Организатор торгов -
ОАО «Ярославская генерирующая компания»
150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28а,
т./ф. 40-79-65 доб. 1124
Заказчик торгов -
МУП «Коммунальник»
152360, с. Большое Село, пл. Советская, д. 5
(48542) 1-12-50
Заявитель -
ООО «Ярнефтепром»
150044, г. Ярославль, 2-й Промышленный пр., д. 7
66-03-26
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
№ 06-07/59-14
09 сентября 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г.,
с участием:
- представителя организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — ОАО ЯГК») Смирновой Н.Н., Кузиной О.В. (по доверенности),
- заявителя – ООО «Ярнефтепром» - Загораева М.Н. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — Организатор торгов), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «ЯГК» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута топочного малозольного М-100 V-VII вида для нужд МУП «Коммунальник» (далее — Конкурс).
Обжалуемые действия - составление конкурсной документации несоответствующей требованиям действующего законодательства о закупках.
В ходе заседания Комиссии представитель ООО «Ярнефтепром» в полном объеме подтвердил доводы жалобы.
Представители Организатора торгов считают, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Конкурса допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение Комиссия исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Установлено, что ООО «Ярнефтепром» предложение на участие в данном Конкурсе не подавалось, поступившая жалоба Заявителя не связана с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), определены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Коммунальник» утверждено Приказом директора МУП «Коммунальник» от 20.12.2013 № 100 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность МУП «Коммунальник», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с агентским договором на организацию и проведение торгов № 14/2014-ЯГК от 18.07.2014, ОАО «ЯГК» принято обязательство по организации и проведению Конкурса, в том числе по разработке конкурсной документации.
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом.
Согласно части 1О статьи 3 Закона о закупках ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба ООО «Ярнефтепром», в рассматриваемой ситуации, не содержит ссылки на перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках нарушения. Антимонопольным органом, со своей стороны, в ходе рассмотрения жалобы такие нарушения также установлены не были. Фактически в жалобе ставится вопрос о правомерности критериев, установленных в Конкурсной документации.
С учетом изложенного у антимонопольного органа отсутствуют основания для установления факта того или иного нарушения Закона о закупках по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а также выдачи соответствующего предписания.
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частью 2 статьи 2 Закон о закупках заказчик самостоятельно принимает Положение о закупках, в котором регламентирует свою закупочную деятельность, установив в нем порядок проведения закупки. В том числе, Заказчик обладает правом устанавливать требования к участникам закупки, к заявкам, предоставляемым участниками, порядку и критериям оценки заявок.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пунктам 2.4.1. - 2.4.4. Положения о закупках МУП «Коммунальник» для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия по закупкам должна оценить и сопоставить заявки по критериям, указанным в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
- цена;
- качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг и т.д.
В конкурсной документации Заказчик должен использовать два и более критерия. В составе каждого критерия допускается применение подкритериев, раскрывающих содержание критериев. Порядок оценки заявок по критериям устанавливается в соответствующей конкурсной документацией.
Согласно пунктам 2.9.1., 2.9.3. Положения о закупках оценка и сопоставление заявок, допущенных к участию в конкурсе, осуществляются в целях определения заявки, наиболее удовлетворяющей потребностям Заказчика в товаре, работе, услуге, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены конкурсной документацией. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложений участников. Победителем признается участник конкурса, который сделал лучшее предложение и заявке которого присвоен первый номер.
Частью 4 Конкурсной документации (Оценка предложений участников конкурса) были установлены следующие критерии оценки заявки на участие в конкурсе:
- цена договора (значимость критерия 60 %);
- квалификация Участника (значимостью 40%), включает подкритерии;
- количество исполненных договоров (значимость 30 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте s пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
-количество автотранспорта, необходимого для перевозки мазута (значимость 40 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте q пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
- место нахождения участника (значимость 30%).
Порядок оценки по критериям (подкритериям) установлен подразделом 4.8.3. Конкурсной документации, который в соответствии с требованиями Положения о закупках, опубликован в составе документации в сети «Интернет».
Ответ на запрос ООО «Ярнефтепром» о разъяснении конкурсной документации, в части применения порядка оценки предложений Участников, изложен в ответе Организатора торгов от 29.08.2014.
Как установлено Комиссией при рассмотрении и жалобы, процедура оценки предложений Участников Конкурса не состоялась, а, следовательно, решение вопроса о правомерности (неправомерности) действий конкурсной Комиссии при оценке предложений, возможной ошибочности выставления баллов по каждому из критериев (подкритериев) на данной стадии проведения торгов преждевременно и невозможно.
Установление критериев в Конкурсной документации само по себе, вне непосредственного применения их конкурсной комиссией, не может повлечь нарушения процедуры организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов ОАО «Ярославская генерирующая компания» необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение заказа, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 03.09.2014 № 13528/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.В. Гаврилов
А.Г. Карамшук
stdClass Object
(
[vid] => 12721
[uid] => 5
[title] => Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 06-07/59-14
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 12721
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1410524815
[changed] => 1410524815
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1410524815
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Организатор торгов -
ОАО «Ярославская генерирующая компания»
150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28а,
т./ф. 40-79-65 доб. 1124
Заказчик торгов -
МУП «Коммунальник»
152360, с. Большое Село, пл. Советская, д. 5
(48542) 1-12-50
Заявитель -
ООО «Ярнефтепром»
150044, г. Ярославль, 2-й Промышленный пр., д. 7
66-03-26
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
№ 06-07/59-14
09 сентября 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г.,
с участием:
- представителя организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — ОАО ЯГК») Смирновой Н.Н., Кузиной О.В. (по доверенности),
- заявителя – ООО «Ярнефтепром» - Загораева М.Н. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — Организатор торгов), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «ЯГК» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута топочного малозольного М-100 V-VII вида для нужд МУП «Коммунальник» (далее — Конкурс).
Обжалуемые действия - составление конкурсной документации несоответствующей требованиям действующего законодательства о закупках.
В ходе заседания Комиссии представитель ООО «Ярнефтепром» в полном объеме подтвердил доводы жалобы.
Представители Организатора торгов считают, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Конкурса допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение Комиссия исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Установлено, что ООО «Ярнефтепром» предложение на участие в данном Конкурсе не подавалось, поступившая жалоба Заявителя не связана с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), определены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Коммунальник» утверждено Приказом директора МУП «Коммунальник» от 20.12.2013 № 100 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность МУП «Коммунальник», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с агентским договором на организацию и проведение торгов № 14/2014-ЯГК от 18.07.2014, ОАО «ЯГК» принято обязательство по организации и проведению Конкурса, в том числе по разработке конкурсной документации.
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом.
Согласно части 1О статьи 3 Закона о закупках ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба ООО «Ярнефтепром», в рассматриваемой ситуации, не содержит ссылки на перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках нарушения. Антимонопольным органом, со своей стороны, в ходе рассмотрения жалобы такие нарушения также установлены не были. Фактически в жалобе ставится вопрос о правомерности критериев, установленных в Конкурсной документации.
С учетом изложенного у антимонопольного органа отсутствуют основания для установления факта того или иного нарушения Закона о закупках по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а также выдачи соответствующего предписания.
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частью 2 статьи 2 Закон о закупках заказчик самостоятельно принимает Положение о закупках, в котором регламентирует свою закупочную деятельность, установив в нем порядок проведения закупки. В том числе, Заказчик обладает правом устанавливать требования к участникам закупки, к заявкам, предоставляемым участниками, порядку и критериям оценки заявок.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пунктам 2.4.1. - 2.4.4. Положения о закупках МУП «Коммунальник» для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия по закупкам должна оценить и сопоставить заявки по критериям, указанным в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
- цена;
- качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг и т.д.
В конкурсной документации Заказчик должен использовать два и более критерия. В составе каждого критерия допускается применение подкритериев, раскрывающих содержание критериев. Порядок оценки заявок по критериям устанавливается в соответствующей конкурсной документацией.
Согласно пунктам 2.9.1., 2.9.3. Положения о закупках оценка и сопоставление заявок, допущенных к участию в конкурсе, осуществляются в целях определения заявки, наиболее удовлетворяющей потребностям Заказчика в товаре, работе, услуге, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены конкурсной документацией. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложений участников. Победителем признается участник конкурса, который сделал лучшее предложение и заявке которого присвоен первый номер.
Частью 4 Конкурсной документации (Оценка предложений участников конкурса) были установлены следующие критерии оценки заявки на участие в конкурсе:
- цена договора (значимость критерия 60 %);
- квалификация Участника (значимостью 40%), включает подкритерии;
- количество исполненных договоров (значимость 30 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте s пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
-количество автотранспорта, необходимого для перевозки мазута (значимость 40 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте q пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
- место нахождения участника (значимость 30%).
Порядок оценки по критериям (подкритериям) установлен подразделом 4.8.3. Конкурсной документации, который в соответствии с требованиями Положения о закупках, опубликован в составе документации в сети «Интернет».
Ответ на запрос ООО «Ярнефтепром» о разъяснении конкурсной документации, в части применения порядка оценки предложений Участников, изложен в ответе Организатора торгов от 29.08.2014.
Как установлено Комиссией при рассмотрении и жалобы, процедура оценки предложений Участников Конкурса не состоялась, а, следовательно, решение вопроса о правомерности (неправомерности) действий конкурсной Комиссии при оценке предложений, возможной ошибочности выставления баллов по каждому из критериев (подкритериев) на данной стадии проведения торгов преждевременно и невозможно.
Установление критериев в Конкурсной документации само по себе, вне непосредственного применения их конкурсной комиссией, не может повлечь нарушения процедуры организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов ОАО «Ярославская генерирующая компания» необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение заказа, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 03.09.2014 № 13528/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.В. Гаврилов
А.Г. Карамшук
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Организатор торгов -
ОАО «Ярославская генерирующая компания»
150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28а,
т./ф. 40-79-65 доб. 1124
Заказчик торгов -
МУП «Коммунальник»
152360, с. Большое Село, пл. Советская, д. 5
(48542) 1-12-50
Заявитель -
ООО «Ярнефтепром»
150044, г. Ярославль, 2-й Промышленный пр., д. 7
66-03-26
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
№ 06-07/59-14
09 сентября 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г.,
с участием:
- представителя организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — ОАО ЯГК») Смирновой Н.Н., Кузиной О.В. (по доверенности),
- заявителя – ООО «Ярнефтепром» - Загораева М.Н. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «Ярославская генерирующая компания» (далее — Организатор торгов), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов - ОАО «ЯГК» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку мазута топочного малозольного М-100 V-VII вида для нужд МУП «Коммунальник» (далее — Конкурс).
Обжалуемые действия - составление конкурсной документации несоответствующей требованиям действующего законодательства о закупках.
В ходе заседания Комиссии представитель ООО «Ярнефтепром» в полном объеме подтвердил доводы жалобы.
Представители Организатора торгов считают, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Конкурса допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение Комиссия исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Установлено, что ООО «Ярнефтепром» предложение на участие в данном Конкурсе не подавалось, поступившая жалоба Заявителя не связана с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), определены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Коммунальник» утверждено Приказом директора МУП «Коммунальник» от 20.12.2013 № 100 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность МУП «Коммунальник», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с агентским договором на организацию и проведение торгов № 14/2014-ЯГК от 18.07.2014, ОАО «ЯГК» принято обязательство по организации и проведению Конкурса, в том числе по разработке конкурсной документации.
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом.
Согласно части 1О статьи 3 Закона о закупках ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба ООО «Ярнефтепром», в рассматриваемой ситуации, не содержит ссылки на перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках нарушения. Антимонопольным органом, со своей стороны, в ходе рассмотрения жалобы такие нарушения также установлены не были. Фактически в жалобе ставится вопрос о правомерности критериев, установленных в Конкурсной документации.
С учетом изложенного у антимонопольного органа отсутствуют основания для установления факта того или иного нарушения Закона о закупках по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а также выдачи соответствующего предписания.
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частью 2 статьи 2 Закон о закупках заказчик самостоятельно принимает Положение о закупках, в котором регламентирует свою закупочную деятельность, установив в нем порядок проведения закупки. В том числе, Заказчик обладает правом устанавливать требования к участникам закупки, к заявкам, предоставляемым участниками, порядку и критериям оценки заявок.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пунктам 2.4.1. - 2.4.4. Положения о закупках МУП «Коммунальник» для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия по закупкам должна оценить и сопоставить заявки по критериям, указанным в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
- цена;
- качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг и т.д.
В конкурсной документации Заказчик должен использовать два и более критерия. В составе каждого критерия допускается применение подкритериев, раскрывающих содержание критериев. Порядок оценки заявок по критериям устанавливается в соответствующей конкурсной документацией.
Согласно пунктам 2.9.1., 2.9.3. Положения о закупках оценка и сопоставление заявок, допущенных к участию в конкурсе, осуществляются в целях определения заявки, наиболее удовлетворяющей потребностям Заказчика в товаре, работе, услуге, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены конкурсной документацией. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложений участников. Победителем признается участник конкурса, который сделал лучшее предложение и заявке которого присвоен первый номер.
Частью 4 Конкурсной документации (Оценка предложений участников конкурса) были установлены следующие критерии оценки заявки на участие в конкурсе:
- цена договора (значимость критерия 60 %);
- квалификация Участника (значимостью 40%), включает подкритерии;
- количество исполненных договоров (значимость 30 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте s пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
-количество автотранспорта, необходимого для перевозки мазута (значимость 40 %), требование к документам, подтверждающим соответствие претендента данному подкритерию, установлено в подпункте q пункта 4.5.2.1 Конкурсной документации;
- место нахождения участника (значимость 30%).
Порядок оценки по критериям (подкритериям) установлен подразделом 4.8.3. Конкурсной документации, который в соответствии с требованиями Положения о закупках, опубликован в составе документации в сети «Интернет».
Ответ на запрос ООО «Ярнефтепром» о разъяснении конкурсной документации, в части применения порядка оценки предложений Участников, изложен в ответе Организатора торгов от 29.08.2014.
Как установлено Комиссией при рассмотрении и жалобы, процедура оценки предложений Участников Конкурса не состоялась, а, следовательно, решение вопроса о правомерности (неправомерности) действий конкурсной Комиссии при оценке предложений, возможной ошибочности выставления баллов по каждому из критериев (подкритериев) на данной стадии проведения торгов преждевременно и невозможно.
Установление критериев в Конкурсной документации само по себе, вне непосредственного применения их конкурсной комиссией, не может повлечь нарушения процедуры организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Ярнефтепром» на действия организатора торгов ОАО «Ярославская генерирующая компания» необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение заказа, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 03.09.2014 № 13528/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.В. Гаврилов
А.Г. Карамшук
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 06-07/59-14
[format] =>
[safe_value] => 06-07/59-14
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 52
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 52
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-12 12:22:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-12 12:22:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1410524815
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)