Решение по делу № 03-03/133-11 в отношении ОАО "ТГК-2"

Номер дела: 03-03/133-11
Дата публикации: 20 декабря 2011, 16:06

 

Решение

по делу № 03-03/133-11

06 декабря 2011 года                                                                                               г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гаев М.В., члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев 06 декабря 2011 года дело № 03-03/133-11 о нарушении ОАО «ТГК-2» пункта 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),     

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ОАО «УК Кировского района» (вх. №6686 от 12.07.2011г., 7491 от 09.08.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном уклонении от заключения договора на предоставление ресурса для осуществления промывки.

Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.

Необходимость проведения промывки и дезинфекции вытекает из п.9.2.10. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 (Далее также ПТЭТЭ), в соответствии с которым подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 9.2.9 дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами, для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. Иных требований ПТЭТЭ не установлено. В соответствии с действовавшим на момент обращения заявителя в теплоснабжающую компанию Приказом Госстроя от 13.12.2000 №285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых систем коммунального теплоснабжения» дезинфекция трубопроводов тепловых сетей и тепловых пунктов открытых систем теплоснабжения должна производиться согласно Санитарным правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997. В соответствии с указанным письмом для проведения дезинфекции открытых систем теплоснабжения допускается использовать метод термической дезинфекции трубопроводов. При этом необходимо проводить дезинфекцию трубопроводов при двукратном нагревании воды до 60 градусов в течение 60 минут или при нагревании воды до 70 градусов в течение 60 мин.

Промывка системы отопления и горячего водоснабжения является одним из необходимых подготовительных мероприятий для надлежащего функционирования данной системы наряду с прочими подготовительными этапами. Данная технологическая операция - промывка системы отопления – неразрывно связана с подачей ресурса по договору энергоснабжения, обеспечивает безопасность функционирования системы.

Таким образом, промывка является частью рынка производства и передачи тепловой энергии.

Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети (в том числе в части оказания услуг по поставке тепловой энергии для промывки и дезинфекции).

Фактические обстоятельства следующие.

ОАО «УК Кировского района» обратилось в ОАО «ТГК-2» письмом №02-07/1005 от 08.04.2011г. с просьбой разрешить промывку инженерных сетей для подготовки жилого фонда, находящегося в управлении, к отопительному сезону (прилагало графики проведения промывки). Письмо получено ОАО «ТГК-2» 08.04.2011г.

Ответа на данное обращение не последовало.

05.05.2011г. ОАО «УК Кировского района» повторно обратилось в ОАО «ТГК-2» просило разрешить промывку, заключить соглашение об отпуске тепловой энергии и теплоносителя для промывки.

ОАО «ТГК-2» письмом от 06.06.2011г. №1000-10-2/4480 потребовало с ОАО «Управляющая организация Кировского района» график проведения внутренних текущих и капитальных ремонтов систем теплоснабжения, а также указать объем воды, необходимый для промывки с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам (ИТП) (получено 07.06.2011г.).

ОАО «УК Кировского района» письмом от 16.06.2011г. №02-07/1836 указало, что ориентировочный объем воды для всех объектов составляет 11 499 тонн, представить информацию в разбивке по ИТП не представляется возможным. Данное письмо получено ОАО «ТГК-2» 16.06.2011г.

Письмом от 01.07.2011г. №0001-01-4/1987 ОАО «ТГК-2» указало, что ОАО «УК Кировского района» следует представить график проведения ремонтов и указать объем сетевой воды с разбивкой по ИТП, кроме того, представить лицензию организации, которая будет проводить дезинфекцию в открытых системах.

Одновременно установлено, что 29.06.2011г. ОАО «УК №1» письмом №994 повторно обратилось в ОАО «ТГК-2», указав общий ориентировочный объем тепловой энергии и теплоносителя.

30.06.2011г. ОАО «ТГК-2» представило в адрес ОАО «УК №1» соглашение №2036, предметом которого является поставка сетевой воды для гидропневматической промывки и организация производственного контроля, в предмете договора указывался общий ориентировочный объем теплоносителя, без разбивки по ИТП.

Антимонопольным органом также установлено, что договор с ОАО «УК №1» был исполнен, внутренние системы домов были промыты надлежащим образом.

Таким образом, фактически ОАО «ТГК-2» не были необходимы сведения о количестве тепловой энергии с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам. ОАО «Управляющая компания Кировского района» сообщило общий ориентировочный объем воды, необходимый к поставке, указало, что определить объем в разбивке по ИТП не представляется возможным, так как указанные объемы будут определяться индивидуально, исходя из требований, предъявляемых к качеству воды после промывки в соответствии с Санитарными правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997.

В соответствии с п. 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 8 ст. 4 указанного Федерального закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В данном случае ОАО «УК Кировского района» и ОАО «УК №1» были поставлены в неравные условия при приобретении ресурса, необходимого для промывки.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-2» по требованию у ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» для заключения договора на отпуск тепловой энергии и теплоносителя для промывки дополнительных документов (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987), а именно объемов воды, необходимых для промывки с разбивкой по ИТП (индивидуальным тепловым пунктам), при заключении аналогичного договора с ОАО «Управляющая компания №1» без предоставления данных документов, без выставления подобного требования, образуют нарушение пункта 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» также запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В данном случае ОАО «ТГК-2» не направило в адрес ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» проект договора, указав на необходимость предоставления дополнительных документов, а именно графика ремонтов внутридомовых сетей, объемов сетевой воды, необходимых для проведения промывки, с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам.

Отношения в сфере подготовки внутридомовых систем теплоснабжения к отопительному сезону регулируются Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении», ведомственными и техническими правилами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с. п. 6 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Порядок проведения подготовки регулируется ведомственными нормативными актами, в частности "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115. В соответствии с п. 1.1. данных Правил в сферу их регулирования входят требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

В соответствии с п. 1.6. данных Правил надзор за соблюдением требований Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Особенности эксплуатации жилого фонда также приводятся в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Данные правила в п. 5.2.10 содержат положения, аналогичные п.9.2.9. Правил технической эксплуатации относительно того, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 1.10 данных правил государственный контроль за их соблюдением всеми участниками жилищных отношений осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.

Таким образом, действующими нормативными актами предусмотрена обязанность управляющей компании осуществлять промывку и дезинфекцию (для открытых систем) системы теплоснабжения. Однако ни одним из нормативных актов не предусмотрено право теплоснабжающей организации осуществлять контроль за проведением промывки, дезинфекции, а также право получать необходимые сертификаты, акты, участвовать в проведении работ.

Контроль за указанными процедурами осуществляют Жилищная инспекция, органы технического надзора, органы местного самоуправления.

Действующими нормативными актами в сфере проведения промывок не предусмотрено обуславливание заключения договора с предоставлением графика проведения ремонта внутридомовых сетей.

Таким образом, действия ОАО «ТГК-2» по уклонению от заключения договора на поставку сетевой воды для проведения промывки с ОАО «Управляющая компания Кировского района» (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987) образуют нарушение пункта 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела промывка сетей многоквартирных домов была завершена, в связи с чем Комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               Гаев М.В.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    Антонова М.В.

 

                                                                                                                           Завьялов М.Ф.

stdClass Object ( [vid] => 8828 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 03-03/133-11 в отношении ОАО "ТГК-2" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8828 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324555757 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение

по делу № 03-03/133-11

06 декабря 2011 года                                                                                               г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гаев М.В., члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев 06 декабря 2011 года дело № 03-03/133-11 о нарушении ОАО «ТГК-2» пункта 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),     

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ОАО «УК Кировского района» (вх. №6686 от 12.07.2011г., 7491 от 09.08.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном уклонении от заключения договора на предоставление ресурса для осуществления промывки.

Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.

Необходимость проведения промывки и дезинфекции вытекает из п.9.2.10. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 (Далее также ПТЭТЭ), в соответствии с которым подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 9.2.9 дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами, для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. Иных требований ПТЭТЭ не установлено. В соответствии с действовавшим на момент обращения заявителя в теплоснабжающую компанию Приказом Госстроя от 13.12.2000 №285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых систем коммунального теплоснабжения» дезинфекция трубопроводов тепловых сетей и тепловых пунктов открытых систем теплоснабжения должна производиться согласно Санитарным правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997. В соответствии с указанным письмом для проведения дезинфекции открытых систем теплоснабжения допускается использовать метод термической дезинфекции трубопроводов. При этом необходимо проводить дезинфекцию трубопроводов при двукратном нагревании воды до 60 градусов в течение 60 минут или при нагревании воды до 70 градусов в течение 60 мин.

Промывка системы отопления и горячего водоснабжения является одним из необходимых подготовительных мероприятий для надлежащего функционирования данной системы наряду с прочими подготовительными этапами. Данная технологическая операция - промывка системы отопления – неразрывно связана с подачей ресурса по договору энергоснабжения, обеспечивает безопасность функционирования системы.

Таким образом, промывка является частью рынка производства и передачи тепловой энергии.

Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети (в том числе в части оказания услуг по поставке тепловой энергии для промывки и дезинфекции).

Фактические обстоятельства следующие.

ОАО «УК Кировского района» обратилось в ОАО «ТГК-2» письмом №02-07/1005 от 08.04.2011г. с просьбой разрешить промывку инженерных сетей для подготовки жилого фонда, находящегося в управлении, к отопительному сезону (прилагало графики проведения промывки). Письмо получено ОАО «ТГК-2» 08.04.2011г.

Ответа на данное обращение не последовало.

05.05.2011г. ОАО «УК Кировского района» повторно обратилось в ОАО «ТГК-2» просило разрешить промывку, заключить соглашение об отпуске тепловой энергии и теплоносителя для промывки.

ОАО «ТГК-2» письмом от 06.06.2011г. №1000-10-2/4480 потребовало с ОАО «Управляющая организация Кировского района» график проведения внутренних текущих и капитальных ремонтов систем теплоснабжения, а также указать объем воды, необходимый для промывки с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам (ИТП) (получено 07.06.2011г.).

ОАО «УК Кировского района» письмом от 16.06.2011г. №02-07/1836 указало, что ориентировочный объем воды для всех объектов составляет 11 499 тонн, представить информацию в разбивке по ИТП не представляется возможным. Данное письмо получено ОАО «ТГК-2» 16.06.2011г.

Письмом от 01.07.2011г. №0001-01-4/1987 ОАО «ТГК-2» указало, что ОАО «УК Кировского района» следует представить график проведения ремонтов и указать объем сетевой воды с разбивкой по ИТП, кроме того, представить лицензию организации, которая будет проводить дезинфекцию в открытых системах.

Одновременно установлено, что 29.06.2011г. ОАО «УК №1» письмом №994 повторно обратилось в ОАО «ТГК-2», указав общий ориентировочный объем тепловой энергии и теплоносителя.

30.06.2011г. ОАО «ТГК-2» представило в адрес ОАО «УК №1» соглашение №2036, предметом которого является поставка сетевой воды для гидропневматической промывки и организация производственного контроля, в предмете договора указывался общий ориентировочный объем теплоносителя, без разбивки по ИТП.

Антимонопольным органом также установлено, что договор с ОАО «УК №1» был исполнен, внутренние системы домов были промыты надлежащим образом.

Таким образом, фактически ОАО «ТГК-2» не были необходимы сведения о количестве тепловой энергии с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам. ОАО «Управляющая компания Кировского района» сообщило общий ориентировочный объем воды, необходимый к поставке, указало, что определить объем в разбивке по ИТП не представляется возможным, так как указанные объемы будут определяться индивидуально, исходя из требований, предъявляемых к качеству воды после промывки в соответствии с Санитарными правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997.

В соответствии с п. 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 8 ст. 4 указанного Федерального закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В данном случае ОАО «УК Кировского района» и ОАО «УК №1» были поставлены в неравные условия при приобретении ресурса, необходимого для промывки.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-2» по требованию у ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» для заключения договора на отпуск тепловой энергии и теплоносителя для промывки дополнительных документов (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987), а именно объемов воды, необходимых для промывки с разбивкой по ИТП (индивидуальным тепловым пунктам), при заключении аналогичного договора с ОАО «Управляющая компания №1» без предоставления данных документов, без выставления подобного требования, образуют нарушение пункта 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» также запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В данном случае ОАО «ТГК-2» не направило в адрес ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» проект договора, указав на необходимость предоставления дополнительных документов, а именно графика ремонтов внутридомовых сетей, объемов сетевой воды, необходимых для проведения промывки, с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам.

Отношения в сфере подготовки внутридомовых систем теплоснабжения к отопительному сезону регулируются Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении», ведомственными и техническими правилами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с. п. 6 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Порядок проведения подготовки регулируется ведомственными нормативными актами, в частности "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115. В соответствии с п. 1.1. данных Правил в сферу их регулирования входят требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

В соответствии с п. 1.6. данных Правил надзор за соблюдением требований Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Особенности эксплуатации жилого фонда также приводятся в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Данные правила в п. 5.2.10 содержат положения, аналогичные п.9.2.9. Правил технической эксплуатации относительно того, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 1.10 данных правил государственный контроль за их соблюдением всеми участниками жилищных отношений осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.

Таким образом, действующими нормативными актами предусмотрена обязанность управляющей компании осуществлять промывку и дезинфекцию (для открытых систем) системы теплоснабжения. Однако ни одним из нормативных актов не предусмотрено право теплоснабжающей организации осуществлять контроль за проведением промывки, дезинфекции, а также право получать необходимые сертификаты, акты, участвовать в проведении работ.

Контроль за указанными процедурами осуществляют Жилищная инспекция, органы технического надзора, органы местного самоуправления.

Действующими нормативными актами в сфере проведения промывок не предусмотрено обуславливание заключения договора с предоставлением графика проведения ремонта внутридомовых сетей.

Таким образом, действия ОАО «ТГК-2» по уклонению от заключения договора на поставку сетевой воды для проведения промывки с ОАО «Управляющая компания Кировского района» (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987) образуют нарушение пункта 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела промывка сетей многоквартирных домов была завершена, в связи с чем Комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               Гаев М.В.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    Антонова М.В.

 

                                                                                                                           Завьялов М.Ф.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение

по делу № 03-03/133-11

06 декабря 2011 года                                                                                               г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гаев М.В., члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев 06 декабря 2011 года дело № 03-03/133-11 о нарушении ОАО «ТГК-2» пункта 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),     

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ОАО «УК Кировского района» (вх. №6686 от 12.07.2011г., 7491 от 09.08.2011г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном уклонении от заключения договора на предоставление ресурса для осуществления промывки.

Принимая решение о признании ОАО «ТГК-2» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.

Необходимость проведения промывки и дезинфекции вытекает из п.9.2.10. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 (Далее также ПТЭТЭ), в соответствии с которым подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 9.2.9 дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами, для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. Иных требований ПТЭТЭ не установлено. В соответствии с действовавшим на момент обращения заявителя в теплоснабжающую компанию Приказом Госстроя от 13.12.2000 №285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых систем коммунального теплоснабжения» дезинфекция трубопроводов тепловых сетей и тепловых пунктов открытых систем теплоснабжения должна производиться согласно Санитарным правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997. В соответствии с указанным письмом для проведения дезинфекции открытых систем теплоснабжения допускается использовать метод термической дезинфекции трубопроводов. При этом необходимо проводить дезинфекцию трубопроводов при двукратном нагревании воды до 60 градусов в течение 60 минут или при нагревании воды до 70 градусов в течение 60 мин.

Промывка системы отопления и горячего водоснабжения является одним из необходимых подготовительных мероприятий для надлежащего функционирования данной системы наряду с прочими подготовительными этапами. Данная технологическая операция - промывка системы отопления – неразрывно связана с подачей ресурса по договору энергоснабжения, обеспечивает безопасность функционирования системы.

Таким образом, промывка является частью рынка производства и передачи тепловой энергии.

Хозяйствующий субъект ОАО «ТГК-2» приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007г. №131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети (в том числе в части оказания услуг по поставке тепловой энергии для промывки и дезинфекции).

Фактические обстоятельства следующие.

ОАО «УК Кировского района» обратилось в ОАО «ТГК-2» письмом №02-07/1005 от 08.04.2011г. с просьбой разрешить промывку инженерных сетей для подготовки жилого фонда, находящегося в управлении, к отопительному сезону (прилагало графики проведения промывки). Письмо получено ОАО «ТГК-2» 08.04.2011г.

Ответа на данное обращение не последовало.

05.05.2011г. ОАО «УК Кировского района» повторно обратилось в ОАО «ТГК-2» просило разрешить промывку, заключить соглашение об отпуске тепловой энергии и теплоносителя для промывки.

ОАО «ТГК-2» письмом от 06.06.2011г. №1000-10-2/4480 потребовало с ОАО «Управляющая организация Кировского района» график проведения внутренних текущих и капитальных ремонтов систем теплоснабжения, а также указать объем воды, необходимый для промывки с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам (ИТП) (получено 07.06.2011г.).

ОАО «УК Кировского района» письмом от 16.06.2011г. №02-07/1836 указало, что ориентировочный объем воды для всех объектов составляет 11 499 тонн, представить информацию в разбивке по ИТП не представляется возможным. Данное письмо получено ОАО «ТГК-2» 16.06.2011г.

Письмом от 01.07.2011г. №0001-01-4/1987 ОАО «ТГК-2» указало, что ОАО «УК Кировского района» следует представить график проведения ремонтов и указать объем сетевой воды с разбивкой по ИТП, кроме того, представить лицензию организации, которая будет проводить дезинфекцию в открытых системах.

Одновременно установлено, что 29.06.2011г. ОАО «УК №1» письмом №994 повторно обратилось в ОАО «ТГК-2», указав общий ориентировочный объем тепловой энергии и теплоносителя.

30.06.2011г. ОАО «ТГК-2» представило в адрес ОАО «УК №1» соглашение №2036, предметом которого является поставка сетевой воды для гидропневматической промывки и организация производственного контроля, в предмете договора указывался общий ориентировочный объем теплоносителя, без разбивки по ИТП.

Антимонопольным органом также установлено, что договор с ОАО «УК №1» был исполнен, внутренние системы домов были промыты надлежащим образом.

Таким образом, фактически ОАО «ТГК-2» не были необходимы сведения о количестве тепловой энергии с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам. ОАО «Управляющая компания Кировского района» сообщило общий ориентировочный объем воды, необходимый к поставке, указало, что определить объем в разбивке по ИТП не представляется возможным, так как указанные объемы будут определяться индивидуально, исходя из требований, предъявляемых к качеству воды после промывки в соответствии с Санитарными правилам устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (СанПиН) №4723-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 15.11.1988г., и письму Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ «О термической дезинфекции трубопроводов тепловых сетей» №И/85-111 от 07.07.1997.

В соответствии с п. 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. В соответствии с п. 8 ст. 4 указанного Федерального закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В данном случае ОАО «УК Кировского района» и ОАО «УК №1» были поставлены в неравные условия при приобретении ресурса, необходимого для промывки.

Таким образом, в действиях ОАО «ТГК-2» по требованию у ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» для заключения договора на отпуск тепловой энергии и теплоносителя для промывки дополнительных документов (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987), а именно объемов воды, необходимых для промывки с разбивкой по ИТП (индивидуальным тепловым пунктам), при заключении аналогичного договора с ОАО «Управляющая компания №1» без предоставления данных документов, без выставления подобного требования, образуют нарушение пункта 8 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» также запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В данном случае ОАО «ТГК-2» не направило в адрес ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» проект договора, указав на необходимость предоставления дополнительных документов, а именно графика ремонтов внутридомовых сетей, объемов сетевой воды, необходимых для проведения промывки, с разбивкой по индивидуальным тепловым пунктам.

Отношения в сфере подготовки внутридомовых систем теплоснабжения к отопительному сезону регулируются Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении», ведомственными и техническими правилами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с. п. 6 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Порядок проведения подготовки регулируется ведомственными нормативными актами, в частности "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115. В соответствии с п. 1.1. данных Правил в сферу их регулирования входят требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

В соответствии с п. 1.6. данных Правил надзор за соблюдением требований Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Особенности эксплуатации жилого фонда также приводятся в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Данные правила в п. 5.2.10 содержат положения, аналогичные п.9.2.9. Правил технической эксплуатации относительно того, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

В соответствии с п. 1.10 данных правил государственный контроль за их соблюдением всеми участниками жилищных отношений осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.

Таким образом, действующими нормативными актами предусмотрена обязанность управляющей компании осуществлять промывку и дезинфекцию (для открытых систем) системы теплоснабжения. Однако ни одним из нормативных актов не предусмотрено право теплоснабжающей организации осуществлять контроль за проведением промывки, дезинфекции, а также право получать необходимые сертификаты, акты, участвовать в проведении работ.

Контроль за указанными процедурами осуществляют Жилищная инспекция, органы технического надзора, органы местного самоуправления.

Действующими нормативными актами в сфере проведения промывок не предусмотрено обуславливание заключения договора с предоставлением графика проведения ремонта внутридомовых сетей.

Таким образом, действия ОАО «ТГК-2» по уклонению от заключения договора на поставку сетевой воды для проведения промывки с ОАО «Управляющая компания Кировского района» (письма 06.06.2011г. №1000-10-2/4480, 01.07.2011г. №0001-01-4/1987) образуют нарушение пункта 5 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела промывка сетей многоквартирных домов была завершена, в связи с чем Комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               Гаев М.В.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    Антонова М.В.

 

                                                                                                                           Завьялов М.Ф.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-03/133-11 [format] => [safe_value] => 03-03/133-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 12:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-06 12:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324555757 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )