осуществления технологического присоединения и обоснованно  признаны УФАС как нарушающие требования части   1   статьи 10 Закона о защите Iконкуренции.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом  кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы   материального   права   суды   применили   правильно.   Нарушений   норм  процессуального    права,    являющихся    в    силу    части 4    статьи 288    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе ОАО «Яргорэлектросеть», уплаченная по платежному поручению от 06.05.2010 №1066 в размере 1000 рублей подлежит отнесению на Общество.
Руководствуясь   пунктом 1 части 1 статьи 287    и статьей 289 Арбитражного процессуального   кодекса   Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Волго-Вятского округа
 
ПОСТАНОВИЛ:
 решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу № А82-18419/2009-29 оставитьбез изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы в размере 1000 рублей, отнести на открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть».
Возвратить открытому акционерному обществу «Ярославская городская электросеть» из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченных по платежному поручению от 06.05.2010 № 1066. Выдать справку на возврат.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород                                       Дело № А82-18419/2009-29
22 июня 2010 года
 
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июня 2010 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В., судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.
при участии представителя
от заявителя: Белозеровой Ю.В., доверенность от 05.11.2009 № 112,
Лопатина Г.Ю., доверенность от 09.11.2009 № 114,
от заинтересованного лица: Гаева М.В., доверенность от 08.04.2010 № 1745/01-16,
от третьего лица: Каплан СИ. (директора), протокол собрания учредителей от 25.05.2009,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010, принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу № А82-18419/2009-29
по заявлению открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «АРС»,
и  установил:
открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» (далее - ОАО «Яргорэлектросеть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области   с   заявлением   к   Управлению   Федеральной   антимонопольной   службы   по Ярославской области (далее – УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 06.10.2009 № 03-03/21-09, в соответствии с которыми правопредшественник ОАО «Яргорэлектросеть» (далее – МУП «Яргорэлектросеть») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и обязано в срок  до 01.11.2009 привести сведения о существующей мощности, указанной в технических условиях, в соответствие с договором от 01.01.2008 с договором от 01.11.2008 № 12955.
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «АРС» (далее - ООО «АРС»).
Решением суда первой инстанции от 29.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.
ОАО «Яргорэлектросеть»   не   согласилось   с   принятыми   судебными актами и  обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а имеющимся в деле доказательствам дана ненадлежащая оценка. ОАО «Яргорэлектросеть» полагает, что величина существующей мощности подтверждена договором поставки электрической энергии от 10.09.1999 № 12955 с изменениями, внесенными мировым соглашением, утвержденным определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2009 по делу № А82-14221/2007-70. При этом величины мощности 92 кВт (максимальная) и 53.5 кВт (присоединенная) не идентичны, их нельзя сравнивать, поэтому мощность 53.5 кВт не может быть указана в договоре технологического присоединения как существующая. Выводы УФ АС об обратном сделаны сотрудниками, не обладающими специальными познаниями в терминологии, что привело к принятию незаконного решения. Кроме того, по мнению Общества, в действующем законодательстве отсутствуют какие-либо ссылки на обязанность гарантирующего поставщика согласовывать величину максимальной мощности, а также на необходимость включения этих сведений в договор электроснабжения.
Подробно доводы ОАО «Яргорэлектросеть» изложены в кассационной жалобе от 05.05.2010 № 1364 и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу не представил, в судебном заседании его представитель устно не согласился с доводами, изложенными в ней.
ООО «АРС» считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Подробно позиция ООО «АРС» изложена в отзыве на кассационную жалобу от 08.06.2010 и поддержана его представителем в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 20.04.1993 ТОО «АРС» (магазин «Гастроном», расположенный по адресу: город Ярославль, улица Чкалова, дом 72) и Ярославская городская электросеть заключили договор на пользование электрической энергий от 20.04.1993, согласно которому энергоснабжающая организация обязана бесперебойно отпускать электроэнергию потребителю в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, равной 53,5 кВт.
Впоследствии МУП «Яргорэлектросеть» и ООО 2Арс» заключили договор об отпуске и потреблении электроэнергии от 10.09.1999 № 12955, в котором определили, что энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию абоненту в соответствии с установленными ему  планами    электропотребления    в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, указанной в приложении (мощность (Руст.) определена в размере 53,5 кВт). Границы эксплуатационной ответственности сторон установлены в акте от 19.08.1999.
Далее открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее - ОАО«ЯСК») и ООО «АРС» заключили договор снабжения электрической энергией от 01.01.2008 № 12955, согласно которому ОАО «ЯСК» обязуется подавать электрическую энергию до точек поставки, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией.
В пункте 2.1.2 данного договора определено, что ОАО «ЯСК» обязано урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в пределах присоединенной (максимальной разрешенной) мощности и в соответствии с категорией надежности энергопринимающих устройств с территориальными сетевыми организациями и иными организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии. В приложении №1 определены: точка поставки, иные показатели, максимальная мощность (установленная, разрешенная) (Ру) в размере 53,3 кВт. В примечании к данному показателю определено, что в случае изменения величины максимальной присоединенной мощности стороны обязуются    внести    соответствующие   изменения    в    приложение   №1    к   договору от 01.01.2008.
ООО «АРС» обратилось в МУП «Яргорэлектросеть» с заявкой от 27.01.2009 на технологическое присоединение к электрическим сетям последнего энергопринимающего устройства (электроустановки) ООО «АРС», расположенного по адресу: город Ярославль, улица Чкалова дом 72; в качестве показателя присоединяемой мощности указано 92 кВт, в том числе: существующая мощность (Ру) - 53,5 кВт, категория надежности электроснабжения - 2.
Директору ООО «АРС» вручен проект договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, в пункте 2.1 которого определен предмет - установление и порядок выполнения сторонами мероприятии по технологическому присоединению (в том числе по увеличению присоединенной мощности); в пункте 2.1.3 определен объект - магазин, подвал и 1-й этаж, расположенные по указанному адресу, максимальная мощность (расчетная мощность согласно проекту). У2 кВт,   в   том   числе существующая   -   42,8   кВт   и   вторая   категория   надежности электроснабжения.
В пункте 3.1.11 проекта договора установлено, что ООО «АРС» обязано оплатить проведение мероприятий по технологическому присоединению. При этом размер оплаты по договору определяется умножением присоединяемой мощности (в кВт) на ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организации с применением   коэффициента   по   категории   надежности электроснабжения, а также установленной действующим законодательством ставки налога на добавленную стоимость (пункт 4.2 проекта договора).
В приложении № 1 к договору от 11.02.2009 № 16-ТП/09 в качестве показателя расчетной мощности указано 92 кВт, в том числе существующая – 42, 8 кВт.
Посчитав, что произведенный МУП «Яргорэлектросеть» перерасчет размера существующей мощности приводит к незаконному увеличению платы за технологическое присоединение на 304 286 рублей 60 копеек, ООО «АРС» обратилось в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления УФАС приняло решение от 06.10.2009 по делу № 03-03/21-09, в котором квалифицировало действия МУП «Яргорэлектросеть» в части направления проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения в адрес ООО «АРС» и указания в Технических условиях (неотъемлемая часть договора № 16-ТП/09) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение, как злоупотребление доминирующим положением, и признало МУП «Яргорэлектросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно предписанию от 06.10.2009 МУП «Яргорэлектросеть» в срок до 01.11.2009 обязано привести сведения о существующей мощности, указанной в Технических условиях (приложение к договору № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения), направленных в адрес ООО «АРС», в соответствие с договором № 12955 от 01.01.2008.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статьями 3, 23,24, 25, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон об электроэнергетике № 35-ФЗ), частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктами 2, 9, 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пунктом 2 Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации   от 27.12.2Ш4   № 861   (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила технологического присоединения соответственно), Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Яргорэлектросеть» требований. Присоединение энергопринимающих устройств ООО «АРС» изначально произведено с присоединяемой максимальной мощностью 53,3 кВт, поэтому суд согласился с мнением антимонопольного органа, что действия Общества по перерасчету максимальной мощности в целях определения платы за технологическое присоединение с применением коэффициента спроса 0,8 являются неправомерными, нарушающими установленный порядок ценообразования и ущемляющими интересы ООО «АРС», как потребителя энергии.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ к услугам по передаче электрической энергии относится комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежит, в том числе плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В статье 24 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств, свое действие распространяют Правила технологического присоединения (пункт 2).
Запрет   на   действия   (бездействие)   занимающего   доминирующее   положение  хозяйствующего    субъекта,    результатом    которых    являются    или    могут    являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц содержится в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды установили, что в договоре об отпуске и потреблении электроэнергии  от 10.09.1999 № 12955 установленная или разрешенная к использованию мощность (Ру) определена в размере 53,5 кВт. Условия данного договора относительно количества электрической энергии и мощности, передаваемой 000 «АРС» от энергоснабжающей организации, не пересматривались.
Питание электроустановок потребителя 000 «АРС» производилось от низковольтных сетей энергоснабжающей организации (0,4 кВ согласно приложению к договору от 10.09.1999 № 12955), присоединенная мощность, указанная в договоре на отпуск электрической энергии, являлась разрешенной к использованию мощностью, в пределах которой энергоснабжающая организация («МУП «Яргорэлектросеть») обязалась отпускать электрическую энергию указанному абоненту.
При этом на момент заключения договора от 10.09.1999 действовавшие Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 №310 (далее - Правила пользования электро- и теплоэнергией № 310), не разделяли понятия «установленной» и «разрешенной к использованию» мощности применительно к напряжению до 1000 В.
В соответствии с пунктом 1.1.4 Правил пользования электро- теплоэнергией № 310 увеличение абонентом установленной или разрешенной к использованию мощности сверх величины, указанной в договоре, ввод в эксплуатацию новых электроустановок, а также подключение новых субабонентов допускается только с разрешения энергоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в договор на пользование электроэнергией. Абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 Вольт в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или в других директивных документах, а свыше 1000 Вольт - только с разрешения энергоснабжающей организации.
Доказательства расторжения договора от 10.09.1999 № 12955, изменения его условий в части определения размера мощности в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа «максимальной  мощностью» является величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.
В пункте 12 Правил технологического присоединения определено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должна быть указана, в том числе максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО «Яргорэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, владея на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
В заявке на технологическое присоединение от 27.01.2009, поданной Обществу ООО «АРС» указан размер присоединяемой мощности — 92 кВт, в качестве существующей мощности указан показатель Ру в размере 53,5 кВт по второй категории надежности  электроснабжения, что также предусмотрено в договоре от 10.09.1999 № 12955.
Из приведенных норм следует, что плата за технологическое присоединение в связи  с   увеличением   присоединенной   мощности   должна   исчисляться   путем   примененияустановленной ставки к сумме дополнительно присоединяемой мощности. Аналогичное
условие содержится в пункте 4.2 проекта договора.
Однако, в проекте договора № 16/ТП-09 и Технических условиях на технологическое присоединение МУП «Яргорэлектросеть» указало величину существующей мощности 42,8 кВт при этом нормативные и фактические основания для корректировки ранее согласованной сторонами присоединенной (максимальной разрешенной) мощности судам не представлены. В частности, до проекта договора от 11.02.2009 № 16-ТП/09 величина мощности 42,8 кВт не упоминалась ни в первоначальном договоре от 20.04.1993, ни в договоре (в приложении к нему) от 10.09.1999 № 12955, ни в договоре (в приложении к нему) от 01.01.2008 № 12955.
ООО «АРС» получало электрическую энергию в пределах мощности, определенной в договорах от 10.09.1999 и от 01.01.2008; при подаче заявки на увеличение мощности, оно предполагало, что после выполнения технологического присоединения определенная договором мощность будет увеличена до 92 кВт, ибо изменится только предел мощности, но не ее вид; существо обязательств поставщика электрической энергии по поставке энергии в пределах присоединенной мощности не изменится.
 
Вместе с тем суды отклонили довод Общества о согласовании сторонами договора от 10.09.1999 № 12955 именно установленной мощности, поскольку из анализа условий договора, Правил пользования электро- и теплоэнергией № 310, а также вступивших с 2005 года в законную силу Правил недискриминационного доступа следует, что в договоре на отпуск электрической энергии указывается разрешенная к использованию мощность (при питании электроустановок потребителей от низковольтных сетей энергоснабжающей организации), а основания полагать, что данная мощность не является максимальной, отсутствуют.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку, суды пришли к выводу, что в действиях ОАО «Яргорэлектросеть» по перерасчету существующей мощности ООО «АРС» в целях определения платы за технологическое присоединение ущемляют интересы последнего, как   потребителя   электрической   энергии.   Следовательно,   действия   Общества   по направлению в адрес ООО «АРС» проекта договора № 16-ТП/09 об осуществлении технологического присоединения и указания в Технических условиях (приложение № 1 к  договору) величины существующей мощности в размере 42,8 кВт для целей вычисления размера платы за технологическое присоединение ущемляют интересы ООО «АРС», ведут  к затягиванию процесса осуществления технологического присоединения и обоснованно  признаны УФАС как нарушающие требования части   1   статьи 10 Закона о защите Iконкуренции.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом  кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы   материального   права   суды   применили   правильно.   Нарушений   норм  процессуального    права,    являющихся    в    силу    части 4    статьи 288    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе ОАО «Яргорэлектросеть», уплаченная по платежному поручению от 06.05.2010 №1066 в размере 1000 рублей подлежит отнесению на Общество.
Руководствуясь   пунктом 1 части 1 статьи 287    и статьей 289 Арбитражного процессуального   кодекса   Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Волго-Вятского округа
 
ПОСТАНОВИЛ:
 решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу № А82-18419/2009-29 оставитьбез изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы в размере 1000 рублей, отнести на открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть».
Возвратить открытому акционерному обществу «Ярославская городская электросеть» из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченных по платежному поручению от 06.05.2010 № 1066. Выдать справку на возврат.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-22 09:59:43 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-22 09:59:43 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )