Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
Заявитель:
...
Заинтересованное лицо:
ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска
ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931
исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014
Решение
по делу № 06-03/06-14
28 июля 2014 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:
- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);
- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);
- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),
рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...
На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.
Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.
При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:
1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;
2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);
3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;
4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;
5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.
Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).
Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.
В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.
Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.
Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.
Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.
Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.
Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.
Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).
Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.
То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.
При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 06-03/06-14
08 августа 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
stdClass Object
(
[vid] => 12513
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу № 06-03/06-14
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 12513
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1407913105
[changed] => 1407913105
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1407913105
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
Заявитель:
...
Заинтересованное лицо:
ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска
ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931
исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014
Решение
по делу № 06-03/06-14
28 июля 2014 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:
- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);
- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);
- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),
рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...
На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.
Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.
При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:
1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;
2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);
3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;
4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;
5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.
Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).
Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.
В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.
Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.
Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.
Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.
Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.
Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.
Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).
Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.
То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.
При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 06-03/06-14
08 августа 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
Заявитель:
...
Заинтересованное лицо:
ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска
ул. 9 Мая, д. 61, г. Рыбинск, 152931
исх. № 12516/06-03 от 08.08.2014
Решение
по делу № 06-03/06-14
28 июля 2014 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 08.08.2014)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:
- от Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (далее - Ответчик) - Минеева О.С. (по доверенности);
- от ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска представители не явились (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения имеются в материалах дела);
- заявитель ... на заседание Комиссии также не явился, явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил (доказательства надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения находятся в материалах дела),
рассмотрев, на заседании Комиссии 28 июля 2014 года дело № 06-03/06-14, возбужденное в отношении Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ...
На заседании Комиссии представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, а также пояснил следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом. При этом первоначальная редакция Закона об организации транспортного обслуживания населения предусматривала, что уполномоченный орган и орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Вместе с тем, данное требование было отменено законом Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области». Маршруты: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20 открыты до 01.01.2007. По указанным маршрутам, с момента их открытия и по настоящее время, перевозки осуществляются Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска, являющимся правопреемником МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска, на основании договора, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. За период действия указанного договора со стороны других перевозчиков предложений по осуществлению перевозок по указанным маршрутам не поступало. При этом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи после октября 2014 года (после завершения реконструкции Привокзальной площади в городе Рыбинске) планируется проведение конкурсов на заключение договоров об организации регулярных перевозок.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, пролегающих в границах территории Ярославской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания населения, вступившим в силу 01.01.2007.
Как установлено статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.
При этом, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного закона, возможно заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, а именно:
1) при необходимости осуществления перевозок по временно открытым маршрутам регулярных перевозок в связи с вынужденным закрытием действующих маршрутов регулярных перевозок;
2) при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок);
3) при наличии потребности в привлечении к осуществлению перевозок дополнительного перевозчика в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы на маршруте регулярных перевозок, которые не могут быть преодолены перевозчиком, ранее заключившим договор об организации регулярных перевозок по указанному маршруту, на срок не более 90 дней;
4) если конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией;
5) при наличии потребности в привлечении перевозчика к осуществлению регулярных перевозок для обследования потенциального пассажиропотока на открываемом (изменяемом) маршруте на срок не более 90 дней.
Согласно пункту 1.2 части 1 Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам, утвержденного постановлением Главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения», уполномоченным органом в области перевозок (заказчиком перевозок) на территории городского округа город Рыбинск определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск. Заказчик перевозок в том числе в установленном порядке проводит конкурсы на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом по внутримуниципальным маршрутам регулярного сообщения; в установленном порядке заключает, изменяет и расторгает договоры об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом (пункт 3.1 части 3 указанного Порядка).
Как установлено пунктом 1.2 части 1 Порядка организации и проведения открытого конкурса по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на внутримуниципальных маршрутах регулярного сообщения (Приложение № 3 к Постановлению городского округа город Рыбинск от 21.01.2008 № 55) (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса), задачей открытого конкурса является - создание условий для добросовестной конкуренции перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для: удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок пассажиров; развития рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров.
В материалах дела имеется действующий договор № 5 от 14.01.2008 на транспортное обслуживание заключенный с перевозчиком МУП «ПАТП № 1» г. Рыбинска (в настоящее время ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска) в отношении 18 маршрутов: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, сроком действия договора с 01.01.2008 до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок.
Как следует из пояснений Ответчика, указанный договор заключен без проведения конкурса на основании части 4 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Вместе с тем, положения части 4 статьи 15 указанного Закона не относятся к случаям заключения договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса, которые установлены частью 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения, а наоборот предусматривают, что заключение новых договоров должно происходить на конкурсной основе. Пункт 2 части 3 статьи 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения может быть применим только при необходимости временного осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее осуществлявшим указанные перевозки (до проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок).
При этом в ходе рассмотрения дела Комиссией также установлено, что с даты заключения договора № 5 от 14.01.2008 до настоящего времени конкурсы по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, Ответчиком не были проведены, Перевозчик - ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска продолжает осуществлять регулярные автомобильных пассажирские перевозки по данным маршрутам.
Как следует из материалов дела, указанные маршруты открыты в 2005-2006 годах, паспорта маршрутов утверждены Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
Закон об организации транспортного обслуживания населения, устанавливающий необходимость проведения конкурсов для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, вступил в силу с 01.01.2007.
Частью 4 статьи 15 Закона об организации транспортного обслуживания населения (в редакции действующей до принятия Закона Ярославской области от 05.04.2011 № 7-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов Ярославской области») предусматривалось, что уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу настоящего Закона, до 31 декабря 2010 года. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярного сообщения, открытым до вступления в силу настоящего Закона, вправе продолжить осуществление этой деятельности до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном настоящим Законом.
Исходя из положений вышеуказанной нормы, по маршрутам, открытым до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, должны были до 31.12.2010 проведены конкурсы на право осуществления перевозок, при этом указанная норма отменена после истечения указанного срока. Кроме того, исключение нормы о сроке проведения конкурсов (до 31.12.2010) не означает также отмены обязательности проведения конкурсных процедур, определенной статьей 9 Закона об организации транспортного обслуживания населения.
Так как маршруты регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, открыты до вступления в силу Закона об организации транспортного обслуживания населения, а значит конкурсы на право осуществления перевозок по данным маршрутам должны были быть проведены Ответчиком до 31.12.2010 года.
Непроведение Ответчиком в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурсов по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, исключает реализацию задачи проведения конкурса, указанной в пункте 1.2 Порядка организации и проведения открытого конкурса, что не может не влиять на конкуренцию, так как в данном случае состязательность хозяйствующих субъектов за обладание соответствующим ресурсом устраняется.
Рынок услуг по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, как в границах территории городского округа город Рыбинск, так и на территории Ярославской области, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством, выступающих на нем хозяйствующих субъектов (по имеющейся информации в настоящее время перевозки по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом в границах городского округа город Рыбинск также осуществляют иные хозяйствующие субъекты — перевозчики, например. ИП Евсин И.П., ИП Тамаев В.А., ИП Лебедев Е.С.).
Довод Ответчика о том, что конкурентные процедуры не проводились, в том числе, в связи с тем, что с 2013 года проводилась научно-проектная работа по оптимизации единой сети внутримуниципальных маршрутов регулярного сообщения городского округа горд Рыбинск (в рамках муниципального контракта № 6 МЗ от 04.06.2013), и реализация соответствующих мероприятий, планируется согласно графику перехода, указанного в научно-исследовательской работе в срок с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2016 года, Комиссией не принимается, поскольку итоги данной работы, не являются для органа местного самоуправления обязательными и носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, данное основание не предусмотрено Законом об организации транспортного обслуживания населения, как исключение для непроведения конкурсных процедур.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 по делу № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном проведении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Неисполнение Ответчиком требований, установленных нормами Закона об организации транспортного обслуживания населения, в части обязательного проведения конкурсных процедур для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок, объективно исключило доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере перевозок автомобильным транспортом, к конкурентно значимой услуге и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данной услуги. Хозяйствующий субъект (ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска), с которым был заключен договор на организацию перевозок по маршрутам: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, функционирующими на указанном товарном рынке, поскольку продолжает использовать право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по данным маршрутам вне предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.
То обстоятельство, что в период в 2009-2010 гг. Ответчиком проводились конкурсы на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск, в которых принимали участие организации, занимающиеся данным видом деятельности, подтверждает, что рассмотренный рынок является конкурентным, следовательно, реальная угроза конкурентным отношениям имела место.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по непроведению в период с 01.01.2008 по настоящее время конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на территории городского округа город Рыбинск по маршрутам регулярного сообщения: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данное нарушение привело к фактическому недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по указанным маршрутам.
При этом в действиях должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
Ответчик:
Администрация городского округа город Рыбинск, в лице Департамента жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи
ул. Рабочая, д. 1, г. Рыбинск, 152900
исх. № 12517/06-03 от 08.08.2014
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 06-03/06-14
08 августа 2014 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии – временно исполняющая обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 июля 2014 года по делу № 06-03/0614 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации городского округа город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Агентству транспорта Ярославской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- принять меры по организации и проведению открытых конкурсов по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на внуримуниципальных маршрутах регулярного сообщения, в отношении межмуниципальных маршрутов, обслуживаемых в настоящее время Перевозчиком - ОАО «ПАТП № 1» г. Рыбинска: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 14, № 15, № 16-э, № 17, № 19, № 20).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 28 ноября 2014 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.Г. Карамшук
Е.В. Коженков
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 06-03/06-14
[format] =>
[safe_value] => 06-03/06-14
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
Отдел контроля органов власти и рекламы:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления;
- осуществляет меры по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления;
- осуществляет рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- рассматривает заявления органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, о даче согласия на предоставление такой преференций;
- государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Начальник отдела — Конькова Наталья Анатольевна
Электронный адрес: to76@fas.gov.ru
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-08-08 06:56:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-08-08 06:56:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1407913105
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ярославское УФАС России
)