Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и МУП «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля (Дело № А82-7808/2010-29)

Дата публикации: 13 ноября 2010, 03:00
Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-7808/2010-29
13 ноября 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
 
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
1. ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система»
2. МУП «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо - ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района»
 
об оспаривании решения антимонопольного органа
при участии:
от заявителей – 1. Луговкина Т.В., доверенность от 11.01.2010г.
Кузнецова О.С., доверенность от 19.07.2010г.
2. Корнева М.А., доверенность от 01.02.2010г.
от ответчика – Завьялов М.Ф., доверенность от 17.06.2010г.
от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля обратились в суд с требованием об оспаривании Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/80-09 от 17 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 01.07.2010г.).

 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района» на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия третьего лица.
Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Третье лицо, согласно письменному отзыву, требования заявителей считает не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 17 июня 2010г. вынесено Решение по делу №03-03/80-09 (решение в полном объеме изготовлено 01.07.2010г.), которым ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указанной нормой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, а именно: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Антимонопольное нарушение установлено ответчиком на рынке тепловой энергии в границах присоединенных сетей поселка «Резинотехника» города Ярославля.
Согласно представленным в материалы дела документам, поселок «Резинотехника» города Ярославля снабжается тепловой энергией, вырабатываемой котельной №1 (РК-1), принадлежащей ОАО «ТЭСС», с использованием присоединенных к теплоисточнику сетей, принадлежащих МУП «Яргорэнергосбыт» г.Ярославля. Другие возможности теплоснабжения поселка отсутствуют.
Исходя из доминирующего положения ОАО «ТЭСС» на указанном рынке, антимонопольным управлением усмотрено нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в бездействии ОАО «ТЭСС» по надлежащему заблаговременному уведомлению за один месяц до введения ограничения управляющей организации многоквартирными домами Заволжского района, ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», а также граждан, получающих ресурс (тепловую энергию), вырабатываемый котельной РК-1.
По мнению антимонопольного органа, бездействие ОАО «ТЭСС» противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, и нарушает права и законные интересы данных потребителей тепловой энергии, предусмотренные жилищным законодательством, в связи с чем образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из доминирующего положения МУП «Яргорэнергосбыт» как субъекта естественной монополии, ответчик установил, что бездействие МУП «Яргорэнергосбыт», выразившееся в неурегулировании в установленном порядке отношений по продолжению снабжения тепловой энергией потребителей надлежащим образом оплачивающих поставленный коммунальный ресурс нарушает интересы указанных потребителей, а именно ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны и иных потребителей, чья задолженность не превышает шести ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, в связи с чем образует нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
ОАО «ТЭСС» считает оспариваемое решение незаконным, указывая, что является производителем и оптовым продавцом тепловой энергии, производимой котельной РК-1 и другими принадлежащими Обществу котельными; МУП «Яргорэнергосбыт» является оптовым покупателем тепловой энергии; между ТЭСС и потребителями нет договорных отношений, а следовательно, у производителя нет обязательств перед потребителями, МУП «Яргорэнергосбыт» потребителем не является; обязательства перед потребителями (ТСЖ, гражданами, Управляющей компанией) возникли только у МУП «Яргорэнергосбыт» на основании заключенных договоров, в связи с чем к действиям ОАО «ТЭСС» неприменимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307; в рассматриваемых отношениях ОАО «ТЭСС» руководствовалось постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов». Заявитель также указывает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии города Ярославля, так как его доля в объемах поставки тепловой энергии жилищному фонду города за 2009г. составляет 7,3 процента. ОАО «ТЭСС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, приказом УФАС по Ярославской области №23 от 24.04.2006г. с долей более 65 процентов на рынке по производству и передаче тепловой энергии города Ярославля в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, однако на тот момент Общество владело не только теплоисточниками в г.Ярославле, но и тепловыми сетями, присоединенными к ним и к теплопринимающим устройствам потребителей. В 2007г. все тепловые сети переданы в собственность МУП «Яргорэнергосбыт», в связи с чем ОАО «ТЭСС» утрачено доминирующее положение на рынке.
МУП «Яргорэнергосбыт» считает оспариваемое решение незаконным, полагает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии, поскольку не имеет возможности самостоятельно оказывать влияние на этот рынок, как лицо, не владеющее теплоисточником, а следовательно, и тепловой энергией; МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, и в силу установленного тарифа осуществляет лишь передачу тепловой энергии, нарушений на рынке по передаче тепловой энергии антимонопольным управлением не установлено. Заявитель полагает, что отсутствует ущемление интересов потребителей, так как на дату отключения энергоресурса задолженность потребителей составила 16180384,54 руб. МУП «Яргорэнергосбыт» не является потребителем тепловой энергии, осуществляя, исключительно, функции сетевой организации по передаче тепловой энергии, в связи с чем на действия МУП не распространяются требования пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате подданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. Заявитель считает, что ответчиком не доказан факт злоупотребления МУП «Яргорэнергосбыт» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, а также факт бездействия.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства дела.
В соответствии со схемой энергоснабжения поселка Резинотехника от теплоисточника РК-1 энергоснабжение поселка Резинотехника осуществляется от источника тепловой энергии РК-1, принадлежащего ОАО «ТЭСС», через сети, принадлежащие МУП «Яргорэнергосбыт». В данном районе отсутствуют источники тепловой энергии, закольцованные с РК-1, которые могут вырабатывать тепловую энергию для нужд граждан, проживающих в поселке Резинотехника. Таким образом, ОАО «ТЭСС» является единственным производителем тепловой энергии в границах существующих сетей.
Между ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» заключен договор №04-30/460 от 17.12.2007г. Предметом данного договора является обязательство теплоснабжающей организации (ОАО «ТЭСС») отпустить тепловую энергию и теплоноситель Потребителю (МУП «Яргорэнергосбыт»), включая субабонентов на границу раздела эксплуатационной ответственности (Приложение № 3). Границей ответственности является наружная стена здания котельной ОАО «ТЭСС» РК-1. Приложение 1 к данному договору – список теплофицированных объектов МУП «Яргорэнергосбыт». Данные объекты – конечные точки поставки ресурса, производимого ОАО «ТЭСС», приобретаемого МУП «Яргорэнергосбыт»: Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района, ряд ТСЖ, частный сектор, учреждения, предприятия и организации.
Между МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» заключен договор №6 от 01.01.2008г. Предметом данного договора являются обязательство энергоснабжающей организации (МУП «Яргорэнергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и обязательство Абонента (Управляющей организации) принимать и оплачивать поставленный ресурс.
16.06.2009г. письмом №01-10/585 ОАО «ТЭСС» направило МУП «Яргорэнергосбыт» требование погасить образовавшуюся задолженность. 10.07.2009г. письмом №01-10/877 уведомил о том, что с 12.07.2009г. подача тепловой энергии будет полностью прекращена.
01.07.2009г. ОАО «ТЭСС» уведомило МУП «Яргорэнергосбыт» о наличии задолженности в сумме 39,6 млн. руб. и об ограничении подачи тепловой энергии для нужд МУП «Яргорэнергосбыт» с 07.07.2009г.  
15.07.2009г. письмом №01-10/693 ОАО «ТЭСС» уведомило о том, что в случае невыполнения гарантий погашения задолженности в период 17.07.2009г. подача тепловой энергии будет прекращена, возобновление будет произведено 21.07.2009г. (с 8.00 до 17.00).
В материалы дела представлен отчет о потреблении тепловой энергии и теплоносителя поселка Резинотехника, в соответствии с которым тепловая энергия полностью отсутствовала 8, 9, 19, 20 июня.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен единый тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными Открытого акционерного общества «ТЭСС», расположенными в г.Ярославле в размере 675,49 руб./Гкал (в горячей воде). Тариф на передачу тепловой энергии на 2009 год для ОАО «ТЭСС» не установлен.
Постановлением Мэра города Ярославля №704 от 07 марта 2006г. учреждено Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля с целью организации деятельности по купле-продаже (сбыту) энергии. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1381 от 02.11.2006г. тепловые сети, находящиеся на балансе ОАО «ТЭСС», переданы в хозяйственное ведение вновь созданного муниципального унитарного предприятия.
МУП «Яргорэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже и передаче тепловой энергии. Для данного субъекта постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24 ноября 2008 года N ППр-302-ТЭ/П "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" г. Ярославля", а также Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен тариф на передачу тепловой энергии в размере 101,97 руб./Гкал. Тариф на тепловую энергию для МУП «Яргорэнергосбыт» на 2009 год не установлен.
В соответствии с представленными в материалы дела счетами-фактурами МУП «Яргорэнергосбыт» выставлял потребителям плату в размере равном сумме тарифа ОАО «ТЭСС» на снабжение тепловой энергией и собственного тарифа на передачу. Таким образом, МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, получал прибыль от деятельности по передаче тепловой энергии, так как по договору №04-30/460 от 17.12.2007г. должен был оплачивать приобретенную тепловую энергию по установленному для производителя тарифу в размере 675,49 руб./Гкал.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Предметом рассмотрения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-03/80-09 является рынок энергоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» города Ярославля от котельной РК-1, принадлежащей ОАО «ТЭСС», по сетям, соединяющим теплоисточник и энергопринимающие устройства потребителей, принадлежащим МУП «Яргорэнергосбыт». Нарушение установлено при реализации договорных отношений 2009 года.
Таким образом, на данном рынке действуют два субъекта, совместными действиями которых осуществляется энергоснабжение поселка. Иные способы теплоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» отсутствуют. В силу принадлежности теплоисточника и тепловых сетей двум разным лицам, в силу установленных уполномоченным органом тарифов, теплоснабжение поселка возможно, исключительно, в результате взаимодействия двух лиц: производителя тепловой энергии (ОАО «ТЭСС») и сетевой организации (МУП «Яргорэнергосбыт»), самостоятельные действия каждого из них не могут обеспечить потребителей поселка тепловой энергией.
Принимая во внимание изложенное, независимо от способа оформления договорных отношений, суд полагает, что обе организации в 2009 году являлись ресурсоснабжающими применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г., и обе организации занимают доминирующее положение на рассматриваемом рынке в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях”, с частями 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, так как на данном рынке конкуренция отсутствует.
МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «ТЭСС» совместными действиями должны были обеспечивать надежное и непрерывное теплоснабжение граждан, проживающих в поселке Резинотехника, в 2009 году в соответствии с требованиями законодательства.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006г. №307, иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг конкретизирован в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, принятых в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Правил №307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам.
В соответствии с пунктом 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг по основаниям неполной оплаты через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 85 Правил установлено, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Из материалов дела следует, что отключение (ограничение поставки) тепловой энергии (в горячей воде) в отношении потребителей поселка «Резинотехника» в июле 2009г. произошло без уведомления потребителей за один месяц, в том числе, в отношении потребителей, у которых отсутствует задолженность или она меньше шестимесячной (ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны), что, безусловно, нарушает интересы потребителей.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) заявителей нарушений запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в связи с чем оспариваемое решение суд считает законным и обоснованным, а требования заявителей – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении требований ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и МУП «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 

 

stdClass Object ( [vid] => 8361 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и МУП «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля (Дело № А82-7808/2010-29) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8361 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-7808/2010-29
13 ноября 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
 
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
1. ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система»
2. МУП «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо - ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района»
 
об оспаривании решения антимонопольного органа
при участии:
от заявителей – 1. Луговкина Т.В., доверенность от 11.01.2010г.
Кузнецова О.С., доверенность от 19.07.2010г.
2. Корнева М.А., доверенность от 01.02.2010г.
от ответчика – Завьялов М.Ф., доверенность от 17.06.2010г.
от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля обратились в суд с требованием об оспаривании Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/80-09 от 17 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 01.07.2010г.).

 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района» на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия третьего лица.
Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Третье лицо, согласно письменному отзыву, требования заявителей считает не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 17 июня 2010г. вынесено Решение по делу №03-03/80-09 (решение в полном объеме изготовлено 01.07.2010г.), которым ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указанной нормой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, а именно: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Антимонопольное нарушение установлено ответчиком на рынке тепловой энергии в границах присоединенных сетей поселка «Резинотехника» города Ярославля.
Согласно представленным в материалы дела документам, поселок «Резинотехника» города Ярославля снабжается тепловой энергией, вырабатываемой котельной №1 (РК-1), принадлежащей ОАО «ТЭСС», с использованием присоединенных к теплоисточнику сетей, принадлежащих МУП «Яргорэнергосбыт» г.Ярославля. Другие возможности теплоснабжения поселка отсутствуют.
Исходя из доминирующего положения ОАО «ТЭСС» на указанном рынке, антимонопольным управлением усмотрено нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в бездействии ОАО «ТЭСС» по надлежащему заблаговременному уведомлению за один месяц до введения ограничения управляющей организации многоквартирными домами Заволжского района, ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», а также граждан, получающих ресурс (тепловую энергию), вырабатываемый котельной РК-1.
По мнению антимонопольного органа, бездействие ОАО «ТЭСС» противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, и нарушает права и законные интересы данных потребителей тепловой энергии, предусмотренные жилищным законодательством, в связи с чем образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из доминирующего положения МУП «Яргорэнергосбыт» как субъекта естественной монополии, ответчик установил, что бездействие МУП «Яргорэнергосбыт», выразившееся в неурегулировании в установленном порядке отношений по продолжению снабжения тепловой энергией потребителей надлежащим образом оплачивающих поставленный коммунальный ресурс нарушает интересы указанных потребителей, а именно ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны и иных потребителей, чья задолженность не превышает шести ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, в связи с чем образует нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
ОАО «ТЭСС» считает оспариваемое решение незаконным, указывая, что является производителем и оптовым продавцом тепловой энергии, производимой котельной РК-1 и другими принадлежащими Обществу котельными; МУП «Яргорэнергосбыт» является оптовым покупателем тепловой энергии; между ТЭСС и потребителями нет договорных отношений, а следовательно, у производителя нет обязательств перед потребителями, МУП «Яргорэнергосбыт» потребителем не является; обязательства перед потребителями (ТСЖ, гражданами, Управляющей компанией) возникли только у МУП «Яргорэнергосбыт» на основании заключенных договоров, в связи с чем к действиям ОАО «ТЭСС» неприменимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307; в рассматриваемых отношениях ОАО «ТЭСС» руководствовалось постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов». Заявитель также указывает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии города Ярославля, так как его доля в объемах поставки тепловой энергии жилищному фонду города за 2009г. составляет 7,3 процента. ОАО «ТЭСС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, приказом УФАС по Ярославской области №23 от 24.04.2006г. с долей более 65 процентов на рынке по производству и передаче тепловой энергии города Ярославля в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, однако на тот момент Общество владело не только теплоисточниками в г.Ярославле, но и тепловыми сетями, присоединенными к ним и к теплопринимающим устройствам потребителей. В 2007г. все тепловые сети переданы в собственность МУП «Яргорэнергосбыт», в связи с чем ОАО «ТЭСС» утрачено доминирующее положение на рынке.
МУП «Яргорэнергосбыт» считает оспариваемое решение незаконным, полагает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии, поскольку не имеет возможности самостоятельно оказывать влияние на этот рынок, как лицо, не владеющее теплоисточником, а следовательно, и тепловой энергией; МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, и в силу установленного тарифа осуществляет лишь передачу тепловой энергии, нарушений на рынке по передаче тепловой энергии антимонопольным управлением не установлено. Заявитель полагает, что отсутствует ущемление интересов потребителей, так как на дату отключения энергоресурса задолженность потребителей составила 16180384,54 руб. МУП «Яргорэнергосбыт» не является потребителем тепловой энергии, осуществляя, исключительно, функции сетевой организации по передаче тепловой энергии, в связи с чем на действия МУП не распространяются требования пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате подданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. Заявитель считает, что ответчиком не доказан факт злоупотребления МУП «Яргорэнергосбыт» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, а также факт бездействия.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства дела.
В соответствии со схемой энергоснабжения поселка Резинотехника от теплоисточника РК-1 энергоснабжение поселка Резинотехника осуществляется от источника тепловой энергии РК-1, принадлежащего ОАО «ТЭСС», через сети, принадлежащие МУП «Яргорэнергосбыт». В данном районе отсутствуют источники тепловой энергии, закольцованные с РК-1, которые могут вырабатывать тепловую энергию для нужд граждан, проживающих в поселке Резинотехника. Таким образом, ОАО «ТЭСС» является единственным производителем тепловой энергии в границах существующих сетей.
Между ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» заключен договор №04-30/460 от 17.12.2007г. Предметом данного договора является обязательство теплоснабжающей организации (ОАО «ТЭСС») отпустить тепловую энергию и теплоноситель Потребителю (МУП «Яргорэнергосбыт»), включая субабонентов на границу раздела эксплуатационной ответственности (Приложение № 3). Границей ответственности является наружная стена здания котельной ОАО «ТЭСС» РК-1. Приложение 1 к данному договору – список теплофицированных объектов МУП «Яргорэнергосбыт». Данные объекты – конечные точки поставки ресурса, производимого ОАО «ТЭСС», приобретаемого МУП «Яргорэнергосбыт»: Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района, ряд ТСЖ, частный сектор, учреждения, предприятия и организации.
Между МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» заключен договор №6 от 01.01.2008г. Предметом данного договора являются обязательство энергоснабжающей организации (МУП «Яргорэнергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и обязательство Абонента (Управляющей организации) принимать и оплачивать поставленный ресурс.
16.06.2009г. письмом №01-10/585 ОАО «ТЭСС» направило МУП «Яргорэнергосбыт» требование погасить образовавшуюся задолженность. 10.07.2009г. письмом №01-10/877 уведомил о том, что с 12.07.2009г. подача тепловой энергии будет полностью прекращена.
01.07.2009г. ОАО «ТЭСС» уведомило МУП «Яргорэнергосбыт» о наличии задолженности в сумме 39,6 млн. руб. и об ограничении подачи тепловой энергии для нужд МУП «Яргорэнергосбыт» с 07.07.2009г.  
15.07.2009г. письмом №01-10/693 ОАО «ТЭСС» уведомило о том, что в случае невыполнения гарантий погашения задолженности в период 17.07.2009г. подача тепловой энергии будет прекращена, возобновление будет произведено 21.07.2009г. (с 8.00 до 17.00).
В материалы дела представлен отчет о потреблении тепловой энергии и теплоносителя поселка Резинотехника, в соответствии с которым тепловая энергия полностью отсутствовала 8, 9, 19, 20 июня.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен единый тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными Открытого акционерного общества «ТЭСС», расположенными в г.Ярославле в размере 675,49 руб./Гкал (в горячей воде). Тариф на передачу тепловой энергии на 2009 год для ОАО «ТЭСС» не установлен.
Постановлением Мэра города Ярославля №704 от 07 марта 2006г. учреждено Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля с целью организации деятельности по купле-продаже (сбыту) энергии. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1381 от 02.11.2006г. тепловые сети, находящиеся на балансе ОАО «ТЭСС», переданы в хозяйственное ведение вновь созданного муниципального унитарного предприятия.
МУП «Яргорэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже и передаче тепловой энергии. Для данного субъекта постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24 ноября 2008 года N ППр-302-ТЭ/П "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" г. Ярославля", а также Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен тариф на передачу тепловой энергии в размере 101,97 руб./Гкал. Тариф на тепловую энергию для МУП «Яргорэнергосбыт» на 2009 год не установлен.
В соответствии с представленными в материалы дела счетами-фактурами МУП «Яргорэнергосбыт» выставлял потребителям плату в размере равном сумме тарифа ОАО «ТЭСС» на снабжение тепловой энергией и собственного тарифа на передачу. Таким образом, МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, получал прибыль от деятельности по передаче тепловой энергии, так как по договору №04-30/460 от 17.12.2007г. должен был оплачивать приобретенную тепловую энергию по установленному для производителя тарифу в размере 675,49 руб./Гкал.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Предметом рассмотрения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-03/80-09 является рынок энергоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» города Ярославля от котельной РК-1, принадлежащей ОАО «ТЭСС», по сетям, соединяющим теплоисточник и энергопринимающие устройства потребителей, принадлежащим МУП «Яргорэнергосбыт». Нарушение установлено при реализации договорных отношений 2009 года.
Таким образом, на данном рынке действуют два субъекта, совместными действиями которых осуществляется энергоснабжение поселка. Иные способы теплоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» отсутствуют. В силу принадлежности теплоисточника и тепловых сетей двум разным лицам, в силу установленных уполномоченным органом тарифов, теплоснабжение поселка возможно, исключительно, в результате взаимодействия двух лиц: производителя тепловой энергии (ОАО «ТЭСС») и сетевой организации (МУП «Яргорэнергосбыт»), самостоятельные действия каждого из них не могут обеспечить потребителей поселка тепловой энергией.
Принимая во внимание изложенное, независимо от способа оформления договорных отношений, суд полагает, что обе организации в 2009 году являлись ресурсоснабжающими применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г., и обе организации занимают доминирующее положение на рассматриваемом рынке в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях”, с частями 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, так как на данном рынке конкуренция отсутствует.
МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «ТЭСС» совместными действиями должны были обеспечивать надежное и непрерывное теплоснабжение граждан, проживающих в поселке Резинотехника, в 2009 году в соответствии с требованиями законодательства.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006г. №307, иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг конкретизирован в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, принятых в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Правил №307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам.
В соответствии с пунктом 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг по основаниям неполной оплаты через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 85 Правил установлено, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Из материалов дела следует, что отключение (ограничение поставки) тепловой энергии (в горячей воде) в отношении потребителей поселка «Резинотехника» в июле 2009г. произошло без уведомления потребителей за один месяц, в том числе, в отношении потребителей, у которых отсутствует задолженность или она меньше шестимесячной (ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны), что, безусловно, нарушает интересы потребителей.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) заявителей нарушений запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в связи с чем оспариваемое решение суд считает законным и обоснованным, а требования заявителей – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении требований ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и МУП «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

 

 
г. Ярославль Дело № А82-7808/2010-29
13 ноября 2010 года
 
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2010 года.
 
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.
 
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.
 
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
1. ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система»
2. МУП «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля
 
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
 
третье лицо - ОАО «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района»
 
об оспаривании решения антимонопольного органа
при участии:
от заявителей – 1. Луговкина Т.В., доверенность от 11.01.2010г.
Кузнецова О.С., доверенность от 19.07.2010г.
2. Корнева М.А., доверенность от 01.02.2010г.
от ответчика – Завьялов М.Ф., доверенность от 17.06.2010г.
от третьего лица – не явился
 
установил:
 
Открытое акционерное общество «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» г.Ярославля обратились в суд с требованием об оспаривании Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №03-03/80-09 от 17 июня 2010г. (изготовлено в полном объеме 01.07.2010г.).

 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района» на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия третьего лица.
Ответчик требования заявителей не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Третье лицо, согласно письменному отзыву, требования заявителей считает не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию антимонопольного управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 17 июня 2010г. вынесено Решение по делу №03-03/80-09 (решение в полном объеме изготовлено 01.07.2010г.), которым ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указанной нормой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, а именно: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Антимонопольное нарушение установлено ответчиком на рынке тепловой энергии в границах присоединенных сетей поселка «Резинотехника» города Ярославля.
Согласно представленным в материалы дела документам, поселок «Резинотехника» города Ярославля снабжается тепловой энергией, вырабатываемой котельной №1 (РК-1), принадлежащей ОАО «ТЭСС», с использованием присоединенных к теплоисточнику сетей, принадлежащих МУП «Яргорэнергосбыт» г.Ярославля. Другие возможности теплоснабжения поселка отсутствуют.
Исходя из доминирующего положения ОАО «ТЭСС» на указанном рынке, антимонопольным управлением усмотрено нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в бездействии ОАО «ТЭСС» по надлежащему заблаговременному уведомлению за один месяц до введения ограничения управляющей организации многоквартирными домами Заволжского района, ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», а также граждан, получающих ресурс (тепловую энергию), вырабатываемый котельной РК-1.
По мнению антимонопольного органа, бездействие ОАО «ТЭСС» противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, и нарушает права и законные интересы данных потребителей тепловой энергии, предусмотренные жилищным законодательством, в связи с чем образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из доминирующего положения МУП «Яргорэнергосбыт» как субъекта естественной монополии, ответчик установил, что бездействие МУП «Яргорэнергосбыт», выразившееся в неурегулировании в установленном порядке отношений по продолжению снабжения тепловой энергией потребителей надлежащим образом оплачивающих поставленный коммунальный ресурс нарушает интересы указанных потребителей, а именно ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны и иных потребителей, чья задолженность не превышает шести ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, в связи с чем образует нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
ОАО «ТЭСС» считает оспариваемое решение незаконным, указывая, что является производителем и оптовым продавцом тепловой энергии, производимой котельной РК-1 и другими принадлежащими Обществу котельными; МУП «Яргорэнергосбыт» является оптовым покупателем тепловой энергии; между ТЭСС и потребителями нет договорных отношений, а следовательно, у производителя нет обязательств перед потребителями, МУП «Яргорэнергосбыт» потребителем не является; обязательства перед потребителями (ТСЖ, гражданами, Управляющей компанией) возникли только у МУП «Яргорэнергосбыт» на основании заключенных договоров, в связи с чем к действиям ОАО «ТЭСС» неприменимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307; в рассматриваемых отношениях ОАО «ТЭСС» руководствовалось постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов». Заявитель также указывает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии города Ярославля, так как его доля в объемах поставки тепловой энергии жилищному фонду города за 2009г. составляет 7,3 процента. ОАО «ТЭСС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, приказом УФАС по Ярославской области №23 от 24.04.2006г. с долей более 65 процентов на рынке по производству и передаче тепловой энергии города Ярославля в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, однако на тот момент Общество владело не только теплоисточниками в г.Ярославле, но и тепловыми сетями, присоединенными к ним и к теплопринимающим устройствам потребителей. В 2007г. все тепловые сети переданы в собственность МУП «Яргорэнергосбыт», в связи с чем ОАО «ТЭСС» утрачено доминирующее положение на рынке.
МУП «Яргорэнергосбыт» считает оспариваемое решение незаконным, полагает, что не занимает доминирующего положения на рынке тепловой энергии, поскольку не имеет возможности самостоятельно оказывать влияние на этот рынок, как лицо, не владеющее теплоисточником, а следовательно, и тепловой энергией; МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, и в силу установленного тарифа осуществляет лишь передачу тепловой энергии, нарушений на рынке по передаче тепловой энергии антимонопольным управлением не установлено. Заявитель полагает, что отсутствует ущемление интересов потребителей, так как на дату отключения энергоресурса задолженность потребителей составила 16180384,54 руб. МУП «Яргорэнергосбыт» не является потребителем тепловой энергии, осуществляя, исключительно, функции сетевой организации по передаче тепловой энергии, в связи с чем на действия МУП не распространяются требования пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате подданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ №1 от 05.01.1998г. Заявитель считает, что ответчиком не доказан факт злоупотребления МУП «Яргорэнергосбыт» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, а также факт бездействия.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства дела.
В соответствии со схемой энергоснабжения поселка Резинотехника от теплоисточника РК-1 энергоснабжение поселка Резинотехника осуществляется от источника тепловой энергии РК-1, принадлежащего ОАО «ТЭСС», через сети, принадлежащие МУП «Яргорэнергосбыт». В данном районе отсутствуют источники тепловой энергии, закольцованные с РК-1, которые могут вырабатывать тепловую энергию для нужд граждан, проживающих в поселке Резинотехника. Таким образом, ОАО «ТЭСС» является единственным производителем тепловой энергии в границах существующих сетей.
Между ОАО «ТЭСС» и МУП «Яргорэнергосбыт» заключен договор №04-30/460 от 17.12.2007г. Предметом данного договора является обязательство теплоснабжающей организации (ОАО «ТЭСС») отпустить тепловую энергию и теплоноситель Потребителю (МУП «Яргорэнергосбыт»), включая субабонентов на границу раздела эксплуатационной ответственности (Приложение № 3). Границей ответственности является наружная стена здания котельной ОАО «ТЭСС» РК-1. Приложение 1 к данному договору – список теплофицированных объектов МУП «Яргорэнергосбыт». Данные объекты – конечные точки поставки ресурса, производимого ОАО «ТЭСС», приобретаемого МУП «Яргорэнергосбыт»: Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района, ряд ТСЖ, частный сектор, учреждения, предприятия и организации.
Между МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» заключен договор №6 от 01.01.2008г. Предметом данного договора являются обязательство энергоснабжающей организации (МУП «Яргорэнергосбыт») подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и обязательство Абонента (Управляющей организации) принимать и оплачивать поставленный ресурс.
16.06.2009г. письмом №01-10/585 ОАО «ТЭСС» направило МУП «Яргорэнергосбыт» требование погасить образовавшуюся задолженность. 10.07.2009г. письмом №01-10/877 уведомил о том, что с 12.07.2009г. подача тепловой энергии будет полностью прекращена.
01.07.2009г. ОАО «ТЭСС» уведомило МУП «Яргорэнергосбыт» о наличии задолженности в сумме 39,6 млн. руб. и об ограничении подачи тепловой энергии для нужд МУП «Яргорэнергосбыт» с 07.07.2009г.  
15.07.2009г. письмом №01-10/693 ОАО «ТЭСС» уведомило о том, что в случае невыполнения гарантий погашения задолженности в период 17.07.2009г. подача тепловой энергии будет прекращена, возобновление будет произведено 21.07.2009г. (с 8.00 до 17.00).
В материалы дела представлен отчет о потреблении тепловой энергии и теплоносителя поселка Резинотехника, в соответствии с которым тепловая энергия полностью отсутствовала 8, 9, 19, 20 июня.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен единый тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными Открытого акционерного общества «ТЭСС», расположенными в г.Ярославле в размере 675,49 руб./Гкал (в горячей воде). Тариф на передачу тепловой энергии на 2009 год для ОАО «ТЭСС» не установлен.
Постановлением Мэра города Ярославля №704 от 07 марта 2006г. учреждено Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля с целью организации деятельности по купле-продаже (сбыту) энергии. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1381 от 02.11.2006г. тепловые сети, находящиеся на балансе ОАО «ТЭСС», переданы в хозяйственное ведение вновь созданного муниципального унитарного предприятия.
МУП «Яргорэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже и передаче тепловой энергии. Для данного субъекта постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24 ноября 2008 года N ППр-302-ТЭ/П "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" г. Ярославля", а также Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 января 2009г. №1 установлен тариф на передачу тепловой энергии в размере 101,97 руб./Гкал. Тариф на тепловую энергию для МУП «Яргорэнергосбыт» на 2009 год не установлен.
В соответствии с представленными в материалы дела счетами-фактурами МУП «Яргорэнергосбыт» выставлял потребителям плату в размере равном сумме тарифа ОАО «ТЭСС» на снабжение тепловой энергией и собственного тарифа на передачу. Таким образом, МУП «Яргорэнергосбыт», фактически, получал прибыль от деятельности по передаче тепловой энергии, так как по договору №04-30/460 от 17.12.2007г. должен был оплачивать приобретенную тепловую энергию по установленному для производителя тарифу в размере 675,49 руб./Гкал.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Предметом рассмотрения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-03/80-09 является рынок энергоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» города Ярославля от котельной РК-1, принадлежащей ОАО «ТЭСС», по сетям, соединяющим теплоисточник и энергопринимающие устройства потребителей, принадлежащим МУП «Яргорэнергосбыт». Нарушение установлено при реализации договорных отношений 2009 года.
Таким образом, на данном рынке действуют два субъекта, совместными действиями которых осуществляется энергоснабжение поселка. Иные способы теплоснабжения потребителей поселка «Резинотехника» отсутствуют. В силу принадлежности теплоисточника и тепловых сетей двум разным лицам, в силу установленных уполномоченным органом тарифов, теплоснабжение поселка возможно, исключительно, в результате взаимодействия двух лиц: производителя тепловой энергии (ОАО «ТЭСС») и сетевой организации (МУП «Яргорэнергосбыт»), самостоятельные действия каждого из них не могут обеспечить потребителей поселка тепловой энергией.
Принимая во внимание изложенное, независимо от способа оформления договорных отношений, суд полагает, что обе организации в 2009 году являлись ресурсоснабжающими применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г., и обе организации занимают доминирующее положение на рассматриваемом рынке в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях”, с частями 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, так как на данном рынке конкуренция отсутствует.
МУП «Яргорэнергосбыт» и ОАО «ТЭСС» совместными действиями должны были обеспечивать надежное и непрерывное теплоснабжение граждан, проживающих в поселке Резинотехника, в 2009 году в соответствии с требованиями законодательства.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006г. №307, иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг конкретизирован в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, принятых в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Правил №307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам.
В соответствии с пунктом 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг по основаниям неполной оплаты через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 85 Правил установлено, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Из материалов дела следует, что отключение (ограничение поставки) тепловой энергии (в горячей воде) в отношении потребителей поселка «Резинотехника» в июле 2009г. произошло без уведомления потребителей за один месяц, в том числе, в отношении потребителей, у которых отсутствует задолженность или она меньше шестимесячной (ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», ТСЖ «Панфилова», индивидуальных потребителей Матвиевского Владимира Алексеевича, Духовой Светланы Вячеславовны, Первушина Николая Федоровича, Кошелева Валерия Васильевича, Кириловой Татьяны Николаевны, Лобачевой Раисы Николаевны, Гашковой Нины Павловны, Лебедевой Ирины Александровны, Сивкова Василия Константиновича, Леонова Валентина Федоровича, Еремеевой Лидии Ивановны), что, безусловно, нарушает интересы потребителей.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) заявителей нарушений запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в связи с чем оспариваемое решение суд считает законным и обоснованным, а требования заявителей – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
 
Р Е Ш И Л:
 
В удовлетворении требований ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» и МУП «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-11-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )