Решение о прекращении дела № 03-03/58-10 в отношении ОАО "Ярославльводоканал"

Дата публикации: 22 октября 2010, 04:00

Решение по делу № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

08 октября 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2010 года
г. Ярославль

 
Комиссия Ярославского УФАС в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдина Е.А., рассмотрев дело № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО «Ярославльводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
 
Дело № 03-03/58-10 возбуждено по заявлению ООО «Аурат-ВВ».
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, представил письменные пояснения по данному вопросу. Заявитель полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» является субъектом естественной монополии, для которого установлен тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению. Соответственно полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» должно осуществлять отбор поставщиков на основании проведения конкурсных процедур. Полагает, что ЗАО «Коагулянт» было выбрано ОАО «Ярославльводоканал» для поставки сульфата алюминия жидкого по причине аффилированности указанных лиц.
Представитель ОАО «Ярославльводоканал» пояснил, что торги для выбора поставщика сульфата алюминия жидкого обществом не проводились, в связи с отсутствием указанной обязанности у общества. Основным критерием выбора ЗАО «Коагулянт» были технические, химические особенности поставляемого коагулянта. Полагает, что нарушение статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренций» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года в действиях ОАО «Ярославльводоканал» отсутствуют.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года к сферам деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Основным видом деятельности МУП «Ярославльводоканал» в соответствии с уставом является оказание коммунальных услуг населению, промышленным и другим предприятиям и организациям г. Ярославля по подаче питьевой и технической воды, приему и отводу сточных вод и загрязняющих веществ. Указанный вид деятельности не относится к сфере деятельности естественных монополий. Также предприятие не осуществляло каких-либо иных видов деятельности, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Таким образом, МУП «Ярославльводоканал» не является субъектом естественной монополии.
30 ноября 2007 года МУП «Ярославльводоканал» заключило с ЗАО «Коагулянт» договор поставки № 16-05/646. Согласно договору ЗАО «Коагулянт» обязуется поставить ОАО «Ярославльводоканал» сульфат алюминия жидкий.
Также 10 декабря 2007 года конкурсной комиссией по поставке коагулянта составлен протокол заседания № 285. Согласно указанному протоколу поступили предложения по поставке алюминия жидкого от трех хозяйствующих субъектов: ЗАО «Коагулянт», ООО «Синтез», ООО НПП «Хим-Эко». Комиссией по поставке коагулянта было принято решение приобретать сульфат алюминия жидкий у ЗАО «Коагулянт» поскольку «МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля является держателем акций уставного капитала ЗАО «Коагулянт», находящегося на территории г. Ярославля в непосредственной близости от водопроводных станций МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля и производящего жидкий сульфат алюминия в городе Ярославле. Соответственно МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля может влиять и влияет на политику ценообразования данного предприятия, а также заинтересован в развитии производственной базы ЗАО «Коагулянт».».
Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 448 Гражданского кодекса определен порядок проведения торгов. В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
МУП «Ярославльводоканал» не делало извещения о проведении торгов на право заключения договора поставки сульфата алюминия жидкого, таким образом, процедура торгов для отбора поставщика алюминия жидкого МУП «Ярославльводоканал» не проводилась. Договор поставки № 16-05/646 был заключен с ЗАО «Коагулянт» до момента подписания протокола № 285 от 10.12.2007 года.
Также действующим законодательством установлены случаи, когда заключение договора возможно только по результатам торгов. В частности к таким договорам относятся договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок заключения которых установлен Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На момент заключения договора поставки № 16-05/646 с ЗАО «Коагулянт» 30 ноября 2007 года организационно-правовая форма ответчика в соответствии с учредительными документами была определена как «муниципальное унитарное предприятие». Предприятие в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ являлось коммерческой организацией, не являлось получателем бюджетных средств. Закупка сульфата алюминия жидкого производилась за счет собственных средств предприятия.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года о конкурсном отборе поставщиков товара на отношения по заключению МУП «Ярославльводоканал» договора поставки сульфата алюминия жидкого не распространяются. Таким образом, на МУП «Ярославльводоканал» законодательно не налагалась обязанность проведения торгов для отбора поставщика, и предприятие было свободно в выборе порядка заключения договора поставки и в выборе контрагента, то есть было вправе, но не обязано проводить соответствующий конкурс.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «Ярославльводоканал» заключило договор поставки сульфата алюминия жидкого № 16-05/646 от 10.12.2007 года с ЗАО «Коагулянт» без проведения конкурсной процедуры отбора поставщика в отсутствие у предприятия такой обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Поскольку МУП «Ярославльводоканал» не проводило процедуру торгов, в действиях предприятия не содержится признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
решила:
 

Прекратить производство по делу о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Ярославльводоканал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях общества.

stdClass Object ( [vid] => 7704 [uid] => 1 [title] => Решение о прекращении дела № 03-03/58-10 в отношении ОАО "Ярославльводоканал" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7704 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638219 [changed] => 1370523479 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523479 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

08 октября 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2010 года
г. Ярославль

 
Комиссия Ярославского УФАС в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдина Е.А., рассмотрев дело № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО «Ярославльводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
 
Дело № 03-03/58-10 возбуждено по заявлению ООО «Аурат-ВВ».
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, представил письменные пояснения по данному вопросу. Заявитель полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» является субъектом естественной монополии, для которого установлен тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению. Соответственно полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» должно осуществлять отбор поставщиков на основании проведения конкурсных процедур. Полагает, что ЗАО «Коагулянт» было выбрано ОАО «Ярославльводоканал» для поставки сульфата алюминия жидкого по причине аффилированности указанных лиц.
Представитель ОАО «Ярославльводоканал» пояснил, что торги для выбора поставщика сульфата алюминия жидкого обществом не проводились, в связи с отсутствием указанной обязанности у общества. Основным критерием выбора ЗАО «Коагулянт» были технические, химические особенности поставляемого коагулянта. Полагает, что нарушение статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренций» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года в действиях ОАО «Ярославльводоканал» отсутствуют.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года к сферам деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Основным видом деятельности МУП «Ярославльводоканал» в соответствии с уставом является оказание коммунальных услуг населению, промышленным и другим предприятиям и организациям г. Ярославля по подаче питьевой и технической воды, приему и отводу сточных вод и загрязняющих веществ. Указанный вид деятельности не относится к сфере деятельности естественных монополий. Также предприятие не осуществляло каких-либо иных видов деятельности, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Таким образом, МУП «Ярославльводоканал» не является субъектом естественной монополии.
30 ноября 2007 года МУП «Ярославльводоканал» заключило с ЗАО «Коагулянт» договор поставки № 16-05/646. Согласно договору ЗАО «Коагулянт» обязуется поставить ОАО «Ярославльводоканал» сульфат алюминия жидкий.
Также 10 декабря 2007 года конкурсной комиссией по поставке коагулянта составлен протокол заседания № 285. Согласно указанному протоколу поступили предложения по поставке алюминия жидкого от трех хозяйствующих субъектов: ЗАО «Коагулянт», ООО «Синтез», ООО НПП «Хим-Эко». Комиссией по поставке коагулянта было принято решение приобретать сульфат алюминия жидкий у ЗАО «Коагулянт» поскольку «МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля является держателем акций уставного капитала ЗАО «Коагулянт», находящегося на территории г. Ярославля в непосредственной близости от водопроводных станций МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля и производящего жидкий сульфат алюминия в городе Ярославле. Соответственно МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля может влиять и влияет на политику ценообразования данного предприятия, а также заинтересован в развитии производственной базы ЗАО «Коагулянт».».
Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 448 Гражданского кодекса определен порядок проведения торгов. В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
МУП «Ярославльводоканал» не делало извещения о проведении торгов на право заключения договора поставки сульфата алюминия жидкого, таким образом, процедура торгов для отбора поставщика алюминия жидкого МУП «Ярославльводоканал» не проводилась. Договор поставки № 16-05/646 был заключен с ЗАО «Коагулянт» до момента подписания протокола № 285 от 10.12.2007 года.
Также действующим законодательством установлены случаи, когда заключение договора возможно только по результатам торгов. В частности к таким договорам относятся договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок заключения которых установлен Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На момент заключения договора поставки № 16-05/646 с ЗАО «Коагулянт» 30 ноября 2007 года организационно-правовая форма ответчика в соответствии с учредительными документами была определена как «муниципальное унитарное предприятие». Предприятие в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ являлось коммерческой организацией, не являлось получателем бюджетных средств. Закупка сульфата алюминия жидкого производилась за счет собственных средств предприятия.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года о конкурсном отборе поставщиков товара на отношения по заключению МУП «Ярославльводоканал» договора поставки сульфата алюминия жидкого не распространяются. Таким образом, на МУП «Ярославльводоканал» законодательно не налагалась обязанность проведения торгов для отбора поставщика, и предприятие было свободно в выборе порядка заключения договора поставки и в выборе контрагента, то есть было вправе, но не обязано проводить соответствующий конкурс.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «Ярославльводоканал» заключило договор поставки сульфата алюминия жидкого № 16-05/646 от 10.12.2007 года с ЗАО «Коагулянт» без проведения конкурсной процедуры отбора поставщика в отсутствие у предприятия такой обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Поскольку МУП «Ярославльводоканал» не проводило процедуру торгов, в действиях предприятия не содержится признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
решила:
 

Прекратить производство по делу о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Ярославльводоканал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях общества.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

08 октября 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2010 года
г. Ярославль
 
Комиссия Ярославского УФАС в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Правдина Е.А., рассмотрев дело № 03-03/58-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО «Ярославльводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
 
Дело № 03-03/58-10 возбуждено по заявлению ООО «Аурат-ВВ».
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, представил письменные пояснения по данному вопросу. Заявитель полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» является субъектом естественной монополии, для которого установлен тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению. Соответственно полагает, что ОАО «Ярославльводоканал» должно осуществлять отбор поставщиков на основании проведения конкурсных процедур. Полагает, что ЗАО «Коагулянт» было выбрано ОАО «Ярославльводоканал» для поставки сульфата алюминия жидкого по причине аффилированности указанных лиц.
Представитель ОАО «Ярославльводоканал» пояснил, что торги для выбора поставщика сульфата алюминия жидкого обществом не проводились, в связи с отсутствием указанной обязанности у общества. Основным критерием выбора ЗАО «Коагулянт» были технические, химические особенности поставляемого коагулянта. Полагает, что нарушение статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренций» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года в действиях ОАО «Ярославльводоканал» отсутствуют.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года к сферам деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Основным видом деятельности МУП «Ярославльводоканал» в соответствии с уставом является оказание коммунальных услуг населению, промышленным и другим предприятиям и организациям г. Ярославля по подаче питьевой и технической воды, приему и отводу сточных вод и загрязняющих веществ. Указанный вид деятельности не относится к сфере деятельности естественных монополий. Также предприятие не осуществляло каких-либо иных видов деятельности, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Таким образом, МУП «Ярославльводоканал» не является субъектом естественной монополии.
30 ноября 2007 года МУП «Ярославльводоканал» заключило с ЗАО «Коагулянт» договор поставки № 16-05/646. Согласно договору ЗАО «Коагулянт» обязуется поставить ОАО «Ярославльводоканал» сульфат алюминия жидкий.
Также 10 декабря 2007 года конкурсной комиссией по поставке коагулянта составлен протокол заседания № 285. Согласно указанному протоколу поступили предложения по поставке алюминия жидкого от трех хозяйствующих субъектов: ЗАО «Коагулянт», ООО «Синтез», ООО НПП «Хим-Эко». Комиссией по поставке коагулянта было принято решение приобретать сульфат алюминия жидкий у ЗАО «Коагулянт» поскольку «МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля является держателем акций уставного капитала ЗАО «Коагулянт», находящегося на территории г. Ярославля в непосредственной близости от водопроводных станций МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля и производящего жидкий сульфат алюминия в городе Ярославле. Соответственно МУП «Ярославльводоканал» г. Ярославля может влиять и влияет на политику ценообразования данного предприятия, а также заинтересован в развитии производственной базы ЗАО «Коагулянт».».
Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 448 Гражданского кодекса определен порядок проведения торгов. В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
МУП «Ярославльводоканал» не делало извещения о проведении торгов на право заключения договора поставки сульфата алюминия жидкого, таким образом, процедура торгов для отбора поставщика алюминия жидкого МУП «Ярославльводоканал» не проводилась. Договор поставки № 16-05/646 был заключен с ЗАО «Коагулянт» до момента подписания протокола № 285 от 10.12.2007 года.
Также действующим законодательством установлены случаи, когда заключение договора возможно только по результатам торгов. В частности к таким договорам относятся договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок заключения которых установлен Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На момент заключения договора поставки № 16-05/646 с ЗАО «Коагулянт» 30 ноября 2007 года организационно-правовая форма ответчика в соответствии с учредительными документами была определена как «муниципальное унитарное предприятие». Предприятие в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ являлось коммерческой организацией, не являлось получателем бюджетных средств. Закупка сульфата алюминия жидкого производилась за счет собственных средств предприятия.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года о конкурсном отборе поставщиков товара на отношения по заключению МУП «Ярославльводоканал» договора поставки сульфата алюминия жидкого не распространяются. Таким образом, на МУП «Ярославльводоканал» законодательно не налагалась обязанность проведения торгов для отбора поставщика, и предприятие было свободно в выборе порядка заключения договора поставки и в выборе контрагента, то есть было вправе, но не обязано проводить соответствующий конкурс.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «Ярославльводоканал» заключило договор поставки сульфата алюминия жидкого № 16-05/646 от 10.12.2007 года с ЗАО «Коагулянт» без проведения конкурсной процедуры отбора поставщика в отсутствие у предприятия такой обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Поскольку МУП «Ярославльводоканал» не проводило процедуру торгов, в действиях предприятия не содержится признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
решила:
 

Прекратить производство по делу о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Ярославльводоканал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях общества.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-22 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-22 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ярославское УФАС России )