Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/108-11 в отношении ГБУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»

Номер дела: 03-07/108-11
Дата публикации: 20 декабря 2011, 15:32

Постановление о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № 03-07/108-11

 

06 декабря 2011 года                                                                                              г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области И.Г. Паутов, рассмотрев протокол по делу № 03-07/108-11 от 21 ноября 2011 года об административном правонарушении главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдиной Е.А. и материалы дела, возбужденного в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  (далее – ГБУЗ ЯО  «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»), юридический  адрес: 150054, г. Ярославль, пр. Октября, 59, ИНН 7606003563, ОГРН 1027600839408, в присутствии главного врача учреждения Волкова А.В.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии по делу № 03-03/01-11 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств является одной из составляющих медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В настоящее время периодичность обязательного медицинского освидетельствования, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортным средством, определены приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», приказом Минздравмедпрома от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допусков к профессии», постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2010 № 831-н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» утверждена форма медицинской справки, в которую непосредственно вносятся заключения специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра-нарколога, психиатра. При этом уточнено, что прохождение освидетельствования  психиатром-наркологом и психиатром осуществляется в наркологическом  и психоневрологическом диспансерах соответственно.

Исходя из вышеизложенного, медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей индивидуальных транспортных средств врачом психиатром-наркологом должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 2.1.5 приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 764-п «Об утверждении перечня дополнительных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области, и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.01.2009 № 24-п», утвержден Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в Государственных учреждениях здравоохранения Ярославской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан. В данный Перечень включены медицинские осмотры водителей транспортных средств.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» в стоимость проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители включена стоимость анализа мочи на наличие наркотических веществ.

Так, приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 04.03.2008 года № 17-ос утверждены временные стандарты проведения медицинских осмотров граждан, осуществляемые в ГУЗ  Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница», пунктами 5 и 5.1 которых предусмотрено включение в основной объем обследования водителей и кандидатов в водители транспортных средств категории В с правом работы по найму, категории С, D, Е городского транспорта, водителей категорий А, В без права работы по найму  тестирования на наркотики (опиаты, каннабиноиды и др.), с учетом возраста для водителей категории А, В без права работы по найму.

Приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 16.03.2011 года № 09-ос утвержден Прейскурант платных медицинских услуг, согласно которому медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств категории А, B, мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет стоит 160,00 рублей, медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств всех категорий с обследованием на наркотики стоит 200,00 рублей.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Установлено, что Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В качестве дополнительных противопоказаний для водителей авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта установлены, в том числе алкоголизм, наркомания, токсикомания. В качестве дополнительных исследований установлено проведение электрокардиографии, экспериментально-психологического исследования. Проведение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным Постановлением не предусмотрено.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено включение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ, в том числе экспресс-анализа мочи при проведении медицинского освидетельствования кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года.

Согласно статье 44 указанного  Федерального закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1); расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).

Представитель ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснил, что экспресс-анализ мочи на содержание психоактивных веществ проводится всем кандидатам в водители, за исключением мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет, независимо от результатов иных видов исследований: медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, данных анамнеза, психологического тестирования.

Признаки возможного употребления наркотических и иных психотропных веществ могут быть выявлены при визуальном медицинском осмотре. Так, в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 года № 475, сформулированы признаки, наличие одного или нескольких из которых дают достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, а именно: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменения окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Обязательное диагностирование наличия наркотических веществ в организме лиц, в отношении которых отсутствуют основания полагать, что они употребляют такие вещества, возложение на таких граждан обязанности по прохождению и оплате подобного исследования, противоречит статье 44 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года, не отвечает целям и задачам законодательства, направленного на предотвращение наркомании и охрану здоровья граждан, ущемляет интересы указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального законодательства «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом деле являются услуги по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Географическими границами рынка являются административные границы г. Ярославля и Ярославского района.

В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Приложением 3 к приказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.11.2010 года № 1473 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи наркологическим больным в Ярославской области» установлен перечень учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь. Согласно данному перечню  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» обслуживает жителей  г. Ярославля, Ярославского района Ярославской области.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснило в рамках рассмотрения дела № 03-03/01-11, что для освидетельствования  психиатром-наркологом в учреждение могут обратиться кандидаты в водители, зарегистрированные на территории г. Ярославля и Ярославского района, что связано с наличием у учреждения данных о лицах, зарегистрированных на указанной территории, касающихся нахождения на учете у врача психиатра-нарколога, проведения медицинского освидетельствования в отношении данных лиц в прошлом.

Исходя из изложенного, жители г. Ярославля, Ярославского района для медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом должны обратиться в ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».

Таким образом, доля ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на рынке услуг по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории г. Ярославля и Ярославского района составляет 100 процентов, положение ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на данном рынке является доминирующим.

Действия ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств, образуют состав нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

В соответствии со статьей 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как установлено должностным лицом, рассматривающим настоящее дело, и подтверждается материалами дела у ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

На основании заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г. приходит к выводу о совершении  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Совокупный размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год на территории г. Ярославля составил 30 522 079,00 рублей.  Размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  от оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Ярославля за 2010 год  составил 4 541 200,00 рублей (письмо ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  № 29/1128 от 02.11.2011 года).

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение предприятия. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.

ПОСТАНОВИЛ:

привлечь ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» за нарушение статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в проведении экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования, в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей (сто тысяч рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафы в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111602010010000140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКАТО 78401000000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                 И.Г. Паутов

stdClass Object ( [vid] => 8806 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/108-11 в отношении ГБУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8806 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324381211 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № 03-07/108-11

 

06 декабря 2011 года                                                                                              г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области И.Г. Паутов, рассмотрев протокол по делу № 03-07/108-11 от 21 ноября 2011 года об административном правонарушении главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдиной Е.А. и материалы дела, возбужденного в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  (далее – ГБУЗ ЯО  «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»), юридический  адрес: 150054, г. Ярославль, пр. Октября, 59, ИНН 7606003563, ОГРН 1027600839408, в присутствии главного врача учреждения Волкова А.В.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии по делу № 03-03/01-11 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств является одной из составляющих медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В настоящее время периодичность обязательного медицинского освидетельствования, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортным средством, определены приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», приказом Минздравмедпрома от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допусков к профессии», постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2010 № 831-н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» утверждена форма медицинской справки, в которую непосредственно вносятся заключения специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра-нарколога, психиатра. При этом уточнено, что прохождение освидетельствования  психиатром-наркологом и психиатром осуществляется в наркологическом  и психоневрологическом диспансерах соответственно.

Исходя из вышеизложенного, медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей индивидуальных транспортных средств врачом психиатром-наркологом должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 2.1.5 приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 764-п «Об утверждении перечня дополнительных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области, и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.01.2009 № 24-п», утвержден Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в Государственных учреждениях здравоохранения Ярославской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан. В данный Перечень включены медицинские осмотры водителей транспортных средств.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» в стоимость проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители включена стоимость анализа мочи на наличие наркотических веществ.

Так, приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 04.03.2008 года № 17-ос утверждены временные стандарты проведения медицинских осмотров граждан, осуществляемые в ГУЗ  Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница», пунктами 5 и 5.1 которых предусмотрено включение в основной объем обследования водителей и кандидатов в водители транспортных средств категории В с правом работы по найму, категории С, D, Е городского транспорта, водителей категорий А, В без права работы по найму  тестирования на наркотики (опиаты, каннабиноиды и др.), с учетом возраста для водителей категории А, В без права работы по найму.

Приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 16.03.2011 года № 09-ос утвержден Прейскурант платных медицинских услуг, согласно которому медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств категории А, B, мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет стоит 160,00 рублей, медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств всех категорий с обследованием на наркотики стоит 200,00 рублей.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Установлено, что Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В качестве дополнительных противопоказаний для водителей авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта установлены, в том числе алкоголизм, наркомания, токсикомания. В качестве дополнительных исследований установлено проведение электрокардиографии, экспериментально-психологического исследования. Проведение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным Постановлением не предусмотрено.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено включение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ, в том числе экспресс-анализа мочи при проведении медицинского освидетельствования кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года.

Согласно статье 44 указанного  Федерального закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1); расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).

Представитель ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснил, что экспресс-анализ мочи на содержание психоактивных веществ проводится всем кандидатам в водители, за исключением мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет, независимо от результатов иных видов исследований: медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, данных анамнеза, психологического тестирования.

Признаки возможного употребления наркотических и иных психотропных веществ могут быть выявлены при визуальном медицинском осмотре. Так, в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 года № 475, сформулированы признаки, наличие одного или нескольких из которых дают достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, а именно: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменения окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Обязательное диагностирование наличия наркотических веществ в организме лиц, в отношении которых отсутствуют основания полагать, что они употребляют такие вещества, возложение на таких граждан обязанности по прохождению и оплате подобного исследования, противоречит статье 44 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года, не отвечает целям и задачам законодательства, направленного на предотвращение наркомании и охрану здоровья граждан, ущемляет интересы указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального законодательства «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом деле являются услуги по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Географическими границами рынка являются административные границы г. Ярославля и Ярославского района.

В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Приложением 3 к приказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.11.2010 года № 1473 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи наркологическим больным в Ярославской области» установлен перечень учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь. Согласно данному перечню  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» обслуживает жителей  г. Ярославля, Ярославского района Ярославской области.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснило в рамках рассмотрения дела № 03-03/01-11, что для освидетельствования  психиатром-наркологом в учреждение могут обратиться кандидаты в водители, зарегистрированные на территории г. Ярославля и Ярославского района, что связано с наличием у учреждения данных о лицах, зарегистрированных на указанной территории, касающихся нахождения на учете у врача психиатра-нарколога, проведения медицинского освидетельствования в отношении данных лиц в прошлом.

Исходя из изложенного, жители г. Ярославля, Ярославского района для медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом должны обратиться в ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».

Таким образом, доля ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на рынке услуг по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории г. Ярославля и Ярославского района составляет 100 процентов, положение ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на данном рынке является доминирующим.

Действия ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств, образуют состав нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

В соответствии со статьей 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как установлено должностным лицом, рассматривающим настоящее дело, и подтверждается материалами дела у ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

На основании заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г. приходит к выводу о совершении  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Совокупный размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год на территории г. Ярославля составил 30 522 079,00 рублей.  Размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  от оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Ярославля за 2010 год  составил 4 541 200,00 рублей (письмо ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  № 29/1128 от 02.11.2011 года).

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение предприятия. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.

ПОСТАНОВИЛ:

привлечь ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» за нарушение статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в проведении экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования, в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей (сто тысяч рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафы в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111602010010000140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКАТО 78401000000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                 И.Г. Паутов

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № 03-07/108-11

 

06 декабря 2011 года                                                                                              г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области И.Г. Паутов, рассмотрев протокол по делу № 03-07/108-11 от 21 ноября 2011 года об административном правонарушении главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдиной Е.А. и материалы дела, возбужденного в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  (далее – ГБУЗ ЯО  «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»), юридический  адрес: 150054, г. Ярославль, пр. Октября, 59, ИНН 7606003563, ОГРН 1027600839408, в присутствии главного врача учреждения Волкова А.В.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии по делу № 03-03/01-11 ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств является одной из составляющих медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В настоящее время периодичность обязательного медицинского освидетельствования, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортным средством, определены приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», приказом Минздравмедпрома от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допусков к профессии», постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2010 № 831-н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» утверждена форма медицинской справки, в которую непосредственно вносятся заключения специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра-нарколога, психиатра. При этом уточнено, что прохождение освидетельствования  психиатром-наркологом и психиатром осуществляется в наркологическом  и психоневрологическом диспансерах соответственно.

Исходя из вышеизложенного, медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей индивидуальных транспортных средств врачом психиатром-наркологом должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 2.1.5 приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 764-п «Об утверждении перечня дополнительных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области, и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.01.2009 № 24-п», утвержден Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в Государственных учреждениях здравоохранения Ярославской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан. В данный Перечень включены медицинские осмотры водителей транспортных средств.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» в стоимость проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители включена стоимость анализа мочи на наличие наркотических веществ.

Так, приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 04.03.2008 года № 17-ос утверждены временные стандарты проведения медицинских осмотров граждан, осуществляемые в ГУЗ  Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница», пунктами 5 и 5.1 которых предусмотрено включение в основной объем обследования водителей и кандидатов в водители транспортных средств категории В с правом работы по найму, категории С, D, Е городского транспорта, водителей категорий А, В без права работы по найму  тестирования на наркотики (опиаты, каннабиноиды и др.), с учетом возраста для водителей категории А, В без права работы по найму.

Приказом ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 16.03.2011 года № 09-ос утвержден Прейскурант платных медицинских услуг, согласно которому медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств категории А, B, мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет стоит 160,00 рублей, медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств всех категорий с обследованием на наркотики стоит 200,00 рублей.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Установлено, что Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В качестве дополнительных противопоказаний для водителей авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта установлены, в том числе алкоголизм, наркомания, токсикомания. В качестве дополнительных исследований установлено проведение электрокардиографии, экспериментально-психологического исследования. Проведение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным Постановлением не предусмотрено.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено включение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ, в том числе экспресс-анализа мочи при проведении медицинского освидетельствования кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года.

Согласно статье 44 указанного  Федерального закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1); расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).

Представитель ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснил, что экспресс-анализ мочи на содержание психоактивных веществ проводится всем кандидатам в водители, за исключением мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет, независимо от результатов иных видов исследований: медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, данных анамнеза, психологического тестирования.

Признаки возможного употребления наркотических и иных психотропных веществ могут быть выявлены при визуальном медицинском осмотре. Так, в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 года № 475, сформулированы признаки, наличие одного или нескольких из которых дают достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, а именно: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменения окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Обязательное диагностирование наличия наркотических веществ в организме лиц, в отношении которых отсутствуют основания полагать, что они употребляют такие вещества, возложение на таких граждан обязанности по прохождению и оплате подобного исследования, противоречит статье 44 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года, не отвечает целям и задачам законодательства, направленного на предотвращение наркомании и охрану здоровья граждан, ущемляет интересы указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального законодательства «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом деле являются услуги по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Географическими границами рынка являются административные границы г. Ярославля и Ярославского района.

В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Приложением 3 к приказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.11.2010 года № 1473 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи наркологическим больным в Ярославской области» установлен перечень учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь. Согласно данному перечню  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» обслуживает жителей  г. Ярославля, Ярославского района Ярославской области.

ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснило в рамках рассмотрения дела № 03-03/01-11, что для освидетельствования  психиатром-наркологом в учреждение могут обратиться кандидаты в водители, зарегистрированные на территории г. Ярославля и Ярославского района, что связано с наличием у учреждения данных о лицах, зарегистрированных на указанной территории, касающихся нахождения на учете у врача психиатра-нарколога, проведения медицинского освидетельствования в отношении данных лиц в прошлом.

Исходя из изложенного, жители г. Ярославля, Ярославского района для медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом должны обратиться в ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».

Таким образом, доля ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на рынке услуг по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории г. Ярославля и Ярославского района составляет 100 процентов, положение ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на данном рынке является доминирующим.

Действия ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств, образуют состав нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

В соответствии со статьей 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как установлено должностным лицом, рассматривающим настоящее дело, и подтверждается материалами дела у ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

На основании заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г. приходит к выводу о совершении  ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Совокупный размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год на территории г. Ярославля составил 30 522 079,00 рублей.  Размер выручки, полученной ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  от оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Ярославля за 2010 год  составил 4 541 200,00 рублей (письмо ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»  № 29/1128 от 02.11.2011 года).

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение предприятия. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.

ПОСТАНОВИЛ:

привлечь ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» за нарушение статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в проведении экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования, в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей (сто тысяч рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафы в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111602010010000140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКАТО 78401000000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                 И.Г. Паутов

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-07/108-11 [format] => [safe_value] => 03-07/108-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 11:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 11:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324381211 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )