Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (дело № А82-5879/2011)

Номер дела: А82-5879/2011
Дата публикации: 18 ноября 2011, 01:00

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-5879/2011
                                                        18 ноября 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  29 сентября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  18 ноября  2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания
  помощником судьи Семеновой Т.И.  
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Ярославская сбытовая компания»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области


об оспаривании решения антимонопольного органа
                                             

при участии:
от заявителя
- Пронченко И.С., доверенность от 10.05.2011г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
установил:
 

         Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-11 от 21 апреля 2011г. (изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011г.) о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите  конкуренции».
          Заявитель оспариваемое решение считает незаконным и нарушающим права и интересы ОАО «ЯСК» в сфере предпринимательской деятельности, действия по введению 27 октября 2010г. ограничения режима потребления в отношении МУП «Троллейбусное управление» считает правомерными.
        Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области. Заявителем доминирующее положение не оспаривается.
      Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 21 апреля 2011г. принято и 26 апреля 2011г. изготовлено в полном объеме Решение по делу № 03-03/15-11 о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».
     Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
     Абзацем 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
         Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в  действиях ОАО «ЯСК» по введению 27.10.2010г. ограничения поставки электрической энергии потребителю МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление» при отсутствии необходимого размера задолженности, что повлекло ущемление прав МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление», граждан, проживающих в г. Рыбинске.
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие фактические обстоятельства.
       Между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» заключен договор №924 от 01.11.2006г., предметом которого является поставка электрической энергии со стороны гарантирующего поставщика в порядке, сроки и количестве, предусмотренные договором, покупатель в свою очередь её принимает и оплачивает. Точки поставки согласованы сторонами в Приложении №4 к договору.
        18.10.2010г. со стороны ОАО «ЯСК» было направлено Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №12/3426. По сведениям ОАО «ЯСК», указанным в уведомлении, задолженность МУП составляла 2 550 000 руб. по состоянию на 25.10.2010г. Задолженность предлагалось погасить в срок до 25.10.2010г., в противном случае с 27.10.2010г. на объекты предполагалось ввести ограничение.
           После получения уведомления МУП «Троллейбусное управление» направило в ОАО «ЯСК» письмо от 26.10.2010г. №1385, в котором указывало на то, что задолженность будет погашена в срок до 29.10.2010г.
          Потребителем производились платежи, практически, ежедневно с 18 по  27 октября и далее, однако в указанные в уведомлении сроки поставка электрической энергии была прекращена.
        Как установлено Комиссией УФАС, ограничение было введено не по всем точкам, указанным в уведомлении от 18.10.2010г. №12/3426, а только на подстанции Веретье  (фидеры 7, 16), что фактически привело к отключению электрической энергии на токопроводящей сети в центре города по маршрутам от остановки п. Веретье-2 до остановки НПО «Сатурн», что повлекло изменение маршрутов и прекращение движения троллейбусов, следующих по маршрутам №1, 6, 8, 5.
        Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
        Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
         В соответствии с пунктом 70 Правил функционирования розничных рынков покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику следующем порядке: 30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца; фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
       В соответствии с пунктом 75 Правил функционирования договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
     Договор между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» был заключен до вступления в силу правил и на 2010г. мог быть пролонгирован сторонами только при условии изменения порядка оплаты в соответствии с Постановлением Правительства 17.10.2009 N 816, которое вступило в силу с 26 ноября 2009г. Стороны считают надлежащим порядок оплаты по договору в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков.
         Порядок ограничения (прекращения) поставки электрической энергии установлен Правилами функционирования розничных рынков.
         В соответствии с пунктом 161 ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
          Как установлено пунктом 78 Правил функционирования, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил.
      Согласно пункту 171 Правил функционирования розничных рынков ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
       Пунктом 175 Правил установлено, что порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает: а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления; б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок; в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
      В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится (пункт 179 Правил).
         Как установлено судом, 18 октября 2010г. ОАО «ЯСК» в адрес МУП «Троллейбусное управление» направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в котором указано, что задолженность МУП на 25 октября 2010г. составит 2 550 000 руб. Должнику предложено погасить указанную задолженность в срок до 25 октября 2010г. или заключить соглашение о порядке и условиях погашения задолженности, а также ввести самоограничение до уровня платежеспособного потребления электрической энергии. В случае непогашения задолженности в указанный срок 27 октября 2010г. отпуск электрической энергии будет частично ограничен до погашения задолженности.
          В ходе судебного разбирательства установлено, в том числе, на основании расчета задолженности МУП «Троллейбусное управление», представленного заявителем, что на момент направления уведомления (по состоянию на 18 октября 2010г.) за потребителем имелась задолженность: в сумме 139 388,62 руб. по сроку уплаты 25 сентября 2009г. (оплачена МУП 19, 20 и 21 октября 2010г.), в сумме 893 266,56 руб. по сроку 10 октября 2010г. (оплачена МУП 25 и 26 октября) и в сумме 690611,38 руб. по сроку 18 октября 2010г. (оплачена МУП 21, 22 и 25 октября), всего 1 723 266,56 руб.
          Таким образом, поставщик имел законные основания для направления уведомления о введении режима ограничения 18 октября 2010г.
          Однако, на момент направления уведомления срок уплаты «25 октября 2010г.» не наступил, а потому сумма, причитающаяся к уплате по этому сроку, неправомерно включена поставщиком в сумму неисполненных обязательств, указанную в уведомлении от 18 октября 2010г.
          Как подтверждается материалами дела, до 27 октября 2010г. потребителем задолженность, имевшаяся по состоянию на 18 октября, уплачена полностью - последний платеж 26 октября 2010г. платежное поручение № 917), в связи с чем
у ОАО «Ярославская сбытовая компания» не имелось законных  оснований для введения ограничения 27 октября 2010г.
          Факт введения ограничения 27 октября 2010г. и факт возобновления режима потребления 28 октября 2010г. подтверждается соответствующими актами.
         Данные действия ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией, правомерно квалифицированы ответчиком как нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
         Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое решение Управления ФАС по Ярославской области законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

          В удовлетворении заявленных требований отказать.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

stdClass Object ( [vid] => 8641 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК" (дело № А82-5879/2011) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8641 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322199092 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-5879/2011
                                                        18 ноября 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  29 сентября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  18 ноября  2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания
  помощником судьи Семеновой Т.И.  
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Ярославская сбытовая компания»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области


об оспаривании решения антимонопольного органа
                                             

при участии:
от заявителя
- Пронченко И.С., доверенность от 10.05.2011г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
установил:
 

         Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-11 от 21 апреля 2011г. (изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011г.) о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите  конкуренции».
          Заявитель оспариваемое решение считает незаконным и нарушающим права и интересы ОАО «ЯСК» в сфере предпринимательской деятельности, действия по введению 27 октября 2010г. ограничения режима потребления в отношении МУП «Троллейбусное управление» считает правомерными.
        Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области. Заявителем доминирующее положение не оспаривается.
      Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 21 апреля 2011г. принято и 26 апреля 2011г. изготовлено в полном объеме Решение по делу № 03-03/15-11 о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».
     Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
     Абзацем 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
         Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в  действиях ОАО «ЯСК» по введению 27.10.2010г. ограничения поставки электрической энергии потребителю МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление» при отсутствии необходимого размера задолженности, что повлекло ущемление прав МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление», граждан, проживающих в г. Рыбинске.
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие фактические обстоятельства.
       Между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» заключен договор №924 от 01.11.2006г., предметом которого является поставка электрической энергии со стороны гарантирующего поставщика в порядке, сроки и количестве, предусмотренные договором, покупатель в свою очередь её принимает и оплачивает. Точки поставки согласованы сторонами в Приложении №4 к договору.
        18.10.2010г. со стороны ОАО «ЯСК» было направлено Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №12/3426. По сведениям ОАО «ЯСК», указанным в уведомлении, задолженность МУП составляла 2 550 000 руб. по состоянию на 25.10.2010г. Задолженность предлагалось погасить в срок до 25.10.2010г., в противном случае с 27.10.2010г. на объекты предполагалось ввести ограничение.
           После получения уведомления МУП «Троллейбусное управление» направило в ОАО «ЯСК» письмо от 26.10.2010г. №1385, в котором указывало на то, что задолженность будет погашена в срок до 29.10.2010г.
          Потребителем производились платежи, практически, ежедневно с 18 по  27 октября и далее, однако в указанные в уведомлении сроки поставка электрической энергии была прекращена.
        Как установлено Комиссией УФАС, ограничение было введено не по всем точкам, указанным в уведомлении от 18.10.2010г. №12/3426, а только на подстанции Веретье  (фидеры 7, 16), что фактически привело к отключению электрической энергии на токопроводящей сети в центре города по маршрутам от остановки п. Веретье-2 до остановки НПО «Сатурн», что повлекло изменение маршрутов и прекращение движения троллейбусов, следующих по маршрутам №1, 6, 8, 5.
        Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
        Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
         В соответствии с пунктом 70 Правил функционирования розничных рынков покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику следующем порядке: 30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца; фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
       В соответствии с пунктом 75 Правил функционирования договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
     Договор между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» был заключен до вступления в силу правил и на 2010г. мог быть пролонгирован сторонами только при условии изменения порядка оплаты в соответствии с Постановлением Правительства 17.10.2009 N 816, которое вступило в силу с 26 ноября 2009г. Стороны считают надлежащим порядок оплаты по договору в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков.
         Порядок ограничения (прекращения) поставки электрической энергии установлен Правилами функционирования розничных рынков.
         В соответствии с пунктом 161 ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
          Как установлено пунктом 78 Правил функционирования, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил.
      Согласно пункту 171 Правил функционирования розничных рынков ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
       Пунктом 175 Правил установлено, что порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает: а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления; б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок; в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
      В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится (пункт 179 Правил).
         Как установлено судом, 18 октября 2010г. ОАО «ЯСК» в адрес МУП «Троллейбусное управление» направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в котором указано, что задолженность МУП на 25 октября 2010г. составит 2 550 000 руб. Должнику предложено погасить указанную задолженность в срок до 25 октября 2010г. или заключить соглашение о порядке и условиях погашения задолженности, а также ввести самоограничение до уровня платежеспособного потребления электрической энергии. В случае непогашения задолженности в указанный срок 27 октября 2010г. отпуск электрической энергии будет частично ограничен до погашения задолженности.
          В ходе судебного разбирательства установлено, в том числе, на основании расчета задолженности МУП «Троллейбусное управление», представленного заявителем, что на момент направления уведомления (по состоянию на 18 октября 2010г.) за потребителем имелась задолженность: в сумме 139 388,62 руб. по сроку уплаты 25 сентября 2009г. (оплачена МУП 19, 20 и 21 октября 2010г.), в сумме 893 266,56 руб. по сроку 10 октября 2010г. (оплачена МУП 25 и 26 октября) и в сумме 690611,38 руб. по сроку 18 октября 2010г. (оплачена МУП 21, 22 и 25 октября), всего 1 723 266,56 руб.
          Таким образом, поставщик имел законные основания для направления уведомления о введении режима ограничения 18 октября 2010г.
          Однако, на момент направления уведомления срок уплаты «25 октября 2010г.» не наступил, а потому сумма, причитающаяся к уплате по этому сроку, неправомерно включена поставщиком в сумму неисполненных обязательств, указанную в уведомлении от 18 октября 2010г.
          Как подтверждается материалами дела, до 27 октября 2010г. потребителем задолженность, имевшаяся по состоянию на 18 октября, уплачена полностью - последний платеж 26 октября 2010г. платежное поручение № 917), в связи с чем
у ОАО «Ярославская сбытовая компания» не имелось законных  оснований для введения ограничения 27 октября 2010г.
          Факт введения ограничения 27 октября 2010г. и факт возобновления режима потребления 28 октября 2010г. подтверждается соответствующими актами.
         Данные действия ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией, правомерно квалифицированы ответчиком как нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
         Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое решение Управления ФАС по Ярославской области законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

          В удовлетворении заявленных требований отказать.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                              Дело №   А82-5879/2011
                                                        18 ноября 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  29 сентября 2011 года.
              Полный текст решения изготовлен  18 ноября  2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания
  помощником судьи Семеновой Т.И.  
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Ярославская сбытовая компания»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании решения антимонопольного органа
                                             

при участии:
от заявителя
- Пронченко И.С., доверенность от 10.05.2011г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 21.06.2011г.
установил:
 

         Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (ОАО «ЯСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/15-11 от 21 апреля 2011г. (изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011г.) о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите  конкуренции».
          Заявитель оспариваемое решение считает незаконным и нарушающим права и интересы ОАО «ЯСК» в сфере предпринимательской деятельности, действия по введению 27 октября 2010г. ограничения режима потребления в отношении МУП «Троллейбусное управление» считает правомерными.
        Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения, позиция изложена в отзыве.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
     ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
     В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области. Заявителем доминирующее положение не оспаривается.
      Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
     Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 21 апреля 2011г. принято и 26 апреля 2011г. изготовлено в полном объеме Решение по делу № 03-03/15-11 о признании ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».
     Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
     Абзацем 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
         Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в  действиях ОАО «ЯСК» по введению 27.10.2010г. ограничения поставки электрической энергии потребителю МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление» при отсутствии необходимого размера задолженности, что повлекло ущемление прав МУП городского округа г. Рыбинск «Троллейбусное управление», граждан, проживающих в г. Рыбинске.
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие фактические обстоятельства.
       Между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» заключен договор №924 от 01.11.2006г., предметом которого является поставка электрической энергии со стороны гарантирующего поставщика в порядке, сроки и количестве, предусмотренные договором, покупатель в свою очередь её принимает и оплачивает. Точки поставки согласованы сторонами в Приложении №4 к договору.
        18.10.2010г. со стороны ОАО «ЯСК» было направлено Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №12/3426. По сведениям ОАО «ЯСК», указанным в уведомлении, задолженность МУП составляла 2 550 000 руб. по состоянию на 25.10.2010г. Задолженность предлагалось погасить в срок до 25.10.2010г., в противном случае с 27.10.2010г. на объекты предполагалось ввести ограничение.
           После получения уведомления МУП «Троллейбусное управление» направило в ОАО «ЯСК» письмо от 26.10.2010г. №1385, в котором указывало на то, что задолженность будет погашена в срок до 29.10.2010г.
          Потребителем производились платежи, практически, ежедневно с 18 по  27 октября и далее, однако в указанные в уведомлении сроки поставка электрической энергии была прекращена.
        Как установлено Комиссией УФАС, ограничение было введено не по всем точкам, указанным в уведомлении от 18.10.2010г. №12/3426, а только на подстанции Веретье  (фидеры 7, 16), что фактически привело к отключению электрической энергии на токопроводящей сети в центре города по маршрутам от остановки п. Веретье-2 до остановки НПО «Сатурн», что повлекло изменение маршрутов и прекращение движения троллейбусов, следующих по маршрутам №1, 6, 8, 5.
        Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
        Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
         В соответствии с пунктом 70 Правил функционирования розничных рынков покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику следующем порядке: 30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца; фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
       В соответствии с пунктом 75 Правил функционирования договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
     Договор между ОАО «ЯСК» и МУП «Троллейбусное управление» был заключен до вступления в силу правил и на 2010г. мог быть пролонгирован сторонами только при условии изменения порядка оплаты в соответствии с Постановлением Правительства 17.10.2009 N 816, которое вступило в силу с 26 ноября 2009г. Стороны считают надлежащим порядок оплаты по договору в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков.
         Порядок ограничения (прекращения) поставки электрической энергии установлен Правилами функционирования розничных рынков.
         В соответствии с пунктом 161 ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
          Как установлено пунктом 78 Правил функционирования, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил.
      Согласно пункту 171 Правил функционирования розничных рынков ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
       Пунктом 175 Правил установлено, что порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает: а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления; б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок; в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
      В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится (пункт 179 Правил).
         Как установлено судом, 18 октября 2010г. ОАО «ЯСК» в адрес МУП «Троллейбусное управление» направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в котором указано, что задолженность МУП на 25 октября 2010г. составит 2 550 000 руб. Должнику предложено погасить указанную задолженность в срок до 25 октября 2010г. или заключить соглашение о порядке и условиях погашения задолженности, а также ввести самоограничение до уровня платежеспособного потребления электрической энергии. В случае непогашения задолженности в указанный срок 27 октября 2010г. отпуск электрической энергии будет частично ограничен до погашения задолженности.
          В ходе судебного разбирательства установлено, в том числе, на основании расчета задолженности МУП «Троллейбусное управление», представленного заявителем, что на момент направления уведомления (по состоянию на 18 октября 2010г.) за потребителем имелась задолженность: в сумме 139 388,62 руб. по сроку уплаты 25 сентября 2009г. (оплачена МУП 19, 20 и 21 октября 2010г.), в сумме 893 266,56 руб. по сроку 10 октября 2010г. (оплачена МУП 25 и 26 октября) и в сумме 690611,38 руб. по сроку 18 октября 2010г. (оплачена МУП 21, 22 и 25 октября), всего 1 723 266,56 руб.
          Таким образом, поставщик имел законные основания для направления уведомления о введении режима ограничения 18 октября 2010г.
          Однако, на момент направления уведомления срок уплаты «25 октября 2010г.» не наступил, а потому сумма, причитающаяся к уплате по этому сроку, неправомерно включена поставщиком в сумму неисполненных обязательств, указанную в уведомлении от 18 октября 2010г.
          Как подтверждается материалами дела, до 27 октября 2010г. потребителем задолженность, имевшаяся по состоянию на 18 октября, уплачена полностью - последний платеж 26 октября 2010г. платежное поручение № 917), в связи с чем
у ОАО «Ярославская сбытовая компания» не имелось законных  оснований для введения ограничения 27 октября 2010г.
          Факт введения ограничения 27 октября 2010г. и факт возобновления режима потребления 28 октября 2010г. подтверждается соответствующими актами.
         Данные действия ОАО «ЯСК», занимающего доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией, правомерно квалифицированы ответчиком как нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
         Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое решение Управления ФАС по Ярославской области законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:
 

          В удовлетворении заявленных требований отказать.
          Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-5879/2011 [format] => [safe_value] => А82-5879/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Дело № А82-5879/2011. Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК".

[format] => full_html [safe_value] =>

Дело № А82-5879/2011. Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу ОАО "ЯСК".

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 44 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 44 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-17 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-28 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322199092 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )