Решение Арбитражного суда Ярославской области по иску УФАС по Ярославской области и ООО «Берендей» (Дело №А82-11168/2010)

Номер дела: А82-11168/2010
Дата публикации: 5 декабря 2011, 17:00

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                           Дело №А82-11168/2010

Резолютивная часть                                                                           05.12.2011
оглашена 28.11.2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи   Сурововой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Педченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

УФАС по Ярославской области и ООО «Берендей» /ИНН 7622012798 ОГРН 1047601202494/ к
Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области
ЯРОО «Областное общество охотников и рыболовов»
о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса

при участии:
от истца - Гаврилова С.В. по доверенности от 25.07.2011 от УФАС, Фирсова А.В. по доверенности от 01.06.2011,  Гермашева О.М. по доверенности от 01.06.2011 и Зинчук А.И. по доверенности от 21.11.2011 от ООО «Берендей»
от ответчиков - Козлова М.Е. по доверенности департамента от 24.10.2011 и Кулинича А.Е. по доверенности общественной организации от 09.10.2011,
установил:


         Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса.
          Заявленные требования мотивированы антимонопольной службой в окончательном виде (с учетом состоявшихся судебных актов по делу №А82-11618/2010) нарушением при проведении конкурса пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
          Общество с ограниченной ответственностью «Берендей», первоначально привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, как лицо, принимавшее участие в торгах, но их не выигравшее, в процессе рассмотрения дела заявило ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца. Установив соблюдение правил статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса, суд ходатайство удовлетворил. Предмет спора сформулирован соистцом аналогично вышеуказанному.
          Оба ответчика считают конкурс проведенным с соблюдением всех установленных требований, областное общество - имеющим явные преимущества перед ООО «Берендей» и законно победившее на конкурсе. Заявили о пропуске соистцом годичного срока исковой давности по заявленным требованиям.
          Рассмотрением материалов дела судом установлено.
          Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов» обратилась в Правительство Ярославской области и Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области с заявкой о намерении принять участие в предстоящем конкуре на предоставление территорий Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром. Было представлено описание двух участков в Переславском муниципальном районе Ярославской области, которым присвоены №№18 и 19.
          Конкурс было решено провести, и 17.11.2009 в официальном печатном издании было размещено извещение о проведении 24.12.2009 конкурса по предоставлению участков территории области для долгосрочного пользования животным миром. На участие в конкурсе было подано две заявки: от общественной организации и от ООО «Берендей». 24.12.2009г. конкурс состоялся, протоколом заседания конкурсной комиссии победителем признано областное общество охотников и рыболовов.
           Обществом и департаментом 11.02.2010 заключены договоры за №№ 23 и 32 о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для осуществления долгосрочного пользования животным миром Переславского и Бармазовского охотхозяйства соответственно.
           Правомерность проведения конкурса как такового подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 18.03.2011 по делу №А82-11618/201.
           Нарушение, допущенное конкурсной комиссией и являющееся основанием для признания результатов конкурса недействительными, усмотрено антимонопольным органом в том, что при определении победителя конкурса не были приведены мотивы, по которым победителем признано областное общество.
          Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных антимонопольным органом требований.
       Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире» (в действовавшей на момент проведения конкурса редакции) животный мир определен как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Использование объектов животного мира - добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.         Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром (статья 33 Закона).

         Одним из видов пользования животным миром является охота.

      Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
     Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 36 Закона)..
         Этот же орган и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
     При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
     Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 37).
          В соответствии с данным Законом постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 №150-п утверждено Положение о  предоставлении животного мира в долгосрочной пользование на территории Ярославской области, которым определен порядок проведения конкурсов.
       Положением определено, что целью проведения конкурса является выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов животного мира, их охрану и воспроизводство.
       Конкурс организует и проводит департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области, который размещает информацию о проведении конкурса и условиях его проведения в средствах массовой информации; осуществляет подготовку пакета справочной информации об участке территории, представленном на конкурс; принимает и регистрирует заявки претендентов; организует проведение заседаний конкурсной комиссии;  оформляет протоколы заседаний конкурсной комиссии и итоговый протокол конкурса.
      Форма конкурса - рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, на заседаниях конкурсной комиссии.  Персональный состав конкурсной комиссии утверждается постановлением Правительства области.
      Задачами конкурсной комиссии являются рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, участвующими в конкурсе, оценка представленных материалов и определение победителя конкурса. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии.
       Победителем конкурса признается претендент, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия пользования животным миром на заявленном участке территории. При этом учитывается следующее: наличие у претендента преимущества в предоставлении животного мира в пользование в соответствии с действующим законодательством; отсутствие задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды и готовность претендента инвестировать денежные средства на охранные и биотехнические мероприятия; наличие в собственности претендента материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления пользования, а также наличие охотничьих баз и других помещений на испрашиваемой территории; наличие в штате специалиста-охотоведа; мнение местного населения о закреплении охотничьих угодий, если таковое представлено претендентом; наличие нарушений претендентом законодательства о животном мире; невыполнение претендентом условий договора о предоставлении в пользование участка территории или условий действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром, если он ранее осуществлял долгосрочное пользование животным миром;  полнота документации и представленных претендентом сведений либо недостоверность представленной информации.
       По результатам проведения конкурса департамент готовит протокол итогового заседания конкурсной комиссии, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
       В протоколе итогового заседания конкурсной комиссии содержится:  список присутствовавших на заседании членов конкурсной комиссии; сведения об участниках конкурса; предложения участников конкурса и заключение конкурсной комиссии с указанием победителя конкурса и обоснованием его выбора.
          В течение 21 рабочего дня со дня определения победителя конкурса департамент готовит проект постановления Правительства области о предоставлении участка территории в пользование, на основании которого  заключает договор пользования участком территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством с учетом согласований и выдает долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
          Тот протокол конкурсной комиссии от 24.12.2009, который оценивается в настоящем деле, содержит лишь результаты тайного голосования членов комиссии. Никаких указаний на то, какими критериями руководствовались члены комиссии, какие предложения конкурсантов были ими оценены и каким образом в протоколе не содержится.
       Отсутствие таких указаний не соответствует самой сущности конкурсных торгов, которые предполагают оценку предложений конкурсантов и для того и проводятся. Как указано в статье 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
           С учетом изложенного суд признает обоснованными доводы антимонопольного органа о том, что при проведении департаментом по охране и использованию животного мира конкурса на право предоставления участков №№18 и 19 в Переславском муниципальной районе Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром был нарушен порядок определения победителя торгов.
        В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушение такого порядка является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
       Что касается исковых требований ООО «Берендей», то оно вступило в дело с требованием об оспаривании торгов по истечении годичного срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса РФ, и об этом заявлено ответчиками по делу.
       С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
                                           
                                               Р Е Ш И Л :
         
Иск Управления Федеральной антимонопольной службы удовлетворить.
           Признать недействительными результаты конкурса по предоставлению участков территории Ярославской области площадью 90,8 тыс. га и 13,6 тыс. га в Переславском муниципальном районе Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром,  состоявшегося 24.12.2009, как проведенного с нарушением статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
           Признать недействительным договоры №23 от 11.02.2010 и №32 от 11.02.2010, заключенные по результатам данного конкурса между Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организацией «Областное общество охотников и рыболовов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок после принятия решения.

Судья                                                                                                  М.В.Суровова

stdClass Object ( [vid] => 9281 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ярославской области по иску УФАС по Ярославской области и ООО «Берендей» (Дело №А82-11168/2010) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9281 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334149404 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е


г. Ярославль                                           Дело №А82-11168/2010

Резолютивная часть                                                                           05.12.2011
оглашена 28.11.2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи   Сурововой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Педченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

УФАС по Ярославской области и ООО «Берендей» /ИНН 7622012798 ОГРН 1047601202494/ к
Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области
ЯРОО «Областное общество охотников и рыболовов»
о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса

при участии:
от истца - Гаврилова С.В. по доверенности от 25.07.2011 от УФАС, Фирсова А.В. по доверенности от 01.06.2011,  Гермашева О.М. по доверенности от 01.06.2011 и Зинчук А.И. по доверенности от 21.11.2011 от ООО «Берендей»
от ответчиков - Козлова М.Е. по доверенности департамента от 24.10.2011 и Кулинича А.Е. по доверенности общественной организации от 09.10.2011,
установил:


         Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса.
          Заявленные требования мотивированы антимонопольной службой в окончательном виде (с учетом состоявшихся судебных актов по делу №А82-11618/2010) нарушением при проведении конкурса пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
          Общество с ограниченной ответственностью «Берендей», первоначально привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, как лицо, принимавшее участие в торгах, но их не выигравшее, в процессе рассмотрения дела заявило ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца. Установив соблюдение правил статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса, суд ходатайство удовлетворил. Предмет спора сформулирован соистцом аналогично вышеуказанному.
          Оба ответчика считают конкурс проведенным с соблюдением всех установленных требований, областное общество - имеющим явные преимущества перед ООО «Берендей» и законно победившее на конкурсе. Заявили о пропуске соистцом годичного срока исковой давности по заявленным требованиям.
          Рассмотрением материалов дела судом установлено.
          Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов» обратилась в Правительство Ярославской области и Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области с заявкой о намерении принять участие в предстоящем конкуре на предоставление территорий Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром. Было представлено описание двух участков в Переславском муниципальном районе Ярославской области, которым присвоены №№18 и 19.
          Конкурс было решено провести, и 17.11.2009 в официальном печатном издании было размещено извещение о проведении 24.12.2009 конкурса по предоставлению участков территории области для долгосрочного пользования животным миром. На участие в конкурсе было подано две заявки: от общественной организации и от ООО «Берендей». 24.12.2009г. конкурс состоялся, протоколом заседания конкурсной комиссии победителем признано областное общество охотников и рыболовов.
           Обществом и департаментом 11.02.2010 заключены договоры за №№ 23 и 32 о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для осуществления долгосрочного пользования животным миром Переславского и Бармазовского охотхозяйства соответственно.
           Правомерность проведения конкурса как такового подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 18.03.2011 по делу №А82-11618/201.
           Нарушение, допущенное конкурсной комиссией и являющееся основанием для признания результатов конкурса недействительными, усмотрено антимонопольным органом в том, что при определении победителя конкурса не были приведены мотивы, по которым победителем признано областное общество.
          Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных антимонопольным органом требований.
       Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире» (в действовавшей на момент проведения конкурса редакции) животный мир определен как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Использование объектов животного мира - добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.         Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром (статья 33 Закона).

         Одним из видов пользования животным миром является охота.

      Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
     Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 36 Закона)..
         Этот же орган и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
     При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
     Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 37).
          В соответствии с данным Законом постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 №150-п утверждено Положение о  предоставлении животного мира в долгосрочной пользование на территории Ярославской области, которым определен порядок проведения конкурсов.
       Положением определено, что целью проведения конкурса является выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов животного мира, их охрану и воспроизводство.
       Конкурс организует и проводит департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области, который размещает информацию о проведении конкурса и условиях его проведения в средствах массовой информации; осуществляет подготовку пакета справочной информации об участке территории, представленном на конкурс; принимает и регистрирует заявки претендентов; организует проведение заседаний конкурсной комиссии;  оформляет протоколы заседаний конкурсной комиссии и итоговый протокол конкурса.
      Форма конкурса - рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, на заседаниях конкурсной комиссии.  Персональный состав конкурсной комиссии утверждается постановлением Правительства области.
      Задачами конкурсной комиссии являются рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, участвующими в конкурсе, оценка представленных материалов и определение победителя конкурса. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии.
       Победителем конкурса признается претендент, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия пользования животным миром на заявленном участке территории. При этом учитывается следующее: наличие у претендента преимущества в предоставлении животного мира в пользование в соответствии с действующим законодательством; отсутствие задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды и готовность претендента инвестировать денежные средства на охранные и биотехнические мероприятия; наличие в собственности претендента материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления пользования, а также наличие охотничьих баз и других помещений на испрашиваемой территории; наличие в штате специалиста-охотоведа; мнение местного населения о закреплении охотничьих угодий, если таковое представлено претендентом; наличие нарушений претендентом законодательства о животном мире; невыполнение претендентом условий договора о предоставлении в пользование участка территории или условий действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром, если он ранее осуществлял долгосрочное пользование животным миром;  полнота документации и представленных претендентом сведений либо недостоверность представленной информации.
       По результатам проведения конкурса департамент готовит протокол итогового заседания конкурсной комиссии, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
       В протоколе итогового заседания конкурсной комиссии содержится:  список присутствовавших на заседании членов конкурсной комиссии; сведения об участниках конкурса; предложения участников конкурса и заключение конкурсной комиссии с указанием победителя конкурса и обоснованием его выбора.
          В течение 21 рабочего дня со дня определения победителя конкурса департамент готовит проект постановления Правительства области о предоставлении участка территории в пользование, на основании которого  заключает договор пользования участком территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством с учетом согласований и выдает долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
          Тот протокол конкурсной комиссии от 24.12.2009, который оценивается в настоящем деле, содержит лишь результаты тайного голосования членов комиссии. Никаких указаний на то, какими критериями руководствовались члены комиссии, какие предложения конкурсантов были ими оценены и каким образом в протоколе не содержится.
       Отсутствие таких указаний не соответствует самой сущности конкурсных торгов, которые предполагают оценку предложений конкурсантов и для того и проводятся. Как указано в статье 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
           С учетом изложенного суд признает обоснованными доводы антимонопольного органа о том, что при проведении департаментом по охране и использованию животного мира конкурса на право предоставления участков №№18 и 19 в Переславском муниципальной районе Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром был нарушен порядок определения победителя торгов.
        В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушение такого порядка является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
       Что касается исковых требований ООО «Берендей», то оно вступило в дело с требованием об оспаривании торгов по истечении годичного срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса РФ, и об этом заявлено ответчиками по делу.
       С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
                                           
                                               Р Е Ш И Л :
         
Иск Управления Федеральной антимонопольной службы удовлетворить.
           Признать недействительными результаты конкурса по предоставлению участков территории Ярославской области площадью 90,8 тыс. га и 13,6 тыс. га в Переславском муниципальном районе Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром,  состоявшегося 24.12.2009, как проведенного с нарушением статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
           Признать недействительным договоры №23 от 11.02.2010 и №32 от 11.02.2010, заключенные по результатам данного конкурса между Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организацией «Областное общество охотников и рыболовов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок после принятия решения.

Судья                                                                                                  М.В.Суровова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                           Дело №А82-11168/2010

Резолютивная часть                                                                           05.12.2011
оглашена 28.11.2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи   Сурововой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Педченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

УФАС по Ярославской области и ООО «Берендей» /ИНН 7622012798 ОГРН 1047601202494/ к
Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области
ЯРОО «Областное общество охотников и рыболовов»
о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса

при участии:
от истца - Гаврилова С.В. по доверенности от 25.07.2011 от УФАС, Фирсова А.В. по доверенности от 01.06.2011,  Гермашева О.М. по доверенности от 01.06.2011 и Зинчук А.И. по доверенности от 21.11.2011 от ООО «Берендей»
от ответчиков - Козлова М.Е. по доверенности департамента от 24.10.2011 и Кулинича А.Е. по доверенности общественной организации от 09.10.2011,
установил:

         Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса.
          Заявленные требования мотивированы антимонопольной службой в окончательном виде (с учетом состоявшихся судебных актов по делу №А82-11618/2010) нарушением при проведении конкурса пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
          Общество с ограниченной ответственностью «Берендей», первоначально привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, как лицо, принимавшее участие в торгах, но их не выигравшее, в процессе рассмотрения дела заявило ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца. Установив соблюдение правил статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса, суд ходатайство удовлетворил. Предмет спора сформулирован соистцом аналогично вышеуказанному.
          Оба ответчика считают конкурс проведенным с соблюдением всех установленных требований, областное общество - имеющим явные преимущества перед ООО «Берендей» и законно победившее на конкурсе. Заявили о пропуске соистцом годичного срока исковой давности по заявленным требованиям.
          Рассмотрением материалов дела судом установлено.
          Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов» обратилась в Правительство Ярославской области и Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области с заявкой о намерении принять участие в предстоящем конкуре на предоставление территорий Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром. Было представлено описание двух участков в Переславском муниципальном районе Ярославской области, которым присвоены №№18 и 19.
          Конкурс было решено провести, и 17.11.2009 в официальном печатном издании было размещено извещение о проведении 24.12.2009 конкурса по предоставлению участков территории области для долгосрочного пользования животным миром. На участие в конкурсе было подано две заявки: от общественной организации и от ООО «Берендей». 24.12.2009г. конкурс состоялся, протоколом заседания конкурсной комиссии победителем признано областное общество охотников и рыболовов.
           Обществом и департаментом 11.02.2010 заключены договоры за №№ 23 и 32 о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для осуществления долгосрочного пользования животным миром Переславского и Бармазовского охотхозяйства соответственно.
           Правомерность проведения конкурса как такового подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 18.03.2011 по делу №А82-11618/201.
           Нарушение, допущенное конкурсной комиссией и являющееся основанием для признания результатов конкурса недействительными, усмотрено антимонопольным органом в том, что при определении победителя конкурса не были приведены мотивы, по которым победителем признано областное общество.
          Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных антимонопольным органом требований.
       Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире» (в действовавшей на момент проведения конкурса редакции) животный мир определен как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Использование объектов животного мира - добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.         Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром (статья 33 Закона).

         Одним из видов пользования животным миром является охота.

      Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
     Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 36 Закона)..
         Этот же орган и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
     При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
     Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 37).
          В соответствии с данным Законом постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 №150-п утверждено Положение о  предоставлении животного мира в долгосрочной пользование на территории Ярославской области, которым определен порядок проведения конкурсов.
       Положением определено, что целью проведения конкурса является выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов животного мира, их охрану и воспроизводство.
       Конкурс организует и проводит департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области, который размещает информацию о проведении конкурса и условиях его проведения в средствах массовой информации; осуществляет подготовку пакета справочной информации об участке территории, представленном на конкурс; принимает и регистрирует заявки претендентов; организует проведение заседаний конкурсной комиссии;  оформляет протоколы заседаний конкурсной комиссии и итоговый протокол конкурса.
      Форма конкурса - рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, на заседаниях конкурсной комиссии.  Персональный состав конкурсной комиссии утверждается постановлением Правительства области.
      Задачами конкурсной комиссии являются рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, участвующими в конкурсе, оценка представленных материалов и определение победителя конкурса. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии.
       Победителем конкурса признается претендент, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия пользования животным миром на заявленном участке территории. При этом учитывается следующее: наличие у претендента преимущества в предоставлении животного мира в пользование в соответствии с действующим законодательством; отсутствие задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды и готовность претендента инвестировать денежные средства на охранные и биотехнические мероприятия; наличие в собственности претендента материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления пользования, а также наличие охотничьих баз и других помещений на испрашиваемой территории; наличие в штате специалиста-охотоведа; мнение местного населения о закреплении охотничьих угодий, если таковое представлено претендентом; наличие нарушений претендентом законодательства о животном мире; невыполнение претендентом условий договора о предоставлении в пользование участка территории или условий действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром, если он ранее осуществлял долгосрочное пользование животным миром;  полнота документации и представленных претендентом сведений либо недостоверность представленной информации.
       По результатам проведения конкурса департамент готовит протокол итогового заседания конкурсной комиссии, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
       В протоколе итогового заседания конкурсной комиссии содержится:  список присутствовавших на заседании членов конкурсной комиссии; сведения об участниках конкурса; предложения участников конкурса и заключение конкурсной комиссии с указанием победителя конкурса и обоснованием его выбора.
          В течение 21 рабочего дня со дня определения победителя конкурса департамент готовит проект постановления Правительства области о предоставлении участка территории в пользование, на основании которого  заключает договор пользования участком территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством с учетом согласований и выдает долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
          Тот протокол конкурсной комиссии от 24.12.2009, который оценивается в настоящем деле, содержит лишь результаты тайного голосования членов комиссии. Никаких указаний на то, какими критериями руководствовались члены комиссии, какие предложения конкурсантов были ими оценены и каким образом в протоколе не содержится.
       Отсутствие таких указаний не соответствует самой сущности конкурсных торгов, которые предполагают оценку предложений конкурсантов и для того и проводятся. Как указано в статье 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
           С учетом изложенного суд признает обоснованными доводы антимонопольного органа о том, что при проведении департаментом по охране и использованию животного мира конкурса на право предоставления участков №№18 и 19 в Переславском муниципальной районе Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром был нарушен порядок определения победителя торгов.
        В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушение такого порядка является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
       Что касается исковых требований ООО «Берендей», то оно вступило в дело с требованием об оспаривании торгов по истечении годичного срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса РФ, и об этом заявлено ответчиками по делу.
       С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
                                           
                                               Р Е Ш И Л :
         
Иск Управления Федеральной антимонопольной службы удовлетворить.
           Признать недействительными результаты конкурса по предоставлению участков территории Ярославской области площадью 90,8 тыс. га и 13,6 тыс. га в Переславском муниципальном районе Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром,  состоявшегося 24.12.2009, как проведенного с нарушением статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
           Признать недействительным договоры №23 от 11.02.2010 и №32 от 11.02.2010, заключенные по результатам данного конкурса между Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организацией «Областное общество охотников и рыболовов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок после принятия решения.

Судья                                                                                                  М.В.Суровова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А82-11168/2010 [format] => [safe_value] => А82-11168/2010 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Отдел контроля органов власти и рекламы:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства   федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской  области, органами местного самоуправления;

- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской  области, органов местного самоуправления;

- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Начальник отдела — Конькова Наталья Анатольевна
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-05 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-05 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334149404 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )