Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск (Дело № А82-8342/2010)

Номер дела: А82-8342/2010
Дата публикации: 21 января 2011, 10:32

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-8342/2010
                                                        21 января 2011  года


              Резолютивная часть решения объявлена  24 декабря 2010 года.
              Полный текст решения изготовлен  21 января 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третьи лица -  1. ООО «Управляющая компания «Запад»
                        2. ОАО «Управляющая компания»
 

об оспаривании решения антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителя
-  Орлова М.Г., доверенность от 26.08.2010г.
от ответчика -  Новиков Ю.К., доверенность от 12.01.2010г.
от третьих лиц - 1. Бабенков Н.Л., доверенность от 07.04.2010г.
                             2. Спирова Г.Б., доверенность от 05.10.2010г.
установил:
 

        Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16.06.2010г. по делу № 06-03/15-10 (изготовлено в полном объеме 30.06.2010г.).
        К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены ООО «Управляющая компания «Запад» и ОАО «Управляющая компания».
        Оспариваемым решением  Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, полагает, что в действиях Департамента недвижимости отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заявитель указывает на многочисленные нарушения ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Ответчик требования не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным; полагает, что отдельные нарушения процедуры рассмотрения дела не привели к вынесению незаконного решения.
      Третье лицо ООО «Управляющая компания «Запад» полностью поддерживает позицию заявителя, отрицает наличие согласованных действий  между Департаментом недвижимости и УК «Запад».
      Третье лицо ОАО «Управляющая компания» решение антимонопольного органа считает  правомерным, а согласованные действия Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» - ограничивающими конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (30 июня 2010г. изготовлено) Решение по делу №06-03/15-10, которым согласованные действия Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «УК «Запад» признаны нарушающими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального Закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
     В качестве согласованных действий Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» комиссия УФАС квалифицировала инициирование и проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах г.Рыбинска, которые  повлекли фактический переход части многоквартирных домов, находившихся в управлении ОАО «Управляющая компания», в управление ООО «УК «Запад». В результате согласованных действий с Департаментом недвижимости ООО «УК «Запад» получило необоснованное преимущество для доступа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г.Рыбинске путем частичного устранения с рынка ОАО «Управляющая компания».
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
     16.11.2009г. ООО «Управляющая компания «Запад» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС №3 по Ярославской области.
     19.11.2009г. ООО «УК «Запад» обратилось к исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. с письменным предложением инициировать собрания собственников помещений многоквартирных домов в г.Рыбинске, где компания предполагала  осуществлять управление. К письму прилагался список 111 домов (микрорайоны Веретье - 1,2,3), которые в тот момент находились в управлении ОАО «Управляющая компания». К письму также было приложено штатное расписание, из которого следовало, что в штате Общества числятся только генеральный директор и главный бухгалтер. Каких-либо иных сведений, обосновывающих потенциал ООО «УК «Запад» по управлению многоквартирными домами, представлено не было.
     03.12.2009г. исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. были выданы доверенности шести лицам, в том числе Киприянову В.Н., генеральному директору ООО «УК «Запад», на представление Департамента недвижимости «для организации и проведения общих собраний (в форме заочного голосования) собственников помещений по  выбору управляющей организации многоквартирных домов». Адреса домов, указанные в доверенностях, соответствуют перечню, приложенному к письму ООО УК «Запад» от 19.11.2009г. Впоследствии все лица, которым были выданы доверенности от имени Департамента недвижимости, стали работникам ООО «УК «Запад» (лист дела 126 том 1).
     В декабре 2009г. собственниками помещений многоквартирных домов приняты решения о замене управляющей компании.
     24.12.2009г. Департаментом недвижимости направлены письма ОАО «Управляющая компания» о расторжении договоров управления многоквартирными домами с 01.01.2010г., письма подписаны уполномоченным от собственников помещений многоквартирных домов в лице и.о. директора Департамента недвижимости   Тремасовой  М.В.
     ООО «УК «Запад» проинформировало жителей домов, где были проведены собрания, о переходе с 01.01.2010г. управления этими домами к ООО «УК «Запад», а также требовало от ОАО «Управляющая компания» передать техническую документацию на эти дома.
     Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлен порядок выбора способа управления многоквартирным домом, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
      Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
         Статьей 47 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
     Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
      Согласно  пункту 1.3. Устава Городского округа город Рыбинск Администрация городского округа город Рыбинск - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Рыбинска. Глава города Рыбинска возглавляет администрацию на принципах единоначалия.
     Статьей 34 Устава определены полномочия Администрации, в том числе по вопросам управления муниципальным имуществом: Администрация осуществляет от имени города Рыбинска права собственника в отношении муниципального имущества.
      В соответствии с частью 2  статьи 30 Устава Глава города Рыбинска как глава администрации города Рыбинска утверждает положения о структурных подразделениях администрации.
       Решением Муниципального совета городского округа город Рыбинск №66 от 26 июля 2006г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Рыбинск. Пунктом 5.1. Положения установлено, что органы местного самоуправления города Рыбинска наделяются всей полнотой прав по управлению и распоряжению муниципальной собственностью; компетенция органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается Уставом и настоящим Положением. Согласно пункту 5.4. Положения  Администрация Городского округа город Рыбинск осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществляет учет муниципального имущества, принимает решение о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, определяет в соответствии с федеральным законом порядок управления муниципальным жилищным фондом (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Рыбинску). Администрация участвует в выборе способа управления многоквартирными домами от имени собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 18.7.).
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №961 от 24.11.2006г. (в редакции от 22.05.2008г.) «О выборе способа управления многоквартирными домами на территории городского округа город Рыбинск» Департамент жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск уполномочен представлять собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а также выступать инициатором проведения собраний собственников.
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №873 от 16 апреля 2008г. утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в управление управляющей организацией, определенной в соответствии с законодательством. Согласно данному Положению единственным органом местного самоуправления, действующим в рассматриваемой сфере, является Департамент ЖКХ, транспорта и связи.
     Положение о Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (утверждено 21 июня 2006г. Главой городского округа город Рыбинск) не наделяет заявителя функциями в сфере управления муниципальным жилищным фондом. На данный Департамент возложены иные задачи по осуществлению в пределах своих полномочий правового регулирования вопросов, связанных с эффективным использованием муниципального имущества (пункт 2.2. Положения).
      Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемые действия Департамента недвижимости по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов  произведены при отсутствии полномочий на  деятельность в сфере управления муниципальным жилым фондом.
     Департамент недвижимости является муниципальным учреждением и структурным подразделение органа местного самоуправления, в связи с чем в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ, полномочен осуществлять только те функции, для осуществления которых он создан собственником.
     В ходе судебного разбирательства установлено, что согласованные действия Департамента недвижимости администрации городского округа  город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений  111 многоквартирных домов в городе Рыбинске (три микрорайона города Рыбинска: Веретье-1, Веретье-2, Веретье-3) привели к принятию собственниками решений о расторжении договоров управления многоквартирными домами, ранее заключенных с ОАО «Управляющая компания», и о заключении таких договоров с ООО «УК «Запад».
     При этом, согласно Обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами УФАС по Ярославской области  на территории города Рыбинска в 2009г. действовало 8 организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами; общий объем жилищного фонда составил 1422 многоквартирных дома, из них в управлении управляющих организаций - 1253 дома, в том числе, доля жилищного фонда, управляемого ОАО «Управляющая компания» равна 55,36%.
      Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Департаментом недвижимости администрации городского округа город Рыбинск и Обществом  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Запад» нарушен запрет, установленный статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию согласованные действия. Суд полагает, что такие действия могут привести к ограничению конкуренции  на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске, в частности, к разделу товарного рынка по составу продавцов и устранению с рынка хозяйствующих субъектов, в связи с чем считает оспариваемое решение законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
     Признаки ограничения конкуренции установлены судом постольку, поскольку Управляющая компания «Запад» появилась на рассматриваемом рынке в декабре 2009г. исключительно при поддержке Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск, а не в результате самостоятельных действий, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
     Судом не принимаются доводы заявителя о нарушении ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку состав комиссии суд считает надлежащим (право на замену членов комиссии предусмотрено статьей 40 Закона о конкуренции, соответствующий приказ был издан руководителем УФАС), решение вынесено комиссией УФАС в пределах своих полномочий. В силу положений Закона о защите конкуренции такое нарушение, как отсутствие протокола заседания комиссии не является безусловным основанием для признания решения незаконным.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

            Отказать в удовлетворении заявленных требований.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

stdClass Object ( [vid] => 8890 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области на жалобу Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск (Дело № А82-8342/2010) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8890 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326267321 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 


г. Ярославль                                                              Дело №   А82-8342/2010
                                                        21 января 2011  года


              Резолютивная часть решения объявлена  24 декабря 2010 года.
              Полный текст решения изготовлен  21 января 2011 года.


Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третьи лица -  1. ООО «Управляющая компания «Запад»
                        2. ОАО «Управляющая компания»
 

об оспаривании решения антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителя
-  Орлова М.Г., доверенность от 26.08.2010г.
от ответчика -  Новиков Ю.К., доверенность от 12.01.2010г.
от третьих лиц - 1. Бабенков Н.Л., доверенность от 07.04.2010г.
                             2. Спирова Г.Б., доверенность от 05.10.2010г.
установил:
 

        Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16.06.2010г. по делу № 06-03/15-10 (изготовлено в полном объеме 30.06.2010г.).
        К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены ООО «Управляющая компания «Запад» и ОАО «Управляющая компания».
        Оспариваемым решением  Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, полагает, что в действиях Департамента недвижимости отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заявитель указывает на многочисленные нарушения ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Ответчик требования не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным; полагает, что отдельные нарушения процедуры рассмотрения дела не привели к вынесению незаконного решения.
      Третье лицо ООО «Управляющая компания «Запад» полностью поддерживает позицию заявителя, отрицает наличие согласованных действий  между Департаментом недвижимости и УК «Запад».
      Третье лицо ОАО «Управляющая компания» решение антимонопольного органа считает  правомерным, а согласованные действия Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» - ограничивающими конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (30 июня 2010г. изготовлено) Решение по делу №06-03/15-10, которым согласованные действия Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «УК «Запад» признаны нарушающими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального Закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
     В качестве согласованных действий Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» комиссия УФАС квалифицировала инициирование и проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах г.Рыбинска, которые  повлекли фактический переход части многоквартирных домов, находившихся в управлении ОАО «Управляющая компания», в управление ООО «УК «Запад». В результате согласованных действий с Департаментом недвижимости ООО «УК «Запад» получило необоснованное преимущество для доступа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г.Рыбинске путем частичного устранения с рынка ОАО «Управляющая компания».
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
     16.11.2009г. ООО «Управляющая компания «Запад» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС №3 по Ярославской области.
     19.11.2009г. ООО «УК «Запад» обратилось к исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. с письменным предложением инициировать собрания собственников помещений многоквартирных домов в г.Рыбинске, где компания предполагала  осуществлять управление. К письму прилагался список 111 домов (микрорайоны Веретье - 1,2,3), которые в тот момент находились в управлении ОАО «Управляющая компания». К письму также было приложено штатное расписание, из которого следовало, что в штате Общества числятся только генеральный директор и главный бухгалтер. Каких-либо иных сведений, обосновывающих потенциал ООО «УК «Запад» по управлению многоквартирными домами, представлено не было.
     03.12.2009г. исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. были выданы доверенности шести лицам, в том числе Киприянову В.Н., генеральному директору ООО «УК «Запад», на представление Департамента недвижимости «для организации и проведения общих собраний (в форме заочного голосования) собственников помещений по  выбору управляющей организации многоквартирных домов». Адреса домов, указанные в доверенностях, соответствуют перечню, приложенному к письму ООО УК «Запад» от 19.11.2009г. Впоследствии все лица, которым были выданы доверенности от имени Департамента недвижимости, стали работникам ООО «УК «Запад» (лист дела 126 том 1).
     В декабре 2009г. собственниками помещений многоквартирных домов приняты решения о замене управляющей компании.
     24.12.2009г. Департаментом недвижимости направлены письма ОАО «Управляющая компания» о расторжении договоров управления многоквартирными домами с 01.01.2010г., письма подписаны уполномоченным от собственников помещений многоквартирных домов в лице и.о. директора Департамента недвижимости   Тремасовой  М.В.
     ООО «УК «Запад» проинформировало жителей домов, где были проведены собрания, о переходе с 01.01.2010г. управления этими домами к ООО «УК «Запад», а также требовало от ОАО «Управляющая компания» передать техническую документацию на эти дома.
     Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлен порядок выбора способа управления многоквартирным домом, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
      Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
         Статьей 47 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
     Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
      Согласно  пункту 1.3. Устава Городского округа город Рыбинск Администрация городского округа город Рыбинск - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Рыбинска. Глава города Рыбинска возглавляет администрацию на принципах единоначалия.
     Статьей 34 Устава определены полномочия Администрации, в том числе по вопросам управления муниципальным имуществом: Администрация осуществляет от имени города Рыбинска права собственника в отношении муниципального имущества.
      В соответствии с частью 2  статьи 30 Устава Глава города Рыбинска как глава администрации города Рыбинска утверждает положения о структурных подразделениях администрации.
       Решением Муниципального совета городского округа город Рыбинск №66 от 26 июля 2006г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Рыбинск. Пунктом 5.1. Положения установлено, что органы местного самоуправления города Рыбинска наделяются всей полнотой прав по управлению и распоряжению муниципальной собственностью; компетенция органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается Уставом и настоящим Положением. Согласно пункту 5.4. Положения  Администрация Городского округа город Рыбинск осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществляет учет муниципального имущества, принимает решение о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, определяет в соответствии с федеральным законом порядок управления муниципальным жилищным фондом (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Рыбинску). Администрация участвует в выборе способа управления многоквартирными домами от имени собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 18.7.).
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №961 от 24.11.2006г. (в редакции от 22.05.2008г.) «О выборе способа управления многоквартирными домами на территории городского округа город Рыбинск» Департамент жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск уполномочен представлять собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а также выступать инициатором проведения собраний собственников.
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №873 от 16 апреля 2008г. утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в управление управляющей организацией, определенной в соответствии с законодательством. Согласно данному Положению единственным органом местного самоуправления, действующим в рассматриваемой сфере, является Департамент ЖКХ, транспорта и связи.
     Положение о Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (утверждено 21 июня 2006г. Главой городского округа город Рыбинск) не наделяет заявителя функциями в сфере управления муниципальным жилищным фондом. На данный Департамент возложены иные задачи по осуществлению в пределах своих полномочий правового регулирования вопросов, связанных с эффективным использованием муниципального имущества (пункт 2.2. Положения).
      Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемые действия Департамента недвижимости по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов  произведены при отсутствии полномочий на  деятельность в сфере управления муниципальным жилым фондом.
     Департамент недвижимости является муниципальным учреждением и структурным подразделение органа местного самоуправления, в связи с чем в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ, полномочен осуществлять только те функции, для осуществления которых он создан собственником.
     В ходе судебного разбирательства установлено, что согласованные действия Департамента недвижимости администрации городского округа  город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений  111 многоквартирных домов в городе Рыбинске (три микрорайона города Рыбинска: Веретье-1, Веретье-2, Веретье-3) привели к принятию собственниками решений о расторжении договоров управления многоквартирными домами, ранее заключенных с ОАО «Управляющая компания», и о заключении таких договоров с ООО «УК «Запад».
     При этом, согласно Обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами УФАС по Ярославской области  на территории города Рыбинска в 2009г. действовало 8 организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами; общий объем жилищного фонда составил 1422 многоквартирных дома, из них в управлении управляющих организаций - 1253 дома, в том числе, доля жилищного фонда, управляемого ОАО «Управляющая компания» равна 55,36%.
      Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Департаментом недвижимости администрации городского округа город Рыбинск и Обществом  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Запад» нарушен запрет, установленный статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию согласованные действия. Суд полагает, что такие действия могут привести к ограничению конкуренции  на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске, в частности, к разделу товарного рынка по составу продавцов и устранению с рынка хозяйствующих субъектов, в связи с чем считает оспариваемое решение законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
     Признаки ограничения конкуренции установлены судом постольку, поскольку Управляющая компания «Запад» появилась на рассматриваемом рынке в декабре 2009г. исключительно при поддержке Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск, а не в результате самостоятельных действий, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
     Судом не принимаются доводы заявителя о нарушении ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку состав комиссии суд считает надлежащим (право на замену членов комиссии предусмотрено статьей 40 Закона о конкуренции, соответствующий приказ был издан руководителем УФАС), решение вынесено комиссией УФАС в пределах своих полномочий. В силу положений Закона о защите конкуренции такое нарушение, как отсутствие протокола заседания комиссии не является безусловным основанием для признания решения незаконным.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:
 

            Отказать в удовлетворении заявленных требований.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.



Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 

г. Ярославль                                                              Дело №   А82-8342/2010
                                                        21 января 2011  года

              Резолютивная часть решения объявлена  24 декабря 2010 года.
              Полный текст решения изготовлен  21 января 2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Быстровой Е.О.  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

третьи лица -  1. ООО «Управляющая компания «Запад»
                        2. ОАО «Управляющая компания»
 

об оспаривании решения антимонопольного органа
 

при участии:
от заявителя
-  Орлова М.Г., доверенность от 26.08.2010г.
от ответчика -  Новиков Ю.К., доверенность от 12.01.2010г.
от третьих лиц - 1. Бабенков Н.Л., доверенность от 07.04.2010г.
                             2. Спирова Г.Б., доверенность от 05.10.2010г.
установил:
 

        Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16.06.2010г. по делу № 06-03/15-10 (изготовлено в полном объеме 30.06.2010г.).
        К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены ООО «Управляющая компания «Запад» и ОАО «Управляющая компания».
        Оспариваемым решением  Департамент недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, полагает, что в действиях Департамента недвижимости отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Кроме того, заявитель указывает на многочисленные нарушения ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Ответчик требования не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным; полагает, что отдельные нарушения процедуры рассмотрения дела не привели к вынесению незаконного решения.
      Третье лицо ООО «Управляющая компания «Запад» полностью поддерживает позицию заявителя, отрицает наличие согласованных действий  между Департаментом недвижимости и УК «Запад».
      Третье лицо ОАО «Управляющая компания» решение антимонопольного органа считает  правомерным, а согласованные действия Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» - ограничивающими конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске.
     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
     Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 16 июня 2010г. принято (30 июня 2010г. изготовлено) Решение по делу №06-03/15-10, которым согласованные действия Департамента недвижимости Администрации городского округа город Рыбинск и ООО «УК «Запад» признаны нарушающими пункты 3, 4 статьи 16 Федерального Закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
     В качестве согласованных действий Департамента недвижимости и ООО «УК «Запад» комиссия УФАС квалифицировала инициирование и проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах г.Рыбинска, которые  повлекли фактический переход части многоквартирных домов, находившихся в управлении ОАО «Управляющая компания», в управление ООО «УК «Запад». В результате согласованных действий с Департаментом недвижимости ООО «УК «Запад» получило необоснованное преимущество для доступа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г.Рыбинске путем частичного устранения с рынка ОАО «Управляющая компания».
     Предписание об устранении нарушения не выдавалось.
     В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
     16.11.2009г. ООО «Управляющая компания «Запад» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС №3 по Ярославской области.
     19.11.2009г. ООО «УК «Запад» обратилось к исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. с письменным предложением инициировать собрания собственников помещений многоквартирных домов в г.Рыбинске, где компания предполагала  осуществлять управление. К письму прилагался список 111 домов (микрорайоны Веретье - 1,2,3), которые в тот момент находились в управлении ОАО «Управляющая компания». К письму также было приложено штатное расписание, из которого следовало, что в штате Общества числятся только генеральный директор и главный бухгалтер. Каких-либо иных сведений, обосновывающих потенциал ООО «УК «Запад» по управлению многоквартирными домами, представлено не было.
     03.12.2009г. исполняющей обязанности директора Департамента недвижимости Тремасовой М.В. были выданы доверенности шести лицам, в том числе Киприянову В.Н., генеральному директору ООО «УК «Запад», на представление Департамента недвижимости «для организации и проведения общих собраний (в форме заочного голосования) собственников помещений по  выбору управляющей организации многоквартирных домов». Адреса домов, указанные в доверенностях, соответствуют перечню, приложенному к письму ООО УК «Запад» от 19.11.2009г. Впоследствии все лица, которым были выданы доверенности от имени Департамента недвижимости, стали работникам ООО «УК «Запад» (лист дела 126 том 1).
     В декабре 2009г. собственниками помещений многоквартирных домов приняты решения о замене управляющей компании.
     24.12.2009г. Департаментом недвижимости направлены письма ОАО «Управляющая компания» о расторжении договоров управления многоквартирными домами с 01.01.2010г., письма подписаны уполномоченным от собственников помещений многоквартирных домов в лице и.о. директора Департамента недвижимости   Тремасовой  М.В.
     ООО «УК «Запад» проинформировало жителей домов, где были проведены собрания, о переходе с 01.01.2010г. управления этими домами к ООО «УК «Запад», а также требовало от ОАО «Управляющая компания» передать техническую документацию на эти дома.
     Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
       Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлен порядок выбора способа управления многоквартирным домом, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
      Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
         Статьей 47 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
     Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
      Согласно  пункту 1.3. Устава Городского округа город Рыбинск Администрация городского округа город Рыбинск - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Рыбинска. Глава города Рыбинска возглавляет администрацию на принципах единоначалия.
     Статьей 34 Устава определены полномочия Администрации, в том числе по вопросам управления муниципальным имуществом: Администрация осуществляет от имени города Рыбинска права собственника в отношении муниципального имущества.
      В соответствии с частью 2  статьи 30 Устава Глава города Рыбинска как глава администрации города Рыбинска утверждает положения о структурных подразделениях администрации.
       Решением Муниципального совета городского округа город Рыбинск №66 от 26 июля 2006г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Рыбинск. Пунктом 5.1. Положения установлено, что органы местного самоуправления города Рыбинска наделяются всей полнотой прав по управлению и распоряжению муниципальной собственностью; компетенция органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается Уставом и настоящим Положением. Согласно пункту 5.4. Положения  Администрация Городского округа город Рыбинск осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществляет учет муниципального имущества, принимает решение о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, определяет в соответствии с федеральным законом порядок управления муниципальным жилищным фондом (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Рыбинску). Администрация участвует в выборе способа управления многоквартирными домами от имени собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 18.7.).
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №961 от 24.11.2006г. (в редакции от 22.05.2008г.) «О выборе способа управления многоквартирными домами на территории городского округа город Рыбинск» Департамент жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск уполномочен представлять собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а также выступать инициатором проведения собраний собственников.
     Постановлением Главы городского округа город Рыбинск №873 от 16 апреля 2008г. утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в управление управляющей организацией, определенной в соответствии с законодательством. Согласно данному Положению единственным органом местного самоуправления, действующим в рассматриваемой сфере, является Департамент ЖКХ, транспорта и связи.
     Положение о Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (утверждено 21 июня 2006г. Главой городского округа город Рыбинск) не наделяет заявителя функциями в сфере управления муниципальным жилищным фондом. На данный Департамент возложены иные задачи по осуществлению в пределах своих полномочий правового регулирования вопросов, связанных с эффективным использованием муниципального имущества (пункт 2.2. Положения).
      Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемые действия Департамента недвижимости по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов  произведены при отсутствии полномочий на  деятельность в сфере управления муниципальным жилым фондом.
     Департамент недвижимости является муниципальным учреждением и структурным подразделение органа местного самоуправления, в связи с чем в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ, полномочен осуществлять только те функции, для осуществления которых он создан собственником.
     В ходе судебного разбирательства установлено, что согласованные действия Департамента недвижимости администрации городского округа  город Рыбинск и ООО «Управляющая компания «Запад» по инициированию и проведению общих собраний собственников помещений  111 многоквартирных домов в городе Рыбинске (три микрорайона города Рыбинска: Веретье-1, Веретье-2, Веретье-3) привели к принятию собственниками решений о расторжении договоров управления многоквартирными домами, ранее заключенных с ОАО «Управляющая компания», и о заключении таких договоров с ООО «УК «Запад».
     При этом, согласно Обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами УФАС по Ярославской области  на территории города Рыбинска в 2009г. действовало 8 организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами; общий объем жилищного фонда составил 1422 многоквартирных дома, из них в управлении управляющих организаций - 1253 дома, в том числе, доля жилищного фонда, управляемого ОАО «Управляющая компания» равна 55,36%.
      Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Департаментом недвижимости администрации городского округа город Рыбинск и Обществом  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Запад» нарушен запрет, установленный статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции», на ограничивающие конкуренцию согласованные действия. Суд полагает, что такие действия могут привести к ограничению конкуренции  на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Рыбинске, в частности, к разделу товарного рынка по составу продавцов и устранению с рынка хозяйствующих субъектов, в связи с чем считает оспариваемое решение законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
     Признаки ограничения конкуренции установлены судом постольку, поскольку Управляющая компания «Запад» появилась на рассматриваемом рынке в декабре 2009г. исключительно при поддержке Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск, а не в результате самостоятельных действий, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
     Судом не принимаются доводы заявителя о нарушении ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку состав комиссии суд считает надлежащим (право на замену членов комиссии предусмотрено статьей 40 Закона о конкуренции, соответствующий приказ был издан руководителем УФАС), решение вынесено комиссией УФАС в пределах своих полномочий. В силу положений Закона о защите конкуренции такое нарушение, как отсутствие протокола заседания комиссии не является безусловным основанием для признания решения незаконным.
         Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:
 

            Отказать в удовлетворении заявленных требований.
            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                         Е.В. Мухина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-8342/2010 [format] => [safe_value] => А82-8342/2010 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела — Конькова Наталья Анатольевна
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-21 07:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-24 07:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326267321 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )